Портфель предприятия, или корпоративный портфель — это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному и тому же владельцу.
Предполагается, что портфель компании должен быть сбалансирован, т. е. должно быть обеспечено правильное сочетание подразделений или продуктов, испытывающих потребность в капитале для обеспечения роста. Портфельный анализ — это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения / прекращения инвестиций в неэффективные проекты.
При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков. Предназначение методов портфельного анализа заключается в том, чтобы помочь менеджерам понять бизнес, создать ясную картину формирования затрат и прибылей в диверсифицированной компании.
Ерік Ріс Бізнес з нуля
Наиболее известным средством портфельного анализа является матрица «Бостон Консалтинг групп» (БКГ). Эта матрица объединяет темпы роста рынка и долю рынка, приходящуюся на данный продукт, производимый фирмой.
Показатель темпов роста бизнеса отражает развитие отрасли, в которой действуют структурные бизнес единицы (СБЕ), а показатель доли рынка — позиции СБЕ на рынке в сравнении с конкурентами. Матрица предполагает четыре сценария развития продукта, которые получили наименование «звезда», «денежная корова», «вопросительные знаки» и «собаки».
«Звезда» — продукт, который имеет значительную долю в растущем рынке. Компания с продукцией в этом квадрате обычно затрачивает значительные средства для ее поддержки, однако, благодаря воздействию кривой роста производительности труда, затраты с течением времени уменьшаются.
Положение звезды является наиболее благоприятным и привлекательным для предприятия, которое характеризуется дифференцированным профилем предоставляемых услуг. Такие стратегические единицы бизнеса необходимо оберегать и усиливать. «Денежная корова» — продукт, имеющий большую долю в зрелом рынке. Потребность в расходах на сбыт меньше.
Такой продукт является поставщиком средств для инвестирования в новый продукт. Стратегические единицы находящиеся в данной области необходимо оберегать и осуществлять строгий контроль, устанавливать оптимальные инвестиции и жёстко их контролировать, относительный избыток ресурсов направлять на развитие других стратегических единиц.
«Вопросительные знаки» («трудные дети») существуют в растущем рынке, они страдают от незначительности своей доли в нем. Для увеличения доли необходимы большие средства. Однако в случае отсутствия перспективы продукт может быть снят с производства.
Данные стратегические единицы бизнеса необходимо дополнительно исследовать и на основе результатов анализа, или посредством целевых инвестиций перевести в «Звезды» или имеющуюся долю рынка сохранить либо от данной стратегической единицы бизнеса отказаться. «Собаки» имеют небольшую долю на статичном или сокращающемся рынке, требуют непропорционально больших объемов затраты средств и «пожирают» ресурсы компании. Чаще всего корпорации ищут возможность освободиться от СБЕ этой группы.
Мастер-класс А. Ситникова «Управление судьбой личности и бизнеса»
Соответствующие стратегические единицы бизнеса или ликвидируются или постепенно сокращаются. Одной из важнейших задач стратегического управления предприятием является определение ассортимента выпускаемой продукции, а так же подходит ли набор продуктов и услуг с точки зрения наличия средств и управления оборотным капиталом.
Для этого используется специальная матрица БКГ. В данной модели используются две переменные: относительная доля рынка (отношение между собственной абсолютной долей рынка и общей величиной рынка) и темп роста рынка. На основе этих критериев строится матрица выбора стратегии, на которую наносятся различные бизнес-линии предприятия. Каждый кружок на рисунке представляет хозяйственную единицу (СБЕ) или стратегию. Центр каждого круга соответствует положению стратегии на матрице, а размер круга пропорционален доходу от продаж, создаваемому каждым видом хозяйственной деятельности, или же уровню предполагаемого дохода от продаж (в случае перспективных стратегических вариантов).
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net