Давлетшина, А. Э. Возможности применения процессного подхода к совершенствованию государственных услуг в РФ (на примере государственной услуги по выдаче лицензии на оружие) / А. Э. Давлетшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 225-228. — URL: https://moluch.ru/archive/459/101014/ (дата обращения: 30.05.2023).
Статья посвящена проблеме применения процессного подхода в целях совершенствования и оптимизации государственных услуг при их переводе в электронную форму. Государственная услуга рассматривается как бизнес-процесс, аналогичный существующим в коммерческих организациях, т. е. как совокупность взаимосвязанных административных процессов, в ходе которой происходит преобразование входов в выходы, представляющие ценность для граждан и организаций. Подобная точка зрения позволяет выделить и описать основные процессы оказания услуги в виде моделей «как есть» и «как должно быть». В целях моделирования процессов предоставления государственной услуги по выдаче лицензии на приобретение оружия использовался метод IDEF0.
С чего начать выстраивание бизнес-процессов в компании?
Ключевые слова : электронное правительство, цифровое правительство, цифровая трансформация государственных услуг, государственные услуги, перевод государственных услуг в электронный вид, административные процедуры.
Основным вектором совершенствования и преобразования деятельности органов государственной власти и государственного управления в целом становится внедрение и активное распространение проектов цифрового правительства, одной из ключевых целей которых является повышение качества государственных услуг, их перевод в электронный вид и обеспечение режима непрерывного предоставления услуг по принципу 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году. Их достижение обуславливает в свою очередь необходимость поиска инструментов, методов и подходов, позволяющих органам власти с минимальными издержками достичь желаемого результата в области цифровой трансформации государственных услуг.
Идеи, связанные с реорганизацией внутренних и внешних процессов, достижением нового качества взаимодействия государственных и негосударственных субъектов (G2C, G2B, G2G) и использованием информационных технологий в целях повышения качества, доступности и оперативности государственных услуг, были объединены в рамках концепции «электронного правительства». Электронное правительство представляет собой не просто оказание государственных услуг с помощью Интернета и других технологий, оно охватывает широкий набор преобразований, нацеленных на переосмысление государственного управления.
В условиях всеохватывающих процессов цифровизации большее распространение получил термин «цифровое правительство». Под цифровым правительством понимается «правительство, создаваемое и действующее так, чтобы использовать преимущества цифровых данных при оптимизации, трансформации и создании государственных услуг» [9, с. 7]. Данные становятся основой для проектирования цифровых государственных услуг и реорганизации внешних и внутренних процессов, их автоматизации и цифровизации. Например, открытые данные могут использоваться в целях создания городских сервисов [11, p. 43], а данные из государственных реестров — в целях снижения издержек граждан и организаций и отказа от ручного заполнения электронных форм, что в свою очередь качественным образом изменяет деятельность органов власти.
Простые нотации описания бизнес-процессов, которые читают и используют сотрудники
Особенностями перехода к цифровому правительству как новой стадии электронного правительства являются следующие:
1) переориентирование правительств в сторону удовлетворения ожиданий нового «цифрового поколения»;
2) расширение сферы применения инновационных социальных технологий;
3) внедрение новых цифровых технологий, поиск направлений их применения [4, c. 22] и т. д.
В последние годы после принятия федерального проекта «Цифровое государственное управление» в РФ предпринимаются активные усилия в области оптимизации государственных услуг и перехода к новым принципам их оказания (цифровые административные регламенты, проактивность, реестровая модель и т. д.). Так 10 октября 2020 года состоялось совещание Президента и Правительства РФ, в ходе которого были обозначены следующие задачи: 1) актуализация законодательства в области внедрения новых принципов оказания государственных и муниципальных услуг (проактивность, реестровая модель) в срок до 1 июля 2021 года; 2) осуществление перевода массовых социально значимых услуг в электронный вид в срок до 1 января 2023 года [1].
В целях облегчения процесса перевода государственных услуг в электронный вид может применяться процессный подход. Под бизнес-процессом понимается «устойчивая совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя» [8, с. 36]. Если рассматривать органы власти с процессной точки зрения, то оказание государственной услуги представляет собой один из существующих бизнес-процессов организации. В таком случае по аналогии с бизнес-процессом в коммерческой организации государственная услуга является устойчивой совокупностью взаимосвязанных административных процедур, которая преобразует входы (документы и заявления) в выходы (результаты оказания услуги), представляющие ценность для граждан и организаций.
Важным этапом перехода к процессной модели управления является описание и анализ бизнес-процессов. Процесс оптимизации бизнес-процессов представляется собой уже давно отработанную технологию, которая включает в себя два ключевых этапа: 1) описание бизнес-процессов (построение модели «как есть»); 2) моделирование бизнес-процессов (построение модели «как должно быть») [6, с. 34].
Для описания бизнес-процессов и построения моделей могут применяться разнообразные методы, которые в течение долгого времени активно применяются в коммерческом секторе. В качестве наиболее известных можно обозначить следующие: BPMN 2.0, IDEF0 и IDEF3, UML, ARIS и т. д. Возможности применения этих методов были продемонстрированы в работах отечественных исследователей. Так, например, А. В. Данилин предлагает использовать UML для описания процессов предоставления услуги по смене места жительства [5, с. 76]. Д. В. Кознов, А. В. Самочадин, А. А. Азарсков, Ю. О. Чернова показывают возможности использования BPMN 2.0 на примере услуги по получению загранпаспорта гражданина РФ [10]. Г. Г. Куликов, Р. К. Габбасов, Н. Д. Навалихина, А. А. Тымченко отмечают потенциал BPMN 2.0 с точки зрения описания межведомственного взаимодействия, поскольку он обладает функционалом, позволяющий отразить разных исполнителей процесса в виде пулов и дорожек [7, с. 17].
В нашем исследовании мы решили использовать метод IDEF0, чтобы продемонстрировать возможности его применения в целях перевода государственных услуг в электронный вид и проверки возможности внедрения новых принципов их оказания. В качестве основных преимуществ использования данного метода можно обозначить следующие:
1) полнота описания процесса (возможность отразить управленческие, информационные и материальные потоки, а также обратные связи);
2) комплексность при декомпозиции;
3) возможность агрегирования потоков данных и информации;
4) наличие жестких требований методологии, обеспечивающих получение моделей процессов стандартного вида;
5) простота документирования процессов [8, с. 98].
Для демонстрации возможностей IDEF0 была выбрана услуга «Выдача гражданину РФ лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему» из Перечня массовых социальных услуг [2]. Для решения задачи выделения процессов и сроков их исполнения был использован административный регламент предоставления услуги [3]. В результате была построена модель оказания услуги «как есть», включающая в себя 4 основных процесса:
1) прием и регистрация заявления;
2) анализ соответствия требованиям достоверности и полноты;
3) формирование и направление межведомственного запроса;
4) выдача лицензии.
В качестве основных проблем при оказании услуги были выделены следующие. Во-первых, проведение очной проверки условий хранения осуществляется параллельно с отправкой межведомственного запроса, что в случае несоответствие требования (например, наличия судимости, вскрывшейся в ходе межведомственного запроса) ведет к неэффективному распределению ресурсов (сотрудников) на проведение очного осмотра условий для хранения оружия.
Во-вторых, услуга не реализуется по принципу «электронный вход-электронный выход», а также требует посещения ведомства для получения результатов оказания услуги. Это проблема может быть решаема за счет внедрения реестровой модели предоставления услуги путем внесения записи в реестр о выдаче гражданину лицензии на оружие. Исходя из этого, была построена модель «как должно быть» (рис. 1).
Рис. 1. Модель оказания государственной услуги «как должно быть»
Таким образом, метод IDEF0 может использоваться в целях перевода государственной услуги в электронный вид и ее оптимизации за счет пересмотра и улучшения административных процессов. Он позволяет отразить потоки ресурсов, проследить их, оценить возможности внедрения новых принципов предоставления государственных услуг, таких как проактивность и реестровая модель оказания услуг. Однако имеет определенные ограничения, связанные с тем, что IDEF0 прежде всего используется для описания бизнес-процессов организации на верхнем, но не детальном уровне. Кроме того, IDEF0 не позволяет отразить специфику межведомственного взаимодействия и требует определенной подготовки у владельцев бизнес-процессов (должностных лиц), что затрудняет его использование в целях перевода композитных государственных услуг.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, BPMN, государственная услуга, электронный вид, UML, цифровое правительство, межведомственный запрос, цель перевода, электронное правительство, государственное управление.
Ключевые слова
электронное правительство, цифровое правительство, цифровая трансформация государственных услуг, государственные услуги, перевод государственных услуг в электронный вид, административные процедуры
Похожие статьи
Цифровая трансформация государственного управления
Все государственные услуги должны быть оказаны в электронном виде к этому времени, а доля электронного
Ключевые слова: электронное правительство, электронные государственные услуги.
Ключевые слова: электронное правительство, электронные услуги.
Архипова З. В. Трансформация «Электронного правительства» в «Цифровое.
Значение предоставления государственных услуг на основе.
Перевод государственных услуг в электронную форму является общемировой тенденцией развития
— обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной.
электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Предоставление государственных и муниципальных услуг.
Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид — перспективное направление их модернизации
Перевод услуг в электронный вид состоит из множества этапов.
О планах развития Системы межведомственного электронного взаимодействия на 2015.
электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган.
Инновации в сфере предоставления государственных.
«Электронное правительство» (англ. e-Government, более правильный перевод
Если более высокий уровень государственного управления разрешает проблему в пользу гражданина
Рассмотрим, что входит в состав инфраструктуры «Электронного правительства».
В цепочке поставки услуг «Электронного правительства» принимают участие различные ИТ-компании.
Реализация системы межведомственного электронного.
В статье рассмотрен процесс реализации межведомственного электронного запроса в системе предоставления государственных и муниципальных услуг, выявлены основные проблемы и обозначены рекомендации по их устранению.
Электронное правительство как инструмент модернизации.
. государственного управления и новый способ предоставления государственных услуг.
Были определены черты, характерные для электронного правительства [1, с. 200]
электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган
Появление электронного правительства ассоциируется с переводом государственного управления.
Электронное правительство: его перспективы, возможности.
В статье рассматриваются основные понятия электронного правительства.
Ключевые слова: электронное правительство, умное правительство, государственные
Цели электронного правительства. Есть несколько целей ЭП, из которых можно выделить следующие
услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый.
электронное правительство, электронный вид, Российская.
Ключевые слова: государственные услуги, Российская Федерация.
Региональные и муниципальные услуги подлежали переводу в электронный вид на основе договоров
государственное управление, ITSM, услуга, чиновник, Российская Федерация, единый
– единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях.
Совершенствование межведомственного взаимодействия.
Появление электронного правительства ассоциируется с переводом государственного
I-я фаза: Электронное правительство (e-government) — это электронная платформа
II-я фаза: Открытое правительство (open government) — это цифровая платформа с помощью, которой обществу
вопросу влияния уровня цифровизации на качество государственного управления.
Источник: moluch.ru
Совершенствование процесса предоставления госуслуг в условиях цифровой трансформации
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию вопросов совершенствования процесса предоставления госуслуг в условиях цифровой трансформации. В работе охарактеризована нормативно-правовая база, регламентирующая процесс предоставления госуслуг. Проанализированы способы предоставления госуслуг.
Рассмотрено влияние цифровой трансформации на процесс предоставления государственных и муниципальных услуг. Проведен анализ данных, характеризующих процесс предоставления госуслуг на федеральном и региональном уровнях. Разработаны рекомендации по совершенствованию процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.
Вуз: Южный федеральный университет (ЮФУ)
ID: 5f479a22cd3d3e000175c0c0
UUID: 1ccda160-ca87-0138-225b-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: почти 3 года назад
Просмотры: 8983
Детализация
Елизавета Кулик
Южный федеральный университет (ЮФУ)
Поделиться работой
Thumbnails Document Outline Attachments
Highlight all Match case
Presentation Mode Open Print Download Current View
Go to First Page Go to Last Page
Rotate Clockwise Rotate Counterclockwise
Enable hand tool
Document Properties…
Toggle Sidebar
Presentation Mode Open Print Download Current View
More Information Less Information
Enter the password to open this PDF file:
Creation Date:
Modification Date:
PDF Producer:
PDF Version:
Page Count:
Preparing document for printing.
Рецензии:
— у работы пока нет рецензий —
Отзывы:
Информация
Разделы
Контакты
пн — пт, 10:00 — 18:00 МСК
Сайт создан в рамках проекта «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».
Поддержка платформы осуществляется в рамках проекта Ресурсного центра по открытой публикации учебных и выпускных квалификационных работ «Научный корреспондент» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Интернет-издание «Научный корреспондент». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70641.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.Д.
Научный Корреспондент, .
Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)
Источник: nauchkor.ru
Автоматизация государственных услуг
Эпоха цифровизации в самом разгаре — в России успешно разрабатываются и активно внедряются стратегии автоматизации государственного сектора услуг. Результаты впечатляют, но предстоит еще немало работы. На текущий момент каждое ведомство выбирает подходящие для себя решения и строит ИТ-ландшафт, используя разные инструменты. У каждой системы есть своя инфраструктура, свой интерфейс и платформа.
Какие инструменты более эффективны, для решения каких задач используются и в чем преимущества автоматизации процессов оказания межведомственных и региональных госуслуг — рассматриваем в этой статье на примере решения от компании КСК.ИК.
Задачи автоматизации госуслуг
Автоматизация государственных и муниципальных услуг направлена на решение следующих задач::
- Организовать многоканальный подход ко всему процессу оказания государственных/муниципальных услуг на региональном уровне. Как пример, можно привести МФЦ, мобильное приложение.
- Внедрить универсальный механизм по приему и последующей обработке поступивших от населения заявок для получения определенных услуг от муниципальных и государственных сервисов. С этой задачей справляется личный кабинет на базе платформы с возможностью интеграции с отраслевыми ВИС.
- Обеспечить эффективное взаимодействие региональных и федеральных органов власти, также органов местного самоуправления, различных подведомственных организаций и многофункциональных центров, предоставляющих государственные услуги.
- Расширить аналитические возможности и функционал для формирования статистических отчетов в контексте межведомственного взаимодействия и оказания услуги населению.
- Поддерживать высокие стандарты безопасности при обработке, а также хранении информации. Обеспечить защищенное хранение и внедрить ролевую модель доступа к системе.
- Получить возможность создания суперсервисов.
- Сформировать и в дальнейшем вести цифровые профили заявителей, хранить необходимую информацию, чтобы в дальнейшем при необходимости использовать сведения и документы из электронного архива.
- Использовать универсальный конструктор для создания услуг без привлечения профессиональных программистов, оперативной доработки и тиражирования.
Чтобы понять, как вышеперечисленные задачи решаются на практике, рассмотрим, какие преимущества использования сервисов и площадок для цифровизации государственных и муниципальных услуг можно проследить уже сейчас.
Преимущества использования
Региональный портал госуслуг — это информационная система, которая призвана обеспечить оказание услуг населению в электронной форме, а также свободный доступ к сведениям о госуслугах.
- Минимизация временных затрат (внедрение системы позволяет сократить время, которое тратится на обработку поступающих заявок и на то, пока услуга будет предоставлена конечному потребителю).
- Эффективный контроль (заявители получают уведомления относительно состояния их заявки на каждом этапы работы).
- Создание единого инфопространства (возможность агрегации и координации информационных потоков).
- Интеграция с ЕПГУ.
- Удобное и автоматизированное формирование отчетности (продуманные регламентированные отчеты в разных разрезах с гибким функционалом).
- Использование электронной печати для придания документам юридической силы.
В основе цифровизации госуслуг лежит полный перевод бумажной документации в электронный вид, а также создание информационных площадок для взаимодействия с гражданами, выступающих в роли заявителей. Благодаря комплексной автоматизации удается организовать единое информационное пространство для органов государственного управления и создать единую точку входа, в том числе, понятную техническую площадку для выполнения поступающих запросов.
Результаты после внедрения
Коротко резюмируем, какие результаты государственные или муниципальные органы власти могут получить, используя специальные решения для цифровизации предоставления услуг:
- Создание единой ИТ-инфраструктуры для оказания услуг на региональном уровне.
- Популяризация сервисов в цифровом и электронном виде.
- Повышение качества предоставления государственных услуг.
- Сокращение времени на обработку заявок.
- Автоматизация и ускорение рутинных административных процедур.
- Упрощение процедуры пользования услугами, уменьшение бюрократических препон и снижение административных барьеров.
- Минимизация вероятности формировании коррупционных схем при оказании государственных или муниципальных услуг.
- Оптимизация расходов пользование услугами благодаря автоматическому учету, возможности унифицировать процессы и использованию конструкторов.
Среди прочего эффективность перехода на автоматизацию госуслуг зависит от выбранных инструментов. Многие структуры власти на муниципальном и региональном уровне успешно используют готовые решения от КСК.ИК. Рассмотрим их особенности, функционал и преимущества.
Решения для автоматизации оказания государственных услуг
Компания КСК.ИК разработала несколько инструментов для перехода на автоматизацию госуслуг. Наиболее востребованное решение — портал Госуслуг. Это информационная система, заточенная на взаимодействие юридических лиц в составе государственных/муниципальных структур и граждан для получения определенных услуг. Система имеет сложную многоуровневую архитектуру, обеспечивает доступ гражданам к справочной информации о порядке пользования услугами, функционале сервисов, дает возможность мониторить состояние заявки и готовность работ.
Используя функционал портала государственных услуг от КСК.ИК, граждане могут иметь доступ к:
- подаче заявки и получению результатов в электронном виде;
- интерактивным сервисам, записи на прием в МФЦ;
- пользованию услугами, предоставляемыми государственными и коммерческими учреждениями;
- механизму помощи с подсказками, формируемыми на основании анализа истории обращений, которые помогают разобраться с услугами;
- механизму оценки качества обслуживания и подачи жалоб.
Если резюмировать, то основная цель портала Госуслуг заключается в том, чтобы обеспечить гражданам возможность свободно пользоваться услугами в цифровом и электронном виде, полностью перейти на взаимодействие без бумажных документов.
КСК.ИК для оказания государственных услуг:
Портал Госуслуг от КСК.ИК можно рассматривать как основное решение, но есть и ряд сопутствующих или альтернативных инструментов.
Например, Региональный реестр, куда входит:
- реестр с услугами и организациям;
- рабочее место сотрудника;
- настраиваемый набор справочников;
- опция интеграции с типовым реестром региона и с Федеральным реестром.
Система исполнения услуг.
- защиту информационного взаимодействия между исполнительными органами власти;
- соответствие автоматизированных процессов нормативным и правовым требованиям, а также административным регламентам;
- возможность внесения изменений в процедуру того, как будет предоставляться конкретная услуга;
- передачу запросов и информационных данных для получения госуслуг в электронном формате;
- передачу запросов от пользователей, документов и данных на Единый портал госуслуг;
- обмен электронными сообщениями между исполнительными органами власти, информационные системы которых подключены к системе межведомственного взаимодействия.
Сервис поддерживает комфортное взаимодействие с заявителями. Для граждан организован свободный доступ к госуслугам. Заявления можно подать через Региональный или Единый портал госуслуг. Удобно, что на этапе формирования заявки количество информации, которое необходимо внести, минимально, многие данные заполняются автоматически. Функционал системы позволяет контролировать все этапы процесса предоставления услуги — от подачи заявки до отслеживания статуса и срока исполнения.
Также стоит обратить внимание на сервис КСК.МВВ для межведомственного взаимодействия. Система разработана для быстрого перенаправления запросов поставщикам информации и перенаправления ответов потребителям. Также инструмент можно использовать для управления электронными сервисами при межведомственном взаимодействии. КСК.МВВ используют для решения следующих задач:
- подача запросов на получение необходимой информации (ручной режим);
- предоставление инструментов подготовки ответов на запросы;
- отслеживание исполнения запросов.
В рамках этой статьи мы рассмотрели только часть инструментов от КСК.ИК, разработанных для цифровизации госуслуг. На сайте в разделе «Электронное правительство» можно найти и другие решения: Атлас госзакупок, ГАСУ, Шлюз СМЭВ 3, Документооборот. Каждый из инструментов можно использовать как дополнительный к основному — порталу Госуслуг.
Источник: www.kck.ru