Программа «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration, MBA — аббревиатура сохраняется во всех странах мира) давно и прочно вошла в систему подготовки элитного управленческого персонала во всех индустриально развитых странах мира. В 1988 году энтузиасты МВА-программ появились в России.
Как учат на лидера в России
Новый вид образования возник практически на пустом месте. Нет, подготовка директоров крупных предприятий, конечно, велась… но по-своему, по-советски.
В конце 90-х годов по настойчивой просьбе оформившейся к тому времени общественной структуры — Российской организации бизнес-образования, РАБО Минобразования РФ начало официальный эксперимент по реализации программы МВА в стране. И сегодня МВА переживает свой новый этап становления в системе высшего образования России (см. интервью с Леонидом Евенко).
Интересен круг людей, для которых предназначен новый вид дополнительного образования. Если высшее образование россиянин выбирает, чтобы приобрести определенный статус в обществе и трудоустроиться в соответствии со своим дипломом, то на МВА в основном ориентируются те, кто уже состоялся как лидер и руководитель, занимает определенные позиции в бизнесе и намерен пополнить свой багаж знаний, чтобы успешнее вести работу. Средний возраст российских слушателей МВА — 34 года.
Итак, МВА — мастер делового администрирования — продукт одновременно западный и отечественный. Как считают иностранные партнеры, российская программа «узнаваема», она сделана по принципам «канонической» МВА, оформившейся в 1960-е годы в США, когда там шел настоящий «бум МВА». Тем не менее она в значительной степени не лишена национальных черт.
Алексей Ончуков, начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Академии народного хозяйства при правительстве РФ
Российские МВА — жанр своеобразный. В этом году мы будем отмечать 15 лет МВА в России. И хотя мы молоды, вопросы сравнения западных и российских МВА отходят от плоскости «лучше-хуже». Ведь это разные продукты, адресованные разным аудиториям. Тем, кто стремится сделать карьеру на Западе, подходит западная программа.
Тем, кто связывает свое будущее с Россией, необходимо ориентироваться на отечественное бизнес-образование. Если говорить об отличиях, то в западных программах очень сильна составляющая самостоятельной работы слушателей с литературой и дополнительными материалами. В то время как наши слушатели с учебниками работают плоховато.
И их можно понять, они в основном очень занятые люди. У нас лучше работает схема «лекция-семинар». А вот следующее отличие уже несколько нивелируется: на Западе весьма популярна методика «case studies» (обучение по прецедентам), но и в России процент российских «кейсов» из бизнес-практики отечественных компаний сегодня растет… У многих наших школ, так же как и за рубежом в престижных МВА-школах, растет уровень требований при отборе кандидатур. У нас, например, три уровня вступительных процедур.
Справка «НГ»
ВШМБ считают самой большой бизнес-школой в стране. Она — «ветеран движения» МВА, создана в 1988 году. Особое внимание сегодня уделяют в ВШМБ индивидуальному подходу к обучению, набор предлагаемых там на сегодня дисциплин из 63 возможных.
Дорога к международному признанию
Кроме перечисленных выше отличий российских и зарубежных школ в России еще по-другому работает система общественного контроля и несколько иначе решается вопрос аккредитации бизнес-школ. На Западе вступление бизнес-школы в международные престижные ассоциации МВА, например, в американскую Association to Advance Collegiate Schools of Business (ААСSB), в европейскую Association of MBA (АМВА, Великобритания) или другие, уже означает, по сути, аккредитацию школы и последующую высокую репутацию. У нас для «внутреннего пользования» аккредитацию проводит Минобразования РФ, а что касается международного признания, то это — вопрос сложный. И отношение к аккредитации у всех разное.
Мисак Вартанов, руководитель программы МВА, декан факультета «Компьютерные технологии в бизнесе», кандидат физико-математических наук, профессор Академии народного хозяйства
Быть членом Международной ассоциации и иметь международную аккредитацию — это принципиально разные вещи. Сейчас многие российские программы провозглашают, что программа аккредитована в EFMD или AACSB, на самом деле этого быть не может. Во-первых, аккредитовывают только бизнес-школу. Во-вторых, ни одна российская школа не имеет аккредитации EFMD/AACSB/AMBA.
Единственное, что имеют все наши бизнес-школы, — аккредитация Минобразования РФ. Вот зарубежный партнер нашей школы имеет аккредитацию Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) и сейчас вступает в AACSB и АМВА. В 2004 году он уже будет иметь три аккредитации, в таком случае это будет единственный партнер российской бизнес-школы, который имеет столь солидную поддержку ассоциаций.
Стремиться получить международную аккредитацию надо. Ведь тогда диплом российской школы будет признан во всем мире, а это даст ряд преимуществ. Например, можно будет прослушать два курса в России, потом продолжить обучение в другой стране мира, завершить — в третьей. Но самое главное — это котируется при приеме на работу. Выпускники таких школ могут претендовать на большую зарплату, на высокие позиции в бизнесе. Но, разумеется, путь, ведущий к международному признанию, долог, к нему надо готовиться…
В 2001 году на Факультете «Компьютерные технологии в бизнесе» Академии народного хозяйства совместно с Высшей школой бизнеса г. Гренобля открыта программа по подготовке специалистов по МВА со специализацией в электронном бизнесе. В 2002 году уже появилась новая специализация программы МВА — «Глобальный менеджмент». А в 2003 году — «Управленческое консультирование». Лекции читают наши и зарубежные преподаватели.
Николай Попков, директор центра програм МВА Московской Международной высшей школы бизнеса МИРБИС (институт)
Зарубежная аккредитация для бизнес-школы — вещь важная. Наша программа, например, аккредитована университетом Метрополитен (Лондон). Мы даем сертификат этого вуза, который подтверждает степень магистра. Нам, наверное, легче все это было осуществить, потому что мы негосударственное образовательное учреждение, а значит — обладаем определенной степенью свободы и мобильностью в принятии решений. Вместе с тем, разумеется, мы, как аккредитованное государством учебное заведение, имеем право выдавать государственные дипломы.
Институт МИРБИС создан в 1988 году для реализации первой в России программы МВА. Учредители института: РЭА им. Г.В. Плеханова и Общество экономических исследований «НОМИЗМА». Первая школа бизнеса в России, предложившая в 1994 году специализированную программу «МВА-маркетинг». В настоящее время разработано 13 специализаций в различных областях деятельности.
Институт предлагает все уровни и формы образовательных программ, которые успешно реализуются совместно с крупнейшими российскими и западными вузами (London Metropolitan University, London Middlesex University, РЭА им. Г.В. Плеханова, РАГС при президенте РФ).
Владимир Пинаев, директор программ профессиональной переподготовки Высшей коммерческой школы
Как показывает практика, каждый, кто принимает решение учиться по программе МВА, выбирает школу бизнеса по своим личным критериям. Причем выбор этот делается, как правило, после посещения и бесед в различных школах бизнеса. Кстати, Европейский совет по бизнес-образованию (EСBE) является независимой некоммерческой международной аккредитующей организацией, которая объединяет представителей учебных заведений 24 государств. Разработанная ими аккредитующая система сформирована таким образом, что исключает любую возможность подтасовки фактов, коррупции и на деле способствует процессу сближения программ различных школ в единое образовательное пространство. Это также помогает решению проблемы ликвидности диплома при трудоустройстве выпускника МВА в другой стране.
Получение сертификата EСBE — уже подтверждение соответствия программы мировым стандартам качества. Получить сегодня такой сертификат удалось всего двум учебным заведениям России — Международному университету и Высшей коммерческой школе.
Высшая коммерческая школа Министерства экономического развития и торговли РФ — тоже «ветеран движения», открыта с 1988 года. С октября 2003 года в школе начнет работать новая программа специализации «МВА — политический менеджмент» для подготовки специалистов, которые работают или планируют работать в законодательных или исполнительных федеральных, региональных и муниципальных органах власти. Помимо государственных отечественных дипломов здесь выдают дипломы Европейского института международного менеджмента (Париж) и Экспортной академии Баден-Вюртемберг (Германия), а также сертификат о владении деловым английским Лондонской торговой палаты.
Проблема сравнения качества программ МВА
Потенциального слушателя МВА-программ вопросы аккредитации, безусловно, волнуют. Но для начала ему хотелось бы получить максимально подробную информацию обо всех школах бизнеса в России. За рубежом данные о респектабельности школ МВА и качестве их образования дают в составляемых ими же рейтингах авторитетные деловые СМИ. Данные эти постоянно обновляются.
Доверие к печатным изданиям со стороны тамошних потребителей информации и самих школ МВА достаточно высокое. А вот у нас потребитель нужную информацию собирает по крохам самостоятельно. Впрочем, возможно, после опубликования итогов эксперимента (если до этого дело дойдет) некоторую помощь в выборе окажет государство.
Бизнес-школы, участвующие в эксперименте Минобразования РФ, несколько лет находились под пристальным вниманием компетентных чиновников и ученых.
Однако сравнительных характеристик и рейтингов комиссия не составила и не уверена — нужно ли… И действительно, есть ли необходимость в рейтингах? И кто может и должен их проводить? По каким показателям стоит в таком случае сравнивать школы?
Ольга Андреева, декан факультета переподготовки Всероссийской академии внешней торговли
Составление рейтинга, на мой взгляд, процедура важная, потому что образовательную программу МВА в отличие от другого товара не купишь дважды. А отобрать, по каким параметрам возможно сравнение школ, должны сами слушатели. Мы, кстати, своих слушателей после завершения курса обязательно спрашиваем, удовлетворены ли они теми знаниями, которые получили на нашей программе?
В какой степени? Какие проблемы не были освещены в полной мере? Просим оценить преподавательский труд. Интересуемся, насколько помогла подобранная нами литература, раздаточный материал.
Кто должен заниматься рейтингами? Я бы предложила этим заняться структурам в Минобразования РФ. В РАБО в основном входят директора бизнес-школ. Значит, субъективизм возможен. Ректоры хорошо знают плюсы, минусы своей программы, но значительно хуже информированы о том, что происходит в других. Полной объективности добиться будет трудно.
Но работать в этом направлении и находить такую систему, которая была бы максимально объективной, имеет смысл. Рейтинги публикуются довольно часто в разных журналах и на интернет-сайтах, но у нас существует определенное недоверие к ним со стороны слушателей и самих школ. Рейтинги эти порой несовершенны, не вполне ясные параметры берутся для сравнения. Конкуренция очень сильная, и только рейтинги в конечном итоге могут помочь ориентироваться потенциальному слушателю.
Программа «Мастер делового администрирования» начала работать во Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) с 2000 года. Со дня образования, в 1931 г., академия выпустила более 10 тыс. слушателей, ставших высококлассными специалистами, многие из которых сегодня — руководители крупных государственных структур и частных компаний. Выпускников академии отличает традиционно сильная языковая подготовка.
Эсфирь Танцман, начальник отдела координации и маркетинга Института проблем управления новой экономикой Государственного университета управления
Основная задача рейтинга — помочь выбрать бизнес-школу. Хотя принципиальная позиция Российской ассоциации бизнес-образования состоит в том, чтобы не делать рейтинги, тем не менее существует ряд параметров, которые необходимо учитывать потенциальному слушателю, выбирая программу.
* * *
Как бы там ни было, подготовкой элитных управленцев нужно озаботиться всерьез и как можно скорее.
Источник: www.mba.su
Профессия Мастер Делового Администрирования
Мастер Делового Администрирования (или Магистр Делового Администрирования — Master of Business Administration, MBA) планирует, организует и контролирует деловую деятельность компании в высшем руководстве и принимает от них предпринимательские решения.
Поделиться:
Обязанности Магистра Делового Администрирования
Мастера делового администрирования берут на себя управленческие задачи и принимает предпринимательские решения в различных операционных функциональных областях. Они разрабатывают, координируют и контролируют планирование и развитие компании.
В области финансов и бухгалтерского учета они разрабатывают цели и концепции финансового планирования и контролируют всю систему финансов и бухгалтерского учета компании. В отделе закупок и снабжения они отвечают за рентабельную и своевременную закупку сырья, вспомогательных материалов и расходных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также операционных ресурсов и анализируют национальные и международные рынки закупок. В сфере продаж планируют и организуют продажи на внутреннем и внешнем рынках и составляют планы продаж. В организации компании оптимизируют, в том числе, рабочие процессы, в том числе производственные и информационные потоки, с помощью EDP. Кроме того, магистры делового администрирования также активно работают, например, в сфере поддержки корпоративных клиентов, в области финансов и управления, ИТ и кадрового консалтинга.
Где работают Магистры Делового Администрирования
Мастера делового администрирования могут найти работу в компаниях практически во всех секторах экономики.
Зарплата Магистра Делового Администрирования
Уровень зарплаты, которую получают Магистры Делового Администрирования в Германии составляет
(по данным различных статистических бюро и служб занятости в Германии)
Поделиться:
Задачи и обязанности Магистра Делового Администрирования в подробностях
В чем суть профессии Мастер Делового Администрирования?
Мастер делового администрирования планирует, организует и контролирует деловую деятельность компании в высшем руководстве и принимает от них бизнес-решения.
Различные области деятельности
Мастера делового администрирования (MBA) могут работать практически во всех коммерческих функциональных областях самых разных отраслей, например, в управленческом консалтинге, банках и страховых компаниях, в компаниях в области технических средств производства, в заводах и машиностроении или в области связи, электроники и автомобилестроения. Поэтому ниже в качестве примеров представлены лишь некоторые области.
Например, в управлении материальными потоками и логистике МВА определяют потребности в материалах, анализируют рынки закупок и ведут переговоры с поставщиками. Они оптимизируют количество заказов, даты и уровни запасов и координируют внутренние процессы с внешними факторами.
Они обеспечивают своевременную и недорогую доступность сырья, вспомогательных и эксплуатационных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также эксплуатационных ресурсов. В маркетинге в центре их задач находятся планирование, координация и контроль деятельности компании, направленной на текущие и потенциальные рынки.
Это включает в себя продуктовую политику с точки зрения продаж и оптимальное использование инструментов стимулирования продаж. Например, MBA устанавливают здесь маркетинговые цели и стратегии или реализуют маркетинговые концепции и следят за их успехом.
В сфере продаж они несут ответственность за планирование и организацию продаж, составляют планы продаж, а также сами заботятся о клиентах. В области финансов MBA активны, например, в разработке целей и концепций для финансового анализа и планирования, оптимизации производства или контроля корпоративного кредита. Кроме того, они контролируют и отвечают за оперативный учет с помощью финансового учета, составления баланса и учета затрат. При внутреннем аудите они проверяют и контролируют всю систему финансов и бухгалтерского учета на предмет формальной и материальной правильности.
В области контроллинга и оперативного планирования мастера делового администрирования отвечают за концепцию, координацию и контроль планирования и развития компании. На основе внешних и внутренних данных, а также сравнений целевого/фактического они собирают соответствующую информацию, анализируют ее, вырабатывают концепции и, при необходимости, альтернативные решения.
В организации компании они разрабатывают, например, организационные инструкции и должностные инструкции, устанавливают системы связи и управления, оптимизируют планирование производства или улучшают организацию материальных ресурсов, таких как проектирование рабочих мест и использование рабочего оборудования, чтобы обеспечить надлежащую организационную структура компании и оптимальная организация рабочих процессов. В области человеческих ресурсов они обеспечивают оптимальное кадровое обеспечение компании с точки зрения качества и количества. Для этого они определяют потребность в персонале и проводят мероприятия по подбору персонала. Они также берут на себя управление персоналом и организуют внутреннее обучение и повышение квалификации.
Статистика
- Beruf-ID: 9701
- Systematiknummer: 71304-103
- SIF-ID: 1590898
- Статистика: https://statistik.arbeitsagentur.de/Navigation/Statistik/Statistische-Analysen/Interaktive-Visualisierung/Berufe-auf-einen-Blick/Berufe-auf-einen-Blick-Anwendung-Nav.html?regionIndStat=dniveau=4http://bisds.iab.de/Default.aspx?beruf=BG713
Записаться на консультацию по поступлению в вуз в Германии по профессии
Мастер Делового Администрирования
Источник: studyinfocus.ru
Бизнес администрирование ADMN
Управление и выполнение административных услуг и задач, позволяющих отдельным лицам, коллективам и организациям добиваться успеха в достижении своих целей.
Методические рекомендации:
Основные административные задачи могут включать — но не ограничиваться — ответы на телефонные звонки, ведение деловой переписки, звонки клиентам, заказчикам и коллегам, приветствие посетителей, электронную почту, ведение документации, использование цифровых инструментов для организации встреч команды, организация поездок и встреч, работа с соответствующими поставщиками.
Задачи делового администрирования на уровне менеджмента сосредоточены на планировании, управлении и координации деятельности отдельных лиц и коллективов для достижения поставленных целей.
Бизнес администрирование: уровень 1
Выполняет рутинную административную деятельность в структурированной среде. Соблюдает четкие процедуры и использует стандартные цифровые инструменты. Хранит и архивирует информацию в соответствии с согласованными процедурами. Осуществляет простую организацию поездок и встреч.
Бизнес администрирование: уровень 2
Оказывает помощь в выполнении административных задач для команды. Организует встречи и поездки в соответствии со стандартными правилами. Ведение картотеки и административных систем команды. Выступает в качестве связующего звена для внутренних и внешних контактов.
Бизнес администрирование: уровень 3
Обеспечивает административную поддержку команд и встреч. Принимает активное участие в командных встречах. Устанавливает файлы, программные системы, вводит новых участников, компилирует и распространяет отчеты. Предоставляет руководство по программному обеспечению, процедурам, процессам, инструментам и методам администрирования.
Бизнес администрирование: уровень 4
Помогает команде/руководителю в обеспечении их информацией, необходимой для поддержания текущих процессов в команде. Оказывает помощь в планировании совещаний. Устанавливает и предоставляет подробное руководство по программному обеспечению, процедурам, процессам, инструментам и методам администрирования и повышения производительности труда. Поддерживает связь и организует работу всех подразделений. Обновляет и поддерживает политику и процедуры офиса
Бизнес администрирование: уровень 5
Руководит предоставлением услуг по деловому администрированию. Управляет рабочим временем и ежедневником отдельных старших менеджеров и руководящих групп. Фильтрует и определяет приоритетность запросов на проведение совещаний. Работает с чувствительной, конфиденциальной информацией. Обеспечивает менеджеров информацией и ресурсами, необходимыми для поддержки текущих процессов и изменений в процессах.
Бизнес администрирование: уровень 6
Руководит и координирует стратегические инициативы, работая вне рамок отделов или функциональных подразделений. Составляет расписание встреч и форумов на уровне руководителей. Определяет повестку дня, формат и желаемые результаты встреч. Обеспечивает руководство и получает информацию о ходе работы от членов команды руководителей.
Проводит коллективные или индивидуальные встречи с членами команды руководителей для отслеживания хода выполнения мероприятий, проблем и рисков. Докладывает о ходе работы и решает проблемы. Работа с очень чувствительными и конфиденциальными вопросами и информацией.
Источник: sfia-online.org