Креативная экономика на протяжении нескольких лет активно растёт, обгоняя по темпам роста многие традиционные сферы бизнеса. Из-за всеобщей диджитализации мир меняется очень быстро, и у представителей креативного класса появляется больше возможностей для личностного, творческого и финансового роста. О том, что происходит с рынком креативных индустрий и какие ниши и профессии в скором времени окажутся очень востребованными, в своей авторской колонке для портала Biz 360. ru рассказала CEO платформы Timepad Варвара Семенихина.
Варвара Семенихина – CEO эко-системы для организации ивентов и продажи электронных билетов Timepad . Опыт работы в IT-индустрии и digital-маркетинге – свыше 10 лет. Возглавляла отделы маркетинга компаний «Яндекс.Медиасервисы», «Сбер.Звук», Zvooq и KidSquare. Эксперт по менеджменту и коучингу.
Как работает креативный бизнес в Америке
Что такое креативная экономика
Креативная экономика и креативные индустрии – это довольно широкие понятия, и у многих экспертов в сфере экономики и бизнеса есть разные мнения на их счёт.
Так, член Консультационного совета по креативной экономике ООН и директор компании BOP Consultants Джон Хокинс в 2001 году составил список из 15 индустрий, которые производят креативные продукты или предлагают творческие услуги, и поэтому имеют экономическую ценность. Все эти индустрии – программирование, наука, кино, музыка и другие – вносят свой вклад в развитие креативной экономики.
Ричард Флорида, экономист, профессор университета Джорджа Мейсона в Америке и автор книги The Rise of Creative Class («Подъём креативного класса»), считает, что креативная экономика создаётся людьми, которые производят креативный контент или работают в творческих индустриях. Их он называет креативным классом. Внести вклад в развитие креативной экономики, по мнению Ричарда, может любой человек, обладающий творческим мышлением.
Юрген Саленбахер, создавший личный бренд для многих известных людей (например, для Пауло Коэльо), в своей книге Creative Personal Branding («Креативный персональный брендинг») отмечает, что креативная экономика – это то, что связывает культуру и общество, технологии и экономику на макро- и микроуровнях.
Благодаря Джозефу Пайну, американскому писателю и исследователю в области маркетинга, популярность получил термин «экономика впечатлений», которая тоже является составляющей креативной экономики. В одноимённом бестселлере Джозеф Пайн объясняет, что в наше время по-настоящему успешными становятся бренды, способные продать клиенту не только продукт или услугу, но и эмоцию.
Например, уникальную атмосферу для посетителей своих магазинов сумели создать IKEA, Apple, Starbucks, LUSH. В России пионером в этой сфере стала сеть антикафе «Циферблат», воссоздавшая внутри уютную обстановку советских квартир. Посетители здесь платят не за чашку кофе, а за проведённое время – то есть за полученные впечатления.
Эффективность экономики впечатлений подтверждена исследованиями: по данным Eventbrite и Harris , 78% миллениалов с большей вероятностью потратят деньги на получение нового опыта, чем на вещи.
При этом все мировые эксперты сходятся в одном: в современном мире креативность – необходимая составляющая любого бизнеса.
Новая нормальность и VUCA-мир
Креативная индустрия — это новое золото и новая нефть
Любому бизнесу нужна изюминка или фишка. Чтобы продать свой товар или услугу подороже, она должна быть не только нужно, но и креативной. Роль творческой составляющей в предпринимательстве становится все больше. О том, как помочь тем, кто работает в креативных индустриях, в студии «Комсомольской правды» на Петербургском международном экономическом форуме рассказал Алексей Фурсин, директор департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.
— Алексей Анатольевич, давайте для начала определимся с терминами. Что входит в понятие «креативная индустрия»?
— Повестка этого форума очень насыщена такими темами, как поддержка креативных индустрий и молодежное предпринимательство. Три года назад мы только начинали это обсуждать. Провели несколько исследовательских работ, посмотрели на другие мегаполисы. И увидели, что столицы других стран выделяют креативные индустрии и делают ставку на их развитие.
Мы нашли по миру восемь различных теорий и концепций, которые определяют, кто относится к креативным индустриям. Подходы разные, но с точки зрения российской статистики и законодательства мы для себя выделили десять ключевых сфер деятельности, которые сформировали группу креативных индустрий.
— Приведите примеры, пожалуйста…
— Это кино, анимация, дизайн, айти. Конечно, тут еще много споров и развилок, относится данная сфера к креативной или нет. Например, индустрия моды — креативная индустрия или нет?
— Есть дизайнеры, а есть текстильное производство. Да, сложно сказать…
— Дизайнер, который создает модель красивого платья, он относится к креативной индустрии. Но никто не может разорвать его и производство этого платья. У некоторых это вообще одна компания, которая и создает, и производит, и продает продукцию. С другой стороны, важна суть.
Тем не менее, чтобы сформировать подход индивидуальной поддержки конкретной индустрии, надо понимать первое – к кому она относится. Нужно посчитать потенциальных получателей, чтобы дальше смотреть на эффективность, спрос, развитие, масштабирование и так далее.
Это имеет значение для нас, органов власти, потому что направление поддержки должно концентрироваться на конкретных людях и компаниях. Когда мы начали разбираться, сколько у нас таких компаний, то их оказались тысячи. А те, кто создает «Фиксиков», «Машу и Медведя», то их лишь десятки, в лучшем случае сотня-полторы. И от этого зависит создание системы и ее объем, ресурсы, которые надо на нее потратить. Важен результат, которого мы хотим добиться.
— На какую поддержку могут рассчитывать креативные компании?
— Неделю назад у нас вышло решение по грантам для анимационных компаний. Два вида грантов. Один для тех, кто уже производит контент. Он направлен на то, чтобы они создали контент, реализовали его и получили выручку. И эта выручка должна быть не меньше утроенной суммы гранта, прибавленной к выручке предыдущего периода.
То есть, компания должна вырасти за счет нашей финансовой поддержки. Это основная задача. Второй вид гранта больше про авторскую анимацию. Это команды, которые участвуют в различных международных конкурсах и занимают первые места, гран-при в этих конкурсах. Мы их точно так же субсидируем.
Это наш вклад в будущую анимацию, потому что эти команды могут присоединиться к существующим компаниям или создать собственную. Их надо сейчас заметить, выделить.
— Наверняка у людей возникнет закономерный вопрос: «Зачем нам за бюджетные деньги поддерживать, условно, художников?» Ведь обычно государство поддерживает базовые отрасли, которые обеспечивают жизнедеятельность государства…
— Во-первых, креативная индустрия – это новая экономика. Это новое золото, новая нефть. И это не московская, не российская, а мировая практика – выделять креативные индустрии, которые дают добавочную стоимость к основным традиционным сферам. Второе. Мы посмотрели, в каких сферах заняты креативные специалисты. Как оказалось, они работают не только в искусстве.
Возьмите любую компанию, в ней найдется креативный специалист. Например, графический дизайнер. Вспомним прошлый год. Все те, кто обладал креативными специалистами, смогли перенастроиться, адаптироваться. У них была выше готовность к кризисным явлениям, и они быстро перестроились. Один ресторатор мне рассказывал, как они две недели пытались выстроить системы онлайн-доставки.
До этого у них не было ничего. Просто меню и место, где готовили. Именно креативные люди для таких компаний стали спасением. Новая экономика сейчас создается не на заводе, а за счет творческих людей, креативных мыслей, талантов, которые они реализуют в какой-то продукт.
— Раньше было условное деление в экономике – есть товары, а есть услуги. А сейчас у нас более сегментированное разделение…
— В креативных индустриях есть и товары, и услуги. Но теорий действительно очень много. Можно услышать про подход через интеллектуальную собственность. Если есть продукт в виде интеллектуальной собственности, то это креативный продукт. Замерять можно по-разному.
Через компании, через экономику, через продукты. И разные могут быть подходы. Это дает основание полагать, что эффект будет не только для бизнеса, но и для тех людей, которые могут себя реализовать.
— Что Москва для этого делает?
— Мы выбрали для себя классическую модель. Мы не меняем подходы, ориентируемся на комплексную систему. Первая часть — образование и консультации. Особенность креативного предпринимательства заключается в том, что они говорят: «Мы люди творчества, которые умеют создать произведение искусства. Мы не про бизнес. Мы творить должны.
А эти ФНС, НДС? Нам это неизвестно». Тут определенное лукавство. Те компании, которые вышли на средний уровень, все знают. Но у 90% креативных предпринимателей это состояние, близкое к фрилансу. Многие творят свой продукт, но не имеют никакого юридического лица.
Этим людям нужно образование, потому что их нигде не учили предпринимательству. Для этого в июне мы откроем специальный центр услуг для бизнеса. Именно для креативных предпринимателей. Сделаем его в креативном пространстве, где им будет удобно и комфортно.
— Какие еще меры поддержки планируете?
— Втора часть — это инфраструктура. С 2019 года у нас работает акт правительства по созданию креативных технопарков в Москве. Но мы его сейчас пересматриваем, потому что должна быть другая модель формирования таких площадок. Особенность креативного предпринимателя не только в том, чтобы в каком-то пространстве создавать свой продукт и взять в аренду эту площадь.
Иногда это просто – воспользоваться услугой. Например, прийти в студию звукозаписи и записать свой трек. Для креативных предпринимателей важно, чтобы это было доступно, в наличии. И место должно быть «прикормленное». Это особенность новой инфраструктуры для этих предпринимателей.
— А деньгами будете помогать?
— Конечно. Третий столп – финансовая поддержка. Я уже говорил о грантах. У нас есть ряд субсидий, которые распространяются не только на креативных, но и на всех предпринимателей. К примеру, наши классические субсидии, которыми можно компенсировать затраты на участие в выставках.
Тем не менее пришлось для креативных предпринимателей их корректировать, потому что, когда мы заметили всех креативных предпринимателей, то они участвуют не в традиционных выставках, а в галереях, арт-армарках, неделях моды. И мы добавили все эти форматы в наше субсидирование. Плюс они могут получить компенсацию затрат на подготовку своих специалистов, покупку оборудования.
В прошлом году ряд креативных предпринимателей получали субсидии на экспорт – экспортные гранты. Это очень интересная и важная часть. Надо не просто взращивать наших креативных предпринимателей, а взращивать их с целью реализации их продукта на зарубежных рынках. К примеру, наши мультики уже выходят в зарубежных кинотеатрах, на телеканалах, на платформах.
Но это должны быть не только мультики, но и кино, другие произведения искусства, модная одежда. Это тяжело, но зарубежные партнеры отмечают огромный потенциал у российского креативного продукта.
— Тот самый несырьевой экспорт, о котором давно говорят и долю которого в ВВП нам надо постепенно увеличивать…
— Креативные индустрии – это, как я понимаю, молодые люди. Как вы развиваете молодежное предпринимательство?
— Мне кажется, выделять молодежь и не молодежь не совсем правильно. Мне кажется, было бы правильно говорить: начинающий предприниматель или нет. Вы же можете после института пойти работать в какую-то компанию, а потом заняться предпринимательством. Другое дело, что у молодого человека должно быть базовое образование, первичные знания о предпринимательстве.
Это должно преподаваться и в школах, и в вузах, должно прививаться в семьях. Проблема заключается в том, что очень многие создают бизнес, но сталкиваются с трудностями, о которых даже не догадывались. Это не означает, что, если вы что-то узнали, прошли курс, программу, то завтра вы не наступите на эти грабли. Все равно найдете их, они у вас будут свои.
И вы будете самым лучшим предпринимателем, если пройдете через эти грабли. Но у вас должна быть базовая информация, навыки, чтобы лучше с этими вызовами справиться.
— Пока такого предмета в школе нет, где получить знания о бизнесе?
— Мы почти три года проводим программы под названием «Бизнес уикенд». Охватываем все аудитории. Сейчас у нас очередной запуск этого трека, пусть приходят на тренинги. Есть отдельная платформа, на которой можно записаться. Она свободная и бесплатная для ребят. И она носит характер погружения в виде тренингов.
Потом есть преакселерационнаяпрограмма, когда ты находишь конкретную нишу, начинаешь понимать больше о продукте и целевой аудитории. Дальше – регистрируешь бизнес и приходишь с ним в акселератор, где происходит его масштабирование. Другими словами, твой бизнес-проект доводят до полного запуска. Мы создаем большую воронку. Через нее прошли больше ста тысяч ребят.
Это и креативные ребята, и те, кто занимается производством или инновациями. Мы этому процессу даем канву, которая поможет им грамотно наращивать свой объем, набирать команду, создавать реальный бизнес, который они могут вести. Хотя все равно в предприниматели пойдут лишь 4 – 5%.
— Ваша задача эту долю увеличить?
— Не обязательно. Наша задача в отношении молодежи, чтобы ребята, зная эти компетенции, даже если они пойдут завтра наемным сотрудником в компанию, их уровень ответственности будет гораздо выше. Предприниматель – это креатив, риск, ответственность перед партнерами. С чем заходят в новый бизнес? Нужен какой-то капитал. Государство на это денег не даст.
Вы пришли к родителям: «Папа, веришь в меня? Дай миллион, я начинаю…» Понимание этой ответственности – самое важное. А после этого пойдет он в бизнес? Хорошо. Мы ему поможем. Пойдет трудоустраиваться в компанию? Ну, очень хорошо.
Главное — пусть приходят. Мы готовы научить.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Алексей Фурсин на ПМЭФ-2021
Источник: www.kp.ru
Новая надежда: тренды креативных индустрий
Как локальные креативные инициативы меняют города, почему без коллаборации нет движения и что интересного происходит с креативными индустриями, рассказывают эксперты Мастера. Forum, который пройдет 1–4 октября.
В 2021 году, объявленном ООН Международным годом креативной экономики, в России наконец-то появился законопроект, который впервые вводит юридическое определение креативных индустрий. Сколько сегодня в России таких компаний и каков их вклад в экономику, при отсутствии четких критериев сложно даже подсчитать: по разным оценкам, их доля в ВВП составляет от 2,5% до 6%.
Тем не менее ясно, что число креативных проектов растет не только в мегаполисах, богатых культурными инициативами. А главное — они всерьез влияют на другие сферы, меняя городскую среду и даже работу крупных корпораций. Ведь ценностный мир креативных предпринимателей находится на стыке экономической выгоды, альтруизма и инновационности. А их тактики, в отличие от неповоротливых институциональных стратегий, позволяют быстро и точечно «переизобретать повседневность». Как показывает исследование «Чем живут креативные предприниматели», проведенное платформой «Мастера» и программой социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть» в шести региональных центрах, креативное предпринимательство — глобальная субкультура, которая сегодня формирует мир.
Что сегодня считать креативными индустриями, всем ли городам нужны креативные кластеры, как пандемия изменила креативную экономику, в том числе связанную с внутренним туризмом, обсудят эксперты Мастера. Forum. Мероприятие пройдет 1–4 октября в Омске, но желающие могут присоединиться к трансляции из любой точки мира. В этом материале эксперты форума рассказывают о глобальных и российских трендах креативной экономики.
На стыке локального и глобального
— Креативная экономика перестала быть просто частью прогнозов экономистов и футурологов. Она уже здесь и влияет на жизни конкретных людей, городов и стран. В России рано говорить о значимом прямом экономическом эффекте креативных индустрий, хотя отдельные сферы, к примеру анимация, вполне успешны на мировом рынке. Важнее, что креативные индустрии — это катализатор.
Они не только сами производят продукт, но и влияют на другие сферы, увеличивая их эффективность. Глядя на них, другие предприниматели задумываются не только о качестве продукта, но и о его «упаковке»: красивом контенте в соцсетях, мифологии проекта.
Современный креативный бизнес находится на стыке двух трендов — глобального и локального. Благодаря интернету креативные предприниматели являются частью глобального информационного пространства и прекрасно ориентируются в мировых социальных и экономических трендах. Они хотят обмениваться опытом с коллегами по всему миру и экспортировать свои товары и услуги. Например, двое екатеринбуржцев Юлия и Леонид, вдохновленных шанхайской модой, создали бренд уличной одежды YMKASHIX. Бренд работает с китайским производством и продается одинаково успешно в России и в Китае.
Одновременно с этим во всем мире все больший интерес привлекают локальные продукты и сервисы. Да, многие ребята по-прежнему стремятся в столицы, но существует и обратная волна миграции. Получив новый опыт, молодые предприниматели возвращаются в родные города, чтобы создавать аутентичные продукты и менять среду вокруг себя. Их интересуют общественно значимые проблемы.
Они выступают за инклюзивность, бодипозитив, феминизм, причем иногда вопреки финансовой выгоде. Многие истории молодых предпринимателей на «Мастерах» начинаются с того, что они не смогли найти что-то подходящее в родном городе и потому создали что-то свое. Студентки московского РУДН родом из Урюпинска посчитали, что с местной молодежью никто не работает должным образом, — так родился ежегодный фестиваль городской культуры Artemoff. На нем художники со всей России вместе с молодыми урюпинцами рисуют граффити, актеры ставят спектакли, а музей предоставляет площадки под активности.
Локальное проявляется и в другом аспекте. Особенности города формирует не только прошлое, но и настоящее: какие направления доминируют в экономике, поддерживает ли администрация низовые креативные инициативы, есть ли аудитория у творческих проектов. Наконец, есть ли локальные герои или места, вокруг которых сформируется сообщество креативных людей, готовых создавать что-то новое и уникальное? Мы видим огромный потенциал и креативную энергию молодежи в регионах. Но для того чтобы этот потенциал раскрылся, нужно внимательно слушать и слышать, о чем говорит новое поколение.
Коллаборация на равных
— Без коллаборации у нас, наверное, ничего бы не вышло. В 2016 году мы решили открыть в полупустующем дворике исторического центра Омска кофейню, винный и крафтовый пивной бары. Мы — это люди из разных бизнес-проектов примерно одного возраста, с похожими представлениями о жизни, предпочтениями в музыке, дизайне и в других сферах.
Важным фактором в коллаборации для нас была возможность покрыть финансовые риски. Мы делили все нужды, вплоть до того, что винный и крафтовый бары сделали один туалет на два заведения. Но сначала мы сели и договорились об общих принципах: мы не конкурируем друг с другом, мы развиваем пространство сообща, вкладывая в него каждый свое. Без этого, мне кажется, коллаборация выльется в экономию аренды на пару месяцев, а не в долгосрочный новый проект, который живет своей жизнью.
Первое, что мы сделали еще до открытия баров, — небольшую совместную вечеринку для промо наших заведений. Мы скинулись, поставили небольшой фудкорт и привезли музыкальную группу, которая всем нам нравилась. К нам пришла выжимка нашей целевой аудитории, люди кайфанули, а нам очень понравился быстрый результат.