Управление временем и определение структуры бизнес-тренинга также важны, как и все вышеупомянутые элементы. Компетентный разработчик тренинга должен четко понимать, что достижение целей напрямую зависит от эффективности управления временем и разработки структуры .
Структура каждого тренингового дня должна быть реалистична и логически структурирована. Самая распространенная ошибка – начинать разработку тренинга с определения структуры программы. Сама программ – тренинговый продукт, содержащий много полезной информации.
Профессиональный тренер должен знать, что структура тренинговой программы – результат тщательного и объективного определения реальных проблем. Тренер не должен реализовать тренинговый процесс на основе уже отработанного тренингового плана. Изначально должны быть определены цели и задачи, на базе которых разрабатываются сессии и модули.
Ниже представлен ряд вопросов, которыми любой разработчик тренинга должен озадачивать себя в процессе разработки тренинговой структуры/программы:
Мини-лекция как метод бизнес-тренинга
• Являются ли установленные временные рамки достаточными для достижения поставленных целей и задач?
• Логично ли спланирована программа каждого тренингового дня, с учетом достижения конечных целей и учетом способностей к обучению самих участников?
• Структурирована ли программа таким образом, чтобы уже освоенные участниками знания совершенствовались с использование интерактивных и практических методов?
• Включает ли программа блоки, на основе которых участники могли бы попрактиковать уже освоенные ЗУН и компетенции?
• Предусмотрено ли в программе время, необходимое для рефлексии и обратной связи?
Кроме того, успех тренингового процесса в целом зависит и от того, как организовано время участников в перерывах между тренинговыми сессиями. Время отдыха должно быть организовано таким образом, чтобы дать участникам возможность отвлечься от требований по курсу. Хорошая музыка, экскурсии могут удерживать группу вместе в рамках столь жестко контролируемых условиях.
Подобные мероприятия способствуют сближению участников группы и установлению более неформального общения. Более этого, это способствует проведению превентивных и корректировочных мер в отношении личностных столкновений, зачастую возникающих между некоторыми участниками. Подобные мероприятия способствуют также установлению взаимодействия в отрыве от позиций, занимаемых участниками в организации.
Свободное времяпрепровождение в дружественной обстановке крайне важно также для того, чтобы участники больше узнавали друг о друге, планировали дальнейшее взаимодействие и устанавливали контакты.
Обратите внимание на наши тренинговые программы для специалистов по обучения и HR, которые могут вам помочь:
- Строим систему обучения персонала
- Обучение рабочих. Инновационный подход (Ключевые рабочие позиции)
- Современная система наставничества для рабочих
- Эффективный наставник на производстве
- Повышение квалификации внутренних тренеров, преподавателей, мастеров производственного обучения (базовый уровень).
- Повышение эффективности работы внутренних тренеров, преподавателей, мастеров производственного обучения (продвинутый уровень)
- Современная система оценки рабочего персонала
Статьи по теме:
#Тренеромбыть. Структура тренинга.
- Курсы повышения квалификации
- Методы проведения тренингов
- Корпоративные бизнес-тренинги
- Бизнес-семинары
- Что такое тренинг?
- Разработка тренинга в соответствии с потребностями людей
- Тренер, как консультант
- Тренинг центр
Поделиться в соц. сетях
Источник: training-partner.ru
Понятие «тренинг» и его структура
Китухина, О. А. Понятие «тренинг» и его структура / О. А. Китухина, Т. В. Сипович, М. М. Хахалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 382-383. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87338/ (дата обращения: 29.05.2023).
В мировой практики тренинговые технологии в обучение применяется уже более 100 лет. Однако, в нашей стране данное направление считается молодым и только формирующимся [10, с. 27]. В связи с этим возникает необходимость дать определение понятию «тренинг», а также выявить его структурные компоненты с целью более детального изучения данной формы обучения.
Ключевые слова: тренинг, понятие тренинга, структура тренинга.
Истории возникновения тренинга насчитывает не одно столетие, однако одним из самых громких имен, вписавшихся в нее, является имя немецко-американского психолога Курта Левина. Он смог доказать важность своих открытий в изучении особенностей поведения людей в группе, что помогло ему осуществить свою давнюю мечту — построить исследовательский центр, изучающий психологию групп. Он утверждал, что «наиболее эффективные изменения в личности и поведении человека происходят не в индивидуальном, а в групповом контексте» [1, с. 234]. Именно поэтому в своих работах он активно применял метод тренинга.
Понятие тренинг происходит от английского слова training, что переводиться как обучение, подготовка, тренировка, воспитание и даже дрессировка. Рассмотрим, что о тренинге думают ученые. Доктор психологических наук Ю. Н. Емельянов утверждает, что тренинг является одним из методов «развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности» [6, с. 104].
Ю. В. Макаров говорит о том, что данный вид обучения является комплексом активных групповых методов, которые способны воздействовать и преобразовывать личность [6, с. 104]. Профессор А. С. Прутченков относит тренинг к методам активного социального обучения личности [2, с. 110]. Обобщая вышесказанное, мы можем говорить о том, что тренинг — это метод активного обучения, в ходе которого происходит тренировка определенных навыков, умений и особенностей поведения.
Отличительной особенностью тренинга является то, что данный метод обучения осуществляется при непосредственном контакте группы индивидов. Российский ученый И. В. Вачков дает определение тренинговой группе, под которой он понимает «все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании в частности, в развитии самосознания» [3, с. 13].
В своих работах А. А. Терентьевой были исследованы основные принципы тренинга, которые отличают его от других методов обучения. К ним были отнесены [9, с. 84]:
- активность всех участников тренинга;
- принцип субъект-субъектного общения членов группы;
- принцип обратной связи;
- принцип осознанного поведения.
М. В. Казачихина выделила основные целевые аспекты тренинга [5, с. 34]:
– снятие психологических барьеров и как следствие развитие самопознания;
– постижение межличностных отношений в группе,например, совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия друг с другом;
– овладение определенными умениями, навыками, приемами и техниками необходимыми для совместной деятельности группы.
Таким образом пот тренингом мы будем понимать особый метод обучения, основанный на социально-психологическом общение группы людей, с целью получения новых знаний, навыков, опыта. Отличительной особенностью тренинга от других методов обучения является то, обучение участников группы осуществляется на основе собственного опыта. Помощь и внимание окружающих, созданная в специально созданной благоприятной среде, помогает лучшему развитию личностных качеств и профессиональных навыков и умений.
После того, как нами было определено понятие тренинга, нами было решено провести анализ построения тренингового занятия. Ряд ученых выделяет определенную последовательную структуру тренинговых занятий, которая у разных авторов может иметь свои незначительные отличия, но в целом сводится к пяти основным структурным компонентам [4]:
- Любое тренинговое занятие должно начинаться с ритуала приветствия. Это позволяет настроить группу на позитивную волну, помочь расслабиться, влиться в группу, установить контакт между членами группы. В качестве примера приветствия Е. Е. Соловцова предлагает провести игровые упражнения «Снежный ком» и «Кто ты?», которые не оставляют в стороне не одного участника группы, а напротив помогают открыться для дальнейшего взаимодействия [8, с. 30].
- Далее в группе проводиться разминка, цель которой настроить участников группы на продуктивную групповую деятельность и активизировать всех членов группы. Разминка может проводиться как в начале занятия, так и в промежутках между более серьезными упражнениями, для изменения эмоционального состояния участников. Снятия напряжения, отдыха. Упражнения для разминки выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности.
- Следующим структурным компонентом тренингового занятия является основная часть, которая включает в себя совокупность упражнений, методов и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между участниками группы. Данный этап еще называют рабочей фазой, именно на нем должны реализовываться основные задачи, которые ставились перед началом проведения тренинга [7, с. 51].
- На завершающем этапе тренингового занятия проводится рефлексия, которая предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятия. Здесь осуществляется обсуждение, в котором каждый участник может поделиться своими впечатлениями, рассказать о переживаниях.
- Завершается тренинг ритуалом прощания, который способствует укреплению чувства единства в группе.
Таким образом мы видим, что занятие, проведённое в форме тренинга, имеет свои отличительные особенности. Тренинговое занятие проводится с учетом основных принципов и сторониться определенным образом, для создания благоприятной атмосферы в группе и максимально эффективного взаимодействия.
- Амет-Уста З. Р. История возникновения тренинга как формы интерактивной работы со взрослыми // Молодая наука. 2017. С. 233–235.
- Белова Л. П. Социально-психологический тренинг как средство развития социальной активности личности // Социальный активизм молодёжи региона. 2014. С. 108–112.
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. –– М: Ось-89, 1999. — 176 с.
- Герасимов Б. Н., Морозов В. В. Тренинг: назначение, структура, организация проведения: метод. Пособие. — Самара, 2001.
- Казачихина М. В. Формирование у педагогов установки на инновационную деятельность // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С. 31–36.
- Казначеева С. Н., Челнокова Е. А., Репина Р. В., Агаев Н. Ф. Роль тренингов в развитии познавательной активности студентов в рамках профессионального самоопределения // Дискуссия. 2015. № 4. С. 103–108.
- Коржова О. В., Кренева Ю. А. Социально-психологический тренинг как метод оптимизации социально-психологического климата в коллективе сотрудников специальных подразделений силовых структур // Инженерный вестник Дона. 2015. № 4 (38). С. 47- 63.
- Соловцова Е. Е. Игры и упражнения в структуре тренинга // Профессиональное образование. 2005. № 9. С. 29–32.
- Терентьева А. А. Роль тренинговых технологий в развитии профессиональных и общих компетенций студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. № 10–2. С. 83–86.
- Юстус Г. В. Актуальные проблемы краткосрочных форм обучения в России (на примере тренингов) // Педагогика и психология образования. 2015. № 2. С. 27–29.
Основные термины (генерируются автоматически): тренинговое занятие, метод обучения, тренинг, участник группы, группа, навык, отличительная особенность тренинга, член группы, эффективное взаимодействие.
Источник: moluch.ru
Что такое структура бизнес тренинга
Структура тренинга – это определенная логика подачи информации участникам. Если она выстроена правильно – то участники усвоят максимальное количество информации, а сам тренинг будет проходить легко и динамично.
Какой должна быть структура тренинга:
Вступление.
- Знакомство участников друг с другом и с тренером.Сначала вы рассказываете о себе, затем каждый участник коротко презентует себя. Этот этап необходим для создания доверительной атмосферы в группе.
- Введение регламента и правил тренинга.Эти меры позволят вам предупредить возможные нежелательные действия участников и заранее договориться о важных организационных моментах. Описание правил, используемых в тренинге, вы можете прочитать здесь.
- Сбор ожиданий участников.Это необходимо для того, чтобы вы более точно понимали запрос вашей группы и могли заранее понять, на каких вопросах стоит остановиться более подробно.
- Не затягивайте. Данный этап проходит быстро, обычно он занимает меньше, чем 30 минут. Если речь идет о тренинге продаж или тренинге по продукции, этот этап не стоит затягивать долгими и подробными упражнениями на знакомство, так как это не целесообразно. Однако и пропускать его не стоит, иначе ваша группа будет дольше «включаться» в процесс и вам придется иметь дело с неактивной аудиторией.
Теория.
- Теория в совокупности не должна занимать более 40% тренинга.В противном случае тренинг превратится в семинар, а это совершенно другая форма обучения, которая не способствует формированию практических навыков у участников.
- Теория должна быть разбита на части и подаваться участникам порционно.Такая форма подачи информации способствует легкому запоминанию и, кроме того, меньше утомляет участников.
- Исключите все сложные термины, понятия, схемыили постарайтесь их заменить на более простые. Главная задача тренинга – не рассказать теорию, а сформировать у участников практические навыки.
- Визуальное сопровождение.Продублируйте ключевые моменты в презентации, раздаточном материале, схемах на флипчарте. Информация, выраженная в простых символах и коротких тезисах, запоминается легче и остается в памяти более долгое время.
- Старайтесь дать участникам только то, что они реально смогут освоить в течение тренинга. Часто тренеру хочется рассказать группе как можно больше разных интересных, «вкусных» подробностей. Однако, часто нет времени на их отработку, или группа не готова применить данные знания на практике, а это означает, что вы тратите время, которое могли бы уделить отработке практических навыков.
Практика
- Этот этап должен занимать до 60% тренинга и являться основным.Практические упражнения должны следовать за каждым блоком теории и показывать, как она реализуется на практике.
- Упражнения должны быть понятны для участников и носить практическую направленность. Заранее подготовьте список кейсов, которые будут описывать самые частые сложные ситуации из практики ваших сотрудников.
- Старайтесь не мешать участникам.Не договаривайте за них презентацию, не подсказывайте в отработке возражений. Если вы будете вмешиваться часто, то участники не будут стараться, зная, что вы все сделаете сами.
- Выстраивайте тренинг так, чтобы участники получили максимальное количество обратной связи о себе.На основе этой информации они смогут взглянуть на себя более объективно, понять свои преимущества и зоны развития. Один самых эффективных способов – использование видеокамеры в упражнениях, которая всегда производит сильное впечатление на участников и является мощным толчком к профессиональному росту.
- Заранее пропишите все инструкции к упражнениям – это поможет вам сэкономить время на разъяснение задания и избежать недопониманий.
Завершающий этап.
- На этом этапе вы резюмируете все полученные знания и навыки.Это необходимо для того, чтобы участники еще раз вспомнили все пройденные темы и вспомнили ключевые моменты. Также вы можете опросить, что было самым важным и значимым для самих участников. Проговаривание того, что запомнилось, опять же помогает участникам резюмировать полученное, а тренер понимает, что было для них самым важным (это будет полезно для следующего тренинга).
- Не забудьте вернуться к ожиданиям участников.По итогу тренинга вы должны ответить на все вопросы, которые были в начале дня. Когда участники видят, что в течение дня вы обсудили все важные моменты, которые казались очень сложными в начале дня, они ощущают удовлетворение и ощущение того, что обучение прошло плодотворно.
Правильно выстроенная структура тренинга — это основа эффективного обучения. Тренинги, правильные с точки зрения структуры, более легкие для восприятия участников, информация подается логично и последовательно. Это облегчает процесс, уменьшает сопротивление участников и делает группу более вовлеченной.
Источник: mtrening.com