Имеет право проводить проверку малого бизнеса

Любой бизнесмен подвергается проверке множеством надзорных инстанций: Роспотребнадзором, Ростехнадзором, МЧС, УГАДН, региональными, муниципальными органами контроля. Отметим, что при неправомерных действиях обычно больше страдает малый и средний бизнес. Поэтому предлагаем рассмотреть рекомендации и пояснения, которые будут полезными при оказании таким субъектам правовой помощи. Далее поговорим, каким образом должна выстраиваться защита малого бизнеса от проверок.

Рекомендации о том, как должна строиться защита малого бизнеса от проверок

Одно из ключевых положений в правовом регулировании вопросов правовой защиты юридических лиц, ИП принадлежит ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Но давайте сразу обозначим, на какую область он распространяется, так как это будет важно для защиты малого бизнеса от проверок.

В деле защиты малого бизнеса от проверок важно знать, что ст. 1 вышеупомянутого ФЗ гласит: его нормы, фиксирующие порядок подготовки и осуществления контролирующих мероприятий, не могут быть применены:

  1. К действиям, направленным на контроль, если для этого не нужна помощь инстанций, осуществляющих надзор на государственном, муниципальном уровне с юридическими лицами, ИП. А также когда от перечисленных лиц не требуется предоставления данных, исполнения требований, обозначенных соответствующими органами.
  2. Во время осуществления оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия.
  3. При прокурорском надзоре (помимо осуществления проверок по приказу прокурора соответствующими инстанциями государственного, регионального уровня), правосудии, ведении административного расследования также действует временная защита малого бизнеса от проверок.
  4. При производстве по делам о несоблюдении антимонопольного законодательства РФ.
  5. При выяснении причин, по которым произошли аварии, несчастные случаи на производстве, инфекционные, массовые неинфекционные заболевания (отравления, поражения) людей, животных, растений, причинен вред экологии, имуществу граждан, юридических лиц, государственному, муниципальному имуществу.
  6. При выяснении причин, по которым имели место чрезвычайные природные, техногенные ситуации и потребовалась дельнейшая ликвидация их последствий.
  7. К действиям, целью которых является недопущение незаконного применения инсайдерских данных, манипулирования рынком.

Одним из обязательных пунктов защиты малого бизнеса от проверок является понимание предпринимателей, что по ст. 21 Закона № 294-ФЗ руководитель, уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право:

  1. Наблюдать за осуществлением мероприятий по контролю, отвечать на вопросы, относящиеся к объекту проверки.
  2. Получать от представителей надзорных инстанций информацию, относящуюся к объекту проверки, когда ее предоставление предусмотрено законом в рамках защиты малого бизнеса от нарушений во время проверок.
  3. Знакомиться с итогами мероприятий, а также указывать в акте проверки факт ознакомления, согласия/несогласия с ними, а также с рядом действий осуществляющих контроль должностных лиц.
  4. В рамках защиты малого бизнеса обжаловать в административном/судебном порядке действия или их отсутствие в работе проверяющих, результатом которых стали нарушение прав юридического лица, ИП.

Отметим, что если во время проверки представители контролирующей инстанции допустили серьезные нарушения, ее итоги не могут быть восприняты как доказательства нарушения закона хозяйствующим субъектами, то есть в рамках защиты малого бизнеса от проверок должны быть отменены вышестоящим органом либо судом по заявлению бизнесмена.

Налоговая проверка малого бизнеса

Соблюдение прав и проверки малого бизнеса. Слово прокурору

Чтобы легче было вести защиту своего малого бизнеса от нарушений при проверках, отметим, что грубыми нарушениями считаются: несоблюдение частоты ведения плановых проверок, осуществление контрольных мероприятий без оснований, несоблюдение срока уведомления и проведения проверок, начало мероприятий без распоряжения, запрос документов, не имеющих отношения к объекту контроля, осуществление мероприятий без распоряжения/приказа руководства соответствующего органа, непредставление акта.

Совершение данных нарушений карается административной ответственностью в качестве защиты малого бизнеса от проверок. К данной ответственности привлекаются представители контролирующих инстанций по ст. 19.6.1 КоАП РФ «Несоблюдение должностными лицами органов государственного надзора требований законодательства о государственном надзоре».

Также для защиты малого бизнеса от проверок важно знать, что делать в ситуации, при которой от бизнесмена требуют получить разрешения, заключения и другие документы, выдаваемые инстанциями государственного и местного уровня для ведения коммерческой деятельности.

Дело в том, что, для того чтобы приступить к ведению некоторых типов предпринимательства, не нужны лицензии и другие разрешения. Требуется только уведомление о начале коммерческой деятельности. Данные типы обозначены в ст. 8 Закона № 294-ФЗ, их необходимо знать для защиты малого бизнеса от проверок.

От юридических лиц, ИП требуется только уведомить о начале ведения перечисленных видов деятельности – это правило является важным в деле защиты малого бизнеса от проверок. Для этого информация передается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере, как только была получена государственная регистрация, проведена постановка на учет в налоговом органе. Данные действия необходимо выполнить до выполнения работ либо оказания услуг.

Читайте также:  Кто отнимает бизнес в России

В соответствии со ст. 27 Закона № 294-ФЗ с 01.01.2011 юридические лица, ИП имеют право направлять данную информацию в уполномоченный орган в электронном формате с электронной цифровой подписью по нормам, установленным Правительством РФ, – это также важно помнить для защиты малого бизнеса от необоснованных проверок.

Также с 1 января 2013 г. допускается представление такого уведомления через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 35 и ч. 2 ст. 41 Закона № 133-ФЗ от 28.07.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»).

Порядок уведомления о начале названных типов деятельности определен постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке осуществления отдельных видов деятельности». В отношении иных типов продолжают действовать нормы ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Теперь обсудим, как поступить в рамках защиты малого бизнеса от проверок, когда к вам пришли представители контролирующих инстанций для осуществления плановой либо внеплановой проверки.

Как гласит ст. 12 Закона № 294-ФЗ первый этап выездной проверки – это предъявление служебного удостоверения представителями органа государственного, муниципального контроля, что является необходимой частью защиты малого бизнеса от проверок. После чего обязательно следует ознакомление руководителя либо другого официального представителя юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя с распоряжением либо приказом руководителя (его заместителя) органа государственного, муниципального контроля о начале выездных мероприятий по надзору. Здесь указываются полномочия осуществляющих выездную проверку лиц, цели, задачи, основания для мероприятий. Необходимо изучить виды, объемы последних, экспертный состав, участвующий в данной проверке малого бизнеса, сроки и условия ее осуществления, чтобы быть готовым, если в дальнейшем понадобится защита малого бизнеса.

Проверка может быть начата лишь после получения распоряжения либо приказа руководителя контролирующей инстанции. Для защиты малого бизнеса от проверок предпринимателю необходимо ознакомиться с данным документом и только после этого представлять затребованные проверяющими бумаги.

Чтобы вести грамотную защиту малого бизнеса от проверок, каждому бизнесмену важно помнить, что представители соответствующей инстанции не наделены правом:

  • Проверять выполнение обязательных, установленных муниципальными правовыми актами требований, если последние не входят в перечень полномочий контролирующих инстанций, представителями которых являются данные должностные лица.
  • Проводить плановые либо внеплановые выездные контрольные мероприятия, если при ее осуществлении не присутствует руководитель, другое должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя. Исключением в данном правиле защиты малого бизнеса от проверок являются мероприятия, проводимые на основании, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 ФЗ № 294-ФЗ.
  • Требовать представления документов, данных, образцов товара, проб обследования объектов окружающей, производственной среды, если они не считаются объектами проверки/не входят в ее предмет, а также чтобы вести защиту своего малого бизнеса от проверок, вы должны помнить, что проверяющим нельзя забирать оригиналы данных документов.
  • Отбирать образцы товара, пробы обследования объектов окружающей, производственной среды для их исследования, испытания, измерения без составления протоколов. Последние фиксируют, что отбор указанных образцов произведен по установленной форме и в количестве, не превышающем нормы национальных стандартов, в соответствии с правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу прочими нормативными техническими документами, правилами, методами исследований, испытаний, измерений;
  • Передавать третьим лицам данные, полученные после проверки и представляющие собой государственную, коммерческую, служебную, другую охраняемую законом тайну. Кроме ситуаций, фиксированных законами РФ и не входящих в сферу защиты малого бизнеса от проверок.
  • Нарушать установленные сроки проверки.
  • Выдавать юридическим лицам, ИП предписания либо предложения о проведении проверок за их счет.

Защита малого бизнеса от проверок полицией

Взаимодействие руководителей предприятий с сотрудниками полиции во время проверок регулируется ФЗ № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Подчеркнем, что одним из правил действующих при защите малого бизнеса от проверок считается такой факт: по просьбе проверяемого полицейские должны предоставить ему копию протокола. Протокол относится к бланкам строгой отчетности, поэтому снабжается учетным номером.

Если сотрудник полиции отказывается предоставить копию протокола, поступите таким образом, чтобы осуществить защиту малого бизнеса от проверки: поставьте прочерки в незаполненных графах; внесите в бланк протокола информацию о том, что данный сотрудник отказался дать копию протокола, несмотря на просьбу; впишите «с протоколом не согласен», поставьте дату под подписью.

Чтобы вести грамотную защиту малого бизнеса от проверок, помните, что сотрудник полиции имеет право проверять такие документы:

  • паспорт (удостоверение личности);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо ИП;
  • лицензию;
  • патенты или другие правоустанавливающие документы;
  • сертификаты;
  • кассовый журнал;
  • накладные и пр.
Читайте также:  Стоит ли рискнуть и открыть бизнес

Сотрудники полиции налагают взыскания за следующие нарушения при проверке малого бизнеса:

  • продажа товаров без установленной информации об изготовителе либо о продавце;
  • незаконная продажа товаров (иных предметов), если их свободная реализация запрещена либо ограничена;
  • продажа подакцизных товаров, не снабженных марками установленных образцов;
  • обман клиентов;
  • несоблюдение валютного законодательства;
  • несоблюдение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами, а также прочими видами индивидуальной трудовой деятельности и пр.

Защита малого бизнеса от проверок в 2020 году

Плановые проверки как вид контроля со стороны государства нередко оказываются тяжелым испытанием для предпринимателей. Поэтому недавно вышедший Федеральный закон, изменяющий правила осуществления таких мероприятий, будет интересен всем лицам, связанным с бизнесом, и поможет вести защиту малого бизнеса от незаконных проверок.

ФЗ от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят Федеральным собранием, одобрен Президентом России.

Перечислим наиболее серьезные изменения:

Конечно, нередко сложно понять, попадает ли под действие описанного выше моратория по защите малого бизнеса начатая у вас проверка. Как поступить, если, несмотря на мораторий, к вам пришли для проверки; как вести себя во время мероприятий по пожарному надзору или визитов представителей налоговой. Поскольку при защите малого бизнеса от проверок возникает столько сложностей, наиболее полную защиту прав и интересов вам могут обеспечить специалисты нашей юридической фирмы.

Источник: biznes-resurs.ru

Может ли ли ФСС России проводить плановые проверки малого бизнеса в 2021 году?

В 2021 году запрещены все плановые проверки всех ИП и юридических лиц, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 7 Постановления N 1969).

Гарант Информационно-правовой портал

Важно!
Субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты, отнесенные в соответствии с условиями к малым и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Ранее сведения о юридических лицах и об ИП, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, вносились в Реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у ФНС России по состоянию на 1 июля текущего календарного года (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ в редакции, действовавшей до 07.11.2020). В настоящее время указанные сведения вносятся в Реестр 10-го числа каждого месяца на основании указанных в частях 4 и 4.1 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ сведений, имеющихся у ФНС России по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений в Реестр.

В каких случаях проверка возможна?

Следует иметь ввиду, что из указанного запрета есть исключения. Так, должны проводится в любом случае:

  • плановые лицензионные проверки (подп. «г» п. 8 Постановления № 1969);
  • плановые проверки лиц, чья деятельность или чьи объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности ОПО, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (подп. «а» п. 8 Постановления №1969);
  • плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности в социальной сфере, сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергеоэффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, по перечню конкретных видов деятельности, установленных постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (подп. «б» п. 8 Постановления № 1969, ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
  • плановые проверки субъектов малого предпринимательства, которых по итогам ранее проведенной проверки дисквалифицировали либо приостанавливали их деятельность, приостанавливали или аннулировали лицензию или просто наказали за грубое (по КоАП РФ) нарушение, причем между этой ранее проведенной проверкой и моментом включения СМП в план проверок на 2021 год не прошло трех лет (подп. «в» п. 8 Постановления № 1969);
  • плановые проверки СМП в рамках федеральных госнадзоров в области обеспечения радиационной безопасности и использования атомной энергии, госконтроля за обеспечением защиты гостайны; а также внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (подп. «д» п. 8 Постановления № 1969);
Читайте также:  Задачи по предмету оценка бизнеса

А сверх того, все плановые проверки, проведение которых вообще не регламентируется нормами Закона № 294-ФЗ, в том числе, налоговые, таможенные, прокурорские и т.п., перечень можно уточнить из ч. 3 и ч. 3.1. ст. 1 Закона № 294-ФЗ.

Источник: dasreda.ru

Отмена проверок бизнеса

Государственный контроль в виде плановых проверок зачастую становится сложным испытанием для лиц, ведущих коммерческую деятельность. Неудивительно, что совсем свежий федеральный закон, вносящий коррективы в правила проведения плановых проверок, будет с интересом воспринят всеми, кто имеет непосредственное отношение к бизнесу.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят Федеральным собранием и одобрен Президентом РФ.

Обозначим самые важные изменения:

1. Отменены плановые проверки малых предпринимателей на три календарных года: в период с начала 2016 года до конца 2018 года. Здесь можно воскликнуть «Ура!», однако следует знать, что есть исключения из этого правила:

— проверки остаются в отношении лиц, ведущие деятельность в области здравоохранения, образования и в социальной сфере (конкретный перечень установлен в пункте 9 статьи 9 ФЗ № 294-ФЗ).

— если лицо ранее допускало грубые нарушения КоАП РФ, что было выявлено в ходе предыдущей проверки, и данное лицо было привлечено за такие действия к административной ответственности, либо за иные нарушения лицо было дисквалифицировано или деятельность административно приостановлена (или приостановлена/аннулирована лицензия), и с момента завершения проверки не прошло трех лет- такое лицо снова может быть проверено.

2. Если субъект малого предпринимательства нашел себя в перечне лиц для плановой проверки, в обход моратория – он вправе потребовать от надзорного органа исключить его из ежегодного плана проверок.

4. Отмена проверок не касается некоторых «стратегически» важных сфер: промышленной безопасности и пожарного надзора, а также безопасности гидротехнических сооружений в отношении субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения 1 или 2 класса опасности; экологического надзора – по объектам, отрицательно влияющим на окружающую среду 1 или 2 категории; радиационной безопасности и использования атомной энергии; в сфере охраны государственной тайны; лицензионного контроля в отношении организаций, управляющих многоквартирными домами; внешнего контроля за аудиторскими организациями. Это логично, поскольку нарушения в данных областях чреваты большими рисками и жертвами.

5. Проведение плановой проверки с нарушениями новых правил считается грубым нарушением требований законодательства, итоги проверки будут являться недействительными.

6. В ФЗ № 294-ФЗ внесено и раскрыто понятие «риск-ориентированного подхода» при организации проверок, внедряемого в целях снижения издержек при проведении проверок – как для проверяющих органов, так и для контролируемых субъектов. Данный подход заключается в отнесении деятельности подконтрольных субъектов к установленным классам опасности (оценка тяжести вероятных негативных последствий нарушения) или категориям риска (оценивается вероятность несоблюдения требований). Правила и критерии распределения устанавливает Правительство РФ. Нормы о риск-ориентированном подходе применяются с 1 января 2018 года.

7. Три года малый бизнес, не попадающий под исключения, может ощущать себя спокойно – всевозможные государственные проверки проводиться не будут. Стоит внимательно изучить новшества – чтобы применить в случае, если с проверкой все же нагрянут.

Кроме того, не следует забывать, что всегда может быть проведена внеплановая проверка – по обращению заинтересованного лица и тогда сослаться на установленный мораторий не получится.

Естественно, что решить попадает под действие данного моратория ваша конкретная проверка крайне непросто порой. Либо определиться, что происходит с проверками пожарного надзора или налоговыми проверками. Либо понять что делать, если несмотря на мораторий к вам приходит проверка. Именно поэтому наиболее полно защиту прав и интересов готовы предоставить специалисты нашей юридической фирмы.

Яна Польская

Юрист-аналитик. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook .

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам .

Иные материалы по изменениям в ГК РФ:

Источник: vitvet.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин