Аннотация:
Предметом данного исследования являются меры антикоррупционной профилактики, направленные на выявление и устранение причин и условий коррупционного поведения. Автором обосновывается необходимость разработки профилактических мероприятий в сфере противодействия коррупции, анализируется виды и группы профилактики и раскрывается ряд проблемных аспектов профилактической деятельности.
Проблема коррупции актуальна для многих стран мира от развивающихся до самых благополучных. Масштабы и уровень коррупционных отношений в конкретной стране зависят от различных факторов: культуры, истории, экономической и политической системы государства. Россия не является исключением, исторически, экономически и политически породившая коррупционные схемы от простого взяточничества до сложных схем личного обогащения.
Коррупция, порождая несправедливость и неравномерность в распределении общественных благ и издержек, является симптомом того, что государственный механизм не способен эффективно распределять общественные блага, и является порождением коррупционных практик в различных сферах жизнедеятельности. «В настоящее время необходимо совершенствовать административно-правовой режим минимизации коррупционных рисков в профессиональной деятельности государственных служащих» [2, С. 6].
Система Управляемой Коррупции
Что следует понимать под коррупцией? В широком смысле коррупция — явление, которое затрагивает все сферы жизнедеятельности без исключения: сферу власти и управления, правоохранительную сферу, сферы здравоохранения и образования. В узком смысле коррупция — это злоупотребление публичным положением ради извлечения личной выгоды для себя или третьих лиц. Действия (бездействия) публичных лиц, связанные с ис¬пользованием полномочий, принятием решений, совершением действий ради получения выгоды вопреки законным интересам граждан, организаций, общества и государства, можно рассматривать либо как условие для возникновения коррупционных практик, либо как коррупционное поведение.
Принятие антикоррупционного законодательства в России — это начало реформ, в основе которых лежат коренные структурные преобразования, должные подорвать стимулы к коррупции. В настоящее время противодействие коррупции согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» [5, п. 2 ст. 1] рассматривается как деятельность, осуществляемая по трем направлениям: а) предупреждение коррупции (профилактика коррупции) — это выявление и последующее устранение причин коррупции; б) борьба с коррупцией — это выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений; в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
Термин «противодействие коррупции» точно определяет необходимость применения в сфере публичного управления не только механизма реагирования на лиц, совершивших коррупционные правонарушения, но и ориентирует на создание механизма выявления и устранения причин и условий, способствующих возникновению и развитию коррупционных рисков в сфере публичного управления. При этом согласно ст. 3 данного закона одним из принципов противодействия коррупции является принцип приоритетного применения мер по профилактике.
🌀Меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства
В криминологической литературе встречается несколько точек зрения по вопросу о видах профилактики. Наиболее распространенным мнением является классификация профилактической деятельности на три вида: общая профилактика, специальная и индивидуальная. Применительно к антикоррупционной деятельности в сфере публичного управления выделим два вида профилактики: общую антикоррупционную профилактику и специальную.
Общая антикоррупционная профилактика — это комплекс неспецифических мер, непосредственно не направленных на причины и условия коррупции, но косвенно влияющих на пресечение коррупционного поведения. Например, меры, связанные с организацией предоставления государственных и муниципальных услуг, не являются собственно специальными антикоррупционными мерами, а рассматриваются как часть деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой по запросам заявителей. Однако некачественное оказание услуг может стать условием для возникновения коррупционной практики как на уровне разработки и утверждения административных регламентов, так и на уровне практики оказания публичных услуг. Поэтому меры по повышению качества оказания услуг можно рассматривать как общую профилактическую деятельность по формированию взаимодействия власти и граждан без коррупции.
Специальная профилактика — это комплекс мер, непосредственно ориентированных на причины и условия коррупции, и осуществляемых специализированными субъектами (например, подразделениями кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений; комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов).
В данном контексте интерес представляют механизмы, связанные со специальными профилактическими мерами, осуществляемыми в сфере публичного управления. Такие меры условно можно подразделить на следующие группы: кадровые; специально-предупредительные; материально-технические: правовые.
Кадровая профилактика заключается в создании условий, направленных на реализацию мер, связанных с тщательным отбором кадров, их моральной мотивации и материального стимулирования. В частности, к кадровым антикоррупционным профилактическим мероприятиям следует отнести: — совершенствование системы приема на публичную службу с учетом разработанных критериев и процедур отбора наиболее лучших; — установление стандартов и критериев поведения служащих на основе кодексов этики и предупреждения возникновения конфликта интересов; — проведение антикоррупционного обучения, консультирования, информирования в системе публичного управления и др.
Анализируя, например, систему отбора граждан на публичную службу, то следует отметить, что такие демократические принципы кадровой политики как равный доступ граждан на службу и конкурсный отбор кадров в сфере публичного управления известны достаточно давно, еще до времен борьбы с коррупцией. Данные принципы гарантируются и провозглашаются Конституцией Российской Федерацией и федеральными законами. Профилактический потенциал данных требований связан с тем, чтобы исключить прием на службу недостойных лиц и обеспечить отбор лучших кадров по профессиональным знаниям, деловым и морально-нравственным качествам. Тем не менее, на практике данные положения о конкурсе зачастую оставались и остаются декларативными, так как не обеспечиваются в реальности такими специальными антикоррупционными мерами как открытость и прозрачность процедуры отбора кадров; наличие объективных критериев отбора кадров путем компьютерного тестирования или иными подобными процедурами. «При таком положении дел не исключено наличие при¬знаков протекционизма и покровительства» [3, С.7]. Для устранения причин и условий возникновения коррупционных рисков в системе отбора на публичную службу необходимо анализировать риски для возникновения коррупционной практики и устанавливать объективные критерии оценки приема на службу.
К специально-предупредительным мерам следует отнести возложение на служащего запретов и ограничений, обязанностей и требований с целью предупреждения совершения коррупционных правонарушений. Необходимость таких антикоррупционных ограничений связана с тем, что эффективность исполнения любым служащим своих обязанностей, соблюдения требований и запретов влияет в целом на эффективность всего публичного управления. Например, такая специально-предупредительная мера как обязанность представлять служащими, их супругами и несовершеннолетними детьми сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о расходах, является условием, препятствующим для незаконного обогащения. С этой целью кадровыми службами создается база данных об имущественном положении служащих, которая станет вспомогательным инструментом для отслеживания источников доходов служащих.
Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающие государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливает основы осуществления контроля за соответствием расходов отдельных категорий служащих, расходов супругов и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за последние три года, предшествующие совершению сделки; определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений о законности его получения. [6, ст. 1]. Профилактический потенциал таких имущественных ограничений для служащих связан: 1) с формированием нового типа чиновника, ответственного за свое имущественное положение; 2) с созданием процедуры отслеживания изменений имущественного положения чиновника; 3) с предотвращением конфликта интересов в сфере публичного управления.
Материально-технические мероприятия в сфере противодействия коррупции связаны с развитием электронных услуг для обеспечения взаимодействия между властными органами и гражданами, а также с созданием подразделов официальных сайтов органов публичного управления. Материально-технические мероприятия ориентированы на выполнение следующих профилактических задач: — обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных и муниципальных органов; — гарантирование доступности информации для граждан, не являющейся конфиденциальной; — повышение дисциплинированности и личной ответственности соответствующих публичных служащих.
Правовая профилактика коррупции связана с определением и разработкой многообразных методов и механизмов, устраняющих причины и условия для коррупционного поведения. Элементом правовой профилактики, в частности является проведение антикоррупционной экспертизы законотворчества. Такие меры позволяют четко регламентировать правовой статус чиновника всех уровней, разрабатывать и внедрять административные регламенты работы в сфере публичного управления.
Литература
1. Еремин В.Н. Как Япония справляется с преступностью. Ч. 2. // «Знакомьтесь — Япония», 2000. № 022.
2. Костенников М.В., Куракин А.В., Колчеманов Д.Н., Марьян А.В. Административно-правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих зарубежных стран // Административное и муниципальное право, 2010. № 5.
3. Кузнецова О.А., Абрамов Г.Ф. К вопросу о предупреждающих мероприятиях в сфере противодействия коррупции: эффективность, перспективность, проблематичность //Административное и муниципальное право, 2014. № 7.
4. Меры предупреждения и пресечения преступных деяний / Таганцев Н.С. Уголовное право (Общая часть). Часть 2. По изданию 1902 года. Allpravo.ru. — 2003.
5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273 «О противодействии коррупции» (ред. от 22.12.2014) // Российская газета — 2008, 30 декабря.
6. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета — 2012, 5 декабря.
Источник: www.utmn.ru
Правовые и организационные основы противодействия коррупции
У стойчивость работы государственного аппарата Российской Федерации, его независимость от внешних воздействий гарантирует развитие государства и качество жизни граждан. Если государственный служащий оказался в ситуации, когда на него оказывается воздействие с целью вовлечения в коррупционные преступления, он должен иметь механизм борьбы с этим влиянием. Принятые на настоящий момент нормативно-правовые акты должны обеспечить защиту общества от коррупции.
Нормативно-правовое регулирование
Основным нормативным актом в сфере борьбы с коррупцией в Российской Федерации стал закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Им были установлены: основные понятия; организационно-правовые меры, применяемые для предотвращения коррупционной деятельности; ограничения, которые налагаются на государственных служащих и должностных лиц в целях противодействия коррупции.
Также в зоне регулирования федерального закона оказались вопросы конфликта интересов, который иногда становится основой для противоречащего целям государства поведения госслужащего, даже без наличия явной коррупционной составляющей.
В интересах каждого государственного органа в Российской Федерации оказалось создание в рамках предлагаемой законом правовой реальности собственной системы мер, которая помогла бы предотвратить коррупцию. Эти меры могут реализовываться как организационно, принятием документов, так и технически, путем использования аппаратных и программных методов недопущения действий, совершение которых могло бы стать частью коррупционного правонарушения.
Закон не полностью смог отрегулировать сложную ситуацию со взяточничеством в Российской Федерации. Так, он оказался в достаточной степени рамочным, но дал возможность развернуть в погоне за показателями широкую кампанию по привлечению к ответственности врачей, учителей, постовых полицейских – лиц, которые не имеют возможности причинить серьезный вред своими действиями, но традиционно получают взятки-подкуп или взятки-благодарность . Меры по декларированию доходов, ставшие одним из способов контроля, не спасают от оформления имущества на доверенных лиц. Нормы о конфликте интересов оказались в достаточной степени формальными, они не подкреплены механизмом действий при возникновении конфликта интересов, механизмом его урегулирования.
Понятие коррупции и противодействия коррупции
Общего понятия коррупции в законе, в отличие от общественного восприятия, не существует. Предложен перечень действий, каждое из которых, с одной стороны, носит характер противоправного, с другой, характеризуется неким общим признаком – должностное лицо использует свое служебное положение для получения выгод, совершая при этом действия, идущие вразрез с интересами общества и государства. Выгода может достигаться любыми путями, включая получение денежных средств или имущества от третьих лиц, заинтересованных в том или ином действии государственного служащего Российской Федерации. Таким образом, закон о противодействии коррупции в ст. 1 подводит под это понятие такие составы уголовных преступлений, как:
- злоупотребление служебным положением;
- дача или получение взятки благодаря служебному положению;
- злоупотребление полномочиями;
- коммерческий подкуп.
Далее закон вводит самостоятельное определение, которое нельзя соотнести с определенным составом: использование служебного положения вопреки интересам общества или государства для получения выгоды себе или каким-то третьим лицам. Очевидно, что это определение может быть разложено на составы, указанные ранее. Также необходимо отметить, что в законе о противодействии коррупции не рассмотрено получение выгоды неимущественного характера, например, устройство ребенка на высокооплачиваемую работу или протекция по службе. Это резко сужает возможности контроля над коррупционными проявлениями в Российской Федерации.
Под противодействием коррупции закон понимает действия уполномоченных государственных органов, структур гражданского общества, граждан, целью которых становится предупреждение коррупционных проявлений; борьба с ними; минимизация последствий этих деяний.
Таким образом, закон счел борьбу с коррупцией задачей всего общества, а не только государственного аппарата. Помимо закона, специфическая деятельность регулируется различными нормативными правовыми актами, в частности, указами Президента Российской Федерации, постановлениями, издаваемыми министерствами, ведомствами, муниципальными властями. Так, на уровне многих муниципальных районов Российской Федерации отдельными распоряжениями их глав внедряются Памятки «Как не быть вовлеченными в коррупцию» с четким перечислением обязанностей муниципального служащего, возникающих при его столкновении с коррупционными проявлениями, и задач по организации противодействия коррупции.
Особенности борьбы с коррупцией
Специфика субъекта преступления – лица, обладающего служебным положением и разветвленными связями в силовых структурах, – часто приводит к тому, что на уровне отдельно взятого муниципального района или субъекта Российской Федерации противодействие коррупции превращается в борьбу с конкурентами на государственной службе или на рынке коррупционных услуг. Именно поэтому полностью опираться на работу государственного аппарата при организации работы по противодействию коррупции достаточно сложно, ведомственная борьба иногда полностью сможет превозмочь цель очищения рядов государственных служащих от лиц, склонных к коррупции.
В то же время борьба с коррупцией невозможна без согласованных действий общества и служб экономической безопасности силовых ведомств. Каждый бизнесмен, каждое лицо в Российской Федерации, которые могли стать жертвой коррупционного преступления, совершенного в целях, выгодных конкурентам, должны иметь возможность прямого взаимодействия со службами внутреннего контроля над правоохранителями и на региональном, и на федеральном уровне. Организационной основой противодействия коррупции в этом случае станет возможность создания на правовой основе постоянной защищенной коммуникации между бизнесом и управлениями внутреннего контроля.
Второй особенностью стало создание особого правового статуса для имущества госслужащего Российской Федерации и членов его семьи. Оно по широкому перечню должно быть внесено в декларацию, которая становится доступной для изучения широкой общественности. Также декларируется имущество супругов госслужащих РФ и их несовершеннолетних детей.
Фактически декларирование стало мерой ограничения правоспособности гражданина, состоящего на государственной службе. Вместе с декларированием закон о противодействии коррупции ввел норму о необходимости передачи в доверительное управление долей и акций, принадлежащих служащему. Норма призвана создать ситуацию, когда чиновник не может принимать оперативные или стратегические решения по принадлежащей ему компании, но если он владеет одним или менее процентом акций, норма не кажется целесообразной, при том, что чиновник несет расходы на оплату услуг доверительного управляющего.
Организационные меры
В основу противодействия коррупции должна лечь прозрачность всех действий власти. Чем больше света проливается на те сферы жизни РФ, где вращаются большие деньги, которые, как известно, любят тишину, тем больше шансов избежать прямого сговора или коммерческого подкупа.
Закон о противодействии коррупции предполагает введение системы мер по контролю над деятельностью государственных служащих Российской Федерации. Основными среди них стали:
- обязанность подачи декларации о своих доходах;
- обязанность уведомлять соответствующие службы обо всех случаях склонения государственного служащего к совершению деяния, имеющего признаки коррупции;
- создание реестра лиц, уволенных по основаниям, связанным с утратой доверия;
- ограничение при поступлении на работу в течение двух лет после того, как чиновник или лицо, замещавшее должность в госаппарате РФ, покинул свое место работы. Если оплата труда на новом месте работы превышает 100 000 рублей, то он должен получить разрешение на трудоустройство в специальной комиссии.
Но в РФ невозможно бороться с таким многоплановым явлением, как коррупция, только методом нажима на государственный аппарат. Необходимо так выстраивать систему общественных связей, чтобы она стала или закономерно отмирающим рудиментом постперестроечной системы отношений, или порицаемым на уровне гражданского общества явлением. В этих целях закон предлагает:
- устранить все запреты или ограничения на осуществление предпринимательской деятельности, которые любят плодить государственные служащие. В этом аспекте особенно актуальна работа АСИ (Агентства стратегических инициатив), которое за время своей деятельности смогло отработать несколько способов устранения барьеров на пути бизнеса в различных вопросах – от упрощения регистрации компаний до сокращения числа согласований при начале строительства;
- разумно повысить доходы сотрудников органов государственной власти и управления, доведя их до такой планки, при которой лишиться зарплаты из-за подозрений в коррупции было бы нелогично. Здесь же располагается группа мер, связанных с недопущением в дальнейшем к государственной службе тех лиц, на которых остался отпечаток коррупционной деятельности;
- создать работающий механизм общественного контроля над работой государственных служащих, позволяющий высветить все ситуации, имеющие признаки коррупционного деяния. В рамках этого механизма работают общественные палаты, общественные советы при министерствах и ведомствах, системы предварительной правовой экспертизы нормативно-правовых актов, петиции и общественные обращения, иные механизмы прямого вовлечения гражданского общества в систему контроля над чистотой осуществления полномочий госорганами;
- повышение роли независимых антикоррупционных СМИ, в том числе путем быстрой и четкой реакции на их публикации сотрудников ведомств, отвечающих за контроль над коррупционными преступлениями.
Каждое ведомство, в свою очередь, должно помнить, что основой для совершения преступления становятся недоработки в сфере информационной безопасности. Часто целью коррупционного деяния становится получение конфиденциальной информации о:
- планируемых решениях государственных органов;
- рассмотрении каких-либо вопросов, связанных с инвестиционными проектами или предоставлением льгот;
- рассмотрении уголовного дела;
- планах и программах приватизации;
- кадровых назначениях.
Понятно, что предотвратить совершение такого преступления можно, используя современные системы защиты информации, например, DLP-системы, которые позволят предотвратить утечку данных. Помимо этого, необходимо проводить регулярные проверки состояния защиты тех информационных блоков, которые представляют наибольший интерес. Создание работающего механизма контроля над деятельностью чиновников, который позволял бы проводить проверки их личных контактов, ограничение возможности использования мессенджеров и наложение запрета на контакты с лицами, ранее замешанными в коррупционных преступлениях, при его реализации на уровне закона также могло бы стать эффективным.
Информирование госслужащих об опасности коррупционного поведения
Каким бы ни был ответственным государственный или муниципальный служащий, в большинстве случаев он работает в ситуации, когда «рука руку моет», и его отказ отреагировать на предложение взятки в той среде, где совершение коррупционных правонарушений стало нормой поведения, может стать проблемой и для него, и для службы в целом. Должен существовать работающий механизм, позволяющий ему чувствовать себя защищенным, вовремя переведя внешнее коррупционное давление на соответствующие службы, ответственные за экономическую безопасность. Памятка, принимаемая органами государственной власти или на уровне органа местного самоуправления, призвана показать такому сотруднику все возможности избегания спорных или сложных ситуаций или вовремя проинформировать об их существовании. Ответственность каждого конкретного лица должна стать основой противодействия коррупции.
Уголовно-правовая практика применения законодательства о коррупции
Основным инструментом борьбы с коррупцией становится уголовное преследование. Несмотря на широкую сеть охвата, крайне редко информация о привлечении государственного служащего к ответственности за коррупционные деяния становится достоянием прессы. Широко известный случай с министром экономического развития Улюкаевым не является показателем применения к нему мер этого характера, так как ситуация, которая стала причиной обвинения (вымогательство взятки за согласование приватизационной сделки), могла бы стать и основой для обвинений в мошенничестве или иных схожих по составу экономических преступлениях.
В 2010 году Пленумом Верховного суда был выпущен обзор практики применения закона «О противодействии коррупции». В обзоре отмечается, что за год, прошедший с принятия закона, было осуждено именно за коррупционные преступления 6826 лиц, среди них не только чиновники, но и сотрудники коммерческих структур . В ряде случаев закону удалось добраться до высокопоставленных преступников. Основным составом, по которому обвинялись эти лица, оказалось взяточничество. Только 26 % обвиняемых получили наказание в виде реального срока. Основной мерой наказания как формы противодействия коррупции оказался штраф, размеры которого могут быть существенными.
Более позднюю практику пока не обобщили, но при анализе находящихся в открытых источниках решений дел по коррупционным статьям УК видно, что тенденция не меняется, только в поле зрения закона оказывается больше лиц из верхних эшелонов власти.
Верховный суд обратил внимание, что коррупционные преступления не только мешают развитию государства, но и создают негативный образ России в глазах международного сообщества, и призвал усилить применение организационных мер по противодействию коррупции.
Источник: searchinform.ru
Меры по предупреждению коррупции в организации
Одним из приоритетных направлений российской политики является предупреждение и противодействие коррупции. С 2013 года все организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции.
С 1 января 2013 года действует ст. 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
— определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
— сотрудничество организации с правоохранительными органами;
— разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
— принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
— предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
— недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В помощь организациям для реализации установленных законодательных норм Министерством труда и социальной защиты РФ разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе.
Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции»: если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, в отношении юридического лица могут быть приняты меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
Сообщайте нам об ошибках и неточностях на сайте – выделите некорректный фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: barnaul.org