Знание бизнеса — общее знание экономики и той отрасли, в которой субъект ведет хозяйственную деятельность, и более конкретное знание методов осуществления этой деятельности клиентом. Разъяснения по поводу понимания аудитором бизнеса клиента имеются в МСА 310 «Знание бизнеса».
Источниками сведений об отрасли и субъекте являются: предыдущий опыт работы с субъектом и в его отрасли; беседы с сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, обзор их отчетов; беседы с другими специалистами, работавшими с данным субъектом или в данной отрасли (аудиторы, юристы, отраслевые специалисты); беседы с заказчиками, поставщиками, конкурентами; публикации, относящиеся к отрасли; законодательные и нормативные акты; посещение зданий субъекта; документы хозяйственного, финансового и рекламного характера, подготовленные субъектом.
В приложении к стандарту имеются вопросы для рассмотрения бизнеса клиента, важнейшие из которых приведены ниже.
A. Общие экономические факторы: общая тенденция развития (спад, рост); процентные ставки и наличие финансовых ресурсов; инфляция, курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля; политика правительства (денежная, фискальная, программы правительственной помощи, тарифы, торговые ограничения).
Знания, без которых директору по маркетингу не выжить в 2022 году
B. Отрасль: рынок и конкуренция; цикличность или сезонность; изменения в технологии производства; коммерческий риск (высокая технология, легкий доступ на рынок для новых конкурентов); специфическая практика и проблемы бухгалтерского учета; экологические требования и проблемы; специфическая нормативная правовая база.
1. Управление и структура собственности: форма собственности; собственники и связанные стороны; структура капитала; организационная структура; задачи, философия, стратегические планы руководства; изменения в структуре видов деятельности; источники и методы финансирования; совет директоров: состав, деловая репутация, профессиональный опыт, независимость и контроль за деятельностью управляющих; периодичность заседаний, наличие аудиторского комитета; выработка политики корпоративного поведения, замена профессиональных консультантов; управляющие: опыт и репутация, текучесть кадров, финансовый персонал и его статус, укомплектованность бухгалтерии кадрами, планы стимулирования; использование прогнозов и бюджетов, давление на руководство (перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованные сроки объявления результатов), управленческие информационные системы; подразделение внутреннего аудита (наличие, эффективность работы); отношение к внутреннему контролю.
2. Деятельность субъекта: характер производственной деятельности (производство, торговля, финансовые услуги, внешнеэкономическая деятельность); местонахождение производственных, офисных и складских помещений; наемный персонал (государственное регулирование трудовых отношений, профсоюзные и пенсионные обязательства); продукция (услуги) и рынки (основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, маркетинговая стратегия); условия приобретения товаров и услуг; местонахождение и объем товарно-материальных запасов; лицензии, патенты; категории расходов; исследования и разработки; активы, обязательства и операции в иностранной валюте; внутренние нормативные акты; действующие информационные системы; структура долгов.
Выявление потребностей Умение задавать вопросы и слушать
3. Основные показатели, статистика и тенденции финансовой деятельности.
4. Внешние условия, оказывающие влияние на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.
5. Законодательство: среда регулирования и нормативные требования; налогообложение; требования к аудиторскому отчету; пользователи финансовой отчетности.
Источник: infopedia.su
3.2. Знание бизнеса
Понятие «знание бизнеса» и его значение для сотрудников аудиторских организаций, участвующих в проведении аудита, определяются в МСА 310 «Знание бизнеса». Согласно требованиям данного МСА при проведении аудита финансовой отчетности аудитор должен обладать знаниями о бизнесе клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций, методов работы, существенно влияющих на финансовую отчетность, проверку или аудиторское заключение. Подобные знания важны для оценки неотъемлемого риска, риска системы контроля и позволяют аудитору правильно определить характер, сроки и объем аудиторских процедур.
В разделе «Получение знаний» приведен порядок получения информации о бизнесе клиента, согласно которому еще до заключения договора на оказание аудиторских услуг аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли, структуре собственности и деятельности предполагаемого клиента, а также определить возможность обеспечения адекватного уровня знаний о бизнесе для проведения аудита.
В качестве основных источников получения информации о бизнесе клиента названы:
• предыдущий опыт работы с этим субъектом и его отраслью;
• беседы с сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, другими аудиторами, юристами, консультантами, компетентными людьми — отраслевыми экономистами, заказчиками, поставщиками и конкурентами;
• публикации, относящиеся к отрасли, законодательные и нормативные акты;
• документы, подготовленные субъектом;
• посещение производственных помещений и административных зданий субъекта;
• документы, подготовленные субъектом (протоколы заседаний; материалы, рассылавшиеся акционерам или представленные органам, регулирования; рекламные материалы; годовые и финансовые отчеты за предыдущие годы; сметы; внутренние отчеты руководства; промежуточные финансовые отчеты; руководство по управленческой политике; указания по ведению бухгалтерского учета и системам внутреннего контроля; план счетов; должностные инструкции; планы маркетинга и продаж).
В разделе «Применение знаний» указаны пути рационального использования сведений о бизнесе клиента, позволяющие аудитору эффективно провести аудиторскую проверку и способствующие:
• правильной оценке рисков;
• определению уровня существенности;
• оценке заявлений руководства и оценочных значений;
• установлению связанных сторон;
• выявлению мошенничества и существенный ошибок;
• сбору аудиторских доказательств;
• анализу соответствия учетной политики и сведений, раскрываемых в финансовой отчетности.
Отмечено, что в конечном счете перечисленные моменты должны обеспечить лучшее обслуживание клиента, а это немаловажно для повышения конкурентоспособности аудиторских организаций.
Приложение «Знание бизнеса — аспекты для рассмотрения» к МСА 310 содержит перечень вопросов широкого круга. Вопросы объединены в три группы:
А «Общие экономические факторы» (общий уровень экономической деятельности, наличие финансовых ресурсов, инфляция, ревальвация валюты, тарифы, торговые ограничения, курс иностранной валюты, политика правительства, в том числе денежная, налоговая);
В «Отрасль — важные отраслевые условия, влияющие на бизнес клиента» (рынок и конкуренция, изменения в технологии производства, экологические проблемы, нормативно-правовая база, специфика практической стороны деятельности и др.);
С «Субъект» (управление и структура собственности, хозяйственная деятельность субъекта, финансовые показатели, условия, в которых подготавливается финансовая отчетность, законодательство, укомплектованность бухгалтерии кадрами, текучесть кадров и др.).
На основе данного МСА разработано ПСАД № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», которым установлены требования, предъявляемые к аудитору в вопросах получения знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта и их дальнейшего использования при проведении аудита.
Понимание деятельности экономического субъекта, необходимое для работы, предполагает в том числе понимание экономической ситуации в стране и в отрасли, в которой действует экономический субъект, а также более подробное знание того, как он действует. У аудитора оно может быть менее глубоким, чем это необходимо для управления экономическим субъектом. Понимание деятельности экономического субъекта и надлежащее использование информации о деятельности аудируемого лица помогают аудитору оценивать риски и выявлять проблемные области, эффективно планировать и проводить аудит, оценивать аудиторские доказательства, обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.
Аудитор вырабатывает профессиональные суждения по вопросам, для решения которых важно знание деятельности аудируемого лица, на таких стадиях аудита, как:
• оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля;
• рассмотрение коммерческих рисков и действий руководства аудируемого лица в отношении данных рисков;
• разработка общего плана аудита и программы аудита;
• определение уровня существенности и оценка того, является ли он надлежащим;
• сбор аудиторских доказательств для определения их надлежащего характера и выполнения соответствующих предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• оценка официальных разъяснений и заявлений руководства и определенных им оценочных значений;
• установление областей деятельности аудируемого лица, где могут потребоваться специфические знания и навыки;
• выявление аффилированных лиц и операций с ними;
• выявление противоречивой информации; и обнаружение необычных обстоятельств;
• подготовка квалифицированных запросов и оценка характера ответов на них;
• анализ надлежащего характера учетной политики и раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
К внешним факторам, влияющим на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, относятся общеэкономические и отраслевые факторы.
• состояние экономики в целом (рост или спад производства);
• процентные ставки и наличие финансовых ресурсов;
• инфляция, девальвация, ревальвация национальной валюты;
• государственная политика (в том числе денежная, налоговая, тарифная), торговые ограничения, программы правительственной помощи;
• курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля. Отраслевые факторы:
• рынок и конкуренция;
• цикличная или сезонная деятельность;
• изменения в технологии производства;
• сокращение или расширение деятельности;
• неблагоприятные условия (падение спроса, проблемы с производственными мощностями, серьезная ценовая конкуренция);
• экономические показатели в отрасли;
• требования и проблемы, связанные с охраной окружающей
• доступность и стоимость энергоресурсов;
• особенности деятельности (например, в отношении трудовых договоров, порядка финансирования, порядка ведения бухгалтерского учета).
Кроме того, к вопросам, имеющим отношение ко многим аудиторским заданиям, относятся:
• управление и структура собственности аудируемого лица (корпоративная и организационная структура, акционеры и аффилированные лица, источники и методы финансирования и т.д.);
• продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность аудируемого лица (характер деятельности, местонахождение производственных помещений, характеристика персонала, лицензии, патенты, основные виды расходов, научные исследования и разработки, действующие информационные системы, особенности получения займов);
• факторы, относящиеся к финансовому положению аудируемого лица, в том числе основные финансовые показатели и тенденции их изменения;
• особенности законодательства (требования нормативно-правовых актов, применяемых в процессе деятельности аудируемого лица, в том числе в сфере налогообложения; требования раскрытия информации, характерные для данного вида деятельности; требования к аудиторскому заключению; возможные пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности).
Таким образом, положения МСА 310 «Знание бизнеса» и ПС АД № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», в соответствии с которыми руководители проверяемого экономического субъекта обязаны своевременно обеспечить аудиторов информацией, необходимой для понимания деятельности этого экономического субъекта, в целом идентичны. При необходимости получения более глубоких знаний о деятельности экономического субъекта аудитор должен применить аналитические процедуры. Требуемая для этого информация должна быть сгруппирована соответствующим образом: данные об общих экономических факторах; данные, связанные со спецификой отрасли, к которой относится деятельность клиента; данные, связанные с особенностями деятельности экономического субъекта.
Для надлежащего использования информации о деятельности аудируемого лица аудитор должен проанализировать, каким образом характер данной деятельности влияет на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в целом и соответствуют ли предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности знаниям аудитора об этой деятельности.
Для того чтобы аудиторы обладали знаниями о бизнесе клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций, методов работы, существенно влияющих на финансовую отчетность, проверку или аудиторское заключение, аудиторским организациям следует уделять серьезное внимание вопросам аттестации и повышения квалификации своих сотрудников с учетом требований указанных стандартов аудиторской деятельности, поскольку подобные знания важны для оценки неотъемлемого риска, риска системы контроля и позволяют аудитору правильно определить характер, сроки и объем аудиторских процедур.
Источник: consensus-audit.ru
Знание бизнеса клиента это
От того, как организована аудиторская проверка, как она спланирована и оформлена, с помощью каких методов и процедур проводится, во многом зависит ее надежность и достоверность. Эти причины и послужили основой для создания и развития стандартов аудиторской деятельности в разных странах и в конечном итоге для создания МСА как международной системы, которая впитала в себя все наиболее ценное в области аудиторской деятельности в современном мире.
Поскольку информационной базой аудита прежде всего является финансовая отчетность, то очевидна связь стандартов аудиторской деятельности со стандартами финансового учета и отчетности.
В настоящее время Россия относится к числу тех стран, в которых существует национальное законодательство в области аудита в виде уже упомянутого закона об аудиторской деятельности и отдельных стандартов, рассматривающих конкретные аспекты аудиторской деятельности.
Если характеризовать роль МСА в становлении аудиторской деятельности и рассуждать об их основном предназначении, то можно выделить следующие аспекты: 1) МСА используются при аудите финансовой отчетности, а также с необходимой адаптацией и другой, сопутствующей информации; 2) МСА содержат основные принципы, процедуры и руководства. Эти принципы и процедуры нужно интерпретировать с учетом пояснительных материалов, которые являются руководством к их применению; 3) МСА применяются только к существенным аспектам проверки; 4) МСА не отменяют национальные стандарты. Если национальные стандарты не противоречат МСА, то это означает их автоматическое соответствие. Если же национальные стандарты противоречат МСА, то, в соответствии с конституцией МФБ (Международной федерацией бухгалтеров), страны-участницы должны применять все необходимые меры по сближению с МСА и устранению противоречий. Страны – члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ) могут принимать МСА в качестве своих национальных стандартов.
Связь стандартов аудита со стандартами финансовой отчетности является не только общим правилом, но и прослеживается при рассмотрении отдельных стандартов.
Например, МСА 120 «Основные принципы МСА» связан со всей системой МСА и всей системой МСФО; МСА 320 «Существенность в аудите» и МСА 570 «Непрерывность деятельности» связаны с «Принципами составления финансовой отчетности в МСФО» и с МСФО № 1 «Представление финансовой отчетности»; МСА 550 «Связанные стороны» основан на МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»; МСА 560 «Последующие события» основан на МСФО № 10 «Условные события и события, произошедшие после отчетной даты».
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ. ОБЩАЯ СТРУКТУРА МСА
Работу по формированию международных стандартов финансовой отчетности и аудита организует Международная федерация бухгалтеров – МФБ (IFAC), которая была создана в 1977 г. Эта организация действует на основании конституции.
В конституции МФБ записано, что ее основная цель – развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизированных стандартов и предоставление обществу качественных услуг в области бухгалтерского учета и аудита.
С этой целью Совет МФБ учредил Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который должен заниматься разработкой стандартов и положений в области финансового аудита и сопутствующих ему услуг.
Для оказания аудиторских услуг в международном масштабе МФБ создала объединение, которое называется «Форум фирм». В эту компанию вошли представители 23 транснациональных аудиторских фирм. Целью образования «Форума фирм» является надзор и разработка нового международного режима регулирования аудита с помощью нового глобального стандарта качества, создаваемого на основании существующих МСА и Кодекса этики.
Для ускорения работ по развитию МСА Совет МФБ финансирует работы, проводимые КМАП. Важнейшими направлениями этой работы являются: 1) пересмотр отдельных МСА и Положений по международной аудиторской практике (ПМАП); 2) разработка стандартов по услугам, предусматривающим выдачу аудиторских гарантий, которые должны отразить переход аудиторской практики с «подтверждения» на «гарантирование»; 3) пересмотр рекомендаций в отношении аудиторских проверок коммерческих банков; 4) публикация МСА по производным ценным бумагам.
Источник: readli.net