Что с риэлторским бизнесом

Обвалившийся из-за кризиса спрос на жилье привел к сокращению рентабельности риэлторского бизнеса. Его собственники торопятся распродать свои компании — количество таких объявлений за год выросло в 2,5 раза. По мнению участников рынка, его покидают небольшие региональные риэлтеры и те, кто специализировался на сделках со вторичным жильем. Но эксперты не видят особого смысла в покупке агентств недвижимости из-за отсутствия ожиданий улучшения на рынке.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Число выставленных на продажу агентств недвижимости за последние несколько месяцев выросло в несколько раз, что является «нетипичной ситуацией для рынка», сообщили “Ъ” в компании «Жилфонд». По данным Avito, сейчас размещено 400 объявлений о продаже таких компаний по всей России — это в 2,4 раза больше, чем год назад. Средняя стоимость готового бизнеса составляет 540 тыс. руб.

Как открыть агентство недвижимости | Работаю на себя

Директор «Жилфонда» Александр Чернокульский связывает тренд с разбалансировкой рынка: «Предложение жилья заметно превышает спрос, а число сделок сокращается из-за ситуации в экономике». По его словам, в таких условиях сложно выжить небольшим региональным агентствам, где работают 10–20 риэлторов. Владельцы таких компаний решили выйти из бизнеса, полагает господин Чернокульский. Управляющий партнер «Метриума» Надежда Коркка считает, что с рынка уходят агентства, специализирующиеся на сделках со вторичным жильем.

Активность на рынке жилья из-за кризиса действительно резко сократилась. По подсчетам «ЦИАН.Аналитики», в первые три недели июня количество просмотров объявлений о продаже вторичной недвижимости в городах-миллионниках и звонков сократилось на 48% год к году. В «Авито.Недвижимости» оценивают спад в 29%.

Только в Москве, по данным Росреестра, в мае число сделок на вторичном рынке сократилось на 45% год к году, на первичном — на 31%.

Риэлторский бизнес традиционно считался доходным: по оценкам «Жилфонда», он может приносить 20–25% годовых. Надежда Коркка предупреждает, что рентабельность сильно зависит от специфики региона, но средний показатель — 15%, хотя в этом году он снизится из-за падения числа сделок.

Никита Стасишин, заместитель главы Минстроя РФ, в июне 2022 года:

«Мы не видим опасности в том, что что-то «зависнет» на рынке жилья и не будет продано».

Источником прибыли для брокеров выступает комиссия, которая, по словам Александра Чернокульского, составляет 2–3% от стоимости квартиры на вторичном рынке и 1–5% в новостройках. Комиссию брокерам также платят банки и страховщики за посреднические услуги при оформлении ипотеки.

Спрос на дорогую аренду в Москве сократился

Но, полагает гендиректор DNA Realty Антон Белых, приобретение существующей небольшой компании вряд ли будет целесообразно. «Успешно продать можно агентство с известным брендом, а большинство выставляемых сейчас на продажу не имеют такую ценность»,— говорит эксперт. По его словам, «гораздо дешевле» купить базу с телефонами потенциальных покупателей квартир, а приобретение пула эксклюзивных контрактов по продаже квартир в новостройках не всегда оправданно — «их в любой момент могут забрать себе менеджеры по продажам самих строительных компаний».

Управление агентством недвижимости. Как сделать риэлторский бизнес успешным. Ильдар Хусаинов, Этажи

По данным Росстата, в России на 1 апреля 2022 года действовало 301,9 тыс. компаний, занимавшихся операциями с недвижимым имуществом. Сокращение числа игроков на фоне ухода с рынка некоторых агентств вряд ли позволит оставшимся компаниям нарастить продажи из-за общего спада активности, но перераспределение долей возможно, считает Антон Белых. Управляющий партнер Dombook Ирина Доброхотова называет крупными на рынке не более 20 существующих агентств. Эти игроки, по ее мнению, в полном составе уже пережили рецессию 2015–2018 годов.

Читайте также:  Что подать на бизнес ланч

Александра Мерцалова, Анатолий Костырев

  • Газета «Коммерсантъ» №117/П от 04.07.2022, стр. 8
  • Анатолий Костырев подписаться отписаться
  • Александра Мерцалова подписаться отписаться
  • Недвижимость. Аналитика подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Каково будущее агентств недвижимости?

Есть ли будущее у агентств недвижимости в связи с «диджитализацией» экономики, переходом строительства на проектное финансирование и изменением потребностей аудитории — в материале «Континента Сибирь».

В последние годы рынок недвижимости в России значительно изменился. Причин тому целое множество: отгремевший недавно кризис, переход на систему проектного финансирования строительства, отказ от точечной застройки. Вместе с самим рынком меняются и его участники. Эксперты прогнозируют, что основными жертвами обновленной системы станут небольшие застройщики. Между тем, по данным Century21, за последние два года в стране закрылось около 12% работавших агентств недвижимости.

Эксперты выделяют множество причин, по которым изменилась концепция агентств недвижимости. Экс-руководитель отдела маркетинга агентства недвижимости «Большой Город» Егор Крылов в разговоре с «КС» отметил, что молодой аудитории сложно воспринимать старый формат работы агентств недвижимости. «Но при этом сами агентства должны трансформироваться, использовать новые технологии, демонстрировать, что специалисты по недвижимости — это молодые и энергичные эксперты, которые готовы помочь разобраться с рынком и его подводными камнями», — объяснил Егор Крылов.

Если до кризиса в пользу агентства уплачивалось до 6% от суммы сделки, то на текущий момент этот показатель в сегменте новостроек упал до 3%

Говоря о новых технологиях, нельзя не отметить, что важной причиной снижения роли агентств недвижимости стоит считать развитие Интернета. Онлайн-объявления о покупке или продаже недвижимости доступны сегодня для любого пользователя. Обилие электронных площадок, готовых предоставлять оперативную информацию о подборе квартир, доступной ипотеке или репутации застройщиков, по словам многих экспертов, «отбирает хлеб» в первую очередь как раз у агентств недвижимости. При этом важно отметить, что этот тренд, по словам экс-директора по маркетингу федеральной риэлторской компании «Этажи» в Новосибирске, действующего директора по маркетингу «Группы Мета» Тимофея Колоколова, ведет скорее к трансформации роли агентств недвижимости, нежели к снижению их роли. «Ключевой функции агентства для клиента «возьми меня за руку, покажи варианты и раздели ответственность за выбор» эти площадки не дают. Такая роль не может снизиться, потому что это уникальное свойство агентств недвижимости», — утверждает Тимофей Колоколов.

Появление онлайн-площадок, способных помочь с подбором квартир, безусловно, отобрало часть функций у агентств. Однако как таковой проект «облачного» агентства недвижимости так и не был реализован в регионе. Но Егор Крылов подчеркивает, что хотя люди изначально и пытаются решить вопросы самостоятельно, но большинство из них все равно приходят к услугам агентств. «И тут важно, чтобы агентства учились разговаривать на понятном языке аудитории с новыми потребностями», — добавил Егор Крылов.

Собеседники «КС» напоминают о том, что, помимо онлайн-площадок, помогающих с подбором квартир, существует сервис Сбербанка «ДомКлик», который призван помочь гражданам, желающим купить недвижимость в ипотеку. «ДомКлик» работает с 2017 года, но при этом, по данным Сбербанка на март 2018 года, уже более 17% выдач ипотеки приходится на заявки, поданные через «ДомКлик». «Часть функционала агентств в последнее время взяли на себя банки. Сбербанк, запустив «ДомКлик», сделал существенный шаг в эту сторону», — отметил директор по продажам компании «Сибакадемстрой» Динар Зарипов.

Читайте также:  Изготовление солнечных панелей как бизнес

Генеральный директор агентства недвижимости «КВАДРОТЕКА» Владимир Голованов в свою очередь указывает на то, что ранее при работе агентств недвижимости львиная доля внимания уделялась юридическому оформлению сделок, гарантиям, информационным услугам. Сейчас же, по его словам, главное — помощь в выборе. «В этом плане сегодня агентам по недвижимости стоит оперировать другими факторами: внимательное изучение потребностей людей, умение помочь людям в вопросах выбора.

По большому счету, агент по недвижимости уже не юрист, не оформитель и не финансовый гарант. Это человек, который работает на уровне психолога, эксперта в своем сегменте, исходя из собственного опыта либо информации, недоступной широкому кругу людей. Это существенно повлияло на отрасль.

Люди, которые привыкли зарабатывать механическими операциями, уходят с рынка, приходят другие люди. Началась серьезная перестройка. Агенты, которые много зарабатывали на вчерашнем рынке, на нынешнем рынке совсем не звезды. Это яркий показатель», — разъяснил Владимир Голованов.

Эксперты также напоминают, что в связи с кризисом сократилась комиссия, которую агентства недвижимости получали от каждой сделки. По словам собеседников «КС», сумма комиссии упала в полтора-два раза. Если до кризиса в пользу агентства уплачивалось до 6% от суммы сделки, то на текущий момент этот показатель в сегменте новостроек упал до 3%. Вторичный же рынок по-прежнему полностью принадлежит агентствам недвижимости, и стоимость услуг агентов в рассматриваемом случае осталась на прошлом уровне.

Тренд снижения роли агентств недвижимости почти не касается вторичного рынка. «Пока неизменным остается уровень влияния агентств недвижимости на вторичный рынок жилья», — отмечает Динар Зарипов. Причины этого заключаются в том, что рынок вторичной недвижимости не контролируется застройщиками, отделы продаж которых и являются основным конкурентом агентств. Кроме того, онлайн-площадки не дают гарантий на достоверность информации. А при оформлении сделок по-прежнему требуется помощь профессиональных риелторов. Указанные факторы в совокупности ведут к тому, что вторичный рынок все еще контролируется агентствами недвижимости.

Говоря о том, какое будущее ожидает агентства недвижимости, эксперты разошлись в оценках. По прогнозам Тимофея Колоколова, агентства преобразуются и будут работать на одном уровне с электронными сервисами. «На мой взгляд, для агентств настало самое время мобилизоваться, четко выбирать нишу и активно сотрудничать с теми же самими электронными площадками», — уверен собеседник «КС».

Ряд застройщиков считает, что агентства недвижимости смогут сохраниться и в будущем, однако их станет гораздо меньше. Те же, кто останется на рынке, будут являться независимыми экспертами, которые призваны оценивать и анализировать рынок на основе накопленного опыта. «Причем совсем не обязательно, что это будет делаться с целью подбора квартир», — пояснил представитель одного из новосибирских застройщиков на условиях анонимности.

При этом Егор Крылов отметил, что агентства недвижимости нового типа можно наблюдать уже сейчас. Собеседник «КС» привел в пример «Этажи». «Правильность их подхода в том, что это агентство работает с позиционированием своих консультантов. На мой взгляд, их сотрудники — молодые, живые и энергичные профессионалы, которые работают от потребностей аудитории. Плюс они не стоят на месте, внедряя технологии интернет-продаж, и выглядят достаточно прозрачно», — прокомментировал Егор Крылов. При этом он признает, что у «Этажей» есть и свои слабые стороны, но, тем не менее, они пытаются выйти на новую, молодую аудиторию.

Читайте также:  Что такое документы бизнес процесса

Сами застройщики, по словам Динара Зарипова, намерены и дальше работать с агентствами недвижимости. Партнерские отношения между застройщиками и агентствами наблюдались всегда. «Ведь, по сути, они являются конкурентами лишь косвенно. Вернее будет сказать, что они дополняют друг друга в полноте услуг для конечного поставщика», — пояснил представитель новосибирский застройщик.

Этой же точки зрения придерживается и Тимофей Колоколов. «Мое личное убеждение: никакая электронная площадка пока не заменит саму функцию продавца квартиры. Простой пример: человек выставляет свое жилье на продажу. В силу разных причин, может быть, эмоциональной привязанности, он может допустить ошибки: увеличивает срок продажи или снижает цену. А при работе с агентом по недвижимости таких проблем уже не возникает. Поэтому роль агента пока незыблема», — объяснил директор по маркетингу «Группы Мета».

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.

Источник: ksonline.ru

Риэлторский бизнес становится фабрикой услуг

Голованов

Покупатели недвижимости стали смелее оперировать деньгами, а риэлторы активно осваивают информационные технологии, чтобы сохранить темпы развития бизнеса, считает генеральный директор сети агентств недвижимости «Квадротека» Владимир Голованов.

Тренд на повышение

— Владимир Васильевич, какие новые тенденции вы наблюдаете на риэлтерском рынке, а также в целом на рынке недвижимости Новосибирска?

— Изменения есть, и они весьма заметны. Прежде всего, рынок начал выходить из состояния кризиса и рецессии. По данным Росреестра, выросло количество сделок. На некоторых сегментах рост составляет десятки процентов по сравнению с началом 2017 года.

По данным «Дом.РФ» (АИЖК), в январе и феврале 2018 года выдан рекордный объем ипотеки — в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы тоже замечаем рост обращений.

— С чем это связано?

— Я бы не сказал, что люди стали больше зарабатывать, но они смелее оперируют теми деньгами, которые у них есть, охотнее берут кредиты — устали бояться. Это общая тенденция. По моим наблюдениям, рынок недвижимости сильно коррелируется с рынком новых автомобилей, с рынком зарубежных поездок, так как актуальные затраты составляют похожие суммы — около 200-300 тысяч рублей. И на этих рынках тоже заметно оживление.

Пока рано говорить о скачкообразном и ажиотажном спросе, но тренд явно идет на повышение.

— Какие изменения происходят в структуре сделок?

— Несколько лет назад явный перевес интереса был к первичному рынку. С одной стороны, он поддерживался застройщиками, которые сдавали рекордные объемы жилья, с другой — госипотекой. У нас были периоды, когда количество продаж новостроек превышало количество сделок по вторичному жилью. Потом интерес к первичке угас, так как вторичное жилье сильно упало в цене, и люди переориентировались на покупку готовых квартир. Сейчас ситуация выравнивается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин