Грузовые перевозки фурами – это хороший бизнес, который может приносить стабильный доход. Но, как и любой бизнес, этот тоже нуждается в тщательной организации. Во-первых, все зависит от величины вашего стартового капитала. Если вам хватает средств приобрести грузовой автомобиль, то вы уже сможете искать заказчиков и отправлять водителя развозить грузы.
Если же денег на покупку автомобиля нет, то можно начать с работы диспетчера, то есть находить производителей, которые нуждаются в отправках груза, и владельцев грузовых автомобилей, которые могут этот груз перевезти. С каждого рейса можно иметь небольшую, но стабильную прибыль, которая возрастает по мере увеличения количества заказов.
Разумеется, для того, чтобы начать такой бизнес, вам все же понадобится небольшой стартовый капитал. Вам необходимо будет зарегистрировать ООО, снять офис для работы, купить всю необходимую офисную технику. Это все вам будет нужно и в том случае, если вы осуществляете грузоперевозки на собственных грузовых автомобилях.
Что делать с ФУРОЙ | Как заработать на фуре | Доход на фуре
Где искать заказы? Если у вас нет личных контактов с водителями и производителями товаров, то можно воспользоваться интернет-сайтами, которые предлагают и список клиентов, и список грузоперевозчиков. В основном подобные сайты платные, но зато, заплатив, вы получаете сразу большую базу клиентов.
Далее все зависит от вас. Нужно уметь формировать выгодные предложения, которые могут заинтересовать обе стороны. Важно на начальном этапе сформировать себе положительную репутацию надежного диспетчера, предлагающего оптимальные условия. Постепенно вы сможете наработать свою собственную клиентскую базу, которая станет приносить вам основной доход.
По мере становления и развития вашего бизнеса можно будет приобретать собственные грузовые автомобили, нанимать водителей, а также расширять штат офисных работников, поскольку в одиночку с множеством заказов будет справляться сложнее. Грузоперевозки – ниша, в которой есть к чему стремиться. Главное – иметь упорство в достижении поставленной цели и уметь преодолевать кризисы и неприятные ситуации.
18.02.2018 г.
Не так давно первое лицо нашего государства подтвердил своей подписью законопроект, предусматривающий получение разрешений для доставки тяжелых грузов больших объемов международными перевозчиками.
18.11.2017 г.
Чем грозит транспортному рынку запуск системы «Платон», которая подразумевает платный провоз грузов по федеральным трассам?
18.11.2017 г.
В начале ноября в прокуратуру города Новокузнецка обратился представитель одной из компаний, осуществляющих грузовые автоперевозки фурами.
16.11.2015 г.
Проводимые практически во всех регионах страны протесты дальнобойщиков на федеральных трассах – это не что иное как шантаж государства.
Сколько зарабатывает фура в России в 2022 году
16.11.2015 г.
Как известно, в самые ближайшие дни будет активирована система «Платон», предусматривающая платный провоз грузов весом более 12 тонн по федеральным автомобильным трасам.
On-line заказ
Озывы наших клиентов
Стройснабсбыт
Неоднократно заказывали грузовые автоперевозки фурами в компании «ТНБ», потому что надежно, безопасно и выгодно.
Тепличное хозяйство «Эдельвейс»
Перевозили цветы авторефрижератором компании «ТНБ». Понравилась легкость оформления заказа, страховые гарантии и качество исполнения.
Компания «Стройленд»
Уже не первый год сотрудничаем с компанией «ТНБ», у которой гибкие цены и в любое время готовы фуры для грузоперевозок.
ООО «Агромир»
Когда требуется без потерь перевезти особо ценный семенной материал, наше предприятие всегда обращается в компанию «ТНБ». В ее автопарке большой выбор грузовиков, фур и рефрижераторов, а для постоянных клиентов действуют ощутимые скидки.
Источник: t-nb.ru
Грузоперевозки как бизнес отзывы фура
Эта статья возникла не на пустом месте. Разговаривая с другом на разные темы, он задумался над тем, чтобы стать дальнобойщиком. Вся его идея сводилась к тому, чтобы взять кредит на грузовик с прицепом, зарабатывать огромные деньги и гасить кредит. Попутно, конечно же, жить романтичной жизнью дальнобойщика.
Но это не идея, а размышления пятилетнего ребенка, потому что если разобраться, то стать дальнобойщиком очень трудно. Поэтому я решил написать эту статью, чтобы показать разным людям, неважно хотят они стать дальнобойщиком или нет, что работа эта полна трудностей.
Бюджет
Для начала определитесь с бюджетом. Если у вас есть всего лишь 300-500 тысяч рублей, то большие грузовики — это не про вас. Ваш вариант – это подержанная Газель или Валдай. За эти деньги можно найти машину в хорошем состоянии и не иметь дела с кредитами и ссудами. Это утверждение возникло не на пустом месте.
Бизнес грузоперевозок связан с огромными рисками. И речь идет далеко не о рэкетирах и всех страшилках, которые давно остались в лихих девяностых. Речь идет об авариях и дорогом грузе. На дороге случается разное и крупные аварии не редкость.
Возможно, вы водитель-профессионал, который не допустит ни единой ошибки за рулем, но рядом с вами ездят и другие водители, профессионализм которых довольно сомнителен. И платить огромный кредит за автомобиль, который больше не работоспособен неприятно.
Поэтому если сумма на руках маленькая, лучше подкопить пару лет и, в крайнем случае, взять небольшой кредит, но это нежелательно.
Тягач
Если я решил стать дальнобойщиком, то для начала мне нужен тягач. Тягач можно взять любой, а лучше ту марку, в которой вы хорошо разбираетесь. Голову, то есть тягач можно найти в хорошем состоянии за 1,5 миллиона рублей. Это если касаться российских и белорусских грузовиков. Но дело в том, что разные водители думают по-разному.
Кто-то ездил на европейских грузовиках и его уже ничем не заманишь в российский грузовик. Кто-то ездил на иномарках, но предпочитает отечественную марку за ее ремонтопригодность.
Прицеп или полуприцеп
Здесь уже выбор намного больше. Для начала следует определиться, какой груз вы будете возить. Естественно, для начала вы должны прощупать почву в вашем регионе и есть ли спрос на такие услуги в вашем крае. Выбора на самом деле много: можно возить сухие грузы, жидкости, продукты, автомобили. И оттого, что вы будете возить, сильно зависит, какой тягач вам нужен.
Для того чтобы возить топливо тягач должен пройти специальный технический осмотр, должен быть защищен топливный бак, должна быть экранированная проводка. И все это стоит дополнительных денег. Поэтому самый лучший выбор – это возить самые простые грузы, например, картон или телевизоры. Конечно, оплата в два раза меньше, чем за перевозку топлива, но и риски меньше и цена простого полуприцепа в разы отличается от цены цистерны. Простой тентованный полуприцеп будет стоить около 300-500 тысяч рублей.
Ремонт
Запас
Окупаемость
Всех, конечно же, интересует самая сладкая сторона этой жизни – прибыль. Но тут не угадаешь. В среднем простой полуприцеп зарабатывает 40 рублей за километр. В среднем, если у вас хороший тягач, который не ломается по-крупному, то можно выйти в неплохой плюс.
При условии, что вы будете работать без простоев и диспетчер, который будет снабжать вас заказами, будет брать небольшой процент, то реально заработать на такой фуре 500 тысяч рублей в месяц. Минус 100 тысяч на ремонт, от которого не убежишь даже на новой машине, минус 100 тысяч на топливо, к тому же жить вам на что-то надо. Остаток – ваша прибыль.
Дальнобойщица Екатерина Миронова решила купить собственный грузовик и обратилась за советом к своему коллеге Александру. Он ответил на вопросы пытливой девушки и рассказал, почему ездить на собственном большегрузе лучше, чем работать «на дядю».
Ты работаешь на себя. Мне пишут, писали и будут писать, чтобы я никогда не покупала свою машину, что это огромная ответственность, а времена сейчас тяжелые. Что ты по этому поводу можешь сказать?
– Работать на себя можно, но нужно не забывать, что ты становишься не только водителем, но и диспетчером, бухгалтером, механиком, логистом – ты один за все отвечаешь. Если в пути случатся проблемы, позвонить будет некому: их придётся решать самостоятельно. Многие говорят: сперва найди работу, а потом покупай машину…
Я это слышу практически от каждого водителя. А как я найду работу, когда у меня нет машины?
– Я тоже не представляю, как это сделать. Прихожу я на завод и говорю – давайте я буду возить товар, только у меня машины еще нет. Что они ответят? Купишь – приходи. Пока подберешь, пока оформишь, пока доведешь до ума – пройдет уйма времени.
Придешь через месяц, а водители уже не требуются.
Я начинал на АТИ. Кроме АТИ ничего не было. За годы работы появились постоянные заказчики; АТИ пользуюсь до сих пор – «обратки» всегда ищу там. Но по большей части работаю на постоянных клиентов.
Не жалеешь, что выбрал такой путь?
– Ну, пару раз приходилось жалеть, но это были какие-то стрессовые ситуации. Думал: всё брошу. Этой зимой даже выставил автомобиль на продажу – до того всё достало. Приехали покупатели, начали смотреть автомобиль, и я еле сдержался, чтобы не послать их – потому что понял, что машину могут забрать, а я уже так к ней привык.
Два раза я завязывал с грузоперевозками, работал в офисе, работал механиком – не получилось. Когда работал механиком, первым делом садился за руль – чтобы самому загнать машину в сервис. Скучал по работе.
Какие советы ты можешь дать мне? Многие пишут, чтобы я не думала соваться, потому что сейчас совсем не то время, мол, я могу с ней встать или работать задарма.
– Конкуренция должна быть здоровой. Когда люди совсем уж «дармовозят», это нездоровая конкуренция. В этом бизнесе конкуренция колоссальная, и каждый пытается тебя перебить. У кого-то кредиты, лизинги, у людей разные ситуации.
Я не осуждаю «дармовозов»: бывало, что и у меня из-под носа выхватывали груз, я просчитывал и видел, что человек получит денег, которых хватит только чтобы отбить топливо. Но я же не знаю, какая у него ситуация? Может, ему срочно в тот город надо попасть. Никого не берусь судить.
Да, мы не знаем, какие обстоятельства толкают людей на то, что они делают. А мне-то стоит пытаться «влезть» в этот бизнес?
– Нужно всё заранее просчитать. Многое зависит от того, какой ты собираешься брать автомобиль. Нужно понимать, что помимо кредита платить придется налоги как индивидуальному предпринимателю. Неплохо, если есть дополнительная финансовая поддержка – например, у меня есть еще один автомобиль-пятитонник, который уже выкуплен из кредита и находится в постоянной работе на одного заказчика.
На круг работает?
– Да. У меня на нём ездит отец, ведём общий бизнес.
Выходит эта машина полностью себя окупила?
– Пятитонник полностью себя окупил, возможно даже дважды. А фура пока в процессе.
Я не ошибусь, если скажу, что ты не бедствуешь. Но ведь и сверхприбылей тут нет?
Когда я заплачу налоги, кредиты и всё прочее, у меня остаётся столько же денег, сколько и у обычного наёмного водителя. При этом я сам себе хозяин: сам решаю, в какую сторону поехать и ехать ли вообще.
Меня силком не заставишь грузиться в каком-то колхозе, на каком-нибудь заводе, на стройплощадке. Я всегда уточняю, каково состояние подъездных путей, асфальтирована ли площадка.
На стройке можно порвать колёса арматурой и «попасть» на большие деньги.
– Да, поэтому я заранее всегда знаю, куда я готов поехать, а куда нет. Большинство заказчиков у меня наработаны, я хорошо знаю места выгрузки и погрузки, знаю, где надо дать грузчику сто рублей, а где – бутылку, чтобы ускорить процесс.
Работать на себя лучше, чем на дядю?
– Да. Я работал на дядю и не вернусь. Если решу уходить из транспортного бизнеса, то уйду совсем. До этой «Скании» я работал на МАЗе и скажу так: лучше ездить на своём МАЗе, чем работать на дядю на хорошей иномарке.
Что делает обычный мужчина с правами, если ему не хватает денег? Правильно – таксует! Спрос на услуги такси есть почти всегда и везде. Примерно так же думают предприниматели, начинающие бизнес на грузоперевозках.
Однако, как показывает опыт, 10-15% небольших компаний по перевозке каждый год прекращают свою деятельность. В качестве причин своего провала разорившиеся грузоперевозчики называют жесткую конкуренцию (в том числе грязную), нестабильный спрос, высокие эксплуатационные затраты. Между тем, грамотный бизнес план собственной грузоперевозки может нивелировать любые риски.
Перевозка грузов: обзор рынка услуг по грузоперевозкам
Общероссийский рынок перевозок грузов в 2017 году достиг 773 млрд рублей, что на 14,6% больше, чем годом ранее. Реальные объемы, рассчитанные не в рублях, в тонно-километрах, более точно характеризуют состояние этой сферы экономики. А здесь бизнес имеет не такую впечатляющую динамику – прирост составил 6,4 % – или 130,9 млрд тонно-км. Если сравнить с 2014 годом, то ситуация выглядит совсем в другом свете. Тогда стоимостный объем был равен 982 млрд руб., а физический – 117,6 млрд тонно-км.
Эксперты утверждают, что в 2019 году положительный тренд, скорее всего, сохранится. Но даже в этих условиях запуск малого бизнеса и перевозка тяжёлых грузов будет напоминать ледяной душ. Конечно, придется забыть о грузовиках-иномарках и сосредоточится на конкурентной борьбе с “коллегами по цеху”.
«Не мечтайте о больших доходах и малом сроке окупаемости перевозки грузов, – считает Игорь Малюгин, эксперт по бизнес планам. – В то же время доход будет. Хозяин фирмы с 2 «Газелями» может рассчитывать на заработок в пределах 2-2.5 средних зарплат в регионе. Конечно, если будет вертеться, как белка в колесе».
Как открыть свой фирму по грузоперевозкам: пошаговая инструкция
Приведем краткий план действий, как открыть с нуля свою небольшую транспортную компанию:
- проработать бизнес план грузовых перевозок;
- регистрация фирмы;
- поиск средств для стартовых капиталовложений;
- аренда офиса и площадки для автотранспорта;
- подбор персонала;
- выбор и покупка автотранспорта или, как вариант, аренда машин;
- рекламная кампания и маркетинг;
- запускаем дело.
Что нужно, чтобы открыть бизнес на грузоперевозках?
Прежде чем начать дело, нужно решить, какие перевозки осуществлять. Если рассчитывает на небольшие объемы, то для этого выбирают форму предпринимательской деятельности – ИП. Сделать это просто – придите в местную налоговую инспекцию и выполните ряд легких письменных процедур.
До 01.01.17 статус ИП подтверждало свидетельство. Сегодня для бизнесмена главный документ – выписка из ЕГРИП по форме Р6000. Ее выдадут через 3 дня после подачи заявки. Там же, в налоговой, расскажут о льготном налогообложении и даже дадут ссылки на сайты, где найти образец любого договора для ИП «домашних» грузоперевозок.
Конечно, можно зарегистрировать Общество с Ограниченной Ответственностью, но общая величина налогов будет неподъёмной для начинающего бизнесмена. Такая форма необходима для работы с крупными заказчиками, так как учитывает НДС (этот налог индивидуальные предприниматели не плятят). Крупный бизнес просто не пойдёт на заключение договоров с «индивидуалами».
Вести бизнес на грузоперевозках “в черную” – то есть без регистрации – просто опасно. При сегодняшнем уровне контроля леваки-грузоперевозчики быстро попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Персонал
Следующий шаг бизнес плана – подбор персонала для перевозки грузов. Искать персонал для грузоперевозок нужно параллельно с автотранспортом.
“Техника не только дорогая, но и небезопасная. Перевозка связана с имущественной ответственностью и ценой груза. Так что к найму шоферов стоит подойти ответственно”, – советует бизнесмен Илья Комолов.
Бизнес план грузоперевозки Ильи предполагает, что для начала хватит и пары водителей. С каждым из них необходимо заключить договор о материальной собственности. Наверняка потребуются грузчики. Их не обязательно брать в штат – достаточно иметь контактные телефоны людей, готовых по первому звонку прийти на работу. Функции диспетчера тоже лучше взять на себя хозяину фирму.
Или отдать на аутсорсинг.
Приведем ежемесячные зарплаты на персонал по бизнес плану:
Источник: starifaeton.ru
100 тысяч рублей в месяц, 15 тысяч за рейс: как за год выросли зарплаты дальнобойщиков и стоимость перевозок
Информацию о росте фрахта привели в компании VEB Ventures, которая основывала расчеты на анализе данных от 50 тыс. перевозчиков. Аналитики выяснили, что в среднем цена перевозки на 1 км по ключевым маршрутам при грузоподъемности 20 тонн достигла для тентовых грузовиков 40 руб., для изотермических фургонов — 50 руб. и для рефрижераторов — 55 руб. без НДС.
Особо отличились ряд направлений. Так, на маршруте Москва — Санкт-Петербург средняя цена рейса в первом и втором кварталах 2021 года выросла в два раза по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года. При этом в третьем квартале тенденция сохранилась. Перевозки на направлении Москва — Краснодарский край подорожали в среднем на 46 %.
Согласно выводу компании, в количественном выражении перевозки восстановились до уровня 2019 года, то есть до пандемии, а их стоимость в 2021 году выросла в среднем на 20 %.
СТАВКИ ПОКАЗАЛИ ДИНАМИКУ
Опыт опрошенных участников рынка в целом подтверждает эти данные.
Основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Святослав Вильде заявил о подорожании за последние 12 месяцев на 19,4 %, причем практически весь рост пришелся именно на этот календарный год. На это указывает «Индекс ATI.SU», который аккумулирует данные по крупнотоннажным перевозкам по ста самым популярным направлениям.
По данным компании, перевозки из Москвы в Петербург прибавили 26,8 %. «Наиболее существенное подорожание за 12 месяцев этого года мы зафиксировали на маршруте Новосибирск — Тюмень (+52,8 %). Второе место поделили перевозки из Костромы, Ярославля и Липецка в Москву — по 45 %», — сообщил Святослав Вильде.
«Ставки на автомобильные грузоперевозки действительно повысились за этот год в среднем на 20 %, и это первое значительное подорожание с 2015 года, — подтвердил директор по логистике ОТК «ЮниТранс» Артем Королев. — Мы можем подтвердить рост фрахта по направлениям Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург, Москва – Краснодар».
Согласно наблюдениям FM Logistic, с начала 2021‑го тарифы увеличились на 15 %, сообщила директор по транспортным операциям компании Маргарита Табунова. До конца текущего года этот показатель, по ее словам, может достичь 20 %. Она также выделила северо-западное и южное направления.
Директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов согласился с показателем в 20 % за год. У компании — своя специфика. «Наибольшее подорожание наблюдаем в Сибири и на Дальнем Востоке», — отметил он.
Основатель международного сервиса грузоперевозок GetTransport.com Александр Сапов считает, что 20 % — далеко не предел. «На некоторых направлениях рост цен составил 50 и даже 100 %. Речь идет в первую очередь о грузоперевозках между Москвой, Санкт-Петербургом и Екатеринбургом, а также Краснодарским краем», — уточнил он. Средняя цена перевозки на 1 км по обозначенным топовым маршрутам, по приведенным им в конце сентября данным, действительно составляла 40 руб. для тентовых грузовиков, 50 руб. для изотермических фургонов и 55 рублей для рефрижераторов.
Директор по развитию бизнеса Gebrueder Weiss Николай Гладун заявил о росте цен на 15–20 % в зависимости от направлений. Наибольший рост ставок на перевозки внутри РФ, по его словам, отмечается в Московском регионе, а также в направлении Краснодарского края.
В группе компаний AsstrA назвали более серьезную цифру подорожания — на 20–30 % в этом году. «Наибольший рост наблюдается на ряде ключевых направлений Сибири, Урала, а также Краснодарского края, который традиционно является самым нестабильным с точки зрения ценообразования», — сообщила руководитель отдела внутрироссийских автомобильных перевозок Наталья Арефьева. В пример она привела маршрут Москва – Санкт-Петербург, где тариф увеличился почти вдвое, а также Москва – Екатеринбург — на 25 %, Москва – Краснодар — на 35–40 %.
В ПЭК, напротив, отмечают менее существенное подорожание — с начала года тарифы выросли в среднем на 10–15 %, сообщил замдиректора компании Вадим Филатов.
А по данным Delko, на протяжении текущего года на рынке перевозок наблюдается динамика роста ставок более чем на 10 % по отношению к началу года. В пресс-службе компании уточнили, что было принято решение сдержать резкий рост цен, рост ставки для ее клиентов в 2021 году составил даже менее 10 %.
По наблюдениям компании, наибольший рост ставок наблюдается в Сибирском федеральном округе. Так, например, ставки из Новосибирска в Пермь выросли на 30 %, из Новосибирска в Барнаул, Томск, Кемерово и Черногорск — на 25 %. На таком же уровне выросли цены на южных направлениях, а между Москвой и Санкт Петербургом — на 20 %.
Сооснователь сервиса Биржагрузоперевозок.рф Евгений Остряков сообщил параметры роста ставок на FTL (перевозку целыми машинами). Так, ставка на перевозку по маршруту Москва — Самара выросла с 55 000 рублей до 95 000, минимальная стоимость рейса 20‑тонной машины по Москве выросла с 9000 до 15 000. Рост, по его словам, отмечен на всех направлениях.
ПАНДЕМИЯ СДАЛА ПОЗИЦИИ
Какие основные факторы привели к подорожанию? В исследовании VEB Ventures говорится, что рост цен вызван дефицитом доступного транспорта. Он, в свою очередь, возник из-за существенных изменений на рынке: обеления, подорожания запчастей, а также нехватки водителей, ухода с рынка мелких игроков.
Участники рынка подтвердили и дополнили эту информацию. Все эксперты говорят, что в основе тенденции подорожания — рост спроса и образовавшаяся нехватка провозных мощностей.
«Это связано, прежде всего, с восстановлением рынка после пандемии, — пояснил, в частности, Александр Сапов (GetTransport.com). — За это стоит благодарить интернет-торговлю с услугой доставки, которая пользовалась повышенным спросом в период самоизоляции, но и после него не потеряла популярность».
Святослав Вильде (ATI.SU) отмечает, что пока спрос стабильно превышает предложение. «В частности, по нашей статистике, в первом полугодии 2021 года количество заявок на автоперевозки по России выросло по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 64,6 %», — уточнил он. Эксперт подтвердил, что на рынок влияет бурный рост онлайн-торговли и сервисов доставки.
Артем Королев («ЮниТранс») заявил о действии накопительного эффекта: ранее ставки были фактически заморожены и росли незначительно даже в первую волну пандемии. А ведь тогда транспортировка была осложнена из-за ограничений на передвижение, введения пропусков и QR-кодов. Сейчас же дальнейшее сдерживание ставок стало невозможным, полагает он. В первую очередь, роль играет общая нестабильная ситуация на транспортном рынке, связанная с превышением спроса над предложением, а также ростом ставок на перевозки другими видами транспорта (морским, авиационным, железнодорожным), считает эксперт.
Масла в огонь подлили сбои в работе морских портов и дефицит контейнеров. Как отметил Николай Гладун (Gebrueder Weiss), это привело к повышению ставок на морской фрахт, который достиг к лету 2021 года своего исторического максимума. В связи с этим многие компании стали выбирать для перевозок альтернативные виды транспорта (авиа, авто или ж/д). Как результат — рост тарифов в несколько раз и по этим видам транспорта, отметил эксперт.
ГРУЗОВИКИ НЫНЧЕ ДОРОГИ
Сами по себе всплески спроса, в том числе сезонные, не являются для рынка чем-то неожиданным, напомнил Вадим Филатов (ПЭК). Например, традиционно спрос и тарифы на перевозку растут перед новогодними праздниками, заметил он. Однако в этом году нехватка провозных мощностей на рынке, согласен с коллегами эксперт, зависит не только от сезонных всплесков.
Ситуация осложнилась тем, что часть игроков, в основном это ИП и малый бизнес, покинули отрасль. «Это связано с повышением финансовой нагрузки на перевозчиков: выросла стоимость грузовиков, цена дизельного топлива», — уточнил Вадим Филатов. Так, топливо с начала 2021 года подорожало на 4,1 %.
Коронавирус привел к уходу с рынка многих мелких игроков, подтвердил Александр Сапов. «Транспорт постепенно устаревает, а на покупку нового у части компаний не хватает средств, — констатировал эксперт. — Водители, оставшиеся без работы, были вынуждены переквалифицироваться и пока не спешат возвращаться в прежнюю сферу, несмотря на то, что отрасль уже вернулась к показателям 2019 года».
Тезис о нехватке средств на обновления парка стал особенно актуален из-за подорожания новых грузовиков и полуприцепов, что, конечно, тоже сказалось на себестоимости перевозки у тех компаний, кто может себе это позволить. По оценкам аналитиков Russian Automotive Market Research, средняя цена на новые грузовые автомобили в августе увеличились на 31,2 % по сравнению с августом 2020‑го, — до 7,2 млн рублей, но цена некоторых моделей грузовых ТС доходит уже до 10 млн руб. При этом максимальную ценовую динамику продемонстрировали грузовые автомобили китайских брендов: они прибавили в цене 45,8 %.
В ПЭК, кроме того, отметили, что российские грузовики выросли в цене на 32 % год к году. Подержанный грузовой транспорт также дорожает. По итогам августа средняя цена на него выросла на 30,5 % — до 2,3 млн рублей.
Евгений Остряков (Биржагрузоперевозок.рф) привел в пример стоимость отечественного тягача, которая по сравнению с 2020 годом выросла на 20–25 %. «Импортного еще больше, — добавил он. — А вместе с этим выросла стоимость запасных частей и компонентов».
По наблюдениям Delkо, рост цен на подвижной состав и запчасти в среднем составил 35 %.
«Стоит учесть, что в мировом масштабе подорожало сырье, в частности, железная руда, что и повлекло рост цен на транспорт, запчасти, техобслуживание», — отметил, со своей стороны, Виталий Скуратов («Байкал-Сервис ТК»). И, конечно, влияет колебание курсов валют, говорят эксперты.
В качестве фактора, вложившегося в рост себестоимости перевозок, участники рынка также называют рост тарифов в системе «Платон» и обновление норм режима труда. Вадим Филатов напомнил, что до начала 2021 года водитель мог находиться за рулем не более 4 часов, а затем сделать перерыв на 15 минут и повторять его каждые 2 часа. А сейчас время беспрерывного вождения выросло до 4,5 часа, но перерыв в пути — 45 минут. Также продолжительность еженедельного отдыха увеличилась с 42 до 45 часов.
Число перевозчиков, в числе прочего, сократилось в результате отмены Единого налога на вмененный доход (ЕНВД), из-за чего в целом выросли налоги для малого бизнеса. Наряду с этим повысилась прозрачность отрасли, и благодаря усилиям регулятора в этом направлении «серые» игроки массово уходят из отрасли, добавил представитель ПЭК.
О том, что на рынке транспортной логистики отрицательно сказалась отмена единого налога на вмененный доход, говорит и Наталья Арефьева (AsstrA). По ее словам, многие ИП вместо перехода на другую систему налогообложения попросту прекратили свою деятельность. «Рынок покидают мелкие и средние игроки, и я полагаю, что эта тенденция сохранится, — считает эксперт. — Выжить смогут те, кто сумеет выполнить взятые на себя обязательства перед заказчиками и у кого хватит ресурсов на обновление автопарка».
ВОДИТЕЛИ УХОДЯТ В КУРЬЕРЫ
Общее «обеление» рынка, увеличение контроля за собираемостью зарплатных налогов увеличивает себестоимость перевозок, подтвердил Евгений Остряков. По его данным, средняя зарплата водителя 20‑тонной машины составила 100 000 – 120 000 рублей на руки (хотя уже ходят разговоры, что достойная заработная плата водителя 150 000). Это приблизительно 15–20 % в стоимости выручки одной машины в месяц.
«Доход водителей уже вырос на 27 %, что напрямую влияет на тариф транспортировки. По нашей оценке, перевозка дорожает на 8–10 %», — комментирует эту тему Маргарита Табунова (FM Logistic).
В «ЮниТранс» привели данные о том, что повышение заработной платы водителя на каждые 10 % может привести к увеличению себестоимости перевозки на 3 % и более в зависимости от километража, тоннажа транспортного средства и других факторов, влияющих на расчет тарифа. По его оценкам, многие компании просто не в состоянии обеспечить индексацию зарплат работников.
По данным HH.ru, средняя зарплата водителей все же ниже упомянутой, но в целом находится на достаточно высоком уровне, составляя 80 тыс. рублей. Самые большие средние заработки в сфере транспорта и логистики предлагают водителям в Москве и Санкт-Петербурге — около 92 тыс. рублей. Об этом говорится в совместном исследовании сервисов «Работа.ру» и «Сберлизинг».
Несмотря на сравнительно хорошие доходы водителей, их все равно не хватает — участники рынка говорят о серьезном дефиците. Это также стало одним из основных факторов, повлиявших на рост фрахта. По словам Табуновой, отток наблюдается с начала 2021‑го. «Дефицит связан с выездом мигрантов в период коронавирусных ограничений. Многие иностранные работники до сих пор не вернулись на рынок в требуемом объеме», — объяснила она.
Наряду с этим происходит миграция из сегмента грузоперевозок в курьерскую доставку, поэтому и возникает нехватка водителей большегрузов. «Стоит учесть и возрастной фактор: средний возраст таких работников растет, — добавила представитель FM Logistic. — Молодые люди все меньше выбирают для себя данный труд, поскольку эта профессия не считается престижной».
Тезис про отток в смежные сферы поддерживает и представитель Gebrueder Weiss Николай Гладун — кадры уходят туда, где спрос на персонал еще выше, например становятся курьерами или работниками складов.
Многие парки испытывают сложности с наймом водителей, особенно квалифицированных, подтверждает Евгений Остряков (Биржагрузоперевозок.рф). Эксперт напомнил, что в настоящий момент требования к водителям значительно возросли как по части документооборота, так и по части использования различных цифровых сервисов (самостоятельная регистрация на погрузке/выгрузке, отметка в мобильных приложениях по маршруту движения и т. д.). «Сама по себе работа достаточно сложна физически, приходится жить в фуре по несколько дней, — отметил он. — После закрытия границ много водителей ушло работать в сферу ЖКХ, где работа проще, без вахты и рядом с домом, что «вымыло» значительную часть персонала». Работодатели же понимают, что неквалифицированный водитель может не только нанести ущерб имуществу, но и принести массу проблем со сроками доставки и оформлением документов. Так что дефицит кадров понятен.
В Delko среди главных причин назвали старение рабочей силы, что, кстати, усугубится еще больше — по прогнозам, самая производительная группа населения в возрасте от 20 до 39 лет к 2030 году сократится на 25 % по соотношению к ее численности в 2020 году. «Во-вторых, транспортные компании острее других ощущают демографический кризис в России, а именно сокращение численности мужского населения, — добавили в пресс-службе компании. — Учитывая, что профессия водителя-экспедитора традиционно считалась мужской, правильнее будет отметить, что не хватает мужчин, а не водителей».
В «Байкал-Сервис ТК» тоже это заметили: по словам представителя компании Виталия Скуратова, перевозчики сталкиваются с тем, что машин у них порой бывает больше, чем самих водителей. И рост заработной платы водителей эту проблему не решает, считает он. Молодежь не очень-то идет в эту профессию, она считается непрестижной.
Как правило, автомобили из-за дефицита кадров простаивают у небольших перевозчиков, которым трудно конкурировать с крупными по уровню заработной платы, уточняет Вадим Филатов из ПЭК.
Перевозчики называют и другие факторы, которые сказались на росте фрахта. Так, в «ЮниТранс» упомянули рост тарифов за проезд по платным дорогам и самой протяженности платных участков, введение ограничений по въезду грузовиков тяжелее 3,5 т в пределы МКАД, ужесточение мер весового контроля.
Игроки рынка пытаются сгладить эти факторы: компании стараются оптимизировать себестоимость, предлагать клиентам выгодные условия работы. Говоря о путях решения проблем на рынке, участники отрасли называют создание стимулов для развития внутренней автомобильной логистики в целом (пока ей не удается ответить на рост спроса). А также — развитие образовательных проектов для водителей большегрузов. Необходимо, конечно, работать и над повышением престижа профессии. «В полной мере решить эту задачу можно только совместными усилиями государства и делового сообщества», — уверены, в частности, в ПЭК.
Подписка на рассылку материалов Автопарка
Источник: 5koleso.ru