Торговая площадь – это помещение коммерческого предприятия, в котором выставлены товары для ознакомления и продажи потребителям. Торговые площадки могут быть сгруппированы по различным критериям, но наибольшее значение имеет классификация в зависимости от принципа функционирования и размеров выставочного зала. В связи с этим виды торговой площади розничных магазинов бывают следующие: гипермаркеты, супермаркеты, универсамы, обычные магазины, павильоны и ларьки (киоски).
Гипермаркет
Гипермаркет – это самая большая торговая точка по площади и ширине ассортиментного ряда. Более 80000 наименований продукции, разделённые по отделам, выставляются на площади более 1000 кв. м. Как правило, торговая площадь данного типа располагается либо на въезде в город рядом с трассами федерального значения, либо в крупных торговых центрах с наличием достаточного числа парковочных мест для клиентов.
Гипермаркеты могут иметь разную направленность, но самые многочисленные — продовольственного и строительного характера. Они привлекательны для потребителя не только большим выбором товаров, сезонными скидками и акциями, но и продукцией собственного производства, на которые обычно устанавливаются цены ниже рыночных. Товары имеют на упаковке логотип торговой марки гипермаркета, причём модельный ряд такой продукции включает не только хлебобулочные и кулинарные изделия, но и бакалею, мясные и рыбные продукты, хозтовары и др.
5 ЛАЙФХАКОВ | Как быстро сдать коммерческую недвижимость в аренду.
Супермаркеты
Торговая площадь супермаркетов чуть меньше (от 600 до 1000 кв. м), чем гипермаркетов, соответственно, меньше и ассортимент, однако сохраняются все категории товаров продовольственного и хозяйственного назначения. В супермаркетах, как и в гипермаркетах, продажа продукции осуществляется по принципу самообслуживания, покупатель берёт специальную тележку или корзину, самостоятельно выбирает товар и оплачивает его кассе. В некоторых супермаркетах имеется даже хлебопекарный и кулинарный отделы. Как и во всех магазинах самообслуживания, у супермаркетов потоки входящих и выходящих клиентов разграничиваются по отдельным зонам.
Универсамы
Согласно ГОСТу Р51772-2009, размер торговой площади универсама должна составлять от 200 до 600 кв. м. Эти магазины также работают по принципу самообслуживания, а товары выложены на открытых полках стеллажей, выстроенных в ряды по отделам (мясной, молочный, бакалея, выпивка, кондитерские и хлебобулочные изделия, свежие овощи и фрукты, консервы, непродовольственные товары). Наибольший удельный вес из всего ассортимента составляют продукты ежедневного спроса.
Главное отличие, кроме площади торгового зала, универсальных магазинов от предыдущих двух видов – это ограниченный ассортимент хозяйственной продукции, которая сводится к самым ходовым товарам первой необходимости. Кроме того, в таких магазинах редко предусматривается наличие парковки для автотранспорта клиентов. Универсамы, как правило, располагаются в спальных районах жилых домов и ориентируются на поток потребителей, состоящий из жителей данной локализации.
Классические магазины
Магазин в традиционном понимании – это небольшая торговая площадь (до 300 кв. м), на которой розничная продажа и обслуживание клиентов ведётся по принципу «через прилавок». Все товары располагаются на витрине (полка закрытого типа) либо на открытых стеллажах за прилавком на расстоянии отчётливой видимости. При этом клиент может рассмотреть продукцию, но не может её забрать без помощи продавца.
Такая система оправдана при низком трафике клиентов. В некоторых магазинах действует система самообслуживания с участием продавца-консультанта, чаще всего она встречается в узкоспециализированных магазинах, по площади не дотягивающих до супермаркета. Магазины могут быть не только продовольственными, но и реализующими отдельную группу товаров: медикаменты (аптеки), цветы, строительные материалы, мелкую бытовую технику, домашний текстиль, одежду, обувь, подарки и сувениры и т. .
Павильоны
Площадь торгового павильона достаточно маленькая, не более 20 кв. м. В нем могут продаваться как продовольственные, так и непродовольственные товары с довольно узким ассортиментом. Яркий пример – павильоны на территории рынка (мясные, рыбные, овощные и др.). Реализация на таких площадях ведётся либо через прилавок, либо через окно.
Киоски
Киоск – это отдельное торговое предприятие без торговой площади, а значит, покупатель не может зайти внутрь, визуализация товара происходит через стекло небольшой витрины. Киоск всегда имеет узкую специализацию и ограниченный товарный ряд. Примеры: газетные киоски, киоски по продаже сигарет, фаст-фуда, алкогольных и прохладительных напитков. Торговые точки данного типа можно встретить в местах большого скопления людей, таких как вокзалы, остановки общественного транспорта, общественные парки и другие места отдыха. Киоски ведут продажу товаров через окно и ориентированы на мгновенное удовлетворение единичной потребности у граждан.
Использование торговых площадей на территории торговых центров
Торгово-развлекательные центры содержат торговые площади разных видов и размеров, среди которых можно выделить:
- Магазины-павильоны с выкладкой товара по периметру торгового зала, занимают самый широкий сегмент торгового центра, снаружи оборудованы стеклянными витринами, максимально увеличивающими визуализацию товаров.
- Супермаркеты и гипермаркеты с наибольшими размерами площади, самые крупные обычно располагаются на самом нижнем этаже.
- Зоны отдыха, включающие предприятия общественного питания и отдыха (кафе, рестораны, фаст-фуд, кинотеатры, игровые площадки, боулинг и др.).
- Островные киоски располагаются в середине проходной зоны, это могут быть небольшие витрины с бижутерией, аксессуарами, галантереей и т. д.
- Дополнительные площади, предназначенные для предоставления некоторых услуг (ателье, страховые и кредитные компании, гравёрные и т. д.).
Источник: businessman.ru
Эффективность использования площади торгового зала
Эффективность использования площади торгового зала является главной задачей руководства предприятия торговли. Торговое помещение не только занимает большую долю общей площади торговой точки, оно выполняет в магазине ключевую роль: служит для размещения и хранения товаров таким образом, чтобы покупатели могли их приобрести (на стеллажах, витринах, в холодильниках и пр.). Здесь же располагаются кассовые зоны. Помимо этого, в торговом зале должны быть организованы рабочие места некоторых сотрудников магазина. С учетом вышесказанного, эффективность использования площади торгового зала очень важна, от нее будет зависеть рациональная организация совершаемых в магазине операций, включая организацию свободного движения покупательского потока и быстрого перемещения товара из зон хранения к местам его выкладки и размещения.
Эффективное использование торговой площади в магазине не только отвечает требованиям рациональной организации всевозможных торговых операций, но и обеспечивает гармонизацию внутреннего пространства помещения в целом, а также помогает создать наиболее удачное оформление магазина, задавая нужное направление в интерьере, который должен отвечать не только эстетическим, но и экономическим требованиям. Низкая эффективность использования площади торгового зала означает, что магазин не полностью реализует свой потенциал. В целях повышения лояльности клиентов и увеличения продаж необходимо делать все, чтобы обеспечить привлекательность торгового пространства для покупателей и использовать каждый квадратный метр площади с пользой.
Повысить эффективность использования площади торгового зала невозможно без выполнения определенных рекомендаций по рациональному расположению товаров в специальных отделах, которые определяют планировку всего магазина.
До сих пор самой удачной считается традиционная форма размещения отделов, при которой поток покупателей идет от правового угла торгового зала против часовой стрелки. Определенную трудность при этом составляет размещение товара в углах торгового зала, которые покупатели обычно обходят стороной. Оптимальным решением данной проблемы является размещение в углах отделов, которые покупатель сразу же видит и знает (например, для продуктовых магазинов – это винный отдел или отдел готовой свежей выпечки).
Источник: retail-loyalty.org
Эффективное использование складских площадей
Эффективное использование складских площадей, как основных: для хранения, экспедиции, переработки, так и вспомогательных, невозможно без оптимизации параметров участков склада, выделения мест краткосрочного хранения товаров с высоким уровнем оборачиваемости и участков хранения товаров с невысоким уровнем спроса и страховых запасов.
Как организовать рациональное размещение товаров на складе? Основные участки (зоны) склада
Перечень основных технологических операционных участков (зон) для рационального размещения товара на складе, которые должны быть связаны друг с другом проходами и проездами:
– участок разгрузки;
– участок приемки по количеству и качеству;
– участок хранения;
– участок комплектования заказов;
– участок отгрузки.
Оптимальное зонирование склада: участок разгрузки примыкает к зоне приемки по количеству и качеству. Участок хранения примыкает к зоне комплектования заказов и находится рядом с участком отгрузки.
В зоне приемки по количеству и качеству ведется учет прибывшего товара, учет временного хранения до передачи товара в зону хранения склада. При подготовке товара к хранению формируются места хранения. В зону хранения товары поступают из зоны приемки или зоны разгрузки. Подбираются и формируются заказы в зоне комплектования.
Рациональное размещение и укладка товаров на складе: основные аспекты оптимизации
- Интенсивность грузопотока. При большом перевесе интенсивности входящего потока над исходящим, может ощущаться нехватка площади склада.
- Упаковка, способы хранения. Товары с короткими сроками хранения лучше размещать ближе к основным проходам, хрупкий товар выше и дальше от основных проходов, бракованный – на высоких полках и в углах, товары для маркировки/упаковки/фасовки лучше размещать на низких стеллажах. Грамотное зонирование склада и подбор оборудования помогает рациональному размещению товара на складе.
- Структура склада. Помещение склада не всегда идеально – бывают выступы, углубления, колонны, перегородки. Также могут возникать ограничения по нагрузке склада. Чтобы избежать сюрпризов, рекомендуется просчитывать индивидуальный проект использования складских площадей.
- Складские операции. Склад может зонироваться по складским операциям – размещение, выгрузка, загрузка, сортировка, упаковка, хранение.
- Персонал склада. Основываясь на многолетнем опыте аудита и реструктуризации складских комплексов разных видов, типов и форматов, рекомендуем «выращивать» персонал, поощрять, обучать и мотивировать.
Рациональное использование складских площадей: организация системы размещения товаров
Рациональное использование складских площадей можно просчитать при помощи основных коэффициентов использования площади (в зависимости от типа склада, планировки, оборудования может иметь значение от 0,25 до 0,6 – чем больше показатель, тем эффективнее используется складская площадь) и объема (вместимости).
Формулы расчета:
Коэффициент использования площади склада = грузовая площадь / общая площадь склада
Коэффициент использования объема склада = грузовой объем склада / общий объем склада
Для организации грамотного хранения, быстрого поиска, облегчения складской грузопереработки и прозрачного складского учета поможет система WMS (например, ABM WMS) с необходимым функционалом, таким как:
- возможность размещения по сортам, размерам, оборачиваемости товарных запасов;
- возможность учета объемов;
- возможность вести учет порядка поступления товаров на склад;
- возможность вести учет товарного соседства;
- возможность учитывать специфические свойства товара;
- возможность группировать товары по ассортиментному признаку;
- возможность группировать товары по режиму хранения.
Минимизации грузопотоков способствует расположение товаров с высокой оборачиваемостью, тяжелых и громоздких товаров близко к зоне разгрузки. Товары с большими объемами поступления и реализации обычно располагаются возле зоны комплектации заказов. Напротив, товары для длительного хранения лучше размещать дальше от входов и выходов.
Принцип товарного соседства
Для обеспечения порядка в расположении товаров на складе желательно закрепить постоянные места хранения за товарами отдельных видов/групп/подгрупп.
Храниться отдельно друг от друга должны товары, передающие запах, выделяющие влагу, легковоспламеняющиеся, обладающие высокой гигроскопичностью. Ткани лучше не хранить рядом с бытовой химией, а сахар/муку рядом с фруктами.
Для оптимизации и автоматизации работы склада необходима современная система. Ознакомьтесь с возможностями системы ABM WMS.
Эффективное использование площадей склада
Эффективное использование площадей склада достигается при помощи назначения кода для мест хранения существенно облегчает отбор товара, а также дублируется в количественном складском учете. Код мест хранения для каждой группы товаров состоит из цифровых или буквенно-цифровых обозначений. Код состоит из номера стеллажа, секции, яруса, ячейки.
Применяются различные способы размещения товаров (в зависимости от особенностей и характеристик товаров), которые обеспечивают эффективное использование складского помещения: номенклатурный, сортовой, комплектный, партионный, др.
Ассортимент с большим количеством значений и небольшими объемами хранения зачастую размещается посредством номенклатурного или сортового способа, когда каждому SKU с учетом марки и размера отводится определенное место хранения – стеллаж, полка, ячейка, штабель.
Комплектный способ размещения товара на складе предусматривает совместное хранение товарных комплектов, которые различаются по видам товаров и самим изделиям, но отгружаются одновременно.
FMCG (Fast Moving Consumer Goods, товары повседневного потребления) товары различных видов и наименований размещаются по-партионно, с пополнением до конца реализации этих товаров.
Независимо от размера, типа склада, характеристик товаров, эксперты направления складской логистики ABM Cloud готовы проконсультировать по рациональному использованию складских площадей и размещению товара на складе.
Хотите организовать или улучшить ваш склад?
Обращайтесь к нашим экспертам!
Источник: abmcloud.com