Во всех сферах жизнедеятельности действуют законы этикета. Например, область делового общения определяется знанием, выполнением основных норм этики и этикета.
Этикет (от франц. «l’etiquette» — «ярлык», «надпись», «этикетка» ) – это совокупность норм и правил, которые регулируют внешние формы поведения людей, их взаимоотношения в процессе разговора.
Слово «этикет» появилось в начале XVII в., но манеры хорошего тона возникли задолго до возникновения термина.
Единение этического и эстетического формировалось на протяжении многих веков. Внешние виды поведения демонстрируют:
- вежливость;
- учтивость;
- предусмотрительность;
- умение вести себя в разных ситуациях;
- благородство;
- и т.д.
Нормы этикета общения удовлетворяют социальную потребность у людей в:
- поддержке;
- взаимодействии;
- привязанности;
- уважении;
- признании;
- и т.д.
Сумма норм этикета и правил, которые регулируют формы поведения, носят исторический и культурный характеры. В каждом обществе сложились определенные нормы поведения, которые питаются порядком во взаимодействии людей. Рассмотрим этикет в деловом общении.
Какова роль коммуникации в бизнес процессах. Яков Лившиц. DevEducation
Краткая характеристика этикета делового общения
Согласно литературе в данной области:
Этикет – это социальная игра по правилам.
Набор правил говорит о том, что игроки должны им следовать. За нарушение следует наказание вплоть до исключения субъекта из игры. Это является проецируемой реальностью этикетных ситуаций: поведение людей строго регламентированы, формализованы и представляются в виде модели поведения «типично/ожидаемо». При нарушении следуют санкции, которые могут быть от создания плохого общественного мнения до прекращения общения. Этикет ориентирует поведение людей на соответствие определенным культурным видам.
Классификация видов и форм этикета
Традиционные виды этикета:
- придворный (строго регулируемый порядок обхождения, создан при дворах монархов);
- дипломатический (нормы поведения дипломатов, других официальных лиц, используемые при взаимодействии друг с другом на переговорах, приемах и т.д.);
- воинский (перечень правил поведения в армии);
- общегражданский или светский (сумма норм и традиций, которые должны соблюдать граждане при разговоре).
Помимо традиционных норм существует еще и деловой этикет, который отличается спецификой в различных сферах профессиональной деятельности. Рассмотрим данный вид.
Деловой этикет – 1) это сумма правил, которые регулируют взаимоотношения между людьми в процессе делового общения; 2) это выражение внешней и внутренней культуры и морали.
Этикет делового общения включает в себя нормы и правила поведения, опирающиеся на принципы современного этикета, которые ориентированы на честь, достоинство человека как высшую ценность для цивилизации.
Современный этикет содержит следующие общие принципы:
- гуманизм;
- разумность совершаемых действий;
- эстетика поведения;
- уважение к традициям стран.
В работе «Государственная служба: культура поведения и деловой этикет» указана подробная характеристика базовых принципов делового этикета:
- гуманизм;
- целесообразность;
- эстетическая привлекательность;
- уважение и соблюдение традиций.
Первый вид принципа направлен на установление добрых и плодотворных отношений, а также закрепляет нравственную базу современного делового этикета. Он проявляется в вежливости и в требованиях, которые обращены к культуре взаимодействия людей.
Вежливость – 1) качество морали, которое определяет повседневное поведение человека; 2) проявление уважения, в котором признается достоинство личности.
Главной частью вежливости является речевой этикет:
- «Благодарю Вас…»;
- «Позвольте…»;
- «Спасибо!»;
- и т.д.
Невежливое поведение характеризуется:
- громким разговором по мобильному телефону в общественных местах;
- разговором о присутствующем в третьем лице;
- разговором, сидя со стоящим рядом субъектом;
- шепотом при наличии других людей;
- не желанием здороваться с охраной, техничками;
- и т.д.
Отсутствие вежливости = отсутствие уважения, чуткости, внимательности к другим.
Формы вежливости зависят от разговора. Они бывают:
- корректностью (официальная, сухая вежливость. Применяется в конфликтных ситуациях для того, чтобы человек смог держать себя в рамках приличия);
- учтивостью (почтительная вежливость. Применяется в иерархических служебных отношениях);
- любезностью (неформально-внимательное отношение к партнерам в разговоре. Чаще всего применяется для указания услуги);
- деликатностью (проявление в разговоре мягкости, тонкости, чуткости);
- тактичностью (четкое понимание границ в разговоре, чуткое переживание, учет возраста, пола и т.д. Нельзя задавать вопросы об интимной жизни, делать замечания в присутствии третьих лиц, давать непрошенные советы);
- скромностью (адекватная самооценка субъекта);
- точностью, пунктуальностью, обязательностью (наполнены глубоким нравственным смыслом. Джен Ягер в своей классификации принципов ставит на первое место пунктуальность, что подразумевает не только своевременный приход на место встречи, но и соблюдение дедлайнов, договоренностей и т.д.)
Второй принцип направлен на определение поведения человека в нестандартных ситуациях как деловых, так и жизненных, при которых субъект опирается на здравый смысл. Применяется тогда, когда лицо не знает, какие правила поведения приняты в определенной ситуации.
Третий принцип поведения и внешнего вида подразумевает ориентирование на красоту и уважение эстетических чувств партнеров. Некрасивое поведение, неряшливая одежда оскорбляют эстетику чувств, и вызывает отвращение.
Здесь важно учитывать психологическую совместимость, которая бывает двух уровней:
- психофизиологическим (отталкивают: запах пота, грязная одежда, громкое сморкание и т.д.);
- социально-психологическим.
Людям необходимо контролировать:
- мимику;
- поведение;
- жесты;
- манеры;
- внешний вид.
Четвертый принцип указывает на то, что люди, находясь в многонациональном обществе должны учитывать традиции не только своей страны, но и каждого народа.
Также существует еще одна классификация, состоящая из 10 форм этикета, и выделенная в учебном пособии Ботавиной Р.М. Рассмотрим самые значимые из них:
- этичность (ориентация делового этикета на добро);
- удобство (нормы не должны сковывать деловых людей. К удобству можно отнести: одежду, правила совещаний, переговоры и т.д.);
- консерватизм (определяет надежность, стабильность в деловых отношениях, во внешнем виде, в манерах и т.д.).
Знание делового этикета придает человеку уверенность при взаимодействии с бизнес-партнерами. Умение пользоваться нормами дает возможность избежать ошибки, при совершении которых портрет субъекта становится отрицательным. Правила поведения необходимо использовать всегда, тогда они дойдут до автоматизма, и не будут требовать постоянного размышления о том, как себя нужно вести в обществе. Как говорят, «Воспитанный человек – не тот, кто долго думал, прежде чем поступить правильно, а тот, кто иначе поступить не мог».
Источник: zaochnik.com
Формы бизнес-коммуникаций. Этикет, основные понятия
Специалисты компании Курсар оказывают информационно-консультационные услуги. Результат такой работы не является готовым научным трудом. Сервис не несет ответственности за дальнейшее использование предоставленного материала третьим лицам. Публичная оферта
Найди свой город
Найти город:
Как мы рабоатем:
- Вы оформляете заявку
- Мы оцениваем заказ
- Вносите предоплату
- Мы с вами работаем над заказом
- Вносите доплату
- Получаете результат
Узнайте стоимость Работы
Ваша скидка 0%. Получите 3% , уточнив требования
мы приступили к оценке работы!
Чтобы мы смогли максимально точно оценить вашу работу, уточните еще несколько моментов
Ваша скидка 7%. Получите +8% , указав имя и номер телефона
Подтвердите заказ
Мы отправим вам SMS с оценкой стоимости заказа на указанный номер телефона
Ваша скидка максимальна — 15%
Сейчас Ваш заказ оценивается
Мы отправим вам сообщение с оценкой стоимости заказа на указанный номер телефона
В самое ближайшее время Вам на почту придет письмо с необходимой информацией
Ориентироваочное время ожидания: 5 минут
76% заказов становятся дешевле после уточнения требований
- 1 Выбор работы
- 2 Детали работы
- 3 Подтверждение
- 4 Готово!
Источник: kursar.su