Тема курсовой работы «Концепции корпоративной социальной ответственности» . Первое десятилетие XXI в. продемонстрировало устойчивое возрастание интереса академического сообщества к феномену корпоративной социальной ответственности (КСО). Причиной этому стали как потребности бизнеса, так и накопленный опыт исследований, который позволял адекватно реагировать на эти потребности в рамках концепции КСО, описывающей взаимодействие бизнеса и общества.
Во-первых, изменилась практика ведения бизнеса, и КСО прошла путь от управленческой экзотики глобальных корпораций до стандартных рутин, внедряемых и используемых во всем мире фирмами разных размеров и форм собственности. Во-вторых, сформировался четкий запрос со стороны бизнеса на изучение соответствующих проблем.
Обсуждение вопросов КСО вышло на уровень крупнейших деловых и межправительственных форумов, объединяющих представителей бизнеса, академического сообщества, государственных учреждений и некоммерческих организаций. Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня одна из самых обсуждаемых в деловом мире.
ProCharity как КСО-инструмент для бизнеса
О КСО говорят с самых высоких трибун, вопросам КСО посвящаются престижные международные форумы, о своей приверженности идеи КСО заявляет все большее число компаний. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере.
Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих отечественных компаний. Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса — предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом.
Глава 1. Концепция корпоративной социальной ответственности: понятие и история формирования
1.1 Понятие социальной ответственности бизнеса
Источник: studfile.net
Корпоративная социальная ответственность компании
Понятие корпоративной социальной ответственности компании
Определение 1
В основе корпоративной социальной ответственности (КСО) компании лежит принцип добровольного содействия руководителей бизнеса всех уровней (от крупных промышленных предприятий до частных и малых организаций) социальному развитию своих работников, обустройству общественной жизни и внедрению мер по защите окружающей среды. Иначе говоря, корпоративная социальная ответственность – это социальная ответственность делового мира.
КСО как инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса
Тема, сама по себе, представляет определённый интерес, но несмотря на это, чётких определений понятия не существует. Рассмотрим несколько наиболее распространённых толкований.
КСО представляется совокупностью обязательств, направленных на развитие общества и защиту его социальных интересов, которые принимаются руководителями предприятий и частного бизнеса в добровольном порядке.
В процессе своей деятельности, корпоративные структуры обязаны руководствоваться нормами и требованиями законодательства и обеспечивать высокое качество производимых товаров и услуг. Но кроме этого, они принимают и дополнительные обязанности перед трудовым коллективом, окружающей средой и обществом в целом. Такой принцип руководства обеспечивает стабильность работы предприятия и является основой корпоративной социальной ответственности компании.
Ещё одно определение КСО – это совокупность аспектов корпоративной политики и действий, направленных на их выполнение, которые подразумевают не только соблюдение законности, но и учёт интересов людей, окружающей среды и социального общества.
Замечание 1
Исходя из вышеперечисленных определений можно утверждать, что корпоративная социальная ответственность может рассматриваться как с этической точки зрения, так и с точки зрения юридической ответственности.
Определение сути КСО с точки зрения российских и зарубежных менеджеров
По мнению зарубежных авторов, корпоративная социальная ответственность является добровольным соглашением бизнеса по выполнению действий, направленных как на экономическое развитие предприятия, так и на процветание общества. Они предполагают сотрудничество с трудовым коллективом, членами их семей, местными сообществами и социальными органами управления.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Источник: spravochnikvs.com
Корпоративная социальная ответственность бизнеса
Процессы трансформации экономики и адаптации ее, к современной глобальной среде привели к изменению понимания роли бизнес-структур как общественных институтов и формирование нового подхода к оценке эффективности их деятельности в контексте корпоративной социальной ответственности (КСО). Вопросы социальной ответственности бизнеса (СОБ) в последнее время приобретают все большую актуальность. Во всем мире как крупные транснациональные компании, так и небольшие местные предприятия переосмысливают смысл своего функционирования и формулируют новые стратегии, которые позволили бы им лучше реагировать на потребности потребителей, партнеров, персонала, общества и окружающей среды.
Принципы социальной ответственности становятся одной из составляющих успешной стратегии, укрепляет имидж и репутацию компании, привлекает клиентов и удерживает лучших работников
Распространение концепции корпоративной социальной ответственности в развитых странах обеспечивает эффективную ее имплементацию в различных сферах деятельности, побуждает к повышению уровня ответственности бизнес-структур за последствия своей деятельности. В разрезе банковской сферы социальная ответственность выражается в нескольких аспектах: содействие обеспечению устойчивого развития общества, нравственное и прозрачное ведение бизнеса, лояльность к персоналу, налаживание связей и удовлетворения интересов заинтересованных лиц. Несмотря на то, что концепция КСО в находится на этапе становления (по сравнению с развитыми странами), вопросы эффективности социальных мероприятий и действий стоит достаточно остро.
Особый акцент следует сделать на том, что до сих пор отсутствуют какие-либо законы регулирования сферы социальной ответственности бизнеса. Это означает, что на государственном уровне координации КСО в нашей стране нет. Ключевой проблемой регулирования КСО является внедрение и выполнение требований действующего законодательства сферы социально ответственного поведения бизнеса для формирования и развития отечественной модели КСО на основе стратегического партнерства власти и бизнеса. Уровень понимания КСО с включением полного перечня сфер деятельности резко отличает группу международных компаний от группы национальных. Первая имеет полное представление о содержании КСО, а вторая называет такой вид деятельности компании благотворительной деятельностью и социальными инвестициями.
Основными мотивами КСО международные и национальные компании определяют положительный имидж учреждения, внедрение единых стандартов, социальную защиту сотрудников, решение руководства и толерантность с властью. На первом месте по популярности сфер применения КСО ставят социальную защиту сотрудников компании.
На втором месте экология и окружающая среда, на третьем — здравоохранение. Основными барьерами на пути внедрения КСО в бизнес-практики все учреждения определяют отсутствие достаточных средств и поддержки государства. Подавляющее число национальных компаний считает, что КСО — это функция государства, а не бизнеса. Перспективы развития КСО в бизнес-среде по мнению международных бизнес-структур зависят, в первую очередь от международных инициатив, экономического развития государства и от уровня духовности общества. Национальные респонденты на первое место ставят политику государства.
Почему именно сейчас у нас заговорили о социальной ответственности бизнеса? Это связано с рядом причин:
— Предприятия начинают все больше подвергаться воздействию внешней среды и должны соответственно реагировать на запросы этой среды;
— Постепенно меняется отношение работников к пониманию самого понятия справедливости вознаграждения за свой труд;
— Изменились потребители. В условиях развития экономики, потребитель может получить любую информацию о функционировании корпорации;
— Растет давление инвесторов. Наблюдается четкая тенденция, когда инвесторы, прежде чем инвестировать деятельности корпорации, требуют информацию о ее конкурентную способность, заботу об окружающей среде, социальной ответственности и т.д..
Следовательно, для повышения конкурентоспособности нашего государства на международной арене, рост ее имиджа. А также улучшение интеграционных процессов с европейским сообществом, расширение взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества с иностранными партнерами необходима разработка национальной концепции КСО, внедрение ее в бизнес-практику, изменение стратегических ориентиров бизнеса в контексте КСО.
Исследование практик КСО компаний бизнеса — среды позволяет очертить круг проблем внедрения практик КСО в национальном бизнес- среде. Определить основные тенденции развития КСО и применения бизнес-практик КСО с целью ее популяризации. Оценить потенциальные ресурсы дальнейшего содействия развитию КСО, определить рамочное структуру составляющих элементов национальной модели КСО. Формирование и развитие отечественной модели КСО позволит гармонизировать цели социальной политики государства и бизнес цели компаний бизнес-среды.
Источник: scarplus.ru