Управление любым бизнесом требует от его владельца использования различных инструментов, одним из которых является налоговое планирование. Оно помогает ответить на вопрос, когда нужно совершать те или иные финансовые операции, а когда стоит от них воздержаться. Наши партнеры, консультанты из Фингуру, рассказали, какие сложности могут возникнуть без ведения налоговых планов и как их избежать.
Что такое налоговое планирование?
По сути, налоговое планирование – это расчет текущего налогового бремени и формирование предполагаемой налогооблагаемой базы, в которой учитываются предстоящие хозяйственные операции за определенный период времени. Это важный аспект, поскольку, совершая какие-либо хозяйственные действия не всегда можно с точностью предсказать, какие налоги получатся. Зачастую, это не всегда понятно даже опытному бухгалтеру и, чтобы эту сумму налога вычислить, нужно сильно постараться.
В основе планирования лежит движение по основным бухгалтерским счетам, связанных с расчетами с контрагентами (покупателями и поставщиками) и затратная часть (фонд оплаты труда, хозрасходы и пр.). Эта информация обрабатывается и на ее основе рассчитываются текущие суммы налогов. После этого – предполагается, что незакрытые сделки будут скоро закрыты и прогнозируется конечный результат.
Наибольший интерес и трудность налоговое планирование представляет для организаций на ОСНО, которые уплачивают НДС и налог на прибыль. Когда налоговое планирование может пригодиться?
Самая частая ситуация, когда предприниматель получает в конце квартала аванс от покупателя. И этот аванс, например, по состоянию на 30 сентября, остался на расчетном счете. В результате этого компания попадает на существенную сумму налога с этого аванса и должна начать выплачивать его уже в октябре, теряя деньги из оборота.
Как правило такое планирование осуществляется поквартально и проходит в два этапа. На первом, который проводится в середине квартала, бухгалтерами собираются данные по совершенным операциям и дополняются предполагаемыми операциями, которые должны быть совершены до конца квартала. Второй этап повторяет первый, но уже в середине третьего месяца квартала.
Вновь собираются текущие данные и сопоставляются с ранее спрогнозированными величинами. Ко второй фактической таблице делаем новый прогноз (опять же до конца квартала). Именно этот последний вариант станет руководством к действию для предпринимателя, отступать от которой крайне нежелательно.
Почему важно придерживаться прогнозируемых значений?
Если текущие суммы будут отличаться от запланированных, то организация не уложится в сумму запланированных налогов. Можно попасть в критическую ситуацию и “убить” бизнес. Рассмотрим на примере выше. Получая аванс больше, чем планировали, у нас возрастает налогооблагаемая база по НДС.
Деньги на то, чтобы оплатить налог есть, но после уплаты их может оказаться недостаточно, чтобы закупить необходимые материалы и произвести свой продукт, за который уже был внесен аванс. Разумеется, в дальнейшем будет произведен перерасчет, но до этого момента организация может просто не дожить. А с учетом того, что НДС с января 2019 года увеличивается до 20% это особенно актуально.
Любой бизнес ориентирован на прибыль. Но если без предварительного плана совершать хозяйственные действия, то возможно наступление налоговых разрывов (то налога нет, то он огромный), которые вынудят извлекать из оборота значительные средства.
На результат налогообложения сильно влияют многие разные факторы. Если владелец бизнеса владеет результатами налогового планирования, ему проще принимать правильные решения при ведении бизнеса и для равномерного распределения налогового обременения.
В компании Фингуру разработан специальный алгоритм, позволяющий нашим специалистам оперативно рассчитать предполагаемую сумму налога. Он позволяет не только понять, какой налог необходимо будет оплатить, исходя из уже произведенных операций, но и спрогнозировать его размер на конец квартала. Все это поможет его скорректировать, управляя движением денег, товаров и услуг.
Источник: www.seeneco.com
Налоговый переворот. Как рост НДС повлияет на бизнес и потребителя
В связи с грядущим повышением ставки НДС перед ретейлером стоит дилемма: либо перекладывать затраты на конечного потребителя, либо снизить норму прибыльности. Поскольку второй вариант бизнес не устроит, за реформу неизбежно придется заплатить обычным россиянам
Выиграет ли экономика от увеличения НДС до 20%, сейчас сказать сложно. Ясно лишь, что этот шаг губителен для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Были заявления, что необходимо создать условия, при которых дополнительные 2% не должны лечь на плечи конечного потребителя, однако такое смогут позволить себе только крупные компании, производящие и поставляющие товары первой необходимости, спрос на которые мало зависит от сезонности и повышений цен.
В результате такого сценария увеличение поступлений окажется не таким значительным, как было запланировано, а значит, правительству придется искать другие источники средств на реализацию поручений президента — вероятнее всего, связанные с отменой ряда текущих льгот, в том числе и для физических лиц.
Допустим, крупный ретейлер X занимается реализацией товаров повседневного спроса, имеет определенную норму прибыли с расписанным объемом инвестиций в развитие инфраструктуры, расширение рабочих мест и другие долгосрочные проекты. В связи с ростом НДС цена закупки увеличивается.
Перед ретейлером стоит дилемма: либо перекладывать затраты на конечного потребителя, либо снизить норму прибыльности. Второй вариант решения проблемы подразумевает весьма непривлекательные ходы — внесение корректировок в свои инвестиционные фонды. В итоге компания X переложит затраты на покупателя.
Малый бизнес уйдет на «упрощенку»
Велика вероятность, что компании помельче начнут возвращаться на упрощенную систему налогообложения. Кто-то специально начнет дробиться, а кто-то честно воспользуется возможностью применять УСН — ведь немногие из тех, кто сейчас работает с НДС, не перешагивают планку в 150 млн рублей.
Для кого-то вариантом ухода от уплаты дополнительных налогов станет «формальное» сокращение числа работников и увеличение зарплат в конверте, что неминуемо повлечет за собой сокращения отчислений в государственные фонды и рост теневого бизнеса.
Давайте рассмотрим компанию Y, которая применяет основную систему налогообложения только из-за того, что сотрудничает с крупными компаниями, участвует в государственных и коммерческих закупках, когда наличие общей системы налогообложения у поставщика обязательно.
При этом прибыльность компании Y крайне мала, но есть объем заказов. Многие из таких компаний производят закупки тех или иных товаров у других поставщиков, находящихся на УСН. Таким образом, рост на 2% НДС для поставщика сделает его неконкурентоспособным в части закупок.
Компания Y будет вынуждена отказываться от участия в поставках, потому что договориться об увеличении цен для более крупных партнеров практически нереально. Зарплатный фонд останется на прежнем уровне, прибыль компании будет падать.
Какова дальнейшая судьба компании Y? Есть несколько вариантов. Более пессимистичный — сокращение либо выход из бизнеса и менее пессимистичный — переход на упрощенную систему налогообложения и прекращение сотрудничества с крупными партнерами.
Самый оптимистичный для компании Y вариант, когда крупный партнер все-таки согласится купить продукцию по выросшей цене, очевидно, не вызовет радости у конечного потребителя, так как отпускные цены на товар вырастут.
Покупатели урежут свои корзины
Современный потребитель очень разумно и системно относится к процессу покупок. Покупатели активно используют всяческие скидки и дисконтные программы. Люди помнят о прошлых экономических кризисах и стараются тратить аккуратнее, а тренд на разумное потребление ведет за собой развитие проектов, работающих в рамках шеринговой экономики.
При повышении ставки НДС цены на товары повседневного спроса будут расти при стабильном уровне зарплат. Тем не менее потребление сократится незначительно, а значит, снижение будет наблюдаться преимущественно в сегменте товаров, составляющих дополнение к потребительской корзине — косметика, билеты в кино, товары для спорта, модные гаджеты.
Допустим, что продукцию, себестоимость которой составляет 100 рублей, продают в B2B-сегменте за 110 рублей. Прирост в стоимости комплектующих и сырья на 2% снизит выручку на 2 рубля при сохранении затрат на зарплаты, но росте стоимостей аренды, закупок и других необходимых расходов.
В итоге вместо текущих 10 рублей предприниматель получит 5-6 рублей реальных доходов в зависимости от количества сотрудников и уровня зарплат на предприятии.
Источник: www.forbes.ru