Частное, коллективное, государственное предпринимательство
Предпринимательская деятельность классифицируется по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и экономическим формам, степени использования наемного труда и другим показателям.
Все виды предпринимательства могут работать раздельно или в совокупности.
Государственное регулирование экономики берет свое начало еще со Средних веков. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики – с разным уровнем давления.
Как показала история, все хорошо в меру – поскольку и государственный монополизм, и полное отсутствие государственного регулирования наносят существенный урон экономике страны. При умелом грамотном воздействии средствами налоговой политики, законодательной системы и т. д. могут быть достигнуты потрясающие результаты. В течение ХХ столетия формировалась и расширялась собственно предпринимательская деятельность государства, государственный сектор в экономике набирал все больший удельный вес.
Бизнес – это Предприятие — это Комплаенс
Государственное предпринимательство берет на себя управление в тех случаях, когда требуются огромные капитальные вложения средств, срок отдачи велик и риски высоки. Здесь и выплывает основное отличие от частного предпринимательства: первоочередная цель государственного предпринимательства – не получение прибыли, а решение социально-экономических задач (обеспечение необходимых темпов экономического и производственного роста, смягчение циклических колебаний экономики, обеспечение занятости населения и ликвидация безработицы, стимулирование научно-технического прогресса и т. д.).
Существуют и трудности, которые приходится решать государственному предпринимательству:
1) предоставление льгот;
2) финансовая помощь важным науко– и капиталоемким отраслям экономики;
3) стимулирование научно-технического прогресса и укрепление места страны в мировом хозяйстве;
4) создание новых промышленных предприятий;
5) увеличение числа рабочих мест;
6) охрана окружающей среды и экологической обстановки;
7) развитие фундаментальных научных исследований;
8) производство товаров, являющихся по закону государственной монополией.
Однако частное предпринимательство по объективным причинам развивается более быстрыми темпами, чем государственное. В деятельности государственных предприятий всегда присутствуют политические мотивы, которые зачастую идут вразрез с экономическими.
Государство может регулировать рыночные отношения только тогда, когда в его руках находятся мощные экономические рычаги управления.
Государство влияет на рыночный механизм через:
4) государственное предпринимательство.
Государственные расходы представляют собой государственные закупки и трансфертные платежи. Такие расходы вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы.
Налогообложение – незаменимый элемент государственной политики. Налоги составляют 75–85 % бюджетных средств. Государство взимает различные виды налогов.
Главное правило как масштабировать бизнес
При высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов, пополнение бюджета снижается. Это замкнутый круг.
Законодательная форма регулирования формирует деятельность предпринимателей (антимонопольные законы).
Налоговая и кредитная формы воздействуют на национальный объем производства, изменяя объемы и направления производства, влияя на частное и коллективное предпринимательство.
Коллективное предприятие выступает в двух ипостасях: с одной стороны, нанимает рабочую силу, с другой, – члены трудового коллектива живут за счет продажи собственной рабочей силы. Эта особенность определяет специфику экономического поведения подобного предприятия.
Функция полезности коллективного предприятия сравнима с функцией полезности семейного предприятия и включает совокупный денежный доход и совокупное свободное время трудового коллектива. Каждый его член сталкивается с противоречием в желании получить максимальный доход и свободное время. Оценка ценности в данном случае будет субъективна.
В коллективном предприятии существует и еще одна задача, которая не стоит перед семейным хозяйством: разделение доходов между членами коллектива. Часто из-за недовольства по этому вопросу снижается трудовая мотивация и падает эффективность производства.
Чаще всего такой вид встречается в сельском хозяйстве. Как правило, весь объем произведенной продукции реализуется на свободном рынке по рыночной цене, поэтому выручка от реализации приравнивается к денежному доходу трудового коллектива. Коллективный доход делится на 2 части: первая распределяется пропорционально затраченному каждым членом коллектива труду, другая – делится по иным принципам, определяемым членами.
Источник: strategplann.ru
Коллективное предпринимательство в России: к вопросу об организационно-экономических мерах поддержки становления и развития
В статье показана необходимость развития основных субъектов коллективного предпринимательства – акционерных обществ работников и производственных кооперативов. Обосновано, что для развития в России коллективного предпринимательства необходима реализация соответствующих организационно-экономических мер становления и развития коллективных предприятий: меры государственной поддержки, создание опорных структур коллективного предпринимательства, развитие демократических начал в управлении предприятиями.
Работа выполнена за счет средств гранта РНФ, проект № 14-18-02294.
самоуправление, коллективное предпринимательство, коллективное предприятие, производственный кооператив, народное предприятие
JEL-классификация: L26, L22, G30
Цитировать публикацию:
Хабибуллин Р.И. Коллективное предпринимательство в России: к вопросу об организационно-экономических мерах поддержки становления и развития // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 18. – С. 2235–2256. – doi: 10.18334/rp.17.18.36573
Khabibullin, R.I. (2016) Collective entrepreneurship in Russia: on the issue of organizational and economic measures to support formation and development. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 17(18), 2235–2256. doi: 10.18334/rp.17.18.36573 (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Источник: creativeconomy.ru
Коллективное и малое предпринимательство
В конце XX века коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение — как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Несмотря на межстрановые различия государственного законодательства, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности: • хозяйственные товарищества, • хозяйственные общества, • акционерные общества, • ассоциации, союзы.
Изменение форм предпринимательства в сторону увеличения его масштабов, развития коллективизма — это объективное требование современной экономики.
Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы организуются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала. Наряду с этим у малого бизнеса появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие преимущества малого предпринимательства:
• большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
• мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;• более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
К производственному предпринимательству относится деятельность, при осуществлении которой предприниматель непосредственно занят производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, которые как товар подлежат последующей реализации конечным потребителям или посредникам. При этом функции производства являются для предпринимателя основными, тогда как другие функции воспроизводства играют вспомогательную, но также достаточно важную роль.
Коммерческое предпринимательство распространяется на фазы /обмена, распределения и потребления товара, то есть определяющую роль в нем играют товарно-денежные и торгово-обменные операции. Основу этого вида предпринимательской деятельности I составляют операции и сделки по купле-продаже товаров. Приобретаемые материальные ресурсы предприниматель покупает в виде готового товара, который затем реализует потребителю.
Финансовое предпринимательство — особый вид предпринимательства, в котором объектом сделки являются специфические
товары — деньги, валюта, ценные бумаги. Предприниматель может выступать как в роли продавца, так и в роли покупателя финансовых ценностей (активов). Главными товарами финансового рынка являются наличные деньги, в том числе внутренняя и иностранная валюта, банковские кредиты, ценные бумаги.
Субъектами, действующими на финансовом рынке, являются:
эмитенты — организации, выпускающие ценные бумаги;
инвесторы — владельцы, вкладывающие капитал;
посредники — осуществляют продвижение ресурсов на финансовом рынке.
Источник: studopedia.org