Условия рыночной экономики создают определенные рамки для работы предприятий. С одной стороны, предприятия как самостоятельные структуры, вправе принимать решения, ставить для себя цели, добиваться их осуществления выбранными ими способами, вместе с этим они принимают на себя риски, несут ответственность по своим обязательствам перед сотрудниками, контрагентами, государственными органами и обществом в целом. Вместе с тем они соглашаются с установленными обществом и государством «правилами игры», и вступают в конкурентную борьбу на рынке с другими предприятия за своего потребителя.
Успех на рынке имеет сложный и многопричинный характер, в то же время лишь отдельные параметры в определенное время будут иметь решающее значение для конкретного предприятия. Следовательно, высокие достижения на рынке у предприятия будут только в том случае, если оно сумеет добиться конкурентных преимуществ, опираясь на главные факторы успеха в своей отрасли.
Хотя в отношении понятия фактора успеха сложились противоречивые представления, многие едины в том, что оно характеризует переменные, которые оказывают прямое влияние на достижения предприятия. Основой успеха предприятия являются стойкие конкурентные преимущества, заключающиеся в лучших, в понимании клиента, потребительских свойствах конкретной продукции (работ, услуг). В этом отношении речь идет о мере качества продукции, и потребитель делает выбор в пользу более качественной по его субъективному восприятию продукции.
21 обязательное качество лидера | Джон Максвелл
Долгосрочное существование предприятия на рынке невозможно без грамотно проводимой стратегической политики, или, проще говоря, без четко разработанного генерального плана действий, учитывающего настоящие возможности и потенциал предприятия и ориентированного на будущие цели и задачи. С одной стороны, качество играет главную роль в рамках рыночных стратегии, в частности стратегии дифференциации (выбираемую тогда, когда производитель наделяет продукт уникальными характеристиками, позиционирующими его в ряду товаров-конкурентов). Влияние качества на успех хозяйственной деятельности косвенно выражается в увеличении рыночной доли, связанным с повышением качества сбываемой продукции.
С другой стороны, влияние качества продукции на успех предприятия не является безусловным. Оно в известном смысле относительно, тогда как такие факторы, как инновационность и близость к клиенту, все чаще идентифицируются в качестве ключевых факторов успеха. Кроме того, для устойчивого рыночного успеха недостаточно концентрации усилий на качестве продукции, и этот параметр желательно включать в интегрированную систему управления качеством.
Следует также указать на тенденцию к стиранию различий в качестве, что ведет к повышению взаимозаменяемости товаров на многих рынках. Профилирование собственного предложения по показателю качества едва ли еще возможно во многих отраслях. В такой ситуации все большее значение приобретают факторы цены и сбыта. Сбыт как наличие товара особенно важен для технически простой продукции, так как в условиях слабо выраженных предпочтений по отношению к разным товарным маркам, беспроблемное обеспечение наряду с ценой становится решающей предпосылкой успешной продажи.
Качества Которые Нужно Развивать Молодым Людям | Маргулан Сейсембаев
Вопросы к разделу 1
1. Что понимается под качеством?
2. Приведите различные определения качества, чему в них уделяется основное внимание?
3. Классификация определений качества по Д.Гарнеру. Приведите примеры определений для каждой выделенной группы классификации.
4. Отличие представлений о качестве в рамках командно-административной и рыночной экономических систем.
5. Понятие объекта качества. Что подразумевается под продукцией в менеджменте качества?
6. Что такое требования к качеству? Как требования к качеству воплощаются в процессе создания качества продукции?
7. Охарактеризуйте процесс создания качества продукции. Если речь идет о незначительных изменениях в технологии изготовления продукции, затрагивающей производственные стадии, как будет выглядеть процесс создания качества? Изобразите его.
8. Что понимается под системой управления качеством? На каких трех принципах построена система управления качеством?
9. Пирамида качества — чем она характеризуется, и что из себя представляет?
10. Связь системы управления качеством и уровней управления организацией.
11. Определите взаимосвязь между качеством и успехом предприятия на рынке в современных условиях.
[1] Розова Н.К. Управление качеством. – СПб.: Питер, 2003. – 224 с.
[2] Окрепилов Управление качеством
[3] И.Масааки. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. Пер с англ. – М.: «Альпина бизнес букс», 2004. – 274 с. С.76
[4] Н.К. Розова Управление качеством. – Спб.: Питер, 2003. – 224 с. С.11
[5] Н.К. Розова Управление качеством. – Спб.: Питер, 2003. – 224 с. С.13
Источник: studopedia.su
Как встраивать качество в бизнес-процессы?
Сокращаем потери при повышенной вариативности результатов
управляющий партнер компании «Ионов и Партнеры»
управляющий партнер компании «Ионов и Партнеры»
Если вы занимаетесь созданием бизнес-продукта, вы знаете, что вариативность результата довольно большая. В связи с этим применять бережливое производство здесь сложнее, чем на производстве. Нельзя просто взять и перенести Lean в его чистом виде в компанию, разрабатывающую ПО. В этой статье разберем, как применять Lean в производстве не физического продукта и как встроить качество в такой продукт изначально, а не «заделывать дыры» в самом конце.
0
2 26/07/2022
Одна из ключевых идей бережливого производства – сокращение потерь. Все типы потерь так или иначе связаны с качеством результатов выполнения работ, но два из них – «дефекты» и «дополнительная обработка» – напрямую.
В различных трудах по Lean особое место занимают практики, которые позволяют обеспечить требуемое качество сразу на выходе производственного процесса, таким образом снижая потери и не требуя «борьбы за качество продукции» уже после окончания ее производства. Проблема может заключаться в моменте, когда мы пытаемся применить идеи Lean для бизнес-команд или целых подразделений, занимающихся созданием нематериальных продуктов, являющихся результатом интеллектуальной деятельности, будь то корпоративные, технологические процессы и ноу-хау или любое программное обеспечение. Дело в том, что есть принципиальное отличие между машиностроительным конвейером, для которого Lean создавался изначально, и работой бизнеса как такового, требующего постоянной разработки и эксплуатации интеллектуальной собственности.
При создании бизнес-продукта в каждом элементе работы всегда присутствует определенный уровень вариативности, иными словами, каждый элемент работы в какой-то степени уникален, поскольку мы создаем корпоративное ноу-хау. Для машиностроительного конвейера, напротив, вариативность элементов, движущихся по нему, является чем-то нежелательным. Производство должно выпускать продукцию, обладающую стабильно одинаковым набором технических и прочих характеристик .
Понятия качества для «классического» конвейера и для бизнес-решения имеют существенные отличия
В статье мы рассмотрим практики встраивания качества, применимые для команд и подразделений, работа которых связана с разработкой каких-либо бизнес-, технологических, программных и прочих решений, подразумевающих уникальность создаваемого результата, а значит, и вариативность в выполняющихся рабочих заданиях. Сегодня достаточно хорошо проработана идея встраивания качества в бизнес-среду в рамках Scaled Agile Framework® , идеями которого мы будем пользоваться далее.
Справка
Для унификации будем называть пользователей идей встраивания качества вне машиностроительного конвейера «команды разработки», или просто «команды», а для универсального обозначения результата их работы будем использовать термин «решение».
1. Организовать поток
Некоторые менеджеры стремятся снизить вариативность до нуля и обеспечить высокое качество, обеспечив заранее исчерпывающее описание процесса и результата. Но это ошибка и довольно дорогая. При таком подходе страдают пользовательские качества разрабатываемого решения, потому что из процесса разработки исключается обучение и немедленное внедрение в практику результатов анализа обратной связи .
Правильной практикой здесь будет избегать проектного подхода «старт – стоп – старт» , при котором недопустимо вносить изменения в процесс разработки. Лучше разбивать всю разработку на множество максимально независимых и небольших по сложности элементов. Они будут выстраиваются в поток и постепенно продвигаться в реализацию, улучшая и модифицируя задел оставшейся работы. Для улучшения скорости и качества потока мы должны использовать крайне важную в Lean практику – ограничивать объем незавершенной работы – количество элементов, одновременно находящихся в процессе разработки.
2. Обзор работы коллегами и парная работа
Существенно повысить качество при высокой вариативности может практика рассмотрения результатов работы со стороны коллег и совместное, парное выполнение разработки. Когда результаты работы рассматриваются внутри команды, возникает дополнительная ответственность, формируется обратная связь и инициируется обсуждение и обучение. Парная работа, на первый взгляд, может требовать в два раза больше затрат, но многими практическими экспериментами было доказано, что за счет повышения качества, дополнительного интеллектуального ресурса, направленного на решение задачи, и неизбежного обучения эта инвестиция многократно окупается.
3. Коллективное владение на основе стандартов
Крайне важно уходить от персональной ответственности за элемент работы и двигаться в сторону командного владения. Количество участников команды ограничено, они персонально известны, так что риск «коллективной безответственности» отсутствует. При этом коллективное владение означает, что любой может внести изменения в элемент для улучшения его качества. Кроме того, можно оптимизировать разработку вокруг компетенций конкретных участников. Также коллективное владение поддерживает непрерывность потока, поскольку теперь отсутствие участника меньше сказывается на процессе.
Чтобы совместное владение действительно работало, необходимы понятные всем правила осуществления работы. Они должны исключать конфликты и потерю знаний и усилий отдельных участников коллектива. Иными словами, совместное владение не означает, что «все одновременно делают все», напротив, команда должна прописать правила, по которым будут разрабатывать и поддерживать качество каждого элемента разрабатываемого решения. Правила и стандарты также обеспечивают бережливое управление, при котором люди не вносят локальные изменения, имеющие негативные последствия на уровне решения.
4. Автоматизация
Нужно снижать количество ручных операций, создавая автоматизированные платформы технологического конвейера. Эти платформы должны оставлять участникам творческую составляющую и возможность принятия бизнес-решений. То есть нужно максимально автоматизировать повторяющиеся ручные задачи, чтобы увеличить скорость и обеспечить их точное и последовательное выполнение. Такую автоматизацию можно условно разделить на две группы:
- автоматизация операций, связанных с разработкой;
- автоматизация операций, обеспечивающих необходимые проверки качества.
Для некоторых типов работ такие системы автоматизации существуют в виде уже готовых программных или программно-аппаратных комплексов, а для некоторых такую автоматизацию необходимо разрабатывать практически «с нуля». Экономический эффект от автоматизации операций идет далеко за пределы расходов на найм дополнительных сотрудников. Автоматизация сокращает время на получение обратной связи для принятия бизнес-решений и создает резерв для централизованного внесения изменений в разработку.
5. Определение завершенности
Эта практика подразумевает, что все участники команды разработки приняли и одинаково понимают перечень действий, которые должны быть выполнены, чтобы работы по данному элементу были признаны завершенными. В ИТ набор таких правил называется DoD . Отдельные пункты такого определения должны касаться проверок и подтверждений различных аспектов качества. Важно понимать, что здесь идет речь об универсальном определении, которое относится ко всем работам, выполняемым командой. У самой работы может быть специфический набор критериев приемки, который на уровне общего определения команды будет звучать как «все критерии приемки элемента выполнены».
Рассмотрим некоторые примеры определений завершенности на уровне команды:
- работа просмотрена кем-то из коллег (получена рецензия);
- все критерии приемки элемента выполнены;
- все тесты качества пройдены успешно (в идеале – в результате автоматизированного тестирования);
- все физические артефакты внесены в систему учета и переданы;
- все результаты работ сгенерированы и опубликованы;
- уведомления по электронной почте отправлены и т.д.
Такие определения, отвечающие на вопрос: что значит «работа завершена»? – позволяют создать единое понимание того, в чем заключается качество и какие операции, кроме разработки, необходимо выполнить, чтобы встроить качество непосредственно в процесс создания решения.
Использовать производственный Lean в бизнес-организациях без его существенной адаптации в части вариативности бизнес-процессов нельзя. Это, к слову, было причиной многих неудачных lean-трансформаций бизнес-процессов на предприятиях в разных странах мира. Зато, если вы уделите должное внимание пяти практикам встраивания качества, описанным выше, у вас все получится.
Нравится: 2 Была ли статья полезна? Да Нет
Источник: kachestvo.pro
Какие личностные качества ведут к успеху в бизнесе, а какие грозят провалом
Собрались преподаватели бизнес-школ и устроили мозговой штурм.
В этом году, а именно 7 февраля, в России впервые отпраздновали День российского бизнес-образования. Инициатором стала Русская Школа Управления, которая считается одним из основателей бизнес-образования в современной России. Время выбрано неслучайно. Февраль — время планирования и начала новых проектов.
Вообще о понятии бизнес-образования как такового в нашей стране заговорили в 90-х. Тогда же появилась Российская ассоциация бизнес-образования, которая сейчас насчитывает около 150 членов — университеты, школы и центры бизнеса со всей России.
Что такое бизнес-образование сегодня, какие люди нужны бизнесу в будущем, чтобы компания могла стать успешной, обсудили на Саммите преподавателей OpenBusinessEdu, который прошёл в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС. Участниками саммита стали ведущие преподаватели бизнес-школ, бизнес-тренеры, руководители компаний, которые хотят реализовать свой опыт в сфере бизнес-образования.
Тренды бизнес-образования последних лет
7 главных трендов российского бизнес-образования, версия 2016:
Об обострении конкуренции в будущем между бизнес-школами эксперты говорили ещё пару лет назад. Причиной такого обострения назвали появление на рынке новых игроков: консалтинговые компании, которые запускают образовательные программы и онлайн-проекты.
Тогда же эксперты обозначили несколько тенденций, которым будут следовать бизнес-школы в ближайшем будущем. Например, по их мнению, бизнес-образование постепенно будет встраиваться в общий образовательный процесс. Также появятся возможности для углубленного изучения отдельных дисциплин. А школы бизнесы, возможно, переключат внимание на практические формы, которые позволяют решать конкретные производственные задачи.
В настоящее время экономика и бизнес-среда очень хаотичны и непредсказуемы. Требования руководителей быстро меняются. И школы бизнеса, как кузницы кадров экономического и управленческого толка, должны следовать этим изменениям. Саммит преподавателей как раз стал площадкой для обсуждения новых трендов бизнес-образования, для обмена разным видением, каким оно может быть.
“Мы здесь собрались, для того чтобы прийти к интересным идеям и ответить на вопросы: что должно быть бизнес-образованием сегодня, что с чем и как сочетать? — отметила руководитель программы “MBA — управление человеческими ресурсами” МИРБИС Наталья Краснова. — Всё меняется. И то, что необходимо было для успеха в в 80-е или 90-е, уже не работает.
Мы должны обучать людей с акцентом на будущее. Есть западные и российские модели. Например, в российской модели эффективности значимы такие показатели, как позитивность и оптимистичность. А в западной модели их нет. Сейчас проводится масса исследований про профессии будущего, про компетенции.
И проводят их из-за того, что всё течёт и изменяется”.
Участники саммита поделились на три команды и начался мозговой штурм — каким должен быть человек бизнеса, какие его качества могут привести к успеху или же наоборот — к провалу. И вот результаты.
Что приводит к неуспешности
От чего зависит успешность
Гендиректора
⇨ Страх принимать долгосрочные решения. Многие из людей в сфере бизнеса обжигались на этом, потому что боятся принимать решения на перспективу. Неизвестно, какими будут цена на нефть, курс евро и т.д. Всё это может пугать.
⇨ Боязнь делегировать. Это когда начальник хочет знать абсолютно всё: кто и что делает, вплоть до последнего специалиста.
⇨ Отсутствие стратегического мышления. Проще говоря, это когда гендиректор не отличается смелостью и не способен выйти за рамки комфорта.
⇨ Невозможность управлять большим бизнесом. Бывает, человек с лёгкостью управляет компанией в 150-200 человек, но ему не удаётся управлять бизнесом, где в два раза больше подчинённых. Он пытается, но в итоге возвращается в свою комфортную зону.
⇨ Отсутствие долгосрочных ценностных ориентаций. Компания не может развиваться без понимания того, для чего она существует, чем отличается от других и к чему хочет прийти.
⇨ Использование сотрудников как расходный материал. Нужны командные принципы работы. Надо вкладывать в свой персонал, понимать, что у него есть потенциал и давать возможность для его развития.
⇨ Отсутствие чувства меры. Задача каждого руководителя — рвануть вперёд. Но чтобы этот рывок не стал рывком в пропасть, нужно чувствовать меру и правильно оценивать свои способности.
⇨ Отчуждённость. Это когда генеральный директор не участвует в так называемых “тусовках” в отрасли, где обсуждаются возможности развития. То есть он сам лишает себя возможности делиться опытом, улавливать тренды и заводить полезные знакомства.
⇨ Запоздалая реакция на проблему. То есть это тот случай, когда вовсе отсутствуют планово-предупредительные начала, и проблема решается только после того, как она себя проявила.
Среднего менеджера
⇨ Видение только своей зоны ответственности. Проблема здесь втом, что средний менеджер не знает, что происходит с финансами, логистикой, он не видит комплексное функционирование организации в целом.
⇨ Краткий срок работы в компании. Зачастую средний менеджер работает в одной компании два года. Поэтому, что там будет через пять лет или десять, его не очень волнует.
⇨ Поддакивание генеральному директору. Средний менеджер, желая быть на одной волне с гендиректором, зачастую поддакивает ему. Но это идёт в ущерб бизнесу. Может быть, он даже видит другое решение, более правильное, но принимает сторону начальника.
⇨ Стремление сделать всё самостоятельно. Это достаточно серьёзное качество, приводящее к неуспеху, потому что средний менеджмент — это та деятельность, где возникает необходимость делегировать полномочия тем, кто в конкретной задаче справится лучше тебя.
⇨ Страх задавать вопросы руководству. Может, у него и есть, что спросить, но он не всегда имеет смелость это сделать. Сюда же относится и навык грамотной обратной связи, которая не во всех компаниях имеет место.
⇨ Страх выйти за рамки привычного. Многие думают так: “Мы столько лет так работали, было всё прекрасно же, зачем что-то менять?”
⇨ Ориентация на процесс, а не на результат. Не все средние менеджеры ставят перед собой нацеленность на результат. Они работают, получают зарплату, и им больше ничего не нужно.
⇨ Гибкость как способность освоения новых навыков. Главное — быть нацеленным на саморазвитие. Без этого, по крайней мере, успешного руководителя трудно представить.
⇨ Качественная самооценка, умение видеть себя. Нужно всегда грамотно оценивать самого себя и перестраиваться исходя из достигнутой промежуточной цели. Нельзя обозначить конечную цель и идти к ней без оглядки.
⇨ Способность покупать нужные навыки. Это вообще одно из главных качеств. Надо понимать, что ты — не Бог. И если ты что-то не можешь сделать, найди людей, которые обладают необходимыми навыками для этого.
⇨ Креативность. Это не креативность в широком понимании, а, скорее креативность как технологичность и как возможность использования нового.
⇨ Работоспособность. Тут речь не о задержках на работе, и не о 12-часовом рабочем дне, а о внутреннем стремлении и концентрации.
⇨ Интуиция. Надо чувствовать рынок, тенденции, двигаться в ногу со временем и людьми.
⇨ Системное мышление и аналитичность. Руководитель должен видеть картину в целом, особенно, когда принимает важные решения. А ещё он должен просчитывать последствия и анализировать ситуацию.
Качества, которые потребуются для развития успешности в ближайшие 5-10 лет:
⇨ Духовность, культура и традиции. Как мы знаем, без прошлого, без знания традиций, невозможно управлять таким государством, как Россия. То же самое и с бизнесом. Нужно не просто знать традиции, но и уметь их использовать.
⇨ Умение выстраивать отношения с внешней средой — с властью, с партнёрами. Нужно обрастать связями и добиваться узнаваемости своего бренда.
⇨ Нейронет-грамотность. Это то, что идёт на смену планшетов, компьютеров. Нужно уметь владеть этими технологиями. Но при этом — не забывать об окружающем мире и людях.
⇨ Быстрая реакция и адаптация. Уже сейчас реальность очень быстро меняется, а будет меняться ещё быстрее. Нужно реагировать на эти изменения и адаптироваться, то есть побеждать своё внутреннее сопротивление.
⇨ Кросскультурная грамотность. Эта тенденция, которая через пять лет станет повседневной реальностью.
⇨ Умение влиять и умение вызывать доверие. Без этого навыка успех не придёт.
⇨ Умение управлять стрессами и конфликтами. Нужно не просто управлять конфликтами, нужно уметь держать удар. Бизнес — занятие не для слабых.
Источник: expotrade.ru