Как развивать оценочный бизнес

Л. Д. Ревуцкий, к.т.н., с.н.с. Внештатный эксперт
информационного агентства «ИВИС»
г. Москва С самого начала появления оценочной деятельности (ОД) в России, где-то с 1993 г., копились стратегические проблемы, требующие обязательного решения для обеспечения поступательного, неуклонного, прогрессивного развития этой деятельности. Стратегические проблемы ОД неоднозначны: в их числе есть первостепенные (ключевые), второстепенные и прочие менее значимые проблемы.

В этой статье кратко остановлюсь только на ключевых, первостепенных, на мой взгляд, проблемах ОД, требующих первоочередного, неотложного преодоления. Так уж сложилось и были на то веские основания со стороны соответствующих отечественных и зарубежных стейк-холдеров, интересы которых не совпадали с интересами нашего государства и общества, что за прошедшие более чем два десятилетия существования в стране ОД не возник социальный заказ на объективную, честную, добросовестную оценку достоверной стоимости крупных и крупнейших финансовых активов, в частности, экономически значимых промышленно-производственных и сервисных предприятий, их всевозможных объединений (в первую очередь, корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний) и прочих неординарных (проблемных) объектов оценки.

Бизнес-план для социального контракта [пошагово] + оценочный лист: как получить 250 000 рублей.

В периоды приватизации наиболее привлекательных для приобретателей высокодоходной собственности, лакомых кусков национального богатства России (вскоре предстоит очередной такой период), заказчики дорогостоящих оценочных работ, коррумпируя соответствующих представителей оценочного сообщества страны, добиваются как можно большего занижения стоимости приватизируемых объектов для того, чтобы в будущем, после небольшой модернизации, перепродать их по сопоставимым ценам во много раз большим цен приобретения этих объектов. Нужно сказать, что в успешном осуществлении масштабно убыточных для нашего государства и общества действий недобросовестным заказчикам оценочных работ неоценимые услуги оказывают оценочные подразделения большой четвёрки Международных аудиторско-консалтинговых компаний Запада, другие крупные оценочные и консалтинговые компании зарубежных стран и отечественные оценочные компании с участием иностранного капитала.

Работая в условиях крайней непрозрачности, используя ложные методы оценки объектов оценки, подменяя показатели стоимости оцениваемых предприятий совершенно другими показателями их общей экономической ценности либо рыночной капитализации, эти компании, в отсутствие надлежащего контроля государства за их деятельностью, творят «чудеса» фальсификации, имитации, профанации результатов производимых оценок и манипуляций полученными результатами оценки в угоду заказчикам таких работ. При этом некоторые наши руководящие функционеры крупных СРО оценщиков, не стесняясь, за соответствующее вознаграждение выдают положительные экспертные заключения на недобросовестные, корыстно и политически мотивированные отчёты упомянутых компаний об оценке гигантских по размерам отечественных объектов оценки, чем наносят значительный вред экономике и финансам собственного государства. Наиболее трудно решаемой, важнейшей стратегической проблемой ОД в России представляется актуальная, неотложная проблема формирования запроса государства, общества, отдельных его влиятельных в народном хозяйстве представителей, на достоверную справедливую оценку стоимости экономически значимых для страны финансовых активов — проблема полного искоренения повсеместно распространённой в настоящее время в экономике отечества практики так называемой заказной (мошеннической) оценки. Без преодоления этой проблемы поставить ОД в государстве на рельсы социально-экономического прогресса не удастся. Устранению заказной оценки стоимости указанных финансовых активов будут способствовать: — переход от саморегулирования в ОД по таким активам к государственному регулированию-лицензированию соответствующих оценочных организаций и независимых оценщиков стоимости крупной и крупнейшей доходоприносящей собственности (в США от саморегулирования всех оценочных обществ отказались ещё в 1989 г.); — сегодня в стране числятся около 30 тыс. дипломированных (аттестованных) оценщиков, 16 саморегулируемых обществ оценщиков (СРОО) с общей численностью участников — 20,5 тыс. человек, примерно 100 некоммерческих и коммерческих вузов государства в настоящее время готовят оценщиков в том числе и по учебной дисциплине «Оценка стоимости предприятий», ошибочно именуемой «Оценкой бизнеса» (тщательный научно-экономический и финансовый анализ сложившегося положения в ОД в стране должен показать, сколько в России должно быть оценщиков, сколько стране требуется СРОО, скольким вузам целесообразно доверить подготовку профессиональных оценщиков и экспертов оценок); [ В имеющихся публикациях на соответствующие темы можно встретить экспертные оценки знатоков оценочного дела, согласно которым сегодня стране хватило бы 4500 — 5000 профессиональных оценщиков, не более 2-х оценочных обществ — ассоциаций и не более 3 — 5 крупных государственных вузов, которым можно было бы доверить подготовку профессионально грамотных, квалифицированных оценщиков ].

РАБОТА В ОЦЕНОЧНОЙ КОМПАНИИ | ПОМОЩНИК ОЦЕНЩИКА И ОЦЕНЩИК

— создание специального малочисленного института (Центра, Оценочной Палаты РФ) для государственной оценки стоимости экономически важных объектов национальной собственности и национального богатства страны; — одновременно с созданием такого института должна быть организована, независимая от этого института и других Министерств и ведомств, Служба государственных экспертов отчётов об оценке, подготавливаемых государственными оценщиками (институт государственных оценщиков может работать под эгидой Президента или Правительства РФ, служба государственных экспертов отчётов об оценке может действовать, например, при Счётной Палате РФ); — полный отказ от использования методов определения стоимости рассматриваемых активов, не пригодных для таких целей с научной и практической точек зрения, а также с позиций логики, психологии людей и обычного здравого смысла. Другой важнейшей стратегической проблемой ОД следует считать практически полное отсутствие в стране по-настоящему квалифицированных кадров профессорско-преподавательского состава ВУЗов и других образовательных учреждений по учебной дисциплине «Оценка стоимости предприятий».

Эта проблема в своё время возникла с подачи компетентных органов США, по собственной инициативе и не просто так взявшихся за обучение первых оценщиков стоимости имущества в России в начале 90-х годов прошлого века. Именно они запустили к нам «троянского коня» в виде метода дисконтирования денежных потоков (метода ДДП), назвав его методом доходного подхода к определению стоимости доходоприносящих активов, несмотря на та, что таковым он не является и предназначен совсем для других целей.

С тех пор в России «правят бал» зарубежные оценочные компании: кормим чужих, скорее всего враждебных нам оценщиков, оставляя голодными своих людей той же специальности (невольно вспоминаются страны Прибалтики, Болгария, Украина и др., оставленные без промышленности, да и мы сидим, в частности, без существовавшего в прошлом развитого у нас гражданского авиапрома). Представляется, что эту проблему можно решить следующим образом: создать в стране один-единственный Совет по оценке квалификации таких преподавателей, который будет действовать по типу узко специализированного диссертационного Совета по присуждению научных степеней кандидатов и докторов наук: этому Совету должно быть предоставлено право оценивать квалификацию соискателей на получение права преподавания указанной учебной дисциплины.

Читайте также:  Что такое франшиза в ресторанном бизнесе

В требованиях к соискателям следует прописать числа опубликованных отрецензированных монографий, учебников и учебных пособий, а также ВАКовских и прочих журнальных статей по означенной дисциплине. По докладу соискателей должны выступать соответствующие оппоненты, один из которых обязательно должен быть независимым.

Результатом такого подхода в конечном итоге будет коренное улучшение качества преподавания рассматриваемой дисциплины, исчезновение оценочных подлогов и лжеметодов определения стоимости предприятий, резкое повышение достоверности и справедливости выдаваемых оценщиками оценок. На этом же Совете можно будет оценивать квалификацию соискателей на право быть экспертами отчётов об оценке.

Такому Совету государство сможет поручить разработку передового образовательного стандарта для учебной дисциплины «Оценка стоимости предприятий» и образовательных стандартов по другим учебным оценочным дисциплинам. В состав Совета должны быть выбраны самые продвинутые, самые опытные, самые харизматичные, авторитетные, заслуженные и в том числе независимые представители оценочного сообщества страны.

Не помешает и спорадическое привлечение к работе такого Совета выдающихся зарубежных учёных — теоретиков оценочного дела, например, доктора экономики Вольфганга Кляйбера из Германии и ему подобных из других, экономически развитых стран мира. Решение этой проблемы целесообразно широко обсудить в среде оценочной общественности. Третья, важная стратегическая проблема ОД в России является негативным последствием указанной выше второй стратегической проблемы этого вида деятельности в стране. На сегодняшний день у нас нет ни одного учебника и учебного пособия, ни одной научной монографии по вопросам корректного определения стоимости предприятий, что вполне закономерно: нет нормальных учёных в этой области знаний, нет нормальных преподавателей этой учебной дисциплины, поэтому откуда взяться полноценной научной и учебной литературе, а также теоретически грамотным статьям на такую тему?

  1. Государственный подход к решению задач оценки справедливой стоимости предприятий
  2. О неприменимости метода дисконтирования денежных потоков для определения стоимости доходоприносящих товаров (с поправками и дополнениями от 26.10.2015 г.)
  3. Лжеметоды современного доходного подхода к определению стоимости предприятий
  4. О повсеместной практике коррупционного оценочного подлога при определении стоимости доходоприносящих товаров
  5. Пути повышения достоверности результатов определения стоимости экономически значимых предприятий
  6. Печальная участь теории и практики оценки стоимости экономически значимых предприятий
  7. Новые авторские понятия и термины в области оценочной деятельности (с дополнениями от 05.11.2015 г. и от 08.12. этого же года)
  8. Предлагаемый метод определения стоимости крупных предприятий в рамках затратного подхода к решению таких задач
  9. О научной и учебной литературе по вопросам оценки стоимости предприятий
  10. Основные признаки неблагополучия в делах оценки стоимости экономически значимых предприятий
  11. Ещё раз о понятиях «бизнес» и «стоимость бизнеса»
  12. О «точности» и достоверности результатов определения справедливой стоимости экономически значимых предприятий

Ключевые слова: оценочная деятельность, стратегия развития, предприятие, стоимость, оценка стоимости, стратегические проблемы, заказная оценка, отсутствие преподавательских кадров, крах научной и учебной литературы по оценке стоимости предприятий, призыв к широкой дискуссии по поднятым проблемам.

Аннотация

Рассмотрены наиболее важные, ключевые стратегические проблемы развития оценочной деятельности преимущественно в области определения достоверной стоимости предприятий в России и возможные пути их преодоления.

Отказ от заказной оценки стоимости предприятий, решение проблем системного недостатка преподавателей учебной дисциплины по такому предмету обучения оценщиков и экспертов оценок, недопустимая научная слабость образовательного стандарта для этой учебной дисциплины, концептуальное и моральное устаревание научной и учебной литературы по рассматриваемому вопросу — вот те стратегические проблемы обеспечения развития оценочной деятельности в стране, которые требуют первоочередного решения.

Статья предназначена участникам оценочного сообщества страны, кровно заинтересованным в успешном, неуклонном, прогрессивном развитии оценочной деятельности в России, которые способны внести свой личный вклад в разработку стратегии и тактики такого развития.

С полным списком публикаций Л.Д. Ревуцкого в интернете, включающем и те из них, которые размещены в его блоге, можно ознакомиться по адресу — https://www.audit-it.ru/articles/authors/revuckij.html

Леопольд Давидович,
независимый оценковед по вопросам методологии оценки
стоимости предприятий

Источник: www.audit-it.ru

Перспективы развития оценочной деятельности

Спиридонов

Федор Спиридонов

Управляющий партнер
Группы компаний SRG

Оценка является очень важным инструментом рыночной экономики, но в настоящий момент происходит «стагнация» рынка оценки и самой профессии как таковой. Безусловно, в первую очередь, в этом виновато само сообщество, которое до последних пор было представлено Национальным советом по оценочной деятельности, который слабо функционировал в силу различных причин.

Анализ текущей ситуации в сфере регулирования оценочной деятельности

Одной из основных проблем, существующих сегодня, является проблема «безответственности» оценщиков и потери имиджа профессии. Это связано с совокупностью следующих факторов:

  • Неутешительные результаты государственной кадастровой оценки. Все деловое сообщество винит в этом оценщиков, однако основные проблемы заключаются не только в несовершенной методике оценки, но и в недостоверных данных, которыми вынужден пользоваться оценщик, а также недостаточных объемах данных (в том числе и для усовершенствования методик), за которые государственный заказчик сейчас не несет ответственность. Более того, далеко не все понимают, что система оценки массовыми способами не только существенно снижает затраты государства на оценку, но и допускает погрешность результатов в отдельных «нетиповых» случаях.
  • Стоимость услуг по оценке постоянно снижается, и цена зачастую является основным и единственным фактором выбора оценщика при государственных закупках. Часто оценщик выбирается путем проведения закупочных процедур в виде аукциона. Все это вряд ли стимулирует развитие оценочной профессии и позволяет добросовестным участникам отрасли стремиться улучшать оценочную практику.
Читайте также:  Основные формы организации международного бизнеса

20150604_01

  • Отсутствие рабочих механизмов использования компенсационных фондов СРО.
  • Редкие оценщики/оценочные компании дорожат своей репутацией. В редких случаях при выборе оценочной организации заказчик обращает внимание на имидж, практический опыт и репутацию. Как уже было описано выше, критерии качества, практического опыта, системы качества практически не влияют на выбор оценочных организаций (в первую очередь касается государственных заказчиков, в последующем эту практику перенимают и другие заказчики). При этом выбор качественных поставщиков оценочных услуг за адекватную стоимость обошелся бы в итоге заказчикам существенно дешевле (следствием некачественной оценки могут быть судебные тяжбы, заниженная стоимость государственного имущества, затягивание сроков крупных сделок и т.п.).
  • Отсутствие системного подхода при регулировании оценочной деятельности. В настоящий момент участники рынка не понимают перспектив развития оценочной деятельности, поскольку нет стратегических целей – куда же все-таки движется отрасль в среднесрочной перспективе (2-5 лет).

Перспективы развития оценочной деятельности

Учитывая большой уровень проблем, накопившихся в оценочной деятельности, постараюсь изложить кратко свое представление дальнейшего развития оценочной деятельности в РФ.

На мой взгляд, необходимо разделить все задачи по развитию оценочной деятельности на следующие группы.

1. Стратегические цели. Выработка целей и система их корректировки. Изменение законодательства в сфере оценочной деятельности.

2. Стандартизация деятельности. Работа над существующими стандартами, разработка новых стандартов и методик.

3. Образование в сфере оценочной деятельности. Разработка и усовершенствование образовательных программ. Работа над профессиональным стандартом.

4. Работа над электронной формой отчета об оценке и систематизацией данных.

Стратегическое планирование

Как уже выше говорилось ранее, оценочному сообществу и государству необходимо понимать стратегические цели развития деятельности. В первую очередь, для этого необходимо создать рабочую группу при Министерстве экономического развития РФ, которая будет заниматься мониторингом проблем оценочной деятельности, выработкой концепции и стратегических целей развития оценочной деятельности, последующей «плавной» корректировкой этих целей, а также следить за их выполнением.

В предполагаемую рабочую группу, на мой взгляд, должны войти наиболее уважаемые представители оценочного сообщества, основных потребителей оценочных услуг и представители государственного регулятора отрасли. Существующая практика показывает, что количество активных участников любой рабочей группы, собранной на общественных началах редко превышает 10 человек, поэтому имеет смысл ограничить количество участников рабочей группы 10-11 специалистами.

Далее, целесообразно организовать на системной основе мониторинг проблем, которые существуют в оценочной деятельности. Этот мониторинг должен проводиться путем анкетирования на системной основе (скажем, ежеквартально) и охватывать значимую часть участников рынка, включая все сегменты оценочной деятельности. Разработка анкеты является важной составляющей этого процесса и не должна существенно изменяться от опроса к опросу. Это позволит проследить динамику изменений результатов опроса, что в свою очередь будет являться показателем работы над изменениями, направленными на развитие оценочной деятельности.

Стандартизация деятельности

В 2013-2014 гг. велась активная работа разработке новых стандартов, а также по корректировке существующих. Стимулятором активной работы, в том числе, являлась дорожная карта развития оценочной деятельности, подготовленная Агентством стратегических инициатив. Процесс по усовершенствованию стандартов должен быть постоянным и может опираться, в том числе, на результаты мониторинга развития оценочной деятельности, о котором говорилось ранее. Кроме того, совершенствование базисов оценки должно происходить не только на уровне стандартов, но и на уровне методических рекомендаций.

Потребность в разработке методик существует, и вот некоторые примеры.

  • Методика оценки для целей изъятия для государственных или муниципальных нужд

Необходимость разработки данной методики обусловлена тем, что при изъятии земельных участком и объектов недвижимости действующее законодательство предполагает кроме рыночной стоимости включение в состав компенсации еще и упущенной выгоды и всех сопутствующих убытков. Отсутствие единой методической основы для данной комплексной услуги может приводить к существенным злоупотреблениям при выполнении работ по оценке, что в свою очередь может отражаться на дополнительных бюджетных тратах на выплаты компенсации при завышении размера убытков, а также в срывах планируемых сроков строительства на изымаемых землях.

  • Методика оценки арендной платы объектов коммерческой недвижимости

В международных стандартах оценки арендная плата выделена в отдельный тип объекта оценки с ключевыми факторами ценообразования исключительно для рынка аренды, а именно:

  • срок заключения договора,
  • дополнительные услуги арендодателя,
  • компенсация за ремонт,
  • компенсации за единый маркетинг объекта и др.

В российской оценочной практике определение арендной платы является очень распространенной и востребованной задачей, однако единого мнения по формированию объекта оценки не существует.

Есть позиция, по которой арендная плата не может быть самостоятельным объектом оценки, а может определяться только справочно в рамках консалтинга.

20150604_02

Еще одно мнение настаивает на том, что должна определяться стоимость права пользования.

Кроме того, есть точка зрения, которая гласит, что должна определяться стоимость услуги по передаче объекта на условиях аренды.

При этом находятся и прямо противоположные позиции на каждое утверждение. В такой ситуации оценщик, выполняя отчет об определении арендной ставки, работает на свой страх и риск, что в условиях обязательной оценки, когда одна из сторон является государство, недопустимо. Должны быть четкие критерии, как формирования объекта оценки, так и оказания услуг по оценке.

Частные методики оценки арендной платы для объектов вне рынка:

  • определения ставки арендной платы для земельных участков, выделенных под полосы разгона при съезде с объекта придорожного сервиса на транспортные магистрали;
  • оценки аренды взлетных полос в аэропортах;
  • оценки причальных стенок в портах;
  • стоянок в ЖД тупиках;
  • оценки аренды земли для строительства линейных сооружений;
  • оценки аренды оборудования.
  • Оценка рыночной стоимости инфраструктурных объектов

Часто действующее законодательство подразумевает обязательную оценку рыночной стоимости объектов, формально участвующих в гражданском обороте, но не имеющих рынка:

  • Узкоспециализированное военное имущество и инфраструктура (один из примеров – плавучий док для ремонта военных кораблей крупного водоизмещения)
  • Мосты, эстакады, линейные сооружения коммуникаций и связи
Читайте также:  Как масштабировать бизнес в другие города

Образование и профессиональный стандарт специалиста в оценочной деятельности

Очевидно, что изменения в законодательстве по оценочной деятельности, а также внедрения дополнительных стандартов должны отражаться и в обучающих программах, успешное прохождение которых является необходимым требованием для осуществления оценочной деятельности. А значит, наряду с постоянной работой по изменению законодательства и стандартов должна проводиться параллельно работа над усовершенствованием образования в сфере оценочной деятельности.

Четкое отражение необходимых трудовых функций, соответствующих уровню сложности оценочных работ, уже сейчас существует в профессиональном стандарте специалиста в оценочной деятельности. На мой взгляд, работа по этому направлению крайне важная и ее необходимо поддерживать, в том числе внедряя дополнительные требования к образованию специалистов.

Работа над электронной формой отчета об оценке

На этом блоке имеет смысл остановиться более подробно, поскольку внедрение электронный форматов является новым направлением и далеко не все участники рынка осознают важность этой работы. Уже сейчас необходимо уделить большое внимание развитию практики внедрения электронных форматов отчетов об оценке в том числе и на регуляторном уровне, поскольку подобные инструменты позволят со временем осуществлять управление большими массивами аналитических данных, необходимых для мониторинга стоимостей объектов и проводить аналитические исследования эффективно и в сжатые сроки. В частности это пригодилось бы налоговым органами, другим контролирующим органам (ЦБ РФ, Росфинмониторинг и др.), позволило бы фиксировать «подозрительные» сделки, осуществлять с большей точностью оценку кадастровой стоимости и т.п.

Уже на сегодняшний момент создана рабочая группа по электронному формату отчета об оценке при Минэкономразвития, которая разработала первые поправки в ФСО-1 и в ФСО-3, предполагающие возможность для потребителей требовать с исполнителя оценочных услуг электронный паспорт отчета об оценке в формате XML. Это является лишь первым шагом перехода оценочной деятельности в электронный формат.

В существующей редакции ФСО-3 в части, касающейся электронного паспорта отчета об оценке, заложена возможность вместе с отчетом об оценке заказчику оценки дополнительно получать еще часть информации в структурированном электронном виде. Для этого заказчик должен описать вид предоставления данных в XML-формате и предоставить техническую возможность передать эту информацию в требуемом виде.

Минимальный набор данных указан в ФСО-3, однако по желанию заказчика он может быть расширен. Очевидно, что это, в первую очередь, будет интересовать только крупных потребителей оценочных услуг, заинтересованных в систематизации информации, поскольку стоимость оценочных услуг с предоставлением таких данных будет дороже.

Рабочей группой по электронной форме отчета об оценке было принято решение не ограничивать объем информации, четко описывая все поля в XML-формате в рамках ФСО-3. Это было сделано умышленно из предположения того, что любой системный заказчик сможет для себя сам определить наиболее подходящий объем информации.

В случае закрепления предлагаемых рабочей группой поправок в федеральные стандарты оценки в скором времени появится первая практика использования электронных паспортов, к которой уже готовы некоторые крупные потребители оценочных услуг. Однако далее, когда практика начнет формироваться необходимо будет ее обобщать. Усилия рабочей группы по электронной форме отчета в последующем должны быть направлены на разработку единых критериев электронных паспортов отчетов об оценке в зависимости от видов стоимостей и типов объектов оценки, обобщающую складывающуюся практику. Это требуется для унификации требований к информации в электронном виде и реализации дополнительных возможностей у крупных потребителей услуг, государственных органов и других участников рынка по обмену и анализу большого количества важных данных.

20150604_03

Внедрение в повседневную практику использования стандартизированных электронных форматов отчетов об оценке существенным образом смогло бы повлиять на качество и эффективность проведения государственной кадастровой оценки.

Во-первых, стандартизация в электронном виде однозначно повлечет за собой системную работу по скоплению в удобном стандартизированном виде существенной информации по всем видам объектов недвижимости во всех регионах Российской Федерации, что в свою очередь повлияет на качественное улучшение исходных данных по объектам недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке.

Во-вторых, электронная стандартизация оценочных работ по видам объектов оценки в первую очередь коснется объектов недвижимости и позволит накопить достаточно большую базу объектов-аналогов и рыночных показателей, которые можно будет применять при проведении государственной кадастровой оценки.

В-третьих, использование баз и стандартизированных продуктов позволит государству существенно сэкономить на стоимости услуг при проведении государственной кадастровой оценки.

Журнал «Слияния и Поглощения», №4 от июня 2015 г.

Источник: srgroup.ru

Рынок оценочных услуг: тенденции-2020

Сравнительно низкий темп роста в области оценки для целей МСФО связан со снижением объемов рынка – процесс перехода российских компаний на международные стандарты отчетности близится к завершению. Теперь основной объем заказов составляет периодическая переоценка основных средств, и существенного увеличения в этом сегменте рынка в ближайшей перспективе не ожидается.

Что касается оценки инвестиционных проектов, здесь темпы роста определяются мировыми экономическими тенденциями – веяния кризиса ощущались еще в 2019 году, в большей степени связанные с санкционной политикой, в 2020 — кризис усугубила пандемия, которая вызвала практически полную остановку деятельности ряда отраслей. И это, безусловно, оказало влияние на инвестиционную активность: реализация ранее начатых проектов поставлена на паузу, а планирование новых в условиях нестабильной экономики сложно осуществимо. По нашим оценкам, этот сегмент рынка оценочных услуг также не будет демонстрировать серьезного роста в ближайшие годы.

Какие услуги в рамках этих направлений будут востребованы в среднесрочной перспективе?

Работая в основном с крупными холдингами, в части оценки для целей МСФО мы фиксируем интерес к оценке активов и обязательств в рамках сделок Mhttps://delprof.ru/press-center/experts-pubs/rynok-otsenochnykh-uslug-tendentsii-2020/» target=»_blank»]delprof.ru[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин