Этика деловых отношений как область специального знания возникает во второй пол.20в. Ее появление обусловлено потребностью в теоретическом осмыслении моральных норм и отношений, которые сложились в такой сфере человеческой деятельности, как предпринимательство.
Работа содержит 1 файл
Сущность и происхождение этики
1.1.Формирование и история этики.
Слово «этика» означает нрав, обычай, характер. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий мудрец Аристотель, дав и название «наука о добродетели» — этика.
Однако формирование и развитие этики как науки, а также основных морально- нравственных ориентиров в жизни людей шло сквозь всю историю культуры. Поэтому можно сказать, что понятие этики было исторически изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.
Так, в самых ранних культурных периодах люди еще не выделяли морально- этические ценности в разряд вопросов, требующих специальных, особенных форм рефлексии. Это было и невозможно, так как оюбычай, в рамках которого, протекала жизнь человека, воспринимался как единственно верный и возможный. В этом случае, этика ярче всего соотносится с понятием обычая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые отражают принадлежность человека к единой для всех членов племени ценностной системе.
Дистанционное образование. Этические проблемы науки
Когда же человек начинает задумываться над кругом моральных норм и ценностей, которым он подчиняется, то наступает совершенно иной этап в развитии и понимании этики. Так прошло в Древней Греции.
Античная этика, отражая идеалы греческой культуры о гармонии человека с действительностью, его духовном и телесном равновесии, здоровому отношению к материальному благополучию и миру вещей. акцентирует внимание на счастье человека и основных способах и условиях его достижения. В качестве основных этических добродетелей греческие мудрецы выделяли мужество, благоразумие, доброжелательность и честность.
Эти добродетели были не только провозглашены «в теории», им старались следовать как важнейшим жизненным принципам и использовали их в качестве стратегии для достижения успеха.
В новое время этические идеалы вновь получают гуманитарную направленность. Однако сфера нравственно- этических проблем стала все долее соотносится с процессами, происходящими в общественной жизни людей, приобретая социально- правовой характер.
Показательным является и тот факт, что происходят существенные изменения в ранее тождественных друг другу понятиях этики, морали и нравственности. Теперь они наделяются социальными значениями. Этика- это теория, а мораль и нравственность отражают реальные явления в жизни человека и общества.
Причем, нравственность- это поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственный человек автоматически поступает «как все», как послушный член социума. Он соблюдает принятые правила, традиции и нормы. Таким образом, нравственность является условием вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества и индивидуального выбора; наоборот , она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинения традиционному образцу.
Этика бизнеса 1 лекция
Мораль- это особое явление, возникшее параллельно с правом западной культуре. Она появляется с развитием индивидуального, самостоятельного начала, с возникновением самостоятельно мыслящих личностей, способных к решению и выбору. Мораль- это не просто то, что есть, она скоре то, что должно быть. Этика, таким образом, является наукой о «должном», она регламентирует то, как «должен поступать человек».
Сложнейшие этические проблемы возникают с осознанием морали как сферы самостоятельного выбора. Проблема самостоятельности выбора и его этического измерения становится одной из ведущих в 19- 20 вв. Появляются новые аспекты изучения. Так, серьезный интерес у А.Шопенгауера, Ф. Ницше, З.Фрейда возникает к исследованию скрытых мотивов поведения человека.
Немецкий исследователь Э.Фром отмечает, что со времен классической и средневековой литературы вплоть до конца 19 в. было потрачено много усилий на описание образа достойного человека и достойного общества. 20 в. блистает отсутствием таких образов. Внимание сосредоточилось на критическом анализе человека и общества, положительный образ человека лишь подразумевается.
Во второй половине 20 столетия появляется идея отказа от попытки определить основные моральные категории, поскольку описать их в рамках существующей научной традиции невозможно. Возникает метоэтика , главной своей задачей ставящая попытку анализа языка морали.
Раскрывая сущностные особенности этики, необходимо обратить внимание на ее универсальное значение. Универсальность этики соотносится с ее надиндивиндуальным и жизнеопределяющим характером. Это означает, что этика связана с учением фундаментальных ценностей человеческой жизни и является основополагающим элементом всей культуры, всего общества.
Вместе с тем, постоянный поиск решений многочисленных нравственных вопросов обнаруживает аналитический уровень моральных проблем. Неслучайно в кон.20в. получает распространение прикладная этика. Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Возникает профессиональная этика, отражающая специализированные формы деятельности людей.
1.2.Сущность деловой этики
Этика деловых отношений как область специального знания возникает во второй пол.20в. Ее появление обусловлено потребностью в теоретическом осмыслении моральных норм и отношений, которые сложились в такой сфере человеческой деятельности, как предпринимательство.
Необходимо отметить, что процесс формирования нравственных норм, действующих и в мировом и отечественном бизнесе, происходил гораздо раньше: по мере развития предпринимательства образовывались и этические аспекты деловых отношений. Их теоретическое понимание возникло, как потребность систематизировать и обобщить накопленный опыт.
Как явление реальной жизни, отражающее деловую сферу, этика бизнеса представляет собой довольно сложный конгломерат и ее составляющих. Это и обусловило трудности ее теоретического освоения. Она рассматривалась в рамках различных наук: философии, социологии, культурологи, психологии…Разные ученые, пытаясь дать определение этике деловых отношений, выделяли именно те ее грани, которые были наиболее актуальны и существенны для тех наук, с позиции которых она рассматривалась.
Этика деловых отношений определяется как «система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в одной из сфер общественной жизни- профессиональной деятельности ».
Поскольку этика деловых отношений представляет собой именно систему , то необходимо рассмотреть составляющие ее элементы, характер их взаимосвязи между собой, а также результаты подобного взаимодействия.
Процесс становления этики деловых отношений как научной сферы знания не был обособленным от других наук. Наоборот, самоопределение этики деловых отношений становится особенно заметным при анализе ее взаимодействия с другими областями знания.
Взаимосвязь этики деловых отношений с другими областями знаний.
Философии: традиционно этика в целом рассматривается как философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Этические нормы деловых отношений базируются на общечеловеческих моральных нормах и правилах поведения. Однако они имеют и свои специфические особенности, обусловленные профессиональной деятельностью человека.
Социология как наука , изучающая закономерности развития и функционирования социальных систем , обнаруживает связь с этикой деловых отношений в аспекте социального компонента. Он соотносится с определенными нормами и принципами взаимоотношений делового мира и общества в целом. В частности , это реализуется в системе социальной корпоративной ответственности организаций.
Культурология- в двух аспектах : 1) как технология деятельности людей, способ реализации творческого потенциала человека; 2) изучение национальной специфики культур, в значительной степени определяющей нормы делового общения в различных странах.
Психология как наука , рассматривающая основные закономерности межличностного общения . Знание о них позволит более успешно осуществить процессы деловых отношений.
Конфликтология- необходимая часть знания , соотносящаяся с разрешением корпоративных конфликтов как внутри самой организации, так и во внешней среде.
Основы менеджмента- самостоятельный вид профессиональной деятельности людей , направленный на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования экономических ресурсов.
Мотивация- процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Мотив- то, что вызывает определенные действия человека, внутренние и внешние силы.
Элементы деловой этики
Элементами деловой этики являются категории, формирующие сущность и развитие этики деловых отношений.
Моральные нормы общества- это одна из форм нравственных требований , регулирующих социальные и моральные отношения. Эти нормы являются своеобразным нравственным законом, воспроизводимым в поступках и поведении людей, принадлежащих к определенному обществу или его части.
Правила поведения- это нравственные предписания, устанавливающие порядок поступков человека, как в постоянных , так и в изменяющихся условиях. Иногда нравственные правила могут переходить в противоречие с экономической выгодой. У добросовестного предпринимателя подобная делема решается в пользу морального выбора.
Принципы делового общения- основные нравственные положения , определяющие характер профессиональной деятельности. Принципы делового общения обсуждаются в бизнес- сообществе, принимаются и закрепляются в каков- либо документе(хартии, кодексе, договоре).Подобный документ не имеет юридического статуса, но является своеобразным нравственным законом предпринимательства. Соблюдением принципов делового общения является принципом серьезной , с хорошей репутацией организации, которой можно доверять.
Закономерности межличностных отношений- это связь и взаимозависимость объективно существующих явлений и процессов, возникающих во время деловых контактов. Закономерности межличностных отношений являются универсальной основой для формирования делового общения.
Личные и трудовые права сотрудника являются необходимым компонентом философии организации, отражающего основные принципы существования предприятия.
Стиль руководителя- совокупность методов и приемов управления, присущих определенному типу руководителя. Как элемент деловой этики стиль руководства соотносится с определенными нравственными правилами поведениями и принципами взаимоотношений с сотрудниками, с партнерами, другими руководителями и подчиненными.
Культура управления как технология управленческой деятельности тесно соприкасается с этикой деловых отношений в области гуманитарных решений в производственно- деловой сфере.
Деловая философия- система внутренних принципов и убеждений предпринимателя, в соответствии с которыми он осуществляет свою профессиональную деятельность.
Служебные взаимоотношения- совокупность моральных и административных правил, обуславлавливающих характер отношений руководителя и подчиненного, сотрудников, партнеров. Этика деловых отношений обусловила появление нравственных основ служебной субординации и морали делового партнерства.
Разрешение конфликтов- технология нивелирования конфликтных ситуаций, возникающих в процессе производства.
Каждый элемент деловой этики обладает собственным значением. Однако, вступая в процессе реальной жизненной практики предпринимательства во взаимодействии друг с другом, они приобретают дополнительный смысл и образуют сложную систему отношений, формулирующих деловую этику.
Как сложная система деловая этика включает в себя еще ряд подсистем, во- первых, со специализацией человеческой деятельности, во- вторых- с важнейшими социальными институтами. В этой связи выделяют следующие разновидности этики:
Государственная этика- совокупность этических норм , характеризующих стиль поведения и отношения государственных служащих как внутри своей организации, так и во внешней среде.
Социальная этика- системе моральных принципов, определяющих собственные связи и взаимоотношения. Особенность социальной этики в том, что моральные принципы выступают здесь как регуляторы социального поведения человека. К этике деловых отношений применимо понятие социальной ответственности как определенного уровня отклика со стороны организации на социальные проблемы.
Источник: www.stud24.ru
Ответы к тесту по менеджменту «Этика бизнеса» 47 вопросов
1. Важнейшим нравственно-психологическим механизмом самоконтроля личности
профессионала является.
1. Профессиональная ответственность
2. Профессиональное сознание
+3. Профессиональная совесть
4. Профессиональная культура
2. Понятие «этос науки» было введено в научный о бор от.
+1. Р. Мертоном
2. Т. Парсонсом
3. П. Сорокиным
4. В. Вернадским
3. В предметное поле профессиональной этики юриста в ходя т.
1. Проблема оценки результатов деятельности юристов
2. Межличностные отношения внутри юридического сообщества
3. Проблемы организации процесса юридической деятельности
+4. Моральные аспекты деятельности юристов и отношения юридического сообщества с
обществом в целом
4. Ведущей функцией морали не является
1. Регулятивная
2. Воспитательная
3. Познавательная
+4. Прогностическая
5. Этика как наука существует
1. 10 веков
+2. Свыше 15 веков
3. 5 веков
4. 3 века
6. Какое из приведенных положений неверно?
1. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии.
2. Право не должно противоречить морали.
+3. Право не оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и
нравственных норм.
4. Законодательство не может дискредитировать нравственность.
7. Нравственные цели борьбы с преступностью
+1. Могут быть достигнуты только гуманными и справедливыми средствами.
2. Могут быть достигнуты любыми средствами в зависимости от обстоятельств, но
приоритет отдается гуманным средствам
3. Могут быть достигнуты любыми средствами независимо от обстоятельств
4. Вопрос средств не имеет значения
8. К обязанностям работника юстиции не относится
1. законопослушность
2. справедливость
3. независимость
+4. аскетизм
9. В профессиональной деятельности юриста главенствует этическая категория
1. блага
2. достоинства
+3. справедливости
4. ответственности
10. Этические категории и принципы пронизывают жизнь
+1. всех людей
2. всех, кроме преступников
3. только высокоморальных людей
4. только высокоморальных людей, которые имеют представление об их научной
трактовке.
11. Кто из философов считал, что государство и человеческая душа имеют
одинаковое строение?
+1. Платон
2. Аристотель
3. Н. Макиавелли
4. Т.Гоббс
12. Необходимость использования в обществе двойного стандарта, различения
общественной и личной морали признавал
+1. Н.Макиавелли
2. И.Кант
3. Л.Н.Толстой
4. И.А.Ильин
13. «Цель оправдывает средства» считал
1. Л.Н.Толстой
2. И.А.Ильин
+3. Н.Макиавелли
4. Н.А.Бердяев
14. Кто из философов разработал принципы двух этик — этики гражданина,
живущего при гуманном правлении, и этики подданного деспотического
государства?
1. Платон
+2. Конфуций
3. Лао-цзы
4. Гегель
15. Идея человеческого достоинства как высокой ценности была выдвинута и
разработана
+1. в период античности
2. в готической культуре Западной Европы (XII — XV вв.)
3. гуманистами в XIV — XVIII вв
4. международным правом, сложившимся после II мировой войны.
16. Отметьте среди утверждений по поводу этических понятий добра и зла неверное
+1. понятия добра и зла абсолютны и неизменны
2. их дефиниция определяется сословно- классовым подходом
3. их дефиниция определяется историческим подходом
4. их дефиниция может определяться этническим фактором
17. Чьи этические учения не относятся к эпохе Нового времени
+1. Аквинский
2. Кант
3. Спиноза
4. Гегель
18. К основным принципам этикета не относятся:
1. вежливость
2. сдержанность
+3. политическая ангажированность
4. деликатность
5. тактичность
6. чуткость;
7. скромность.
19. Экзистенциализм — это
1. философское учение и направление в методологии науки, определяющее
единственным источником истинного, действительного знания эмпирические
исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования
+2.направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности
бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм
развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской
антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не
раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине
эмоциональной природы.
3.учение, сторонники которого полагают, что сознание доступно научному изучению
только через объективно наблюдаемые акты поведения.
20. К представителям экзистенциализма не относится:
1. М. Хайдеггер
+2. Дж-Б. Уотсон
3. К. Ясперс
4. Ж.П. Сартра
21. Учение, центральной проблемой которого является Добро и Зло называется:
1. этикой;
2. моралью;
3. нравственностью.
22. Какие элементы входят в структуру этики?
1. нравы — обычай — мораль;
+2. история этики — теория морали — прикладная этика;
3. моральное сознание — моральное поведение — моральные нормы.
23. Нравственные принципы, сформулированные Моисеем получили название
1. Декалога;
2. Благой вести;
+3. Закона;
4. Торы.
24. Что из перечисленного не относится к христианским добродетелям?
1. благородство;
2. смирение;
3. щедрость;
4. милосердие;
5. бесстрашие;
6. страдание;
7. любовь;
+8. недеяние;
9. мужество.
25. Этика Возрождения основывалась на принципах:
1. аскетизма;
2. эгоизма;
3. фатализма;
+4. гуманизма.
26. Согласно учению А. Шопенгауэра
+1. жизнь — сплошные страдания и разочарования;
2. счастье — это отсутствие страха смерти;
3. цель жизни — апатия и безмятежность.
27. Какие элементы не входят в систему морали:
1. моральные принципы;
2. моральные нормы;
3. моральные запреты;
+4. юридические коллизии;
5. моральные учения;
6. моральные отношения.
28. Какая из перечисленных функций не является функцией морали:
1. гуманизирующая;
2. регулятивная;
+3. методологическая;
4. воспитательная;
5. коммуникативная.
29. Справедливость — это
1. адекватное отношение власти к своим гражданам;
2. результат борьбы добра со злом;
+3. признание равных возможностей за всеми людьми в самореализации и
самораскрытии.
30. Правила поведения и общения людей, выступающие внешним проявлением
внутренней нравственной культуры человека являются предметом
1. ситуативной этики;
2. этики гражданственности;
+3. этикета.
31. Что из перечисленного не входит в задачи этики?
1. описывать мораль;
+2. дискредитирует мораль;
3. объяснять мораль;
32. «Взаимность», «человеколюбие» и «золотая середина» составляют основу учения
1. Будды;
+2. Конфуция;
3. Лао-цзы;
4. Моисея.
33. Основателем западноевропейской этики считается
1. Пифагор;
+2. Сократ;
3. Платон;
4. Аристотель.
34. В учении Аврелия Августина зло рассматривается как
+1. творение дьявола;
2. недостаток добра;
3. результат сознательной деятельности человека.
35. Категория «категорический императив» введена
+1. И. Кантом;
2. Т. Гоббс;
3. И. Ильин.
36. Учение о «сверхчеловеке» создано
1. Гегелем;
2. Бергсоном;
+3. Ницше;
4. Марксом;
5. Фрейдом.
37. Какое понятие соответствует следующему определению: «Одно из
фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно
аргументированное принуждение к поступкам».
1. ответственность;
2. обязанность;
+3. долг;
4. совесть.
38. В соотношении долга и совести
1. первенство следует отдавать долгу;
2. первенство следует отдавать совести;
+3. совесть следует рассматривать как основу долга.
39. Цель и смысл жизни
1. тождественные понятия;
2. в основном совпадающие понятия;
+3. нельзя отождествлять.
40. Этика возникает.
1. В первобытном обществе, с появлением первых социальных признаков
+2. На этапе перехода от первобытного к рабовладельческому обществу, с обособлением
моральных норм
3. В традиционном обществе, по мере развития морального сознания
4. В индустриальном обществе, когда долженствование приобретает обязательный
характер
41. Античная этика представляла с о б о й .
+1. Учение о человеческих добродетелях
2. Учение о правилах поведения в обществе
3. Учение о добре
4. Учение о Боге
42. В средневековой этике источником морали объявляется.
1. Человек
2. Общество
3. Космос
+4. Бог
43. Социологические школы в этике выводят мораль и з .
1. Природы человека, его биолого-психологической сущности
2. Космического универсума, природных законов
+3. Фактов общественной жизни
4. Надприродной сверхличностной реальности
44. Мораль как условие совместного бытия людей понималась в р ам к ах.
1. Эволюционной этики
2. Теории разумного эгоизма
+3. Теории общественного договора
4. Натурфилософской этики
45. Первые профессионально-этические кодексы появляются.
1. В первобытном обществе
2. В античности
+3. В средние века
4. В Новое время
46. Первые нравственные представления о труде появляются.
1. в первобытном обществе
2. в рабовладельческом обществе
+3. в эпоху феодализма
3. В эпоху Возрождения
4. В Новое время
47. Первые профессионально-этические кодексы формируются.
1.в первобытном обществе
2. в античности
+3. в средние века
4. в Новое время
5. в постиндустриальном обществе
Источник: izi-otvet.ru
Ответы к тесту по менеджменту «Этика бизнеса» 47 вопросов
1. Важнейшим нравственно-психологическим механизмом самоконтроля личности
профессионала является.
1. Профессиональная ответственность
2. Профессиональное сознание
+3. Профессиональная совесть
4. Профессиональная культура
2. Понятие «этос науки» было введено в научный о бор от.
+1. Р. Мертоном
2. Т. Парсонсом
3. П. Сорокиным
4. В. Вернадским
3. В предметное поле профессиональной этики юриста в ходя т.
1. Проблема оценки результатов деятельности юристов
2. Межличностные отношения внутри юридического сообщества
3. Проблемы организации процесса юридической деятельности
+4. Моральные аспекты деятельности юристов и отношения юридического сообщества с
обществом в целом
4. Ведущей функцией морали не является
1. Регулятивная
2. Воспитательная
3. Познавательная
+4. Прогностическая
5. Этика как наука существует
1. 10 веков
+2. Свыше 15 веков
3. 5 веков
4. 3 века
6. Какое из приведенных положений неверно?
1. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии.
2. Право не должно противоречить морали.
+3. Право не оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и
нравственных норм.
4. Законодательство не может дискредитировать нравственность.
7. Нравственные цели борьбы с преступностью
+1. Могут быть достигнуты только гуманными и справедливыми средствами.
2. Могут быть достигнуты любыми средствами в зависимости от обстоятельств, но
приоритет отдается гуманным средствам
3. Могут быть достигнуты любыми средствами независимо от обстоятельств
4. Вопрос средств не имеет значения
8. К обязанностям работника юстиции не относится
1. законопослушность
2. справедливость
3. независимость
+4. аскетизм
9. В профессиональной деятельности юриста главенствует этическая категория
1. блага
2. достоинства
+3. справедливости
4. ответственности
10. Этические категории и принципы пронизывают жизнь
+1. всех людей
2. всех, кроме преступников
3. только высокоморальных людей
4. только высокоморальных людей, которые имеют представление об их научной
трактовке.
11. Кто из философов считал, что государство и человеческая душа имеют
одинаковое строение?
+1. Платон
2. Аристотель
3. Н. Макиавелли
4. Т.Гоббс
12. Необходимость использования в обществе двойного стандарта, различения
общественной и личной морали признавал
+1. Н.Макиавелли
2. И.Кант
3. Л.Н.Толстой
4. И.А.Ильин
13. «Цель оправдывает средства» считал
1. Л.Н.Толстой
2. И.А.Ильин
+3. Н.Макиавелли
4. Н.А.Бердяев
14. Кто из философов разработал принципы двух этик — этики гражданина,
живущего при гуманном правлении, и этики подданного деспотического
государства?
1. Платон
+2. Конфуций
3. Лао-цзы
4. Гегель
15. Идея человеческого достоинства как высокой ценности была выдвинута и
разработана
+1. в период античности
2. в готической культуре Западной Европы (XII — XV вв.)
3. гуманистами в XIV — XVIII вв
4. международным правом, сложившимся после II мировой войны.
16. Отметьте среди утверждений по поводу этических понятий добра и зла неверное
+1. понятия добра и зла абсолютны и неизменны
2. их дефиниция определяется сословно- классовым подходом
3. их дефиниция определяется историческим подходом
4. их дефиниция может определяться этническим фактором
17. Чьи этические учения не относятся к эпохе Нового времени
+1. Аквинский
2. Кант
3. Спиноза
4. Гегель
18. К основным принципам этикета не относятся:
1. вежливость
2. сдержанность
+3. политическая ангажированность
4. деликатность
5. тактичность
6. чуткость;
7. скромность.
19. Экзистенциализм — это
1. философское учение и направление в методологии науки, определяющее
единственным источником истинного, действительного знания эмпирические
исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования
+2.направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности
бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм
развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской
антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не
раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине
эмоциональной природы.
3.учение, сторонники которого полагают, что сознание доступно научному изучению
только через объективно наблюдаемые акты поведения.
20. К представителям экзистенциализма не относится:
1. М. Хайдеггер
+2. Дж-Б. Уотсон
3. К. Ясперс
4. Ж.П. Сартра
21. Учение, центральной проблемой которого является Добро и Зло называется:
1. этикой;
2. моралью;
3. нравственностью.
22. Какие элементы входят в структуру этики?
1. нравы — обычай — мораль;
+2. история этики — теория морали — прикладная этика;
3. моральное сознание — моральное поведение — моральные нормы.
23. Нравственные принципы, сформулированные Моисеем получили название
1. Декалога;
2. Благой вести;
+3. Закона;
4. Торы.
24. Что из перечисленного не относится к христианским добродетелям?
1. благородство;
2. смирение;
3. щедрость;
4. милосердие;
5. бесстрашие;
6. страдание;
7. любовь;
+8. недеяние;
9. мужество.
25. Этика Возрождения основывалась на принципах:
1. аскетизма;
2. эгоизма;
3. фатализма;
+4. гуманизма.
26. Согласно учению А. Шопенгауэра
+1. жизнь — сплошные страдания и разочарования;
2. счастье — это отсутствие страха смерти;
3. цель жизни — апатия и безмятежность.
27. Какие элементы не входят в систему морали:
1. моральные принципы;
2. моральные нормы;
3. моральные запреты;
+4. юридические коллизии;
5. моральные учения;
6. моральные отношения.
28. Какая из перечисленных функций не является функцией морали:
1. гуманизирующая;
2. регулятивная;
+3. методологическая;
4. воспитательная;
5. коммуникативная.
29. Справедливость — это
1. адекватное отношение власти к своим гражданам;
2. результат борьбы добра со злом;
+3. признание равных возможностей за всеми людьми в самореализации и
самораскрытии.
30. Правила поведения и общения людей, выступающие внешним проявлением
внутренней нравственной культуры человека являются предметом
1. ситуативной этики;
2. этики гражданственности;
+3. этикета.
31. Что из перечисленного не входит в задачи этики?
1. описывать мораль;
+2. дискредитирует мораль;
3. объяснять мораль;
32. «Взаимность», «человеколюбие» и «золотая середина» составляют основу учения
1. Будды;
+2. Конфуция;
3. Лао-цзы;
4. Моисея.
33. Основателем западноевропейской этики считается
1. Пифагор;
+2. Сократ;
3. Платон;
4. Аристотель.
34. В учении Аврелия Августина зло рассматривается как
+1. творение дьявола;
2. недостаток добра;
3. результат сознательной деятельности человека.
35. Категория «категорический императив» введена
+1. И. Кантом;
2. Т. Гоббс;
3. И. Ильин.
36. Учение о «сверхчеловеке» создано
1. Гегелем;
2. Бергсоном;
+3. Ницше;
4. Марксом;
5. Фрейдом.
37. Какое понятие соответствует следующему определению: «Одно из
фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно
аргументированное принуждение к поступкам».
1. ответственность;
2. обязанность;
+3. долг;
4. совесть.
38. В соотношении долга и совести
1. первенство следует отдавать долгу;
2. первенство следует отдавать совести;
+3. совесть следует рассматривать как основу долга.
39. Цель и смысл жизни
1. тождественные понятия;
2. в основном совпадающие понятия;
+3. нельзя отождествлять.
40. Этика возникает.
1. В первобытном обществе, с появлением первых социальных признаков
+2. На этапе перехода от первобытного к рабовладельческому обществу, с обособлением
моральных норм
3. В традиционном обществе, по мере развития морального сознания
4. В индустриальном обществе, когда долженствование приобретает обязательный
характер
41. Античная этика представляла с о б о й .
+1. Учение о человеческих добродетелях
2. Учение о правилах поведения в обществе
3. Учение о добре
4. Учение о Боге
42. В средневековой этике источником морали объявляется.
1. Человек
2. Общество
3. Космос
+4. Бог
43. Социологические школы в этике выводят мораль и з .
1. Природы человека, его биолого-психологической сущности
2. Космического универсума, природных законов
+3. Фактов общественной жизни
4. Надприродной сверхличностной реальности
44. Мораль как условие совместного бытия людей понималась в р ам к ах.
1. Эволюционной этики
2. Теории разумного эгоизма
+3. Теории общественного договора
4. Натурфилософской этики
45. Первые профессионально-этические кодексы появляются.
1. В первобытном обществе
2. В античности
+3. В средние века
4. В Новое время
46. Первые нравственные представления о труде появляются.
1. в первобытном обществе
2. в рабовладельческом обществе
+3. в эпоху феодализма
3. В эпоху Возрождения
4. В Новое время
47. Первые профессионально-этические кодексы формируются.
1.в первобытном обществе
2. в античности
+3. в средние века
4. в Новое время
5. в постиндустриальном обществе
Источник: dzotvet.ru
