Активное участие представителей бизнес-сообщества стран Союза в деятельности ЕЭК задает должный темп решению множества вопросов, затрагивающих интересы бизнеса и влияющих на деловой и инвестиционный климат в Союзе.
4 октября 2021 г.
Такое понимание роли бизнес-структур в формировании актуальной повестки для Евразийского экономического союза и реализации Стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года высказала директор департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Гоар Барсегян в своем выступлении на 17-ом заседании Президиума Делового совета ЕАЭС, состоявшемся 1 октября в Нур-Султане в формате видеоконференцсвязи. Активное участие представителей бизнес-сообщества стран Союза в деятельности ЕЭК задает должный темп решению множества вопросов, затрагивающих интересы бизнеса и влияющих на деловой и инвестиционный климат в Союзе. Гоар Барсегян подчеркнула, что продвижение в ЕАЭС классических экономических свобод и защита бизнеса являются ключевой задачей Комиссии как регулирующего органа Союза. И для выполнения этой задачи живой диалог с бизнесом критически важен. «Потенциал участия представителей предпринимательского сообщества в деятельности ЕЭК, в том числе по реализации Стратегии-2025, очень велик. Принципиально важно как для Комиссии, так и для бизнеса задействовать его в полной мере именно сейчас, на этапе формирования новых единых рынков и начала движения по новым направлениям интеграции», — отметила представитель ЕЭК.
Президент Киргизии Жапаров предложил создать в ЕАЭС институт бизнес-омбудсмена
Гоар Барсегян проинформировала участников заседания о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом по реализации Стратегии-2025, и об актуальных вопросах повестки Комиссии в преддверии саммитов глав государств и премьеров стран Евразийского экономического союза. Выступление представителя Комиссии вызвало живой интерес и послужило началом дискуссии об участии бизнеса в реализации Стратегии-2025. В заседании приняли участие члены Президиума Делового совета ЕАЭС – руководители национальных палат и ассоциаций промышленников и предпринимателей Аблай Мырзахметов, Арсен Казарян, Анатолий Харлап, Данил Ибраев, Александр Шохин.
Источник: Пресс-служба ЕЭК
Источник: www.alta.ru
5 ключевых рисков Евразийского экономического союза
Евразийский союз постепенно набирает обороты. Однако существует ряд внутренних факторов, которые тормозят его развитие. Основные экономические проблемы и нестыковки внутри Евразийского союза связаны с особенностями национальных экономик государств-участников. Елена Кузьмина, зав. сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН им. Е.М.
Как работает ЕАЭС
Примакова, выделяет 5 ключевых рисков, которые могут подорвать развитие ЕАЭС, и предлагает пути для решения проблем.
1. Ориентация на рынок третьих стран
Для всех стран–членов ЕЭАС главными экспортными товарами являются природные ресурсы или продукция их первичной переработки. Это говорит о том, что для государств более интересен рынок третьих стран в силу идентичности этой группы товаров и величины спроса на природные ресурсы в странах Евросоюза и Китае.
2. Необходимость развития новых производств и специализации стран
Минимальное количество общих производственных проектов, а также отсутствие детальной программы развития производственных мощностей ведет к торможению взаимной торговли внутри ЕАЭС. Первичные торговые эффекты от участия в Таможенном союзе, а также от отсутствия внутри Союза таможенных пошлин на большинство товаров исчерпываются в течение первых нескольких лет.
Так и произошло в торговле между странами–основательницами ЕАЭС. В первые три года функционирования Таможенного союза торговля между Россией, Казахстаном и Беларусью интенсивно росла, но затем ее темпы стали сокращаться. Теперь для наращивания торговли внутри Союза необходимо развитие новых производств и увеличение за счет этого номенклатуры товаров.
При этом необходимо развивать специализацию стран в производственной сфере, чтобы у нас не было или был минимум идентичных товаров на общем рынке. О подобной специализации стран не раз говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
3. Конкуренция, а не взаимодополняемость
Резкое падение мировых цен на нефть в конце 2014 г. и валютной выручки от экспорта энергоресурсов сократили возможности по импорту готовой продукции обрабатывающей промышленности из третьих стран. Это усилило необходимость обеспечения потребностей государств-членов ЕАЭС собственной промышленной продукцией. Импортозамещение продукции из третьих стран становится приоритетным направлением сотрудничества внутри Союза.
Но оценка национальных программ промышленного развития государств-членов ЕАЭС выявила, что страны рассматривают единое экономическое пространство лишь с позиций дополнительных экспортных возможностей для национальных экономик.
При этом свои внутренние рынки предполагается насыщать только собственной продукцией с помощью импортозамещения. Отраслевые приоритеты развития промышленных комплексов стран ЕАЭС имеют высокую степень совпадения, как и номенклатуры экспортных промышленных товаров, что ведет к их конкурентности, а не взаимодополняемости.
4. Недостаток инвестиций в инновационную сферу
Интеграция в основном происходит в исчерпывающих свой потенциал традиционных отраслях экономики, в частности, в сфере энергетики, химической и нефтехимической промышленности, металлургии. Эти виды продукции имеют низкую добавленную стоимость. По классификации ООН стоимость 1 кг сырьевой продукции составляет не выше $100, в отличие от наукоемкой продукции, где 1 кг продукции стоит свыше $1 млн.
В контексте новой интеграционной политики (реализация мероприятий по формированию скоординированной политики) важнейшее значение приобретает выработка согласованной промышленной политики с действенными механизмами наращивания производственного потенциала.
ЕЭК определила основные направления промышленной политики. Это авиакосмическая отрасль (в том числе производство спутников дистанционного зондирования земной поверхности и вертолетостроение), автомобилестроение, производство дорожно-строительной техники, машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, подъемно-транспортного оборудования. Сюда же входит производство промышленной продукции для железнодорожного транспорта, электроприборов, электронного и оптического оборудования и компонентной базы, станкостроение, энергетическое машиностроение. Однако конкретные совместные проекты пока не разработаны.
Интеграция в инновационной сфере могла бы увеличить устойчивость национальных экономик, поскольку темпы их экономического развития будут зависеть не столько от ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера капитала, а также от способности бизнеса генерировать знания и реализовывать их на производстве в качестве инновационных продуктов.
Кроме того, интеграция в инновационной сфере позволит преодолеть барьеры, связанные с отсутствием общей границы и соответствующих транспортно-коммуникационных возможностей на пути формирования общего единого рынка.
Однако основным камнем преткновения выступает отсутствие взаимных инвестиций в эти отрасли. Страны инвестируют в свою национальную промышленность по мере своих возможностей. Исключение, пожалуй, представляет лишь Российско-Кыргызский Фонд развития, который выделяет средства на производственные и инфраструктурные проекты.
5. Нехватка транспортной инфраструктуры
Серьезную проблему для развития Союза представляет собой недостаточная развитость транспортной и других видов инфраструктуры, недостаточный уровень логистики. Хотя развитие транспортной инфраструктуры сегодня во всех странах идет быстрыми темпами, объединение национальных транспортных систем в единое транспортно-логистическое пространство – еще достаточно отдаленная перспектива. Большим плюсом в развитии этой сферы, конечно же, является участие государств ЕАЭС в международных транспортных коридорах, в первую очередь – Китай – Европейский союз, а также Север – Юг.
В 2014 г. в ЕАЭС создана Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК) при участии России, Казахстана и Беларуси, которая является оператором, оказывающим услуги по организации железнодорожных перевозок и услуг экспедирования. Она нацелена на обслуживание грузоперевозок между странами Юго-Восточной Азии со странами ЕС через территорию ЕАЭС и стремится к переориентации контейнерного грузопотока с морского на железнодорожный транспорт.
Основным драйвером развития международных коридоров сегодня стало появление унифицированных документов, например, накладной на транзитные перевозки на направлениях Восток – Запад через Забайкальск, Эрлянь, Достык, Хоргос, Суйфэньхэ. Также важным фактором является подписание соглашения между железными дорогами Китая, Беларуси, Германии, Казахстана, Монголии, Польши и России об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа.
Основные проблемы развития заключаются в растущих потребностях в подвижном составе для выполнения перевозок в условиях дисбаланса объема грузопотоков, ограниченной пропускной способности пограничных переходов между сопредельными странами, а также ограниченной пропускной способности Восточного полигона сети РЖД, сдерживающей увеличение скорости движения транзитных контейнерных поездов.
В автомобильной инфраструктуре свои проблемы: ее меньшая развитость, качество дорог, особенно немагистральных дорог.
Решение этих проблем специалисты видят в увеличении скорости движения транзитных контейнерных поездов, расширении использования информационных технологий как при перевозках, так и в продвижении транспортных услуг, а также в расширении географии транзитных контейнерных сервисов.
Это лишь основные блоки, каждый из которых имеет более детальную градацию проблем развития интеграции в ЕАЭС.
Елена Кузьмина, к.полит.н., зав. сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова.
Источник: ia-centr.ru
Взаимодействие ЕЭК с бизнес-сообществом
1 января 2015 года стартовал важнейший интеграционный проект — Евразийский экономический союз (ЕАЭС). И многое с точки зрения перспективы развития ЕАЭС будет зависеть от того, насколько четкими, понятными для будут действия наднационального органа — Евразийской экономической комиссии, отвечающей за выработку предложений в сфере экономической интеграции. По сути, речь идет о превращении интеграции для бизнеса и граждан наших стран в наиболее привлекательный с экономической точки зрения, устойчивый процесс.
В ЕЭК выстроена следующая система взаимодействия По всем основным направлениям деятельности Комиссии созданы и успешно действуют десятки рабочих групп, в которые входят эксперты, представители заинтересованных Совместно с ведущими специалистами, уполномоченными национальных органов и Комиссии они ежедневно взаимодействуют по актуальным экономическим вопросам, готовят предложения по совершенствованию базы Евразийского экономического союза с учетом основных потребностей рынка.
В ЕЭК созданы 18 Консультативных комитетов, где также представлены руководители ряда крупных союзных стран по макроэкономической политике, статистике, таможенному регулированию, взаимодействию контролирующих органов на таможенной границе, торговле, техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, нефти и газу, электроэнергетике, транспорту и инфраструктуре, естественным монополиям, промышленности, агропромышленному комплексу, конкуренции и антимонопольному регулированию, ценовому регулированию и государственным (муниципальным) закупкам, налоговой политике и администрированию, финансовым рынкам, вопросам предпринимательства, интеллектуальной собственности, миграционной политике.
Учитываем мнение всех
Своего рода высшим органом взаимодействия Евразийской экономической комиссии с бизнесом является Консультативный совет, созданный после подписания в 2012 году Меморандума между ЕЭК Бизнес-диалогом.
В Меморандуме декларируется, что ЕЭК приветствует расширение участия деловых кругов в интеграционных процессах и намерена учитывать их мнение. Участниками являются представители ведущих национальных и большинства крупнейших отраслевых стран — членов Евразийского экономического союза.
Республику Армения в Консультативном совете представляет «Союз промышленников и предпринимателей (работодателей)». Со стороны Республики Беларусь в Совете участвует «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)». Республика Казахстан представлена прежде всего Национальной палатой предпринимателей РК. С российской стороны в Консультативный совет входят общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей», общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», общероссийская общественная организация «Деловая Россия» палата РФ, а также руководители ряда крупнейших субъектов предпринимательской деятельности.
Сегодня Консультативный совет является важной площадкой, на которой в постоянном режиме рассматриваются стратегические, системные вопросы с предпринимательскими объединениями. Кроме того, на сайте Комиссии созданы инструменты интерактивного взаимодействия —отдельные рабочие кабинеты для всех членов Консультативного совета, где они работают с документами в режиме онлайн.
Устраняем барьеры
В состав Консультативного совета входят Члены Коллегии (Министры) по всем направлениям деятельности ЕЭК, страновые координаторы, определенные для постоянного текущего взаимодействия из числа членов Консультативного совета от каждого а также ответственные представители по соответствующим направлениям взаимодействия. Координаторы вносят в ЕЭК предложения, которые представляют собой консолидированную позицию государств — членов ЕАЭС по каждому из направлений, обозначенных в вышеназванном Меморандуме и Положении о Консультативном совете.
Председателем Консультативного совета является Председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко, его заместителем — Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. В ведении последнего находится структурное подразделение ЕЭК, осуществляющее выполнение функций по обеспечению деятельности Совета, — Департамент развития предпринимательской деятельности Комиссии. Кроме того, в задачи этого департамента входит работа по устранению избыточных административных барьеров и повышению качества государственного регулирования предпринимательской деятельности, по улучшению в странах — членах ЕАЭС, а также оказание содействия в защите интересов субъектов предпринимательской деятельности Сторон.
В рамках адвокатирования предпринимательства в странах ЕАЭС в целях устранения избыточных административных барьеров для эффективного развития бизнеса в странах ЕАЭС Комиссией проводится экспертиза эффективности разрабатываемых проектов актов ЕЭК, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства. По результатам работы готовятся предложения по их устранению и совершенствованию наднационального регулирования. К настоящему моменту часть этих предложений принята и реализуется.
Кроме того, в число внутренних процедур Комиссии с 2015 года будет включена оценка регулирующего воздействия (ОРВ) проектов ее решений на условия ведения предпринимательской деятельности на территории ЕАЭС. Процедура ОРВ предписывает государственным органам, акты, затрагивающие бизнес, обосновывать их введение. Иногда возникает ситуация, когда регулятор в большей степени отстаивает интересы потребителя, осложняя жизнь производителям. Чтобы этого не произошло, бизнес должен активно участвовать на стадии разработки документов и их публичного обсуждения.
В целях улучшения в странах ЕАЭС при Коллегии Комиссии создан Консультативный комитет по вопросам предпринимательства, который курирует Министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. Деятельность Комитета нацелена на системное устранение избыточного давления на бизнес, создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в странах ТС и ЕЭП.
Темы обсуждений
На площадке Консультативного совета ведется работа по системным и стратегическим вопросам функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, рассматриваются предложения направленные на совершенствование базы ЕАЭС.
Консультативный совет в рамках взаимодействия осуществляет деятельность по таким направлениям, как: развитие интеграции и макроэкономика, развитие предпринимательской деятельности, финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг), промышленность, агропромышленный комплекс, взаимная и внешняя торговля, техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, таможенное администрирование, энергетика и естественные монополии, транспорт и инфраструктура, развитие конкуренции и антимонопольное регулирование, охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг.
По итогам заседания Консультативного совета 2 октября 2013 года было принято решение определить дальнейшие пути совершенствования таможенного законодательства с участием представителей заинтересованных органов государственного управления Была создана рабочая группа ЕЭК по подготовке проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза во главе с Членом Коллегии (Министром) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимиром Гошиным и включением в ее состав представителей Бизнес-диалога.
На заседании Консультативного совета 18 июня 2014 года обсуждалось развитие системы технического регулирования, обеспечение санитарных, и карантинных фитосанитарных мер в связи с принятием Договора о ЕАЭС. Было подчеркнуто, что в Договоре сохранены основополагающие нормы заключенных ранее межгосударственных соглашений, а также заложены положения, направленные на дальнейшее развитие интеграции в сфере технического регулирования, в том числе по вопросам обеспечения единства измерений, аккредитации, гармонизации законодательств государств — членов ЕАЭС в сфере государственного контроля (надзора) и ответственности.
На заседании Консультативного совета в Москве 3 декабря 2014 года обсуждались вопросы формирования в ЕАЭС единого рынка услуг и дальнейшей либерализации отношений в этой сфере.
Председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко отметил, что формирование единого рынка услуг в Евразийском экономическом союзе важно по целому ряду причин: услуги уже составляют больше половины ВВП ТС, при этом объем будет в дальнейшем расти. сектор услуг охватывает значительное число отраслей экономики — от строительства и торговли до аудита или путешествий. Договор о ЕАЭС, вступающий в силу с 1 января 2015 года, впервые устанавливает правовые основы единого рынка услуг в рамках конкретных обязательств государств Союза по его формированию», — подчеркнул Председатель Коллегии ЕЭК.
Источник: eurasianeconomic.org