То, чем ребёнок будет зарабатывать на жизнь, во многом зависит от заложенного в детстве отношения к деньгам и работе.
Автор Лайфхакера, атлет, КМС
Как известно, дети становятся похожи на родителей. Если у вас есть бизнес, ребёнок с большой вероятностью тоже станет предпринимателем, когда вырастет. Но даже если своего дела в вашей семье ни у кого нет, вы можете сформировать у детей нужное отношение к деньгам и к способу их заработка, воспитать творческий подход к труду и обеспечить блестящее будущее.
Что родители говорили вам о финансах? Наверняка, что деньги дают за выполненную работу. Многие придумывают для своих детей систему поощрения. Например, за вынесенный мусор, уборку в квартире и пятёрки в дневнике ребёнок получает немного денег на карманные расходы.
Вспомнив свои вознаграждения в детском возрасте, вы поймёте, что получали за труд чудовищно мало. Понятно, что родители кормили, одевали вас и тратили гораздо больше, чем вы можно окупить домашними делами, но ведь именно в ранние годы жизни закладывает отношение к деньгам и способам их заработка.
Может быть, стоит пересмотреть «систему оплаты» для вашего рёбенка, чтобы сформировать у него правильное отношение к труду и финансам?
Вот несколько плохих и хороших уроков, которые наглядно показывают связь воспитания и последующего отношения к работе.
Плохие уроки
1. Платят за время и задания
Наёмные работники продают своё время предпринимателям, чтобы выполнять определённые задания. Вы приходите в офис, делаете то, что должны, на протяжении 8–10 часов и получаете за это деньги.
Для наёмного работника товаром, который он продаёт, является время. Проблема в том, что вы не сможете делать деньги, если у вас его нет (по причине болезни или травмы). Если компании не хотят покупать ваше время, потому что у них недостаточно заданий, вы не получите работу вне зависимости от своих талантов.
Предприниматели же продают идеи и продукты. Им платят не за время и труд, а за идеи, которые они предлагают, чтобы решать проблемы людей и давать им рабочие места. Они создают компании и системы, которые делают деньги без участия предпринимателя.
Оплачивая выполнение ребёнком домашних дел, вы даёте ему модель того, что заработок может быть основан только на времени и заданиях, но ведь это не так.
2. Делать минимум
В детстве все хотят сделать работу побыстрее, чтобы идти играть. Ребёнок не гордится тем, что он сделал, потому что ему платят за время. Родители часто ругают детей за плохое качество выполнения, но малышам хочется сделать всё побыстрее, отвязаться и забыть.
Такое отношение к работе часто переносится на взрослую жизнь: сотрудники не стараются выполнить работу хорошо, потому что им платят за время, их не интересует результат. Конечно, не все так делают, но очень многие.
Предприниматели же наоборот стараются выполнить работу как можно лучше. Их страсть к делу и качество действий — это инвестиции в будущее. От того, насколько правильно они всё выполнят, напрямую зависит размер их доходов.
3. Сначала работа, а потом развлечения
Если вы получаете деньги за выполненные задания, жизнь разделяется на две половины. Одна из них — работа, которая воспринимается как необходимое зло, а вторая — развлечения.
Когда вы платите ребенку за уборку и вынос мусора, вы формируете именно такое отношение. Все знают, что для счастья человека труд должен приносить радость. У наёмных работников же слишком часто встречается такая особенность: всю неделю ждать выходных, как праздника, и считать понедельник самым ужасным днём недели.
У предпринимателей, по крайней мере у хороших, нет такой установки. Настоящие бизнесмены делают свою страсть работой и не трудятся только ради выходных. Они живут, чтобы решать проблемы и создавать возможности.
Итак, вот три урока, которые помогут вам вырастить ребёнка несчастным человеком, который не увлечён своей работой и всю неделю ждёт пятницы. Если же воспитать в нём дух предпринимательства, эта картина может измениться.
Хорошие уроки
1. Обязанности не оплачиваются
Вместо того, чтобы платить ребёнку за работу по дому, нужно объяснить ему, что это просто семейные обязанности, за которые он отвечает. Родители тоже выполняют необходимые задачи, так что всё справедливо.
Единственная радость, которую ребёнок получит от работы по дому, — это не денежное поощрение, а удовлетворение от того, что сделал что-то хорошо. Он должен понять, что ответственность — необходимая составляющая жизни.
2. Деньги за решение проблем
Чтобы научить ребёнка мыслить шире и находить способы заработка, можете объяснить ему, что вы будете платить только за решение какой-то проблемы. Пусть он сам найдёт вне своих обязанностей то, что можно как-то улучшить.
Например, если ребёнок заметил, что у вас грязная машина, и предложил её помыть, вы можете договориться об оплате его услуг. Очистить место на балконе или в кладовке от старых вещей, сделать ещё какой-то апгрейд дома — пусть ваше чадо ищет проблемы, которые можно решить, чтобы заработать на этом.
Такая установка сильно поможет ему во взрослой жизни, ведь именно это и делают предприниматели: находят трудности или неудобства, на устранении которых можно заработать.
3. Большой бизнес требует большого плана
Вполне возможно, что ребёнок, размышляя о том, как получать деньги за решении проблемы, найдёт способ зарабатывать на чём-то постоянно. Это может быть регулярная помощь, которая не входит в его обязанности, или даже услуги за пределами дома.
Ваша задача будет заключаться в том, чтобы объяснить ребёнку основные законы бизнеса. Всё это можно сделать в виде занимательной игры.
Например, можно рассказать чаду про инвестиции в бизнес, то есть объяснить, что для своего дела нужно приобрести материалы. Чтобы у него появились клиенты, ему понадобится реклама, и вы можете вместе продумывать концепт маркетинга.
Если вы вращаетесь в сфере бизнеса, вас не затруднит рассказать ребёнку о всех аспектах, касающиеся его маленького дела. Это научит малыша бизнес-планированию.
4. Жизнь — это работа и игра одновременно
Дети обожают строить: их полностью поглощают конструкторы типа Lego и сборные модели.
На таком примере ребёнку можно объяснить, что воплощение собственных проектов похоже на захватывающую игру, в которой можно получать деньги, если находить интересные идеи.
Конечно, к каждому малышу нужен свой подход. Вышеперечисленные мысли — это просто направление для разработки своей системы поощрения.
Заметьте, такое воспитание не гарантирует, что ваш ребёнок обязательно откроет свой бизнес. Но творческий подход к способу заработка и правильное отношение к труду обязательно помогут ему во взрослой жизни.
- 12 родительских секретов, которых вы не найдёте в книгах по воспитанию
- Как изменить финансовые привычки, заложенные родителями
- Почему Стив Джобс запрещал своим детям активно пользоваться iPad
- У каких родителей вырастают счастливые и успешные дети
Источник: lifehacker.ru
Начните с одной бизнес-идеи: как научить своих детей быть успешными предпринимателями
Многие дети даже не представляют, откуда берутся деньги, и требуют от родителей все новые игрушки, одежду, разнообразные гаджеты. Но есть подростки, которые прекрасно осознают финансовые проблемы и предпринимают шаги для их решения. Так дети начинают работать, чтобы осуществить свою мечту без привлечения взрослых. Но, чтобы деятельность не разочаровала, и в будущем юный предприниматель стал успешным, необходимо обучать этому ремеслу грамотно и с юных лет. Ниже приведено лишь несколько советов по приобретению предпринимательских навыков юными дарованиями.
Начните с одной бизнес-идеи
Не важно, чем будет заниматься ребенок, чтобы заработать деньги (криминальный путь, естественно, исключен). Это может быть продажа собственноручно изготовленного лимонада, уборка улиц или расклейка листовок. Но важно начинать только с одной идеи и доводить ее до логического конца.
Успешные предприниматели советуют родителям помочь с выбором тем детям, у которых в голове масса идей. Важно выбрать из них наиболее целесообразную и делать именно то, что больше всего получается у ребенка.
Играйте в бизнес-игры
Старшеклассникам полезно изучать основы предпринимательства. Однако чтение скучных книг принесет пользу только в случае практического подкрепления. Совсем не обязательно заставлять подростка работать, если в этом нет нужды, но вот поиграть вполне возможно.
Можно дать группе детей задание, чтобы они разработали, каждый самостоятельно, лучшую бизнес-концепцию. План должен включать:
- основные затраты на материалы;
- эксплуатационные расходы;
- целевую аудиторию.
Затем подростки будут представлять свои идеи на общем собрании и самостоятельно выбирать победителя.
Часто такие игры бывают очень впечатляющими. У детей возникают потрясающие идеи: от открытия магазина кексов до платформы перепродажи электроники и сервиса печати. При этом бизнес-план подростки разрабатывали в сжатые сроки.
Задача взрослых в этом случае состоит в:
- предоставлении полезной информации;
- обеспечении обратной связи;
- помощи в расчетах.
Важно полноценно участвовать в создании бизнес-проекта и даже, по возможности, попробовать осуществить самый лучший из них, ведь учеба всегда должна подкрепляться практикой.
Учите считать деньги
Управлять денежными средствами можно с помощью различных игр, приложений, а также на уроках финансовой грамотности. Конечно, прежде всего малыш должен научиться банальному счету. Помимо базовой математики родители могут помочь детям разобраться с такими понятиями:
- окупаемость;
- инвестиций;
- запасы;
- товары;
- услуги;
- разница между доходом и прибылью.
Основам финансирования необходимо обучать с учетом возраста малыша и использовать доступный для его понимания язык.
Поощряйте творчество
Помимо финансовой грамотности и знания делового языка, важной частью предпринимательской деятельности является креативность. Творчество не ограничивается только написанием картин или музыки. Дети могут научиться применять свои творческие идеи как для концептуализации мыслей, так и для решения задач, начиная с поиска оригинальных идей и заканчивая новой маркетинговой тактикой.
Разумная тактика всегда приносит результаты. Если ребенок увлекается морской тематикой и, в тоже время, любит печь, то он может производить печенье в форме морской звезды.
Успех вторичен?
Приятно, когда собственные дети могут заработать немного денег. Однако более важен конечный результат их деятельности, который не всегда выражается в финансовом плане.
Многие родители гордятся, когда их дети приносят домой деньги. Но еще больше радует то, что они прошли множество испытаний, трудились не покладая рук, чтобы добиться определенного результата.
Обучение детей предпринимательскому искусству помогает им лучше управлять капиталом в будущем и вселить уверенность в том, что любое дело можно начать с нуля. Однако для этого необходимо будет приложить усилия и долю креативности. Но не стоит забывать и о главном – моральных ценностях. Деньги важны, но и забывать о чувстве сострадания, доброте и бескорыстном оказании помощи тоже не стоит.
Помогая подросткам выстраивать предпринимательские отношения в столь раннем возрасте можно подготовить их к решению более трудных задач в последствии. Поэтому не стоит ограничивать собственных детей в участии при решении финансовых вопросов семьи и спрашивать их мнение в некоторых ситуациях.
Источник: businessman.ru
Бизнес для малышей: зарабатываем с трех лет
Ольга Щербакова Только любовь делает человека счастливым! Я — счастливый человек, у которого любимое дело, две непоседливые дочки и вторая половинка. Руковожу группой компаний. Здоровье и красота — наша работа. В свободное время читаю и пишу о жизни, о бизнесе, о любви.
Свой первый рубль я заработала в 4 года. Это был не просто рубль, а РУБЛЬ-большой и железный, коллекционный. Кто еще помнит такие? Я помогала дедушке носить кирпичи, он меня подбадривал, всячески нахваливал и в конце наградил за работу. В те времена игрушек было не много, поэтому рубль был бесценен.
Второй дался тяжелее — я поменяла свою книгу «Гуттаперчевый мальчик» на ржаво-рыжую купюру у соседского мальчишки, фактически — продала. В этот же день пришла его бабушка и обвинила меня во всех тяжких, потребовала отдать деньги. Книгу мне вернули, а в наказание запретили гулять целую неделю. Это время ушло на осмысления случившегося.
Почему сначала Максимка хотел поменять совершенно бесполезную, с его точки зрения, бумажку, на интересную книгу, а потом вдруг у нас дома возникла его грозная бабушка и начала ругаться. Помню растерянность, которую я ощущала, и смущение моих родителей. Много лет спустя мама призналась, что на самом деле была мною горда, но не могла этого показать, так как торговля в то время воспринималась как спекулянтство.
Урок первый. Взять нельзя купить
Итак, на каком же этапе стоит открывать мир денег для ребенка? Это вопрос задают себе многие родители. Сначала ваш ребенок произнесет свое первое «Хочу» в магазине, позже оно превратится в «Купи». Это происходит, когда в юную голову приходит осознание — нельзя просто ВЗЯТЬ. Малыш вдруг замечает, что на выходе мама чем-то обменивается с кассиром.
Важно именно в этот момент объяснить, что в магазине берем товары не просто так, а только если у нас есть деньги. И показать какие они, деньги.
Урок второй. Детский массаж по прейскуранту
Мои родители еще с младших классов предоставляли мне возможность заработать,чтобы иметь небольшое количество карманных денег — я могла помочь маме или бабушке в саду, убрать дом. С тех пор мысль «Что я могу сделать для других и сколько на этом можно будет заработать» стала для меня привычной. Свой бизнес я начала в 21 год.
Второй урок финансовой грамотности для детей— это установление причинно-следственной связи между деньгами и работой. Хочешь заработать деньги — вперед, пойди и заработай! Но обязательно выполнив не свои обязанности, а чьи-то еще.
Важно сразу расставить все точки. У ребенка есть небольшой список обязанностей, со временем их становится все больше. И свою работу он должен выполнять без каких-либо поощрений. Конечно, вначале тяжело и малыш нуждается в нашей поддержке. Именно поэтому демонстрируйте одобрение и радость, когда он делает первые успехи.
Однако награду за это давать не стоит.
И вот через некоторое время ваш малыш начнет интересоваться ценами в магазине, присматривать себе игрушку и пересчитывать сбережения. Очень важно в этот момент создать правила, например, договориться не покупать вредные или опасные вещи. У нас табу на «красную попу». «Красная попа» — это целая категория сладостей с красителями, ароматизаторами, химическими веществами ярко-красного или другого ядовитого цвета, которая провоцирует аллергию. В остальном не стоит ограничивать свободу ребенка, так как именно возможность выбора вызовет особый восторг.
Урок третий. Доходы и расходы.
Деньги могут закончиться. Для моего ребенка это был тяжёлый урок. Игрушки куплены, малыш в восторге. Однако, на следующий день приходит осознание: денег в копилке нет, а булочку или мороженое хочется. В этот момент нужна поддержка родителя, желательно обсудить: «Если хочешь, чтобы постоянно были деньги на маленькие вкусности, не трать все сразу, оставляй немного на будущее».
Ваш ребенок учится распоряжаться ограниченным ресурсом. Печально, но факт: многие получают этот урок только после института.
Вскоре у юного финансиста появятся два навыка, которые сильно помогут в дальнейшей жизни. Первый — это умение правильно расходовать деньги и осознавать их ценность, а второй — всегда думать о том, чтобы деньги были и в будущем. На мой взгляд, именно так и начинается предпринимательское мышление — с ключевого вопроса: «Кому я могу помочь и как на этом заработать?» Еще существует вариант: «Что и для кого я могу сделать и сколько заработаю». Да, не все рождены быть предпринимателями, однако уроки финансовой грамотности нужны.
Если первые уроки финансов на практике усвоены, можно в школе рассказывать дальше об инвестициях, дополнительной стоимости, формировании семейного бюджета. Например, покажите в магазине разницу между ценой неочищенного картофеля и очищенного. Можно попробовать на практике создать дополнительную стоимость предмета вместе с ребёнком.
Не бойтесь учить ребенка зарабатывать!
Существует точка зрения, что не стоит рано приучать к деньгам, так как малыш не готов. Аргумент «не готов» раньше применяли к обучению письму и чтению дошкольников. Однако сейчас такой ребенок в первом классе отчетливо будет выглядеть отстающим.
Второй аргумент — это боязнь культа денег. Раньше нас учили, что думать о деньгах — плохо, не достойно. И до сих пор слышатся отголоски социалистических гимнов. Культ денег не возникнет при адекватном отношении родителей.
В семье растет предприниматель?
Не секрет, что в школе ребенок этих знаний не получит, а жаль. В Штатах, например, есть распространённая практика продажи печенья герлскаутами (американский вариант девочек-пионеров). Эта традиция возникла еще в 1922 году в виде ежегодных сезонных продаж и с тех пор девочки могут выпекать песочные печенья, а могут продавать готовые.
По мнению педагогов, продавая выпечку, дети обучаются основам делового общения, финансового планирования и продвижения товара. Раньше герлскауты ходили по домам, сейчас ставят специальные палатки для продажи. Полученные средства идут на оплату поездок детей в летние лагеря, экскурсии, закупку новой униформы. Не поговорить ли с нашими учителями?
Отдельно должна указать на проблему, которая часто возникает у родителей-бизнесменов. С рождением ребенка они начинают мучиться вопросами: «А захочет ли сын или дочь продолжить мое дело? А есть ли у него к этому задатки? А вдруг я буду слишком сильно на него давить?» Чем раньше вы начнете уроки финансовой грамотности, тем легче будет вашему чаду в будущем вне зависимости от его дальнейшей профессии.
Поговорим о вопросе передачи бизнеса новому поколению. Как ни парадоксально это звучит, но если по-настоящему любите свое дело, не ставьте барьеры между работой и семьей. Пусть дети видят и знают вашу работу. Вовлеченность, интерес к предмету- это то, что помогает определиться с выбором профессии. Бизнесу в школе не научат, а Вы можете!
Однако, пойдет ли ребенок по вашим стопам, станет ли предпринимателем — решать прежде всего ему.
Если ребенок спокойно относится к деньгам —это нормально. У многих детей деньги хранятся, но они равнодушно смотрят на игрушки в магазине. У моей старшей , например, копилка вместе с монетами заросла пылью. Зато когда я прихожу домой, младшая радостно бежит с криком «Давай я помогу разобрать пакеты», а после робко спрашивает — «А я денежку заработала?» «Да», — говорю. «Целых 5 рублей, держи», — малышка, преисполненная гордости, отправляет монетку себе в кошелек.
Конечно, для того, чтобы из малыша вырос предприниматель, необходимо большое количество разнообразных навыков и талантов — видеть потребности людей, настойчивость, смелость, интеллект, нестандартное мышление. Однако, один из базовых навыков, которые отличают успешного бизнесмена— это умение считать деньги. Этот навык сродни чтению и катанию на велосипеде, его лучше освоить с ранних лет и использовать во благо. Не бойтесь познакомить ребенка с миром финансов, он вам скажет «спасибо».
Источник: interesno.co