Гутарева, Н. Ю. Корпоративная этика в современной России / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1470-1472. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18766/ (дата обращения: 24.05.2023).
Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социокультурные особенности деловых партнеров или ученых в процессе профессионально-ориентированного общения.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся влияния процесса глобализации на современную бизнес этику, взаимодействия людей в процессе межкультурной коммуникации. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося знания социокультурного пласта знаний. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации в рамках делового этикета.
Мировая бизнес-этика. Выгодно ли бизнесу быть этичным?
Ключевые слова:этика, национальная бизнес этика, национальная культура, национальные ценности, нормы поведения.
Многочисленные исследования подтверждают, что многие сотрудники бизнес сектора идут на компромиссы с собственными моральными стандартами под воздействием норм поведения, выработанных в организации, где они работают. “Важное место при этом занимает система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации, которую называют корпоративной этикой” [5, c. 92].
Что мы подразумеваем под этикой? “Этика ― сложная система идей, включающих общую мораль, систему ценностей и их совокупность” [2, c. 308]. С точки зрения, перевода термина “этика” с греческого языка, этика относится к моральным ценностям. Если мораль, предположим, отражает определенные обычаи данного социума, то ценности уже преломляются через призму личного и общественного восприятия каких-либо норм поведения. В любой организации существуют неписаные, иногда явно невыраженные нормы и взаимные ожидания, которые теме не менее оказывают сильное давление на поведение всего коллектива. Корпоративная этика входит в состав более крупного образования ― корпоративную культуру.
Российский бизнес и отечественная бизнес этика являются уникальным явлением по сравнению с опытом американских и европейских организаций [1, 4]. Это позволяет утверждать, что между этической реакцией на события в деловой сфере российских и зарубежных бизнесменов существует “пропасть” [1]. В России управленцы сами нарушают создаваемые правила из договора компании, считая свое поведение выше регулирования. Остальные сотрудники, видя подобное отношение, тоже начинают игнорировать правила, зафиксированные в договоре.
Представители зарубежного бизнеса убеждены, что деловая практика в России сопряжена со многими трудностями и даже опасностями [1]. Для выяснения причин, по которым российский бизнес кажется непривычным с точки зрения бизнес этики для иностранных партнеров, зарубежные исследователи рекомендуют опираться на модель культур Хофстеде [3].
“Модель Хофстедe позволяет установить связь между национальными ценностями и экономической эффективностью той или иной страны. Основные элементы модели Хофстеде включают полярные индивидуализм/коллективизм, маскулинность/ фемининность, а также дистанцию власти, избегание неопределенности. Позже, в 2010 г., Хофстеде добавил пятое измерение — временной горизонт, подразумевая долгосрочный либо краткосрочный временной ориентир” [2, с. 24]. Причем подчеркивается, что Россия отличается, например, от США по всем четырем основным параметрам, но особенно эта разница заметна на таких элементах как индивидуализм, коллективизм и дистанция власти. Позволим себе напомнить основные положения, описывающие различия, лежащие между двумя такими непохожими культурами как Россия и США с точки зрения Хофстеде.
Одно дело опираться на систему ценностей, основанную на общественной морали за или против чего-то, а иное дело — верить в эту систему, соблюдать этический кодекс поведения в повседневной жизни, придерживаться корпоративной этики данной организации. То, как мы ведем себя на самом деле, когда сталкиваемся с проблемами, определяет уровень взаимодействия всех составляющих. Этика ничего не значит, если нет совокупности этих составляющих.
Несмотря на то, что исследования Хофстеде проводил в конце двадцатого века, Россия до сих пор считается страной, ориентированной на коллективное поведение, где принятие человека группой гораздо важнее, нежели собственное мнение или достижение. При этом в большинстве своем члены группы, в том числе и рабочей, проявляют заботу друг к другу.
Так же принято считать, что в коллективистских культурах лояльность к строю является залогом успешности человека и ответной заботы со стороны организации. Принадлежность России к коллективистским культурам принято считать наследием коммунистического режима, когда основное значение имели коллективный труд и результаты, а индивидуализм и отход от коллективных ценностей осуждались. Если рассматривать факторы, которые имеют непосредственное отношение к организационным аспектам, то можно увидеть, что для стран с коллективистской культурой характерна ответственность организаций за своих подчиненных, что влечет моральную “включенность” сотрудника [1]. Это представляет особый интерес в рамках нашего исследования.
В отличие от коллективистских культур, культуры, ориентированные на индивидуализм, предполагают ориентацию на индивидуальные интересы. В странах, относящихся к индивидуалистическим, например США, сотрудники организации отвечают за свои действия самостоятельно, а их взаимоотношение с работодателем построено на трезвом расчете, а не на основе моральных обязательств. Таким образом, сотрудник остается в большой степени эмоционально независимым от организации и от коллег. Немаловажным представляется факт, что индивидуализм подразумевает универсальность предъявляемых требований ко всем членам организации.
Итак, подводя итог, мы можем сделать следующие выводы:
Во-первых, этика бизнеса — понятие не универсальное и не постоянное. Восприятие бизнес проблем действительно зависит от культуры страны, в которой находится организация.
Во-вторых, существует ряд элементов, таких как лицо, ответственное за поведение в организации; нормативы поведения; ключевые проблемы бизнес этики и участники бизнес процессов, указывающие на особенности бизнес этики в той или иной стране.
В-третьих, находясь в процессе становления и обновления, российская бизнес этика, тем не менее, не может перенимать опыт зарубежных организаций, поскольку имеет иные ключевые проблемы, иных участников процессов, а так же отличительные культурные традиции, лежащие в основе поведение участников [9].
Корпоративная этика, в отличие от универсальной линии поведения, обусловлена особенностями деятельности и целями какой-либо организации, а также уже исторически сложившимися стереотипами поведения ее членов. Cледовательно, именно этический кодекс является средством, обуславливающий поведение индивида. Итак, можно сделать вывод о том, что этические стандарты в сфере бизнеса отличаются от общепринятых этических стандартов по ряду причин: общественного давления в данной организации на отдельного сотрудника, неписаных табу, моды, проблем безработицы и низкого уровня жизни членов коллектива, желания достичь успеха и богатство любой ценой и т. д.
1. Beekun R., Stedham Y., Yamamura J. Comparing business ethics in Russia and the USA // International journal of HRM, —2003. — № 14: 8. — P. 1333–1349.
2. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. — М.: Персей Вече Аст, 1995. — 600 с.
3. Koehn D. What can Eastern philosophy teach us about business ethics? // Journal of business ethics, — 1999. — № 19. — P. 71–79.
4. Lennic D., Keil F. Moral intelligence. — New Jersey: Pearson Education Inc., 2005. — 300 p.
5. Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса. Уч. пособие. — М.: Дело, 2001. — 280 с.
6. Sandbu M. Just business. Arguments in business ethics. — New Jersey: Prentice Hall, 2011. — 206 p.
7. Vogel D. Is USA business obsessed with ethics? // Across the board. ― 1998, November- December. — P. 31–33.
8. Cherepanov N. V. The ethical foundation of the Russian management // Management in Russia and abroad, — 2010. — № 6. — P. 3–11
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, корпоративная этика, бизнес этики, система ценностей, США, этика, дистанция власти, межкультурная коммуникация, российский бизнес, сфера бизнеса.
Источник: moluch.ru
Развитие этики бизнеса в России
В начале, разберёмся в том, что такое этика. В современном русском языке довольно часто встречаются слова, происходящие из греческого языка, слово «этика» не стало исключением. Так греческое слово «ethika» можно перевести на русский как «нравственный характер», «обычай».
Обладая вышеуказанной информацией можно предположить, что этика бизнеса это обычаи, принятые в бизнесе. Сразу возникает вопрос: «Какие это обычаи?» Изучив доступные мне источники информации, я пришёл к выводу, что единых стандартов нет, есть рекомендации, есть общие правила деловой этики, которые приняты в той или иной сфере бизнеса, в той или иной части света. Конечно, существуют общие принципы бизнес этики, которые актуальны в любой сфере деятельности, в любой части света, например в любой отрасли, и в любой стране приветствуется исполнение данных обязательств, так как это позволяет вести устойчивое бизнес партнерство. Забегая вперёд, хочу сказать, что данное правило в истории имело некоторые нюансы. Так в далёкие времена российские купцы могли ввести в заблуждение, относительно своих обязательств, иностранных партнёров, что хоть и мешало эффективной коммерческой деятельности, но и не в достаточной мере осуждалось другими российскими купцами, что позволяло, данному факту повторятся.
Как я уже упомянул, изучая особенности этики бизнеса, мне пришлось столкнуться, с тем фактом, что она несколько варьируется в зависимости от страны и отрасли бизнеса. Рассматривать аспекты отличия бизнес этик в зависимости от направления бизнеса я в данной работе не стану, так как это не имеет прямого отношения к теме моей работы, а также, по моему мнению, данные отличия носят незначительный характер. Все мое внимание в данной работе будет акцентированно на этике бизнеса в России.
В настоящее время на территории современной России осуществляют свою деятельность различные компании. Стоит отметить, что сейчас на рынке российского предпринимательства существует множество зарубежных компаний. И на первый взгляд может показаться, что вошедшие на российский рынок зарубежные компании работают по уже опробованному в других странах алгоритму, но это не совсем так. Можно отметить множество как незначительных, так и довольно важных отличий, они присутствуют в различных сферах бизнеса. Конечно, и этика российского бизнеса несколько отличается от международных практик.
За свою историю Россия пережила множество исторических событий, которые в той или иной степени повлияли, как на жителей странны в отдельности, так и на все государство в целом.
Обратимся к историческим посылам. В международной истории принято считать, что зачатки понятия «профессиональная этика» возникли ещё во времена расцвета античных цивилизаций. Вспомним, знаменитую и по сей день клятву Гиппократа, она является олицетворением профессиональной этики врача.
Конечно, современная профессиональная этика разительно отличается от зачатков профессиональной этики, которые появились в античную эпоху. Достаточно вспомнить тот факт, что в античности была широко распространена практика принуждения к труду, что в современных условиях является неприемлемым. Тем не менее, профессиональную этику, развивающуюся за рубежом России, ждали серьезные испытания, которые превратили её в ту профессиональную этику, которую мы можем наблюдать в современных иностранных компаниях.
Как же происходило становление профессиональной этики в России? Исторически сложилось, что путь развития России в различных областях несколько отличается от зарубежного опыта, это связано с расположением, историческими событиями, менталитетом граждан и т. п. . Первые попытками сформировать представление о профессиональной этики в России предприняли во времена становления Московского царства (15 – начало 16 веков).
В те времена московские князья осознали то, что предпринимательство, играет довольно важную роль в укреплении экономического состояния государства. Были предприняты меры со стороны правительства для повышения привлекательности Московского царства для различных групп работников. Были предприняты конкретные меры по привлечению рабочей силы в Москву.
К примеру, всем желающим разрешалось селиться на берегах Москвы-реки, также для мастеровых была введена отмена налогов, что послужило довольно сильным толчком к развитию в Москве различных ремесленных направлений. Обилие товаров позволило задуматься о выходе на новые внутренние и внешние рынки, а это обстоятельство в свою очередь спровоцировало появлению купцов. Также хочу отметить, что в данный период российские купцы довольно охотно занимались введением в заблуждение своих зарубежных партнеров, в купеческих кругах было довольно распространено пренебрежительное отношение к иностранным бизнесменам, данное поведение не осуждалось и слабо преследовалось тогдашним законодательством.
Постепенное внедрение в российское купечество зарубежных традиций ведения деловых отношений начинает иметь место, начиная с середины 18 века. Торговые связи Москвы начинают быстрыми темпами развиваться, что приводить к необходимости ввести дела с зарубежными партнёрами. Отечественные купцы постепенно перенимают у зарубежных партнеров общие традиции ведения дел, в частности отношение к частной собственности, договору, обмену, конкуренции и т.п. .
Довольно важной исторической персоной является Пётр 1, он довольно сильно тяготел к западу и его культуре. В годы его правления им были предприняты попытки внедрения государственного контроля качества ввозимых и вывозим из страны товаров. Также во времена Петра 1 торговцы получали различные льготы от государства, что способствовало развитию торгового дела в России. Доверие между государством и торговцами начинает возрастать и это приводит к возникновению новых правил в бизнес этики России, на этот раз они носят характер взаимоотношений торговцев с государством.
Развитие доверия между государством и купцами привело к тому, что во времена Екатерины 2, купцы вышли из податных сословий и были освобождены от внесения податей в подушный оклад. К купцам стали применять новую систему сборов, а именно обложение их капитала однопроцентным налогом, при этом размер капитала подсчитывался и оглашался самим купцом. Купец должен был озвучить свой капитал «по совести», чем многие купцы гордились, сейчас трудно судить имел ли место обман со стороны купцов, но учитывая, что налог был довольно небольшим, а население страны было в те времена весьма религиозным, можно предположить что обман, скорее всего, был не особо распространён.
Во времена Екатерины 2 торговля и промышленность испытала значительный рост. Были открыты первые кредитные учреждения, активно развивалось торговое мореплавание, Россия в данный период ведёт активное сотрудничество с зарубежными государствами.
Этика бизнеса 19 начала 20 веков характеризуется объёмным набором норм и традиций ведение предпринимательской деятельности. Россия успешно осуществляет торговое сотрудничество с различными странами, российские предприниматели работают, используя международную бизнес этику. Стоит отметить, что к предпринимательской деятельности допускают не каждого, чем защищают российское предпринимательство от нечестных и некомпетентных людей. Контроль осуществляло купеческое общество, которое было в каждом городе, оно имело право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию. В сою очередь те кому удавалось вступить в гильдию объявляли свои капитал, что позволяло в дальнейшем облагать данного купца налогами.
Имеет место Совестный суд, данный орган имеет право лишить пожизненно недобросовестного купца права заниматься предпринимательской деятельностью.
В оборот входят такие понятия как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдой, больше барыша будет» и др.
Появляются «товарищества на вере». Данный вид организаций существует без каких-либо учредительных договоров, главным аспектом доверия в данной организации является купеческое слово.
В этот исторический период миру становятся известны фамилии таких российских предпринимателей как, Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы и др. Стоит отметить, что данные предприниматели особое внимание уделяли меценатству, чем вошли в историю.
Стоит также отметить внутриорганизационные традиции. В организациях того времени работники редко меняли место работы, коллектив ассоциировался с семьёй. Организации старались не допускать ухода сотрудников стараясь выстроить наиболее оптимальные условия их труда. К организациям, в которых служащие часто менялись, относились с пренебрежением, к ним применяли термин «проходной двор».
Можно указать на сходство внутриорганизационных укладов российских фирм данного исторического периода и японских фирм. Несмотря на некоторые различия и там и там организация у сотрудников ассоциируется с семьёй. В свою очередь организация старается предоставить сотрудником наиболее удобные условия сотрудничества.
Во времена СССР бизнеса не было, так как он считался незаконным и преследовался по закону. При этом я могу с уверенностью предположить, что подобие бизнеса во времена СССР имело место. Протекал он в теневой экономике страны. Вероятнее всего этика бизнеса также существовала, по моему мнению, она заключалась в индивидуальном представлении предпринимателя о том, как нужно вести свой бизнес и при этом не попасть под действие уголовного кодекса. В этот исторический промежуток этика бизнеса, скорее всего, имела весьма специфичный характер.
После развала СССР в России снова предпринимательская деятельность была разрешена. На российском рынке появились представители зарубежных организаций, которые попытались ввести свой бизнес как у себя, но тут же столкнулись с некоторыми сложностями, начиная от специфики местоположения страны и заканчивая различными криминальными схемами, позволяющими вести бизнес.
Также в этот период появляются люди, российского происхождения, которым удаётся по бросовым ценам приватизировать крупные промышленные объекты. Здесь также возникает ряд трудностей, данная категория предпринимателей рассчитывала на большой и стабильный доход без особых вложений, но так как СССР вел изолированную экономику, технологии, использованные, на советских предприятиях часто не являлись конкурентоспособными, и при открытом внешнем рынке их продукция была низко ликвидной. Помимо этого, часто советские предприятия работали в определённой увязке, то есть одно предприятие зависело от другого. Добавим сюда специфику плановой экономики в СССР и в итоги получим, что большинство предпринимателей получивших возможность приватизировать крупные промышленные предприятия СССР, не смогли с ними справятся и предпочли быстро выжить из них сверхприбыли, особо не заботясь об этике бизнеса. Конечно, наверное, есть и исключения, но из изученного мной материала такие исключения носят почти международный характер, и, по моему мнению, им помогло то, что они в определённый период времени попали под зону интересов правительства России.
В Российской действительности постепенно идет сближение российской этики бизнеса и этики бизнеса западных компаний, это связанно с активным сотрудничеством и желанием российского предпринимательства выйти на международный рынок, так как сейчас в отличие от начала 20 века международное предпринимательство находиться на качественно новом уровне. Конечно, сейчас далеко не все российские компании ориентированы на повышение своей социальной значимости, улучшении своего имиджа в глазах у сотрудников и т.п., но не стоит отрицать, что движение к этому есть и скорее всего в будущем скорость этого движения будет только нарастать.
Подводя итог, хочу указать на некоторые мысли, которые возникли у меня во время выполнения данной работы.
Первое это то, что российское предпринимательство уникально, и применять зарубежный опыт в ведении бизнеса на территории России без должной доработки не следует. Как мы можем заметить из истории, предпринимательство в России всегда держало курс на зарубежные рынки и старалось перенять зарубежный опыт во всем, в том числе в этике бизнеса. По моему мнению, у России есть свой особый путь развития, и зарубежные наработки нужно тщательно исследовать, прежде чем вводить в обиход, лучшие зарубежные идеи, безусловно, должны использоваться российскими компаниями, но только после проведения анализа на совместимость с российской спецификой.
Второе, российский бизнес должен повысить уровень социальной ответственности. Мне кажется, что социальная ответственность отечественного бизнеса должна заключаться не в спонсирование сомнительных спортивных мероприятий и отдельных личностей, а в укрепление социальной ответственности перед своими сотрудниками. Из изученного мной материала мне кажется, что весьма действенен метод построения организации по модели, которую практиковали в дореволюционной России. То есть организация несёт повышенную социальную ответственность перед сотрудниками, а те в свою очередь ценят то, что работают именно в этой организации и стараются продолжать работать именно там.
- Способности как залог успеха в профессиональной деятельности
- Предпринимательство
- Разработка концепции финансового оздоровления неплатёжеспособных предприятий
- Преступность как общественная проблема и значение науки криминологии.
- Коррупция – вечный спутник человечества. Есть ли возможность её преодолеть?
- Как бороться с терроризмом?
- Этические нормы в поведении руководителя
- Структура организационной культуры
- Человек замОк: к каждому нужно ключик подобрать.
- Основы научного исследования
- Основные методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды
- Коммуникативная компетентность в искусстве общения
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org