Бизнес это политический институт или нет

Социальное основание политики – объективная потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства. Любое общество по своей природе ассиметрично, стратифицировано. Люди не равны с т. зрения занимаемого социального положения, распределения богатств, власти и влияния. Следствие этого – различные, иногда противоположные интересы, ценности, идеологии.

Стремясь к реализации своих интересов, группы вступают в отношения соперничества и борьбы. И политика выполняет функцию обеспечения порядка и нормальных условий жизнедеятельности.

Политика – наука управления государством. В самом широком смысле политика это – любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми.

С т. зрения политической науки Политика – взаимоотношение между личностью, обществом и государством по поводу обретения, удержания и использования власти.

Основные функции политики: определение стратегии развития общества (осознание деятельности), согласование интересов, выработка правил и контроль (производство социальных приказов, их предписаний и контроль), распределение функций, ролей, позиций и благ.

Виды политики: в зависимости от направления – внутренняя, внешняя; в зависимости от сферы – аграрная, экономическая…

Политика влияет на экономику:

1) через определение общенациональных приоритетов (то есть распределение ресурсов в пространстве между внешней и внутренней политикой, во времени — между потреблением и накоплением), что, в свою очередь, зависит от господствующей политической идеологии;

2) через политическую жизнь (то есть борьбу между партиями), избирательные процессы, механизм преемственности и смены власти;

3) через роль государства в экономике и его экономическую политику;

4) через отношения между собственностью и властью;

5) через внешнюю политику, обеспечивающую благоприятные условия для национального бизнеса и экономического развития страны.

Экономика влияет на политику посредством экономической системы, тесно связанной с характером политического режима; материально-вещественного фактора, влияющего на ресурсное обеспечение политической деятельности и выступающего в качестве критерия эффективности политических систем и составной части механизма мотивации политического поведения.

Таким образом, между политикой и экономикой существует диалектическая взаимосвязь. Любой политический строй не может содержать оправдания в самом себе, без проверки его эффективности экономикой. Политика в «чистом виде» становится беспредметной и ничем не детерминированной, что лишает её как социальный феномен и понятие какого-либо смысла.

Общее правило: политика и экономика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые общественные системы, которые работают друг на друга и взаимно дополняют.

Где есть управление людьми – там политика.

Билет 92. Государство как политический институт. Политический режим и экономическая система. Государство и бизнес.

Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Процесс институционализации включает ряд моментов:

1. Необходимое условие появления социального института – существующая социальная потребность. Институт призван организовывать совместную деятельность людей с целью удовлетворения определенных потребностей.

2. Формирование общих целей группы

3. Формирование социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия

4. появление процедур, т.е. стандартизированных образцов поведения, которые связаны с нормами и правилами

5. институционализация норм, правил и процедур, т.е. их принятие и практическое применение

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил

7. создание системы статусов и ролей, которая охватывает всех членов данного института.

Существует 5 основных социальных потребностей и 5 основных социальных институтов:

§ потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

§ потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

§ потребности в обеспечении жизнедеятельности общества (экономические институты);

§ потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, включая науку и культуру);

§ потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Основные функции социальных институтов: регулятивная (каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, то есть формируется определенный механизм социального контроля, который обеспечивает порядок и рамки деятельности и связей каждого члена института), интегративная (Включает процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп в рамках одного института), коммуникативная (распространение информации происходит как внутри самого института, так и во взаимоотношениях между институтами), транслирующая (каждый институт обладает механизмом социализации индивидов на основе усвоения его ценностей, норм и образцов поведения).

Политические институты составляют политическую систему общества. Их деятельность направлена на установление и поддержание определенной формы политической власти.

Государство это форма организации политической власти, которая обладает суверенитетом и осуществляет управление обществом на основе права с помощью специальных органов.

Признаки государства: суверенность (независимость), всеобщность (действует на всех), принудительность (принуждение к праву)

Формы государства: республика и монархия (по главе государства).

Три критерия определения формы:

Читайте также:  Swot анализ 5 бизнес идей

— форма правления (взаимоотношение между центральными органами).

— структура государства (форма государственного устройства): унитарные, федерация. От степени независимости субъектов.

— политический режим – методы и способы осуществления власти.

Политический режим и экономическая система.

Основной принцип организации и функционирования гос. власти – принцип разделения властей.

С функциональной стороной политической системы тесно связано понятие политический режим как способ правления и технология властвования. В современном мире точкой отсчета в оценке политических режимов является демократия, в соответствие с которой режимы делятся на демократические и недемократические (тоталитарные и авторитарные).

Тоталитаризм — это прямо противоположный демократии режим, основанный на всеобъемлющем контроле общества со стороны государства. При этом строе имеется единый властный центр, который обязан все планировать и все знать, жесткий централизованный контроль над экономикой. Вводится единственная легальная форма собственности — общественная, по сути государственная.

Устанавливается система всестороннего планирования. Такая жесткая система партийно-государственного контроля над экономикой служит двоякой цели. Тоталитарный режим разрушителен по своей природе.

Авторитарный режим — государство перестает претендовать на всеобъемлющий контроль над обществом и личностью. Авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечивать общественный порядок, проводить реформы и концентрировать ресурсы на решении важных жизненных проблем.

Примеры успешного применения авторитарной стратегии: Южная Корея, Тайвань, Сингапур. Изобретателем российского авторитаризма считается Иван Грозный.

Демократия. Основные признаки:

· Сочетание прямых и представительских форм участия граждан в управлении

· Законодательное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина

· Политический плюрализм и многопартийность

· Реализация принципа разделения властей

· Правовое государство и независимость суда.

Место и роль бизнеса в современном обществе обусловлены весьма существенными функциями бизнеса в общественном развитии. Функции:

· экономическая функция ( общество способно существовать и успешно развиваться только при условии хозяйственной деятельности, то есть при деловой активности)

· политическая функция (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес оказывает определяющее влияние на принятие политических решений, без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания, формирование органов власти)

· нравственной (этической) функции ( оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни)

Таким образом, можно признать, что деловой мир выступает главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой стране и в любом обществе не могут полноценно развиваться без поддержки со стороны делового мира.

Источник: poisk-ru.ru

Бизнес, политика, война. А поставки по распорядку.

Может ли политика вмешиваться в бизнес? Вечный вопрос. Вроде бы нет. Как ни странно, даже во время войн между странами сохраняются экономические отношения, хотя они всячески камуфлируются. Но почему же тогда «свободные» и «демократичные» США и ЕС вводят всё новые и новые санкции?… Свой взгляд на это Инне Новиковой изложил президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов.

Бизнес, политика, война. А поставки по распорядку.

Читайте начало интервью:

— Алексей Анатольевич, мы считали, что у нас Украина в кармане, потому что у нас хорошие отношения с руководством и с олигархами. Это вообще — правильная политика?

— Когда политика начинает управлять экономикой, это становится бедой для всех. Потому что у политики постоянно меняются приоритеты и экономические задачи начинают плыть в зависимости от политических приоритетов, а не экономической необходимости.

Вспомните наши отношения, например, с Турцией или Египтом. Когда мы поссорились с турецким лидером, у нас тут же были запрещены полеты, помидоры и прочее. Как только помирились, все стало нормально. То же самое — и с Египтом. А так не должно быть.

Потому что бизнес не терпит таких резких изменений. Бизнес — это система, которая строится годами, выстраивается, настраивается.

А когда политическими целями разрушается или наоборот стимулируется такая система, то это приводит к тому, что нормальное течение бизнеса разваливается. Вот в этом дело.

— С другой стороны, только недавно мы прекратили поставки через прибалтийские порты. Но ведь уже много лет эти государства вели откровенно антироссийскую политику и делали совершенно хамские вещи.

В Латвии — 40% неграждан, они подвергаются откровенной дискриминации. Чехия говорит: забирайте вашего Конева. Таких примеров очень много.

— Дело в том, что если государство, политика вмешивается в бизнес, тогда начинаются такие очень сложные и трудно предсказуемые процессы. Но не все так делают.

Читайте также:  Как отключить бизнес аккаунт в тик

Бизнес — вне политики?…

Когда Латвия или Чехия наступали по политическому фронту, их политика не влияла на бизнес-отношения. Какие бы ни были политические отношения между нашими странами, бизнес должен иметь возможность продолжать работать.

У нас до сих пор бизнес-отношения с Украиной не разорваны, мы через них качаем газ и так далее.

А когда мы — как бывшая советская империя — считаем, что где политика и власть, то там должно быть и управление экономикой, это — самая главная ошибка. Тогда и начинаются все проблемы, потому что это — совершенно не так.

Поэтому те же прибалты не могут понять, причем тут наши политические разногласия и бизнес, который связан с тем, что это люди работают, от этого зависят их доходы, уровень жизни и так далее.

Политика — политикой, а бизнес — бизнесом. Их нельзя смешивать. «Нас пинают». Это кого пинают? Конкретного человека, который занимается поставками в Прибалтике? Нет.

— Пинают конкретно Россию и конкретных людей — наших соотечественников. В скандинавских странах предпринимаются очень жесткие меры в отношении изъятия детей, их отбирают у родителей просто по надуманным причинам.

Но когда в Норвегии отобрали детей у индийской семьи, крупнейшие индийские компании, прекратили свою деятельность. Их дипломатические службы сразу вмешались. В итоге детей вернули.

— Конечно, честь и хвала этим бизнесменам и дипломатам, которые включились в эту работу. И не честь, и не хвала нашим дипломатам, которые не очень активно помогают и работают с усыновленными детьми.

Я вам открою интересный секрет. В начале 90-х годов я в Петербурге вместе с коллегами открывал первый в России центр по международному усыновлению детей. До этого таких еще не было в России. И курировал его (вы будете удивлены) заместитель мэра Петербурга Владимир Владимирович Путин.

Это считалось свидетельством нашей открытости и взаимодействия с миром и прочим. Но понятно, что все это надо отслеживать и дальше. А наша дипломатическая система не доводит контроль за тем, что происходит, не оказывает помощь, не дорабатывает и так далее. Норвежцы с индийцами смогли договориться, а наши не всегда могут.

— Вы не считаете, что это — политические инструменты, которые тоже влияют на экономические отношения?

— Я не считаю, что это — политический инструмент. Более того, тот самый закон Димы Яковлева, мне кажется, был настолько поспешно принят и вообще эта вся история — невероятно неправильная.

Потому что маленькому ребенку все равно в какой стране жить. Главное, чтобы он жил нормально, чтобы ему могли обеспечить и сохранить условия содержания и прочее-прочее.

За этим надо следить. Отдать ребенка новым родителям, это не просто — отдал и перекрестился, до свидания. Нет. Это — обязательства по сопровождению и выращиванию ребенка. Я как раз этим занимался.

Это очень непраздный вопрос и серьезный.

Ничего личного — просто бизнес

Кстати, по поводу политики и экономики я вспомнил такой маленькой пример Второй мировой войны, когда мы с фашистской Германией воевали.

Интересный факт, что в СССР тогда очень много — треть или четверть — парка станков, которые выпускали военное оборудование, были немецкими. Запчасти и смазочные специальные масла для этих станков покупались в Германии.

Конечно, эти материалы шли не напрямую, а через посреднические фирмы третьих стран, включая даже южно-американские. Тем не менее, этот процесс был налажен. В жизни вот так бывает.

— Сейчас украинская армия на российском дизеле и бензине ездит.

— Политика политикой, экономика экономикой. Эти два мира все равно должны взаимодействовать, но не должны давить друг на друга.

Инна Новикова — с 2000 года — генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга «Правда.Ру». *

Источник: www.pravda.ru

Бизнес и политика

Государство – это орган, выполняющий регулирующие и координирующие функции. Оно задает стратегические ориентиры экономического развития и социальной сферы, создает благоприятные условия для развития бизнеса, способствует повышению экономической эффективности. Государство разрабатывает и внедряет в экономику проекты национального масштаба.

Интересуется ли государство бизнесом отдельно взятых компаний? Или для него все коммерческие предприятия равны? Использует ли бизнес политику в своих интересах, а государство в качестве инструмента для решения своих частных задач? Однозначного ответа быть не может. Едва ли найдется государственный чиновник или бизнесмен, способный однозначно расставить все точки над «и».

Читайте также:  Размеры страховых взносов малый бизнес

Но мы попытаемся!

бизнес и политика

Бизнес и политика находятся в тесных взаимоотношениях. Эта тема весьма широка, имеет обширную историю. Ее рассматривают с разных точек зрения, каждая из которых верна (или НЕ верна) по-своему. Государство заинтересовано в том, чтобы у граждан, проживающих на территории страны, неуклонно росло благосостояние. Государство обязано заботиться о безопасности и надежности предпринимательской деятельности и следить за соблюдением таких принципов, как «право собственности», «гарантия выполнения договоров» и «прозрачность правоотношений».

Ранее считалось, что политика не должна вмешиваться в дела частных компаний, а государство обязано играть роль защитника прав бизнесменов. Но с развитием и укреплением капитализма этот вопрос потерял свою однозначность, стал острым и злободневным. Сейчас существуют предпринимательские объединения, негласно считающиеся монополистами. Они захватывают рынки, поднимают цены и тем самым наносят ущерб государству и обществу (народу) в целом.

Возможности рыночного механизма, увы, не безграничны, хоть и наделены массой достоинств. Можно выделить множество областей, где не действует свободная конкуренция, вернее, она должна действовать, но вследствие коррупции или чего бы то ни было еще она не срабатывает. Когда такие рынки терпят фиаско, в игру вмешивается государство. Саморегулирующая рыночная система рождает монополию, а она значительно уменьшает конкуренцию.

Физическая и политическая среда бизнеса

Физическая или так называемая географическая среда бизнеса оказывает непосредственное влияние на возможности предпринимателей в вопросе организации бизнеса. К примеру, если в земле есть природные ископаемые, то совершенно естественно, что на этом участке будет организован бизнес по их добыче. На красивых природных ландшафтах, как грибы после дождя вырастают туристические зоны: санатории, отели, виллы. Но тут в игру вступает другая среда бизнеса – политическая.

Политика является важнейшей составной частью любой бизес-среды. Отметим, что политика чрезвычайно сильно влияет на функционирования бизнес-субъектов. Но есть и обратная сторона. Многим группам субъектов бизнеса (к ним относятся предпринимательские фирмы) важно спонсировать и привести к власти определенных политических деятелей, партий и прочих представителей.

Политический курс страны во многом поддерживают наемные работники, которые участвуют в качестве избирателей депутатов. Иными словами, депутаты покупают свои должности у населения за какие-то 500 рублей. Эта сумма – цена одного голоса за того или иного депутата.

Связь политики и бизнеса обуславливается двусторонним характером. Одна сторона монеты – политика – продолжение деловых интересов, деловых отношений в среде внешней экономики. Оборотная сторона – реальный бизнес в наши дни целиком и полностью зависим от политической ориентации партий, руководителей. Такое вот продолжение экономической политики…

Наличие административной власти дает отдельным людям, приступившим к политической деятельности, возможность обеспечить успешное развитие своего бизнеса. Все потому, что сейчас политика – это не более чем разновидность профессиональной деятельности. Ранее же политика считалась чем-то высшим, сродни призванию, в наши же дни она «скатилась» до профессии.

Политика активно формирует новые модели развития экономики. Самой глобальной попыткой перейти от старой экономической модели к новой, которую мы видим сегодня, была политика президента Советского Союза, Михаила Горбачева. Сейчас же правительство все больше делает ставку на приватизацию предприятий, а не на их национализацию, как это было ранее.

Политика – производная бизнеса.

Политика — это производная бизнеса, как ни грустно это звучит…

Все из-за того, что в основе современной политической деятельности лежит не желание улучшить сферы жизни населения и, кстати, предпринимательской сферы тоже, а лишь стремление бороться за более безграничную административную власть с целью навязывания своих вполне определенных деловых интересов подконтрольным бизнес-субьектам.

Обычно такую сомнительную роль играют политические партии, которые борются за власть и всячески стараются ее удержать. Название таких партий может быть весьма абстрактным. Ее членов держит вместе другое – единство интересов, например, предпринимательских.

После захвата власти политическая партия создает условия, которые всячески благоприятствуют развитию компаний и организаций «подопечной группы бизнесменов». В пользу этого свидетельствует:

  • Лоббирование предпринимательских программ, вступление в силу которых на руку определенным лицам бизнес-элиты.
  • Распределение государственных заказов по «своим» предпринимателям.
  • Продвижение ряда законодательных документов и актов, представляющих непосредственную выгоду для определенных бизнесменов.
  • Управление государственным бюджетом по своему усмотрению.

Но вся эта «политика», действующая во благо «своих» бизнесменов не является преобладающей, иначе бы победившая партия тут же попала бы под «оборот» правительства и была бы упразднена. Придя к власти, партия стремится скрыть свои истинные интересы и завуалировать их интересами общегражданскими.

Источник: utmagazine.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин