ПО ЗАКОНУ
4 МИН
Печать для ИП и ООО
Согласно законодательству, печать — необязательный атрибут, но некоторые документы без неё не имеют юридической силы. Рассказываем, в каких случаях без печати не обойтись и как её оформить.
Для чего нужна печать
ИП и ООО не обязаны иметь печать, но некоторые документы заверять печатью обязательно:
- кассовые документы;
- расчётные документы;
- большинство таможенных и кадастровых бумаг;
- бланки строгой отчётности.
Формально использование печати именуется «правом» ИП и ООО, фактически — отказ от неё может привести к нарушению закона. Противоречие постепенно устраняется: меняются формы документов, где было место для оттиска, например 2-НДФЛ, декларации по УСН.
Типография.Как открыть типографию. Бизнес на печати. Печать этикеток. Полиграфия.
У контрагентов бумаги с печатью вызывают больше доверия: их сложнее подделать. Перед использованием печати внесите в устав пункт о её наличии.
Требования к печати
В символике оттиска ИП и ООО запрещается использовать:
- государственные знаки или их элементы — например, герб России или регионов;
- чужие зарегистрированные логотипы и товарные знаки, даже частично.
Сейчас в законе нет требований к печати, но предприниматели выбирают привычные варианты, которые были установлены правилами раньше.
Для ООО
- круглая форма, диаметр — 38-42 мм;
- голубой или синий оттиск;
- наименование и юридический адрес — полностью и на русском языке;
- ИНН и ОГРН.
Дополнительно печать может содержать: наименование на языке одного из народов РФ или зарегистрированный товарный знак. Эти сведения не должны закрывать основные данные, мешать их прочтению.
Для ИП
- круглая, треугольная или прямоугольная форма;
- ИНН;
- ОГРНИП;
- полностью прописывается «индивидуальный предприниматель» и ФИО;
- местонахождение — указывается название населенного пункта.
Можно добавить логотип, собственный торговый знак и даже рисунок. Дополнения не должны закрывать обязательные данные.
Как изготовить печать
Можно заказать одну печать (основную) или несколько. Есть компании, которые изготавливают оттиски в течение часа.
Дополнительные, или специальные, печати могут содержать уточняющие надписи (например, «Для приказов»), слова на другом языке, в случае ООО — быть некруглой формы. Их лучше использовать только для внутреннего документооборота.
Для изготовления печати обычно нужен минимум данных:
- ОГРН или ОГРНИП,
- ИНН,
- полное наименование,
- название населённого пункта, где зарегистрирован ИП или организация.
Регистрация печати
Процедуры регистрации печати нет, но необходимо вести внутренний учёт печатей компании. В журнале поступления печатей вносите записи о том, какие печати есть внутри организации и кто за них ответственен. А в журнале движения печатей отмечайте, кому, на какое время и для каких целей была передана печать.
Как начать бизнес на изготовлении печатей и штампов. Полный цикл изготовления фотополимерной печати
Испорченные и устаревшие печати нужно уничтожать — для этого руководитель компании подписывает специальный приказ.
Статья обновлена 18 января 2023 года
Источник: www.sberbank.ru
Печать для ИП нового образца
Может ли ИП работать без печати? Общее правило гласит, что может. Точнее, ни один нормативно-правовой акт прямо не обязывает применять печать ИП, но в предпринимательской деятельности всё ещё есть ситуации, когда штампы в документах обязательны.
Быстро и бесплатно
Когда без печати не обойтись
Приводим перечень ситуаций, в которых компании и ИП должны проставлять печати в документах.
- При выдаче приходного кассового ордера. Указание Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У по-прежнему обязывает кассира проставлять в ПКО штамп или оттиск.
- Если у вас есть работники. Действующая инструкция по заполнению трудовых книжек (утверждена приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320Н) обязывает при внесении кадровых записей заверять их подписью нанимателя и штампами (организации или кадровой службы). Однако, в отличие от предыдущей инструкции, в отношении печати сделана оговорка «при её наличии». То есть, если ИП в своей деятельности использует печать, то оттиск обязателен и в трудовой книжке.
- Если контрагент по сделке настаивает на использовании печати при подписании договоров и других документов.
Нужна ли ИП печать для открытия расчётного счёта? В инструкции Центробанка РФ от 30.06.2021 № 204-И говорится, что образец оттиска проставляется только при его наличии. Если его нет, то банк не вправе отказать в открытии расчётного счёта только по этому основанию. Но негласно банковские операционисты настаивают на этом условии, потому что штамп помогает идентифицировать клиента.
Каким должен быть оттиск
Официальные требования 2023 года к печати для ИП не установлены. Не было их и раньше, но это если говорить о законах федерального уровня. В Москве же с 1998 по 2005 год при регистрационной Палате существовал официальный реестр, где регистрировали печати для ИП и юридических лиц. Федеральная налоговая служба признала ведение реестра нелегитимным, но требования к внешнему виду оттисков и штампов, предусмотренные распоряжением мэра Москвы № 843-РМ, изготовители учитывают до сих пор.
Правила устанавливали три основных вида формы клише для печати:
- круглая – диаметром от 38 до 42 мм;
- треугольная — все стороны равной длины от 38 до 42 мм;
- прямоугольная – размер одной стороны от 35 до 50, второй — от 70 до 100 мм.
Кроме того, согласно правилам, печать ИП должна была содержать следующую обязательную информацию:
- полное имя физического лица, зарегистрированного как ИП;
- указание на организационно-правовую форму «индивидуальный предприниматель»;
- местонахождение, т.е. населённый пункт, указанный в прописке коммерсанта;
- государственный регистрационный номер ОГРНИП.
В 2023 году эти правила не действуют, скорее, их надо учитывать, как общепринятые традиции делового оборота. Чтобы выделиться среди конкурентов или отразить направление деятельности, на клише можно размещать логотип, собственный торговый знак или знак обслуживания, фотографии, рисунки. Запрет установлен только для размещения на клише российского герба, региональной и муниципальной символики, чужих логотипов и знаков.
Образец печати для ИП в 2023 году, привычный для делового оборота в РФ, выглядит так.
Важно: факсимиле, т.е. образец личной подписи гражданина, не является официальным символом ИП. Применять факсимиле можно только по согласию сторон при подписании договоров и для внутреннего оборота.
Чтобы изготовить печать для ИП, надо обратиться в специализированную организацию. К сожалению, в отсутствие контроля за изготовлением штемпельной продукции, многие исполнители работают без свидетельства, подтверждающего госрегистрацию ИП. Изготовить штампы можно не только по своим, но и чужим реквизитам, для этого достаточно образца оттиска.
Для снижения риска подделки заказывайте клише с защитой, при которой используют:
- гильоширные сетки толщиной не более 0,1 мм;
- специальные метки (контрольные, химические, УФ);
- многоцветность;
- гравировку рисунков и фотографий;
- особые защитные элементы, применяемые для гербовых изображений;
- двумерный штрих-код.
Что нужно ООО для изготовления печати
ООО может заказать печать по собственному желанию, закон не обязывает его это делать. Для ее изготовления нужно обратиться к производителю штемпельной продукции, согласовать эскиз и оплатить работу. Чтобы оттиск содержал актуальную информацию, предоставляют документы, подтверждающие реквизиты. Запрещено использовать для печатей элементы государственной символики и запатентованные другими фирмами изображения.
Организации, как и предприниматели, не обязаны иметь печать, согласно закону № 82-ФЗ от 06.04.2015. Теперь это добровольный атрибут хозяйственной деятельности компании. Но учитывая, что для изготовления печати ООО нужно не так и много времени и документов, а в некоторых ситуациях она спасает от действий мошенников, многие предприниматели принимают решение все-таки ее заказать.
Зачем она нужна
Закон освободил общества с ограниченной ответственностью от обязанности заверять свои документы оттиском. Однако, практика показала, что существуют ситуации, требующие его наличия. Это может произойти при поступлении наличных денег без применения кассовых аппаратов, при заполнении трудовых книжек, оформлении расчетного счета в банке, участии в госзакупках.
Некоторые из этих ситуаций спорные, но, чтобы не создавать их, придать весомость и юридическую силу документам фирмы, а также оградить их от легкой подделки, многие компании принимают решение использовать печать в своем документообороте.
Как заказать
Сделать это можно сразу после регистрации предприятия или в любое другое время. Для этого:
- Находят в интернете компанию-производителя штемпельной продукции, подходящую запросам, чтобы вид, качество и сроки изготовления оттиска, а также стоимость работы полностью устраивали.
- Делают заказ, предоставив необходимые реквизиты для оттиска, и оплачивают его прямо на сайте или в офисе изготовителя.
- Забирают печать лично или оформляют доставку.
Какие нужны документы
Компании-изготовителю потребуются официальные сведения об ООО, которые будут нанесены на оттиск. Документы помогут сделать это без ошибок, что иногда случается при передаче информации по телефону или написанной от руки.
Фото: пример оттиска для ООО.
Источник: pechati.biz
Законодательно утвержденного перечня того, что должно быть указано на штемпеле, нет. Но исторически сложилась практика отображать на круглой печати:
- ОГРН;
- ИНН;
- организационно-правовую форму;
- полное название организации на русском языке;
- город юридического адреса.
Поэтому представитель общества должен иметь при себе копии:
- устава ООО;
- свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ;
- свидетельства о постановке на учет в налоговой;
- оригинал своего удостоверения личности;
- эскиз оттиска (можно принести готовый или сделать, воспользовавшись услугами дизайнера мастерской).
Нужно будет также оформить заявление на выполнение заказа. И хотя оно не является обязательным документом для коммерческих организаций, его наличие поможет изготовителю точно и в срок сделать печать. Чтобы забрать готовый штемпель, представитель ООО приносит доверенность.
Основные виды
Официальных требований к форме и содержанию печатей, штампов коммерческих структур не существует. До принятия закона, отменяющего обязанность ставить оттиски на документах, в п. 5 ст. 2 ФЗ № 14 от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» говорилось, что ООО должно иметь круглую печать с указанием названия на русском языке и местонахождения, а также разные элементы индивидуализации.
Фото: примеры оттисков.
Источник: pechaty.spb.ru
Те стандарты, по которым работают в настоящее время изготовители штемпелей, пришли из ГОСТа Р 51511-2001, разработанного для гербовых печатей:
- форма может быть круглой с диаметром 38–42 мм, треугольной – с равнобедренной стороной 38–42 мм, прямоугольной – с шириной 35–50 мм и длиной 70–100 мм;
- реквизиты – полное наименование организации, регистрационный номер, город местонахождения;
- тип оснастки – ручная или автоматическая;
- степень защиты – на выбор: от рельефного клише с тиснением и скрытым изображением до специального шрифта, разработанного по алгоритму заказчика, и защитных элементов для гербовых штампов.
Оттиски треугольной и прямоугольной формы обычно применяют для внутреннего документооборота. Чем выше степень защиты печати, тем она дороже. Логотип, изображение можно придумать какое угодно, но нельзя использовать запатентованные визуальные элементы других компаний и государственной символики.
Важно. Регистрировать печать в налоговой или других гос. органах не обязательно. Это можно сделать по желанию самой организации.
Как получить дополнительный оттиск
Если в дальнейшем возникает необходимость в еще одном экземпляре, или нужно заменить износившееся клише, то заказывают его по оттиску.
Фото: изготовление по оттиску.
Источник: pechati.biz
Для этого производителю штемпельной продукции приносят:
- Заявление с просьбой изготовить дополнительный экземпляр, заверенное подписью руководителя и действующей печатью.
- Образец оттиска на бумаге.
- Копию свидетельства о регистрации юридического лица.
- Другие документы, данные с которых нанесены на штемпель (ИНН, полный юридический адрес и др.).
Увеличение количество штампов для работы ООО может появиться в процессе хозяйственной деятельности. Общество самостоятельно принимает об этом решение и отражает его во внутренних документах.
Источник: moneymakerfactory.ru