С юридической точки зрения, социальный контракт — это обычный договор. С одной стороны — нуждающийся гражданин, с другой — государство в лице регионального органа соцзащиты. У договора есть конкретная цель: помочь россиянину выбраться из кризисной ситуации, найти стабильный источник дохода.
— Социальный контракт вправе заключать малообеспеченные семьи и малоимущие одинокие граждане с доходом не выше уровня прожиточного минимума в регионе проживания, граждане, потерявшие работу с 1 марта 2022 года и признанные безработными. Размер доходов не учитывается, если это не помощь в трудной жизненной ситуации, — уточняет практикующий юрист, аттестованный налоговый консультант, член палаты налоговых консультантов Ольга Сафонова.
Помимо перечисленных условий человек должен иметь гражданство РФ и постоянную прописку в регионе, где заключает соцконтракт.
Какую помощь можно получить?
У государства есть четыре программы для поддержки граждан по контракту:
Отчетность по социальному контракту. Как не нарушить закон? Вопрос #6 Про социальный контракт 250000
1. Поиск работы, обучение или переобучение. Срок договора — до 9 месяцев.
— В этом случае государство выделяет деньги на трудоустройство безработного в течение определённого контрактом времени, максимальный период поиска работы не должен превышать 9 месяцев. Если человек в это же время состоит на учёте как безработный, то сможет получить двойное пособие, — объясняет генеральный директор компании ЗАО Аудиторская фирма «ФИНАНСЫ-Н» Виталий Сапелкин.
Гражданину могут помочь с обучением или повышением квалификации. На это по контракту готовы выделить до 30 тысяч рублей.
2. Стартап в статусе ИП или самозанятого. Срок контракта — до 12 месяцев. За это время человек должен согласовать с органами соцзащиты бизнес-план, запустить своё дело и увеличить доход.
— По программе установлен лимит в 250 тысяч рублей, которые можно использовать только по целевому назначению, а не на личные нужды, — напоминает эксперт.
Например, на эти деньги можно купить оборудование, материалы, арендовать помещение. Но сумма арендной платы должна быть не более 15% от субсидии. Деньги выдают не под «честное слово», нужно подготовить стратегию.
— Открыть ИП по соцконтракту не так уж и сложно, единственная тонкость — с расчетами, но только первое время. Нужно всё тщательно продумать, описать преимущества бизнес-модели и пользу, которую проект принесёт обществу. Потом соцзащита назначает куратора для проверки бизнес-плана, консультирует, согласует идею с условиями контракта.
Лучше всего оформлять субсидию в начале года, когда в бюджете есть свободные деньги. Так вероятность одобрения вырастает в несколько раз, — добавил Виталий.
3. Ведение личного подсобного хозяйства. Срок договора — до 12 месяцев. Если у человека есть участок земли, государство готово помочь с выпуском продукции на продажу.
— Человеку с земельным участком предоставляют до 100 тысяч рублей — например, на покупку семян и садовых инструментов. За год контракта человек обязан встать на учёт как самозанятый и увеличить доход, продавая сельскохозяйственную продукцию, — комментирует руководитель юридического отдела федеральной юридической компании «Мой юрист» Дмитрий Бухарин.
4. Адресная помощь в трудной жизненной ситуации. Срок контракта — до 6 месяцев. Решение госорган принимает индивидуально в каждом конкретном случае. Например, человеку могут выделить деньги на покупку одежды, школьных принадлежностей и лекарств, помочь пройти диспансеризацию, организовать присмотр за маленькими детьми.
Какие обязанности появляются?
После подписания контракта госорган разрабатывает индивидуальную программу социальной адаптации. Получатель субсидии обязан выполнять эту программу и отчитываться.
— Например, в процессе поиска работы гражданин обязан ежемесячно представлять в соцзащиту документы о выполнении заявленных мероприятий. По окончании действия социального контракта — сведения о доходах. По запросу — информацию об условиях жизни в течение 12 месяцев со дня окончания действия социального контракта, — уточняет Ольга Сафонова.
По другим программам тоже надо предъявлять расписки, товарные и кассовые чеки, договоры купли-продажи и прочие документы о целевом использовании денег.
Добросовестность гражданина проверяют на всех этапах — через запросы работодателю, в орган местного самоуправления, налоговую службу и другие структуры. Если человек не следует программе адаптации — выплат ему не видать.
Важно: при выявлении контролирующим органом нарушений, полученные по соцконтракту деньги придётся вернуть.
Как подать документы на соцконтракт?
В некоторых регионах это можно сделать через сайт Госуслуг. Если в вашем городе такой возможности нет, подавайте заявление в центр соцзащиты или через МФЦ. Заявки принимают напрямую от гражданина или его законного представителя. Максимальный срок рассмотрения документов — 3 месяца, за это время госорганы проверят все сведения о человеке.
— Заключить социальный контракт вправе человек, доход которого ниже прожиточного минимума в регионе. При этом у заявителя или его семьи не должно быть слишком много имущества, например, двух квартир или машин, — напоминает Дмитрий Бухарин.
Подробности о порядке регистрации заявления и пакете необходимых документов.
У вас остались вопросы? Пишите в комментариях, наши эксперты помогут разобраться в юридических тонкостях.
Подача документов
С полным списком документов и их копиями нужно прийти в районный отдел соцзащиты. В каждом регионе свои требования, поэтому уточняйте список заранее. К пакету документов нужно приложить бизнес-план, в котором вы укажете, на что планируете потратить выделенные деньги, и расскажете, как будете работать и развивать своё дело.
Бизнес-план можно написать самостоятельно, взяв за основу образец из интернета или шаблон в центре соцзащиты.
Чтобы ателье начало работу, нужно закупить оборудование. На этой стадии вам потребуются бытовые машины со множеством функций или несколько промышленных позиций. Модели и ценовой сегмент вы выбираете сами.
В бизнес-плане напишите списком всё необходимое оборудование, указывая его стоимость: швейные машины, оверлоки, раскройное оборудование, парогенераторы, стеллажи и так далее. Наполнение и количество будет зависеть от направления работы.
Можно также указать расходные материалы: иголки, нитки, ткани, замки и прочие нужные для работы вещи. Но не в каждом регионе предусмотрены расходы на эту статью бизнес-плана. Также не во всех регионах соцконтракт покрывает аренду помещения.
Источник: edu-russian.ru
Отчет по социальному контракту — пример
Социальный контракт — договор между государством и гражданином о предоставлении последнему субсидии с целью помочь ему выйти на самообеспечение. Заключается он в органах соцзащиты и призван помочь людям наладить своё финансовое положение. Внимание: Заключить соцконтракт могут лишь граждане, чей доход ниже прожиточного минимума по региону (ФЗ-№ 178 от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи», глава III, пункт 7). О том, что такое и как заполнить отчет по социальному контракту, а также о его особенностях и процессе оформления — поговорим далее.
Что такое отчет по социальному контракту?
Отчет по социальному контракту — это прежде всего это документ, в котором гражданин должен отчитываться перед государством в письменной форме о своём текущем финансовом и жизненном положении, а также о том, как и куда он тратит полученные средства.
Заключая соцконтракт, человек имеет обязательства перед государством: зависят они от того, на какие цели он был оформлен (см. Приложение № 8 (6) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296, пункты 19, 21, 23, 25, 26). Выплаты в рамках помощи человек имеет право тратить только по целевому назначению. В подтверждение трат гражданин обязан регулярно предоставлять чеки купли-продажи и вести учёт финансов перед государством (отчётность по тратам).
Существует несколько видов подобных контрактов, и отчеты по ним тоже будут разными:
- поддержка безработных;
- прохождение обучения;
- улучшение материального состояния;
- открытие своего бизнеса и ИП;
- развитие личного подсобного хозяйства.
Необходим отчет по контракту прежде всего для государства: эта отчетность дает информацию гос. органам, и на её основе они или продолжают оказывать поддержку, или же расторгают контракт, накладывая санкции и устраивая проверку — если человек не исполняет условий составленного договора (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.08.2021 №536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта», глава V, пункт 46).
Заказать бизнес-план за 7500 руб.
Как правильно составить отчет?
Для правильного заполнения отчета нужно следовать нескольким правилам. Прежде всего, подобные отчёты пишутся ежемесячно, поэтому существует конкретная дата сдачи. Определяется она на этапе заключения контракта. Отчёты о материальном положении сдаются на регулярной основе.
В самих же отчетах содержится ряд необходимых сведений. Единой формы записи и ведения документа нет, но в нём должны быть обязательно указаны следующие пункты:
- сумма полученной субсидии;
- перечень приобретённого имущества за полученные средства;
- назначение и фактическое использование приобретённого на выданную сумму;
- информация о получаемом доходе от купленного товара.
Предоставлять свои ежемесячные отчеты гражданину необходимо по адресу, установленному в рамках заключённого с государством договора. Сама сдача происходит с помощью почты или электронно. Сроки и порядок сдачи отчётов индивидуальны и зависят от условий контракта.
Требования к прилагаемым чекам
Одним из главных условий при заключении контракта, как упоминалось выше, является отчетность о трате ежемесячно получаемых средств лишь на те товары и услуги, которые входят в рамки сотрудничества. Чеки нужно держать при себе вплоть до отправления отчета. Государство просит своих граждан проверять и предоставлять следующие отчетные документы в зависимости от товаров и услуг, которые они приобретают:
- В случае приобретения продовольственных товаров подтверждение денежной оплаты не требуется.
- В случае приобретения товаров и услуг с целью ведения предпринимательской деятельности или развития подсобного хозяйства, гражданин обязан предоставить:
- товарный чек с наименованием товара;
- кассовый чек с наименованием товара;
- приходный ордер;
- договор купли-продажи;
- документ, подтверждающий совершённую операцию (например, бланк от лица банка).
- В случае использования средств для прохождения обучения или получения дополнительного образования необходимы следующие документы:
- договор оказания услуг с кассовым чеком;
- сертификат о прохождении курса;
- диплом о переподготовке.
Образцы отчета по соцконтракту
В течении срока получения поддержки от лица государства гражданин должен помесячно писать отчеты о реализации и выполнении условий социального контракта. В этом документе необходимо подробно отчитаться и заполнить ряд пунктов. Вот стандартная форма оформления отчета по соц контракту:
- ФИО гражданина, заключившего договор, а также его место проживания.
- Дата составления и заполнения отчета.
- Использование средств в рамках гос. помощи на основании договора (список приобретённого с указанием стоимости).
- Подписанное пояснение о том, используется ли приобретённое имущество.
- Описание своей жизненной и финансовой ситуации на момент написания отчета.
Сроки сдачи устанавливаются в рамках заключения договора, а сам документ направляется по адресу, описанному в соцконтракте.
Примеры шаблонов отчета Вы можете скачать ниже:
Скачать образец №1
Скачать образец №2
Источник: prorektor.com
Все о соцконтракте
Социальный контракт — это соглашение, которое заключается между малоимущей семьей (или одиноко живущим гражданином) и центром социальной защиты населения. По условиям такого договора государство предоставляет гражданину денежную или натуральную помощь на безвозмездной основе, а он берет на себя обязательство улучшить свое материальное положение в долгосрочной перспективе благодаря этой мере поддержки. Договор заключается с гражданами и семьями, чей доход ниже прожиточного минимума (ПМ). Чтобы получить помощь от государства, нужно обратиться в соццентр или центр занятости населения по месту жительства.
Главная цель социального контракта — помочь гражданам выйти из сложной жизненной ситуации и получить постоянный заработок для своего обеспечения. В частности, деньги, полученные от государства, можно потратить на профессиональное переобучение, открытие своего дела или на ведение личного подсобного хозяйства.
Кому положен социальный контракт
Получить помощь от государства вправе только граждане РФ. В соответствии со
Источник: mintrudtuva.ru