Достижение максимально возможного игрового рейтинга к концу игрового курса — это главная задача пользователя. Но, все же, еще важнее — не допустить банкротства Предприятия в течение всего курса. Поясним, при каких условиях наступает это печальное событие в данной игре.
Прежде всего, напомним, что пользователь может брать по своей инициативе обычные банковские кредиты на тот или иной срок (см. п. 1.1.3 и подробнее п. 2.9).
Вместе с тем, Предприятие может автоматически получать банковские кредиты в форме овердрафта на сумму обнаруженной нехватки денежных средств в момент перехода к следующему месяцу.
Овердрафт выдается банком сроком на один месяц (с автоматическим возвратом в следующем месяце) и под утроенную ставку процента по сравнению с обычным месячным кредитом.
Если размер требуемого овердрафта не очень велик (в точном смысле, который сформулирован ниже), то банк его, действительно, выдаст. Это несколько ухудшит финансовые результаты Предприятия из-за уплаты повышенных процентов, но в принципе ничего катастрофического не повлечет.
Но при превышении определенных нормативов банк откажет в предоставлении требуемого овердрафта, и Предприятие будет объявлено банкротом!
Более точно, Предприятие становится банкротом в следующих двух ситуациях:
- · если два месяца подряд Предприятию необходим овердрафт такого размера, что после его получения общая сумма выданных кредитов становится больше общего лимита банковского кредитования, который рассчитывается как 100% от величины собственного капитала Предприятия на конец месяца;
- · если в текущем месяце Предприятию необходим овердрафт, превышающий предельную величину овердрафта, равную 50% от величины общего лимита банковского кредитования на конец месяца (и это — независимо от величины уже взятых обычных кредитов);
Таким образом, в первой ситуации превышение общего лимита на первый раз прощается. Банк предоставит требуемый овердрафт. При этом будет объявлено, что Предприятие находится в предбанкротном состоянии. Если второй раз подряд ему потребуется овердрафт, после выдачи которого общий лимит окажется превышенным, то банк такой кредит уже не выдаст, и Предприятие будет объявлено банкротом.
Во второй ситуации банк сразу отказывает в выдаче столь большого овердрафта, и Предприятие объявляется банкротом уже в текущем месяце.
Из сказанного следует, что в течение всего игрового курса необходимо тщательно планировать движение денежных средств, не допуская превышения расходов над доходами. В программе имеется механизм, который облегчает решение этой задачи (см. п. 2.15).
После сообщения о банкротстве поля программы для ввода решений станут недоступными. В то же время компьютер покажет результаты последнего месяца в предположении, что банк все же предоставил Предприятию требовавшийся овердрафт. При этом все разделы программы останутся доступными для просмотра, и можно будет проанализировать допущенные ошибки.
В индивидуальном варианте игры пользователю, ставшему банкротом, надо будет просто начать новый игровой курс и учесть допущенные ошибки.
В коллективном варианте игры команда-банкрот не выбывает из игрового соревнования. В следующем месяце ей будет предоставлено новое Предприятие, как в начале игрового курса. Его уставный капитал будет определен Администратором игры на таком уровне, чтобы имелась возможность нормально развиваться в условиях возросших цен на оборудование, сырье и рабочую силу (см. п. 10.2.2).
Источник: studwood.net
Размещение свободных денежных средств на депозите
В случае же значительного профицита денежных средств вам предоставляется возможность их размещения на депозите с целью получения дохода в виде процентов. Вы можете воспользоваться функцией «Получение и возврат кредитов».
Прочие источники финансирования
Также вы можете проводить не чаще чем раз в 6 месяцев эмиссию акций, привлекая тем самым финансирование по вашему проекту. На момент начала игры вы имеете 100 000 акций в обращении и возможность выпуска еще 400 000 акций. Однако данный инструмент рекомендуется использовать только тогда, когда эмиссионная цена акции будет не ниже рыночной.
Дивиденды выплачиваются каждый квартал с тех пор, когда чистая прибыль на акцию станет не отрицательной. ВАЖНО. Выплата дивидендов влияет на рыночную стоимость акций, а значит и на ваш игровой рейтинг в целом. Обычно программа сама предлагает выплатить дивиденды в конце каждого квартала, если вы это забыли сделать.
Работа на рынке акций других компаний
Вы также можете размещать свободные денежные средства в акциях других компаний (не конкурентов) и получать доход от вложения гораздо больше нежели от размещения депозита в банке.
После заполнения всех цехов оборудованием (в т.ч. на дорогостоящем рынке продукции С) единственным фактором дальнейшего развития и повышения рейтинга будет являться игра с собственными акциями и акциями других компаний.4. Анализ результатов
Основные результаты, на которые необходимо обратить внимание:
- количество проданной продукции;
- величина спроса в текущем месяце (насколько он превышает наши мощности – в идеале они должны совпадать);
- величина чистой прибыли;
- полученный вами рейтинг;
- положение дел у конкурентов (объем продаж, цена реализации, затраты на сбыт продукции, рейтинг конкурентов и пр.).
Все приведенные выше показатели можно найти в меню программы («Сводный отчет», «Анализ конкуренции» и пр.). На основании полученных результатов вы принимаете управленческие решения. Также в данной программе предусмотрена возможность просмотра предыдущих ходов при нажатии соответствующих стрелок в меню игрового курса. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ИГРЕ:
- Стоимость — текущая рыночная цена оборудования (без учета налога на добавленную стоимость).
- Мощность — количество продукции, которое изготовляется на данном оборудовании в течение месяца при работе в одну смену и нормальной продолжительности рабочего дня.
- Рабочий ресурс — нормативный срок службы оборудования, измеряемый в месяцах.
- Материалоемкость — количество сырья, необходимое для изготовления одной единицы продукции.
- Норматив рабочих — количество производственного персонала, которое необходимо для обеспечения работы оборудования в одну смену.
- Выручка от продажи — текущая рыночная стоимость объема производства, равного мощности оборудования.
- Материальные затраты — текущая рыночная стоимость затраченного сырья, т.е. результат умножения мощности на материалоемкость и текущую рыночную цену сырья.
- Оплата труда — текущая рыночная оплата труда нормативного количества рабочих плюс единый социальный налог (в базовом сценарии игры этот налог составляет 35.6% от фонда оплаты труда).
- Брутто-прибыль — выручка от продажи за вычетом материальных затрат и расходов на оплату труда.
- Рентабельность — процентное отношение брутто-прибыли к текущей стоимости оборудования.
- Изношенность — процентное отношение использованного рабочего ресурса оборудования к его паспортному рабочему ресурсу.
- Текущая мощность — количество продукции, которое можно произвести на данном оборудовании в текущем месяце при работе в одну смену нормальной продолжительности.
- Текущая материалоемкость — количество сырья, необходимое для изготовления одной единицы продукции на данном оборудовании в текущем месяце.
- Первоначальная стоимость — покупная стоимость плюс затраты на монтаж.
- Восстановительная стоимость — текущая рыночная стоимость нового оборудования аналогичного типа плюс затраты на монтаж (в размере 10% от рыночной стоимости).
- Внеоборотные активы – сумма остаточной стоимости оборудования и капитальных вложений, т.е. стоимости оборудования, которое было приобретено в прошлом месяце, а в текущем будет монтироваться.
- Денежные средства — остаток средств на расчетном счете предприятия.
- Финансовые вложения – сумма открытых депозитов и учетной стоимости акций других организаций, находящихся в портфеле предприятия.
- Собственный капитал – та часть капитала предприятия, которая принадлежит акционерам.
- Обязательства – задолженность предприятия другим организациям и лицам.
- Долгосрочные обязательства — задолженность, подлежащая погашению более чем 12 месяцев после отчетной даты. В данной программе это — банковские кредиты, подлежащие возврату более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
- Краткосрочные обязательства — задолженность, подлежащая погашению менее чем 12 месяцев после отчетной даты. В данной программе это — банковские кредиты, подлежащие возврату менее чем через 12 месяцев после отчетной даты, и текущие обязательства по оплате труда и налогам.
- Долгосрочные кредиты — кредиты, полученные по Вашему решению на срок свыше одного года.
- Краткосрочные кредиты — кредиты, полученные по Вашему решению на срок менее одного года.
- Овердрафт — кредит, полученный автоматически в прошлом месяце в связи с нехваткой денежных средств и подлежащий возврату в текущем месяце.
- Выручка от продажи продукции – сумма денежных поступлений от продажи готовой продукции (без налога на добавленную стоимость).
- Себестоимость продаж – сумма всех затрат на производство и сбыт продукции (полная себестоимость проданной продукции).
- Прибыль от продажи продукции – разность между двумя предыдущими показателями.
- Прибыль до налогообложения – результат увеличения или уменьшения прибыли от продажи продукции на сальдо прочих доходов и расходов.
- Чистая прибыль – результат вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль.
- Количество акций – общее число акций предприятия, когда-либо выпущенных и сейчас находящихся в обращении.
- Бухгалтерская стоимость акции – отношение собственного капитала к общему количеству выпущенных акций.
- Дивиденды за 12 месяцев – сумма дивидендов на акцию, выплаченных за последний год (годовые дивиденды на акцию).
- Рыночная цена акции – цена, по которой покупались и продавались акции на рынке в прошлом месяце.
- Рентабельность продукции – процентное отношение прибыли от продажи продукции к выручке от продажи продукции за соответствующий период.
- Рентабельность (собственного) капитала – процентное отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала за соответствующий период, умноженное на коэффициент приведения.
Демо-версию игры можно скачать на сайт:http://www.vkkb.ru/demo.html
Источник: studfile.net
Игровой рейтинг
Данный раздел программы (рис. 9.2) занимает особое положение. Здесь детально раскрывается механизм формирования игрового рейтинга, который в общих чертах был описан в п. 1.1.6.
Рис. 9.2. Раздел «Анализ/Игровой рейтинг»
Как многократно отмечалось, главными показателями эффективности в игре «БИЗНЕС-КУРС: Максимум» выступают:
- годовая чистая прибыль;
- годовая рентабельность собственного капитала;
- рыночная цена акции.
На их основе и строится игровой рейтинг. Однако понятно, что просто их складывать было бы неправильно, так как по порядку своих значений это – разные величины. Сначала их надо привести к безразмерному виду. С этой целью фактические значения данных показателей сравниваются с их нормативными значениями, которые вычисляются внутри модели игры по определенным правилам.
Годовая чистая прибыль – это абсолютный (стоимостной) показатель. При правильном управлении Предприятием данный показатель должен постоянно расти, отражая развитие бизнеса. Поэтому нормативная чистая прибыль по ходу игры увеличивается, причем с постоянным темпом, т.е. ее траектория имеет вид экспоненциальной кривой. Задача пользователя – «поспевать» за ее ростом, а лучше его опережать, чего невозможно добиться без неуклонного расширения деятельности.
Годовая рентабельность собственного капитала – это относительный (безразмерный) показатель. Он имеет потолок роста, который не может быть превзойден при самом умелом управлении. Нормальной следует считать ситуацию, когда данный параметр имеет стабильное, достаточно высокое значение в сопоставлении с процентными ставками на рынке капитала.
В связи с этим нормативная рентабельность капитала в течение игры остается на постоянном уровне, превышающем годовую ставку процента по кредитам. Относительно просто однажды перейти эту нормативную «планку», особенно в первой половине игры. Значительно труднее удержать высокий уровень рентабельности в течение длительного периода времени, вплоть до конца игрового курса.
Рыночная цена акции – это ценовой (удельный) показатель. Правильной является ситуация, когда эта цена постоянно растет, приблизительно соответствуя росту бизнеса. Поэтому нормативная цена акции в течение игрового курса увеличивается, хотя и с чуть меньшим темпом, чем нормативная чистая прибыль.
Для расчета рейтинга сначала находятся отношения фактических значений главных показателей эффективности к их нормативным значениям, причем оба этих значения для рыночной цены акции предварительно уменьшаются на номинальную стоимость акции, равную 1 тыс. руб.
Сам рейтинг вычисляется как линейная комбинация трех указанных отношений с определенными весовыми коэффициентами.
В базовом сценарии игры (см. п. 1.2) годовой чистой прибыли и рыночной цене акции придан вес 40%, а рентабельности капитала – вес 20%. При желании, эти веса может изменить сам пользователь в индивидуальном варианте или Администратор в коллективном варианте игры.
В частности, можно придать вес 100% чистой прибыли, а остальным показателям – нулевой вес. Тогда система оценки действий пользователя будет в чистом виде выражать классический подход в понимании целей бизнеса: главное – максимизация прибыли (см. п. 1.1.6).
Можно придать вес 100% рыночной цене акции, а остальным показателям – нулевой вес. Тогда система оценки будет в чистом виде выражать современный подход: главное – максимизация благосостояния акционеров.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru