Общее определение креативности включает в себя творческое начало, инновации, способность создавать нечто новое, поиск нестандартных решений, необычный взгляд на привычные вещи. Все вышеперечисленное пойдет на пользу любой сфере жизни. Бизнес — не исключение. Какие виды креативности и творческой активности наиболее важны для предпринимателей?
Существует такое в корне неверное мнение, что креативностью и изобретательностью наделен очень небольшой процент жителей планеты, что создать нечто новое (не важно, в искусстве, в науке или в бизнесе) могут только немногие избранные. Множество исследователей приводили ряд доказательств того, что креативностью наделен абсолютно каждый — вопрос в том, развита ли она. Разумеется, на развитие творческих способностей влияет (другое дело — положительно или отрицательно) образовательная система, но учиться креативности можно и самостоятельно. Да, творческому мышлению действительно можно научиться. Но для начала стоит запомнить: гениальные идеи и решения не приходят в голову сами собой.
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ (Узнай 5 реально работающих техник его развития)
Сколько бы ни говорили о важности моментов озарения, ученые сходятся во мнении: креативность всего только на 5-10% складывается из «искры» и вдохновения. Остальные 95-90%, как это ни прозаично, складываются из проработки идеи, исследований и прочего тяжелого труда.
Два типа творческой активности
По мнению нейробиолога из Американского Университета Бейрута Арне Дитрих, можно выделить два типа творческой активности, подходящих для разных целей. Первый — это творчество «снизу вверх», классический пример озарения. В самый неожиданный момент подсознание связывает разрозненные явления и выдает креативную идею (естественно, не «из воздуха» и не на пустом месте). Такой тип активности лучше всего подходит для одиночной работы (и ее любителей), а не для мозгового штурма, потому что для работы в группе характерно определенное давление.
Если компании хотят культивировать этот тип творчества, то они нанимают целеустремленных людей с высоким уровнем мотивации и самоорганизации, позволяя им работать там, где они хотят, и когда они этого хотят. Например, Google нанимает таких специалистов, которые могут работать поодиночке. Да, это достаточно рискованно, но результатом являются неожиданные креативные продукты — такие, как Google Glasses. Чтобы активизировать творческие процессы у сотрудников этого типа, компании создают, например, нестандартные конференц-залы и площадки для встреч, рабочие зоны с диванами, строят на территории офиса баскетбольные площадки, ставят столики для пинг-понга.
Второй тип творчества, который выделяет Арне Дитрих, гораздо более «преднамеренный» — она называет его творчеством «сверху вниз». Эта творческая активность базируется на более логическом подходе к вопросам.
В отличие от первого вида творческой работы, который подразумевает спонтанный поток разнообразных идей без обсуждения, здесь идеи идут действительно сверху вниз: образно говоря, вы думаете о том, что вам уже давно известно, оценивая жизнеспособность каждой идеи. Это более устойчивый подход, он чрезвычайно эффективен, если надо решить проблему сознательно. Данный тип творчества процветает в контексте мозгового штурма и обсуждения. Вместо того чтобы пропускать через себя все идеи (даже самые неожиданные и странные), мозг сосредоточен на тех идеях, которые могут работать. Конечная цель в этом случае уже ясна — совместные усилия направлены на то, как этой цели достичь. «Мыслители могут подать гениальную идею, но не всегда могут ее реализовать, поэтому важны оба типа творчества», — приводит слова Дитрих портал Entrepreneur.
Метод мелких ставок
Об одном из методов того, как научиться нестандартно мыслить, как развить в себе креативный подход к решению проблем, рассказал в своей работе «Мелкие ставки» Питер Симс.
Суть его метода (так называемого «метода мелких ставок») в том, что к каждой великой идее (и ее блистательному воплощению) ведет ряд «пилотных проектов», небольших экспериментов. Из них складывается нечто большое, в ходе работы над маленькими исследованиями возникают те самые великие мысли — именно в ходе работы, воплощения чего-то маленького в жизнь, а не в процессе пространных, оторванных от реальных действий размышлений. Кроме того, мелкие ставки дают право на ошибки и неточности — вернее, минимизируют их последствия. И не только — метод учит воспринимать провал не как знак, что нужно остановиться, а как важный опыт на пути к открытию.
Какие компании и продукты, без которых современная жизнь была бы другой, во многом выросли из мелких ставок? Идол в мире кофе Starbucks. Amazon. Google — и ее Pagerank и Adwords.
Эмпирическая креативность
Если говорить о других видах творческого мышления, особенно полезных в бизнесе, стоит назвать эмпирическую креативность. Что это такое? Вспомним известных лидеров-инноваторов, которым предписывали едва ли не дар предвидеть будущее: Билл Гейтс, Стив Джобс.
На самом деле, их «предвидение» не приходило из ниоткуда: провидческие способности базировались на тщательном и методичном изучении фантастически огромного объема данных в определенной области. И на умении сделать из накопленных знаний ряд выводов, которые можно ошибочно принять за предвидение. На самом деле, тот самый «aha! moment», большая креативная идея стала результатом масштабной предварительной работы.
С эмпирической креативностью у крупных компаний связан метод (очень похожий, к слову, на мелкие ставки), который известный писатель и исследователь Джим Коллинз назвал «сначала пули, потом ядра». Мелкие ставки подразумевают, что серия мелких дел и размышлений «в одном направлении» выльется во что-то великое.
Метод «пуль и ядер» можно сравнить, скорее, с методом зондирования почвы: из ряда хороших идей выбрать ту, которая вызовет отклик и резонанс, станет великой. Но самое важное — нельзя сразу бросать все ресурсы на «непристрелянную» идею. Сначала нужно, чтобы сработала «пуля» — небольшой эксперимент. Если это произошло, то от «ядра» (которое подразумевает масштабные финансовые, интеллектуальные и прочие вложения) можно будет получить максимальный эффект.
- Идеи для бизнеса
- Бизнес-идея
- креативность
- творческий потенциал
- творчество
Источник: rb.ru
Как прокачать креативное мышление у сотрудников: 7 полезных техник
Перед тем как предлагать сотрудникам различные техники, стоит вместе с ними разобраться в основных принципах креативного мышления. Их сформулировали авторы книги «Думай в других форматах» Люк де Брабандер и Алан Ини.

Сначала факты, потом гипотеза . Перед тем как разрабатывать идею, стоит изучить свои объективные возможности и ограничения. Если действовать в обратном порядке, то может сработать эффект предвзятости подтверждения — вы будете учитывать только те факты, которые согласуются с вашей идеей.

Сомневайтесь даже в лучших и проверенных решениях. Так вы научитесь видеть новое в привычном, а адаптироваться к изменениям станет легче.

Будьте активны . Не стоит рассчитывать, что озарение придет само собой — без изучения вопроса и обдумывания решений. Придумывайте как можно больше, представляйте разные варианты будущего, исследуйте чужой опыт, оценивайте свои идеи, используйте техники из этого материала — так вы скорее добьетесь успеха, а еще сделаете креативность образом жизни.

Конкретизируйте идеи и выбирайте лучшие из них . Абстрактную идею реализовать сложно. Предлагая что-то, спрашивайте себя: «Что именно нужно сделать? Какие понадобятся шаги, действия, ресурсы?» Это также позволит осознать свои ограничения и выбрать наиболее реалистичное решение.


Техники развития креативности у команд

SCAMPER расшифровывается как Substitute (заменить?), Combine (комбинировать?), Adapt (адаптировать?), Modify/Magnify (модифицировать/увеличить?), Put to Other Uses (предложить другое применение?), Eliminate (устранить, минимизировать действие?), Reverse (пересмотреть структуру?). Эти вопросы помогают понять, как улучшить продукт или по-новому использовать имеющиеся инструменты для решения проблемы. Технику можно использовать, например, во время мозгового штурма.


Рефрейминг подразумевает, что команда рассматривает ситуацию с разных точек зрения: Мечтателя, Критика и Реалиста. Мечтатель придумывает идеи — он ограничен только своей фантазией. На их основе Реалист составляет план действий. Критик оценивает этот план и указывает на слабые места, а Реалист затем его корректирует. При этом Мечтатель и Критик не взаимодействуют напрямую.
Полезно предлагать разные роли одним и тем же участникам команды — так они постепенно научатся использовать рефрейминг самостоятельно.


Техника чем-то похожа на рефрейминг: участники команды тоже примеряют разные роли. Но здесь ролей 6, и они распределены по цветам. Черная шляпа означает, что человек должен только критиковать идеи, искать в них минусы. Желтая — что человек, наоборот, должен их защищать. Белая дается тому, кто будет искать недостающую информацию и работать с данными.
Участник с красной шляпой анализирует эстетическую сторону идеи и эмоции, которые она вызывает. Зеленую шляпу дают тому, кто будет развивать идеи, не оценивая их. И, наконец, синяя шляпа принадлежит модератору. Стоит распределять роли так, чтобы они противоречили привычному поведению: например, человек, который привык все критиковать, получил бы желтую шляпу.


Ментальные карты можно использовать при мозговом штурме для генерации новых идей или развития имеющихся. Сначала выбирают основную проблему или идею. Затем ее дополняют ветвями с базовыми подтемами. Потом, в свою очередь, эти подтемы конкретизируют — и так до тех пор, пока на карте не будет отражена вся нужная информация.


Обычно при мозговом штурме команда пытается понять, как решить проблему, сделать продукт или проект лучше. Но в этой технике все наоборот: мы ищем способы ухудшить ситуацию. Например, при разработке приложения можно подумать о том, как сделать его максимально неудобным, а затем взять эти идеи — и перевернуть. Неудобное приложение — то, которое медленно запускается? Хорошо, как тогда нам сделать загрузку быстрой?


Фактически это еще одна вариация мозгового штурма. Команда определяет, с какими объектами и процессами связана решаемая проблема, и проводит аналогии с явлениями человеческой культуры и природы. Такая аналогия называется прямой. Есть также личная аналогия — участники представляют себя рассматриваемым предметом.
Символическая аналогия основана на поиске парадоксов и противоречий, а фантастическая — на представлении желаемого результата без ограничений, которые существуют в реальности. В отличие от классического мозгового штурма, в синектике поощряется критика.


Эта техника пришла из театра импровизации. Суть ее в следующем: модератор озвучивает проблему или идею, а затем каждый участник встречи дополняет ее, начиная с фразы «да, и». Например: «Наша цель — сделать рабочие процессы более прозрачными» — «Да, и мы можем составить четкие регламенты» — «Да, и…» Техника позволяет сосредоточиться на возможностях, а не ограничениях («да, но…»).
Источник: theoryandpractice.ru
Развитие креативного мышления персонала [с примером из практики]

Развитие креативного мышления персонала в эпоху инновационной экономики просто необходимо. Управление развитием персонала организации, развитие творческого мышления сотрудников, позволит получить конкурентное преимущество на рынке товаров и услуг.
Рассмотрим практические методы развития креативного мышления работников и результаты их применения в реальной фирме НН (название фирмы не называем, и это понятно).
Зачем развивать креативность персонала?
Поиск оптимального решения в любой сфере деятельности в условиях нестандартных ситуаций возможен путём выбора нестандартного решения. Слово креативность часто используют не совсем верно. Понятия креативность и творчество во многом похожи, но есть принципиальное различие. Креативность — это способность к нестандартному, остроумному, смелому решению проблем, созданию нового продукта с использованием новых подходов и творческих решений. Раньше использовали близкое по значению понятие – смекалка.
В бизнесе (как правило, рекламном) креатив – это решение задачи нестандартным способом, оригинальная идея, решающая проблему заказчика. (Часто креативом называют несуразные решения, но в этой статье будем рассматривать именно креативное мышление).
Действительно, борьба на современном рынке есть не что иное, как соревнование интеллектов. И победить в этой борьбе могут только те предприятия, которые имеют креативно мыслящий персонал, отвечающий духу времени. Можно изначально отбирать и приглашать на работу нестандартно мыслящих людей, а можно выращивать их из числа своих сотрудников. В любом случае развитие креативного мышления персонала – важнейшая задача для устойчивости и развития бизнеса в современных условиях.
Креативный человек, свойства
Креативно мыслящий человек — это не обязательно творец в общепринятом смысле, гениальный изобретатель, художник, музыкант. Креативный человек может придумать новый способ применения известного продукта, вдохнуть в него новую жизнь. Это человек, способный мыслить нестандартно, отойти от шаблонных схем, в результате получить решение проблемы.
- Достаточный уровень интеллекта
- Гибкость мышления, в отличии от линейного
- Установка на творчество как жизненный принцип
Быть креативным – значит, обладать многими преимуществами: уметь находить неожиданные решения, быть интересным собеседником, ценным сотрудником.
Методы развития творческого мышления
Понятно, что развитие креативного мышления персонала особенно важно для решение стратегических целей организации, самых актуальных и первоочередных задач.
А вот техники и технологии развития креативного мышления пока отстают от потребностей практики. Как создать креативное пространство на предприятии? Какие методы управления новыми знаниями и навыками наиболее адекватны в конкретной компании? Кто должен заниматься развитием творческих, креативных способностей людей? Как мотивировать этот процесс?
Эти и подобные им вопросы зачастую остаются открытыми.
Пример креативного пространства в IT-фирме
Мы предлагаем в данной статье концепт креативного пространства «Высота», основанного на систематических тренингах персонала. Именно в формате тренинга, включающий в себя деловые игры, мозговые штурмы, инновационные сессии, кейс-стади и творческие мастерские создаётся возможность выявлять и развивать креативные способности сотрудников.

Известно, что совершенствование происходит в действии. Поэтому игровое пространство как нельзя лучше подходит для экспериментальной проверки новых идей, создания команд единомышленников, проработки условий реализации проекта. Геймификация, т.е. применение игрового подхода в обычную жизнь компании, становится ярко выраженной тенденцией современности.
Тренинги позволяют создать целеустремлённость коллектива на будущее, наработать всевозможные модели поведения предприятия на рынке, создать условия для самореализации и развития личности. Игра раскрывает потенциал человека, создаёт «пиршество» интеллекта, порождает агентов изменения к лучшему на предприятии. В ходе тренинга происходит структуризация возможностей, использование разных техник и методов управления, возможных партнёрах предприятия и т.д.
Применение геймификации для развития креативности
Концепт креативной среды «Высота» был практически применён для развития креативных способностей сотрудников компании Х, г. Нижний Новгород. В результате проекта резко увеличилось количество новых идей и предложений, исходящих от работников фирмы. В настоящее время – около 13 идей и предложений в месяц в расчёте на 10 сотрудников. При этом вырос «выход годного» (каждое 3-е предложение внедряется), произошло расширение ассортимента за счёт применения новшеств (на 32 позиции за 2019 год).
Именно активные методы обучения персонала позволяют эффективно развивать креативное мышление людей, учит их оперировать образами и смыслами, а не просто запоминать информацию. Тренировать искусство мгновенного принятия решений, опираясь не только на рациональное, но и на иррациональное мышление, на интуицию и неосознанные импульсы. При этом выигрывают самые гибкие, смекалистые, самостоятельно мыслящие личности и команды (микрогруппы управленцев).
Игры проходят на высоком эмоциональном подъёме, позволяют участникам быстро «схватывать» суть жизненных реалий, активно участвовать в процессах, испытывают на себе множество ролей.
Все это свидетельствует о том, что новым методам развития креативных способностей (креативного мышления) надо уделять существенное внимание, распространяя их целенаправленно на предприятиях, привлекая внутренних и внешних тренеров для проведения деловых и управленческих игр.
Методы создания креативной среды
В целом, для создания креативной среды нами использовались следующие основные подходы:
- методы выявления мнений работников предприятия (интервью, анкетирование, выборочные опросы, экспертиза);
- тренинг генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловая игра «Инновации» и игровые ситуации по диффузии нововведений);
- методы оценки (оценка продукта, оценка научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок, оценка организационно-технического уровня производства, оценка потенциальных затрат предлагаемых проектов, метод деревьев значимости, оценка порога рентабельности, диагностика риска и шансов, оценка эффективности инноваций);
- аналитические тренинги (навыки системного анализа, написание сценариев, примеры сетевого планирования, функционально-стоимостной анализ, игра «Экономический анализ»);
- техники принятия решений (экономико-математические модели, таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив, деловая игра «Креативность»);
- технологии прогнозирования (экспертные подходы, метод экстраполяции, средства аналогии, метод Дельфи, регрессионный анализ, эконометрические и имитационные модели);
- способы наглядного представления идей и проектов (графические модели, физические модели, должностные описания и инструкции, игровые символы и метафоры);
- развитие способностей аргументации (игровые презентации, ведение условных переговоров, тренинг «Коммуникативность» и др.).
В рамках вышеописанной программы «Высота» с персоналом работали как свои, так и приглашённые тренеры. Лучшие идеи поощрялись не только морально, но и материально (премии «за лучшую идею», «за лучшую презентацию», «за нестандартное решение проблемы» и т.д.).
В ходе реализации программы были сформированы банки данных по новым возможным продуктам предприятия, современным бизнес-технологиям, моделям продаж и т.д.
Применение вышеописанных подходов позволило вооружить персонал предприятия необходимыми современными знаниями и навыками, проявить их инновационный потенциал, создать условия для успешного развития инновационной активности фирмы.
Таким образом, направление развития креативных способностей персонала предприятия можно признать перспективным и интересным направлением совершенствования бизнеса, реальным способом капитализации современной компании.
А вы хотите создать креативную среду на предприятии? Тогда мы идём к вам!
Похожие статьи по данной теме:
☛ Инновационная среда организации-оценка, факторы, развитие
Что такое инновационная среда организации и как её создать? Какие подходы и методы являются эффективными для развития творческой составляющей бизнеса .
☛ Инновационный потенциал корпорации — суть, понятия и оценка состояния
Инновационный потенциал предприятия (корпорации) определяет способность к долгосрочному выживанию и развитию. Только имея высокую степень восприимчивости к инновациям можно приспособиться .
☛ Управленческое мастерство в современном мире
В условиях нарастающей неопределенности современного общества целесообразно по-новому взглянуть на возможности и уровень управления тех людей, которые называют себя руководителями. .
Найти на сайте
Баннер

Популярные
Цитаты известных людей про риск (26 605)
Что такое процессное управление и для чего оно нужно? (18 904)
Инновации в организации-нужны ли они? Классификация инноваций (18 156)
Обучаемый человек или необучаемый? Как научить себя учиться? (17 786)
Организационная культура диагностика, типы и особенности (14 458)
Конспект книги: Эрик Бёрн «Игры, в которые играют люди» (12 494)
Источник: rr52.ru

Цитаты известных людей про риск (26 605)
Что такое процессное управление и для чего оно нужно? (18 904)
Инновации в организации-нужны ли они? Классификация инноваций (18 156)
Обучаемый человек или необучаемый? Как научить себя учиться? (17 786)
Организационная культура диагностика, типы и особенности (14 458)
Конспект книги: Эрик Бёрн «Игры, в которые играют люди» (12 494)