Бизнес знание и его роль в развитии бизнеса

Круглов, А. А. Подходы к внедрению управления знаниями / А. А. Круглов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 75-76. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51754/ (дата обращения: 04.06.2023).

Доступность и актуальность информации является большой проблемой в наши дни, особенно для крупных компаний. Существует множество методов и подходов к внедрению управления знаниями на предприятие. В данной статье описывается подход к управлению знаниями со стороны IT специалистов и со стороны HR отдела.

Ключевые слова: знания, управление знаниями, подход, эффективное использование.

Порой в компании доступность знаний крайне ограничена, сотрудникам приходиться самим узнавать какую-либо информацию, даже если она уже доступна другому отделу. Отсутствие систем управления знаниями и отказ от процессного подхода порой сильно снижают эффективность сотрудников и компании в целом.

В качества примера можно привести задачу по архивации документов. Допустим ситуацию, что архивацией давно никто не занимался, в таком случае сотруднику необходимо потратить неделю своего рабочего времени на структуризацию и раскладывание документов, что в свою очередь также занимает и пространство офиса. Эта процедура отнимает ресурсы компании.

Что важно в бизнес-мышлении? | Андрей Курпатов | Мозг и Бизнес

С другой стороны, отдел бухгалтерии, возможно даже находящийся в соседнем кабинете, давно отдаёт подобную процедуру на аутсорсинг другой компании. В случае, если бы первый сотрудник это знал, то процедура архивации не отняла бы у него время. Таким образом, доступность знаний и управление знаниями очень важный этап в развитии компании.

На данный момент, в нашей стране при внедрении управлением знаниями чаще всего используются два различных подхода:

Владельцем проекта по управлению знаниями чаще всего назначают либо руководителя IT-подразделения, то есть акцент выделен на системах, алгоритмах и вычислительной технике, либо руководителя отдела HR, опираясь на важность знаний и компетенций именно сотрудников компании. Такая разница в выборе обусловлена разной позицией топ менеджмента по отношению к подходу в реализации процесса управлением знаниями, каждый из этих двух способов имеет свои преимущества и недостатки.

Первый подход можно условно назвать технологическим или информационным. Данный подход исходит из того, что многие современные компании накопили огромные объёмы информации о своих поставщиках, клиентах, контрагентах, внутренних операциях и т. п. Данная информация находится на множестве различных серверов, компьютерах сотрудников и в абсолютно различных системах одной компании (порой количество систем может насчитывать несколько сотен, а интеграция данных из одной системы в другую может вызывать сложности), так, что порой доступ к какой-либо простой информации необходимо запрашивать у коллег. На это всё уходит рабочее время сотрудников и другие ресурсы компании, что, само собой, не эффективно.

Многие сталкивались с тем, что порой даже самая простая информация не доступна и сложно даже узнать кто может владеть подобной информацией. Также немаловажно, что информация очень часто дублируется (к примеру, список контактов клиентов может находиться в локальной папке каждого подразделения, не говоря уже о локальном размещении этих данных на персональных компьютерах сотрудников), что приводит к значительному увеличению физического количества хранилищ данных, и, соответственно, увеличению количества персонала, обслуживающего это оборудование.

Роль регламентов в развитии бизнеса

Вся накопленная информация компании, чаще всего, не обработана и не структурирована, а соответственно не пригодна для анализа. Для поиска этих знаний и последующей их обработки необходимы информационные технологии, выявляющие скрытые зависимости в огромных массивах данных.

Знания рассматриваются как точные данные по заданной проблеме. Система, которая будет способна предоставлять на любую задачу точный ответ и будет называться системой управления знаниями.

В данном случае построение технологического подхода сводиться к внедрению технических средств бизнес-аналитики. Всё нацелено на разработку процессов, способствующих накоплению, генерации и передаче знаний с целью эффективного использования их сотрудником.

Второй подход можно условно назвать персонифицирующим. Данный подход исходит из того, что именно сотрудники являются основными носителями знания. И главная задача, чтобы они эти знания хранили и им делились между собой. В данном случае, главное это мотивация сотрудников и создание определённой культуры в компании.

Основной задачей руководителя в данном подходе является выявление, сохранение и эффективное использование этих знаний. Данный метод сложно внедрить в крупной компании с уже устоявшимися правилами поведения сотрудников. Также сложно реализовать эффективный обмен информацией, на основе этого подхода, среди большого числа сотрудников.

Внедрение данного подхода чаще всего начинается с определения ключевых заинтересованных в развитии проекта сотрудников и объединение их в сообщество, которое в дальнейшем будет продвигать идеи управления знаний в компании. Далее проводиться оценка соответствия уже накопленных и доступных знаний потребностям сотрудников.

На этой базе разрабатывается дальнейшая стратегия и политика управления знаниями в компании. Данные документы очень значимы, на их основе базируется дальнейший сценарий развития управления знаниями. Именно эти документы позволяют определить какие именно знания наиболее важны для компании, что с ними делать, как оценивать эффективность обмена знаниями, какие новые обязанности должны появиться у сотрудников в отношении управления знаниями. В дальнейшем появляются политики и процедуры, направленные на реализацию стратегии управления знаниями.

К сожалению, персонифицирующий подход уходит от содержательной стороны знаний, то есть не даёт точного ответа на вопрос «какие именно знания особенно важны для компании?». Можно сказать, что важность знаний знания определяется его ролью в выполнении ключевых бизнес-процессов, а эффективность управления знаниями можно оценить при проведении анализа связи этих процессов с общей стратегией компании. Но, к сожалению, в настоящее время в России трудно найти компанию, где уже описаны все процессы. В свою очередь, именно такой подход даёт максимальную эффективность, при слабо развитой технологической составляющей.

В целом, можно сказать, что необходимо не только внедрять новые технологии и объединять базы данных, но и накапливать интеллектуальный капитал компании. Зарождать культуру обмена знаниями и опытом в компании. Объединив эти два подхода можно существенно увеличить эффективность компании. Но не стоит забывать, что управление знаниями, по большей части, даёт преимущество не с финансовой стороны, а со стороны конкурентного преимущества.

  1. Кудрявцев Д. В. Системы управления знаниями и применение онтологий: учеб. пособие / Д. В. Кудрявцев. — СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2010. — 344 с.
  2. В. В. Ефимов. Управление знаниями: [учеб. пособие]. — Ульяновск: УлГТУ, 2005. — 111с.
  3. С. В. Паникарова, М. В. Власов. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом: [учеб. пособие]. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2015. — 140 с.
Читайте также:  Новизна в бизнесе это

Основные термины (генерируются автоматически): знание, управление знаниями, подход, компания, эффективное использование, доступность знаний, ресурс компании, система, сотрудник, точный ответ.

Источник: moluch.ru

Роль системы управления знаниями в развитии малого предпринимательства

Изучению проблем повышения конкурентоспособности предприни-мательства уделяется большое внимание. В том числе исследуются различные факторы и их влияние на повышение устойчивости развития предпринимательства. Одним из важных факторов в современных условиях может представляться эффективное использование знаний и управление знаниями на предприятиях малого и среднего бизнеса. При этом обращается внимание на преимущества стратегического видения и нацеленность предпринимательства на поиск и генерирование новых знаний и инновационное развитие. Анализ развития систем управления знаниями в отечественной и зарубежной практике позволяет сделать выводы о необходимости и возможности эффективного применения предлагаемых подходов в сфере предпринимательства.

Современный этап развития свидетельствует о существенном возрастании роли знаний в развитии не только крупных предприятий, но также и предприятий малого и среднего бизнеса. С усилением глобализации, знания стали одним из важных факторов создания конкурентного преимущества и способствуют генерированию интеллектуального капитала в хозяйственной деятельности организаций. Ответом на новые требования времени становится переход от организационной рационализации, основанной преимущественно на накопленном опыте и использовании материальных активов, к всестороннему применению знаний и современных информационных технологий. Центр внимания переместился в сторону организационных форм и методов максимально возможного использование интеллектуальных ресурсов. Под этим подразумевается управление знаниями, управление в условиях неопределенности, экологический менеджмент, организационное поведение [1].

Управление знаниями можно определять как осуществление того, что нужно, чтобы получить максимальную отдачу от ресурсов знаний. Причем, хотя управление знаниями может быть применено, прежде всего, к отдельным лицам, с недавних пор также привлекает внимание управление знаниями организаций.

Управление знаниями рассматривается как все более важная дисциплина, которая способствует созданию, обмену, а также использованию знаний корпорации. Питер Друкер, которого многие считают отцом-основателем метода управления знаниями, лучше всего определяет потребность в нем: «знания становятся ключевым ресурсом, для военной мощи нации, а также для ее экономической мощи, знания принципиально отличаются от традиционных ключевых экономических ресурсов – земли, труда и даже капитала. Необходима систематическая работа по обеспечению качества знаний и продуктивности знаний. Рост производительности любой организации в современных условиях будет все больше и больше зависеть от этих двух факторов [2].

Зачастую исследования роли знаний в экономическом развитии, систем и методов управления знаниями в основном ориентированы на решение проблем крупного бизнеса, и возможности усиления его конкурентных позиций. Между тем, вопросы обеспечения конкурентных преимуществ актуальны как для крупных предприятий, так и для малого и среднего бизнеса. В условиях постоянного развития и приспособления к изменениям во внешней среде, малые и средние предприятия нуждаются в извлечении знаний, как из внутренних, так и из внешних источников, для обеспечения более активного участия на рынках, стимулирования инноваций и улучшения производительности. Однако управление знаниями не достаточно широко распространено на малых и средних предприятиях, и все еще сохраняется достаточно широкое поле для исследований вопросов эффективного использования знаний и систем управления знаниями в сфере предпринимательства. Основными причинами существующего положения называют проблемы отсутствия стратегического планирования, ограниченных финансовых ресурсов малого и среднего бизнеса, недостаточного желания изменить культурную неопределенность в отношении выгод и технологической незрелости, которые являются типичными в этих организациях.

Между тем, если суммировать современные взгляды на предпринимательство в существующих публикациях, то основными чертами его отмечаются изобретательность, настойчивость в достижении целей, готовность рисковать, что вызывает ассоциации с повышенной энергетикой, готовностью к риску, способностью видеть возможности там, где их не видят другие. То есть предпринимательство тесно связано с построением видения будущего, инновационным развитием, которое требует знаний. Как показывает зарубежный опыт, в целом, существует высокая корреляция между уровнем инновационного потенциала и потенциала в области управления знаниями на предприятиях малого и среднего бизнеса. Исследовательские фирмы с налаженной системой управления знаниями более эффективно используют ресурсы и являются более инновационными [1]. Таким образом, предпринимательская деятельность ориентирована на развитие стратегического мышления, основными чертами которого являются:

  • видение будущего и чувство направления,
  • построение и обоснование гипотез,
  • сценарии и альтернативы,
  • чувство времени,
  • ментальная модель системы.

Одним из важных элементов стратегического мышления является умение работать с будущим, связано с навыками формирования видения будущего и чувством направления. В свою очередь это связано с неоднозначностью принятия решений в условиях неопределенности.

В этих условиях основой конкурентных преимуществ может выступать способность к генерации новых знаний, владение навыками интеллектуального предпринимательства. Таким образом, одним из важных ресурсов современного предприятия является знание, формирующееся в сознании сотрудников, клиентов и поставщиков организации. Исследование того, как управлять организационными знаниями имеет много преимуществ, некоторые из которых очевидны, другие – нет. Эти преимущества могут включать в себя, ускорение инноваций и времени выхода на рынок, улучшение времени жизненного цикла и принятия решений, укрепление организационных обязательств и создание устойчивого конкурентного преимущества, при использовании основных бизнес-компетенций [4]. В целом, они делают организации более подготовленными, для успешного конкурирования в постоянно усложняющихся условиях.

Читайте также:  Бизнес пластиковые окна с чего начать

Управление знаниями фокусируется на организации и предоставлении важных знаний, где и когда это необходимо. Традиционный акцент в управлении знаниями формировался на знании, что признается и уже сформулировано в той или иной форме.

Это включает в себя знания о процессах, процедурах, интеллектуальной собственности, документированных наилучших видах практики, прогнозы, уроки, и решения возникающих проблем. Все чаще, управление знаниями также уделяет особое внимание управлению теми знаниями, которые могут находиться исключительно в умах экспертов организаций. Особенно это относится к работникам, обладающим уникальными знаниями и опытом, с уходом которых из компании по тем или иным причинам могут возникать серьезные проблемы. В связи с этим возникает потребность в каталогизации знаний отдельных категорий сотрудников, что позволило бы принести пользу для новых поколений сотрудников.

Управление знаниями также связано с понятием интеллектуального капитала, который рассматривается многими как наиболее ценный ресурс предприятия. Интеллектуальный капитал организации относится к сумме всех ее ресурсов знаний, которые существуют в аспектах внутри или за пределами организации. Различают три типа интеллектуального капитала: человеческий капитал (или знания, навыки и способности, которыми обладают отдельные сотрудники); организационный капитал (или институционализация знаний и кодифицированный опыт деятельности в базах данных, руководства, культуры, систем, структур и процессов) и потребительский, или социальный капитал (или знание, вкладываемое во взаимоотношения и взаимодействия между отдельными лицами), как представлено в таблице 1 [1]. Эффективное использование интеллектуального капитала приобретает важное значение в предпринимательстве для укрепления конкурентных позиций.

Таблица 1 – Структура интеллектуального капитала

— культура труда и т.п.

— культура организации и т.п.

— связи с клиентами

— информация о клиентах

Примечание – составлено по источнику [1]

В целях эффективного извлечения стоимости из интеллектуального капитала организациям необходимо управлять потоками знаний между капиталом различного вида [1]:

  • человеческим капиталом (капиталом клиента),
  • организационным капиталом,
  • интеллектуальным капиталом.

При этом важно учитывать, что зачастую в развитии предпринимательства обращается внимание на проблему привлечения высококвалифицированных кадров, в связи с недостаточной привлекательностью данной сферы для квалифицированных кадров, недостаточной устойчивостью развития и т.п. Как правило, квалифицированные специалисты отдают предпочтение трудоустройству в стабильно развивающихся компаниях, гарантирующих определенные условия оплаты, социального обеспечения, карьерного развития.

Немаловажным в современных условиях является имиджевая составляющая характеристик мест трудоустройства. В связи с чем для привлечения специалистов в сфере предпринимательства важно обращать внимание на обеспечение гарантии долгосрочного найма, возможностей профессионального развития, либо как чаще всего происходит, получение квалифицированных услуг осуществляется посредством аутсорсинга.

Это позволяет решать текущие производственные задачи предприятий, но не отвечает долгосрочным интересам формирования конкурентоспособного кадрового состава малых предприятий. То есть более целесообразным можно рассматривать обеспечение условий для повышения качества кадрового состава и повышения привлекательности условий труда для постоянно работающих сотрудников. При этом одним из привлекательных условий может быть формирование программ обучения, изучение передового зарубежного опыта, развитие навыков использования прогрессивных инструментов практической деятельности, постоянно систематизировать имеющиеся знания. Решению вопросов повышения качества кадров в условиях формирования систем управления знаниями может способствовать эффективное использование информационных технологий и формирование новых подходов к управлению кадрами.

Положительным примером организации обучения и возможности приобретения новых знаний в сфере предпринимательства можно назвать Проект «Бизнес – Советник» в рамках Программы «Даму-Көмек», представляющий краткосрочное бучение населения с предпринимательской инициативой и действующих предпринимателей по созданию собственного бизнеса, маркетингу, управлению человеческими ресурсами, юридическим основам ведения бизнеса и финансам. В Программу обучения включены такие разделы, как [5]:

  • введение в предпринимательство,
  • психология предпринимательства,
  • бизнесплан,
  • маркетинговая деятельность,
  • управление персоналом,
  • финансы для предпринимателей,
  • юридические аспекты предпринимательства,
  • навыки использования информационно-коммуникационных технологий для ведения бизнеса.

Как можно видеть, влияние на развитие систем управления знаниями оказывают множество различных факторов, что характерно как для крупных компаний, так и для малого предпринимательства. Быстрые изменения в области управления знаниями обусловлены в значительной степени результатом стремительного прогресса, наблюдаемого в области информационных технологий.

Информационные технологии облегчают обмен, а также ускоряют рост знаний. Это способствует повышению скорости и эффективности движения информации. Сегодня знания накапливаются со все возрастающей скоростью, как подсчитано экспертами, ежегодно происходит удвоение знаний [6]. Во многом технологии обеспечивают скорость, при которой знания и идеи развиваются быстрыми темпами.

Несмотря на общие тенденции современной экономической среды, коренным образом изменяющих условия ведения бизнеса, можно отметить различные особенности проявлений новой технологической эпохи в активизации инвестиций в области компьютерной обработки и подготовки данных, в развитии телекоммуникационной инфраструктуры. В результате внедрение и применение информационных технологий становится важной движущей силой многих изменений. Инвестирование в инструменты информационных технологий малыми предприятиями способствует обеспечению необходимых типов информации в нужное время. Также предприниматели приобретают конкурентоспособность через интеграцию между партнерами в цепях поставок, а также представления критически важной информации.

Таким образом, информационные технологии обеспечивают мощный импульс для реализации приложений управления знаниями. В особенности, как показывает опыт зарубежных стран, данные преимущества получают предприниматели, активно включающиеся в международные программы научного сотрудничества, развития торговых связей. Кроме того, обучение способствовало развитию с течением времени в области социальных и структурных механизмов, таких как наставничество, которые поощряют эффективный обмен знаниями, это сделало возможным разработку приложений управления знаниями, которые наилучшим образом позволяют использовать эти улучшенные механизмы путем развертывания сложных технологий. Использование передовых информационных технологий, как например, веб-конференций, для поддержки механизмов управления знаниями (например, интерактивные беседы наряду с мгновенным обменом объемными документами среди физических лиц, находящихся в удаленных местах) позволяет достигать существенных улучшений в управлении знаниями. На основе наблюдений по реализации систем управления знаниями, проводимых во многих организациях, могут выделяться основания для классификации систем управления знаниями.

Читайте также:  Что ждет гостиничный бизнес

Для того, чтобы преимущества систем управления знаниями распространялись шире в практике не только крупного бизнеса, но и малых и средних предприятий, необходимо принятие ряда мер, объединяющих усилия на уровне государства и отдельных предприятий. Прежде всего, как представляется научным сообществом, необходимо осознание, что [7]:

  • превращение знаний в главную производительную силу и важный фактор развития производства. Очевидно, что все виды знаний (научные, технические, технологические, инновационные) формируются как в университетах и научно-исследовательских институтах, так и в предпринимательских структурах. В связи с этим необходимым является развитие государственно-частного партнерства, объединение усилий партнерства государства, научных учреждений и бизнеса в сфере управления и развития инновационной экономикой. Стратегическое партнерство между государством и бизнесом позволит осуществлять оперативное взаимодействие для материально-технического обеспечения образовательных программ;
  • формирование инновационной среды, способной мобилизовать интеллектуальный потенциал, выявлять и распространять передовые идеи и результаты исследований, внедрять их в производство;
  • повышение значимости интеллектуального капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров;
  • разработка фундаментальных и прикладных научно-исследовательских проектов по актуальным вопросам развития национальной экономики, взаимодействия бизнеса и образования, развития инноваций в сфере экономики, финансов, менеджмента, маркетинга, учета, аудита, логистики, информационных технологий, предпринимательства.
  1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред.Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2010, – 624 с.
  2. Drucker The age of social transformation. The Atlantic Monthly. – 1994. 274 р.
  3. Apak Sudi, Atay Erhan Global Innovation and Knowledge Management Practice in Small and Medium Enterprises (SMEs) in Turkey and the Balkans // Procedia Social and Behavioral Sciences 150 ( 2014 ) 1260 – 1266
  4. Becerra-Fernandez I., Gonzalez A., https://articlekz.com/article/18803″ target=»_blank»]articlekz.com[/mask_link]

    РОЛЬ ЗНАНИЙ В ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

    Анализ международного бизнеса был бы явно неполным, если бы мы не обра- тили внимание на еще одну его важнейшую черту, а именно — значение зна- ний и компетентности в его эффективности.

    Действительно, какую бы из характерных черт рассматриваемой категории мы ни взяли, каждая их них решающим образом зависит именно от того, на- сколько персонал фирмы реально имеет и, что еще важнее, умеет практически использовать всю ту сумму знаний, умений и навыков, без которой вхождение в любую сферу международного бизнеса не то что неэффективно, но зачастую просто невозможно.

    Еще раз просмотрим под этим углом зрения главные выво- ды нашего анализа.

    Доступность и всеобщность международного бизнеса в известном смыс- ле — провоцирующий фактор, поскольку внешне делает вхождение в него дос- таточно легким. Но известный лозунг «Не лезьте в международный бизнес, не добившись успеха у себя дома» служит здесь своего рода предохранителем: бизнесмены, прошедшие серьезную деловую школу у себя дома, будут, безус- ловно, достаточно осмотрительны в своих первых шагах за рубежом. И в этом отношении ступенчатость развития — естественная стратегическая линия именно накопления знаний. При этом не особенно важно, будут ли это знания технологические, правовые и т. д., — речь идет именно о том, что переход на каждую последующую ступеньку возможен только с соответствующим «бага- жом» у всего персонала фирмы, так или иначе задействованного в этих про- цессах.

    Что же касается технологической глобализации и тем более финансиа- ризации, то это уже своего рода высший пилотаж в смысле уровня знаний, которыми обладает персонал фирмы в этих сложнейших сферах. Эти знания и умение их использовать вводят фирму в элиту международного бизнеса, в тот относительно небольшой круг корпораций, которые, опираясь на соединение компьютеризации, телекоммуникаций и возможностей финансовых рынков и управляя этой триадой посредством компетентности персонала, достигают главных высот эффективности и максимума отдачи на вложенные в междуна- родный бизнес ресурсы.

    Непосредственно ко всему этому примыкает область наиболее тонкого и наименее формализованного знания: знания культурно- национальных особенностей зарубежного бизнеса и умения использовать эти знания не только для роста эффективности зарубежных операций фирмы, но и для получения долговременных общественных, политических, психологиче- ских и иных позитивных эффектов деятельности в странах пребывания, без которых не может быть современного бизнеса, осознающего свою социальную ответственность перед своей и перед другими странами.

    Взаимосвязь накопления знаний и глобализации бизнеса

    Обобщая, можно сказать, что современный процесс международной экономической интеграции, объективно сам является продуктом интеграции знаний — и не просто знаний, а суперсовременных и очень динамично обнов- ляемых знаний. Эта система знаний во все большей мере порождается между- народной бизнес-практикой 12 и глобальна по самой своей природе. Это после- днее замечание исключительно важно, поскольку эффект глобализации, то есть тот факт, что эта система знаний максимально эффективна именно на мировом поле бизнеса, как раз и определяет главную отличительную черту со- временности. Если пойти несколько дальше, то можно с уверенностью конста- тировать: неучастие фирмы (тем более страны) в международном бизнесе се- годня сразу и резко ограничивает эффективность бизнеса (потенциальную и реальную) по той очевидной причине, что не может использовать не просто возможности международного бизнеса, но, что гораздо значимее и весомее — глобального международного бизнеса. При этом восхождение на каждую сле- дующую ступеньку имеет жестко взаимосвязанные и постоянно меняющиеся местами предпосылки и следствия, а именно: •

    только накопление соответствующей критической массы знаний и ком- петентности позволяет фирме перейти на следующий уровень глобаль- ности в международном бизнесе и соответственно потенциально полу- чить все эффекты этого уровня; •

    с другой же стороны, один из наиболее важных эффектов этого (нового) уровня глобализма — новое накопление знаний и компетентности для дальнейшего продвижения. Эта диалектическая взаимосвязь нуждает- ся, однако, в одном уточнении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин