Этапы бизнеса анализ рисков

Принимать управленческие решения, основываясь только на интуиции и личном опыте, опасно – появляются различные риски, которые очень быстро перерастают в угрозу потери бизнеса. Умение оценивать и анализировать риски до их появления важно для любого предприятия. В статье разбираем последовательность действий при анализе и оценке рисков.

Прочитав статью, вы узнаете:

Как идентифицировать риски.
Какие этапы оценки рисков необходимо пройти.
С помощью каких четырех методов можно оценить риски.
С какими проблемами можно столкнуться при исследовании рисков.
Что и в какой последовательности нужно сделать, чтобы провести анализ рисков.

Оценочная часть работы с любым риском на любом предприятии строится по схеме: определение – присвоение приоритета важности – снижение/устранение. Однако всем этим действиям предшествует выявление отдельных характеристик возможных неблагоприятных сценариев развития событий. Это и есть идентификация рисков. Она проводится путем сравнения риска с различными факторами:

Система управления рисками за 5 шагов

  • возможностями отдельных подразделений компании;
  • эффективностью определенных бизнес-процессов;
  • размером возможного урона;
  • вероятностью реализации риска;
  • возможностями компании в зависимости от ее сферы деятельности.

Идентификация рисков является первичным типом их исследования. Она позволяет выявить ключевые неблагополучные факторы, которые присущи тем или иным шагам в бизнесе. Это так называемый «риск идеи», позволяющий интуитивно определить при анализе, стоит ли намеченное действие полученных дивидендов.

Для дальнейшего более точного прогнозирования возможных последствий прибегают уже к анализу. Это, в свою очередь, дает возможность получить максимально точные результаты исследования текущих рисков. Однако стадия идентификации очень важна, так как представляет собой основу для дальнейшей аналитики.

Этапы оценки рисков в бизнесе

После идентификации, полученные параметры рисков систематизируются. Этот процесс называется анализом. Благодаря ему перед исследователями предстает более-менее оформившаяся комплексная картина экономических угроз для бизнеса, возможных в отдаленном будущем. На данном этапе уже проводится оценка рисков.

В широком смысле это понятие означает определение вероятности проявления негативных факторов риска в ходе работы над запланированным проектом. В более узком – качественное и количественное определение степени их возникновения. Такая работа выполняется в строго определенной последовательности и состоит из следующих этапов:

  1. Определяются источники и факторы возникновения риска, выявляются виды и стадии работ над проектом, при которых угроза негативного развития событий особенно велика.
  2. Перечисляются все типы рисков, которые могут возникнуть при реализации планируемого действия.
  3. Определяется общая целесообразность проекта с точки зрения негативных последствий для бизнеса, вычисляется степень возникновения каждого риска в отдельности.
  4. Рассчитываются допустимые значения рисков для деятельности компании. Здесь важно правильно определить уровень возможного урона, при превышении которого начинаются серьезные негативные последствия для компании.
  5. Определяются действия для уменьшения или полного устранения заявленных рисков.

Риски в бизнес-планировании. Анализ и методы оценки

Один из обязательных разделов в бизнес-плане посвящен оценке рисков проекта. Эта часть состоит не только из прогноза возможных негативных ситуаций в период реализации бизнес-плана, но и способы снижения рисков и смягчения последствий в результате их наступления.

Читайте также:  Млм это бизнес историй

Риски в бизнес-планировании. Анализ и методы оценки

Глубина анализа риска в бизнес-плане зависит от величины проекта. Для небольших компаний достаточной может быть оценка отраслевых экспертов и специалистов. Для крупных проектов дополнительно используют математические алгоритмы построения вероятности наступления тех или иных негативных ситуаций. Чем сложнее проект, тем выше к нему требования.

Суть оценки рисков в бизнес-плане в том, что вы критически пересматриваете все запланированные действия и мероприятия и ищите пути устранения выявленных опасностей. Пройдитесь по всем разделам вашего инвестиционного бизнес-плана, и сделайте полный анализ рисков в бизнес-плане. Затем определите вероятность их наступления, и какой ущерб вы понесете. Все риски в разной степени влияют на работоспособность компании и ее положение на рынке.

Полный анализ рисков проекта бизнес-плане затрагивает следующие области:

  • Коммерческие
  • Финансовые
  • Кадровые
  • Производственные
  • Технологические
  • Макроэкономические
  • Социально-экономические
  • Инвестиционные
  • и другие …

Как произвести оценку рисков в бизнес-плане?

Для любого проекта оценка рисков в бизнес-плане может быть общая и индивидуальная. Глобальные угрозы для вашего инвестиционного проекта — это изменения в законодательстве, природные и социальные катаклизмы, девальвация валюты и т.д. Их нельзя предотвратить, но можно предусмотреть меры по уменьшению негативных воздействий. Например, для уменьшения последствий по таким рискам можно использовать страхование от форс-мажоров, расширение ассортимента и территории распространения товара, использование услуг нескольких поставщиков, курсы повышения квалификации и т.д.

Глобальные риски нужно учесть в бизнес-плане, однако вашему потенциальному инвестору будет гораздо интереснее увидеть список индивидуальных рисков. Их можно перечислить только после знакомства с вашим бизнес-планом. Они зависят от:

  • Изменения или колебаний спроса на товар или услугу
  • Появления на рынке новых сильных конкурентов
  • Ценообразования
  • Состояния основных производственных фондов
  • Построения логистики
  • Системы анализа, планирования и контроля
  • Работы кадрового состава
  • Недостаточной системы мотивации персонала

Анализ рисков проекта в бизнес-плане стоит делать в конце, когда вы проведете анализ рынка и сделаете подробную характеристику вашего бизнеса.

Анализ рисков в бизнес-плане должен учитывать:

  • Допустимые, когда предприятие может потерять часть прибыли
  • Критические, когда убытки превышают прибыль
  • Катастрофические, когда у компании нет возможности оплатить потери

Любой риск можно минимизировать или предотвратить, если выявить его еще на этапе планирования.

ЗАКАЖИТЕ ЗВОНОК ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

Источник: aipim.ru

Как проводится оценка риска бизнес-плана

Оценка риска является очень важным этапом в любом бизнес-плане или инвестиционном проекте.

Во время разработки бизнес-плана многие упускают этот этап. Никому не хочется думать о плохом, а уж тем более о том, что есть вероятность того, что твой бизнес может прогореть. Для этого и нужна такая процедура, как оценка риска.

Читайте также:  Бизнес факторы производства и факторные доходы рынок и рыночный механизм

Так можно определить не только потенциальные риски, но и снизить вероятность их появления. Если планируется вложение в бизнес больших сумм, описать риски следует более подробно и вообще уделить этому больше времени.

Если ваш проект не настолько грандиозен, то этой процедуры можно избежать.

Что такое риск проекта в бизнес-плане

Предпринимательским риском можно назвать опасный момент, когда запланированные фирмой результаты по тем или иным причинам не будут достигнуты.

В таком случае все деньги и время вы потратите впустую.

Что такое риски

В бизнес-плане нужно обязательно учитывать риски

Сам бизнес-план является документом, где описываются этапы развития предприятия, анализирует перспективы развития.

Перед тем, как начать вписывать все риски в бизнес-план, вам нужно:

  1. Тщательно составить список рисков, не забывая акцентировать внимание на каждой детали, которая сможет повлиять на плодотворное развитие вашего бизнеса.
  2. Исключить из перечня тот риск, вероятность появления которого очень низкая.
  3. Риски должны идти в определенной последовательности: от самого опасного до наименее опасного. При этом не забудьте указать потенциальный ущерб от каждого риска.
  4. Из-за возникших рисков следом обычно возникают убытки, которые тоже нужно просчитать, даже если они и возможные.

Экспертная оценка также не будет лишней при составлении бизнес-плана, особенно, если вас «оценят» сразу три эксперта. Помимо юристов можно привлечь специалистов именно данной сферы или по кредитным вопросам, аналитиков и так далее.

Эксперты смогут определить среднюю вероятность риска, используя ступени вероятности. Так вы будете на сто процентов уверены, к устранению каких рисков нужно приложить больше сил.

Виды и категории рисков

Бизнес-риски можно поделить на два вида:

  • контролируемые (фирма может снизить влияние таких рисков либо убрать их);
  • неконтролируемые (на их появление нельзя повлиять, но при разработке бизнес-плана можно предусмотреть минимизацию последствий рисков).

Существует так называемые профилактические меры неконтролируемых рисков. К ним можно отнести такие явления, как страхование, смежное инвестирование и денежные резервы.

Также хорошей профилактикой станет повышение ценности и значимости продукции в глазах покупателя. Это поможет надолго сохранить спрос на ваш товар.

Виды рисков

Бизнес-риски бывают контролируемые и неконтролируемые

Также существуют другие категории, на которые можно поделить риски проекта в бизнес-плане:

  1. Коммерческие. Эти риски возникают в ходе коммерческого функционирования предприятия и зависят от внешних факторов: рост цен на транспорт, коммунальные услуги и тарифы; рост конкуренции; изменение цен на сырье и материалы; снижение спроса на всю продукцию из-за разнообразных причин, таких как слабая маркетинговая работа.
  2. Финансовые. Такие риски затрагивают именно финансовую деятельность предприятия, поэтому они выносятся, как отдельная категория.
  3. Производственные: несвоевременная замена устаревшего оборудования; отсутствие контроля качества выпускаемой продукции и технологического процесса.
  4. Внутрифирменные. Причиной их появления оказываются непрофессионализм и различные преступные действия самих сотрудников, а также множество других факторов, оказывающих негативное влияние на работу фирмы: забастовки работников из-за неудовлетворенности от заработной платы и режима работы в течении трудового дня; слив важной коммерческой информации конкурентам; непрофессионализм вышестоящего руководства, так как от их работы зависит правильное функционирование всей фирмы.
  5. Рыночные: увеличение уровня ассортимента; игнорирование появления новых технологий и изменения вкусов потребителя; несвоевременный анализ всех конкурентов и внутреннего рынка.
  6. Операционные: игнорирование обучения новых сотрудников и контроля специалистов; отсутствие контроля за внутренним регламентом и документацией.
Читайте также:  Бизнес переговоры относятся к видам переговоров

Ну и, конечно, риски, связанные с экономикой и политическими изменениями в стране. Например, колебания рыночных отношений.

Как оценить и минимизировать потери

Существует три категории степени потерь в оценке рисков в бизнес-плане:

    допустимые потери (фирма теряет меньшую часть от прибыли);

Как оценить потери

Страхование поможет снизить возможный ущерб

Чтобы не допустить таких фатальных проблем, можно снизить возможный ущерб, минимизировав появление того или иного риска.

В этом вам поможет страхование.

Страхование от рисков

Для того, чтобы начать вести бизнес, вам понадобится помещение, которое вам придется либо купить, либо арендовать.

Помимо этого, нужно обзавестись новой мебелью и техникой, которую могут сломать или украсть.

Это принесет вам большие убытки только в том случае, если вся мебель, техника и помещение не были застрахованы.

Составив страховой договор, вы сможете избежать неприятных ситуаций и защитить все материальные блага. Все это будет называться имущественным страхованием.

Но существуют и другие виды страхования:

  • страхование ответственности. Рассмотрим пример: один из ваших сотрудников нанес вред клиенту фирмы, и теперь тот требует возмещения морального ущерба. Его возместит страховая компания, если у вас на тот момент не будет финансовых средств;
  • страхование от производственных перерывов. Если на вашем предприятии случилась такая форс-мажорная ситуация как пожар, потребуется время для восстановления, а это значит, что работа будет остановлена на неопределенное время. Страховая компания поможет вам выплатить заработные платы сотрудникам, а также затраты на восстановление предприятия и так далее.

Проанализировав все риски в бизнес-плане, вы значительно облегчите себе работу, так как будете знать, какие опасности подстерегают ваш бизнес и как с ними бороться.

Конечно, риски были и будут всегда, а предугадать их все далеко не так реально. Даже если все риски нельзя пресечь, их можно минимизировать. И при этом не бояться больших потерь. При разработке бизнес-плана важно учитывать их все и просчитывать все до копейки.

А избежать катастрофических потерь сам поможет страховой договор. Помните – ваш бизнес в ваших руках, не пускайте такую важную часть планирования, как оценка рисков, на самотек.

В этом видео вы узнаете об оценке и страховании кредитных рисков:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: vyuchit.work

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин