Развитие российского предпринимательства происходит в рамках определенного правового пространства. Для развития единого национального рынка необходимо, чтобы продукция, товары, услуги, финансовые средства обращались на всей территории свободно, без установления каких-либо препятствий, независимо от существующих границ между субъектами Федерации.
Законодательство в области развития предпринимательства формируется с учетом общей иерархии законодательных актов: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года были заложены основные начала, конституционные основы предпринимательства и всей системы рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет около 20 статей Конституции. Среди них: о единстве экономического и правового пространства России; установлении правовых основ единого пространства России; установлении правовых основ единого рынка; многообразии форм собственности. Конституционные нормы – это нормы высшей юридической силы, а вместе с тем и прямого, непосредственного действия (например, ст. 15 Конституции), а, следовательно, в случае, когда нормы закона, указа, иного правового акта противоречат Конституции, приоритет принадлежит применению ее норм.
Сегментация клиентской базы в бизнесе . Сделай это срочно! Не сливай деньги!
Действующий Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) разработан с учетом Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) и содержит принципиально новые положения, используемые в целях регулирования предпринимательской деятельности. Впервые введены в практику нормы, определяющие преступления в сфере экономической деятельности (гл.
22 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ). Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ создают «рамочные» условия функционирования субъектов предпринимательства. Конкретизируются же эти положения в законодательных актах, например, в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. № 209-ФЗ (с измен. от 27.12.2009г. №365-ФЗ).
В целях обеспечения защиты интересов субъектов предпринимательства, был принят Указ Президента Российской Федерации от 29.06.98 № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», который определил в качестве основных задач органов государственной власти в Российской Федерации при проведении государственной политики развития предпринимательства:
– сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
– уменьшение количества государственных органов, осуществляющих
лицензирование предпринимательской деятельности, регламентирование в полном объеме деятельности по лицензированию вышестоящими органами государственной власти;
– разграничение функций по лицензированию вышестоящими органами
власти.
Эти задачи были конкретизированы в Федеральном законе РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. №129-ФЗ (с изменениями от 27.12.2009г. №3521-ФЗ). Как было отмечено ранее, в нем описан новый подход к созданию и регистрации хозяйствующих субъектов. Дополняет его Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ (с изменениями от 27.12.2009г. №374-ФЗ). Он позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, а также создать условия для стабильной работы в сфере предпринимательской деятельности. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и упрощает порядок лицензирования.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ГТА 5 РП | СОВЕТЫ ПРОКУРОРА | УСТАВЫ, ЗАКОНЫ, КОДЕКСЫ GTA 5 RP
Проводимая налоговая реформа предполагает создание эффективного правового механизма стимулирования предпринимательства.
С 01.01.2005г. введены I и II части Налогового кодекса РФ. Законодательство о налогах закрепляет принципы налогообложения, систему налогов и порядок их взимания, взаимоотношения предпринимателей – налогоплательщиков с налоговой службой.
Разработка предложений по сокращению административных барьеров при организаций и осуществлении предпринимательской деятельности и их представление Президенту России была возложена на Правительство РФ, Так, например, Федеральный закон РФ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ (с измен. от 27.12.2009г. №365-ФЗ) призван обеспечить регламентацию деятельности органов исполнительной власти в части проведения проверок. Его цель — устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.
В Российской Федерации антимонопольное законодательство основано, прежде всего, на конституционных нормах о конкуренции (например, ст. 8, 34, 74 Конституции РФ) и ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ (в ред. От 27.12.2009г. №379-ФЗ) принят Государственной думой ФС РФ от 08.07.2006г. (с измен. и дополнениями вступил в силу с 29.01.2010г.). Последний определяет сущность, принципы формирования и развития государственного антимонопольного регулирования Российской Федерации, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Закон о защите конкуренции является инструментом государственного регулирования рыночных отношений и применяется с целью:
– охраны и поощрения конкуренции;
– осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладающими существенной властью на товарном рынке;
– регулирования процессов концентрации на товарных рынках и контроля за структурой рынка;
– защиты прав и интересов потребителей;
– содействие малому предпринимательству.
Закон о защите конкуренции действует на всей территории России.
При применении Закона о конкуренции следует принимать во внимание, что некоторые товарные рынки регулируются специальным законодательством, прежде всего, Федеральным законом РФ от 17.08.95 N° 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с измен. от 25.12.2008г.).
Среди большого массива антимонопольного законодательства выделяются законодательные акты, включающие отдельные положения антимонопольной направленности, например:
– Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в ред. ФЗ от 27.12.2009г. №374-ФЗ) ч. 5, 6, 7 ст. 17;
– Закон РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
(в ред. ФЗ от 27.12.209г. №352-ФЗ) ст. 32 с изменениями и дополнениями, которые вступают в силу с 01.01.2010 г.;
– Федеральный закон РФ от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 18.07.2009г. №186-ФЗ);
– Федеральный закон РФ от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» в ред от 28.06.2009г. №124-ФЗ;
– Федеральный закон РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 27.12. 2009г. с изменениями и дополнениями вступает в силу с 22.01.2010г.);
– Федеральный закон РФ от 03.06.2006г. №74-ФЗ (в ред. от 27.12.2009г.) «Водный кодекс РФ» и другие.
Антимонопольное законодательство включает не только законодательные, но и подзаконные акты в виде указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ. К ним относятся:
– Указ Президента РФ от 17.02.95 № 161 «О гарантиях права граждан на
охрану здоровья при распространении рекламы»;
– Указ Президента РФ от 06.03.95 № 245 «Об основных принципах
осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» (с измен, от 16.11.96);
– Постановление Правительства РФ от 09.03.94 № 191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на
рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» (с измен, от 04.09.95) и др.
Действенным инструментом антимонопольной политики является проведение торгов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд. В статьях 447-449 части I Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определены общие правила организации и проведения торгов (конкурсов).
Параграф 4 части II ГК РФ определяет понятие «государственные нужды» и устанавливает общий порядок заключения контрактов на поставку продукции для государственных нужд. Статьи 763-768 определяют особенности выполнения подрядных работ для государственных нужд.
В Федеральном законе РФ от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» определено, что органы федеральной и региональной власти предусматривают резервирование доли заказа в размере 15% от его объема и размещение его среди субъектов малого предпринимательства на основе конкурсов (ст.14). Кроме того, Правительством РФ был принят ряд постановлений, регулирующих вопросы обеспечения участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и выполнении поставок для государственных нужд.
Законодательство Российской Федерации содействует освоению новых отношений предпринимательства и в области труда, исходя из конституционного закрепления отношений социального партнерства, свободы труда, социальной защиты населения. Важнейшим является пакет законов: о занятости населения, коллективных договорах и соглашениях (1992), охране труда (1993), порядке разрешения коллективных трудовых споров и целый ряд других, развивающих положение нового Кодекса законов о труде.
В 2003 году вступила в силу новая редакция Закона РФ от 11.06.2003г. №74-ФЗ (в ред. от 30.10.2009г. №239-ФЗ) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с семьями и наемными работниками в России занимаются фермерством 2,5 миллиона человек, а всего в стране насчитывается 265 тысяч фермерских хозяйств. Фермером теперь может стать любой человек не моложе 16 лет. Полноправными членами в хозяйстве могут быть люди не более чем из трех семей. И среди них не должно быть более пяти человек, не связанных родственными узами с главой хозяйства.
При создании хозяйства его члены заключают между собой соглашение, по которому впоследствии будут распределяться все имущество, прибыль, права и обязанности.
Совершенствование правовой системы Российской Федерации настоятельно требует дальнейшего обновления трудового законодательства, соответствующего перспективам развития гражданского общества, реалиям рыночной экономики, основополагающим принципам международного права (Декларациям, решениям и Конвенциям ООН и МОТ
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Нормативная база — основа деятельности организации
Нормативная база — это законодательное обоснование деятельности любой организации (общественной или государственной), учреждений, предприятий и пр. Работа любой организации или учреждения опирается на законодательство страны и нормативные акты, регулирующие деятельность в определенной области.
Нормативная база начинается с Конституции РФ, которая является основой для создания законов и подзаконных актов. Далее по рангу идут федеральные законы, регулирующие социально-экономические отношения в стране и деятельность различных структур.
Обычно к федеральным законам, как приложение, идут различные нормативные документы, такое своеобразное методическое приложение или руководство к действию. Например, ГОСТы, где уже конкретно прописываются определенные требования и определения. ГОСТов огромное множество, в каждой области деятельности свои, это касается и организации производственного процесса, и работы бюджетных учреждений. На основании вышеперечисленных документов федеральные министерства создают свои приказы, которые рассылают уже в регионы.
Нормативная база имеет еще одну часть, она касается регионального и местного законотворчества. Поскольку работа организаций регулируется не только общероссийским законодательством, но и региональным (областным или краевым). По определению, законы, создаваемые Областными Думами, не могут противоречить федеральным законам. И уже исполнительные структуры регионального правительства выпускают свои приказы и инструкции, которые по большому счету и есть основное руководство к действию для конкретной организации и учреждения.
Нормативная база сертификации начинается, как и в других случаях, со свода законов, регулирующих деятельность сертификационных центров. Вот именно для этих центров руководством к действию и служат многочисленные технические ГОСТы, на них они опираются при организации экспертной работы.
В технических ГОСТах прописаны основные параметры, которым должна соответствовать выпускаемая продукция. Это относится к продуктам питания, бытовой химии, средствам ухода и т.д. Согласно законодательству, производители должны в добровольном порядке проходить экспертизу и получить сертификат соответствия ГОСТу. Только такая продукция будет считаться безопасной для здоровья и окружающей среды.
Нормативная база помогает регулировать отношения между государством и предпринимателями в случае налогообложения. Правда, в нашей стране эти отношения можно иллюстрировать словами из песни: «Нас не догонишь». Государство придумывает способы, как заставить бизнес платить налоги. Предприниматели проявляют чудеса изворотливости, чтобы их не платить. Так и играют в догонялки.
Итак, нормативная база организации или учреждений должна состоять из федеральных и региональных законов, приказов федеральных министерств, нормативных актов и ГОСТов, приказов региональных министерств. На основе этого руководство учреждений создает внутренние приказы, координирующую и его работу.
Источник: fb.ru
Что меняется в законодательстве для бизнеса с января 2021?
Налогоплательщики, которые платили ЕНВД, могут с 2021 года перейти на УСН. Для этого они должны подать в инспекцию уведомление не позднее 1 февраля. Так разъяснила ФНС. Получается, что налоговики приравняли такие организации и ИП к вновь созданным.
Ранее служба говорила о том, что для перехода с 1 января на УСН уведомление нужно подать не позднее 31 декабря 2020 года.
С 1 января действует прогрессивная шкала НДФЛ. Платить НДФЛ по ставке 15% нужно с доходов, которые нарастающим итогом с начала года превысили 5 млн руб. Перечислять налог с сумм превышения нужно будет по отдельному КБК – 000 1 01 02080 01 0000 110.
Страховые взносы
Предельные размеры базы по взносам на 2021 год следующие:
• 966 тыс. руб. – для взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данный лимит на 5,9% больше показателя 2020 года;
• 1465 тыс. руб. – для пенсионных взносов. Этот предел возрастет на 13,4% по сравнению с показателем текущего года.
Напомним, если выплаты в пользу физлица с начала года превысили пороговое значение базы, страхователь должен платить пенсионные взносы по тарифу 10%, а «больничные» взносы перечислять вовсе не нужно.
С 1 января МРОТ составляет 12 792 руб. Теперь МРОТ зависит от медианной зарплаты за предыдущий год. Росстат определит методику ее расчета. Соотношение МРОТ и медианной зарплаты установлено на уровне 42%. Пересматривать его будут не реже одного раза в 5 лет. Кроме того, МРОТ не должен быть меньше:
• прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за год;
• величины МРОТ предыдущего года.
Оплата больничных
С 1 января постоянным стал порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности, который устанавливали на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. включительно. Теперь размер больничного, рассчитанного так, будто работник проболел месяц, нужно всегда сравнивать с МРОТ. Если пособие окажется меньше, его размер следует считать исходя из МРОТ.
Земельный налог и налог на имущество
С 1 января появились нюансы расчета этих налогов.
• Во-первых, в НК РФ предусмотрено только два исключения – ситуации, когда изменение кадастровой стоимости учитывается в текущем или прошлых периодах.
• Во-вторых, если стоимость торговой или офисной недвижимости, включенной в региональный перечень, не определена на начало года, придется начислять налог по среднегодовой стоимости. Ранее Минфин разъяснял, что налог не платится вообще.
С 1 января нельзя принимать НДС к вычету по счетам-фактурам от банкротов. Текущая хоздеятельность организаций, признанных банкротами, не облагается НДС.
До 2021 года НДС не начислялся при реализации имущества и имущественных прав банкротов. В отношении реализации производимой продукции уточнений в НК РФ не было. В конце 2019 года Конституционный суд рассмотрел эту ситуацию и обязал внести изменения в кодекс (Постановление КС РФ от 19.12.2019 № 41-П).
Налог на прибыль
Ежемесячные платежи. Для налогового периода 2020 года были установлены особые правила освобождения от ежемесячных платежей и перехода на уплату авансов по фактической прибыли. С 1 января они не действуют.
Если уплачиваются квартальные авансовые платежи, то при превышении в 2021 году лимита в 15 млн руб. нужно дополнительно рассчитывать и уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала. Уведомлять налоговую об этом не требуется. В 2020 году лимит был временно повышен до 25 млн руб.
Инвестиционный вычет. При продаже объекта, к части стоимости которого был применен инвестиционный налоговый вычет, доходы можно уменьшить. Вычитается остаточная стоимость объекта, соответствующая той части первоначальной стоимости, к которой не был применен вычет.
На следующие периоды теперь разрешено переносить не только остаток инвестиционного вычета (то есть расходы, уменьшающие платеж в региональный бюджет), но и расходы, уменьшающие налог в федеральный бюджет.
Если организация больше не применяет вычет к объекту, допускается амортизация последующих затрат на его достройку, дооборудование, модернизацию.
Регионы смогут вводить инвестиционный вычет по расходам на НИОКР.
Переход на УСН. Чтобы организация могла перейти на «упрощенку» с 2021 года, ее доходы за 9 месяцев 2020 года не должны превысить 112,5 млн руб.
Применение УСН в 2021 году. Чтобы применять УСН в 2021 году со стандартными ставками, нужно соблюдать ряд условий. К примеру, доходы не должны будут превысить 150 млн руб., а штат – 100 человек.
Если допущено небольшое превышение (на 50 млн руб. по доходам, на 30 человек по штату), можно остаться на «упрощенке», но налог будет считаться по повышенным ставкам:
• 20% – при объекте «доходы минус расходы»;
• 8% – при объекте «доходы».
Лимиты в 150 и 200 млн руб. подлежат индексации и, возможно, будут немного увеличены за счет применения коэффициента-дефлятора 1,032.
Налоговая отчетность
В 2021 году по новой форме нужно сдать:
• декларацию по налогу на имущество за 2020 год (не позднее 30 марта);
• декларацию по налогу на прибыль за 2020 год (не позднее 29 марта);
• декларацию по НДС за IV квартал (не позднее 25 января);
• 6-НДФЛ за I квартал (не позднее 30 апреля);
• годовой РСВ (не позднее 1 февраля).
Бухучет и бухотчетность
Учет запасов. Стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы» приходит на смену ПБУ 5/01. Важные отличия стандарта:
• применяется для незавершенного производства;
• может не действовать для запасов, предназначенных для управленческих нужд;
• не действует в отношении малоценных основных средств (так как они используются более года и не относятся к запасам);
• меняет порядок определения фактической себестоимости запасов и оценки запасов после признания.
Бухотчетность. В новом бланке отчета о финрезультатах скорректированы строки для указания отложенных налоговых активов и обязательств. Это связано с изменениями в ПБУ 18/02 об учете расходов по налогу на прибыль.
На отчетность также могут повлиять ПБУ 13/2000 об учете госпомощи и ПБУ 16/02 о прекращаемой деятельности.
Малые предприятия теперь должны сдавать бухотчетность в налоговую строго в электронном виде.
Дистанционная работа
Главные изменения ТК РФ с 1 января 2021 года:
• наряду с постоянной дистанционной работой появится два вида временной: непрерывная «удаленка» сроком не более полугода, чередование работы дистанционно и в офисе;
• работодатель сможет по своей инициативе временно перевести персонал на дистанционную работу в двух случаях: если есть решение органов госвласти или местного самоуправления; если жизнь либо нормальные жизненные условия населения или его части находятся под угрозой (например, при эпидемии);работодатель обязан обеспечить «дистанционщика» необходимым оборудованием. Работник сможет использовать свои либо арендованные средства с согласия или ведома работодателя. Тогда нужно будет выплатить ему компенсацию и возместить расходы;
• дистанционного работника можно будет уволить, если он без уважительной причины не выходит на связь более 2 рабочих дней подряд.
Трудовые книжки
С 1 января 2021 года работникам, трудоустроенным впервые, не нужно оформлять трудовые книжки. На таких работников сразу формируются электронные трудовые книжки в ПФР на основании отчетных данных, подаваемых работодателем.
Охрана труда
С нового года при использовании, техобслуживании, ремонте и проверке технического состояния транспортных средств нужно руководствоваться новыми правилами охраны труда. Они предусматривают, что документооборот можно перевести в электронный вид. Для этого потребуется использовать электронные подписи или другие способы идентификации работника.
По новым правилам инструктировать водителя об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза необходимо, только если водитель отправляется в рейс продолжительностью более суток. Ранее инструктаж требовался при любом выезде.
Путевые листы
С 1 января заполнять путевые листы нужно иначе. В перечень обязательных реквизитов путевого листа включены сведения о перевозке: информация о видах сообщения и перевозок. Кроме того, нужно указывать дату и время выпуска ТС на линию и его возвращения.
Работа водителей
С 1 января обновлено положение об особенностях режима рабочего времени водителей. Отметим следующие изменения:
• возможность разделить рабочий день или смену на несколько частей предусмотрена для всех водителей;
• водитель вправе увеличить предельное время непрерывного управления автомобилем в течение суток на 2 часа для завершения перевозки или следования к месту стоянки;
• с этой же целью водитель вправе увеличить на 1 час предельное время непрерывного управления автомобилем до очередного специального перерыва. Есть и другие изменения в правилах о специальных перерывах;
• конкретизированы правила о ежедневном отдыхе водителей при суммированном учете рабочего времени;
• время, в течение которого водитель находится при движении автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается, но оплачивается. Размер доплаты устанавливает работодатель;
• еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Установлена минимальная периодичность его предоставления, а также допустимое сокращение.
Автомобильная аптечка
Вступают в силу новые требования к автомобильной аптечке. В ее состав войдут 2 одноразовых нестерильных медицинских маски. Увеличится количество нестерильных перчаток и марлевых стерильных салфеток (по 2, а не по 1 паре, упаковке).
Аптечки, собранные до нового года, можно применять в течение срока их годности, но не позже, чем до конца 2024 года.
Иностранные работники
С 1 января 2021 года нужно по-новому уведомлять о приеме и увольнении иностранцев.
Новые формы уведомления отличаются от действующих в 2020 году минимально. Например, в уведомлении о расторжении трудового договора изменена нумерация пунктов. Дополнительных сведений работодателям указывать не потребуется.
Порядок уведомления также не претерпел существенных изменений. Например, уточнили, как должна выглядеть заверительная запись на документе из 2 и более листов после прошивки и нумерации.
Плановые проверки
Правительство запретило включать субъектов малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 год.
Предусмотрен ряд исключений. Например, от проверок не освобождается малый бизнес, который отвечает двум условиям:
• организация или ИП были привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;
• с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.
Кроме того, установлены особенности проверок, запланированных на вторую половину 2021 года, в связи с грядущей реформой контроля и надзора. Так, по общему правилу срок проверки не должен превышать 10 рабочих дней. Вместо выездной проверки может быть проведен инспекционный визит.
Противопожарные правила
В инструкцию о мерах пожарной безопасности требуется включить допсведения, например о содержании путей доступа подразделений пожарной охраны на этажи, кровлю и другие объекты защиты. Указатели для движения к источникам противопожарного водоснабжения должны иметь светоотражающую поверхность или снабжаться электричеством и работать как минимум ночью. Введен запрет использовать в ряде случаев подвальные и цокольные этажи.
Цифровые финансовые активы
1 января начнет действовать закон о ЦФА и криптовалюте. Установлены правила выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов (ЦФА). Сделки с ними можно будет заключать через специального оператора из реестра ЦБ РФ.
Принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой запретят. Правило касается, в частности, российских юрлиц. Требования, связанные с обладанием цифровой валютой, при определенных условиях можно защитить в суде.
Электронные деньги
С января компании вправе переводить деньги любым контрагентам через корпоративные электронные кошельки. До 2021 года B2B-переводы электронных денег запрещены.
Лицензирование
С января разрешение государства заниматься определенной деятельностью будет подтверждать не документ, а запись в реестре лицензий. Бумажная выписка из реестра обойдется в 3 тыс. руб.
Источник: xn--90aifddrld7a.xn--p1ai