Если будущее у малого бизнеса

Если честно, я давно уже устал от бесконечных дискуссий по поводу тяжкой судьбы российского малого бизнеса. А сам малый бизнес, кажется, устал еще больше. Бесконечные конференции и доклады, выкладки аналитиков, форумы, круглые столы и прочие способы сотрясания воздуха вкупе с переводом бумаги и чернил — практически не приносят плодов. За редчайшими исключениями.

Но еще хуже, что вопросы поддержки малого бизнеса у нас упорно воспринимаются как элемент политики. Хотя корни всех бед (а равно и способы излечения) лежат в плоскости экономической. Учили же нас, что политика есть концентрированное выражение экономики.

Как работают привычные «качели», известно. Предприниматели жалуются на высокие налоги? Значит, надо их все­таки снижать. Чтобы потом снова повысить. А ведь дело вовсе не в абсолютных ставках, а в постоянной смене правил игры.

Сбивая время от времени температуру, можно добиться краткого улучшения состояния пациента. Но не полезнее ли устранить причину лихорадки? Если экономическое положение страны настолько тяжело, что малый бизнес следует «доить» наравне с промышленными гигантами, сырьевыми компаниями и розничными сетевыми монстрами, давайте зафиксируем предельно высокие налоги и сборы.

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У МАЛОГО БИЗНЕСА // как будет выживать малый бизнес в 2021 году | Александр Кирш

Да хоть 90% от выручки. В результате предприниматели не только поймут, что заниматься в России можно исключительно высокомаржинальным бизнесом, но и трезво просчитают личные риски. И все встанет на свои места. Люди будут инвестировать только в те проекты, которые гарантированно приносят доход. Экономика? Она самая.

В таких условиях никто не примется печь хлеб и стричь пенсионеров за 50 рублей. И вот тут перед властями встанет выбор: затыкать множество ниш и сегментов априори неработоспособными ГУПами или начинать в поте лица гоняться за предприимчивыми людьми и просить их развивать соответствующие направления бизнеса.

А поскольку в губерниях начнутся волнения по поводу отсутствия множества товаров и услуг, первыми в драку за снижение налогов должны будут ринуться региональные боссы. Как следствие, отсекающая планка поползет вниз. И будет ползти до тех пор, пока предприниматели, повинуясь естественным законам движения капитала, не решат: да, в изменившихся условиях работать можно.

И снова начнут печь хлеб и стричь пенсионеров. Может быть, даже за 40 рублей, а не за 50. Но местным властям и дальше придется постоянно следить за состоянием предпринимательского климата.

Потому что это они упрашивали деловых людей принять на себя тяготы экономической активности, а не предприниматели просили чиновников милостиво позволить им принести пользу обществу (как это происходит сейчас). Можно мыслить и иначе. Давайте посчитаем, сколько в условиях государственной экономики стоит один бюджетник.

И сопоставим с тем вкладом в ВВП, который вносит такой работник, продающий государству исключительно свое время, но не результат труда (а в бюджетных организациях это всегда так). Пропорция будет чудовищной. А затем полезно будет оценить альтернативу. В деньгах. Вот человек слезает с государственной шеи и говорит: я сам принимаю на себя экономические риски.

Будущее малого бизнеса в России и мире

Буду вкладывать свои деньги и время, создавать стоимость (появляется вклад в ВВП) и самостоятельно решать собственные проблемы. Например, формировать из доходов финансовые запасы на старость (а это уже победа над печально известным «русским крестом», пусть и в отдельно взятом случае, — а ведь таких случаев могут быть миллионы).

Наконец, предприниматель (одним только фактом регистрации предприятия) сообщает: я готов создавать рабочие места и снять с бюджетной шеи еще некоторое количество иждивенцев. Можно прикинуть выгоду для государства, общества от такой самостоятельности? Спросите экономистов, они подтвердят: можно и довольно легко. Теперь остается только одно.

Понять, в чем состоит экономический смысл сохранения нынешней системы, препятствующей содержательной рыночной активности граждан. Став предпринимателем, человек автоматически отдает государству приличные деньги просто потому, что не требует подачек из бюджета. Но в России власти предпочитают заработать дважды. Сначала — на экономии, проистекающей из самого факта начала предпринимательской деятельности, а затем — благодаря разветвленной системе поборов.

Читайте также:  Выгодно ли заниматься туристическим бизнесом

Считается, что выкладки «на пальцах» — ненаучны. Но… может быть, хватит усложнять? «Поддержка малого бизнеса» и без того выглядит в нашей стране теоремой, не имеющей доказательств.

Источник: delovoymir.biz

Есть ли у малого бизнеса будущее?

При переходе через несколько лет нашей цивилизации в формат созидательного общества одним из нововведений будет безусловный базовый доход для каждого. Уже сейчас некоторые политические партии и общественные движения включают его в свои программы.

Безусловный базовый доход — социальная концепция, предполагающая регулярную выплату определённой суммы денег каждому члену общества стороны государства. Выплаты производятся каждому, вне зависимости от уровня дохода и без необходимости выполнения работы.(Википедия).

То есть, получается если ББД будет выплачиваться в сумме, например МРОТ или прожиточного минимума, то у многих людей в таком случае отпадет необходимость работать. Представим себе семью из 4 человек: муж, жена, двое детей. Сейчас например, муж работает наемным работником в сфере малого бизнеса и получает 40 000 рублей в месяц.

Неплохая зарплата по меркам не Москвы, а остальной, обычной России. Жена, предположим, не работает.В этом случае выходит по 10000 рублей в месяц на каждого члена семьи. МРОТ в 2020 году составляет 12130 рублей. Прожиточный минимум в среднем 10000 рублей, плюс- минус. Если каждому человеку будет ежемесячно выплачиваться 10000 рублей, например, то семья из 4 человек, даже не работая, получит эти же самые 40000 рублей.

В итоге многие захотят уволиться. А это плохо скажется на малых предприятиях, которые составляют немалую долю от всего бизнеса. Ведь если нанимали работников, то в этом была необходимость, т.к. владелец бизнеса уже не мог все делать один. Конечно, что можно и под силу по финансам, заменят на роботов и иную технику. А если нет такой возможности?

Крупные предприятия могли бы удержать работников какими-либо льготами или преимуществами, «плюшками», а так же им проще роботизировать свою деятельность.

В такой ситуации рычаги влияния на предприятиях будут иметь не только бизнесмены-владельцы, как сейчас. Когда они говорят: что-то не устраивает- уходите,найдем других, более сговорчивых. И работнику приходится соглашаться на то, что не устраивает, чтобы было чем кормить себя и, тем более, свою семью. При установлении ББД такой ситуации в принципе не может быть.

Она становится диаметрально противоположной- теперь работодатель должен придумать, как удержать работника. Одним из легко осуществимых вариантов, решения данной ситуации для малых предприятий, по моему мнению, является равномерное распределение прибыли и издержек на таких предприятиях между владельцем и работниками, захотевшими остаться.То есть владелец и наемные работники станут в данном случае долевыми участниками бизнеса, совладельцами, будут делить издержки и прибыль как договорятся.

А вы что думаете по теме статьи? Делитесь в комментариях .

Источник: dzen.ru

Будущее малого бизнеса

Пожалуй, уже никто не спорит, что успешное экономическое развитие любой страны во многом зависит от уровня развития малого предпринимательства. Ведь малый бизнес не только регулярно платит налоги, создает огромное количество рабочих мест, но и способствует решению иных задач общегосударственного масштаба. Участники форума, проведенного Общероссийской общественной организацией «ОПОРА России», попытались обрисовать дальнейшие перспективы российского малого бизнеса.

Что ждет малый бизнес России по мнению экспертов от власти

Минимальная рентабельность

Сегодня заниматься малым бизнесом в России по большому счету невыгодно. Этот давно известный всем предпринимателям тезис озвучили, наконец, и представители федеральной власти. Признание реального положения вещей последовало на форуме от чиновника весьма высокого ранга – заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова. Так, по его словам, уровень рентабельности малых предприятий на сегодняшний день составляет всего лишь 1,8 процента, в то время как тот же показатель у средних и крупных фирм значительно выше – 13,2 процента.

Если вести речь о промышленных организациях, отметил Шаронов, то здесь положение малого бизнеса несколько лучше. Уровень его рентабельности в этой сфере приближается к 4 процентам. Средние и крупные промышленные компании достигли почти 18-процентной планки окупаемости. «Эти показатели говорят о том, что жизнь у малых фирм далеко не самая сладкая. Впрочем, это не только российская проблема, она характерна и для других стран», – подчеркнул замминистра.

Читайте также:  Что такое системный бизнес

Самый проблемный законопроект

Со словами Шаронова о нелегкой доле малого бизнеса в большинстве развивающихся и развитых зарубежных государств трудно спорить. Но так же тяжело представить себе ситуацию, когда в любой мало-мальски прогрессивной стране малые фирмы работают, не имея в качестве основы для деятельности профильного закона. А именно так обстоят дела в России. Несмотря на многочисленные заявления весьма авторитетных в отечественной экономике людей, реально действующего закона о поддержке и развитии малого бизнеса у нас нет на протяжении уже нескольких лет.

Шаронов отметил, что Минэкономразвития до сих пор не может согласовать имеющийся проект закона с Министерством финансов, которое считает, что сегодня за малыми предприятиями часто стоят вполне состоятельные крупные субъекты, пытающиеся за счет искусственного дробления оптимизировать налоговые платежи и получить другие преференции, предназначенные небольшим организациям.

Рожденный в муках законопроект, по мнению финансистов, так и не решает этой проблемы. «Совсем недавно мы вновь получили от Минфина девять страниц с замечаниями по документу», – сообщил участникам встречи Шаронов.

И все же повод для осторожного оптимизма подарил предпринимателям вице-премьер Александр Жуков, который заявил, что несмотря ни на что новый рамочный законопроект о развитии малого и среднего предпринимательства, скорее всего, будет принят Госдумой до конца весенней сессии. По его словам, уже в начале марта давно разработанный законопроект будет, наконец, рассмотрен на заседании кабинета министров, после чего его предстоит внести в нижнюю палату парламента. «Закон о развитии малого и среднего предпринимательства, несомненно, очень нужен, – подчеркнул Александр Жуков. – Именно он установит основные принципы государственной политики в этом секторе экономики».

Малые налогонеплательщики

Заданный представителем правительства оптимистичный настрой поддержал председатель Комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский. Его выступление было одним из самых ярких на форуме. Вполне возможно, сообщил он прибывшим на конференцию из пятидесяти регионов страны предпринимателям, что в ближайшем будущем малые фирмы смогут, наконец, получить в собственность арендуемые ими у муниципальных властей помещения по праву безаукционного выкупа.

Соответствующий законопроект вскоре будет рассмотрен депутатами Госдумы. Плескачевский выразил уверенность, что документ будет принят в ближайшее время, несмотря на возражения правительства. Парламентарий напомнил, что Госдума и кабинет министров обсуждали этот вопрос в течение полутора лет, но так и не смогли прийти к общему мнению. «Теперь мы приняли решение прекратить спор с правительством и самим провести этот закон», – заявил Плескачевский. Стоит заметить, что последовавших вслед за этими словами столь бурных рукоплесканий ни до, ни после выступления депутата не удостоился ни один из ораторов. Однако и это было еще не все.

От собственности глава думского комитета перешел к фискальному вопросу и сообщил, что, по его мнению, малый бизнес следует освободить от уплаты налогов вообще. «Мы предлагаем избавить небольшие фирмы от необходимости разбираться в сложной системе учета и от найма на работу бухгалтера, – заявил Плескачевский. – Рост числа необремененных налоговыми проблемами малых предприятий в структуре экономики спровоцирует такой рост ВВП, что он легко перекроет потери социальных фондов от не поступивших со стороны малого бизнеса взносов».

Консервативный Минфин

Как и следовало ожидать, не столь радикальным, как Виктор Плескачевский, оказался в налоговых вопросах заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Многие из присутствовавших назвали бы его подход консервативным. Тем не менее внимательные предприниматели могли отыскать в его словах и долю приятной для себя информации. Так, замминистра сообщил, что в ближайшие годы бизнесу не грозит увеличение уровня налоговой нагрузки. Более того, он заметил, что в перспективе налоговое бремя можно будет уменьшить, однако когда это произойдет и за счет каких налогов, чиновник сказать затруднился.

Читайте также:  Продукция из Казахстана как бизнес

Зато по поводу положений налогового законодательства, которые не претерпят изменений, Шаталов высказался твердо и со всей определенностью. По его словам, в предстоящие два-три года налогообложение физических лиц останется прежним. «Плоская шкала и ставка 13 процентов – на долгую перспективу», – убежден замминистра. Вместе с тем Министерство финансов готово рассматривать вопросы снижения единого социального налога, заявил он. «Однако мы понимаем, что сделать это можно будет лишь параллельно с реформированием всей системы социального страхования», – подчеркнул Шаталов.

А вот на возвращение отмененной пять с лишним лет назад инвестиционной льготы надеждам предпринимателей сбыться не дано. В ответ на настойчивые требования Сергея Борисова и приглашенных «ОПОРОЙ» экспертов принародно осветить эту проблему Сергей Шаталов в очередной раз заявил о том, что его ведомство является убежденным противником предоставления предприятиям этой преференции.

По словам чиновника, инвестиционная льгота дает фирмам возможность дважды списывать одни и те же затраты. «Это совершенно очевидно и, с нашей точки зрения, несправедливо», – подчеркнул Шаталов. Однако с другой стороны, совершенно не исключено, что вскоре деловое сообщество порадуют снижением налога на прибыль до 20 процентов. По словам замминистра, Минфин рассматривает такую возможность. По мнению сотрудников финансового ведомства, данная мера предпочтительнее уменьшения ставки НДС.

Кластерный подход

Интерес малого и среднего бизнеса к налоговым вопросам вполне объясним, однако, видимо, вспомнив о том, что тематика конференции промышленная, участники перешли к обсуждению специфических проблем отрасли. Так, по словам президента «ОПОРЫ» Сергея Борисова, единицы крупных промышленных предприятий готовы в настоящее время сотрудничать с мелкими подрядчиками, поставщиками, продавцами. «Малые промфирмы существуют сегодня сами по себе», – подчеркнул Борисов. Подготовка профессиональных кадров не отвечает интересам промышленного рынка, продолжил он, путь от инноваций до серийного производства настолько долог, что большинство их со временем теряют свою инновационность, с каждым днем обостряется дефицит производственной инфраструктуры. Да и вообще: всего 12 процентов малых фирм работают в реальном секторе экономики.

Изменить ситуацию, по мнению Сергея Борисова, может создание больших отраслевых кластеров, то есть «созвездий малых, средних и крупных предприятий, научных и образовательных учреждений, инфраструктурных компаний, которые на определенной территории работают ради создания определенного конечного продукта». Выгоду от такой организации производства, уверен глава «ОПОРЫ», получит и крупный бизнес: головное предприятие станет более приспособленным к быстрым изменениям на рынке, будут повышены и скорость внедрения инноваций и качество конечного продукта.

Говоря об этом, руководитель бизнес-объединения счел нужным попенять правительству на то, что в архивах кабинета министров вот уже более года пылится первоначальный вариант концепции кластерной политики в России. Впрочем, заместитель председателя правительства Александр Жуков попытался оправдаться перед бизнесменами, сообщив, что разработка концепции будет завершена уже к сентябрю этого года.

Как только разработчики завершат теоретический этап работы, правительство обсудит ее на одном из заседаний, а затем выпустит решение по утверждению и последующей реализации документа, заверил зампред.

Президентская воля

Не исключено, что кабинет министров попросят ускорить принятие концепции кластерной государственной политики. И совершенно не случайно «ОПОРА России» продемонстрировала делегатам конференции сюжет с выступлением президента России на заседании Госсовета в Волгограде, прошедшем в середине февраля.

Напомним, что именно на берегах Волги Владимир Путин впервые громко заявил о необходимости реструктуризации крупных промкомпаний. Он призвал их уйти от архаичного и неэффективного на современном этапе замкнутого производственного цикла и отдать на откуп малым фирмам часть производственного процесса.

Произнесенные президентом слова, судя по всему, были расценены как долгожданный сигнал малому бизнесу, а форум «ОПОРЫ» в этой связи был объявлен руководителем предпринимательской организации Сергеем Борисовым «первым шагом к решению поставленных Путиным задач». А там, глядишь, президент поставит перед своими подчиненными новую задачу – сделать-таки малый бизнес более престижным и рентабельным.

Источник: www.ippnou.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин