Оценивать новые проекты необходимо комплексно. Нельзя опираться только на финансовые критерии. Вот подробные шаги – как учесть все нюансы, чтобы грамотно оценить, способен ли ваш проект приносить прибыль.
На практике очень часто наиболее эффективными оказываются проекты не наиболее прибыльные и наименее рискованные, а лучше всего вписывающиеся в стратегию фирмы.
Общая последовательность анализа нового проекта, по мнению специалистов, должна выглядеть следующим образом:
Коммерческий, или маркетинговый, анализ;
Технический (в том числе — экологический) анализ;
Причем на каждом из этих этапов проект может быть отклонен.
Рассмотрим эти шаги подробнее.
1. Суть маркетингового анализа заключается в ответе на два простых вопроса:
Можно ли будет продать продукт (услугу), являющийся результатом реализации проекта?
Можно ли будет получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?
Этот этап анализа является очень важным. По статистике, основная причина банкротств компаний — до 80% — это недостаточное внимание к маркетинговым вопросам.
Каковы критерии оценки работ по сервисному обслуживанию?
2. Задачей технического анализа нового проекта является:
определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта,
анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы,
проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.
3. Финансовый анализ проекта является наиболее объемным и трудоемким. Но общая схема финансового этапа примерно такова.
Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы.
Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.
Анализ безубыточности производства основных видов продукции.
Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.
Оценка эффективности инвестиционного проекта.
4. Экономический анализ несколько отличается от финансового.
Основной вопрос финансового анализа: может ли данный проект увеличить богатство владельцев предприятия (акционеров)? Экономический же анализ состоит в оценке влияния проекта на работу компании в целом.
5. Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки.
Этот раздел инвестиционного проекта является не количественным и не финансовым. Его главная задача — оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.
6. Суть анализа риска состоит в следующем.
Вне зависимости от качества допущений, будущее всегда несет в себе элемент неопределенности. Большая часть данных, необходимых, например, для финансового анализа, являются неопределенной. В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону, так и в лучшую. Анализ риска предлагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.
Основные критерии оценки стартапа для инвестирования | SV Secrets
Остановимся подробнее на критериях принятия инвестиционных решений, применяемых на этих этапах.
Они делятся на три большие группы:
1. Критерии, позволяющие оценить реальность проекта:
— нормативные критерии (правовые): нормы национального, международного права, требования стандартов, конвенций, патентоспособности и др.;
— ресурсные критерии (по видам);
— объем и источники финансовых ресурсов.
2. Количественные критерии, позволяющие оценить целесообразность реализации проекта:
— соответствие цели проекта на длительную перспективу целям развития деловой среды;
— риски и финансовые последствия;
— степень устойчивости проекта;
— вероятностное проектирование сценария и состояния деловой среды.
3. Финансово-экономические критерии, позволяющие проект, реализация которого наиболее целесообразна:
— чистая текущая стоимость;
— внутренняя норма прибыли;
— чувствительность прибыли к горизонту (сроку) планирования, к изменениям в деловой среде, к ошибке в оценке данных.
Отдельно стоит остановиться на финансовой оценке новых проектов.
Хотя эта оценка и не является единственным важным критерием, она все равно остается на одном из первых мест. Для оценки эффективности новых проектов могут применяться статические и динамические критерии прибыльности.
Статические критерии не учитывают дисконтирования. Они просты в использовании и могут применяться для краткосрочных проектов и грубых оценок. В этом случае критериями эффективности будут прибыль от разработанного проекта за весь срок его действия и статический период окупаемости средств, затраченных на разработку и запуск.
Динамические критерии учитывают временное изменение стоимости денег путем дисконтирования. Критериями принятия решения при этом будут: прибыль, отнесенная к настоящему моменту; динамический срок окупаемости и внутренняя норма окупаемости.
Соответственно, и все методы, используемые при анализе новых проектов, можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр:
1. Основанные на дисконтированных оценках («динамические» методы)
— Чистая приведенная стоимость — NPV (Net Present Value)
— Индекс рентабельности инвестиций — PI (Profitability Index)
— Внутренняя норма прибыли — IRR (Internal Rate of Return)
— Модифицированная внутренняя норма прибыли- MIRR (Modified Internal Rate of Return)
— Дисконтированный срок окупаемости инвестиций — DPP (Discounted Payback Period)
2. Основанные на учетных оценках («статистические» методы)
— Срок окупаемости инвестиций — PP (Payback Period)
— Коэффициент эффективности инвестиций — ARR (Accounted Rate of Return)
Естественно, в рамках данной статьи нет возможности подробно рассказать о каждом из этих методов. К тому же данная информация будет достаточно тяжела для восприятия неспециалистами в финансовых вопросах. В любом случае — при оценке нового проекта в его финансовой части рекомендуется привлекать финансовых аналитиков, которые проведут анализ проекта всеми возможными методами.
В общем же, правила принятия инвестиционных решений можно сформулировать следующим образом:
1. инвестировать денежные средства в новый проект имеет смысл только в том случае, если можно получить чистую прибыль выше, чем от хранения денег в банке;
2. инвестировать средства имеет смысл, только если рентабельности инвестиций превышает темпы роста инфляции;
3. инвестировать имеет смысл только в наиболее рентабельные с учетом дисконтирования проекты.
Чаще всего решение о начале нового проекта принимается, если он удовлетворяет следующим критериям:
минимизация риска инфляционных потерь;
краткость срока окупаемости;
стабильность или концентрация поступлений;
высокая рентабельность как таковая и после дисконтирования;
отсутствие более выгодных альтернатив.
А в заключение хочется отметить: какие бы современные и изощренные методы оценки проектов не использовались компанией в конечном итоге решение должен принимать высший менеджмент. Ведь именно руководство очень чутко чувствует баланс между стабильностью и новыми возможностями. И может оценить риски и потенциал проекта не только на научном, но и на интуитивном уровне.
Источник: bishelp.ru
Оценка бизнес плана
1.4.2. Выбор приоритетных бизнес-процессов
Первый критерий – это важность процесса, характеризующая степень его вклада в достижение стратегических целей компании. Для оптимизации деятельности организации в первую очередь нужно выбрать самые важные бизнес-процессы, потому что именно их улучшение принесет наибольший результат.
Второй критерий, используемый для выделения приоритетных процессов – это его степень проблемности. Если бизнес-процесс является важным, но в то же время его показатели находятся на достаточно хорошем уровне, то нет смысла заниматься его оптимизацией. Классическое определение проблемы формулируется как разрыв между желаемым и действительным. Другими словами, проблема – это разница между целью и текущим состоянием и соответственно проблемность бизнес-процесса характеризуется разницей между требуемыми и текущими показателями его эффективности.
Критерии важности и проблемности процесса характеризуют результат, который будет получен на выходе после оптимизации. Другими словами, они характеризуют доходную часть мероприятий по улучшению процесса. Помимо доходной части при выборе приоритетных бизнес-процессов нужно рассмотреть и затратную часть мероприятий по улучшению. Для этих целей используется третий критерий возможности и стоимости проведения изменения в бизнес-процессе.
Согласно этому критерию нужно выбрать те процессы, в которых наиболее просто и дешево можно провести улучшения. Помимо финансовых оценок затрат важно оценить и нефинансовые «затраты».
Оценка по рассмотренным критериям для каждого бизнес-процесса дает механизм проведения их формального и объективного ранжирования и выбора наиболее приоритетных для последующего анализа и оптимизации. Самыми приоритетными будут бизнес-процессы, которые оказались самыми важными, самыми проблемными и наименее затратными с точки зрений проведения изменений.
1.4.3. Анализ и оптимизация бизнес-процессов
Классификация методов и инструментов анализа и оптимизации бизнес-процессов. Все методы оптимизации бизнес-процессов делятся на три большие группы:
- формализованные универсально-принципиальные (ФУП);
- бенчмаркинг;
- методы групповой работы.
Формализованные универсально-принципиальные (ФУП) методы основаны на применении обобщений из успешного опыта и формализованных принципов для построения эффективных бизнес-процессов. Данные методы являются универсальными и они подходят для оптимизации любых бизнес-процессов для любого бизнеса и практически не зависят от его специфики.
К основным ФУП-методам относятся:
- метод пяти вопросов;
- метод параллельного выполнения работ;
- метод устранения временных разрывов;
- разработка нескольких вариантов бизнес-процесса;
- уменьшение количества входов и выходов бизнес-процесса;
- согласование результатов с требованиями;
- интеграция с клиентами и поставщиками бизнес-процесса;
- минимизация устной информации;
- стандартизация форм сбора и передачи информации;
- организация точек контроля;
- метод причинно-следственных связей или бездефектности работы.
Методы Бенчмаркинга основаны на изучении, анализе и последующем копировании элементов процессов успешных компаний, занимающихся схожими видами деятельности. Претендентами на изучение и копирование их успешного опыта в первую очередь являются лидеры – конкуренты. Практика показала, что в последнее время многие компании эффективно внедрили у себя технологические ноу-хау, заимствовав их у компаний, работающих в других отраслях бизнеса.
Третья группа методов групповой работы объединила различные технологии работы в команде: метод мозгового штурма, метод группового решения задач и т. д. Использование данной группы мето-дов позволяет разработать новые эффективные решения, ранее никому не известные, что позволяет компании быть лидером по используемым технологиям.
Источник: studfile.net