Штудируя мануалы по онлайн-коммерции, убеждаюсь, что 99,9 % из них безнадёжно устарело. Сделал это, открыл сайт, дал рекламу туда и вуаля — коси лаве. А вот фигушки.
Крупные маркетплейсы безбожно отъедают трафик, заманивая толпы начинающих комерсов на свои площадки и плодя демпинг. В буржунетах давно встречал жалобы, что Amazon «пожирает» малый бизнес. А что насчёт наши отечественных «амазонов»? На ситуацию обратил внимание даже Рыбаков, заявив что марткетплейсы погубят малый бизнес.
- Про Озон и ВБ — насколько они разрослись за последние 10 лет
- Как работают крупные корпорации
- Советы от миллиардера Рыбакову малому бизнесу, чтобы не погибнуть в конкуренции с ВБ и Озоном
- Есть ли перспективы у малого бизнеса, если в конкурентах такие гиганты
Про Озон и ВБ — насколько они разрослись за последние 10 лет
Сравню парочку наших крупнейших площадок — Озон и Wildberries. Если верить последним рейтингам, обе сейчас в лидерах Российского ритейла.
Дмитрий ПОТАПЕНКО — Выдавливают ли федеральные сети малый бизнес?
Озон не имеет собственных складских площадей. Площадка только арендует их. Общая площадь складов Ozon, учитывая 200 тыс. кв. м., которые были в распоряжении компании к 2019 году, а также ещё 268, которые компания арендовала в разных городах на протяжении 2020 — 468 тыс.
Wildberries тоже арендует арендные площади, а также при потребности может подстраивать небольшие локальные склады, чтобы распределить нагрузку.
К середине 2020 Wildberries насчитывает 13 складов общей площадью около 450 тыс. кв. м, не считая небольших распределительных и сортировочных центров.
А теперь попробуем проследить динамику роста. Так как Wildberries — частная компания, а Озон лишь недавно стал публичным, стабильной статистики у них нет. Посмотрим за последний период.
Озон — торговые обороты:
По Wildberries цельной статистики не нашёл, поэтому собрал свой график из данных по торговому обороту за последние годы:
«Русский Алиэкспресс» растёт впечатляющими темпами. При этом в отличие от Ozon, компания не стремится к публичности.
Как работают крупные корпорации
Собственно, все технологии были успешно обкатаны Amazonʼом на американском рынке — наши комерсы только успешно адаптируют рабочие схемы.
Вот, например, как действует Амазон.
Первый шаг — завлечь на площадку продавцов. Маркетплейс не создаёт новые товарные ниши. Это делают за него трудолюбивые коммерсанты. Амазон только собирает статистику и мониторит рыночные тренды. Если что-то выстреливает особенно круто, начинается шаг второй.
Второй шаг — увеличение собственной маржи. Площадка начинает задирать ценник. Продавцы, готовые платить — продолжают работать. Остальные вылетают.
Третий шаг — отжатие бизнеса. Если маркетплейс видит стабильно растущий спрос, он сам начинает его удовлетворять. Сам заключает контракты с поставщиками, запускает перепродажу или производство через одну из «дочек» и продвигает в топ. Конкуренты — пессимизируются.
Маркетплейс также может поглощать уже сформировавшиеся и самостоятельные компании. Тактика «закидать деньгами» почти всегда срабатывает. На диаграмме поглощений Amazon это отлично видно.
Никто не может устоять, когда ему в лицо тычут миллиардами — от социальных сетей и стриминговых платформ до онлайн-газет и печатных изданий.
Советы от миллиардера Рыбакову малому бизнесу, чтобы не погибнуть в конкуренции с ВБ и Озоном
Известный российский предприниматель Игорь Рыбаков (№70 в топ 200 богатейших людей России) тоже сделал разбор полётов на эту тему. Констатировал, что сравнительно с 90-ми и нулевыми аутов для малого бизнеса осталось вообще кот наплакал.
В 90-х можно было пригнать из Китая баул с сапогами, встать возле рынка и быстро поднять денег. В нулевых можно было купить баул пуховиков, сделать на коленке сайт-одностраничник и быстро поднять денег. Сегодня не получится, ни так, ни так.
Вот кстати то самое видео про разрушение малого бизнеса Озоном с Вайлдберрис. Что же делать? Игорь Рыбаков считает, что централизация рынка онлайн-коммерции — это тренд. От него уже никуда не деться. Поэтому новичкам проще не плыть против течения, а идти в тренде — искать рыночную нишу, создавать продукт и выгодно его продавать, пока не отжали.
Шансы есть, ведь чем крупнее площадка, тем больше инертности в её корпоративных процессах. Пока крупное начальство обратит внимание на новый интересный концепт, пара энтузиастов уже могут превратить его в готовый продукт.
Как раньше, прикупить какого-то барахла у китайского/турецкого поставщика, налепить свою наклейку и продавать уже не получится. Маркетплейсы тоже умеют так делать, с поставщиками им работать проще и сбывать товар тоже легче. Так что нужно подключать мозги и работать на опережение.
Есть ли перспективы у малого бизнеса, если в конкурентах такие гиганты
Старые модели онлайн-коммерции не работают. Офлайн сектор ещё держится, но маркетплейсы за счёт развитой логистики вытесняют и его. Если ты собираешься торговать тем же товаром, который площадка сама может закупить у твоего поставщика — ты пролетаешь. На этом фоне остаётся два пути:
- уникальная товарная позиция;
- высокотехнологичный интеллектуальный продукт.
Первый вариант — это новый продукт, который ты производишь сам по своей технологии. Который нельзя купить в другом месте, минуя тебя. Ниша трудная, но начинающие бизнесмены могут пощупать рынок, продавая пробные партии на тематических ресурсах.
Например, в Штатах площадка для крафтовых товаров Etsy долго воевала с Amazon и в конце концов устояла.
Новички бизнеса толкают там свой хендмейд, а если он взлетают, начинают собирать деньги на всяких там кикстартерах и создавать большой бизнес.
Второй вариант — создать уникальный цифровой продукт. Рыбаков приводит в пример наших братьев Бухманов, создавших игровую компанию Playrix. Ребята создали 6 игр для Android и теперь косят профит, продавая внутриигровые фишки.
Этот рынок сейчас развивается очень живо. Особенно интересны направления с интеграцией в блокчейн и NFT — внутриигровые валюты, которыми можно расплачиваться за игровые предметы и торговать на бирже, а сами предметы превращать в невзаимозаменяемые токены и свободно продавать на специальных площадках.
В общем, кто мамонт — тот вымрет. А чтобы делать деньги нужно включать мозги и создавать уникальный продукт.
Согласны с этим, или думаете, что мода на маркетплейсы скоро пройдёт и будем жить как раньше?
Источник: capitalgains.ru
Как большой бизнес вытесняет малый бизнес — Борьба за рынки.
Замечали ли вы, как в вашем дворе/микрорайоне/городе часто появляются и исчезают мелкие магазины, а крупные сети магазинов укореняются и продолжают появляться по всей стране ?
Картинка из источника: https://yandex.ru/images/search
Сегодня я предлагаю погрузиться в схему, по которой крупные торговые сети/магазины/бизнес вытесняют более мелкие.
Слоган статьи.
» Пока толстый сохнет, худой сдохнет. «
Фермерский магазин Вазгена и Продуктовая сеть магазинов «Двоечка».
Представьте себе, у вас на районе открывается мелкий магазин, хозяина магазина зовут Вазген и он продаёт яблоки со своего яблочного сада. Эти яблоки Вазген выращивает сам, сам доставляет в магазин и сам продаёт их на месте. Затраты на бизнес минимальные. Цена на его яблоки 50 рублей за килограмм, а их себестоимость выходит в 40 рублей за килограмм. Это значит, что Вазген получает по 10 рублей с каждого реализованного килограмма своих яблок.
Картинка из источника: https://yandex.ru/images/search
Все любят его яблоки, ведь они всегда чистые, спелые и стоимость отличная. Весь микрорайон ходит к Вазгену за его яблоками.
Наступает момент, и в вашем районе открывают супермаркет «Двоечка», множество сотрудников для обслуживания клиентов, продукты привозят фурами издалека. Цены в такой сети кусаются, можно выгодно купить по акциям, но в остальном дороговато.
Картинка из источника: https://yandex.ru/images/search
Цена на товар яблоки в среднем 70 рублей за килограмм, но выбор большой. В общем и целом, жители района продолжают покупать яблоки в магазине Вазгена, ведь они по-прежнему дешевле и не такие побитые, как в «Двоечке».
В один прекрасный момент, руководство супермаркета узнаёт про магазин Вазгена и его продукцию, они начинают действовать.
На следующий день в супермаркете средняя цена на яблоки падает до 30 рублей за килограмм, на витрине лежат только самые красивые и наливные яблоки, ещё и акция на них каждый месяц.
Вазгену приходится опускать цену на свои яблоки, для равной конкуренции с яблоками из супермаркета «Двоечки». В обоих магазина цена на яблоки становится равна 30 рублям за килограмм, такое положение дел невыгодно обеим сторонам, но магазин перекрывает убытки от продажи яблок продажами других товаров, да и денежных средств на такой случай у продуктовой сети больше, чем у нашего Вазгена.
Картинка из источника: https://yandex.ru/images/search
Результат будет такой — Через 6 месяцев убытков Вазген закроет свой магазин, его покупатели перейдут супермаркету «Двоечка». Пройдет ещё три или 6 месяцев и цена на яблоки вернётся к 70 рублям за килограмм яблок, супермаркет опять будет получать прибыль, на прилавке опять появятся побитые продукты, но покупать их всё равно будут, так как других мест для покупки нет.
Об итогах:
Примерно по такой схеме действуют крупные компании и корпорации на рынке, они разоряют и вытесняют или поглощают мелкие компании, занимая всю нишу рынка.
Если вам понравилась или была полезной статья, то ставьте палец вверх, оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на канал.
Спасибо за внимание, удачи в финансах !
Ссылки на статьи моего канала, которые могут вас заинтересовать:
При написании статьи были использованы следующие источники:
1) Открытые источники в интернете.
2) Мой личный опыт.
Источник: dzen.ru
Закулисье розничной торговли: как большие сети вытесняют маленькие магазины
Вспомните, как 15 лет назад мы ходили за продуктами, когда торговые центры еще только появлялись, и было их не так уж много. Основными магазинами для нас были те, что располагались в подвалах наших домов или в соседних домах. А когда вы ходили в такой магазин в последний раз? Эра подвальных магазинчиков прошла — большинство из них вымерло, как динозавры, а оставшиеся представители еле-еле держатся на плаву. Как выживают эти магазины, выяснила ”МК-Эстония”.
В Таллине найти маленький магазинчик подвального типа не так просто, если не знаешь, где он точно расположен. Обычно они находятся во дворах жилых домов, где поблизости нет крупных супермаркетов, которые вытеснили бы их. Кроме этого, нашим жителям привычнее ходить в крупные супермаркеты, недостатка которых в городе не наблюдается.
Предприниматель Наум Мухин говорит, что лет десять тому назад, когда он создал союз малых и средних торговцев Таллина, в столице в маленьких магазинах работало около 12 000 человек, а по всей Эстонии где-то 23 500. Работников больших сетей было чуть больше — 19 тысяч.
За последние четыре года закрылось 209 магазинов площадью меньше 100 кв. м. При этом прибавилось 29 больших супермаркетов.
Маленькие магазины не могут соревноваться с крупными сетями по многим причинам, но главная — это обороты товаров, клиентов, денег.
”В Эстонии идет планомерное уничтожение малого бизнеса, — считает предприниматель Наум Мухин. — При этом вся Западная Европа живет за счет малого и среднего бизнеса. Но такой бизнес, как торговля и общепит, у нас, например, не поддерживается, вы никогда не получите ни цента из разных фондов на открытие магазина. Деньги дают кому угодно, сапожнику могут дать, парикмахеру могут дать, а вот торговле — нет”.
По мнению Мухина, все фонды, созданные для помощи в развитии малого бизнеса, ничем не помогут. Причиной этому он называет картельной сговор крупных торговых сетей, хотя маленькие магазины никогда не были конкурентами крупным магазинам ни по цене, ни по ассортименту.
Есть три типа товаров, которые приносят прибыль маленьким магазинам: алкоголь, продукты питания, готовая кулинария. В этом списке нет сигарет, так как прибыль с них самая маленькая — по словам Мухина, она составляет от 3-5%. Причина в том, что государством установлена максимальная цена за сигареты.
Также некоторые владельцы маленьких магазинов привлекают клиентов тем, что предлагают продукцию, которой нет у конкурентов, иногда собственного производства, например, кулинарные изделия. Другие делают акцент на продаже алкоголя. В целом же небольшим магазинам приходится выживать за счет более высоких, чем в супермаркете, цен. Хотя покупателей это не отпугивает.
”К нам в основном ходят местные жители, — говорит Ольга, владелица магазина ”Nurga Pood” в Кадриорге. — Цены, конечно, у нас выше. Но ведь нам никто скидок не делает, как большим сетям”.
Владелица продуктового магазинчика в районе Каламая Лилия говорит, что основная причина, почему к ним заходят за продуктами люди — докупить то, что забыли купить в большом магазине. Стоит отметить, что по соседству обустроился Säästumarket.
”Больше покупателей обычно в осенний период, когда народ с отпусков приезжает. Зимой иногда в минус уходим”, — делится Лилия.
Она владеет магазином уже 13 лет. Говорит, что если бы вовремя не выкупила помещение и надо было бы платить аренду, то магазин пришлось бы уже давно закрыть.
Владелица магазина отмечает, что условия для ведения небольшого частного бизнеса, подобного ее торговле, в Эстонии очень плохие. Если в других европейских странах государство поддерживает маленькие магазины различными дотациями, то в Эстонии их, наоборот, притесняют.
Источник: infosila.ee