Электронные услуги как инструмент повышения качества взаимодействия власти, бизнеса и общества
Татаринцева Элина Александровна,
кандидат политических наук, ст. преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Важно отметить что, электронные услуги – это государственные услуги, оказанные на основе современных информационно-коммуникационных технологий, позволяют реорганизовать работу органов власти и достигать нового качества управления, соблюдая регламенты обслуживания бизнеса и общества и повышая результативность принимаемых решений [2] . В данном случае электронные услуги можно рассматривать как инструмент в повышении качества взаимодействия власти, бизнеса и общества. При этом, такая важная функция власти, как обеспечение своевременного доступа граждан к официальной информации органов управления, на базе которой строится взаимодействие государственных и муниципальных структур с институтами гражданского общества и бизнесом, работает на повышение качества и эффективности реализуемых решений.
Усиленная электронная подпись, новая услуга у нотариусов, господдержка бизнеса
Уровень взаимодействия власти, бизнеса и общества – важный индикатор состояния общества в целом [3] .
Сегодня такое понятие, как «электронная услуга», определяется как использование информационно-коммуникативных технологий, особенно Интернета в качестве инструмента, позволяющего достигать более эффективного управления.
Электронные услуги это инструмент (от лат. instrumentum — орудие) или как исполнительный механизм в системе качественного взаимодействия власти, бизнеса и общества.
Задачи электронных услуг – повышение надежности и улучшение деятельности систем государственного обслуживания; обеспечение нужной информацией и услугами широких слоев населения. Результатом практического внедрения электронных услуг в рамках программы электронного правительства в самом широком плане является более качественное управление.
В новом государственном менеджменте единицей измерения качества взаимодействия государственной власти с населением можно назвать «оказанную услугу». Понятие «услуга» отражает коммуникативно-информационные отношения между властью и обществом. Чем выше будет качество услуги, чем разнообразнее и дешевле она будет, тем выше качество взаимодействия.
Качество взаимодействия власти, бизнеса и общества определяет – характер власти, стиль управления и технологии управления.
Для поиска путей повышения качества взаимодействия необходимо сформулировать понятие качества и его характеристики.
Понятие «качество» зародилось еще в античные времена. В III в. До н.э. Аристотель понимал как различие по признаку «хорошо», «плохо».
Качество — понятие субъективное. Существует множество трактовок и терминологических подходов к его определению. Качество в общепринятом смысле – это совокупность свойств явления, процесса, продукции, обуславливающих её способность удовлетворять определённые общественные и личностные потребности. «Свойство – философская категория, выражающая отношение данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие. Нередко выступает как внешнее выражение качества».
Электронная подпись в сфере бизнеса
Так, например, качество в философском смысле, представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия».
Определение понятия качества очень сильно зависит от изучаемой сферы. Международная организация по стандартизации (ISO), определяет качество, как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) — это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, приводящей к всеобщему качеству. Отсюда качество — это не то, что вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации.
Главная идея методологии обеспечения качества основана на том, что понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере деятельности, в нашем случае сфере взаимодействия власти, бизнеса и общества. В частности взаимодействие посредством оказания государственной услуги.
В этом случае «единицей качества взаимодействия» является – государственная услуга.
Качество — не абстрактная категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности услуги.
Сегодня в Российской Федерации, по некоторым данным проводившихся исследований и экспертным оценкам, в случаях обращений в государственные службы огромное количество времени граждане тратят на ожидание в очередях. Поэтому в данных условиях главная роль в регулировании социальных и политических процессов принадлежит государству и соответственно происходит осознание необходимости повышения ответственности государственной службы за оказание услуг населению. К разработке стандартов качества государственных услуг следует отнести: выдачу гражданам документов (паспортов и водительских прав), регистрация автомашин, выдача справок и документов (в сфере ЖКХ, здравоохранения, образования), оплата всевозможных услуг, ответы на запросы в государственные органы власти и многое другое. Основой качества предоставления электронной услуги является регламент.
Административные регламенты предоставления государственных услуг определяют сроки и последовательность действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг
К электронным услугам применимо и понятие стандарт. Англ. standard — норма, образец, мерило), в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт может быть разработан на материально-технические предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила, услуги, действия.
В настоящее время в России достигнуты определенные успехи в реформировании государственной службы, создана законодательная база, определены статус, права и обязанности государственных служащих, регламентированы полномочия государственных органов. Вместе с тем, развитие общества, изменение условий и требований нынешнего дня требуют оценки возможностей изменения во взаимоотношениях государства и граждан в целях более эффективного и качественного повышения уровня жизни населения.
Внедрение «электронного Правительства», получение услуги по принципу «одного окна», стандартов предоставления государственных услуг создаст благоприятные условия для эффективного развития экономических отношений внутри страны, а также в международных отношениях.
При проведении реформы в сфере электронных государственных услуг для достижения устойчивых результатов необходимо одновременно развивать соответствующие элементы инфраструктуры в поддержку системы предоставления государственных услуг. Подобная инфраструктура подразумевает создание сети организаций и учреждений, облегчающих процесс предоставления государственных услуг через проведение исследований, формирование информационных баз данных, предоставление консультаций и обучение как госслужащих, так и потребителей услуг.
В любой современной стране, независимо от особенностей ее государственного устройства и уровня экономического развития, государство – основной поставщик услуг населению, организациям и всем ветвям власти [4] .
Практика оказания государственных услуг посредством информационных технологий (через коммуникативные сети), в России развивается очень медленно. И здесь проблема не только в недостаточной соответствующей правовой базе, но и уровне культуры коммуникации как у самих гражданских служащих, так и у населения – культуры (традиции, практики) оказания государственных услуг через коммуникативные сети. По сравнению со странами ЕС можно фиксировать существенное (иногда на порядок) отставание по показателям реального использования информационно-коммуникативных в профессиональной деятельности.
Слабое развитие и низкое качество государственных услуг снижает активность участия населения в решении проблем муниципальных, региональных и федеральных органов управления, что негативно сказывается на жизненном уровне населения. Характерной чертой реформирования системы предоставления государственных услуг в зарубежных странах является длительность этого процесса.
Объяснение длительных сроков проведения реформ в сфере повышения эффективности государственного сектора заключается в масштабности поставленных целей и задач, а также большом количестве вовлеченных в процесс реформы сторон. Проведение реформ предполагает комплексную трансформацию, направленную на формирование нового поколения государственных служащих, разрушение укоренившихся в обществе стереотипов и формирование положительного имиджа государственной службы, а также культивирование новых форм взаимодействия между государством и гражданами. Причиной, в данном случае, является слабая профессиональная подготовка чиновника и наличие разрыва потребных и реальных компетенций у государственных служащих. У них отсутствует реакция на предъявленный социальный запрос на высокий профессионализм в государственной службе. При определении критериев уровня подготовки кадров не учитывается общественное мнение.
Особый интерес представляет профессиональная и политическая компетенции, которая связана со способностью брать на себя ответственность в целях и понимания стратегического развития общества, системы общественно-политических отношений, функций и принципов деятельности государства в обществе.
Профессиональная компетенция государственных служащих включает в себя учет потребностей и состояния развития общества. Управление инновациями также требует профессиональной компетентности госслужащих, то есть наличие знаний, умений и навыков эффективно воздействовать на политический процесс, обеспечивать презентацию государства в глазах населения.
Именно поэтому в стандартах ИСО делается акцент на ответственность руководителей, снижение издержек и кадровую политику.
Немаловажную роль играет и фактор технического прогресса, который является мощным стимулом к внедрению новых подходов, механизмов и принципов в сфере управления государственным сектором.
Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одной из важнейших задач государств.
При проведении реформы в сфере электронных государственных услуг для достижения устойчивых результатов необходимо одновременно развивать соответствующие элементы инфраструктуры в поддержку системы предоставления государственных услуг. Подобная инфраструктура подразумевает создание сети организаций и учреждений, облегчающих процесс предоставления государственных услуг через проведение исследований, формирование информационных баз данных, предоставление консультаций и обучение как госслужащих, так и потребителей услуг.
Активное использование властью новых информационно-коммуникационных технологий позволит расширить доступ потребителей к государственным услугам и информации о них.
Процесс совершенствования предоставления государственных услуг тесно связан с использованием на практике принципа «обратной связи» с потребителем услуг.
Результатом своевременного формирования и развития информационного общества в Российской Федерации должны стать повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Качественное предоставление электронных государственных услуг выведет Россию на новый этап развития отношения власти, бизнеса и общества повысит уровень доверия населения к органам государственной власти, снизит коррупцию.
1. Федеральный закон №210-ФЗ от 27 июля 2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» / 30 июля 2010 г. в «РГ» — Федеральный выпуск №5247.
2. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям».
3. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества / Учебник. М., 2009.
4. Уколов В.Ф., Татаринцева Э.А. Государственные услуги в системе взаимодействия власти, бизнеса и общества / под общ. ред Уколова В.Ф. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008.
Поступила в редакцию 22.06.2012 г.
[2] Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям».
[3] См.: Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества / Учебник. М., 2009.
[4] Уколов В.Ф., Татаринцева Э.А. Государственные услуги в системе взаимодействия власти, бизнеса и общества / под общ. ред. Уколова В.Ф. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008.
2006-2019 http://jurnal.org/articles/2012/polit8.html» target=»_blank»]jurnal.org[/mask_link]
Вопрос 3. Услуги электронного правительства
Деятельность исполнительной власти сопровождает нас от момента нашего рождения. Действительно, органы государственной власти собирают практически всю информацию о человеке: где он работает, сколько получает, где хранит деньги, сколько должен и какова его кредитная история, где и с кем живет, состав его семьи, куда и когда путешествует, какую машину водит и как он водит, здоров ли он и где лечится, имеет ли судимости и многие другие сведения.
Но все эти данные часто существуют, как правило, в бумажной, а не в электронной форме. Они разрознены, рассеяны по разным кабинетам или находятся в разных базах данных, иногда технически несовместимых между собой. Информация, собранная одной организацией, бывает недоступна для других учреждений и организаций. Поэтому задача системы государственного и муниципального управления – подойти к этой информации системно, то есть создать из нее доступную для органов государственной власти и управления и удобную для оказания услуг населению базу данных.
Сразу отметим, что предоставление электронных государственных услуг не требует дополнительной информации о человеке. Скорее, ее потребуется меньше (нет дублирования данных), и это упрощает работу. Но придется все разрозненные сведения о человеке:
– перевести из бумажной в цифровую форму;
– собрать (или связать – интегрировать) все данные о нем в общую базу данных (далее – БД), а еще лучше в базу знаний (далее – БЗ);
– периодически проверять, не устарели ли эти данные (эта процедура иногда называется актуализацией БД).
Однако здесь следует специально подчеркнуть, что данные, собранные вместе, становятся доступнее для несанкционированного доступа и потому делаются привлекательными для мошенников. Поэтому интеграция БД не означает, что данные физически обязательно должны находиться в разных местах. Интеграция предполагает обязательное создание между частями БД такой связи, которая доступна и удобна для администратора базы.
Какие услуги на практике может оказывать «электронное правительство»? Ниже приведем набор услуг «электронного правительства», уже реализованных в разных странах (этот перечень приводится в большинстве учебников и учебных пособий):
1) медицинские услуги;
4) оплата налогов и сборов;
5) организация неправительственных сайтов для выявления обществен-ного мнения;
6) участие населения в выборах. Интернет-голосование;
7) служба полиции, безопасность дорожного движения;
8) судопроизводство, в том числе открытое представление всех материа-лов дела в Интернете, для слежения населением за ходом важнейших судебных дел;
9) торговля и таможенная служба;
11) контроль покупателями качества промышленных, пищевых и лекарственных товаров;
12) жалобы и пожелания (рекомендации и советы) населения.
Приведем далее более конкретные примеры оказания государственных услуг «электронным правительством» гражданам и организациям/учрежде-ниям:
а) заполнение налоговых деклараций и уплата налогов через Интернет;
б) проведение через Интернет всех таможенных операций;
в) правительственные закупки товаров от частных поставщиков через «электронное правительство»;
г) срочное получение отпечатков пальцев из базы данных полиции;
д) информация о дорожном движении и выбор удобного маршрута;
е) обработка с помощью электроники страховых исков;
ж) получение своих медицинских записей через сотовые телефоны и иные средства коммуникации;
з) использование беспроводных устройств (радиотелефонов) для записи на экзамен или для поиска книг в библиотеке;
и) сеть дистанционного обучения через Интернет;
к) подача через Интернет официальных петиций с электронной под-писью;
л) голосование с помощью электроники на выборах в центральные, региональные и местные органы власти;
м) получение услуг телемедицины.
Система «электронного правительства» обеспечивает доступ физических и юридических лиц к органам государственного и муниципального управления, который позволяет:
– назначить встречу с государственным служащим;
– узнать о наличии рабочих мест;
– подать прошение на пособие;
– получить разрешение на открытие бизнеса;
– сдать налоговую декларацию;
– заплатить, не выходя из дома, за коммунальные услуги и пользование Интернетом;
– зарезервировать место на базе отдыха;
– наблюдать за запуском космического корабля;
– проводить исследования в библиотеке или музее и многое другое.
В современной России продолжается развитие правовой системы в сфере оказания услуг органами государственного и муниципального управления в электронном виде. Так, в июле 2010 года в нашей стране принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором установлены принципы предоставления государственных и муниципальных услуг. В том числе – условий и порядка их оплаты, установление требований к процедурам предоставления государственных и муниципальных услуг, к порядку взаимодействия органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, с гражданами и организациями, в том числе в электронном виде.
В целях реализации возможности получения заявителем государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной и муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривается создание многофункциональных центров, осуществляющих взаимодействие с органами, предоставляющими указанные услуги, без участия заявителя. Этим же федеральным законом предусматривается возможность получения заявителем государственных и муниципальных услуг в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг, а также с помощью универсальных электронных карт. Кроме этого, Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливаются требования к порталу государственных и муниципальных услуг и универсальным электронным картам, а также условия и порядок их использования[34].
По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, надо переходить к стандартам государственных услуг нового поколения – основанным не на позиции исполнителя, а на позиции потребителя этих услуг – фирмы, которая проводит груз через таможню, гражданина, который получает справку, автовладельца, оформляющего дорожно-транспортное происшествие. Каждый человек должен ясно понимать из информации на государственных сайтах, что и как он может получить от того или иного ведомства и за что потом, если понадобится – спросить с конкретного чиновника[35].
Таким образом, современные российские органы государственной власти и учреждения постепенно переходят к новой для себя роли – оказание российским гражданам и общественным институтам госуслуг. На этом пути еще будет немало сложностей и препятствий, но все студенты, обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление», должны понимать, что этот путь магистральный и долговременный.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
О роли и влиянии развития государственных и муниципальных услуг в электронном виде на развитие государства и общества
Мороз, А. А. О роли и влиянии развития государственных и муниципальных услуг в электронном виде на развитие государства и общества / А. А. Мороз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 150-154. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58828/ (дата обращения: 02.06.2023).
В данной статье рассматривается концепция предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, а также сравнение российского опыта с зарубежным. С развитием информационных технологий предоставление государственных услуг выходит на новый уровень, что позволяет повысить качество их предоставления, а также скорость принятия управленческих решений.
Ключевые слова: электронное правительство, электронные услуги.
На современном этапе, развитие государства и общества в целом, находится в прямой зависимости от модернизации государственного управления, решения важнейшей задачи по формированию системы взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями, которое основано на применении информационных телекоммуникационных технологий.
При этом, высокую актуальность приобретают механизмы выстраивания информационного взаимодействия этих двух институтов — власти и общества.
Благодаря развитию информационных технологий, значимая роль в государственном и муниципальном управлении принадлежит информационной составляющей.
Во многом перевод управленческих процессов в дистанционный режим обеспечивает значимый социальный и экономический эффект уже в ближайшей перспективе.
Запаздывание и особенно отставание в решении этих вопросов однозначно приведет к отставанию страны в развитии производительных сил страны, технической модернизации производства, в повышении производительности труда, и как следствие к упадку экономического потенциала России.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является одним из основных направлений концепции «Электронного правительства».
Фактически началом осуществления мероприятий по созданию и развитию электронного правительства в России началась в 2002 году с принятием Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы) и ведется в рамках принятой государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)».
Существуют многие варианты структурной организации системы электронного правительства. Их специфика определяется комплексом исторически сложившихся взаимоотношений между властью и обществом.
Но, выделяются четыре основные модели построения электронного правительства:
– континентально-европейская в странах Центральной и Западной Европы;
– англо-американская в США, Канаде, Великобритании и других странах
– азиатская, в Японии, Южной Кореи, Сингапуре и других странах
Каждая из указанных моделей учитывает исторически сложившиеся взаимоотношения между властью и обществом. Каждая из них проходила длительный путь своей эволюции и приспособленности к запросам власти и общества в своих странах.
Приоритетом в Европейском союзе при выстраивании электронного государства является цель достижения социального единства европейского сообщества.
Поэтому в Европейском союзе правовой базой электронного правительства, являются Директивы Европейской комиссии, встроенные в систему национального законодательства стран-участниц в виде законов, регламентирующих вопросы:
– электронных цифровых подписей;
– электронной торговли; защиты данных;
– государственных заказов.
В большинстве европейских стран порталы государственных услуг, разделяются на две ветки: для граждан и для бизнес-сообщества.
Так, в Великобритании предоставление государственных услуг через портал имеет три основных разделения государственных услуг:
– услуги в области здравоохранения.
В ряде европейских стран функционируют дополнительные разделы порталов электронного правительства, выделенные для отдельных категорий граждан или посвященные специальной проблематике:
– с информацией по истории, географии, правовым особенностям законодательства страны, официальными публикациями;
– для государственных служащих (Франция);
– для измерения уровня удовлетворенности граждан деятельностью государственной власти;
Важной частью электронного правительства европейских стран являются системы, обеспечивающие электронную отчетность органов местного самоуправления, региональных органов власти перед национальным Правительством.
Официальный правительственный портал США содержит 27 млн. веб-страниц и предоставляет более 1000 электронных форм и реальных услуг. В США, на основе единой платформы, интегрированы сервисы всех уровней власти: федеральных, штатов и местных органов.
Американский подход к защите данных характеризуется, гораздо большим, либерализмом, чем в Европейском Союзе. В США наибольшее распространение получила такая услуга электронного правительства, как подача налоговых деклараций в электронной форме.
Азиатская модель электронного правительства базируется на специфических особенностях управления, азиатском типе корпоративной культуры и системе государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды.
Сингапур в рамках реализации программ национальной компьютеризации вкладывает значительные средства в разработку технологий повышения эффективности, качества обслуживания и доступа через электронные каналы. Все государственные услуги Сингапура, предоставляются на едином портале, ориентированном на максимальную интеграцию с мобильными устройствами.
В Сингапуре все полномочия по осуществлению формирования, консалтинга, контроля за работой электронного правительства, бюджетному финансированию этой сферы возложены на Агентство по информационно-коммуникационному развитию.
В Сингапуре основной акцент сделан на предоставление ведомственных сервисов (например, заполнение налоговых деклараций, выдача разрешительных документов) на единой платформе.
Официальный портал Сингапура имеет четыре раздела, увязанных между собой системой перекрестных ссылок: правительство; граждане; бизнес; не резиденты.
Все сингапурские проекты в сфере информационно-коммуникационных технологий реализуются на основе государственно-частного партнерства.
Однако, Организация Объединенных наций (ООН) неоднократно признавала систему «электронного правительства» Южной Кореи самой эффективной в мире. Граждане Южной Кореи имеют возможность осуществлять практически все операции на дому (от покупок в магазинах до оплаты счетов и оформления документов). В общественных местах расположены специальные терминалы, позволяющие получить доступ к необходимой информации, распечатывать бланки и квитанции.
В органах государственной власти Южной Кореи охват системой электронного документооборота — 100 %. Использование технологий электронного правительства позволяет Южной Корее ежегодно экономить более полумиллиарда долларов бюджетных средств, а также сократить количество чиновников на 9 тысяч человек.
Одной из особенностей развития электронного правительства в Южной Корее является особое внимание, которое уделяется обеспечению возможностей для постоянного совершенствования пользовательских приложений, выгруженных на едином интегрированном портале.
За время функционирования пользователями было внесено более 300 тысяч корректировок программного обеспечения с открытой архитектурой, что способствовало существенному сокращению расходов на разработку новых и поддержку действующих систем электронного правительства.
Этот опыт был взят на вооружение и успешно применяется во многих странах мира, в том числе, в Болгарии, Мексике, Монголии, Вьетнаме.
Еще одна особенность корейского опыта развития систем «умного» правительства, это обеспеченность всем гражданам свободный и бесплатный доступ ко всему комплексу государственных услуг, широкое привлечение к реализации проектов в этой сфере малого и среднего предпринимательства.
Поэтому более половины всех мероприятий «умного» правительства осуществляется малыми и средними предприятиями Южной Кореи.
Однако несмотря на то, что электронное правительство в России стало развиваться значительно позже, чем в других странах, то в настоящее время были достигнуты большие результаты, в которых российская модель не только переняла опыт передовых стран, но и в некоторых ситуациях, наоборот, опередила.
Оценить реальный уровень развития электронного правительства можно на основе публикуемого раз в два года рейтинга уровня развития электронного правительства Организацией Объединенных Наций, который складывается из нескольких показателей, а именно:
– Присутствие органов государственной власти в «Интернете»;
– Уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры;
Россия в этом рейтинге за 2018 год занимает 32 место, США — 10, Республика Корея — 3 место и на первом месте закрепилась Дания.
Уровень развития электронного правительства
Позиция
Страна
Онлайн-сервисы
ИКТ-инфраструктура
Человеческий капитал
Источник: moluch.ru