Имитация бизнеса, или игра в него, стала особенно популярной с тех пор, как появились компьютеры, способные обрабатывать большие объемы данных. Из студентов формируют команды, которые должны принимать решения о ценах и производстве в рамках «квартала», соревнуясь за прибыль и долю рынка. Иногда игры используются как «краеугольный» курс, с целью объединить программы MBA, иногда такие курсы называют менеджментом. Это потому, что студенты играют в менеджеров и обычно придумывают себе титулы управляющих высшего звена.
Так, в игре «Менеджмент» в школе Университета Карнеги—Меллона команды студентов «действуют как управляющие высшего звена и принимают стратегические решения по маркетингу, финансам, производству, исследованию и развитию. Каждая команда три раза встречается с правлением директоров, чтобы отчитаться о своей деятельности и попросить согласия на осуществление новых планов» (интернет-сайт, 2003 год). Школа называет это «обучением действием. применением знаний, полученных на занятиях, к подлинным конкретным ситуациям и использованием приобретенных навыков в реальной жизни» (буклет конца 1990-х годов). Там же приводятся слова одного из студентов: «Благодаря игре «Менеджмент» я понял, как управлять компанией. Роли, которые ты играешь, и взаимодействие между членами команды открывают все аспекты управления компанией и позволяют охватить все сферы, где ты собираешься руководить».
Бизнес-школа 16 августа
Такие притязания — заведомая чепуха. То, что они вообще декларируются, показывает, насколько далеки школы от практики управления. Когда вы, пользуясь фиксированными параметрами, каждые несколько минут последовательно принимаете ловкие решения, при этом машина немедленно сообщает вам, насколько хорошо вы справились, согласитесь, все это имеет весьма отдаленное сходство с управлением в реальном мире. На самом деле, такая игра объединяет проблемы, созданные на других занятиях, и оставляет впечатление, что управление намного более упорядоченный, поддающийся анализу процесс, чем оно есть на самом деле. В то время как руководители в жизни работают в «просчитанном хаосе» и «контролируемом беспорядке» [Andrews F. 1976], студенты в классе записывают числа в готовых таблицах.
Игра в менеджмент еще не управление. Управление — это ответственность, а ее невозможно испытать в учебной аудитории. Нет ни четких правил, ни мощного компьютера в небесах, определяющего победителей и проигравших.
Некоторые компании выигрывают, потому что изобретают новые правила, другие — потому что применяют старые правила более тщательно, чем их конкуренты. (Мне особенно понравилось, когда группа знакомых студентов Массачусетского технологического института играла в бизнес-игру — играла, как в головоломку. Они собирались не столько выиграть по правилам, сколько догадаться, в чем состояли эти правила — какие параметры были заложены в компьютере. Команда, сумевшая сделать это первой, выиграла [обе игры]. Вот люди, которые обречены на успех в бизнесе!)
Если понять природу деловой игры, ей можно найти достойное место в школе бизнеса. Например, в качестве эффективного способа научиться применять концепции бухгалтерского учета или для иллюстрации концепций маркетинга, финансов и операций. В этом отношении деловая игра — действительно краеугольный камень, и именно для материала программ MBA. Но она не учит управлению.
Нам Этого не понять! Такое Бывает Только в Японских Школах
Источник: hr-portal.ru
Деловые игры в бизнес-школе
Деловые игры — дело совсем не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать вам не только знания, но и опыт.
Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить ее быть командой.
Вы спросите, зачем деловые игры школе. Нашей школе деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей нашей школы мы считаем не просто обучение, получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности характера, и личностные качества.
Цель нашей школы — человек успешный. А Вы, наверное, согласитесь с нами, что знания для успеха — условие обязательное, но не достаточное. Ну и кроме того в нашей школе учатся активные, целеустремленные, не побоимся даже этого слова, честолюбивые молодые люди, которым вовсе не улыбается ждать десяток лет для того, чтобы попробовать себя в настоящем деле.
И потому мы играем! И сами создаем для себя деловые игры.
Наши игры действительно уникальны. Они не имеют аналогов и созданы нами ( преподавателями и ребятами) для нас же. Наши игры поразительно масштабны, сложны по своей структуре и организации. Так, в наиболее продвинутых версиях игры «Рынок» задействовано до 30 различных служб. А в организации одной такой игры, рассчитанной на 250 — 300 участников, заняты, как правило, от 35 до 60 человек.
Новая игра «Business to business», 2013г.
Игровая валюта, 2013г.
Игра «Business to business», 2013г.
Особенностью наших деловых игр является их абсолютная правдоподобность. В наших «играх» все происходит всерьез. Играют 150-300 человек разного возраста с утра и до вечера. Часов 7-8.
Если в игре задействованы предприятия, они создаются и регистрируются на полном серьезе. На полном серьезе платятся налоги, берутся (и отдаются) кредиты, выпускаются акции, делится прибыль. Если рынок осваивают гуманитарии, они продвигают реальные, здесь же созданные или, если это допускается правилами, заранее подготовленные «шедевры»: поэмы, концертные номера, инсталляции.
Сталкиваются с огромным количеством разнообразных мелочей. От той, что своим произведением надо кого-то заинтересовать, до той, что прибыль, которую они в итоге получат, зависит оказывается даже от качества бумаги, на которой будет издан опус. Мы уж не говорим об организации концертных программ. Здесь все еще сложнее.
На игровой площадке — все реалии серьезного «законного» рынка. Регистрационные палаты, банки, налоговые инспекции, акции, биржи труда. Производитель и потребитель. Государственные инстанции, единомышленники и конкуренты. Возможность преуспеть или проиграть.
Правда, цена поражения пока не так велика, как в настоящей жизни.
«Что наша жизнь? Игра!»
Эта цитата из «Пиковой дамы» за многие лета приобрела негативную коннотацию, хотя игра – универсальная деятельность, интересная людям разного возраста, в ходе которой легко запоминать новую информацию и решать задачи. Каждая игра преследует цель и моделирует ситуации: например, «Дочки-матери» – семью, а деловые игры – бизнес. Об этом и поговорим.
«Единственный способ стать умнее – играть с более умным противником».
Основы шахмат, 1883 г.
Сейчас из-за изменения и ограничений рынка труда и стремительного развития технологий меняются запросы клиентов на изменение форматов корпоративного обучения в сторону их разнообразия. Что, в свою очередь, приводит к росту интереса к бизнес-играм – формату, который позволяет тестировать нестандартные (и стандартные) решения в безрисковом пространстве смоделированной ситуации.
В тренде не только тимбилдинги разных форматов, от которых сотрудники получают удовольствие и хорошее настроение, но и продуктивные игры, применяемые для обучения навыкам работы в команде или в определённой компании, игры, так или иначе связанные с бизнесом и развитием управленческих навыков.
Под каждую из них подведена теория или концепция, алгоритм или правило, следуя либо нарушая которые, игроки могут решать конкретные задачи.
Какие бизнес-игры бывают?
- коммуникационные (поведенческие)
- специализированные
- управленческие.
I. Первый тип – коммуникационные игры – нацелен на повышение эффективности взаимодействия между сотрудниками, снижение коммуникационных барьеров и формирование поведенческих навыков. Обычно это ролевые бизнес-игры, основанные на принципе тренингов, где за основу берётся конкретная ситуация, и люди разыгрывают в ней разные роли.
Здесь важна стилизация процесса, поэтому руководить игрой может сотрудник, заказавшей бизнес-игру, если он знает правила коммуникации, алгоритм и суть игры. Целевая аудитория – все сотрудники компании. Имеются ограничения по количеству участников.
- улучшение климата в коллективе
- формирование навыка продаж
- управление временем
- принятие решений
- формирование навыка переговоров и т.д.
В компьютерных играх алгоритм заложен в программное обеспечение, работу с которым должен контролировать профессионал, владеющий теоретическими знаниями. Компьютерные игры имеют сильное преимущество перед настольными: они позволяют участникам находиться не просто в разных офисах, а участвовать в игре из любой точки земного шара. Имеют ограничения по количеству участников, но гораздо менее жёсткие по сравнению с настольными бизнес-играми.
Напротив, настольные игры объединяют всех участников в едином информационном пространстве, физически сближая друг с другом. Специализированные настольные бизнес-игры обычно краткосрочные, порядка четырёх часов, решают конкретную задачу и очень ёмкие.
Цель достигается за счёт изоляции участников из рабочего контекста и отработки одного-двух навыков в течение выделенного времени. Данный тип игр проводится самими разработчиками и аффилированными сотрудниками. На рынке они представлены во всём своём многообразии на любой вкус и фантазию, и их выбор зависит исключительно от личных предпочтений заказчика. Имеют ограничения по количеству участников.
- стратегии
- маркетингу
- управлении финансами и человеческим капиталом
- построении бренда компании
- стратегическому менеджменту
- управлении проектами
- создании инноваций.
Чаще встречаются в виде настольных или компьютерных бизнес-симуляций . Целевая аудитория – топ-менеджмент и лица, принимающие стратегические решения.
Настольные бизнес-симуляции позволяют «посмотреть на бизнес сверху»: дело предстаёт как на ладони – любые принятые решения тут же отражаются в ходе игры на самом «бизнесе». Они позволяют сконструировать модель ведения бизнеса «на столе», где наглядно показаны процессы компании от производства и создания команды до формирования группы лояльных клиентов. Имитационное моделирование позволяет анализировать практически любую бизнес-ситуацию как в целом, так и в любой её операционной составляющей; даёт возможность сформировать и проверить те или иные стратегические решения в игровой, творческой обстановке.
То же самое можно сказать и о компьютерных бизнес-симуляциях, только в данном случае действие разворачивается не на столе, а на экране компьютера. Плюс этого формата в возможности удалённого доступа, минус – в отсутствии тактильности, осязаемости процесса. В большинстве настольных бизнес-симуляций для удобства используются игровые атрибуты, например, бочонки с монетками, обозначающие стоимость того или иного актива, карточки с описанием клиентов, модели завоёванных рынков и т.д., в компьютерных бизнес-симуляциях такую возможность осуществить нельзя.
Настольные и компьютерные бизнес-симуляции проводят или сами разработчики, или их аккредитованные партнёры, но почти всегда процесс игры контролируется сертифицированным фасилитатором, который направляет работу в нужное русло. В обязанности этих профессионалов входят, помимо хорошего знания игры и её правил, экспертное знание предмета, его технической базы, умение грамотно делать выводы, то есть «заземлять» игровую ситуацию к реальной и находить связующие звенья между теорией и практикой.
По длительности настольные и компьютерные бизнес-симуляции могут быть от 4-х часов до 4 дней. Чаще всего они имеют жёсткие ограничения по количеству участников.
Как выбрать подходящую бизнес-игру?
- задача
- количество участников и наличие времени, инвестированное в мероприятие
- бюджет.
- производитель
- наличие лицензии
- количество участников
- длительность.
В редких случаях возможно увеличение стоимости в прямой пропорции к харизме или популярности фасилитатора. Поэтому в каждом конкретном случае цена рассчитывается исходя из условий запроса. Самое главное, чтобы вопрос цены не стал приоритетным при выборе бизнес-игры. Это неизменно приведёт к неудовлетворительным результатам.
Лучше вообще отказаться от идеи проводить игру или перенести её на более удобный период. Всё-таки, по нашему опыту, главный критерий выбора игры – это задача, которую необходимо решить. Только в этом случае возврат на инвестиции в собственных сотрудников приблизится к желаемой цифре.
В своей образовательной деятельности наша бизнес-школа уделяет особое внимание формату бизнес-игр. Игровой формат был и остаётся наиболее удобным и наименее стрессовым для усвоения большого комплекса разносторонних знаний в условиях ограниченного времени.
Бизнес-игры и бизнес-анимации в АМИ
К особому типу бизнес-игр можно отнести недавно появившиеся и набирающие в настоящее время популярность масштабные бизнес-анимации. Ключевое отличие от остальных форматов в том, что бизнес-анимация позволяет работать с большим количеством участников одновременно (наш рекорд пока – 600 участников), используя всего 2-3 фасилитатора.
В линейке нашей бизнес-школы таких анимации пять:
1) Galaxy LILLA («Галактика Лилла») направлена на внедрение ценностного менеджмента в компанию. В ходе анимации усиливается командная работа организации, повышается уровень сплочённости и эмоционального климата, растёт групповое доверие.
2) «Брендинг территорий» направлен на повышение привлекательности района, города, региона или страны. Результатом игры является сформированный план действий для повышения привлекательности территории. В задачи анимации входят тренировка стратегического видения, выработка системного взгляда на реализацию конкурентной позиции, тренировка навыка поиска нестандартных решений с учётом возможностей и непредвиденных обстоятельств.
3) EquilibriУМ : цель этой бизнес-анимации – развитие эмоционального интеллекта сотрудников. Фокус – на понимании людьми своих и чужих эмоций, умении оценивать их состояние и достигать согласия, на коммуникации и формировании умения слышать других с учётом барьеров эмоционального восприятия.
4) « Хакатон Креативных Идей» проводится с целью повышения внутренней и внешней клиентоориентированности участников. В бизнес-симуляции используется кейс компании-заказчика. Основная концепция этой анимации – улучшение коммуникации между отделами и повышение вероятности решения конфликтных ситуаций во взаимодействии за счёт внедрения инноваций в управлении отношениями с внутренним и внешним клиентом. Все участники поделены на команды для решения непростой задачи – создание инновации в управлении отношениями: что ещё мы можем сделать для нашего клиента?
5) Marathon problem-solving – бизнес-анимация, которая помогает определить каждому участнику свой социальный стиль поведения и решить коммуникационные задачи для дальнейшей максимально продуктивной работы команды в частности и организации в целом.
6) Deep Quest нацелена на принятие управленческих решений в условиях ограниченности ресурсов. В процессе анимации участники анализируют и переосмысливают большой комплекс управленческих компетенций: от умения идентифицировать ресурсы и принимать решения, до навыков управленческой коммуникации и получения обратной связи.
7) Mystery City – бизнес-анимация с ключевой задачей формирования у участников необходимости командного взаимодействия при решении сложных и глобальных задач, с фокусом на понимании своей и чужой ценности, своего и чужого вклада в результат и принятии различий участников одной команды.
Второе отличие такого формата обучения как бизнес-анимации – нереальные или анимированные условия проведения игры. Это может быть космическая история про межгалактические экспедиции или история погружения на дно голубого океана в батискафе для спасения своих коллег из безвыходной ситуации, то есть сценарий не имеет прямого отношения к бизнесу. Отсюда и название.
Третье, и самое важное отличие – возможность практически 100%-ой адаптации анимации к задачам, которые устанавливаются заказчиком. Возможна разработка индивидуальной бизнес-анимации. Анимация может быть направлена как на тему внедрения ценностей, так и повышения или тиражирования качества услуг. Последняя пользуется спросом у ресторанов, сетевых ритейлеров, имеющих много точек продаж и заинтересованных в поддержании одинаково высокого качества предоставления услуг. Жёсткий алгоритм управления участниками, заложенный в структуре анимации, обычно требует проведения анимации её авторами и создателями, а принципы проведения хранятся в строжайшем секрете.
Длительность бизнес-анимации от 8 часов до 2,5 дней. Формат практически не имеет ограничения по количеству участников. Целевая аудитория – все сотрудники компании.
Как и кто оценивает результат?
Основной установкой любой бизнес-игры является высокий эмоциональный подъём, мотивирующий людей к активному участию. Фасилитатор объясняет, что участники сегодня получают уникальную возможность протестировать свои решения, чтобы избежать реальных ошибок в дальнейшем: если проиграть за столом или за игровым компьютером, ничего страшного не случится, но если, допустив ошибки, проиграть миллионы в реальной жизни, цена этих огрехов будет куда выше и ощутимее.
Большинство бизнес-игр оцениваются с точки зрения результативности работы конкретной команды. Промежуточные результаты фиксируются в конце определённых периодов, например, симуляционного года, по данным финансовой отчётности – бизнес-результатам «компании». Это позволяет скорректировать выбранную стратегию и внести изменения в планируемом периоде.
- Какой урок он вынес для себя лично?
- Что бы он порекомендовал будущим игрокам, которые займут его место?
- Какой практический вывод он может сделать из игры для работы в своей компании?
Источник: ami-int.ru