Что такое креативный бизнес

ООН объявила 2021 год международным годом креативной экономики. Объем рынка креативных индустрий в мире составляет около 104,2 млрд долларов, а капитализация превышает два трлн долларов. При этом каждый год оборот сектора растет на 15%.

В том же году правительством России была утверждена Концепция креативных индустрий и государственной поддержки до 2030 года. Планируется, что ее реализация увеличит долю сектора до 6% ВВП. В 2021 году была создана Федерация креативных индустрий и «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» (РЦИС). В 2022 году из-за санкций, ухода иностранных компаний, ограничений возможностей экспорта и международного сотрудничества креативные индустрии пострадали. Но вместе с тем появились новые возможности для развития внутреннего рынка.

Что такое креативные индустрии? Как они стимулируют экономику? На какие субсидии от государства можно рассчитывать? Что происходит с креативной экономикой сейчас и на что можно рассчитывать в ближайшем будущем? — на эти и другие вопросы отвечаем в материале.

ТОП 50 Бизнес идеи 2020. Бизнес которого нет в России. Бизнес идеи в кризис. Бизнес блог

Что означает понятие «креативные индустрии»?

Что такое креативные индустрии простыми словами?

Креативные индустрии сочетают в себе создание, производство и коммерциализацию творческого содержания (определение ЮНЕСКО).

  • В результате работы креативных компаний получается интеллектуальная собственность. Это может быть товар или услуга
  • Товары или услуги креативных индустрий имеют высокую добавленную стоимость, то есть приносят хорошую прибыль компаниям
  • Продукты креативной индустрии легко масштабируются, особенно в онлайн-среде
  • Рынок креативных индустрий больше других подвержен пиратству

Креативные индустрии составляют «креативную экономику». По данным ЮНЕСКО, на долю креативной экономики приходится 3% от мирового ВВП. Организация назвала ее одним из самых быстрорастущих секторов экономики в мире, а Генассамблея ООН включила концепцию креативной экономики в глобальную экономическую повестку. В 2021 году медиакомпания Influencer Marketing Hub оценила объем рынка креативной экономики в 104,2 млрд долларов.

Что входит в сферу креативных индустрий?

В ООН сделали удобную классификацию из четырех основных направлений креативных индустрий. Организация придерживается ее, сотрудничая со всеми странами, включая Россию.

Профессии в секторе креативной индустрии будут востребованы ближайшие десятки лет. Об этом рассказал Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин в ходе сессии, посвященной креативной экономике в 2021 году.

Как креативные индустрии стимулируют экономику

В докладе ООН сообщается, что креативные индустрии создают условия для развития человеческого капитала, роста экономики, увеличения рабочих мест с хорошими условиями. Творческие индустрии делают вклад в сокращение неравенства, защиту окружающей среды, развитие, распространение идей принятия и инклюзивности в обществе.

Как говорилось выше, товары и услуги рынка креативных индустрий имеют высокую добавленную стоимость, то есть приносят хорошую прибыль компаниям. Поэтому сектор интересует предпринимателей и инвесторов.

К тому же многие направления сектора имеют относительно низкий барьер входа на рынок. Например, чтобы блогеру снимать ролики на YouTube, журналисту записать подкаст на Яндекс или web-дизайнеру создать сайт-визитку на Tilda, не нужно тратить огромные средства.

Благодаря этой характеристике рынка креативных индустрий доступ к потенциальной аудитории и клиентам получают широкие группы людей: женщины, лица с ограниченными возможностями здоровья, люди из провинций и деревень. Это обеспечивает сбалансированное территориальное развитие и сохранение человеческого капитала в регионах.

Немного цифр:

По данным медиакомпании Influencer Marketing Hub, с октября 2020 года в стартапы креативной экономики было инвестировано 800 млн долларов венчурного капитала. На сегодня объем рынка креативных индустрий в мире составляет около 104,2 млрд долларов, а к 2023 превысит 1 трлн долларов.

Из-за глобальной цифровизации, темпы роста которой подтолкнула пандемия, многие компании, чтобы не терять клиентов, стали развивать digital-направление. Также выросла потребность в оригинальном контенте. Поэтому рынок креативных индустрий еще долго будет перспективным для вложений.

Например, краудфандинговая площадка Patreon в 2021 получила 155 млн долларов от фондов Tiger Global, Woodline Partners, Wellington Management. Компания утроила свою капитализацию, достигнув отметки в 4 млрд долларов.

Китайская компания ByteDance, которой принадлежит соцсеть TikTok, за 2021 год увеличила выручку на 70% до 58 млрд долларов.

Кто может рассчитывать на господдержку?

Согласно докладу экспертов Высшей Школы Экономики «Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития», в России пока не сложилась системная поддержка креативных индустрий.

В ряде регионов страны приняты законы или программы поддержки креативных индустрий: Закон о креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Концепция развития креативной экономики Республики Саха до 2025 года, Региональный приоритетный проект «Развитие креативных индустрий Ульяновской области с 2017 до 2020 года».

Каждый год в Крыму проводится арт-кластер «Таврида». Это образовательная платформа для молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет, которые хотят развиваться в креативных индустриях, отраслях культуры и искусства. Кластер создан в рамках национального проекта «Образование» при поддержке Федерального агентства по делам молодежи. Образовательной площадкой предусмотрены гранты. В 2021 году «по результатам грантового конкурса 67 человек получили 42 млн рублей», — сообщил руководитель арт-кластера «Таврида» Сергей Першин.

Поддержка от государства есть, но пока она точечная и локальная. Поэтому особенно актуально, что в конце апреля 2022 года Министерство культуры предложило план мероприятий в 2022−2024 годах Концепции развития творческих индустрий и механизмов осуществления их господдержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года.

Концепция направлена на то, чтобы:

  • оказать господдержку отрасли
  • вырастить долю креативной экономики с 2,4% до 6% к 2030 году
  • увеличить долю граждан, занятых в креативных профессиях с 4,6 до 15% к 2030 году

Проект пока находится на этапе обсуждения.

Какие вопросы там обсуждаются?

  • финансовое обеспечение отрасли
  • экономическое стимулирование отрасли
  • инвестиции в отрасль
  • проработка ряда мероприятий по налоговому стимулированию
  • создание налоговых условий для развития инфраструктуры (доклад поступит в правительство к концу 2022 года, и будет содержать предложения по облегчению налогов на имущество, ускоренную амортизацию, разработку программ возмещения расходов)

Также в концепции предусмотрены предложения по предотвращению пиратства: ужесточение ответственности за видеосъемку в кино и на концертах с последующей выкладкой в сеть. Запланировано проработать вопрос освобождения предпринимателей от взносов с авторских и смежных патентных прав, а также других видов прав на интеллектуальную собственность. Но раньше 2024 года ждать льгот не стоит.

Помимо законотворческих инициатив РЦИС занимается просветительской деятельностью и способствует популяризации цифровых инструментов управления правами.

Что важно знать, работая в креативных индустриях?

Как утверждают эксперты НИУ ВШЭ, кластер креативных индустрий нуждается в творческих и предпринимательских кадрах.

Какая ситуация сложилась в России на сегодня:

  • высокая доля импорта в креативном секторе: население России готово и может потреблять продукты креативной деятельности, но нет достаточного объема производства
  • недостаточная развитость российских креативных индустрий
  • низкие условия для творческой самореализации и развития человеческого капитала

Работаете в креативной индустрии? Мы поможем защитить ваши авторские права!

Какая поддержка существует на сегодня?

Краудлендинговая площадка для поиска инвестиций в творческие проекты «Ко-Фи» и Национальный фонд поддержки правообладателей запустили программу поддержки креативных индустрий, которая действует до конца 2022 года.

В ней могут участвовать авторы любых направлений креативных индустрий — индивидуальные предприниматели, подтвердившие правообладание творческим контентом. Они смогут получить финансирование до 300 тыс. рублей.

«Ко-Фи» — это краудлендинговая платформа для привлечения инвестиций в творческие проекты с гарантией возврата вложенных средств. Площадка для всех, кто хочет поддержать любимого исполнителя, режиссера или блогера, а также заработать на инвестициях.

Читайте также:  Как учителю уйти в бизнес

Заключение

Креативные индустрии — это деятельность на стыке творчества и технологий. Они создают условия для развития человеческого капитала, роста экономики, а также приносят хорошую прибыль компаниям, что делает их привлекательными для предпринимателей и инвесторов.

Креативная экономика — один из самых быстрорастущих секторов экономики в мире, это 3% от мирового ВВП. Благодаря всемирной цифровизации объем рынка и капитализация сектора только растет, и эта тенденция останется актуальной в ближайшие десятилетия.

Россия представляет собой большой рынок сбыта для продуктов креативной индустрии, который пока находится на этапе освоения.

Министерство культуры предложило план мероприятий в 2022−2024 годах по развитию творческих индустрий и господдержке до 2030 года. План пока находится на этапе обсуждения и включает много предложений по улучшению положения отрасли.

Для предпринимателей также существует программа поддержки креативных индустрий, которую запустили краудлендинговая площадка «Ко-Фи» и Национальный фонд поддержки правообладателей.

Источник: nris.ru

Что такое креативный бизнес

В современном мире движущей силой экономики и центром внимания становятся проекты и компании, которые монетизируют интеллектуальную собственность. В большинстве случаев они работают в креативных индустриях — бизнесе в сфере цифровых технологий, искусства, культуры, дизайна, медиа и коммуникаций.

У истоков таких компаний нередко стоят люди с определенными взглядами и ценностными установками — это креативные предприниматели.

Креативные предприниматели — это не только и даже не столько те, кто продаёт свои картины и музыку. Как показывают данные исследования фонда «Креативные практики» и программы «Родные города» «Чем живут креативные предприниматели», основатели таких проектов обладают навыками и личностными качествами, которые позволяют им запускать бизнес в условиях высокой неопределенности и работать с априори сложным «креативным продуктом».

Почему креативные предприниматели начинают свой бизнес

Основная потребность креативных предпринимателей, из-за которой они решают создавать свои проекты, — желание изменить мир к лучшему: так показало исследование фонда «Креативные практики». Второе и третье места разделяют желание объединять людей и создавать сообщества единомышленников и стремление к саморазвитию.

Креативные предприниматели рассказывают, что их подход к делу основан прежде всего на любви к тому, чем они занимаются, а не на погоне за прибылью. Их деятельность может перетекать в досуг и обратно, поэтому для них бизнес становится стилем жизни и проникает во все ее сферы.

Практически все компании в сфере креативных индустрий переживают похожие этапы становления:

RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

  • создание проекта-хобби на основе интересов основателя;
  • формирование проекта «для своих»;
  • построение полноценного бизнеса.

С момента основания владельцы креативных компаний стремятся создавать для проекта внутренние этические принципы и ценности, которые соотносятся с их собственным мироощущением.

«Я прочитал книгу «Фирмы, несущие любовь». Это компании, ориентированные на подход, который дает своим клиентам любовь. Прибыль — это история вторичная. В первую очередь они ориентированы на создание качественного продукта и создание качественного рабочего места для своих сотрудников. И эта книга, пожалуй, стала основой философии студии «Лайтшоп» . Александр Назаров, студия дизайна «Лайтшоп», Тюмень

Навыки креативных предпринимателей

Как показало исследование, креативные предприниматели редко имеют профильное образование, но благодаря умению и желанию учиться, быстро осваивают новые области. Большинство креативных предпринимателей имеют хорошо развитые «мягкие навыки», которые покрывают отсутствие некоторых компетенций.

При росте компаний основатели сталкиваются с необходимостью разнообразить линейку продуктов и услуг, диверсифицировать свои проекты, искать направления развития проекта. Для этого им важно обладать (большинство из них уже обладают) следующими навыками:

  • Стрессоустойчивость и терпение, чтобы продолжать развивать проект, несмотря на постоянные риски — новые требования заказчиков, изменение вкусов аудитории, а также меняющийся контекст и такие метафакторы, как локдаун во время пандемии COVID-19.

«Все летит в тартарары каждый пикник, за неделю до. И вот я, как антикризисный менеджер, что ли, разруливаю это, потому что понимаю, как устроены эти процессы, и знаю, кому можно позвонить один раз, и вопрос точно решится сразу же». Илья Кириченко, «Пикник ХМ», Ханты-Мансийск

  • Умение строить эффективную команду, балансировать между созданием позитивной безопасной среды внутри коллектива и контролем над выполнением поставленных задач.

«Коллектив — это одна команда и друзья. Мы стараемся строить такую организацию, в которой интересно будет работать, где все друг друга уважают». Сергей Задохин, монокафе «Дедушка Лаваш», Ханты-Мансийск

  • Экономическая гибкость, которая позволяет придумать альтернативные пути развития. В креативных индустриях этот навык особенно важен: здесь рынок пока только формируются, а ниши производства и сбыта четко не обозначены.
  • Эмпатия при работе с клиентами.

«Я сама общаюсь с клиентами. Особенно если это клиент, требующий «перевода», не понимающий, что ему нужно, которому нужно подсказать. Все в моем жизненном пути сложилось так, что сейчас я быстро могу считывать то, что нужно клиенту. Причем уверенность в том, что я говорю сейчас, — это то, что нужно, и наше предложение — то, что нужно, я ощущаю на физическом уровне». Анна Долганева, Staff Brothers, Омск

  • Умение поддерживать контакты внутри профессионального сообщества. Этот навык тесно связан с потребностью креативных предпринимателей в формировании своего социального круга, который сможет обеспечить и лояльную клиентскую аудиторию, и кадры.

Какие факторы оказывают влияние на проект и как с ними работают креативные предприниматели

Обычно креативный бизнес опирается на человеческий капитал, инфраструктуру дистрибуции и торговли, а также на культурный потенциал города и его жителей. Предприниматели в этой сфере могут столкнуться с различными трудностями: от неподготовленности аудитории до невозможности собрать команду с необходимыми навыками.

«Люди, для которых мы делаем стрит-арт фестиваль, – это примерно три тысячи человек. Приходят к нам обычно пять-шесть тысяч, но очень много людей не понимают, куда они идут. Они не понимают ценность тех или иных художников. Они думают, что сейчас их будут развлекать». Иван Ларионов, Street Vision, Томск

Что примечательно, в сложностях герои исследования — креативные предприниматели из разных уголков Сибири — видят точки роста. Например, экологическая ситуация Красноярска становится стимулом для развития экоактивизма, социально ответственного бизнеса и внедрения новых решений в сфере экомониторинга.

Недостаточное разнообразие городской среды Омска стимулирует предпринимателей создавать новые точки притяжения и проявлять социальную активность в решении городских проблем, например, сохранении архитектурного наследия.

В Кемерове отсутствие пространств и событий для креативных сообществ становится поводом запускать новые площадки: от летнего проекта во дворе муниципального дома культуры «Клумба» до открытых мастерских «Суть вещей» и «Гречка».

Наличие административной поддержки, возможность кооперации с другим креативным бизнесом, богатые историко-культурный и природный контексты городов России — это факторы, помогающие креативных проектам расти и развиваться.

Креативный бизнес не только формируется благодаря и вопреки внешней среде, но и активно влияет на нее:

  • через коллаборацию с другими бизнесами;
  • организацию событий, воспитание культуры потребления;
  • создание у аудитории запроса на новое качество продуктов и услуг;
  • формирование новых точек притяжения.

Результатом становится изменение культуры и стиля жизни горожан и формирование сообществ вокруг проектов.

Почему у креативных предпринимателей много перспектив

Креативные предприниматели вынуждены балансировать между альтруистическими потребностями и необходимостью зарабатывать.

Читайте также:  Программы веб для бизнеса

Но ценности, на которых строится их мотивация — потребность в самореализации, свободе и саморазвития, навыки коммуникации и готовность рисковать помогают им создавать новые неизвестные рынку товары и услуги или выводить на новый уровень качества и добиваться популярности уже знакомых продуктов.

Создание собственной команды позволяет таким бизнесменам ощущать себя в кругу неравнодушных, близких по духу людей, получать из этого сообщества поддержку и стимул двигаться дальше.

«Мне очень нравится атмосфера, которую мы смогли выстроить внутри команды. Это тоже само по себе несет ценность: приходить в офис, в котором тебе комфортно, помогать людям, которые здесь есть, и помогать городу, потому что мы предоставляем рабочие места, делаем какие-то социальные проекты». Евгений Князев, Digital-студия Mojo, Омск

Креативных предпринимателей можно смело назвать «бриколерами» — людьми, которые конструируют собственную реальность самостоятельно, используя для этого все, что есть вокруг них.

Они не будут искать выгодные направления бизнеса или не запускать свое дело, испугавшись рисков. Они будут пробовать, делать и менять среду, формируя её такой, какой им бы хотелось её видеть. Тактики креативных предпринимателей, в отличие от неповоротливых институциональных стратегий, позволяют быстро и точечно пересобирать повседневность.

Фото на обложке: pixabay.com

Источник: rb.ru

Бизнес на эмоциях. Что такое креативное предпринимательство

Начало . Если вы когда-нибудь ощущали волнение от выхода на сцену или сдачи важного экзамена, то вы сможете себе представить ощущение, которое я испытал открывая свой первый бизнес. Дизайн студию. Представьте, что вам нужно впервые в жизни совершить что-то пугающее и одновременно захватывающее: опуститься в на дно океана или прыгнуть с парашютом.

Это ощущение чего-то неизвестного, необычного и, конечно, экстремального. Вот с такими ощущениями можно сравнить то, как я открывал новое для себя дело. Единственная разница с экстремальным спортом, что яркие эмоции от создания своего дела длятся дольше.

Мне было двадцать четыре года, когда я встретил своего партнера по бизнесу. Я нашел в интернете иллюстратора Валеру Гольникова, который создавал творческие проекты вместе с другими иллюстраторами. Он собирался создавать книгу сказок силами нескольких иллюстраторов, где каждый должен был нарисовать по картинке к сказке. Так как у меня было полиграфическое образование и опыт работы в издательствах, то я решил предложить свою помощь в издании книги. Так началось наше совместное сотрудничество.

Однажды мы ехали с Валерой в машине и он мне сказал: «Мы с друзьями хотим открыть дизайн студию. Это будет самая крутая дизайн студия в России. Предлагаю тебе быть в ней менеджером.» Проходили месяцы, а компания все не запускалась. Мне кажется, что реально дальше разговоров это бы и не ушло. Но меня так вдохновила эта идея, что я предложил Валере открыть компанию самим.

Для того, чтобы это осуществить мы нашли нашего первого инвестора и моего лучшего друга Сергея.

Основной нашей идей на то время было то, что мы обладаем очень хорошими и обширными связями с иллюстраторами. То есть мы хотели стать не просто дизайн-студией, а первым агентством иллюстраторов. И это была интересная концепция для старта нового бизнеса. Мы решили создавать нишу, в которой были бы лидером. На тот момент это казалось самым верным подходом.

Таким образом в феврале 2005 года мы зарегистрировали компанию «Русские иллюстраторы», сняли офис, купили оборудование и начали работать.

Знакомые спрашивали нас: «А у вас есть клиенты?» Я отвечал, что нет, у нас есть идея бизнеса и этого достаточно. Честно признаться, сегодня я бы не запустил бизнес, не имея клиентов или инвестора. Тогда нам казалось, что у нас есть идея бизнеса, который очень нужен и востребован. Что нужно еще для успеха?

Сегодня мне кажется, что большинство людей пытаются открыть бизнес с предварительными расчетами, бизнес-планами, графиками окупаемости и моделями монетизации. И это верно. Вышло так много книг о бизнесе и стартапах, так много написано статей, что уже стыдно открывать компанию, не сходив на тренинг по открытию бизнеса. Но все мои знания, которые у меня есть сейчас, скорее остановили бы меня тогда от создания такого, казалось, ненадежного креативного бизнеса.

Для старта любого нового бизнеса достаточно оригинальной идеи, желания полного погружения и веры в собственные силы. Особенно, когда это касается креативного бизнеса.

Конечно, же нам нужны были клиенты. А для того, чтобы выживать и зарабатывать нужно было находить клиентов, новые проекты. Поэтому мы крутились как белки в колесе. Самое главное, что мы тогда упускали, то что сосредотачивались на клиентах и их проблемах. Изначально мы должны были сосредоточиться на наших отношениях и общих целях . Но никто не мог нам этого подсказать.

Не имея вначале бизнеса общих целей мы довольно быстро испортили отношения с первым партнером. У каждого из нас было свое представление, чем должна заниматься компания и как мы должны зарабатывать. Если бы мы больше обсуждали цели компании и наше видение как мы будем выживать, то, возможно, мы бы до сих пор работали бы вместе. Поэтому начальный дух авантюризма было бы правильнее сменить на энергию к достижению совместных целей.

Но, как признался мне Валера после пятнадцати лет знакомства в то время он многим предлагал начать бизнес, но начали его мы вместе. Просто пошли и зарегистрировали компанию. Поэтому в начале нового дела вас захлестывают эмоции и вам интересно что будет дальше надо это использовать для старта дела.

Креатор и антрепренер. Одним из очевидных фактов в управлении креативным бизнесом является разделение творческой стороны бизнеса и управленческой. Совмещение этих областей в одном человеке возможно, но это всегда исключительный случай. Я считаю, что у каждого предпринимателя должна быть своя система принципов, следуя котором, добиваемся устойчивого развития. И я убежден, что мы не можем использовать в наших примерах исключительные случаи, когда в одном лидере совмещена сильная творческая и управленческая экспертиза.

Когда я говорю о разделении творческого и управленческого лидерства, то я не имею ввиду, что творец (креативный директор в рекламном агентстве, артдиректор в ресторане, режиссер в продакшене, дизайнер в фэшн бизнесе) не должен уметь управлять. Естественно, что у этого человека должны быть административные функции, умение управлять, умение действовать смело и жестко. В первую очередь я разделяю креативное управление компанией и управление продажами, финансами, бытовыми вопросами компании.

Наверняка, если вы вспомните кого-нибудь из своих очень творческих знакомых, то они вряд ли отличаются скрупулезным подсчетом своих затрат, грамотным управлением домашним бюджетом, умением делать сводные таблицы или любовью к юридическим вопросам. Никто из моих друзей художников, дизайнеров никогда мне не хвастался выгодным вложением денег в паевые фонды или покупкой акций, никто из них не обсуждал при мне выгодность вложений в недвижимость или рост процентов по депозитам, у меня не было с ними споров о том, является ли форекс мошенничеством (ну тут все согласны, что является). Потому что, чаще всего этих людей заботят творческие вызовы.

В то же время, это, возможно, мой стереотип, если вы встречаете успешного креативного человека, который хорошо зарабатывает, то он производит впечатление нувориша. Этот человек сначала закрывает свои гештальты, покупая дорогие машины, одежду, аксессуары. Зачастую мы сталкиваемся именно с таким образом поведения творческого гения, а совсем не с рачительным и расчетливым человеком.

Читайте также:  Как проверить модуль на газели бизнес

В рекламной индустрии организации, которые управлялись одним креатором существовали максимум три-пять лет на моей памяти. Грубо говоря, если вы талантливый гейм-дизайнер или выдающийся креативный директор, какого бы вы не были уровня известности, какие-бы клиенты не сулили вам совместную работу, вас погубит ваше эго . Ваша компания провалится, умрет, исчезнет, обанкротиться, потому что для вас на первом месте должно стоять качество вашей работы, а не клиенты, заказы или деньги. Если у вас нет партнера, который отвечает за финансовую и бытовую часть, то риски закрыть предприятие очень велики.

Можно ли предположить, что то же самое касается и грамотного управленца в креативном бизнесе. Нет. К счастью или к сожалению, но управленец скорее найдет форму существования на креативном рынке без креативного лидера. Он может прийти к модели (немного позже мы к этому вернемся) бизнеса, где сотрудники выполняют задачи исключительно опираясь на процесс, где важнее сценарий, чем творческий потенциал. И тогда управленец сможет выжить, понимая, что компании нужна сбалансированная финансовая модель.

Управленец (творческий или нет) это не просто менеджер, это человек, который должен в себе сочетать таланты предпринимателя, менеджера, продюсера и интегратора (см. Ицхак Адизес «Развитие лидеров») . Как предприниматель он всегда находит новые идеи, клиентов, ищет выходы из ситуации с большим количеством неизвестных. Как менеджер он великолепный продавец и переговорщик.

В роли продюсера он достигает результатов с ограниченными ресурсами и сжатыми сроками. Он находит способы соединить разные отделы и получить новую услугу в качестве интегратора. Сложно найти в русском языке одно слово, которое бы соответствовало всем этим ролям, можем сказать, что этот человек антрепренер.

Мартин Скорсезе выпустил сериал «Винил» про шоу-бизнес в Америке 60-70х. Главный герой Ричи Финестру руководитель рекорд-лейбла переживающего кризис. Если Ричи не был наркоманом, алкоголиком и подлецом, то он был бы неплохим антрепренером и, возможно, сериал продлили бы на второй сезон.

Эта история про несостоявшегося менеджера, который начал свой путь с того, что потерял доверие талантливого музыканта (Лестер) и предал его. Но у него есть дар находить новые тренды в музыке, он верно определяет, что будет будоражить умы молодежи и как это продавать. Он пример продюсеров, которые меняли музыкальный мир в 60х. Ричи Финестра начинал свой путь в клубах Нью-Йорка и хвастался: «Ты думаешь, что много работаешь? Попробуй отмывать блевотину Чабби Чекера в сортире!» Думаю, что эта фраза хорошо отражает опыт и способности креативного менеджера.

Хочу привести мой реальный диалог с одним из самых сильных дизайнеров в России, который создал не мало известных брендов международного уровня (это довольно сложно для России). Он руководил собственной дизайн студией несколько лет, пока крупнейший клиент не перестал делать заказы. Разговор, который я приведу, это показательный пример рассуждений на тему эффективного креативного бизнеса (имена вымышлены).

Я: Егор, скажи мне одну вещь. Вот ты делаешь крутые проекты. Все они вылизаны, сделаны просто невероятно круто. Дизайнеры тебя уважают. Но клиенты к тебе в очередь не выстраиваются и ты не выбираешь с кем работать.

И ты то на подъеме, то на нуле. В чем как ты думаешь проблема?

Егор: Если я правильно понял, ты про деньги говоришь? Это пока мне непонятно.

Я: Ну я говорю вообще про успех финансовый и общественное признание. Ну например, вот студия Лебедева же не делает все проекты очень качественно (в отличие от тебя). Но они хорошо зарабатывают и имеют огромный штат и клиентскую базу. У меня есть гипотезы, но я хотел тебя услышать.

Егор: Я анализировал эту тему. Тут все просто. Для того чтобы тебе пробить стену уровня сетевиков, нужны сразу крутые клиенты, понты и инвестиции. Потому что такой подход (как Creative — Entrepreneur — Sales) не окупится спустя годы. Многие дизайн студии пытались это сделать в 2008-2013 годах.

Но вдруг дизайн стал не модным. Перестал быть избранной фишкой — сайты ты можешь зарубить с крутых темплейтов за пять баксов. Поэтому я продолжаю качать свой брендинг.

Я: Но нужно же решать вопрос с постоянным качеством и клиентами. То есть круто, если ты регулярно (хотя бы раз в год) выдаешь высокий подтвержденный уровень качества.

Егор: Нет конечно. Лично для меня очевидно следующее, дизайн, брендинг, клиенты и прочее — это прикладная тема. Высшая лига — искусство.

Я: Есть разные рынки. Есть пирог на рынке и количество ртов на этот пирог. Если на рынке пятьдесят миллиардов рублей, а компаний несколько десятков тысяч, то понятно почему всем не достается много. Посчитать распределение доли рынка — не сложно. А искусство — это такой же рынок, как реклама.

Есть клиенты, которые инвестируют в искусство. Такие же заказчики, как в брендинге, только еще более требовательные. И конкуренция у тебя не из компаний, а из десятков тысяч частных художников. И они то модные, то не модные. С точки зрения финансов — неважно, чем ты занимаешься.

Главное, на какую долю рынка ты метишь.

Егор: Да, тяжело, но в том-то и квест! Я не мечу долю рынка. Я создаю то что войдет в века. И фиг с ними с их миллионами. Вот это из гранита зафигачу и все будет зашибись. «Семьи». Да, именно семьи делят большие рынки. Я говорю про корпоративные семьи и про влиятельные местные семьи.

Как только тебя примет «тусовка» — ты дорогой.

Такой диалог не единственный и демонстрирует отношение многих талантливых людей, к бизнесу. Это отношение соткано больше из стереотипов, ожиданий, конспирологических теорий (вокруг все решают «семьи») и концентрации на своей исключительности.

Но к такому лидеру нужен антрепренер, который знает, что любой бизнес это не только интуиция, а цепочка действий, которые ведут к последствиям. Любой бизнес, это в первую очередь план и стратегия, а потом магия и искусство управления.

В кино у режиссера всегда есть продюсер или продюсерская компания. В музыкальных коллективах, добившихся успеха, в большинстве случаев за спиной стоит музыкальный продюсер. Производство игр не обходиться без талантливых управленцев, которые не касаются игровой концепции. Любой театр имеет художественного руководителя и генерального директора.

Можно искать множество примеров в истории. За The Beatles стояли Брайан Эпштайн и Джордж Генри Мартин. Если Брайн открыл Битлз, то Джордж помог им развиться. В списке пятисот величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone находится двадцать четыре песни спродюсированые Джорджом Мартином, больше чем у любого другого продюсера данного списка.

За международной известностью великих художников, оперных певцов, баллерин начала XX века стоит Сергей Дягелев. Содружество креатора и антрепренёра — это первый и непреложный принцип успешного креативного бизнеса.

Очень важно понять, что это не отношения нанимателя (креатора) и исполнителя. Это настоящее равноправное партнерство, основанное на разделении зон влияния, принципах решениях конфликтов и доверии. Все это не гарантирует успех, а создает благодатную почву для него.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин