Конкурентоспособность национального бизнеса это

Национальная конкурентоспособность (конкурентоспособность страны) – это способность ее предприятий, организаций и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках и обусловливается экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны.

К конкурентным преимуществам страны можно отнести:

– высокие расходы из госбюджета на НИОКР;

– высокие расходы в развитие человека;

– стабильность политической и правовой системы страны;

– доля ВВП на душу населения;

– высокая продолжительность жизни;

– высокая эффективность использования ресурсов;

– наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;

– значительная доля конкурентоспособных организаций в стране;

– конкурентоспособность трудовых ресурсов;

– гибкость финансовой системы страны;

Конкурентоспособность: непросто, но необходимо. Павел Романович Машевич, МИЭТ

– динамичность внутреннего рынка;

– отсутствие государственной задолженности;

– высокая образованность населения в стране;

– высокая конкуренция во всех сферах деятельности;

– открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;

– высокое качество инфраструктуры рынков и регионов;

– низкие налоговые и таможенные ставки;

– высокая культура бизнеса в стране;

– высокий уровень информационного обеспечения управления страной.

Среди показателей в международной и российской практике наиболее часто используются следующие:

– объем ВВП, выражающий емкость отечественного рынка и потенциал конкурентоспособности национальной экономики;

– доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении;

– отношение экспортно-импортных сальдо к сумме внешнеторгового оборота страны (отражает динамику потенциала конкурентоспособности национальной экономики);

– соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги;

– прирост золотовалютных резервов страны;

– структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промышленности.

Эффективность использования ограниченных ресурсов как критерий конкурентоспособности экономических систем различного уровня.

В системе управления эффективностью развития региона важную роль играет рациональное использование его экономического потенциала, в связи с чем целесообразным является выделение двух его составляющих: ресурсной (совокупность ресурсов, имеющихся для развития) и результативной (способность региона к эффективному использованию имеющихся ресурсов). Природно-ресурсный фактор играет значительную роль в повышении эффективности развития региона. Наличие промышленных месторождений различных руд, нефти, газа и т. д. зачастую становится фундаментом развития региона. Однако богатство природных ресурсов не является решающим критерием развития. В мировой экономике известны случаи, когда имеющие природные ресурсы страны не достигли высокого уровня развития экономики, и наоборот, такие страны, как Япония, Израиль, Южная Корея, смогли достичь высоких показателей экономического развития благодаря эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Конкурентоспособность предприятия. Презентация дисциплины

Сырьевая направленность экономики России привела к гипертрофированному развитию регионов с крупными запасами полезных ископаемых, которые оттягивают на себя проектные мощности, поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу. Однако наличие запасов природных минерально-сырьевых ресурсов на территории не всегда является безусловным фактором развития региональной экономики.

Различные ресурсы, в том числе рабочая сила и капитал, влияют на объективный и приобретенный потенциал регионального развития, от которого зависит конкурентоспособность региона. В России имеется дефицит ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, систематизированных информационных источников и т.д.

Регионы получают преимущества благодаря различиям, а не сходству. В каждом регионе есть свой одному ему присущий набор конкурентных отраслей. В результате можно предположить, что в тех регионах, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятия и проводит разумную экономическую политику, факторы ценообразования обеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения и способствуют росту показателей конкурентоспособности региона.

Решить о целесообразности использования различных ресурсов в субъектах Российской Федерации можно с помощью SWOT-анализа, который позволяет выявить слабые и сильные стороны в ресурсообеспеченности, существующие угрозы и возможности. Для Южного федерального округа были выделены некоторые показатели, которые прямо или косвенно характеризуют эффективность использования ресурсов (табл. 1). Сравнение показателей по отдельному субъекту РФ со средними показателями по ЮФО или России в целом дает представления об уровне развития, региональных различиях и о глубине экономического кризиса. Показатели по отгрузке товаров, работ и услуг, а также по инвестициям в основной капитал целесообразно привести на одного занятого.

Наиболее ценным ресурсом на территории является человеческий капитал, однако он в условиях экономического кризиса подвергается деградации из-за депрофессионализации населения, утраты выгоды от ранее полученного образования, общего снижения качества профессионального образования, потерь рынка труда в результате малоперспективного переобучения.

Читайте также:  Как оплатить сбер бизнес

Существенные проблемы в России существуют с инновационными, инвестиционными, информационными, инфраструктурными ресурсами и показателями бюджетоотдачи, позволяющими оценить эффективность использования ресурсов с точки зрения наполнения бюджета.

Основные факторы и показатели конкурентоспособности национальных экономик: открытость, государство, финансы, инфраструктура, технологии, управление, труд, институты.

Рейтинги конкурентоспособности стран рассчитываются как средневзвешенные от большого числа показателей, характеризующих эффективность функционирования национального хозяйства в целом. Данные рейтинги публикуют Всемирный экономический форум (ВЭФ) и Международный институт развития менеджмента (IMD). Ценность их исследования состоит в том, что конкурентоспособность стран детально оценивается по примерно 400 показателям с группировкой по следующим восьми блокам: открытость, государство, финансы, инфраструктура, технология, управление, труд и институты. Отчет ВЭФ о глобальной конкурентоспособности является главным источником информации о сильных и слабых сторонах более чем 100 стран, на которые приходится большая часть мирового ВВП.

В данных рейтингах Россия занимает довольно скромные позиции: в 2007 г. из 131 страны – Россия лишь на 58-м месте. Россия уступает Китаю (34 место), Индии (48 место), ряду стран Балтии, так например, Эстонии (27 место), Литве (38 место). По оценкам ВЭФ, в рейтинге конкурентоспособности Россия находится между Хорватией и Панамой. В индексе конкурентоспособности для бизнеса, который оценивает два основных фактора: конкурентоспособность компаний и качество национального бизнес-климата, Россия также занимает скромные позиции – 71 место. Но, несмотря на неутешительные результаты, зарубежные эксперты настроены оптимистично и отмечают, что явными конкурентными преимуществами России можно признать макроэкономическую стабильность, высшее образование, гибкость рынка труда, ёмкость внутреннего рынка, а также инновационный потенциал, опирающийся на человеческий капитал и развивающийся рынок труда.

Оценка конкурентоспособности страны на основе ВВП, ВВП по ППС, межстрановым сопоставлениям по различным индексам: развития человеческого потенциала, экономической свободы, конкурентоспособности частного бизнеса, технологического развития, использования информационно-коммуникационых технологий и др.

Источник: infopedia.su

Конкурентоспособность национальной экономики

Понятие и значение конкурентоспособности национальной экономики

Замечание 1

Национальная экономика представляет собой сложную, многоступенчатую систему, которая охватывает весь социально-экономический комплекс государства. В общем виде она может быть определена в качестве исторически сложившейся системы общественного воспроизводства страны.

Под национальной экономикой следует понимать взаимосвязанную совокупность экономических субъектов и видов экономической деятельности, охватывающую все формы общественного разделения труда. Ее базовыми признаками выступают:

  • общность экономического пространства;
  • территориальная определенность с общим экономическим центром;
  • тесные экономические связи между субъектами хозяйствования.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Основополагающей целью национальной экономики считается обеспечение экономического роста экономики страны посредством максимизации возможностей для формирования благоприятных условий жизнедеятельности населения страны.

Национальная экономика обладает различными характеристиками, одной из которых выступает ее конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью в общем смысле принято понимать возможность быть лучше своих конкурентов. В ее основе всегда лежит наличие определенных конкурентных преимуществ.

Применительно к сфере общественного воспроизводства термин «конкурентоспособность» принимает несколько иное значение. Чаще всего конкурентоспособность национальной экономики принято рассматривать в качестве трех компонентов:

  • способности государства добиваться высоких темпов экономического роста, устойчивых в среднесрочной перспективе;
  • уровня производительности факторов производства страны;
  • способности хозяйствующих субъектов к успешной конкуренции на мировых рынках.

Замечание 2

В общем смысле под конкурентоспособностью национальной экономики следует понимать конкурентоспособность системы общественного, государственного и политико-правового устройства страны и регулирования всех сторон общественной жизни. Также она может быть определена в качестве способности государства к обеспечению устойчивого, динамичного развития национальной экономики, предполагающего материальное благосостояние членов общества, соответствующее мировым стандартам.

«Конкурентоспособность национальной экономики»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

В основе обеспечения конкурентоспособности национальной экономики лежит три базовых элемента (рисунок 1).

Рисунок 1. Основы обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивается эффективностью государственной экономической политики, развитием экономики производства знаний и ростом конкуренции на внешних и внутренних рынках.

Стадии роста конкурентоспособности национальной экономики

Согласно классическому подходу, обозначенному М. Портером, существует четыре базовых стадии конкурентоспособности национальной экономики. В общем виде они представлены на рисунке 2.

Читайте также:  Из чего сделать бизнес видео

Рисунок 2. Стадии конкурентоспособности национальной экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждая из представленных стадий соответствует четырем базовым стимулам (движущим силам), предопределяющим развитие национальной экономики. При этом первые три стадии отличаются ростом конкурентоспособности национальной экономики, а последняя – предопределяет его стабилизацию.

На первой стадии роста достижение конкурентных преимуществ национальной экономики обеспечивается на счет использования факторов производства (экономических ресурсов). Для нее характерна уязвимость и неустойчивость конкурентных преимуществ. Сама же экономическая система государства характеризуется высокой чувствительностью к случайным событиям, которою происходят на мировом пространстве, таким как движение транснациональных капиталов, изменение валютных курсов, экономические кризисы и пр.

На второй стадии роста достижение конкурентных преимуществ обеспечивается за счет инвестиций, посредством проведения эффективной инвестиционной политики. В этом случае конкурентные преимущества отличаются более устойчивым характером, а разработка и внедрение новых технологий получают более широкое распространение.

Для третьей стадии характерна опора конкурентных преимуществ на инновации, стимулирование нововведений, а также рост научных организаций, ориентированных на конкретные потребности отраслей и фирм. В целом она характеризуется более высоким и труднодостижимым уровнем конкурентных преимуществ, в сравнении с предыдущими стадиями.

Факторы конкурентоспособности национальной экономики

В основе конкурентоспособности всякой государственной экономической системы лежат определённые факторы. Иначе их принято называть факторами конкурентоспособности национальной экономки. Все они делятся на факторы низшего и высшего порядка. В настоящее время существует два основных подхода к их определению:

  • неоклассический подход (по М. Портеру);
  • институциональный подход (по О. Уильямсону).

Согласно неоклассическому подходу, озвученному М. Портером, факторы конкурентоспособности национальных экономических систем делятся на основные и развитые. Первые существуют объективно, а для их создания требуются незначительные частные и/или государственные инвестиции. К таким факторам относятся природно-климатические ресурсы, экономико-географическое положение страны, рабочая сила и пр. Зачастую преимущества, формируемые такими факторами, нестойки, а прибыль от их использования невысока.

Развитые факторы считаются факторами более высокого порядка. Для их создания, как правило, требуются высококвалифицированные кадры и высокоразвитые технологии. На базе развитых факторов могут быть созданы комплементарные развитые факторы.

В соответствии с институциональным подходом О. Уильямсона факторы конкурентоспособности национальной экономики могут быть общими (универсальными) и специфическими. К первым относятся те факторы, которые могут быть использованы в широком спектре видов деятельности, а ко вторым – те, которые находят применение в одной отрасли либо их ограниченном количестве.

Замечание 3

Как правило, общие факторы формируют конкурентные преимущества ограниченного характера. Факторы специфические в своей основе опираются на общие факторы и образуют более долговременную, фундаментальную основу для обеспечения конкурентоспособности национальных экономических систем. Зачастую они носят более рискованный характер и являются более целенаправленными.

Источник: spravochnick.ru

2.2. Национальная конкурентоспособность

Национальная конкурентоспособность (конкурентоспособность страны) – это способность ее предприятий, организаций и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках и обусловливается экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны.

К конкурентным преимуществам страны можно отнести:

– высокие расходы из госбюджета на НИОКР;

– высокие расходы в развитие человека;

– стабильность политической и правовой системы страны;

– доля ВВП на душу населения;

– высокая продолжительность жизни;

– высокая эффективность использования ресурсов;

– наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;

– значительная доля конкурентоспособных организаций в стране;

– конкурентоспособность трудовых ресурсов;

– гибкость финансовой системы страны;

– динамичность внутреннего рынка;

– отсутствие государственной задолженности;

– высокая образованность населения в стране;

– высокая конкуренция во всех сферах деятельности;

– открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;

– высокое качество инфраструктуры рынков и регионов;

– низкие налоговые и таможенные ставки;

– высокая культура бизнеса в стране;

– высокий уровень информационного обеспечения управления страной.

Среди показателей в международной и российской практике наиболее часто используются следующие:

– объем ВВП, выражающий емкость отечественного рынка и потенциал конкурентоспособности национальной экономики;

– доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении;

– отношение экспортно-импортных сальдо к сумме внешнеторгового оборота страны (отражает динамику потенциала конкурентоспособности национальной экономики);

– соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги;

Читайте также:  Как с нуля открыть свое мини digital агентство автоворонок для бизнеса

– прирост золотовалютных резервов страны;

– структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промышленности.

С 1986 года под эгидой Всемирного экономического форума начали публиковаться доклады о сравнительной конкурентоспособности ведущих стран мира, а позднее – разработки Всемирного банка и Международного института совершенствования методов управления.

Национальная конкурентоспособность определяется Всемирным экономическим форумом на основе многофакторных моделей, в которых 381 показатель сводится в восемь агрегированных групп: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, финансово-кредитная система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы.

Экономические показатели по каждой стране составляют около 70 % всей совокупности данных, дополняются оценками аналитиков и опросами авторитетных экспертов (синтез количественных и качественных характеристик).

Страны ранжируются по количеству баллов, сумма которых позволяет составить представление не только об уровне развития производительных сил, но и о гибкости хозяйственной системы в соответствии с изменениями в мировой экономике.

Расчеты конкурентоспособности национальной экономики в международной практике стали повседневной реальностью, и внимание к ним мирового сообщества постоянно растет.

А.З. Селезнев обосновывает, что при оценке конкурентоспособности страны на товарных рынках может быть использована система экономических индикаторов, которые характеризуют:

– макроэкономические условия функционирования производителей товаров;

– конкурентоспособность страны в интегральной, обобщенной форме как отражение положения страны на внутреннем и внешнем рынках, позволяющее отслеживать «критические точки», по которым генерируется информация для принятия соответствующих решений в области макрорегулирования экономики;

– конкурентные позиции региона, изучаемого на предмет выявления условий, благоприятствующих конкурентоспособности производителей товаров;

– позиции страны на конкретных товарных рынках;

– непосредственные экономические и квалиметрические показатели конкурирующих товаров в сравнении с товарами-аналогами. [15]

Р.А. Фатхутдинов предлагает использовать следующие принципы оценки конкурентоспособности страны:

1) применение преимущественно количественных методов оценки (количество показателей должно быть минимальным, но достаточным для соблюдения принципа комплексности);

2) использование статистических данных страны и международных организаций с тем, чтобы один человек мог собрать информацию, другой рассчитать показатель, а третий проверить работу первых двух;

3) применение к формированию показателей комплексного подхода (оценка конкурентоспособности с учетом политического, социального, духовного, экологического, технического, экономического развития страны);

4) структура формулы оценки конкурентоспособности страны должна быть идентична структурам формул оценки товаров и организации с определением весомости частных показателей конкурентоспособности;

5) применение показателей, прошлое, настоящее и будущее страны;

6) в формулу оценки конкурентоспособности страны должен быть включен показатель, отражающий естественные конкурентные преимущества;

7) показатели не должны зависеть от размера страны и численности ее населения;

8) оценка конкурентоспособности страны должна проводиться ежегодно;

9) по результатам оценки должны быть установлены ежегодные международные знаки отличия.

Расчеты конкурентоспособности национальной экономики в международной практике стали повседневной реальностью, и внимание к ним мирового сообщества постоянно растет. [16]

В современной России очень важно осознать необходимость регулирования экономики. [17] М. Портер отмечал, что «правительства стран должны ставить правильную соответствующую цель – достижение высокой продуктивности, так как, на ней основывается национальное процветание. Они должны стремиться к тому, что действительно определяет продуктивность, к поощрению развития, к работе с полной отдачей и к конкуренции, а не соблазняться такими вещами, как субсидии, широкомасштабные программы международной кооперации или временный протекционизм, который им часто предлагают: эти меры зачастую снижают продуктивность. Роль государства должна заключаться в том, чтобы побуждать отечественную промышленность к развитию, а не предлагать помощь, позволяющую промышленности не развиваться».

Проблемы повышения конкурентоспособности России укрупнено можно подразделить на следующие:

– осуществление финансирования образования, науки, развития производства и инфраструктурой в необходимых объемах;

– проведение фундаментальных исследований по формированию принципов управления важнейшими экономическими, социально-экономическими, производственными системами;

– применение к менеджменту и разработке управленческих решений научных подходов;

– рассмотрение функций менеджмента как единого процесса осуществления работ по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию;

– ориентация развития экономики России преимущественно на инновационный тип развития.

В развитых странах разработаны и реализуются конкретные стратегии. В США принят Комплексный закон о торговле и конкурентоспособности. В ЕС издана Белая книга ЕС, в которой четко обозначены ориентиры глобальной стратегии формирования конкурентных преимуществ. В Японии действуют механизмы поддержки национальных экспортеров. Франция многие годы развивается по плану, имеющему специальный раздел по развитию экспорта.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин