Административные методы управления бизнесом

Аннотация: Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.

Ключевые слова: объект, процесс управления, контроль, связь

Смотреть на youtube || на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

Цель лекции:представить основные методы менеджмента, дать им краткую характеристику, рассмотреть административные методы управления и их положительные и отрицательные стороны.

Методы менеджмента – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Направленность методов менеджмента:

  1. По отношению к трудовым коллективам.
  2. По отношению к отдельным работникам.

В методологии выделяются следующие теоретические основы:

  1. Направленность – ориентация на систему (объект) управления (фирму).
  2. Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.
  3. Организационная форма – способ воздействия на сложившуюся ситуацию в определенный момент времени. Организационная форма может выражаться прямым или косвенным воздействием.
  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Общенаучными методами менеджмента принято выделять:

Лекция 13: Методы менеджмента. Административные методы управления

Остановимся более подробно на рассмотрении административных методов управления.

Административные методы управления – это методы непосредственного воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.

Они опираются на:

  • власть руководителя,
  • его права,
  • организационную дисциплину,
  • ответственность.

Компонентами административного управления принято называть:

  • виды и типы воздействия;
  • адресата;
  • постановку задания и определение критериев его выполнения;
  • установление ответственности;
  • инструктаж подчиненных и пр..

Воздействие административных методов осуществляется посредством:

  • приказов;
  • распоряжений;
  • оперативных указаний;
  • контроля за исполнением распоряжений;
  • средств поддержания дисциплины;
  • прочих факторов воздействия.

Основными регуляторами административных методов обязательно должны выступать:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  2. Хозяйственные правоотношения, носящие коммерческий характер; отношения некоммерческого характера; государственное регулирование и контроль за хозяйственной деятельностью, осуществляемую субъектами предпринимательской деятельности.
  3. Договорные отношения, определенные в трудовом и коллективном договорах.
  4. Законодательные акты, распоряжения, положения Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
  5. Распоряжения, акты, приказы, положения организаций.
  6. Система оперативного управления.

Формами проявления административных методов выступают:

  • рекомендации;
  • приказы;
  • команды;
  • постановления;
  • инструктажи;
  • распоряжения.

Особенностью административных методов управления выступает:

  1. Четкая адресность директив;
  2. Обязательность выполнения распоряжений и указаний;
  3. Наличие временных рамок выполнения задания.

Таким образом, система административных методов представляет собой, прежде всего воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления), а с другой стороны – воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Связь типов подчинения с административными методами может быть следующей:

  1. Вынужденное и внешнее навязанное — сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху».
  2. Пассивное — для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений.
  3. Осознанное, внутренне обоснованное.

Негативная сторона административных методов:усиление пассивности работников, а иногда и скрытое неповиновение ввиду отсутствия положительных подкрепляющих стимулирующих условий.

Краткие итоги

В лекции представлено краткое рассмотрение основных методов менеджмента: административные, экономические, социально-психологические.

Рассмотрены общенаучные методы менеджмента.

Подробно рассмотрены административные методы управления, основы, на которые те опираются, а также основные регуляторы.

Определены положительные и отрицательные стороны административных методов.

Вопросы

  1. Выделите направленность методов менеджмента и их теоретические основы.
  2. Дайте характеристику общенаучным методам менеджмента.
  3. Назовите компоненты административных методов управления.
  4. Приведите описание регуляторов административных методов.

Источник: intuit.ru

Административный менеджмент: направления, административные и классические методы, особенности и принципы

Административный менеджмент является одним из направлений современного менеджмента, который занимается изучением административно-распорядительных форм управления. Само администрирование при этом представляет собой организацию действий персонала, имеющего в своей основе формализацию, жесткое стимулирование и строгую регламентацию.

Суть понятия

На сегодняшний день принято выделять таких 2 направления административного менеджмента:

  • построение организационной структуры,
  • создание рациональной системы, с помощью которой можно управлять организацией.

Среди отличительных черт нужно отметить такие:

  • иерархия,
  • частое использование линейно-функциональной и линейной структуры управления,
  • разделение власти,
  • максимально точное разграничение полномочий на каждой должности,
  • применение формализованных способов для принятия управленческих решений.

механизм административного менеджмента

Административный тип менеджмента активно применяется в управлении государством. В этой привязке логичным будет отметить понятие государственно-административного управления, которое представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на управление делами государства. В его рамках получает практически полную реализацию исполнительная власть. Среди отличительных признаков такого типа управления стоит выделить:

  • оперативный и непрерывный характер деятельности,
  • выполнение специальных функций, которые требуют определенной единообразной технологии,
  • персонал, состоящий из профессионалов,
  • введение функциональных и юридических режимов,
  • использование мер, связанных с административной ответственностью,
  • функционирование аппарата управления, который построен в иерархическом порядке.

В корпоративном управлении ценность представленного типа менеджмента также неоспорима. Причина этого кроется в том, что с его помощью используется административный ресурс, предоставляющий возможность достижения разнообразных целей тем или иным должностным лицом благодаря официально предоставленным ему полномочиям.

Сегодня чрезвычайно широкое распространение получила подготовка специалистов по программе под названием «Мастер делового администрирования». Такие специалисты действительно востребованы в качестве управленцев высшего звена во многих компаниях.

школа классического административного менеджмента

Понятие административного типа менеджмента в классической теории организации и управления

Три основных области классического направления менеджмента:

  1. Научный менеджмент. В нем акцент делается на научное обоснование организации производства. Большей частью преподносится промышленный менеджмент. В данной области очень ценной является рациональность. Основана Ф. У. Тейлором, Ф. Гилбертом и Г. Гантом.
  2. Классический административный менеджмент. Первостепенное внимание уделялось организации как полноценному организму. Основными являются такие функции, как организация, планирование, контроль, координация и командная цепочка. А. Файоль и М. П. Файолет стали основателями этой области.
  3. Концепция бюрократических организаций. Ее основателем выступил М. Вебер. Базируется на точном определении должностных обязанностей, а также зон ответственности сотрудников. Существует четкое разграничение между управлением и собственностью. Управление строится исключительно на безличной основе, во главе которой стоит рациональность. Предполагает ведение формальной отчетности.
Читайте также:  Бизнес лучшее из искусств

Многолетние исследования привели к осознанию того, что нормальная работа компании невозможна без эффективного управления. Именно это стало основной предпосылкой для формирования первых представлений о понятии управления.

менеджер в административном управлении

Этапы становления управленческих школ

Первой школой классического менеджмента считается научная, основателем которой был Фредерик Тейлор. Его главная идея состоит в том, чтобы управление превратилось в некую систему, основывающуюся на научных принципах. При этом оно обязано осуществляться с помощью мероприятий и методов, специально разработанных для этого.

Суть теории заключается в том, что в постоянной стандартизации и проектировании нуждается не только техника производства, но и труд. Именно организации и управлению работы должно уделяться большое количество времени. Обязательно при этом совершенствовать систему оплаты труда. Примечательно, что при применении идей Тейлора на практике удалось доказать их важность, ведь производительность труда показала значительный рост.

Последующую эволюцию взглядов научных деятелей определило активное развитие промышленности. Анри Файолем, выдающимся французским инженером, была продолжена популяризация идей Тейлора. Именно он предложил формализовать описание работы руководства на предприятиях, выделяя характерные для них функции и виды деятельности.

Именно здесь берет свое начало классическая административная школа менеджмента. Файоль впервые сформулировал основные принципы менеджмента. Ими должны руководствоваться топ-менеджеры при решении управленческих задач, а также выполнении функций менеджера.

Большой вклад административной школы менеджмента заключается в том, что управление в ней рассматривается в качестве универсального процесса, который состоит из целого перечня функций, которые взаимосвязаны между собой. Именно в ней была сформулирована теория управления предприятием.

Основные принципы управления

Сформулированные Файолем принципы построения структуры организации, а также управления производством, актуальны и сегодня. Из-за этого школу административного управления очень часто называют классической.

Основная суть принципов управления согласно административной школе менеджмента:

  1. Разделение труда. Благодаря реализации этого принципа можно уменьшить количество объектов, на которых каждый участник управленческого процесса концентрирует свое внимание.
  2. Ответственность и власть. Стоит понимать, что эти понятия взаимосвязаны. Власть предполагает наличие права отдавать приказы, а также силы, которая требует повиновения. Разделяют официальную (иногда ее называют должностной) и личную (ту, которая обоснована личными качествами) власть. Связь понятий обусловлена тем, что без ответственности нет власти.
  3. Дисциплина. Данный принцип предполагает наличие повиновения.
  4. Единство распоряжения. Предполагается, что вне зависимости от рода деятельности работник может получать приказы исключительно от одного должностного лица.
  5. Личные интересы должны быть подчинены общим. Интересы группы работников или одного человека не могут быть выше, чем интересы всей организации.
  6. Единство дирекции. Один глава и единый план работ согласно этому принципу должны быть в одной организации.
  7. Централизация. Для успеха организации важно, чтобы в ней был управленческий центр (мозг).
  8. Вознаграждение сотрудников. Под этим понятием подразумевается стоимость услуг, которые оказываются. Эта цена обязана быть справедливой, устраивая при этом как сотрудника, так и нанимателя.
  9. Порядок. Каждая компания должна позаботится о рабочем месте для каждого сотрудника.
  10. Справедливость. Особенности административного менеджмента состоят в том, что руководитель любой компании должен попытаться вселить дух справедливости, которая объединяет все уровни скалярной цепи. Только благодаря этому можно быть уверенным в том, что персонал будет работать с максимальной отдачей и преданностью организации.
  11. Инициатива. Здесь понимается возможность разработки плана, а также гарантирование его успешного выполнения. В случае положительного результата инициатива обязательно должна быть вознаграждена.
  12. Корпоративный дух. Сила организации заключается в гармонии между всеми членами персонала.

административный менеджер персонала

Управленческий контроль

Принципы административного менеджмента называют контроль одной из важнейших управленческих функций. Эксперты утверждают, что без нее невозможно реализовать любые функции управления внутри организации.

  • Проведение сбора и обработки, а также анализа результатов, которые были получены в результате деятельности всех подразделений компаний. После этого обязательно сравнить эти данные с плановыми показателями, в результате чего будут выявлены отклонения и возможно будет определить их причины. Именно благодаря управленческому контролю можно обеспечить то, что все отклонения будут зафиксированы. Это важно для принятия срочных решений, которые касаются получения доходов компанией.
  • Анализ причин, по которым текущая деятельность отклоняется от планируемого поведения. На таком этапе возможно выявить вероятные тенденции развития компании.
  • Разработка мероприятий, которые необходимы для того, чтобы достичь намеченных целей. Именно здесь должны быть приняты конкретные управленческие решения.
  • Создание системы отчетности в компании, которая будет использоваться и в его отделениях, и в дочерних компаниях. Обязательное проведение отчетности по результатам работы целой компании, а также каждого отдельного ее подразделения.

административный менеджмент персонала

Государственное административное управление

В соответствии с социально-административным менеджментом, принято такое разделение служащих:

  • Правительственная служба. В эту группу традиционно входят высшие чиновники, которые заняли свои должности благодаря многолетним заслугам. Срок пребывания на должности напрямую связан со временем пребывания у государственного руля того политического лидера, которому они оказывают поддержку.
  • Общественная служба. Сюда причисляются профессиональные служащие, занимающие свои должности на постоянной основе. Изменение государственного руководства не может быть причиной отстранения таких сотрудников от работы.
Читайте также:  Причины почему я в бизнесе

Такое разделение в системе административно-государственного управления было предложено англо-американскими учеными.

Организация административного менеджмента на государственном уровне предполагает, что к сфере влияния управленцев относятся государственные организации и органы, государственная собственность. А также они могут влиять на общественную собственность, которая касается духовно-культурного и общественно-экономического развития, а также обеспечения свободы граждан и т. д.

Многие научные труды рассматривают государственное управление в достаточно широком смысле, где оно охватывает 3 ветви власти:

  • исполнительную,
  • судебную,
  • законодательную.

В узком смысле оно распространяется только на исполнительную власть.

Но при этом важно отметить, что без управленческого процесса не может функционировать ни одна из вышеперечисленных ветвей власти. Так, в законотворческой деятельности суть понятия управления заключается в возможности обеспечить целенаправленное и последовательное законотворчество.

административный учет

Технические условия для административной системы менеджмента

Административная школа управления предполагает, что перед тем как внедрять административный контроль, нужно обязательно решить основные вопросы с бизнесом. Имеется в виду, что должны быть известны виды услуг или продукции, которые оно может предложить потребителю и которые пользуются спросом.

Организация административного менеджмента невозможна, если продукция нерентабельна. Как минимум это условие должно соблюдаться теоретически. Себестоимость продукции и уровень заработной платы при этом не имеют значения.

Обязательное условие административного менеджмента персонала заключается в том, что заработная плата должна выплачиваться регулярно. Теоретическая возможность выплаты должна существовать даже при условии фактических задержек.

Руководство должно брать за основу идеологию, согласно которой экономический эффект может быть получен не за счет экономии на выплатах зарплаты работникам. Увеличить его можно другими способами. Например, благодаря ликвидации непроизводительного времени, а также за счет увеличения производительности использования рабочих площадей и оборудования, снижения количества брака и т. п.

У предприятия должны быть оборотые средства, а также возможность своевременного их пополнения. Административная школа управления в менеджменте отмечает, что невозможно добиться хорошего результата при наличии только долгов.

административный контроль

Выбор оптимальной структуры управления компанией

Организационная структура управления представляет собой целостную совокупность субъекта и объекта управления, которые соединены между собой крепкими информационными связями. Именно в ней возможно отражение схемы существующей у организации системы управления.

Виды организационных структур возможно поделить на такие основные группы:

  • органические (еще их называют адаптивными),
  • бюрократические (они же — традиционные).

У нормативной модели бюрократии рационального типа существуют такие концептуальные положения:

  1. Иерархия в управлении. Она подразумевает, что вышестоящим уровням подчиняются нижестоящие.
  2. Точное разграничение труда. Предполагается, что на каждой должности должны использоваться квалифицированные специалисты. Административному менеджменту очень важен этот пункт, который считается основополагающим для успеха любой организации.
  3. Присутствие формальных норм и правил, которые обязательно выполняются. При этом гарантируется, что задачи и обязанности менеджеров будут однородными.

Методы административного управления

Важное место в системе управления отдано административным методам менеджмента. Они предназначены для того, чтобы:

  • контролировать проведение работы с кадрами, а также реализацию решений, которые были приняты;
  • обеспечивать эффективность и организационную четкость работы аппарата управления;
  • гарантировать поддержание нужного предприятию распорядка работы, а также приведение в действие решений, приказов и постановлений руководства.

Административные методы менеджмента носят директивный характер, благодаря чему можно получить однозначное решение проблемы и гарантировать прямое воздействие на поведение управленческого объекта.

Данные методы собраны в систему приемов и способов, с помощью которых можно обеспечить целенаправленную, слаженную, эффективную и планомерную работу как управляемой, так и управляющей систем. Развитие административного менеджмента невозможно без применения этих методов.

Оценка эффективности управления

Обязательным является измерение эффективности администрирования. Административная школа менеджмента предполагает, что нужно соотнести результат управленческой деятельности со стоимостью ресурсов, которые были затрачены на его достижение. На эффективность работы управленцев влияет очень много факторов, которые организовываются в двух основных группах.

Первая группа, согласно административным теориям менеджмента, включает такие факторы:

Административный менеджмент включает во вторую группу целый перечень второстепенных факторов, среди которых:

  • Уровень квалификации исполнителей и работников.
  • Организационная культура.
  • Условия работы.
  • Степень обеспечения управленцев необходимыми им вспомогательными средствами.

Конечные результаты работы организации напрямую зависят от общих показателей. А вторая группа факторов характеризует эффективность, с которой используются отдельные виды ресурсов. При оценке эффективности администрирования обязательно используются показатели рентабельности и прибыли.

Источник: fb.ru

Организационно-административные методы управления

С помощью организационно-административных методов созда- ются необходимые условия функционирования организации. По- скольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации, задача организационно- административной деятельности состоит в координации действий коллектива [5].

Сущность этих методов заключается в осуществлении менедже- ром практических мер, направленных на обеспечение согласованного поведения сотрудников с целью достижения оптимального результа- та. Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, через кон- троль за их выполнением, систему административных средств под- держания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечивать организационную четкость и дисциплину труда, повышать эффектив- ность функционирования всей системы за счет лучшей организации управления.

Читайте также:  Документы для цветочного бизнеса

Основу организационно-административных методов управления составляют законодательные и нормативные акты. Так, новый Трудо- вой кодекс РФ создал рамочные условия для управления персоналом в условиях рыночной экономики. В соответствии с этим Кодексом за- конодательно определяются возможности социального партнерства в сфере труда, основные права и обязанности сторон при заключении трудового договора, продолжительность рабочего времени и времени отдыха работников, порядок оплаты и нормирования труда, а также гарантии и компенсации, предоставляемые работникам.

На основании законодательных актов создаются базовые доку- менты, регламентирующие деятельность предприятия: устав пред- приятия, положения о подразделениях и службах и т.п.

81 Организационно-административные методы, используемые на уровне организации, способствуют достижению целей предприятия путем использования таких видов деятельности, как:

− формирование оптимальной структуры;

− рациональная организация и координация трудовой деятель- ности работников;

− регламентирование компетентности и ответственности под- разделений;

− назначение и перемещение в должности;
− устранение дестабилизирующих факторов;
− распорядительство ресурсами, сроками исполнения, полномо-

чиями;
− применение контроля, санкций и т.д. Организационно-административные методы отличаются от дру-

гих методов четкой адресностью директив, обязательностью выпол- нения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматри- вается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязатель- ны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. По существу, организационно- административные методы – это методы принуждения, т.е. происхо- дит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчине- ния должны носить самый благожелательный характер, способство- вать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрес- сов, что исключает всякое взаимопонимание между управляющей и управляемой системами.

Организационно-административные методы можно разделить на два крупных блока: методы организационного воздействия и методы административного воздействия.

К методам организационного воздействия относятся: органи- зационное нормирование и планирование, организационный инструк- таж, организационное распорядительство, контроль.

Для организационного нормирования используются:
− стандарты, нормали, технические условия;
− организационно-структурные нормативы (организационные

структуры, типовые схемы управления и т.п.);
− оперативно-календарные нормативы, регламентирующие про-

82 текание производственных процессов;
− административно-организационные нормативы (правила внут-

реннего распорядка, правила найма и т.п.).
Организационное планирование включает четыре основных эле-

2) качественныепоказатели(структурапроизводства,качество услуг);

3) лимиты ресурсов (обеспечение производства);
4) планорганизационно-техническихмероприятий. Организационный инструктаж предполагает инструктирование

специалистов и служащих в системе управления для оказания им по- мощи в устранении трудностей, возникающих в процессе реализации управленческих решений.

Организационное распорядительство – это своевременная вы- дача распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям предприятия.

Организационный контроль – это программа исполнения реше- ний и распоряжений различных органов управления, а также выше- стоящей организации.

Методы организационного воздействия не могут оставаться не- изменными на протяжении длительного периода и требуют регуляр- ного пересмотра и корректировки.

Методы административного воздействия представляют со- бой воздействие, осуществляемое при помощи приказов, распоряже- ний, директив, указаний, резолюций.

Приказ – это письменное или устное распоряжение руководите- ля, направленное на решение конкретной задачи, которое предписы- вает, что, когда, кому следует сделать. При этом обычно четко опре- деляется ответственность исполнителя.

Приказ должен быть надлежащим образом оформлен и соответ- ствовать нормам административного права, иначе он не является пра- вомерным в юридическом отношении.

Распоряжение – управленческая команда руководителя, направ- ленная на решение частных вопросов. Как правило, распоряжение ис- пользуется для конкретизации задач в рамках отдельных структурных подразделений.

Директива – решение о целях перспективного развития объекта управления. Директивы, как правило, определяют общую цель, свя- занную с политикой предприятия. Они обычно рассчитаны на дли-

83 тельный срок и требуют качественных изменений приемов работы. Указания – постоянное распорядительное воздействие руково-

дителя по разъяснению конкретных заданий.

Резолюция – распоряжение руководителя, зафиксированное в документе.

Методы административного воздействия должны осуществлять- ся в ясной и краткой форме с учетом существующих этических норм.

Таким образом, административные методы управления основы- ваются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности.

Главный недостаток административных методов менеджмента состоит в том, что они ориентируют исполнителей на достижение за- данных результатов, а не на их рост, т.е. поощряют исполнительность, а не инициативу. Высококвалифицированный, социально развитый че- ловек является менее подходящим объектом административного управления. Это одна из причин того, что данные методы управления становятся менее эффективными.

С другой стороны, ослабление внешней регламентации и кон- троля трудовой и хозяйственной деятельности ведет к усилению эле- ментов стихийности в развитии экономики. Становится необходимой сложная и разветвленная система экономических стимулов и санкций. Между тем разработать, провести в жизнь и освоить систему эконо- мического управления хозяйством неизмеримо сложнее, чем управ- лять с помощью директив и приказов. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы найти рациональное для тех или иных конкретных усло- вий соотношение административных и экономических методов ме- неджмента.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин