Инфраструктура финансового рынка обеспечивает его надежную и стабильную работу, в то время как проблемы и диспропорции в инфраструктуре финансового рынка могут привести к финансовым шокам, таким как кредитные потери или диспропорции ликвидности, а также выступать каналом распространения этих шоков на различные сегменты финансовых рынков.
Инфраструктура финансового рынка — это специальные организации, которые обслуживают сделки с финансовыми активами, проводят контроль и расчеты по таким сделкам, учет и переход прав на финансовые активы, а также осуществляют сбор, хранение и предоставление информации, необходимой для эффективного функционирования финансового рынка.
Надежная и эффективная инфраструктура способствует сохранению и укреплению финансовой стабильности, бесперебойности работы всех финансовых институтов, стимулирует развитие экономики в целом.
Инфраструктура финансового рынка включает:
• учетные и информационные институты.
Торговая инфраструктура — это площадки, на которых происходят сделки с финансовыми активами по определенным правилам.
Финансовая грамотность. Финансовая инфраструктура.
К торговой инфраструктуре относятся:
• биржи иные организаторы торговли валютами, ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
Платежная инфраструктура – это высокотехнологическая система быстрого перевода денежных средств между экономическими субъектами.
В платежную инфраструктуру входят:
• коммерческие платежные системы,
• платежная система Банка России,
• системы передачи финансовых сообщений.
Учетная система – это связующее звено между эмитентом ценных бумаг и их владельцем. В роли звена выступает совокупность институтов фондового рынка, которые ведут записи, удостоверяющие права клиентов на ценные бумаги. В России и за рубежом необходимость учетной системы связывают с тем, что подавляющая часть оборота ценных бумаг происходит в безналичной форме. Поэтому должны быть институты, регистрирующие этот оборот и связанный с ним переход права собственности на ценные бумаги.
К учетной инфраструктуре относятся следующие организации:
• Репозитарии — собирают и хранят данные о заключенных не на организованных торгах (вне биржи) договорах репо и договорах с деривативами.
• Регистраторы — ведут реестр владельцев ценных бумаг на основании договора с эмитентом.
• Депозитарии — хранят ценные бумаги, выступают посредниками между эмитентами и инвесторами, ведут учет сделок с ценными бумагами и перехода прав на эти бумаги.
• Клиринговые организации — посредники между участниками рынка, которые гарантируют исполнение ими взаимных обязательств: они формируют информацию по имеющимся обязательствам и новым сделкам, их зачету при поставках ценных бумаг и расчетам по ним.
Информационная инфраструктура – это информационные и аналитические сервисы, необходимые экономическим субъектам для эффективного ведения бизнеса и осуществления инвестиционных вложений на информированной основе.
Финансовая грамотность для основателя бизнеса. Михаил Смолянов
В информационную инфраструктуру входят:
• Рейтинговые агентства — анализируют деятельность тех субъектов экономики, которые заинтересованы в привлечении рыночного долгового финансирования (от компаний реального сектора и банков до целых регионов) и присваивают им рейтинг. Кредитные рейтинги служат инвесторам, заемщикам, эмитентам и государству важным средством для принятия обоснованных инвестиционных и финансовых решений.
• Бюро кредитных историй — хранят сведения о займах физических и юридических лиц и исполнении обязательств по ним. На основе этих данных кредиторы анализируют уровень долговой нагрузки заемщика и его дисциплину.
• Ценовые центры — оказывают услуги по определению стоимости финансовых инструментов, не торгуемых на бирже, для участников рынка. Это помогает сторонам сделки быть уверенными в том, что она заключена на справедливых условиях.
• Администраторы, формирующие финансовые индикаторы — подтверждают условия сделки и цену инструмента для сделок с финансовыми инструментами, в которых есть дополнительные условия, например уровень процентных ставок или валютные курсы.
От бесперебойности и устойчивости инфраструктуры зависят все участники финансового рынка, поэтому к инфраструктурным организациям применяется специальное регулирование и надзорные требования, за исполнением которых следит Банк России.
Дата добавления: 2021-03-18 ; просмотров: 203 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Инфраструктура финансового рынка
Инфраструктура финансового рынка — это специальные организации, которые обслуживают сделки с финансовыми активами, проводят контроль и расчеты по таким сделкам, учет и переход прав на финансовые активы, а также осуществляют сбор, хранение и предоставление информации, необходимой для эффективного функционирования финансового рынка.
Инфраструктура финансового рынка включает торговые, платежные, учетные и информационные институты.
Торговая инфраструктура — это площадки, на которых происходят сделки с финансовыми активами по определенным правилам. Обычно в нее входит и расчетная инфраструктура, в которой определяются взаимные обязательства участников торгов, что помогает проводить расчеты по итогам торгов. Расчетная инфраструктура также обслуживает и те сделки, которые заключаются вне организованных торгов.
К торговой инфраструктуре относятся биржи и иные организаторы торговли валютами, ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
Платежная инфраструктура представляет собой высокотехнологическую систему быстрого перевода денежных средств между экономическими субъектами. В платежную инфраструктуру входят коммерческие платежные системы, платежная система Банка России, системы передачи финансовых сообщений.
Учетная система является связующим звеном между эмитентом ценных бумаг и их владельцем. В современном мире большинство ценных бумаг дематериализовано, они существуют только в виде записей по счетам, поэтому нужны специализированные организации, которые открывают и ведут эти записи. Эти организации подтверждают права владельца на ценные бумаги и по его распоряжению переводят ценные бумаги новому приобретателю. В их функции также входит содействие владельцу ценных бумаг в реализации прав по ним (голосовании по акциям, получении доходов и выплат по ценным бумагам).
К учетной инфраструктуре относятся следующие организации:
Репозитарии — собирают и хранят данные о заключенных не на организованных торгах (вне биржи) договорах репо и договорах с деривативами.
Регистраторы — ведут реестр владельцев ценных бумаг на основании договора с эмитентом.
Депозитарии — хранят ценные бумаги, выступают посредниками между эмитентами и инвесторами, ведут учет сделок с ценными бумагами и перехода прав на эти бумаги.
Клиринговые организации — посредники между участниками рынка, которые гарантируют исполнение ими взаимных обязательств: они формируют информацию по имеющимся обязательствам и новым сделкам, их зачету при поставках ценных бумаг и расчетам по ним.
Информационная инфраструктура предоставляет различные информационные, аналитические сервисы, необходимые экономическим субъектам для эффективного ведения бизнеса и осуществления инвестиционных вложений на информированной основе.
В информационную инфраструктуру входят:
Рейтинговые агентства — анализируют деятельность тех субъектов экономики, которые заинтересованы в привлечении рыночного долгового финансирования (от компаний реального сектора и банков до целых регионов) и присваивают им рейтинг. Кредитные рейтинги служат инвесторам, заемщикам, эмитентам и государству важным средством для принятия обоснованных инвестиционных и финансовых решений.
Бюро кредитных историй — хранят сведения о займах физических и юридических лиц и исполнении обязательств по ним. На основе этих данных кредиторы анализируют уровень долговой нагрузки заемщика и его дисциплину.
Ценовые центры — оказывают услуги по определению стоимости финансовых инструментов, не торгуемых на бирже, для участников рынка. Это помогает сторонам сделки быть уверенными в том, что она заключена на справедливых условиях.
Администраторы, формирующие финансовые индикаторы — подтверждают условия сделки и цену инструмента для сделок с финансовыми инструментами, в которых есть дополнительные условия, например уровень процентных ставок или валютные курсы.
Научно-технический прогресс сделал возможной интеграцию достижений информационных технологий и финансового рынка.
Финансовая инфраструктура заметно расширяется за счет ИТ-компаний, специализирующихся в области финансов. Так, в настоящее время появляются платформенные решения для привлечения капитала в инвестиционные проекты и высокотехнологические точки доступа к финансовым продуктам и услугам, а также технологиям их сетевой дистрибуции (краудфандинговые платформы, маркетплейсы).
От бесперебойности и устойчивости инфраструктуры зависят все участники финансового рынка, поэтому к инфраструктурным организациям применяется специальное регулирование и надзорные требования, за исполнением которых следит Банк России.
Надежная и эффективная инфраструктура способствует сохранению и укреплению финансовой стабильности, бесперебойности работы всех финансовых институтов, стимулирует развитие экономики в целом.
Источник: cbr.ru
Финансовая инфраструктура: сущность, виды.
Под инфраструктурой финансовых рынков понимается совокупность технологий, используемых на рынке для обеспечения процесса движения финансовых инструментов, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах. Ее основными элементами являются: торговая система (биржи, внебиржевые торговые площадки); учетная система (регистраторы и депозитарии); расчетная система (клиринговые и расчетные организации).
Составляющие технологии инфраструктуры финансовых рынков можно классифицировать как три основные группы: регулирующая, информационная и операционная.
Регулирующая инфраструктура финансовых рынков — это система нормативно-правового регулирования. По своему значению она относится к доминирующей в общей структуре финансовых рынков, поскольку выполняет функции допуска, работы и контроля для всех его участников (законодательные, регистрационные, лицензионные, надзорные функции). Она реализуется через деятельность органов регулирования, законодательного обеспечения, контроля соблюдения правил работы на финансовых рынках.
Информационная инфраструктура финансовых рынков представляет собой систему обмена информацией между его участниками. Особенность финансовых рынков состоит в том, что собственно обмену финансовых инструментов предшествует обмен информацией о них. Обеспечение данного условия требует наличия информационных потоков, передаваемых через специальных посредников — фондовые биржи, компьютерные рынки, информационно-аналитические агентства, инвестиционных консультантов, составляющих в совокупности информационную инфраструктуру финансовых рынков.
Операционная инфраструктура финансовых рынков представляет собой систему обеспечения учета, оформления и расчета по сделкам с финансовыми инструментами. Совокупность финансово-кредитных учреждений, необходимых для осуществления операций финансового посредничества на рынке финансовых услуг.
Таким образом, структура финансовых рынков представляет собой систему функционирования составляющих звеньев его инфраструктуры, независимо от типов финансовых рынков и их национальных особенностей.
Мировой финансовый кризис
В 2008 году в мире начался финансово-экономический кризис, который проявился в виде сильного снижения основных экономических показателей в большинстве стран с развитой экономикой, впоследствии переросшего в глобальную рецессию (замедление) экономики.
1)Возникновение кризиса связанно с:
2)-общей цикличностью экономического развития;
3)-перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;
4)-высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);
5)-перегревом фондового рынка.
6)Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, который в начале 2007 года затронул высокорисковые ипотечные кредиты. Вторая волна ипотечного кризиса произошла в 2008 году, распространившись на стандартный сегмент, где займы, выдаваемые банками, рефинансируются государственными ипотечными корпорациями.
7)Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на пять триллионов долларов.
8)Ипотечный кризис в США спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых банков: банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Как следствие, объёмы продаж автогигантов начали сокращаться. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии. Из сферы недвижимости кризис перекинулся на реальную экономику, началась рецессия, спад производства и т.д.
9)Разорились крупнейшие банки.
В России:
Кризис быстро перекинулся в реальный сектор экономики. Капитализация российских компаний снизилась за сентябрь-ноябрь 2008 года на три четверти; золотовалютные резервы сократились на 25%. Финансовый кризис снизил доверие населения к банкам и привел к оттоку вкладов. За сентябрь 2008 года остатки на счетах физических лиц в 50 крупнейших российских банках снизились на 54 миллиарда рублей, что составило 1,2% от общего объема. Бегство вкладчиков из банковской системы снизило финансовую устойчивость банков, что привело к банкротству нескольких крупных инвестиционных и коммерческих банков.
В предбанкротном состоянии находилось множество компаний. Начались увольнения работников, отправка их в административный отпуск, сокращение ставок оплаты труда.
Также финансовый кризис спровоцировал падение цен на нефть. Возникли проблемы с инвестированием в этот сектор, а также появился риск замедления реализации проектов по увеличению добычи и строительству энергопроводов. Произошло сокращение темпов роста российской экономики.
Анткризисные меры
Сразу после начало рецессии 2008 года правительство Российской Федерации регулярно принимали различные антикризисные меры. В частности, в 2008 году были реализованы следующие меры по укреплению финансового сектора:
-рекапитализация и другие меры прямой поддержки финансового сектора — 355 млрд. руб.;-
-рекапитализация банков — 75 млрд. руб.;
-рекапитализация ГК «Агентства по страхованию вкладов» и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 200 млрд. долл. и 60 млрд. долл. соответственно;
-субординированные кредиты — 450 млрд. долл. и т.д.
Отдельно выделим меры, которые принимались для поддержки реального сектора экономики. Итак, в 2008 году для поддержки реального сектора были предприняты следующие меры:
-снижение налогового бремени на общую сумму 220 млрд. руб.;
поддержка различных отраслей на общую сумму 52 млрд. руб.;
-налого-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей и адресованные населению — 272 млрд. руб. и 32 млрд. руб. соответственно;
В отличие от большинства других стран, Россия накануне финансового кризиса обладала огромными финансовыми резервами. Золотовалютные резервы Центрального банка достигли в сентябре 2008 г. максимума в 597 млрд. долл., а профицит бюджета еще 70 млрд. долл. По объему резервов Россия уступала лишь Японии (около 1 трлн. долл.) и Китаю (около 2 трлн. долл.). Быстрый экономический рост последних лет и огромные финансовые резервы связаны в значительный мере от наличия дешевых денежных ресурсов на мировом рынке, которые охотно занимали российские компании и высокие цены на сырье, в том числе на нефть.
В качестве антикризисной меры увеличен объем страхования вкладов населения с 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб., ЦБ России предоставлены полномочия по страхованию межбанковских кредитов за счет собственных средств. Правительством РФ снижены темпы увеличения тарифов на газ и услуги железнодорожного транспорта. Также руководство страны пошло на плавную девальвацию рубля.
Однако это привело к некоторым негативным последствиям. Во-первых, поддержка национальной валюты, а потом постепенное девальвация привели к снижению золотовалютных средств. Во-вторых, в ожидании снижения курса банки были не склонны давать рублевые кредиты, а кредиты в иностранной валюте по той же причине не хотели брать заемщики. Что касается положительных моментов плавного снижение курса рубля, то можно назвать, например, поддержку внутреннего производства, защиту отечественного рынка от импорта, поддержание экспорта и т.д.
На 2010 год были объявлены бюджетные антикризисные меры на 1834,77 млрд. руб., из них на укрепление финансового сектора направлено 625 млрд. руб., на поддержку реального сектора — 798,3 млрд. руб., на помощь регионам — 300 млрд. руб., на защиту населения — 111,5 млрд. руб
Источник: infopedia.su