Как малый бизнес влияет на экономику государства

Среди большого количества факторов, оказывающих влияние на развитие малого бизнеса, значительную роль принадлежит региональным, т.к. их количественные значения существенно варьируются по различным субъектам Российской Федерации. К их числу относятся степень соответствия законодательства решаемым задачам, уровень обеспеченности собственными ресурсами всех видов, структура экономики. Кроме того, большое значение имеют уровень жизни населения и состояние рынка труда, институционально-финансовая среда, инвестиционный климат и т.д.

Для анализа развития малого бизнеса в нефтедобыче были рассмотрены четыре региона, которые настоящее время являются основными нефтедобывающими территориями России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (ХМАО и ЯНАО) и республики Башкортостан и Татарстан.

В 90-х гг. в стране выделился ряд сфер экономической деятельности, где малые предприятия (МП) не проигрывают в сравнении с крупными компаниями. Так, в России всего 25-30% общего числа МП действуют в строительстве и промышленности, а большинство (45-60%) — в сфере услуг и торговле.

Малый бизнес и влияние санкций

В сырьевых районах меньше малых предприятий

Отраслевая структура малого бизнеса в условиях высокого уровня моноспециализации экономики ряда нефтедобывающих регионов отличается сильной привязкой МП к основной («градообразующей») отрасли. В ХМАО и ЯНАО малые предприятия производственно-инновационного сектора, обслуживающие нефтегазовые компании, составляют 30-40%.

В Башкортостане и Татарстане, где уровень зависимости от ТЭК [1] значительно ниже, доминируют торговля и сфера услуг — 40-50% и более, что соответствует общероссийской структуре МП. Это обусловлено, прежде всего, низкой начальной капиталоемкостью данных видов деятельности.

Для более развернутой характеристики развития малых предприятий проведем расчет индикатора «плотности» [2] МП на 10 тыс. жителей, проживающих в той или иной территории (рис. 1). Величина индикатора во всех регионах в 1,5-2 раза ниже общероссийского. Наиболее высокое значение данного показателя наблюдалось в 2007 г. в Татарстане, наиболее низкое — в ХМАО в 2003 г. К концу исследуемого периода лидером по величине индикатора «плотности» МП является Татарстан, далее по степени убывания идут Башкортостан, ХМАО и ЯНАО.

Таким образом, наблюдается явно недостаточное количество МП для создания нормальной конкурентной среды в экономике сырьевых территорий. Это свидетельствует о слабом развитии сектора малого предпринимательства во всех исследуемых регионах. Причем, будучи бесспорным лидером по объемам добычи нефти, ХМАО находится в числе аутсайдеров по числу МП, приходящихся на 10 тыс. жителей.

Рисунок 1. Динамика индикатора «плотности» МП по субъектам РФ.

Динамика инвестирования

Анализ данных об объеме инвестиций на 1000 руб. произведенной продукции/оборота МП особенно интересен, поскольку отражает «воспроизводственный аспект деятельности малого предпринимательства» [6, с. 44]. Другими словами, это объем денежных средств, который трансформирован в инвестиционные ресурсы с каждой 1000 руб. произведенной МП продукции или оборота хозяйствующего субъекта. При этом важно рассматривать не только его абсолютную величину, но и ее сочетание с динамикой роста/падения.

Для нефтедобывающих регионов характерны противоречивые тенденции изменения данного показателя. Так, в ЯНАО, Башкортостан и Татарстан наблюдается сочетание позитивной динамики изменения объема инвестиций с достаточно высокими его абсолютными значениями. В ХМАО — сочетание величины показателя на уровне, сопоставимом со среднероссийским (или даже его превышающим) с отрицательной динамикой изменения.

Читайте также:  Кейтеринг как бизнес идея

Заметная активизация инвестиционной активности в секторе малого бизнеса нефтедобывающих регионов во многом связана с благоприятной ситуацией в экономике этих территорий.

При распределении российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2005-2007 гг. ЯНАО, Башкортостан и Татарстан отнесены к группе со средним инвестиционным потенциалом и умеренным риском инвестиций. ХМАО входит в группу (наряду с Москвой и Московской областью) с высоким потенциалом и умеренным риском [7, 8].

Вместе с тем на фоне столь высокой оценки инвестиционного климата, в ХМАО наблюдается резкое снижение инвестиционной активности МП (и все это на фоне роста оборота малых предприятий и производительности труда). Это является тревожным сигналом недостаточно динамичного развития конкуренции в регионе.

Много доходов — мало услуг, есть услуги — нет денег

Проведенное исследование влияния социально-экономических особенностей нефтедобывающих регионов на развитие малого бизнеса, позволяет сделать следующие выводы:

1. Отраслевая структура экономики территории оказывает значительное воздействие и на формирование отраслевой структуры такого ее сектора как малый бизнес. В условиях моноспециализации региона она отличается сильной привязкой МП, обладающих разным техническим и финансовым потенциалом, к основной («градообразующей») отрасли. Чем выше уровень зависимости экономики региона от нефтедобычи, тем больше концентрация МП в производственно-инновационном секторе (добыча полезных ископаемых, строительство, обрабатывающее производство).

Объем и структура природно-ресурсного и производственного потенциала той или иной территории напрямую воздействует на возможности экономики аккумулировать больший или меньший объем финансовых ресурсов. Территории с развитой топливной промышленностью обладают, как правило, значительными способами генерировать свои доходы (чем сельскохозяйственные регионы, роль которых в экономике государства нельзя недооценивать).

Однако сырьевая направленность существенно ограничивает возможности получения доходов в других сферах и видах деятельности, которые могли бы компенсировать недополученные средства в основной («градообразующей») отрасли, которая к тому же является высоко монополизированной. При этом перспективы роста экономики нефтедобывающих регионов в значительной степени определяются ценами на сырье и инвестиционными программами крупных корпораций. Это негативно отражается на соответствующих показателях инвестиционной активности малых форм хозяйствования. В результате, на фоне высоких оценок инвестиционного климата нефтедобывающих регионов, воспроизводственный потенциал сектора малого бизнеса существенно ограничен.

2. Необходимо отметить влияние географического положения нефтедобывающих регионов на их ресурсную базу. Большая протяженность РФ создает различные условия для развития производства и жизни населения.

Для северных регионов характерно крайне слабое развитие агропромышленного комплекса и сферы услуг, как следствие, неудовлетворенный платежеспособный спрос населения. Поскольку высокий уровень доходов, с одной стороны, увеличивает число потребителей, способных приобрести более качественные и дорогие товары, услуги, следовательно, увеличивается объем выручки предприятий непроизводственной сферы. С другой стороны, слабое развитие самой сферы услуг является предпосылкой оттока денежных средств за пределы региона.

Читайте также:  Продажа яиц как бизнес

Кроме того, экономика и социальная сфера отдаленных от центральных районов страны территорий с ограниченными сроками завоза грузов, с длительным отопительным сезоном, функционируют в более сложных условиях, чем в других регионах [9, с. 185]. Все это обуславливает объективно повышенные затраты на производство и жизнеобеспечение населения. Это в значительной степени отражается на величине прибыли, уменьшает возможности для роста и развития, снижает конкурентоспособность производимой продукции.

3. Недостаточная предпринимательская активность в нефтедобывающих регионах (в сравнении с общероссийскими показателями), обусловлена, с одной стороны, отраслевой спецификой сырьевой экономики, а, с другой стороны, демографической ситуацией.

Низкая привлекательность бизнес-среды для предпринимателей, недостаточное количество действующих МП, свидетельствуют о необходимости господдержки малого предпринимательства, учитывающей особенности экономики нефтедобывающих регионов РФ.

Источник: bizguid.ru

Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки

Малый бизнес (малое предпринимательство) – один из важнейших показателей, влияющих на темпы экономического роста, занятость населения, а также структуру и качество валового национального продукта. На сегодняшний день развитие малого бизнеса отвечает за формирование здоровой системы экономического развития страны. Малое предпринимательство способствует образованию сложной системы взаимодействия конкурентов, среднего и малого бизнеса и роли государства как регулятора. Безусловно, крупный бизнес это основной и главный фактор экономического благополучия страны, но на сегодняшний день он не может охватить весь спектр сложных экономически-политических задач, тем самым малое и среднее предпринимательство вместе с крупным бизнесом формируют одну отлаженную систему экономики в целом.

Малое предпринимательство для России это инновация, вызванная переменой строя, приблизительно с 1987 года, когда государство разрешило частное предпринимательство. Именно тогда Россия вступила на путь рыночных отношений.

Целью данной курсовой работы является раскрытие основной теоретической информации, касающейся малого предпринимательства с его характеристиками, роли малого бизнеса в развитии экономике, его роста в Российской федерации, факторов, влияющих на малый бизнес (система взаимодействий), раскрытие наиболее актупльных проблем и возможные переспективы их решения.

Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки

В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки. Роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве очень велика.

Вследствие большого значения малых предприятий для социального и экономического положения в стране, в большинстве стран разрабатываются законы, направленные на помощь в развитии малых предприятий.

Так в мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Читайте также:  Открыть свой бизнес столица

Цель государственной поддержки бизнеса — создание равных условий для всех объектов хозяйствования, занятых в сфере бизнеса, а также выравнивание предпринимательских структур по сравнению с другими сферами общественного производства.

Источник: studopedia.ru

Как государство влияет на экономику

Государство играет важную роль в экономике, и у него есть большое количество инструментов, способных влиять на темпы роста ВВП, инфляцию и другие показатели, которые мы разбирали в предыдущих уроках. Обычно они используются, когда экономика выходит из равновесия, например в периоды экономического спада или слишком быстрого роста цен.

Все инструменты можно разделить на две большие группы — фискальную и монетарную политику. Фискальная политика влияет на экономику через изменения в государственном бюджете (доходах и расходах государства), которые обычно разрабатываются правительством и принимаются парламентом и президентом.

Фискальная политика

Если государство хочет поддержать экономику, оно, как правило, увеличивает расходы в бюджете или уменьшает доходы. В результате у населения и компаний становится больше ресурсов, которые они могут потратить на покупку товаров и услуг. Но бывают ситуации, когда экономика «перегрета», т.е. растет слишком быстро, тогда государство увеличивает доходы и снижает расходы.

Доходы государства формируются в основном за счет налогов и сборов (НДС, НДФЛ, налог на прибыль, таможенные пошлины, акцизы и т.д.). Также государство зачастую владеет различными компаниями и получает дивиденды из их прибыли — это особенно актуально для России, где большинство крупных корпораций полностью или частично принадлежат государству.

Для стимулирования экономики государство может снизить ставки налогов или дать временные налоговые льготы. Для того чтобы «охладить» экономику, оно, наоборот, увеличивает налоги и сборы. Однако значительные изменения налогов происходят не часто и, как правило, анонсируются заранее, так как сильно влияют на благосостояние населения и деятельность компаний.

Более гибкий инструмент для влияния на экономику — государственные расходы, которые включают расходы на поддержку части населения (пособия, стипендии и т.д.), расходы на здравоохранение, образование, национальную безопасность, субсидии компаниям в некоторых отраслях экономики и т.д.

Структура расходов государственного бюджета в России, 2020 год

Государственные расходы обычно можно изменять быстрее, чем налоги, и делать это более точечно — например, поддержать определенную категорию граждан или компании в определенных сферах. Как правило, во время кризисов государство увеличивает расходы, чтобы поддержать экономику, а в периоды быстрого экономического роста, наоборот, ограничивает их увеличение.

Наглядным примером динамики государственных расходов в кризисные периоды стал 2020 год, когда пандемия коронавируса вызвала сильный экономический спад. Многие страны резко увеличили государственные расходы: например, в США их доля от ВВП увеличилась с 32—33% до 42% — рекордный показатель.

Источник: www.tinkoff.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин