Поход в магазин — занятие утомительное. Выбирать продукты на разных полках, стоять в очереди на кассе, тащить домой тяжёлые пакеты примерно раз в неделю приходится самостоятельно. Понимая, что силы и время современные люди тратить не любят, а с деньгами расстаются легко, многие крупные сети создали доставку продуктов. Но так ли это выгодно на самом деле?
По данным исследования холдинга «Ромир», средний чек жителя России за один поход в магазин в 2019 году составил 595 рублей. По сравнению с 2018 годом размер среднего чека вырос на 12 рублей.
Как сообщили Лайфу в компании X5 Retail Group, в «Пятёрочке» средний чек — 352,9 рубля, в «Перекрёстке» — 532,6 рубля, а в «Карусели» — 832,3 рубля.
Важно отметить, что эти суммы складываются не только из крупных закупок — забить холодильник на неделю вперёд, но и из небольших чеков: молоко, хлеб, вода — то, за чем люди заходят по дороге с работы домой.
Средний чек онлайн-супермаркета «Перекрёсток» в 2019 году составил 3584 рубля. В основном люди заказывают доставку молочных продуктов, овощей, фруктов.
ЗАРАБАТЫВАЕМ на доставке продуктов/1 рабочий день/Бизнес Сибиряк
— В среднем один заказ в интернет-магазине состоит из 24–25 позиций и весит около 27 кг. Мы видим, что постепенно клиенты преодолевают барьер перед заказом скоропортящихся продуктов в онлайне. Кроме того, мы видим устойчивый спрос на ЗОЖ-ассортимент, который у нас постоянно расширяется, — сообщили Лайфу в компании X5 Retail Group.
Выгода времени — трата денег
По данным аналитического агентства Gfk Rus, в 2019 году рынок доставки продуктов и FMCG-товаров вырос на 33%. Люди стремятся сэкономить своё время на походе в магазин, поэтому пользуются доставкой молока и яиц из магазина домой.
В ноябре 2019 года был запущен сервис доставки продуктов «СберМаркет» от Сбербанка (создан на базе технологической и операционной платформы Instamart). Сейчас он работает в 36 городах России и ежемесячно обслуживает более 90 тысяч заказов. Продукты привозятся клиентам из сети магазинов Metro. Средний чек — 3900 рублей.
— Клиенты заказывают продукты впрок, на одну или две недели. Чаще всего они покупают товары первой необходимости, а также категорию fresh — это овощи, фрукты, молочные продукты и мясо. Среди товаров лидеры по заказам — молоко, бананы, авокадо, сыр, сахар и туалетная бумага, — сообщает пресс-служба сервиса.
Но если в офлайн-магазине покупатель может взять два банана или два помидора, то при оформлении онлайн заказать можно только фасованные продукты либо по фиксированному весу — 1 кг.
Есть и некоторые хитрости, которыми сервисы доставки пользуются. Например, предлагают бутылку минеральной воды «Боржоми» за 56 рублей (в магазине она стоит от 75 рублей), но при покупке онлайн вам в корзину упадёт целая упаковка из шести бутылок, то есть заплатить придётся более 300 рублей. О том, что бутылка будет не одна, в приложениях указывается мелким и бледным шрифтом.
Самым популярным сервисом доставки продуктов в Москве является «Утконос онлайн». Ежемесячно за покупками в «Утконос» обращается от 80 до 100 тысяч клиентов, при том что средний чек сервиса выше, чем у «Сбермаркета» и «Перекрёстка», — 5600 рублей. У сервисов «Утконос» и «Перекрёсток» есть собственные распределительные центры, то есть продукты не закупаются из магазинов, а хранятся на специальных складах.
САМОКАТ: как заработать на доставке продуктов за 15 минут | ТОЧКА РОСТА #1
— Так мы обеспечиваем короткую цепочку «до холодильника покупателя». На складах и при транспортировке соблюдаются все необходимые температурные режимы, — отмечает пресс-служба «Утконос онлайн».
По итогам 2019 года оборот компании «Утконос» достиг 10 млрд рублей. Выручка «Перекрёстка» с января по сентябрь 2019 года составила 2,68 млрд рублей без НДС. Данный сервис является одним из самых популярных — за сутки шесть тысяч человек заказывают еду из «Перекрёстка» в свой холодильник.
Переплата из-за лени
Главный тезис сервисов по доставке — «мы экономим ваше время». Это действительно так: по магазинам ходить намного дольше, чем заказать продукты через приложение. Но переплата при этом — в разы.
Купить два помидора и один огурец для салата в офлайн-магазине — около 80 рублей. При оформлении доставки заплатить придётся за упаковки овощей — более 300 рублей. Три картофелины на кастрюлю супа — 20 рублей, упаковка в полтора-два килограмма от курьера — от 120 рублей.
Как пишут покупатели на сайтах отзывов, при оформлении заказа могут возникнуть сложности, которые тоже стоят денег. Если заказ требует корректировки — например, нужно убрать какие-то позиции, которых нет в наличии, — вернуть стоимость скорректированных продуктов непросто. Одним покупателям приходится звонить и требовать возврата, другим менеджеры сервисов обещают вернуть деньги в течение семи дней, но этого не происходит.
Некоторые сборщики недовешивают продукты либо не докладывают их. А иногда вместо дорогого товара кладут его дешёвый аналог, при этом в чеке сохраняется стоимость дорогой покупки.
Сама доставка тоже стоит денег — от 100 до 300 рублей, в зависимости от сервиса и количества покупок. Дойти до ближайшего супермаркета можно бесплатно.
Маркетологи отмечают, что формулировка «купите выгодно» в современном мире работает хуже, чем «сохраните своё время». Учитывая то, как активно развивается онлайн-шопинг и любые надомные услуги, когда человеку не нужно никуда ехать, доставка из супермаркетов совсем скоро разучит потребителей экономить деньги.
Источник: life.ru
Новые динозавры: как сервисы доставки еды перевернут розничную торговлю
Быстро зарождающиеся на продуктовом рынке тренды, в частности, переход на потребление готовой еды и экспресс-доставку продуктов из магазинов, способны существенно изменить этот рынок. Тех, кто их проигнорирует, ждет незавидная судьба. И напротив, те, кто будут меняться вслед за потребителем, смогут существенно укрепить свои позиции, пишет в колонке на Forbes.ru Владимир Салахутдинов, директор по стратегии X5 Retail Group.
Ископаемые ящеры — поучительный пример того, что может случится с лидером, неспособным адаптироваться к изменившимся условиям. В современном мире любая крупная компания может стремительно потерять свои лидерские позиции, превратившись в «корпоративного динозавра». Вспомните, наверняка в последние годы вас кто-то убеждал в необходимости перемен и показывал слайд, на котором обязательно присутствовали логотипы Kodak и Nokia. Эти имена стали своего рода «корпоративной страшилкой« — меняйтесь, иначе новые цифровые игроки выведут вас из игры.
Интервал времени, за который инновация превращается в business-as-usual, стремительно сократился: печатный станок получил распространение за 400 лет, телефон за 50, мобильный телефон за семь, а социальные сети — всего за три года. Может дело пойти еще быстрее? Точно может.
Означает ли это, что сегодняшние лидеры — крупные компании с их сложными процедурами и многоуровневой системой управления — динозавры, ждущие своего метеорита? Во многих случаях да. По крайней мере почти половина топ-менеджеров считает, что это так.
Ожидание disruption есть и в продуктовом ретейле. А с недавних пор это больше, чем просто ожидание: процесс начался.
С одной стороны, происходит эволюция клиентских предпочтений. Например, растут требования к удобству, которые меняют формат магазинов, или требования к качеству, что заставляет торговые сети пересматривать свой ассортимент и оптимизировать цепочки поставок. Это понятно большинству современных ретейлеров.
Например, только в течение последнего года все ведущие игроки рынка представили новые концепты магазинов — более современные, удобные, с фокусом на свежие продукты. Такие изменения требуют существенных инвестиций, которые, однако, должны окупиться, поскольку обновленные магазины привлекают покупателей. Еще один состоявшийся тренд — использование технологий для повышения эффективности: автоматизация процессов и аналитика больших данных уже стали неотъемлемой частью работы операционных и коммерческих функций в продуктовом ретейле.
Но даже если все выше перечисленное входит в приоритеты и успешно реализуется сильной и компетентной командой, можно ли быть уверенным, что акционерам гарантировано долговременное спокойствие? Ответ: нет.
Вспомните свое детство: в вашем доме наверняка была швейная машинка, а мама или бабушка хранила стопку журналов с выкройками. Пошив одежды был естественным процессом, а сеть магазинов «Ткани» насчитывала тысячи адресов. Сегодня опросы показывают, что 6 из 10 человек испытывают затруднения, чтобы пришить даже пуговицу. Все дело в огромном выборе качественной готовой одежды в разных ценовых категориях. Необходимость шить и обладать этим навыком практически отпала.
А что происходит с едой? Сегодня практически в каждом магазине вы можете купить говядину, свеклу, чеснок и еще десяток ингредиентов, необходимых для того, чтобы приготовить борщ. А можете сэкономить время и в этом же магазине сразу купить готовое блюдо — останется только разогреть. Готовая еда — одна из самых быстрорастущих категорий в продуктовом ретейле.
По данным закрытого исследования «Infoline-Аналитика» по рынку продовольственной розницы, общий рост рынка по итогам 2019 года составил около 5%. При этом продажи готовой еды только за прошлый год выросли на 20%, свидетельствуют данные отчета GFK «Готовая еда как ответ на актуальные потребительские тренды».
Смена формата потребления перекраивает границы рынка. Ассортимент ресторана или кофейни уже сегодня может полностью пересекаться с ассортиментом торговой сети. А значит, расширяется состав конкурентов, меняются правила игры и открываются возможности для новых игроков.
Способность ретейлера вовремя осознать эти изменения и адаптировать свою бизнес-модель к новым условиям обеспечит его выживаемость и успех. Давайте посмотрим на все глазами клиента — для него уже нет отдельного рынка продуктов и рынка готовых блюд. Есть рынок еды, на котором он выбирает то, что нужно в зависимости от конкретной ситуации. Он может приготовить салат Оливье сам, а может купить его в ближайшем магазине у дома или заказать в ресторане, откуда через 30 минут доставит его служба доставки, наконец можно пойти в ресторан.
Но оставаться в тренде покупательских предпочтений уже недостаточно, чтобы быть спокойным за будущее. В нашей стране быстро формируется новая модель, которая может оказать огромное влияние на многие сегменты рынка, — модель экосистем.
В мире эта модель уже имеет два разных воплощения: бескомпромиссная азиатская, практически не оставляющая места самостоятельным игрокам (такие как Wechat и Alibaba), и более демократичная западная, гибко взаимодействующая с другими участниками рынка (ярчайший пример — Amazon). В России о намерении создать экосистему заявили многие. Но есть и те, кто пошел намного дальше заявлений: здоровье, поиск работы, коммуникации, финансы, образование, дом, развлечения — в каждой из этих категорий за последние несколько лет появился один или несколько бизнес-проектов у «Яндекса», Сбербанка и МТС. Еще два участника рынка, действия которых в полной мере соответствуют стратегии создания экосистемы, — «Тинькофф» и Mail.ru. Их амбиции ничуть не меньше.
Примечательно, что в истории практически нет примеров создания успешной экосистемы путем альянса или партнерства крупных состоявшихся компаний. Экосистема — сложная модель, требующая единого дирижера и центра принятия решений. Именно поэтому экосистемы изначально строятся вокруг якорного бизнеса через создание с нуля и приобретения небольших компаний или стартапов. Пока до конца не ясно, какая именно модель экосистемы победит в России. Но компаниям, которые сегодня довольствуются успехом в отдельных сегментах, не стоит забывать о завтрашнем риске оказаться в роли сервиса одной из экосистем, которая будет владеть клиентами и диктовать условия.
Поскольку еда — одна из ключевых потребностей, можно быть уверенным, что большинство формирующихся экосистем не обойдут ее вниманием. Три из пяти названных выше компаний уже там. Еда, и особенно продукты — относительно новое для них направление. Отчасти поэтому они смотрят на них иначе, чем давно присутствующие на рынке ретейлеры, и создают бизнес-модели, которые способны привести этот рынок к кардинальным изменениям. Речь о развитии сервисов доставки еды из магазинов.
Сервисы доставки продуктов присутствуют в России уже не первый десяток лет (например, «Утконос» был создан еще в 2000 году). Но на сегодняшний день это направление бизнеса добилось относительно скромных результатов. Однако Однако настоящий старт в гонке за смену традиционной покупательской парадигмы был дан во второй половине прошлого года.
Свои амбиции на рынке экспресс-доставки еды из магазинов заявили компании, являющиеся лидерами в своих сегментах — Сбербанк, «Яндекс» и X5 Retail Group, Пока три компании работают по трем разным моделям: сервис «Сбер-маркет« не имеет своих магазинов и работает через партнерство с существующими сетями. «Яндекс-лавка» развивает сеть собственных центров комплектования заказов, которые работают только на доставку (поэтому используется термин «дарк-стор»). X5 Retail Group строит сервис доставки на базе собственных магазинов по омниканальной модели (онлайн+офлайн). Современные технологические и операционные решения позволяют в любой из трех моделей обеспечить клиенту сопоставимый сервис — доставка широкого ассортимента продуктов и еды за время, исчисляемое минутами от момента заказа.
Какая модель будет более востребована и эффективна, покажет время. Но уже сегодня можно утверждать, что выход на рынок доставки еды крупнейших российских компаний, готовых инвестировать не только в инфраструктуру и технологии, но и в массовое продвижение дистанционной покупки продуктов, значительно ускорит темпы роста этого рынка, что в обозримом будущем изменит и сам рынок, и состав его участников.
Пока у сервиса экспресс-доставки еды из магазина есть один существенный минус. Экономика этого бизнеса начинает работать либо при высоком среднем чеке, либо при высокой плотности заказов. Ограничить стоимость заказа снизу — не лучшее решение, поскольку средний размер покупки в магазине у дома традиционно невысок, а сервис экспресс-доставки — альтернатива походу в магазин. Плотность заказов появится лишь при значительном проникновении сервиса, — по сути лишь тогда, когда он станет привычным форматом потребления. Это произойдет не за один год, а значит, окупаемость инвестиций в такой сервис наступит позже, чем, например, инвестиций в открытие новых магазинов.
Это ставит задачу непростого выбора перед сегодняшними ретейлерами, многие из которых являются публичными компаниями и оцениваются рынком по традиционным финансовым показателям, в том числе по эффективности инвестиций. Кстати, по этой же причине в сервисах доставки продуктов разочаровываются венчурные инвесторы, не готовые к длительному горизонту инвестирования с высоким риском. Только с начала этого года сразу три компании ушли с рынка доставки — GoLama, Foodza и SuperBro.
Но здесь все-таки хочется вернутся к известному примеру компании Kodak. В апреле 1975 года инженер отдела разработок Стивен Сассон представил руководству инновационное устройство, которое являлось первой в мире цифровой фотокамерой. Решение было признано интересным, но требующим значительных инвестиций для начала серийного производства. На тот момент эти инвестиции выглядели слишком рискованными, и руководство Kodak предпочло направить средства на создание новых мощностей для производства фотопленки, которая была на пике своей популярности и гарантировала быструю окупаемость. Через много лет в Kodak признали свою ошибку, что, впрочем, уже не спасло компанию от банкротства.
Руководство Kodak образца 1975 года не смогло предсказать будущее, но и сегодня, в быстро меняющемся мире, вряд ли мы на это способны с высокой степенью достоверности. Бизнес-модели, которые приносили успех еще 5-7 лет назад, сегодня уже не являются правильным выбором. А новые сервисы, ценность которых попадает в унисон с быстро меняющимися потребностями клиентов, могут в считаные месяцы занять значительную долю рынка. На смену пятилетним бизнес-планам пришли трех-шестимесячные пилоты, реализуемые компактными командами, способными в режиме реального времени корректировать предложение на основе обратной связи от клиентов.
Я убежден, что сегодня все ведущие компании в сегменте продуктового ретейла обладают компетенциями, технологиями и ресурсами, дающими возможность успешно трансформироваться и упрочить свои позиции на рынке, который ждут значительные перемены в ближайшие 5-10 лет. Кому удастся это сделать и не стать корпоративным динозавром, покажет время.
- Магазины без будущего: куда и почему уходят гипермаркеты
- Темный «Перекресток». Как в России осваивают формат дарк-сторов
- Перестанут ли в России готовить: сервисы доставки набирают популярность
Источник: www.forbes.ru
Доставка продуктов из магазина как бизнес
Почти 30 лет назад, когда лишь у 15% американцев был компьютер, а доступ к интернету вообще был чуть ли не у единиц, Томас Паркинсон основал первую компанию по доставке продуктов питания Peapod.
Тогда заказ еды был сложным процессом – графика сайта Peapod была настолько элементарной, что клиенты не могли видеть картинки того, что покупают. Доставка также была сложной: Паркинсоны отправлялись в продуктовые магазины, покупали то, что заказали клиенты, а затем развозили продукты по городу на своей Honda Civic. Когда их клиенты хотели запастись определенным продуктом – например, клубничным йогуртом или бутылками колы, Паркинсоны опустошали целые секции местных магазинов.
Peapod существует и по сей день. Но убедить людей заказывать продукты онлайн все еще так же сложно, как в 1989 году. Одежду и электронику активно покупают в интернете, чего нельзя сказать о еде. «Я мечтал о том, чтобы такой бизнес стал повсеместным, но мои ожидания не оправдались», – сказал Паркинсон. Сейчас он является техническим директором компании.
Фото: The Atlantic
Пока такие компании не начнут доставлять продукты в сотни домов в одном районе, они не смогут генерировать выручку. И хотя это бизнес, оценивающийся в $800 млрд, у продуктовых магазинов, как известно, низкая маржа. Добавить еще к этому зарплаты сотрудникам, оборудование и бензин, и вы получите бизнес, который гарантированно провалится. «На продаже продуктов питания пока никто много не заработал. Напротив, многие только потеряли деньги», – говорит Сучарита Кодали, аналитик в Forrester Research.
В каждой стране ситуация отличается. В Южной Корее, например, 20% потребителей покупают еду в интернете, в Великобритании и Японии – 7,5%. Однако дело в том, что это небольшие страны, и в них есть несколько крупных городов с большим населением, поэтому компаниям, занимающимся доставкой, проще открыть магазины там и получить доступ к огромному числу покупателей. В США из-за обширной территории большая часть населения проживает в небольших городах, поэтому интернет-шоппинг там пользуется меньшей популярностью.
Но компании в США все еще не опускают руки. Сегодня Peapod – одна из организаций, предлагающих доставку в определенных районах. В июне 2017 года Amazon приобрела Whole Foods за $13,4 млрд и запустила доставку продуктов для членов Prime в разных городах. В 2017 году Walmart купила Parcel, спустя пару месяцев Target купила Shipt, Kroger – Ocado.
И все же история Peapod показывает, что зарабатывать деньги в этом бизнесе будет сложно даже для Amazon. Ведь если компания с тридцатилетним опытом не добилась большого успеха на рынке, как это удастся кому-то другому?
По сравнению с едой, одежду, электронику и собачий корм очень просто доставлять. Amazon хранит эти продукты на складах, упаковывает их в коробку и просто отправляет почтой или через подрядчиков.
Еду, с другой стороны, нельзя просто упаковать и отправить на почту. Представьте заказ с мороженым, авокадо, шестью бутылками колы и чипсами. Мороженое нужно хранить в холоде, с авокадо и чипсами аккуратно обращаться, чтобы не раздавить, а кола тяжелая. И это стандартный заказ в Peapod, только продуктов обычно в десять раз больше. Из-за этого продуктовым магазинам выгоднее, чтобы покупатели приходили к ним сами.
Peapod пыталась снизить расходы. На некоторых рынках продукты хранятся на больших складах в пригородах, что экономит деньги, потому что организации не нужно покупать или снимать за дорого пространство в центре города. Peapod также придумала, как ускорить процесс покупки. В складских помещениях, которые по сути являются небольшими магазинами поверх магазинов, проходы уже, чем в супермаркетах. Сотрудники носят на запястье устройства, которые говорят, в каком ряду и на какой полке расположен предмет – таким образом они быстрее загружают корзину и сканируют продукты.
Несмотря на такие инновации, весь процесс все еще очень трудозатратный. Работники Peapod все равно вынуждены проверять качество продуктов: не испортилось ли мясо, не раздавились ли чипсы в пакете, все ли упаковано.
Доставка может также быть медленной. В больших городах курьеры часто попадают в пробки, а когда наконец они доезжают до места назначения, им нужно припарковать грузовик, потом связаться с жильцами, подняться вверх по лестнице и дождаться, пока они откроют двери.
Чтобы добиться успеха в этом бизнесе, нужно уделять большое внимание логистике. Сотрудники Peapod отслеживают погоду и ситуацию на дорогах в режиме реального времени, чтобы внести изменения в случае шторма или других обстоятельств, затрудняющих движение. Компания мониторит, сколько времени водители проводят в пробках и общаются с клиентами. К тому же, Peapod щедро платит сотрудникам – они получают медицинскую страховку и другие льготы.
Продуктовые магазины сейчас в трудном положении. Они конкурируют с большими ритейлерами вроде Walmart и Target, а также с дисконтными сетями, такими как Aldi и Lidl, которые недавно появились и в Америке. Amazon выходит на все новые рынки и заставляет продуктовые магазины также предлагать опцию доставки, даже если она изначально принесет им только расходы.
Некоторые супермаркеты экспериментировали и предлагали другие варианты для более простого шоппинга, не такие дорогие, как доставка еды – например, предложение «кликни и забери», которое позволяет покупателям заказывать продукты в интернете, а затем забирать их из магазина.
Многие супермаркеты также предлагают скидки, чтобы заставить клиентов подписаться на сервисы доставки. Зачастую сервисы предлагают первую доставку бесплатно. Согласно Элли Симмес, ведущему аналитику Kantar Consulting, большинство потребителей соглашаются на доставку только после определенного стимула, а когда акции заканчиваются, они теряют интерес.
Чтобы предлагать эти стимулы и не терять на этом состояние, некоторые супермаркеты сотрудничают с брендами. Например, Colgate может предложить бесплатную доставку, если покупатель приобретет определенное количество продуктов Colgate.
Стоимость – не единственная причина, почему доставка еды не пользуется большой популярностью. Многие предпочитают выбирать продукты самостоятельно и не любят планировать шоппинг заранее. Кому-то даже нравится ходить в магазин за едой.
Тем не менее, аналитики утверждают, что сейчас самое время привлечь больше клиентов. Согласно опросу Deloitte, около 41% потребителей не любят покупать напитки и скоропортящиеся товары в продуктовых магазинах. Компания утверждает, что многие «не привязаны эмоционально к физическому процессу шопинга и могут рассмотреть варианты доставки через интернет, если им предложат».
Для этого компаниям придется изрядно потратиться на акции и предложения, чтобы сделать доставку продуктов привлекательной в глазах покупателей. От этого, конечно, выигрывает Amazon с огромным бюджетом, которая уже долгое время убеждает людей заказывать товары домой. Но это никогда не было стратегией Peapod – и поэтому им удалось обогнать конкурентов: они просто не тратили деньги, которых у них не было, объясняет Паркинсон.
Но даже Peapod сейчас начинает бороться за внимание потребителей. В январе 2019 года они объявили о намерении запустить доставку беспилотными автомобилями в Бостоне и приобрели сеть супермаркетов на Лонг-Айленде. Peapod предлагает скидку $20 на продукты и бесплатную доставку первые 60 дней после регистрации. Им удалось обойти конкурентов благодаря аккуратному обращению с деньгами. Сегодня же даже Peapod поняла, что выиграет компания, предлагающая самые дешевые услуги.
Материалы по теме:
Источник: rb.ru