Теория заинтересованных групп представляет общество как взаимодействие групп друг с другом, а политический процесс — как борьбу групп за власть, возможность распределять ресурсы. Заинтересованные группы действуют через государственные структуры власти, которые являются отражением борьбы групп и зависят от их деятельности. Групповая сплоченность обеспечивается взаимодействием участников, в ходе которого формируются групповые предпочтения индивида. Группа может навязывать свои нормы посредством взаимодействия индивида с другими членами группы, но чаще всего он принимает их сознательно или подсознательно, стремясь сохранить принадлежность к группе.
Классификация групп давления как политической силы, отличной от других сил, требует вычленения их характерных признаков. Не всякая группа, воздействующая на власть, представляет собой группу давления. Она должна обладать следующими признаками:
— оформленностью организационной структуры;
— защитой собственных интересов (т. е. цели давления являются ее собственными целями);
ЭТО МОЁ ДЕЛО в гостях у компании «H-Point»
— существованием ее как автономного центра принятия решений, а не как инструмента в руках другой организации;
— оказанием группой эффективного давления.
Первый признак. Для оказания давления необходима организация. Например, демонстрации, митинги, шествия имеют, как правило, эфемерный характер, хотя также сплачивают людей для воздействия на власть. После стихийных демонстраций люди обычно расходятся, а политический процесс продолжает идти своим чередом.
Если же демонстрация организована группой, то она выступает в качестве одного из способов действия группы давления. Невозможно квалифицировать как группы давления и такие группы, которые периодически собирают людей, не имеющих общих интересов и постоянных контактов между собой.
Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл выделили четыре типа групп интересов по степени их специализации и организованности:
1) спонтанные группы интересов, включающие стихийные, эфемерные и часто ориентированные на насилие интересы (например, интересы, выявляющиеся во время бунтов, манифестаций);
2) неассоциативные группы интересов, объединяющие интересы неформальных, непостоянных и ненасильственных группировок (складывающихся, например, на основе родственных связей, веры), характеризующихся отсутствием непрерывности существования и организованности;
3) институциональные группы интересов, т. е. интересов формальных организаций (партий, собраний, администрации, армии, церкви), наделенных помимо выражения интересов и другими функциями (например, сплоченная группа офицеров, руководящий орган партии);
4) ассоциативные группы интересов добровольных и специализирующихся на выражении интересов организаций: профсоюзов, группировок деловых людей или промышленников, этнических или религиозных ассоциаций граждан.
Следовательно, общность интересов в некоторых случаях вызывает их спорадические и преходящие проявления, в других же вызывает образование настоящей и крепкой организации, которая специально берет на себя отстаивание общих интересов. Таким образом, устанавливаются стабильные, коллективные связи вместо спонтанных и взрывных действий. Именно ассоциативные группы интересов обладают такой степенью организованности и специализации, которая характерна для эффективных групп давления.
Как начать свой Бизнес с нуля | Ошибки предпринимателей. Ложные цели и большие Деньги. Поток 1 серия
Второй признак. Для того, чтобы назвать ту или иную организацию группой давления, она должна иметь пристрастный характер, т. е. не должна быть нейтральной и безразличной по отношению к целям, ради которых она оказывает давление. Пристрастность выражается в наличии собственной политической цели, отражающей интересы группы.
В американской политической науке, откуда, собственно, и пришла теория «заинтересованных групп», достаточно широко трактуется понятие «интерес»-. В частности, признается, что интерес может быть как материальным, так и моральным, соответственно могут быть группы, которые отстаивают первые — материальные интересы, и группы, которые борются за идеи. В первом случае политические цели группы обусловлены материальными требованиями, во втором — моральными предпочтениями.
Третий признак. На политической сцене могут действовать организованные группы, однако не самостоятельные с точки зрения возможности принятия решений. Например, коллективы редакций газет, выражающие мнение партий, не являются независимыми группами, оказывающими давление по своему усмотрению. Большинство газет выступают рупорами групп, которые их содержат.
Связи групп информации с группами, отстаивающими свои особые интересы, иногда прокламируются, а чаще всего скрываются. Обычно независимые газеты, влияющие на общественное мнение и власть, обладают собственной политической ориентацией. В этом смысле можно говорить об их автономности и способности быть инструментами определенных групп давления.
Четвертый признак. Группы давления, обладая общностью интересов, стремятся их защитить. Всякая группа, постоянно сталкиваясь с интересами других групп, вынуждена заботиться о сохранении своих. Для этого она использует все средства воздействия на внешний мир. Поэтому всякая группа, отстаивающая свои интересы, оказывается в действительности группой давления.
Однако эффективность действий у различных групп неодинакова.
Следовательно, группу давления можно определить как организацию, созданную для защиты интересов и оказания давления на власть с целью добиться от нее принятия таких решений, которые соответствуют ее интересам,
Группы давления заметно различаются по направленности и формам влияния на власть. Их типология может иметь различные основания, например, по целям (группы, защищающие материальные интересы и группы идей), по масштабу и значимости интересов и по типу носителя (общественные и частные группы). Естественно, подобные классификации могут использоваться в развитых странах, где существует устойчивая дифференциация интересов, а заинтересованные группы являются неотъемлемым элементом политической жизни (например, в ФРГ насчитывается около 5 тыс. специализированных групп).
Первая система классификации основана на различении целей, которые преследуют группы. На этом основании проводится различие между организациями, отстаивающими, прежде всего, материальные интересы, стремящимися к завоеванию новых выгод, и организациями, поддерживающими преимущественно идеологические или моральные принципы, борющимися за справедливое дело. Эта классификация не позволяет четко разделить процессы отстаивания идей и защиты материальных интересов.
Объединения по сходству условий жизни. Обычно такие объединения включают людей, проживающих в одинаковых социальных или социально-демографических условиях. К ним относятся молодежные организации, феминистское движение, ассоциации ветеранов (войны, труда). Их специфика состоит в том, что они одновременно защищают материальные интересы (например, назначение пенсий по инвалидности, повышение размера стипендий, одинаковые условия найма женщин и мужчин) и моральные (например, возможности достижения высокого социального статуса в обществе).
Конфессиональные объединения. Церковь также играет роль группы давления, хотя иногда еще может обладать и политической властью, как, например, в Иране. Церковь оказывает влияние через свои официальные органы, через объединения верующих, прессу. Обычно она отстаивает общечеловеческие ценности и нормы, но может защищать и свои специфические интересы (например, открытие своих школ, вузов).
Организации, отражающие специфические интересы. Эти группы давления борются за права человека (правозащитные организации), против расизма, за европейскую интеграцию, разоружение, защиту окружающей среды (например, организация «Гринпис»), за уважение общественной морали, свободу абортов и т. д. Их влияние очень существенно, поскольку они способны объединять людей различных политических ориентации. Гуманистическая направленность целей и деятельности таких организаций привлекает внимание к ним значительной части избирателей. Вот почему политические партии стремятся влиять на эти объединения и использовать их в политической борьбе.
Лоббизм — одна из актуальнейших политико-правовых проблем современности, неотъемлемая составная часть политической и правовой жизни России. Лоббизм (от англ. — «кулуары») — термин, обозначающий разветвленную систему контор и агентств монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.
Лоббистская деятельность отличается следующими чертами.
Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где сконцентрирована реальная власть. То есть лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая отметина. И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объектами воздействия лоббистов.
Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных организаций, наций, конфессий и т.п.).
В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными группами, финансовыми корпорациями, коммерческими организациями, политическими партиями, общественными объединениями (блоками), гражданами и государственными структурами (законодательными и исполнительными органами власти).
В-четвертых, лоббизм допускает возможность отстаивания интересов не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать.
В-пятых, лоббизм представляет отдельным гражданам и группам граждан возможность косвенно участвовать в создании и подготовке правовых и политических решений, и это весьма важно, поскольку большинство этих групп может не иметь представителей в парламенте, заинтересованных в отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую деятельность возможно реализовать различные интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребованными.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов. В связи с тем что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.
Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.
Лоббизм можно оценивать и как более широкое, средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения между собой разнообразных интересов. Общепризнанно, что лоббистские группы, отстаивающие порою диаметрально противоположные интересы своих «хозяев» (государственных, классовых, частных и т.п.), как это ни странно, на первый взгляд, способствуют сохранению своего рода равновесия различных сил, нахождению точек соприкосновения и достижению консенсуса при принятии управленческих решений, т.к. стержнем лоббизма является взаимовыгодное сотрудничество.
К минусам лоббизма следует отнести следующие.
Он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным, т.е. реализоваться подчас как «непатриотическое» средство.
Лоббизм выступает иногда проводником неправового воздействия (давления) на государственные органы. Здесь уже надо говорить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые подтачивают фундамент власти.
Он может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы удовлетворения специальных интересов.
Лоббизм таит в себе немалую опасность «размывания» народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп.
Лоббистские мероприятия выступают в определенных условиях и в форме проявления социальной несправедливости. Как показывает социальная практика некоторых западных государств, результативность лоббизма большого бизнеса несравненно выше (в виду главным образом финансово-материальных возможностей), чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, содействовать росту социальной напряженности.
Лоббизм может использоваться и в более прозаичных целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит. Лоббизм как таковой — это существование мощных групп людей у власти, предпринимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу.
Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть употреблен как на благо всего общества (в конечном счете, разумеется), так и в узкопартийных, узкогрупповых и т.п. «узких» интересах. Все зависит от социально-экономического, политического и культурного фона, от ряда обстоятельств, которые способны наделить лоббизм как плюсами, так и минусами.
Для того чтобы он приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т.д. Только при наличии данного набора факторов расширяются шансы на использование лоббизма в общественных интересах, он начинает «работать» в общесоциальных (общечеловеческих) режимах.
Источник: stydopedia.ru
8. Лоббизм и группы давления в процессе принятия политического решения
Лоббизм (от англ. 1оЬЫ — кулуары, крытые галереи) — организованные группы давления при законодательных и других органах, оказывающие целенаправленное воздействие на властные структуры с целью реализации своих специфических интересов (принятие «нужных» и блокирование «ненужных» политических решений).
Предыстория лоббизма берет начало с середины XVI в. В те времена словом «лобби» называли крытые галереи и прогулочные площадки в монастыре. В 40-х годах XVII в. так называли вестибюль и два коридора в здании Палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными в итогах голосования людьми. В начале XIX в. слово «лобби» входит в американский политический лексикон, а затем становится общепризнанным политическим термином.
Во второй половине XIX в. в США лоббизм трактовался как «покупка голосов за деньги». Но уже с середины XX в. он приобретает широкое распространение и в основном трактуется как внепарламентский процесс взаимодействия государства и структур гражданского общества.
Суть лоббизма заключается в том, что определенные группы лиц, имеющие доступ к людям, принимающим политические решения, оказывают разного рода давление на процесс принятия решений. Цель лоббизма заключается в следующем: добиться принятия таких решений, которые отвечали бы интересам тех или иных политических, экономических, криминальных группировок, партий, элит; отложить, отменить принятие «невыгодных» решений; изменить суть (подредактировать) решения, которое не вполне устраивает лоббистов или их «заказчиков».
С лоббизмом непосредственно связано такое явление в политической жизни общества, как группы интересов (группы давления). Они представляют собой людей, объединенных своими особыми интересами и стремящихся оказать давление на институты власти с целью принятия выгодных для себя (для «заказчика») политических решений.
Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми она располагает.
Лоббисты нередко играют роль посредников в различных сделках между заинтересованными группами и политическими лидерами. Особенно большим влиянием они пользуются в США, где существует множество ассоциаций, представляющих интересы промышленников, торговцев, адвокатов, финансистов и других. Подобные лоббистские организации существуют в ФРГ и некоторых других странах.
Социальный состав групп может быть самым разнообразным. Такие группы формируются по половозрастным признакам (женщины, молодежь, пенсионеры), национальным (осетины, ингуши, черкесы), профессиональным (шахтеры, учителя, врачи, предприниматели), территориальным (Север, Юг, Дальний Восток) и т. д. В России лоббизм нередко принимает негативные формы. Сам Президент РФ, отвечая в прямом эфире на вопросы граждан (25 октября 2006 г.), с досадой отметил, что многие законы, которые могли бы способствовать развитию отечественной деревообрабатывающей промышленности, а не бесконтрольному вывозу древесины, лоббируются «определенными силами», и призвал прекратить это безобразие.
В целом для демократической политической системы группы интересов представляют вполне нормальное явление, отражающее плюрализм различных социально-политических сил и интересов. Но чтобы одна из наиболее могущественных групп не могла навязать свою волю остальным, в обществе должны действовать законодательные и другие барьеры против доминирующего влияния отдельных групп.
Однако в реальной жизни (особенно в условиях реформирования общества) чаше всего доминируют те группы интересов, которые обладают наибольшими ресурсами или более многочисленны и хорошо организованы (финансово-промышленные группы, влиятельные профсоюзы, массовые рабочие движения и другие).
Группы давления, отстаивая интересы разных слоев населения (рабочих, учителей, фермеров, предпринимателей и других), оформляют политическую проблему в виде соответствующего законопроекта и пытаются «протолкнуть» его для принятия в законодательном органе, например в Государственной Думе.
Другие группы давления всячески пытаются не допустить принятия неугодного им (их «заказчикам») закона. По мнению французского политолога Ж.-М. Денкэна, в отличие от политических партий, группы давления имеют неполитические цели, но для их достижения они занимаются политикой. Поэтому политика для них не цель, а средство. Кроме того, такая политика имеет одномерный характер; она, как правило, направлена на решение какой-либо конкретной задачи.
Первоначально лоббизм ассоциировался только с незаконным давлением на представителей власти, с коррупцией, взяточничеством, шантажом и т. д. Со временем в некоторых странах лоббизм институционализировался и стал элементом механизмов власти. Например, в США и Канаде лоббистская деятельность регулируется законом о лоббизме, а сами лоббисты занимают видное место в политической иерархии. Соответствующий законопроект разработан и в России. Однако действия российских лоббистов больше похожи на закулисные сделки различных политических сил. Во многих странах лоббистская деятельность считается незаконной (Франция, Индия).
Отношение к лоббизму в различных политических системах весьма противоречиво. С одной стороны, лоббизм рассматривается как положительное явление. Он играет роль стимулятора активизации политических процессов, увеличивает варианты нахождения компромисса между интересами различных политических сил, расширяет возможности политической системы. Но с другой стороны, лоббизм может стать инструментом недобросовестной политики в руках определенных политических группировок. Особенно велика опасность такого развития событий в тех странах, в которых отсутствуют эффективные механизмы контроля за деятельностью государственных органов со стороны гражданского общества.
Типология лоббизма весьма многообразна. Например, в зависимости от того, какой ветвью власти «решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование; в зависимости от интереса субъекта лоббирования можно выделить политическую, экономическую, правовую и другие разновидности лоббизма.
По формам и методам воздействия лоббистов на государственные структуры выделяют прямое, косвенное и внутреннее лоббирование. Прямое предполагает непосредственное воздействие группы давления на государственные органы с целью добиться принятия «нужного» решения. Косвенное лоббирование действует опосредованно, например организует кампанию (митинги, манифестации, «обсуждение» проблемы в СМИ и пр.), формирует общественное мнение с целью оказания давления на соответствующие органы. Внутреннее лоббирование — это деятельность какой-либо группы давления внутри соответствующего органа. В зависимости от используемых технологий и существующего законодательства различают лоббирование открытое (легальное) и закрытое (нелегальное)62.
В зависимости от типа политической системы различают две основные разновидности лоббизма: плюралистический и корпора- тивистский. Плюралистический наиболее характерен для стран с устоявшейся демократической политической системой (например, США, ФРГ), в которых существует большое количество различных групп интересов, в свободной конкурентной борьбе они отстаивают (лоббируют) свои интересы, оказывая давление на власть. Плюралистический лоббизм имеет следующие важные общественно-политические функции: 1) выполняет роль посредника между гражданами и государством; 2) сопоставляет различные интересы и определяет приоритеты; 3) привлекает к участию в принятии и реализации политических решений те группы граждан, у которых нет другой возможности влиять на этот процесс. Плюралистический лоббизм в условиях демократического общества является одной из форм представительства общественных интересов в государственных структурах власти.
Корпоративное лоббирование является наиболее характерным для авторитарной политической системы. Здесь уже отсутствует свободный рынок интересов и плюрализм мнений. «Нужные» решения «пробиваются» через своих представителей во властных структурах, путем подкупа и шантажа чиновников и депутатов, а также другими незаконными способами.
В России еще в советское время существовала весьма действенная структура корпоративного лоббирования. Главными лоббистами в этой структуре являлись различные министерства и ведомства. Суть такого лоббизма состояла в том, чтобы любыми доступными способами заполучить для своего министерства максимально возможное количество ресурсов и средств.
С началом либерализации российской экономики и приватизации государственной собственности в экономической сфере доминирующее положение приобрела госкапиталистическая модель группового давления. Такая модель предполагает два варианта взаимодействия между государственным чиновником и частным капиталом: 1) Г — Ч — Г (государственный чиновник — частный капитал — государственный чиновник); 2) Ч — Г — Ч (частный капитал — государственный чиновник — частный капитал). Рассмотрим каждый из вариантов. 1.
Государственный чиновник (группа) «добивается» передачи государственных средств капиталисту, а затем получает от него определенное вознаграждение. 2.
Капиталист (группа давления) вкладывает деньги в государственного чиновника или в давление на него и получает назад выросшую стоимость в виде ресурсов63.
Лоббизм в современной России как завуалированная форма политической борьбы является преимущественно корпоративным и негативным. Так, например, Государственная Дума РФ более пятнадцати лет (с начала 1990-х годов) не может (не желает) принять законы об организованной преступности и коррупции. Проекты этих законов постоянно откладывались, посылались на доработку и т. д. Видимо, правящие элиты не хотят или не могут всерьез бороться с этими негативными явлениями. Возможно также, что на них оказывают мощное давление определенные «группы интересов». Такова же участь и некоторых других необходимых стране законов.
В то же время «нужные» определенным политическим силам законы принимаются вне регламента. Так, в 2001 г. в спешном порядке был принят закон о досрочном освобождении из мест лишения свободы заключенных, имеющих правительственные награды.
В результате на свободе оказались люди, совершившие тяжкие уголовные преступления.
В посткоммунистической России в результате приватизации и различных финансовых махинаций подавляющее количество ресурсов оказалось в руках финансово-промышленных групп и коррумпированных чиновников. Между тем массовые народные движения разобщены, и их спонтанные выступления в защиту своих прав и интересов власти просто игнорируют. Поэтому финансово-промышленные группы, используя личные связи, свои финансовые возможности и другие незаконные методы (коррупцию, шантаж, криминал), приобрели огромное влияние на политическую жизнь страны. Обладая неограниченными ресурсами, они могут «заказывать» нужные им законы, которые противоречат интересам общества и государства.
Положение осложняется еще и тем, что отдельные финансово-промышленные группы хотя и конкурируют между собой, но в стремлении решать свои проблемы за счет общества едины. Кроме того, их связывает незаконно (не вполне законно) нажитый капитал. Поэтому они стараются «не выносить сор из избы» — не делать достоянием гласности противоправные деяния оппонентов, а сообща лоббируют свои корпоративные интересы. Выше уже приводился факт, из которого следует, что даже Президент РФ не в силах преодолеть корпоративное лоббирование некоторых политических групп.
Многие аналитики считают, что в России произошло сращивание теневой экономики и теневой политики. Поэтому говорить о легитимных формах лоббирования не приходится. Многие нужные «теневикам» законы разрабатываются в узком кругу коррупционеров, а потом «проталкиваются» путем подкупов и преференций. Существуют даже своего рода тарифы на предоставление различных видов «политических услуг».
В целом же лоббизм имеет как позитивные (социальные), так и негативные (асоциальные) свойства и функции. Поэтому суть вопроса заключается в следующем: как и где он применяется, в каких условиях и какими людьми, какие цели преследуют группы давления, насколько подконтрольна деятельность лоббистов институтам гражданского общества, имеет ли лоббизм легальные основания, «работает» ли он на развитие всей социальной системы или защищает корпоративные интересы узкого социального слоя.
Источник: lib.sale
Группы давления и лоббизм. Методы лоббистской деятельности.
Группы давления — организованные соц группы, стремящиеся воздействовать на госорганы, добиться их поддержки и принятия решений, отвечающих интересам и целям группы. От политич партий ГД отличает сравнительно узкая целевая ориентация, отсутствие общей политич программы. В широком смысле слова к Г. д. могут быть отнесены и политич партии, а также различные звенья гос механизма. ГД считается всякая обществ организация, целенаправленно влияющая на гос аппарат путём офиц и неофиц контактов с его представителями, массовой агитации, публичных выступлений, рассчитанных на создание опред обществ мнения.
Сущ-е лоббизма как политич явления тесно связано с функционированием ГД и возможностями их влияния на органы власти. Его развитие зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализма, степень институционализации политического участия, характер политических партий. На последнее обстоятельство обращают внимание американские политологи. По их мнению, чем сильнее политические партии и эффективнее их деятельность, тем меньше возможностей у групп интересов оказывать влияние на выработку политических решений, и наоборот, чем слабее партии и чем ниже их эффективность, тем больший размах приобретает лоббистская деятельность.
В практике лоббистской деят-ти исп разл способы влияния на органы власти. К ним относятся:
• выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
• разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов;
• личные встречи, контакты, переговоры;
• использование методов public relations для формирования общественного мнения;
• организация кампании «давления с мест» (многочисленные письма и програм-