Актуальные и прибыльные идеи бизнеса для школьников
Июнь 07 19:00 2017 by Anastasia Manaenkova Print This Article
Бизнес для школьников – это не только возможность начать зарабатывать свои собственные деньги и ощутить определенную независимость, но великолепный шанс реализовать способности и таланты, оригинальные идеи, попробовать свои силы в разных сферах, получить важный опыт и навыки, что обязательно пригодятся в построении успешного будущего.
Многие родители прививают школьникам мысль о том, что успех возможен лишь по цепочке «детский сад – школа – университет – работа – накопление стартового капитала – попытки открыть свое дело». Важность знаний и опыта никто поддавать сомнению не станет, но вот что интересно: обычно те, кто добивается успеха в жизни, эту цепочку нарушают.
Многие сегодняшние миллионеры начинали работать еще в школе посыльными или разнорабочими, задумывались о своем будущем еще в детстве и в итоге смогли прийти к невероятным результатам. Поэтому утверждать можно однозначно: чем раньше школьник начнет интересоваться миром и правилами достижения успеха, чем раньше начнет учиться особенностям построения бизнеса и приступит к осуществлению идей – тем больше у него шансов добиться всего, чего хочется.
ТОП 5 БИЗНЕС ИДЕЙ ДЛЯ ЗАРАБОТКА ШКОЛЬНИКУ
Сегодня у школьников есть возможность проходить разнообразные бизнес-курсы, еще в школе и разнообразных летних лагерях постигать особенности ведения бизнеса, изучать разные дисциплины и сферы, что очень здорово. Ведь современный мир выставляет все более жесткие требования к людям, желающим добиться успеха: сегодня мало просто быть отличником и прийти работать на завод.
Получать новые знания и совершенствоваться придется всегда, как и искать актуальные способы и методы заработка. Поэтому реализация разнообразных идей бизнес-проектов – идеальный шанс для школьников постепенно входить в мир больших возможностей и денег.
Несколько правил для юных бизнесменов
Задумываясь о том, как сделать бизнес школьнику, стоит помнить о некоторых особенностях. В Интернете и книгах бизнес-консультантов можно найти массу советов и инструкций по созданию и реализации проектов и все они имеют право на существование. Но когда речь идет о детях, стоит учитывать определенные нюансы.
Советы для начинающих:
1) Определиться с категорией бизнеса – продажи или услуги. При выборе направления нужно учитывать особенности каждого вида: покупать и продавать (заниматься торговлей) или выполнять какую-то работу (сфера услуг) придется самостоятельно. Тут важно рассчитать силы и найти то, что пользуется спросом.
2) Прежде, чем пробовать открыть бизнес, нужно найти актуальную идею, обдумать ее, подготовить теоретическую базу, посоветоваться с опытными бизнесменами или родителями для начала.
3) Правильно выбирать рынок – для школьников это класс, школа, соседи, близлежащие дома. Если речь идет не об Интернет-бизнесе, то начинать нужно с ближних территорий: помогать соседям, продавать что-то одноклассникам, устроиться на лето на работу в ближайший офис курьером и т.д.
Как начать бизнес в 14 лет. Как начать бизнес школьнику. Бизнес образование для школьников.
4) Прибыль обязательна на всех этапах реализации – если торговля не приносит дохода, не стоит продолжать множить накладные расходы и продолжать закупать товар. Прибыль – это то, что остается после выплаты всех долгов и покрытия затрат на транспорт, рекламу, покупку первой партии, инструмента для работы и т.д.
5) Выбирая, какой бизнес открыть школьнику, в сфере торговли лучше начинать с высокомаржинальных товаров – тех, что приносят наибольшую прибыль в соотношении с расходами. Так, китайские гаджеты можно покупать за копейки, а продавать в 10 раз дороже. Семечки можно жарить самостоятельно и расфасовывать по пакетам, в итоге получая прибыль 300-400%.
6) Реклама – важна всегда и везде: в классе нужно рассказывать о своем бизнесе лидерам мнений, сообщения об услугах можно расклеивать в виде объявлений в офисах, рассказывать самым общительным соседям, подключить родителей и их круг общения.
7) Попасть в струю очень легко – достаточно найти интересный товар и предложить одноклассникам, чтобы завтра вся школа хотела купить эту штуку. Тут важно быстро ловить тенденции, замечать изменения и гибко реагировать на меняющийся спрос.
8) Развитие и скидки – обязательные составляющие любого бизнеса. Если дело пошло, можно наращивать объемы, расширять проект, захватывать новые районы и целевую аудиторию. А верных клиентов обязательно поддерживать возможностью сэкономить и купить по более низкой стоимости.
9) Учитывать целевую аудиторию – об этом всегда говорят на любых курсах по бизнес-образованию для школьников или опытных бизнесменов. Если основная аудитория – школьники, подход к распространению и рекламированию товара/услуги будет одним, если взрослые люди – совершенно иным. Если услуги предоставляются студентам, учитываются одни особенности, если пенсионерам – другие.
Методы получения дохода в Интернете
Самый простой вариант, позволяющий создать свой бизнес как школьнику, как и любому желающему – это заработок в онлайн. Масса возможностей, отсутствие требований к опыту работу и рекомендациям, минимальные начальные вложения, шанс быстрого развития и стремительно увеличивающегося заработка – все это привлекает в сеть огромное количество людей.
Как можно заработать в Интернете:
- Открыть студию веб-дизайна – при наличии способностей и знаний, навыков создавать сайты и разрабатывать дизайн, придумывать логотипы и графику может и подросток. Работать можно с заказчиками со всего мира, при условии высокого качества предоставления услуг можно довольно быстро выйти на хороший уровень, привлечь дополнительных специалистов, развить фирму.
Интересные способы заработка
Несмотря на некоторые ограничения, для школьников открыто множество вариантов заработка. С учетом отсутствия острой необходимости в наличии достаточной суммы для жизни (как у взрослых людей, которые часто вынуждены соглашаться на нелюбимую работу ради достойной оплаты), подростки могут пробовать свои силы в самых разных областях.
Наиболее актуальные идеи:
- Рукоделие – подходит для девочки: можно начать продавать самостоятельно созданные украшения, аксессуары, поделки и сувениры, свечи и мыло.
- Мелкие поручения – предложить соседям, друзьям родителей, офисным сотрудникам или одноклассникам выполнять вместо них за определенную сумму самые разные дела: сходить за покупками, постоять в очереди, прополоть и полить огород и т.д.
- Обучение владению компьютером, обслуживание, установка программного обеспечения и т.д. – сегодня многие школьники более осведомлены в этих вопросах, чем пенсионеры, к примеру, поэтому вполне могут подрабатывать консультированием и выполнением простых задач.
- Работа няней – больше подходит девочкам: можно сидеть с детьми друзей родителей, младшими братьями-сестрами одноклассников (когда их нужно оставить одних), малышами соседей и т.д.
- Репетиторство – по предметам, в которых школьник силен, а другие отстают. Можно заниматься с одноклассниками или младшими ребятами, соседскими детьми, детьми знакомых и коллег родителей, набирать учеников по объявлениям и т.д.
Независимо от того, какой вариант выбран, нужно развиваться и стремиться к успеху. А еще – вовремя понимать, что идея бесперспективная и придумывать новую. У ребят, которые живут с родителями (и за их счет) есть масса времени и шансов начать вести бизнес уже в школьные годы, чтобы в будущем не пришлось каждый день ходить в офис и жить от зарплаты до зарплаты.
Как заработать на школьниках (6 идей бизнеса)
Вот и наступило 1 сентября — начало нового школьного этапа, день больших надежд, планов, ожиданий не только для учеников и их родителей, но и предпринимателей ожидающих повышение спроса на товары и услуги для школьников.
Ну а поскольку проблемы, с которыми сталкиваются школьники и их родители во всех странах похожи, идеи из нашего обзора могут быть с тем же успехом перенесены на российскую почву.
Начнем с традиционной проблемы всех школ — качества питания. Две мамочки из Орландо устав решать проблему с обедами своих детей, решили создать свою компанию по приготовлению и доставке здоровых обедов для школьников.
Все продукты, которые используются для приготовления блюд проходят тщательный органик контроль, являются натуральными и экологически чистыми.
По сути эти дамы создали обычный кейтеринговый бизнес, однако сумев правильно спозиционировать свои услуги и сфокусироваться на определенной целевой аудитории — школах, они создали процветающую компанию.
Другой пример бизнеса тоже связан с комплексным обслуживанием школ.
Как известно, в Америки дети добираются до школы на специальных школьных автобусах, принадлежащих муниципалитету. В России подобный сервис считается излишним и дети вынуждены добираться до школы обычным городским транспортом. А значит идея, предложенная 37- летний Оззи Саез из Хилсборо будет особенно актуальна и в нашей стране.
Он создал альтернативный парк автобусов, задача которых доставлять учеников в школы. От муниципальных транспортных средств они отличаются повышенной комфортностью, технической оснащенностью и внимательностью водителя (что тоже немало).
Уверена, родители многих учеников, воспользовались подобной бы услугой и в России.
А вот для мамы из Мичигана Шейлы Райт первый день начала занятий стал знаменательный датой вдвойне, в этот день она придумала оригинальный девайс для школьников, который поможет справиться с волнением и устранить все страхи.
Идея осенила маму внезапно, как раз в тот момент, когда она пыталась успокоить сына перед походом в первый класс. Прекрасно осознавая, что она не может находиться с ребенком все время пока он в школе, чтобы говорить ему ободряющие слова, Шейла придумала себе замену — ободряющий девайс Talkatoo.
Talkatoo представляет собой кулон, который одевается на шею или крепится на сумку, ремень и пр., и на который можно записать любые ободряющие и успокаивающие слова, признание в любви, важное напоминание и даже музыку.
Запись длится 30 секунд, но этого хватает малышу, чтобы услышать мамины слова и почувствовать себя в безопасности. Простое решение, согласитесь. И очень прибыльное, как оказалось .
И снова идея, придуманная мамочкой. Жительница небольшого американского городка увидела возможность для заработка в создании коррекционной школы, позволяющей родителям подтягивать ребенка по нужным предметам в едином репетиционном центре.
Поскольку обучаются дети группами по 5 человек стоимость занятий с репетитором снижается в разы, а сами репетиторы — бывшие учителя, в результате кризиса оставшиеся без работы — занятость на полный рабочий день.
А вот учитель, Стив Спенглер, решил проблему самозанятости еще проще. Он создал беспрецедентный интернет-проект, задача которого превратить обучение в увлекательный и веселый процесс. На его сайте описаны и показаны сотни опытов, которые ученики могут повторить сами к радости сверстников (и ужасу родителей), параллельно знакомясь с законами химии, физики и пр.
Разумеется и товаров, помогающих провести все эти эксперименты, на сайте хватает, что позволило талантливому учителю быстро стать учителем-миллионером.
На сегодняшний день компанией Стива Спанглера уже самостоятельно разработано свыше 80 обучающих приборов, которые тоже не пошли во вред балансу компании.
Совсем на противоположные любознательности качества сделал ставку французский предприниматель Стефан Букрис. Он создал интернет-портал для. двоечников, где они могут купить решение любой задачи.
Просто решение стоит 5 евро, а полный комплект заданий с объяснениями стоит 80 евро. Решают задачи за учеников средней школы студенты вузов и старшеклассники.
Как видите школьная тема является неиссякаемым источником идей прибыльного бизнеса.
Подробности этих и тысяч других идей бизнеса вы можете прочитать на нашем портале бизнес идей www.1000ideas.ru
Не секрет, что большинство гениальных идей лежат на поверхности. Иногда, чтобы заметить очевидное, достаточно легкой подсказки.
Проект 1000 идей разработал уникальную методику поиска бизнес-идей — творческий конструктор «Таро 1000 идей», превращающий творческий процесс в простую, эффективную и увлекательную систему поиска нестандартных решений.
Творческий конструктор “Таро 1000 идей” поможет вам за месяц создать больше новых идей, чем ваши конкуренты смогут придумать за год.
Узнать больше о необычном творческом конструкторе вы можете здесь
Как заработать на школе, образовании в целом. Обсуждение. — Бизнес идеи для малого бизнеса, каким бизнесом заняться 2018
Меня зовут Роман. я учитель (по образованию) Что бы любой проект в школе работал нужно заинтересовать администрацию школы, без ее интереса ничего работать не будет. Вариант А — заинтересовать деньгами. (просто и примитивно) Вариант В — заинтересовать очевидными плюсами. Дирекор школы сам никогда не будет думать о плюсах эл.дневников.
Вариант А я отбросил сразу.
У меня 2 проекта работают в нескольких школах.- эл.журнал. прошу внимания не дневник! конечно он содержит все функции дневника. но! там столько полезного для администрации (средние балы. выполнение учебного плана, любая успеваемость. посещаемость, заполняемость журнала, наполняемость оценок и пр.) мечта завуча. короче. Любые отчеты за секунду. хочешь по классу. хочешь по школе, по смене. по ученику.СМС информирования нет (школе это не нужно). Наша работа заключается в ведении этого журнала (внесение оценок).Кто платит: платит родитель. но так как школе нужны оценки всего класса. то платит класс. 1000р в месяц с класса.20 классов — 20 000.как работаем: приезжает курьер в школу в определенное время. с цифровиком. через 10 минут едет в другую школу. приезжает домой, опускает ноги в тазик с горячей водой. включает ПК. неспешная скорость внесения 1урок — 1 минута. 1,5 часа школа.много денег не заработать. но работа непыльная.
— СМС-информирование о прибытии и убытии детей из школы. Тут нужны вложения. небольшие правда в районе 1000 вечнозеленых.покупаем систему (софт и железо). ставим при входе в школу подключаем модем. ставим тариф на безлимитные смски.. ученик приходит — смс полетела родителям. «Петя пришел в школу 8-03».школа знает кто когда пришел когда ушел и на сколько опоздал.Родители точно знают. что сын закончил учиться и и идет домой (теперь он не отмажется. что его заставили мыть полы во все школе), а мама его дома будет ждать.
первоначальные затраты 30 000р.если в школе всего 100 человек подключат услугу 100*100р=30 000р.окупается оборудование за 3 месяца.все работает автономно. участия оператора не требуется.
в большой школе это быстрее происходит. в маленькой — медленнее.
даже если плохо идет дело. снимаем железо и ставим в другой школе (честно сказать еще нигде не снимал)кто подключился к услуге — ваш клиент навечно. Конечно можно использовать трекеры. но их надо заряжать. да и дороже они в раз . цать.
Источник: gruzotvezem.ru
Кому и зачем нужно предпринимательство в школе?
Есть в школьном курсе такой предмет – «Технология». Пришёл он на смену старому и доброму «Трудовому обучению». По замыслу реформаторов, никогда и ничего (скорее всего) не делавших своими руками, из «Трудов» было выкинуто всё «лишнее»: много часов ручной обработки древесины и металла, а также работа за станками. Подкрепили это сокращением программы («Технология» не входит в обязательный курс 9-х – 11-х классов, а в 8-м – лишь 1 час в неделю) и усугубили ликвидацией школьного станочного парка в совокупности с ограничениями на работу детей за станками.
Компенсировали всё это разнообразной теорией, которая должна была бы вывести знания и умения детей на новый уровень. Не буду утомлять читателя перечнем всех нововведений в программу, остановлюсь лишь на одном, самом, на мой взгляд, интересном с точки зрения родителя, ожидающего, что его ребёнок сможет добиться чего-то в этой жизни. Это раздел 8-го класса «Бюджет семьи». В нём в общих чертах рассматриваются понятия бюджета, прав потребителя, свойства товаров и услуг, способы рационального использования семейного бюджета и в конце описываются различные способы пополнения бюджета с помощью предпринимательства. И вот на этом я остановлюсь поподробней.
Согласно так любимой либералами википедии, «Предпринимательство, предпринимательская деятельность — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».
Причём ключевое в этом определении слово «деятельность» не раскрывается.
Между тем совсем ещё недавно, всего лишь четверть века назад, такая деятельность могла подпасть под статью уголовного кодекса. И большинством нашего общества предпринимательство продолжает восприниматься именно так. Либо этот предприниматель спекулянт, либо эксплуататор. Если же человек (коллектив) сам что-то делает и продаёт плоды своего труда – то он занимается индивидуальной трудовой деятельностью, а не предпринимательством.
Для чего это было введено в школьную программу – совершенно понятно. Российской власти необходимо сломать сложившееся в народе представление с целью закрепления своих позиций, полученных в результате приватизации. Внедрение в сознание школьника мысли, что предприниматель – это просто профессия, сможет раз и навсегда поставить точку в запросе человека на социальную справедливость.
Но сделать это весьма трудно. И дело даже не в том, что в школах работают несгибаемые совки. Можно сколь угодно много рассказывать о плюсах предпринимательства, но даже дети видят, что самые успешные предприниматели у нас – это либо родственники местных чиновников, умело оседлавшие бюджетный трафик, либо успешные приватизаторы, а то и два в одном!
Поэтому тема по предпринимательству у детей – одна из самых нелюбимых, учителя её стараются бегло проскочить, а предлагаемый учебником творческий проект по составлению бизнес-плана для семейного бизнеса почти всегда игнорируется.
Вы можете подумать, что здесь налицо косность мышления учителя, который не может раскрыть данную тему? Может, где-то и так. Но лично мой опыт коммерческого представителя фирмы говорит об обратном. Я не понаслышке знаю все прелести и подводные камни предпринимательства, и мне есть, что рассказать. Но думается, что на уроках «Технологии» нужно больше время уделять именно индустриальным технологиям, что я и делаю.
Я бы не стал уделять данной теме столько времени, если бы машина реформаторства не начала набирать новые обороты. Как сообщает пресса, «9 марта 2018 г. под председательством Владимира Путина в Самаре состоялось заседание наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Подведены итоги работы АСИ за шесть лет, намечены перспективы на 2018 год».
И всё бы ничего, пусть бы себе заседали. Но на то они и агентство инициатив, чтобы инициировать хоть что-нибудь. Иначе, зачем они нужны? И тут сразу же из недр памяти всплывает поговорка о том, кто самый опасный из тех, у кого есть инициатива!
Цитата из СМИ: «Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин предложил ввести в учебную программу предпринимательство как профессию»
И вроде бы президент РФ поддержал данную инициативу.
Далее цитата самого Калинина: «Но если мы хотим, а мы хотим, добиваться глобальных целей по росту экономики, по прорывному росту экономики, нам кажется, что профессии предпринимателя нужно учить уже на школьной скамье и именно в игровой методике, как это сейчас принято. Такие методики есть, их только нужно взять и внедрить. Мы это как бизнес-объединение сами не сможем сделать, нам нужна здесь поддержка властей либо на региональном, Владимир Владимирович, либо на федеральном уровне».
Возникает вопрос: а для чего, собственно? А за счёт чего? Что уберём из школьной программы ради реализации этой инициативы? Пушкина? Может химию вообще извести?
Толку от неё при одном часе в неделю!
То, что введение подобных предметов нанесёт ещё один удар по нашему образованию – у меня не вызывает никаких сомнений. Хочу напомнить, что один из успешнейших и почитаемых либералами предпринимателей Генри Форд был в первую очередь инженером и до винтика знал своё производство, при этом нигде не обучаясь предпринимательству! Вполне хватило здравого смысла для ведения бизнеса. Этому способствовала классическая школа, давшая ему фундаментальные знания.
Но, вернувшись назад, мы опять натыкаемся на вопрос: за чей счёт?
Что-то не так пошло с нашим предпринимательством и с невидимой рукой рынка. Ну никак она не желает самостоятельно финансировать создание собственных же кадров! Ей непременно на эти цели нужна господдержка, а значит, и бюджетные денежки, о чём так однозначно сообщил президенту г-н Калинин. А раз было озвучено, что методики есть, – значит, есть и те, кто их будет внедрять, осваивая бюджетные средства! Вот такое предпринимательство.
Что мы получим в итоге внедрения данной инициативы?
Ижевские швеи учатся в школе Елены Карпачевой, чтобы получить работу мечты
Социальные предприниматели могут делать жизнь общества лучше разными путями. Один из них – обучить востребованной профессии людей из незащищённых категорий. Например, предпенсионеров, многодетных мам, выпускников детских домов. Именно так сделала Елена Карпачева – создатель и руководитель школы шитья «Хочу и шью!» из Ижевска.
– У вас большой опыт в профессии швеи – 25 лет. Как пришли к решению преподавать?
– Мне всегда нравилось шить наряды – сначала куклам, потом себе и подругам. Поэтому я решила получить классическое швейное образование. Окончила Московский государственный университет сервиса по профессии «Технолог швейного производства» и пришла работать в ателье «Молодёжная мода». Тогда оно было лучшим в городе – со мной делились опытом настоящие профессионалы. Начинала работать портным, через несколько лет стала закройщиком – руководила бригадой из 6 мастеров-портных.
В какой-то момент захотелось создать собственное маленькое ателье, а позже мне предложили интересную должность – специалиста по снабжению на крупном швейном предприятии Ижевска. 5 лет я закупала ткани, фурнитуру, ездила на профессиональные выставки, находила партнёров в Турции, Китае, Корее и других странах.
Несколько лет назад меня пригласили преподавать в школу шитья. Передавать знания ученицам очень понравилась. Обучение – это колоссальный обмен энергией. Когда видишь глаза девчонок, которые сшили своё первое изделие, это дорогого стоит!
– Поэтому решили создать собственную школу шитья «Хочу и шью!»?
– Да, у меня появились авторские наработки и видение, как лучше преподавать. В проект вложила собственные средства, а также заключила социальный контракт на запуск бизнеса.
Главным требованием к помещению для школы было расположение: в центре города, рядом с магазинами тканей и фурнитуры.
Репутация преподавателя помогла набрать первые группы – это были ученицы прошлых курсов. Потихоньку расширяла проект, добавляла новые направления в работе. Сейчас есть очные курсы портновского мастерства, ателье индивидуального пошива, услуга по разработке лекал и документации для брендов и швейных предприятий.
А ещё с командой (со мной работает 10 человек) создаём готовые выкройки, которые можно приобрести на нашем сайте. Это более 200 выкроек женской, мужской, детской одежды и аксессуаров. К каждой прилагается подробная инструкция по раскрою и пошиву, а для некоторых – и видеоуроки, что особенно ценно для новичков.
В ближайших планах – запуск онлайн-обучения. Хочу, чтобы как можно больше девушек в России и не только ощутили радость от возможности создавать собственные модели одежды, творить, самовыражаться.
– Кто приходит учиться шить?
– Люди разного возраста, разных профессий. Берём на курсы и школьниц, и пенсионеров. Главное – желание шить. Самую юную ученицу, Двенадцатилетнюю Лизу, к нам привела мама. У неё большое желание стать дизайнером – девочка всё схватывает на лету, прекрасно шьёт.
Десятиклассница Юлиана прошла серьёзный курс по конструированию вместе со взрослыми. Выигрывает региональные олимпиады по технологии. Говорит, что благодаря школе, – это очень приятно. Самым старшим ученицам 60 лет: кто-то пришёл обновить знания, другие, наконец, реализовали мечту.
Многие успели подружиться во время курсов. И поэтому часто приходят на коворкинг. Этот формат я увидела у конкурентов, решила попробовать – и очень удачно. Это вид совместных занятий в маленькой группе, во время которых можно сшить конкретную вещь под руководством опытного мастера.
– Почему задумались о социальном предпринимательстве?
– В какой-то момент я осознала, что моё дело может приносить пользу обществу, в том числе и незащищенным группам людей. Ведь профессия швеи – достаточно востребована. А я могу обучать сотрудников под конкретный запрос работодателя. Как раз в это время в региональной «Корпорации развития» рассказали про старт Школы социального предпринимательства от Фонда «Наше будущее».
Я регулярно прохожу обучение в Корпорации, пользуюсь мерами господдержки МСП. Например, оформила заём на создание сайта.
– Расскажите, пожалуйста, про занятия в Школе СП и ваш выпускной проект.
– Школа дала знания о социальном предпринимательстве и основах ведения бизнеса, которых мне недоставало. Очень полезно было узнать про опыт коллег из сферы, сложностях, с которыми приходится сталкиваться, путях решений. Из преподавателей хочу особо отметить Ирину Турову. От неё получила максимум полезной информации, смогла сделать практические расчеты, из которых сформировалась картина моего проекта. Благодарна тьюторам Ирине Вайнер и Светлане Решетниковой за терпение, ценные советы.
После курса я защитила проект по обучению шитью и трудоустройству на собственном предприятии и у партнеров – в Ижевске достаточно компаний по пошиву, есть рабочие места. В данный момент занимаюсь его реализацией: собираю документы для получения образовательной лицензии. Следующий шаг – получить статус социального предпринимателя и войти в Реестр.
Источник: nb-forum.ru