Бизнес-единица — это подразделение компании, осуществляющее полный цикл — маркетинг, производство, сбыт, а в ряде случаев и исследования и разработки. Бизнес-единицы обладают большой самостоятельностью, их менеджеры самостоятельно определяют стратегии производства, ценообразования и сбыта, стимулирования и подбора персонала, развития производства.
Выбор того, с каким количеством бизнес-единиц следует работать, требует компромиссов как в организационном, так и стратегическом плане. С одной стороны, непреодолимо хочется иметь большое количество бизнес-единиц, поскольку каждая из них имеет возможность разрабатывать оптимальную для ее рынка стратегию. Следовательно, стратегия для каждой страны, каждого региона или каждого крупного сегмента может обладать своими выгодами. С другой стороны, наличие слишком большого количества бизнес-единиц может привести к снижению эффективности программ, отсутствию масштабности и неспособности использовать стратегические навыки лучших менеджеров. Эти рассуждения подводят к мысли о необходимости объединения бизнес-единиц в более крупные организации.
Бизнес-единицы могут быть агрегированы для создания критической массы, координации стратегий и управления присущими рынкам и стратегиям сходствами. Те бизнес-единицы, которые слишком малы для того, чтобы соответствовать стратегии, должны быть объединены с целью оказания поддержки структуре менеджмента. Более крупные бизнес-единицы обладают соответствующим штатом и программами, повышающими шансы на успех. Конечно, ради экономии издержек у двух бизнес-единиц могут быть общие элементы, например общий торговый персонал или оборудование.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Бизнес-единица
Бизнес-единица (бизнес юнит, business unit, BU, СХЕ) — это юридически оформленная, организационно выделенная дочерняя, по отношению к головной компании структура, подразделение компании достаточно значимые для бизнеса, чтобы иметь собственную стратегию, выделенную из общей стратегии компании. Бизнес единица полностью или частично экономически обособленна, отвечает за конкретный вид деятельности. Зачастую цели и задачи бизнес единицы, коррелируют с целями и задачами материнской компании, но могут и отличаться радикально. Бизнес-единицы подотчетны непосредственно высшему руководству компании.
Большие мультибрендовые, холдинговые, диверсифицированные по направлениям компании достигают синергетического эффекта за счет образования сплоченных, занятых одним делом менеджерских команд, поддержки делового энтузиазма и предпринимательства. Этот эффект достигается с помощью работы в стратегических бизнес единицах — SBU (стратегическая бизнес-единица). Управление бизнес единицей осуществляется выделенным менеджментом, во главе с руководителем бизнес единицы. Функционирование в рамках самостоятельного подразделения позволяет руководителю бизнес единицы сконцентрироваться на целях, быстрого и адекватно реагировать на изменение потребностей покупателей и ситуации на рынке, развивать навыки и опыт персонала. Это является безусловным достоинством сегментирования большого бизнеса головной компании на бизнес единицы.
В общем, управление бизнес-единицами (подразделениями головной компании) представляет собой стиль управления и форму организации бизнеса, направленную на децентрализацию предпринимательства внутри головной компаний. Все это достигается путем наделения бизнес единиц интегральной бизнес-ответственностью за определенные продуктово-рыночной стратегии.
Каждая бизнес единица обладает следующими функциями:
- бизнес-единица отвечает за выполнение стратегического анализа;
- бизнес-единица несет ответственность за независимое осуществление политик бизнеса;
- бизнес-единица осуществляет оперативную деятельность;
- бизнес единица составляет бизнес-план и отвечает за его осуществление после его одобрения высшим руководством.
Не стоит путать понятие «бизнес единица», обладающую всеми свойствами самостоятельного бизнеса и понятие «подразделение компании» (отдел компании, группа менеджеров занятых одним делом), которые не имеют самостоятельных целей и задач, не ведут бизнес, отдельно от головной компании. В этом случае, называть, скажем, производство компании или отдел продаж — бизнес единицами — не верно.
SEB24. Библиотека лучших практик в области проектирования организационных систем. Глоссарий
Источник: slggp.com
Бизнес-единица
Конечно, разделение по бизнес-единицам происходит особенно в очень крупных компаниях, которые производят много разных продуктов или ориентируются на разные группы рынков.
Таким образом, разделение на бизнес-единицы может быть дано путем разделения продуктовой линейки внутри производственной единицы, разделения единицы с учетом конкретного продукта или отдельного бренда, который хочет быть направлен на конкретный сегмент.
Итак, бизнес-единица компании — это единица, которая функционирует внутри компании и отвечает за производство и маркетинг одного или набора сопутствующих товаров, ориентированных на очень конкретные рынки.

Как возникли бизнес-единицы?
Действительно, первой компанией, которая применила концепцию бизнес-единиц, была компания General Electric, когда в 1973 году она применила на практике модель под названием SBU (стратегическая бизнес-единица) с целью упростить процесс планирования.
Потому что эта компания осознала, что она таким образом диверсифицировала свое производство, что позволило ей обслуживать самые разные рынки, такие как правительство, промышленность, дом, аэронавтика, автомобильный сектор, среди некоторых из наиболее важных, которые можно упомянуть. и поэтому у всех были очень разные потребности.
Следовательно, идея заключалась в том, чтобы сосредоточить больше внимания на небольших группах, которые она обслуживала, чтобы лучше реагировать на конкретных клиентов каждой рыночной группы, по этой причине они увидели, что необходимо применить процесс операционной децентрализации, учитывая, что их предыдущий подход отдавал приоритет производству, а не потребностям различных рынков.
Что должно быть у бизнес-единицы?
Для того, чтобы бизнес-единица работала внутри компании, необходимо:
- Что у него есть уникальная и уникальная миссия.
- Четко знайте, кто ваши конкуренты.
- Определите рынок или группу клиентов.
- Производить и продавать набор продуктов, которые имеют определенную взаимосвязь и признаны.
- Иметь независимый контроль над бизнесом, хотя он может получать поддержку от других подразделений, предлагающих общие услуги.
- Независимо управляйте бухгалтерией, пользуйтесь финансовой автономией и свободой составлять свой собственный бюджет.
- Его планирование должно быть независимым, хотя оно должно регулироваться общими руководящими принципами организации.
Зачем компании создавать бизнес-единицы?
Основными причинами развития бизнес-единиц внутри компании являются:

- Когда компании нацелены на очень разные рынки, на которых необходимо развивать разные конкурентные преимущества.
- Если компания очень большая и имеет много продуктов, которые продаются на разных рынках, компания должна стремиться установить приоритеты потребностей каждой группы клиентов; и не сосредотачиваться только на производственном процессе, потому что один и тот же продукт не может одинаково отвечать потребностям разных потребителей и клиентов компании.
- Если бизнес-единицы могут взаимодействовать и поддерживать друг друга, чтобы предлагать рынку лучшие предложения, которые обеспечивают эффективную работу.
В заключение важно сказать, что фундаментальная идея создания бизнес-единиц в компании отвечает цели разработки конкретных стратегий для каждого из подразделений и что они могут быть обеспечены ресурсами, необходимыми для их адекватное функционирование.
Кроме того, чтобы учесть лучшие стратегии для каждого бизнес-подразделения, рекомендуется провести SWOT-анализ, чтобы вы могли лучше знать окружающую среду и открывать новые возможности, используя сильные стороны компании.
Источник: ru.economy-pedia.com
