Как через интернет собрать деньги на бизнес
НАЧАЛО БИЗНЕСА
8 МИН
Как собрать капитал через краудфандинг
Анастасия Березенец, владелица кафе «Тайяки» в Санкт-Петербурге, рассказала о своем опыте реализации проекта с помощью народного финансирования, основанного на добровольных взносах.
В 2015 году Анастасия Березенец открыла кафе «Тайяки» — первое в Санкт-Петербурге заведение с настоящим японским стритфудом: тайяки (печеньем в виде рыбок с сытными и сладкими начинками) и онигири (треугольничками из риса с добавлением лосося, креветок, водорослей и других ингредиентов).
НУЖНЫ ДЕНЬГИ? ПОЛУЧИ ИХ! КАК ЗАРАБОТАТЬ НА КРАУДФАНДИНГЕ
Через три с половиной месяца стало ясно: площади в 14 кв. м с четырьмя посадочными местами недостаточно. Гости хотели не просто взять блюдо с собой и уйти, а остаться в кафе, чтобы передохнуть. Поэтому девушка начала искать деньги на открытие второй точки.
Анастасия планировала арендовать зал от 100 кв. м, сделать в нем ремонт, установить новую технику и организовать 20 посадочных мест. На все это требовалось минимум 2 000 000 рублей. Анастасия продала комнату в квартире в центре Санкт-Петербурга, но денег все равно не хватало. Возможность привлечения серьезного инвестора она не рассматривала — была уверена, что есть иной выход. Так, в 2016 году ей посоветовали запустить сбор денег через краудфандинг на Планете.ру.
Площадка и сроки
В России работают три популярных краудфандинговых площадки: Кикстартер, Бумстартер и Планета.ру. В 2016 году наиболее выгодными были условия Планеты.ру: получить деньги по итогам проекта можно было, собрав не менее 50% от заявленной суммы. В случае если собранные средства составляли от 50 до 99%, комиссия площадки равнялась 15%, от 100% и более — 10%.
По словам менеджеров Планеты.ру, оптимальный срок краудфандинговой кампании — три месяца. За это время можно сфокусироваться на задачах, привлечь необходимые ресурсы и протестировать успешность идеи. Сборы продолжительностью до полугода, напротив, свидетельствуют об отсутствии интереса к идее как у авторов, так и у потенциальных «акционеров». Анастасия запустила кампанию по сбору средств на два с половиной месяца: с 13 мая по 1 августа 2016 года.
Подготовка компании
Где гарантированно взять деньги на любую бизнес идею без рисков??? Краудфандинг
Честно ответить себе на вопрос: зачем я делаю этот проект?
У Анастасии ответ на него был всегда: «Создать уголок настоящей Японии в России. Дать людям место, куда можно прийти и почувствовать атмосферу Страны восходящего солнца, поностальгировать о былом путешествии или помечтать о будущем. И конечно же, попробовать аутентичную кухню».
Понять, что отличает компанию от конкурентов
Команда «Тайяки» с первого же дня открытия двигалась к главной цели проекта вместе с гостями, которые в том числе принимали участие в оформлении заведения. В итоге в Санкт-Петербурге появилось не просто очередное японское кафе, а целое сообщество людей, заинтересованных в том, чтобы создать уголок Японии в России.
Прописать акции
Для этого важно понимать свою целевую аудиторию. Анастасии повезло, она идеальный представитель своей же целевой аудитории: любит Японию, увлекается ее культурой, чтит традиции. Поэтому девушка подбирала акции исходя из того, что сама хотела в них видеть, и активно использовала уже имеющиеся ресурсы. В том числе обратилась за помощью в создании подарков к мастерам японских ремесел, партнерам и единомышленникам, которые с удовольствием поддержали проект.
Описать проект
Главное здесь — честно рассказать о своей цели и объяснить пользу проекта. Если после прочтения материала у представителя вашей целевой аудитории возникли вопросы, важно внести изменения в описание.
Снять видеоролик
И с этим вполне можно справиться своими силами. Анастасия нашла знакомого оператора, выучила подготовленный текст, продумала, какие части кафе будут нужны для съемок, и подготовила их вместе с командой.
Кампания
Проработать людей, которые помогут собрать первые деньги
Анастасия решила обратиться за поддержкой к друзьям, родителям, бывшим коллегам, хорошим знакомым и посетителям кафе. Она раскладывала листовки в заведении, публиковала посты о кампании в своей группе ВКонтакте и отправляла личные сообщения.
Размещать посты в тематических группах ВКонтакте.
Поскольку целевая аудитория кафе «Тайяки» — люди, которые увлекаются японской культурой, Анастасия договаривалась о публикациях с такими группами, как «Удивительная Япония», «Япония изнутри», «Япония, давай дружить». Многие размещали информацию бесплатно, другие — за плату в районе 400 рублей.
Участвовать в тематических конкурсах.
Анастасия подала заявку на участие в японской телепередаче «Поддержим тех, кто хочет поехать в Японию!», и уже через неделю к ней приехала съемочная команда канала ТВ Токио. Сюжет о ее кафе вышел в эфир, а самой героине оплатили поездку в Японию, где познакомили с владельцем старейшего тайяки-кафе. Он обучил Настю своему мастерству и поделился рецептами приготовления традиционных японских блюд.
Результаты
Заявленная сумма для реализации проекта — 500 000 рублей, сумма собранных средств по факту — 651 000 рублей. Комиссия Планеты.ру в итоге составила 10% от суммы (65 000 рублей). На налоги по упрощенной системе налогообложения (при регистрации ИП) ушли еще 6% (39 000 рублей).
За два с половиной месяца 59 человек купили 95 акций. Акции стоимостью до 5 000 рублей принесли в сумме 41 700 рублей, один из акционеров внес 10 000 рублей через опцию «Без награды». Судьбу проекта решили два акционера. Первый — петербуржец, посетитель кафе, который перечислил Анастасии 300 000 рублей на старте кампании и 150 000 рублей — в конце.
Когда девушка позвонила ему, чтобы узнать, какой подарок он хочет, то получила ответ: «Ничего не хочу. Часто к вам хожу и хочу, чтобы вы поскорее открылись и продолжали делать настоящие японские блюда». Вторым судьбоносным для кампании акционером стал японец. Он увидел Настю по токийскому телевидению, впечатлился тем, что в России кто-то делает тайяки, и перечислил ей 100 000 рублей.
Ошибки и выводы
Анастасия считает, что собрала деньги благодаря любви к проекту, высокой работоспособности и поддержке близких. Но часто это далеко не все, что нужно. Анастасия составила список из ключевых ошибок и их решений, который поможет улучшить результат кампании.
Источник: www.sberbank.ru
Как инвестировать на российских краудфандинговых платформах
Покупка ценных бумаг на бирже — классический, но не единственный способ инвестирования в бизнес. Можно действовать через краудфандинговые онлайн-платформы, где люди и начинающие бизнесы собирают деньги на конкретные проекты или чтобы покрыть кассовый разрыв. Взамен обещают проценты выше банковских, долю в бизнесе, свой новый продукт и другую выгоду.
Краудфандинг делится на 3 вида.
Краудлендинг.
Физические лица кредитуют друг друга или компании. По сути, это не инвестиции, а ссуды. Здесь и в остальных двух случаях онлайн-платформа выступает посредником, а зарабатывает на комиссии. С дохода надо платить НДФЛ 13%.
Краудинвестинг.
Долговое финансирование компаний в обмен на долю. Доходность зависит от показателей конкретного бизнеса, также можно заработать на перепродаже долей.
Reward-краудфандинг.
Вложения в проекты за нефинансовые вознаграждения: продукты и сервисы, право их приобретения до поступления в открытую продажу и другие поощрения.
Сфера развивается стремительно: объем рынка краудфандинга в России в 2018 году составил 15,2 млрд рублей — в 10 раз больше, чем по итогам 2015 года. Но к любой такой инвестиции важно подходить обстоятельно: регуляторы еще не создали законодательную базу, поэтому среди владельцев платформ нередко встречаются мошенники. Тем не менее есть надежные площадки, в том числе государственные.
Краудфандинг и закон
Банк России разработал законопроект «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»: он прошел первое чтение в Госдуме. Если закон примут, краудфандинг-площадки будут обязаны идентифицировать пользователей и заключать договоры c ними. Кроме того, неквалифицированным частным инвесторам ограничат суммы вложений, а требования к компаниям, которые привлекают финансирование, ужесточат. К поиску инвестиций не допустят организации, у владельцев которых есть судимость за экономические преступления.
Вот критерии, которые помогут выбрать надежную площадку:
- платформа — зарегистрированное юридическое лицо, у которого есть агентские договоры и лицензионные соглашения с компаниями, привлекающими инвестиции;
- платформа гарантирует безопасность транзакций и надежность своих партнеров;
- в управлении платформой принимают участие госструктуры, либо она добровольно сдает отчетность контролирующим органам;
- у платформы хорошая репутация: отзывы, успешные кейсы завершенных проектов, статьи в ведущих деловых медиа.
Крупнейшие краудфандинг-платформы в России и работа на них
Penenza — краудлендинговая платформа, через которую можно дать взаймы компаниям, участвующим в тендерах на госзакупки. Penenza работает с 2015 года и лидирует по объему выданных займов — более 17 млрд. рублей. Платформа заявляет, что деньги идут на конкретные цели компаний, подтвержденные тендерной документацией. Средний срок возврата кредита, по данным платформы, — 21 день, ставка кредитования для компаний — от 3,5% в месяц, средний размер кредита — 1 млн рублей.
Минимальная сумма вложений для инвесторов — 5 тыс. рублей с возвратом от 2-х месяцев. Обещают среднюю годовую доходность 20%.
Руководство Penenza утверждает, что просрочка по займам на платформе минимальна (0,4% от общего объема сделок), а доля дефолтов составляет 0,2%. Всё благодаря строгому подходу к заемщикам, которых анализируют по 400 показателям, а также из-за привязки займа к конкретным госзакупкам. Площадка добровольно сдает Банку России отчетность и участвует в тестировании новых правил регулирования краудфандингового рынка.
StartTrack — вторая по объему краудлендинговая платформа страны. По данным площадки, с 2012 года заемщикам выдано более 2,7 млрд рублей ссуд. Деньги получили 101 компания, в том числе академия спорта Кости Цзю. Площадка сама отбирает организации, оценивая их инвестиционную привлекательность.
На сайте StartTrack обещают доходность 5% годовых по договору займа. Также платформа дает возможность краудинвестинга — покупки доли компаний.
StartTrack создана при содействии государства. Владелец платформы — Фонд Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ), принадлежащий Агентству стратегических инициатив (АСИ). В 2017 году в площадку инвестировала компания «ВЭБ-инновации».
Planeta.ru — платформа reward-краудфандинга. Здесь можно финансировать проекты, которые имеют культурную, общественную или предпринимательскую ценность, как работа центра помощи домашним животным или открытие веганской пиццерии. Авторы проектов указывают нужную сумму и получат ее только в случае сбора всех денег в заранее установленный срок. Площадка популярна среди музыкантов, собирающих деньги на новый альбом, благотворителей и социальных предпринимателей.
Поддержка проектов не принесет инвестору доход, однако можно получить другие вознаграждения. Например, поддержав издание альбома группы «Алиса» на 1 тыс. рублей, можно первым получить доступ к его цифровой версии, а за 25 тыс. рублей — одну из 100 именных виниловых пластинок с автографом Константина Кинчева.
Существует риск не получить вознаграждение — вся ответственность за рассылку бонусов лежит на авторах проектов.
Краудфандинг напрямую и его опасность
Некоторые стартапы привлекают деньги сами, в обход платформ. У таких вложений повышенный риск: если решите действовать напрямую — тщательно проверьте компанию. Например, SkyWay собирает деньги на разработку «струнного транспорта» нового поколения. При этом у компании нет внятной документации и информации о разработке. Пользователи собирают данные об обманах со стороны SkyWay и даже создали сайт stopskyway.com.
Источник: dokhodchivo.ru