Статьёй 6 Закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ (далее также Закон о льготах) [1] на период с 01.04.2020 и до конца года был введён льготный тариф по уплате страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП).
Из подготовленных к голосованию в Совете Федерации заключений [2] следует, что эти льготы были предоставлены в порядке реализации поручений Президента по итогам его обращения к гражданам 25.03.2020 и во исполнение плана первоочередных мероприятий, утверждённых Правительством 17.03.2020 [3].
План Правительства предусматривал поддержку малого и среднего предпринимательства. Президент же обещал «. поддержать доходы граждан, прежде всего занятых на малых и средних предприятиях. Чтобы у таких предприятий появились для этого дополнительные ресурсы, предлагаю … снизить для них размер страховых взносов. ».
На этом фоне предприниматели предположили, что граждан решили поддержать (через льготирование субъектов МСП) здесь и сейчас, а не в каком-то светлом будущем. Однако поперёк дороги к мечте легла позиция Налоговой инспекции – последняя решила, что льгота положена лишь тем, кого она 10.08.2020 включит в единый реестр субъектов МСП и то только с 01.08.2020, не раньше.
⚡️Отсрочка по уплате страховых взносов для малого бизнеса (ИП и ООО) в 2022 году
«Что такое единый реестр субъектов МСП». Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ [4] (далее — Закона о развитии МСП ) действует с 01.01.2008 и с самого своего принятия предусматривал (ст.8) ведение разных реестров субъектов МСП – получателей государственной поддержки. Такие реестры вели те органы, которые такую поддержку им оказывали.
07.04.2015 на заседании Госсовета по вопросам развития малого и среднего бизнеса министр экономического развития А.Улюкаев предложил снизить налоговую нагрузку и административное давление на предприятия малого и среднего бизнеса. В числе прочего министр пообещал обеспечить гарантии доступа МСП к госзаказу, для чего предложил «создать систему подтверждения принадлежности участников закупок к системе малых и средних предприятий. Для этого предлагается создать систему определения статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в форме единого реестра».
Министр финансов возражал против предложений А.Улюкаева, но вопреки этому в Закон о развитии МСП были внесены изменения [5] – он был дополнен в том числе статьёй 41, которая предусматривала создание единого реестра субъектов МСП, куда подлежали внесению «сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства».
В этом же законе впервые было предусмотрено, что сведения об отвечающих критериям МСП субъектах вносятся в единый реестр «ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе … сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года» (п.1 ч.5 ст. 41).
10 августа 2016 года было средой.
С самого появления единого реестра субъектов МСП судебная практика ни в коем случае не воспринимала его как носящий правоустанавливающий характер или, иными словами, ни у кого мысли не было, что если кто-то не попал в единый реестр, то признание такого несчастного субъектом МСП исключено [6].
Пониженные страховые взносы для малого бизнеса
«Понятия и условия». Законом от 03.08.2018 № 313-ФЗ [7] были внесены поправки в статью 3 («Основные понятия…») Закона о развитии МСП – если раньше субъекты МСП определялись как соответствующие установленным этим законом условиям, то теперь к этому добавили фразу «сведения о которых внесены в единый реестр субъектов» МСП.
При этом в статью 4 Закона о развитии МСП какие-либо изменения, которые бы позволяли считать, что включение сведений в единый реестр стало дополнительным условием (критерием) отнесения к субъектам МСП, внесены не было. Содержание этой статьи важно тем, что именно она (а не статья 3) по существу давала определение субъектов МСП и перечисляла условия (критерии) отнесения к ним.
Закон № 313-ФЗ вступил в силу с 03.08.2018.
Между тем судебная практика во многом осталась на той же позиции — что внесение в единый реестр не носит правоустанавливающего характера [8].
«Позиция ФНС или словесная эквилибристика». Как уже сказано, по вопросу предоставления льгот по Закону о льготах фискальный орган занял позицию, что «плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом № 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» [9].
Интересно, что в предыдущих письмах Минфина от 14.04.2020 г. № 03-15-05/29579 и № 03-15-05/29782 упоминания про единый реестр ещё нет вообще.
А вот в письме от 21.04.2020 № 03-15-05/32060 Минфин впервые очень ловко смешал в одну кучу и меры поддержки по Постановлению Правительства № 409, и по статье 6 Закона о льготах и на оба случая распространил обязательность включения получателя льгот в единый реестр, и уже с этой позиции в дальнейшем не сходил.
Так вправе ли был налоговый орган лишить граждан обещанной поддержки, а субъектов МСП — возможности воспользоваться льготным тарифом? Не был ли отказ в предоставлении льгот всего лишь старым спором между А.Улюкаевым и А. Силуановым на заседании Госсовета 07.04.2015?
Выше уже сказано, что реестр субъектов МСП ведёт налоговый орган и он же вносит в него изменения. В 2020 такие изменения д.б. быть произведены 10 августа.
Если верить сообщению ТАСС от 22 апреля 2020, 00:01, на обращение Уполномоченного по защите прав предпринимателей Б. Титова с просьбой «провести внеочередное обновление данных реестра МСП в мае текущего года» ФНС предложило обратиться Минэкономразвития. Иными словами, ФНС допустило обновление реестра ранее 10.08 и каких-либо законодательных препятствий к тому не увидело. Иначе ответ был бы другим.
Одним из способов толкования является телеологическое (целевое) толкование – направленное на уяснение целей издания правовых актов [11].
Закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ был единственным, в котором спорные поправки были предусмотрены изначально, при внесении его Правительством РФ. Однако основной целью закона было желание расширить состав субъектов МСП за счёт предприятий у которых иностранные инвесторы также принадлежали к субъектам МСП (см. заключение правового управления Совета Федерации от 27.07.2018).
Законопроект, который позднее стал Законом о льготах, изначально был внесён в Государственную Думу 16.12.2019 и также не предусматривал озвученных льгот, поправки появились только ко второму чтению и были внесены Правительством РФ, что видно по размещённой 30.03.2020 таблице поправок, рекомендованных комитетом по бюджету и налогам к принятию.
Важно заметить, что правительственные поправки не содержат никакого упоминания про единый реестр. И вот здесь стоит обратиться к другому документу Правительства – уже упомянутому Постановлению № 409 от 02.04.2020 – дело в том, что Постановление № 409 в отличие от законопроекта и принятого Закона о льготах содержало прямое упоминание про единый реестр – льготы предусматривались только организациям «включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в … единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».
Прямые упоминания про обязательность включения в единый реестр встречаются также в пункте 2 статьи 1 Закона от 20.07.2020 № 215-ФЗ [12], пункте 1 Правил предоставления в 2020 году субсидий [13]. Таким образом сопоставление с иными нормативными актами, к которым в тот период было причастно Правительство РФ, позволяет сделать вывод, что никакое включение в единый реестр для получения предусмотренных статьёй 6 Закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ льгот не требовалось.
Снова вернёмся к телеологическому (целевому) толкованию. Вряд ли кто-то сознается, что на момент принятия Закона о льготах знал, что заварушка с остановками и запретами деятельности малых и средних предприятий продлится более чем 6 месяцев, что наводит на мысль, что предполагалось спасать те предприятия, которые пострадали от ограничительных мер в апреле и в ближайшие месяцы, а не после 10.08.2020.
Более того, если речь шла о том, чтоб «поддержать доходы граждан, прежде всего занятых на малых и средних предприятиях», то тем более очевидно, что поддерживать такие доходы следует тогда, когда они падают, а не тогда, когда у ФНС дойдут руки обновить единый реестр. Люди всё-таки смертны.
Да и могло ли вообще правительство и законодатель положиться на добросовестность ФНС в деле спасения граждан и экономики? Можно ли надеяться, что корове вдруг подойдёт седло?
Одна из организаций, которой ФНС отказало в предоставлении льготы, так описывает повод для этого: годовое собрание провели 16.07.2020, регистратор попытался загрузить сведения на сайт ФНС, при попытке отправки отражалось сообщение «В соответствии с законодательством РФ представление сведений осуществляется в период с 01 по 05 июля текущего года». Когда права налогоплательщика зависят уже не от должностных лиц налогового органа, а от устроившегося туда сисадмином студента – это уже не смешно.
И ещё два вопроса вдогонку (один — риторический): (1) должны ли предприятия и граждане быть заложниками противоречий между Минфином и Минэкономразвития, (2) почему именно 10 августа было выбрано датой обновления?
[1] Имеется ввиду Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] См. Заключение председателя комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации и заключение Правового управления аппарата Совета Федерации.
[3] Имеется ввиду «План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (утв. Правительством РФ 17.03.2020).
[4] Имеется ввиду Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
[5] Имеется ввиду Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[6] В качестве примеров такого понимания сути единого реестр можно привести определение Верховного суда Российской Федерации от 10.07.2018 №304-КГ18-8849 и судебные акты окружных судов: постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.06.2020 № Ф09-3088/20 по делу № А60-65346/2019, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.03.2018 по делу № А02-829/2017, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.08.2018 по делу № А45-31083/2017, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.11.2017 № Ф07-12372/2017 по делу № А56-90030/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2019 № 09АП-31370/2019 по делу N А40-51616/2019.
[7] Имеется ввиду Федеральный закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
[8] См. например: Рекомендации Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Уральского округа. Вопросы применения административного, налогового, антимонопольного законодательства, законодательства об исполнительном производстве. По итогам заседания, состоявшегося 4-5 июня 2020 года в г. Екатеринбурге (п.1); постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2020 № Ф08-5018/2020 по делу № А53-38398/2019 (на втором круге рассмотрения кассационная инстанция осталась на той же позиции – см. постановление от 31.05.2021); постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 № 13АП-17969/2019 по делу № А56-33114/2019 (извещение о проведении спорного аукциона было размещено 04.12.2018), постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 № 13АП-24688/2021 по делу № А56-32372/2021, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2020 № 20АП-1629/2020 по делу N А62-11480/2019 (дата правонарушения – 12.02.2019); постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 № 08АП-6600/2021 по делу № А81-8536/2020 и от 27.07.2021 № 08АП-6775/2021 по делу № А81-8533/2020.
[10] Имеется ввиду Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».
[11] Теория государства и права. Учебник для ВУЗов / под ред. С.С. Алексеева. Норма. 2005 г.
[12] Имеется ввиду Федеральный закон от 20.07.2020 № 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции».
[13] Имеются ввиду Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576.
Источник: zakon.ru
Кому положены пониженные тарифы страховых взносов в 2022 году
Под применение пониженных тарифов страховых взносов подпадает значительная категория налогоплательщиков. С 2021 года произошли изменения в ст. 427 НК РФ, а в октябре 2021 г. утвердили новую форму расчета по страховым взносам.
Особенности уплаты страховых взносов в 2022 году
Действующий порядок исчисления и уплаты страхового обеспечения физических лиц на территории России в 2022 году установлен главами 2.1 и 34 Налогового кодекса РФ в части страховых взносов, администрируемых ФНС, и Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.1998 в части администрирования ФСС — от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (на травматизм). Действующая редакция ФЗ № 125-ФЗ действует до 30.06.2022, изменения в закон внесены ФЗ № 474-ФЗ от 30.12.2021.
На основании действующего законодательства для некоторых страхователей установлен понижающий тариф страховых взносов 2022 г. при УСН и других системах налогообложения, предусматривающий значительное снижение размеров обязательных платежей на страховое обеспечение. Порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для страхователей определяют:
- ст. 427 НК РФ;
- ст. 21 № 125-ФЗ (в 2017–2020 гг. определен п. 2 ФЗ № 419-ФЗ от 19.12.2016).
В статье 427 НК РФ указан перечень видов деятельности, по которым можно применять пониженный тариф страховых взносов.
Льготным категориям юридических лиц, указанным в ст. 427 НК РФ, нет необходимости специально уведомлять налоговые органы о применении пониженных тарифов и ждать официального ответа (разрешения или отказа). Информацию о применении льготы ФНС получает, когда страхователь сдает единый расчет по страховым взносам при пониженном тарифе, но документальное подтверждение исключит запросы и уточнения со стороны контролирующих органов.
Льготные ставки для представителей МСП
В 2020 году в рамках поддержки бизнеса в условиях ограничений из-за пандемии COVID-19 для организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ввели специальные условия для оплаты страховых взносов сперва до конца года, а потом продлили на 2021 год. В НК РФ в пп. 17 п. 1 ст.
427 были внесены изменения с 1 января 2021 года, в соответствии с которыми пониженный тариф для МСП применяется бессрочно в рамках поддержки данного сектора. С 1 января 2022 года ввели п. 13.1 ст. 427 НК РФ, по которому пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные п. 2.1 ст.
427 НК РФ, будут применяться и организациями с видом деятельности по предоставлению продуктов питания со среднесписочной численностью работников от 250 человек (при соответствии условиям пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ). Для представителей МСП тарифы страховых взносов на 2022 год зависят от размера заработной платы каждого работника. Если она меньше или равна МРОТ (в 2022 г. — 13 890 руб.), то работодатель платит обычные 30 % совокупно на ОПС, ОМС и ВНиМ, но, если заработная плата больше МРОТ, тогда действуют специальные ставки:
- на ОПС — 10 %;
- на ОМС — 5 %;
- на ВНиМ — 0 %.
Совокупно пониженные тарифы страховых взносов по статье 427 НК РФ для малого бизнеса составляют 15 %. В Минфине подчеркивают, что применение пониженной ставки является не льготой, а обязанностью страхователей. Они не вправе использовать ставку 30 % для упрощения расчетов. Для корректных расчетов необходимо считать платежи ОПС, ОМС и ВНиМ по каждому работнику отдельно за каждый календарный месяц. Необлагаемые выплаты не учитываются.
Взносы на травматизм с любой суммы выплат представители МСП начисляют по обычным тарифам, установленным для них ФСС.
Условия применения пониженного тарифа страховых взносов для других льготников
Ставки пониженных тарифов страховых взносов, установленных для льготных категорий страхователей, указаны в ст. 427 НК РФ.
При выполнении определенных условий льготы предоставляются:
- НКО на УСН;
- российским ИТ-компаниям;
- владельцам российских судов;
- некоммерческим и благотворительным организациям на УСН;
- ряду других.
С 2019 года произошла отмена пониженных тарифов страховых взносов в отношении целого ряда экономических субъектов. По стандартным ставкам платят отчисления с зарплаты:
- юрлица и ИП, применяющие УСН, по видам деятельности, поименованным в п. 5 ст. 427 НК РФ;
- аптеки (ИП или организации), имеющие лицензию на фармацевтику, применяющие ЕНВД;
- ИП на ПНС — в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в экономической сфере, указанной в патенте (за исключением индивидуальных предпринимателей, работающих в областях, указанных в пп. 19, 45 — 48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).
Полный перечень хозяйствующих субъектов, которым установили условия понижающего тарифа страховых взносов подтверждающими документами, представлен в таблице.
Наименование хозяйствующего субъекта
Условия применения льготных пониженных тарифов страховых взносов
Подтверждающий документ для применения тарифа
Норма закона о пониженных взносах
Ставка на случай ВНиМ
Хозяйственные общества и партнерства
Практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности:
- программы для ЭВМ;
- базы данных;
- изобретения;
- промышленные образцы;
- производство ноу-хау, исключительные права на которые принадлежат учредителям, участникам — бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными, автономными учреждениями;
- и т. д.
- реестр хозяйственных обществ и партнерств передают в контролирующие ведомства отделения Росреестра.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 1 п. 1;
- ставка — пп. 1 п. 2;
- прочие условия — п. 3, 4.
- закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов, — 1,8 %.
Российские компании, работающие в области информационных технологий
Работа в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших соглашения (договоры) с органами управления особыми экономическими зонами):
- разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа;
- оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
- устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных.
Страхователи вправе использовать льготу:
- Для вновь созданных, если:
- аккредитованы в порядке, указанном в постановлении Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 929;
- доля доходов от указанных видов деятельности составляет не менее 90 % в объеме доходов организации за указанный период;
- среднесписочная численность — не менее 7 человек.
- Для юрлиц, не являющихся вновь созданными, если:
- аккредитованы в порядке, указанном в постановлении Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 929;
- доля доходов от указанных видов деятельности составляет по итогам 9 мес. года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 90 % в объеме доходов организации за указанный период;
- среднесписочная численность — не менее 7 человек.
Доходы определяются в рамках ст. 248 НК РФ, не включаются доходы, указанные в п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ, п. 4.1 ст. 271 НК РФ, доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов, указанных абзацах 4 и 8 п. 5 ст. 427 НК РФ:
- положительная (отрицательная) курсовая разница при покупке (продаже) валюты (п. 2 ч. 2 ст. 250 НК РФ);
- положительная курсовая разница, за исключением положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов (п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ);
- средства в виде субсидий, порядок признания в составе внереализационных доходов в п. 4.1 ст. 427 НК РФ.
Документы, на основании которых происходит подтверждение правомерности применения пониженных страховых взносов айти-компаниями в 2022 году:
- выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
- расчет средней или среднесписочной численности работников (формы № 1-Т и П-4);
- документы, подтверждающие вновь созданное юрлицо;
- подтверждение объема дохода по виду деятельности.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 3 п. 1;
- ставка — пп. 1.1 п. 2;
- прочие условия — п. 3, 5.
- закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ;
- постановление Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
- ст. 248 НК РФ;
- п. 2, п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ.
2017–2020 гг. — 8 %, 2021–2022 гг. — 6 %
2017–2020 гг. — 2 %, 2021–2022 гг. — 1,5 %
2017–2020 гг. — 4 %, 2021–2022 гг. — 0,1 %
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов, — 2017–2020 гг. — 1,8 %, 2021–2022 гг. — 1,5 %
Плательщикам, производящим выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна
Экипажи судов зарегистрированы в Российском международном реестре судов, за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах РФ.
- выписка из Российского международного реестра судов о регистрации судна;
- состав экипажа.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 4 п. 1;
- ставка — пп. 2 п. 2;
- прочие условия — п. 3.
2017–2027 гг. — 0,0 %
2017–2027 гг. — 0,0 %
2017–2027 гг. — 0,0 %
НКО (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на УСН
Работа в областях:
- соц. обслуживание граждан;
- научные исследования разработок;
- образование;
- здравоохранение;
- культура и искусство;
- массовый спорт (за исключением профессионального).
Применение льготируемых ставок осуществляется при соблюдении условий:
- работа НКО подтверждена Минюстом.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 7 п. 1;
- ставка — пп. 3 п. 2;
- прочие условия — п. 3, 7.
2019–2024 гг. — 20,0 %
2019–2024 гг. — 0,0 %
2019–2024 гг. — 0,0 %
Благотворительные НКО на УСН
Применение льготируемых ставок осуществляется при соблюдении:
- требований к НКО;
- требований, определяемых к УСН;
- соответствия деятельности благотворительным целям учредительных документов.
- работа НКО подтверждена Минюстом.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 8 п. 1;
- ставка — пп. 3 п. 2;
- прочие условия — п. 3, 8.
- закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
2019–2024 гг. — 20,0 %
2019–2024 гг. — 0,0 %
2019–2024 гг. — 0,0 %
Юрлица (ИП), работающие в рамках соглашений с органами особых экономических зон
Работа в рамках:
- соглашений об осуществлении технико-внедренческой деятельности; выплаты физлицам в технико-внедренческой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне;
- соглашений туристско-рекреационной деятельности; выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер.
- копия свидетельства о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны;
- соглашение с органами особых экономических зон.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 2 п. 1;
- ставка — пп. 1 п. 2;
- прочие условия — п. 3.
- закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ;
- постановление Правительства РФ от 28.09.2016 № 978.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов, — 1,8 %.
Компании, получившие статус участников проекта «Сколково»
- исследования;
- разработка;
- коммерциализация результатов.
Срок действия применения пониженных тарифов страховых взносов — 10 лет со дня получения организациями статуса участника проекта «Сколково», с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получен статус участника.
В случае если совокупный размер прибыли превысил 300 млн рублей, то действие ставок по пониженным тарифам прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем превышения указанного объема прибыли. Размер прибыли рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ нарастающим итогом с 1-го числа года, в котором объем выручки участника проекта превысит один миллиард рублей.
- свидетельство о присвоении статуса участника проекта «Сколково»;
- деятельность участников проекта «Сколково» подтверждена управляющей компанией проекта.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 10 п. 1;
- ставка — пп. 4 п. 2;
- прочие условия — п. 3, 9.
- закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Организации (ИП), получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя
Осуществляют деятельность в рамках закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ.
Срок действия применения льготы по страховым взносам — 10 лет со дня получения организациями (ИП) статуса участника свободной экономической зоны (СЭЗ) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получен статус участника.
- копия свидетельства о статусе участника СЭЗ в Крыму;
- деятельность, осуществляемая участниками реестра СЭЗ, подтверждена Минэкономразвития.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 11 п. 1;
- ставка — пп. 5 п. 2;
- прочие условия — п. 3, 10.
- закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ;
- Приказ Минэкономразвития от 18.11.2015 № 858.
Организации (ИП), получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития
Осуществляют деятельность в рамках закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ.
Срок действия — 10 лет со дня получения организациями (ИП) статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получен статус.
- копия свидетельства резидента территории опережающего социально-экономического развития;
- деятельность, осуществляемая участниками реестра, подтверждена Минвостокразвития либо Минэкономразвития.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 12 п. 1;
- ставка — пп. 5 п. 2;
- прочие условия — п. 3, п. 10.
- закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ;
- Приказ Минэкономразвития от 19.12.2016 № 815;
- Приказ Минвостокразвития от 06.02.2015 № 9;
- Письмо Минфина России от 13.04.2017 № 03-15-06/22140.
Организации (ИП), получившие статус резидента свободного порта «Владивосток»
Осуществляют деятельность в рамках закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ.
Срок действия применения пониженных тарифов страховых взносов — 10 лет со дня получения организациями (ИП) статуса резидента свободного порта «Владивосток» с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получен статус.
- копия свидетельства резидента свободного порта «Владивосток»;
- деятельность, осуществляемая участниками свободного порта «Владивосток», подтверждена Минвостокразвития.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 13 п. 1;
- ставка — пп. 5 п. 2;
- прочие условия — п. 3, 10.
- закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ;
- Приказ Минвостокразвития России от 31.08.2015 № 163.
Российские организации, включенные в Единый реестр резидентов ОЭЗ Калининградской области
Сведения подтверждаются соответствующим свидетельством резидента ОЭЗ.
Норма закреплена в пункте 11 статьи 427 НК РФ.
Российские компании, создающие и реализующие анимационные продукты
Деятельность субъекта напрямую связана с производством и реализацией произведенной анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и(или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции.
Обратите внимание, что предусмотрены исключительные положения для вновь созданных субъектов и не являющихся вновь созданными.
Нормативы закреплены в пункте 12 статьи 427 НК РФ.
2018–2023 гг. — 8,0 %
2018–2023 гг. — 4,0 %
2018–2023 гг. — 2,0 %.
В отношении иностранцев — 1,8 %.
- субъекты — пп. 16 п. 1 ст. 427 НК РФ;
- тарифы — пп. 7 п. 2 ст. 427 НК РФ.
- субъекты – пп. 17 п.1 ст. 427 НК РФ;
- тарифы – п. 2.1 ст. 427 НК РФ.
Изменения, внесенные с 9 марта 2022 г., распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.
Условия установлены п. 14 ст. 427 НК РФ (обязательно выполнение всех условий).
- субъекты — пп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ;
- тарифы — пп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ.
В соответствии с п. 2. ст. 2 ФЗ № 50-ФЗ от 09.03.2022 распространяются на отношения с 1 января 2022 г.
Льготный режим: с даты регистрации после 1 января 2022 г. в течение 20 лет, но не позднее 2046 г. организация на территории Курильских островов применяет пониженные тарифы страховых взносов.
Условия (одновременное соблюдение):
Вот примерный образец свидетельства участника ОЭЗ:
Порядок применения пониженных тарифов страховых взносов
Разберемся на примерах, как применять пониженные тарифы страховых взносов в 2022 году для разных категорий льготников.
Индивидуальный предприниматель Заборов И.П. находится на УСН. Имеет свидетельство о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны. База для начисления пониженных страховых взносов — 450 000 рублей.
Рассчитываем страховые взносы в 2022 г. для резидента ОЭЗ по льготному тарифу:
Наименование страхового взноса
Источник: ppt.ru
Изменения по страховым взносам в 2021 году
С 2021 года отменили зачётную систему ФСС, при которой работодатели сами выплачивали пособия и уменьшали на них начисленные страховые взносы.
На выплаты пособий напрямую из соцстраха перешли последние участники зачётной системы:
- Москва;
- Московская область;
- Санкт-Петербург;
- Краснодарский край;
- Свердловская область;
- Пермский край;
- Челябинская область;
- ХМАО.
Теперь по всей России соцстрах перечисляет почти все пособия сразу на счета застрахованных. Работодатели обязаны только вовремя передавать в ФСС информацию для назначения и выплаты пособий. Также у организаций и ИП остаётся обязанность выплачивать за счёт собственных средств:
- первые 3 дня больничного при заболевании или травме работника;
- пособие на погребение, причём после выплаты работодатель может обратиться в ФСС за возмещением расходов.
Больничный с четвёртого дня и остальные виды пособий платит соцстрах.
Чтобы получить прямую выплату пособия из ФСС:
- Работник передаёт своему работодателю документы для назначения и расчёта пособия: листок нетрудоспособности (или его номер, если больничный электронный), справки с других мест работы, реквизиты для перечисления денег и др. Обратите внимание, что заявление о выплате пособия (оплате отпуска) с 01.01.2021 работнику больше не нужно заполнять.
- Работодатель в течение пяти календарных дней передаёт документы с описью в соцстрах или отправляет электронный реестр сведений.
- ФСС проверяет, все ли документы предоставлены. Если комплект неполный или есть ошибки, в течение пяти рабочих дней работодатель получит извещение. Передать в соцстрах недостающие документы или внести исправления нужно тоже не позднее пятого рабочего дня.
- Получив всю нужную информацию, ФСС принимает решение о назначении и выплате пособия. Деньги отправляют на счёт застрахованного в течение 10 календарных дней, считая с даты получения соцстрахом всех документов.
Предельная база по страховым взносам на 2021 год
С 1 января 2021 г. действуют новые лимиты, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 1935 от 26.11.2020. Их устанавливают только для взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование. Для страховых взносов от несчастных случаев и на обязательное медстрахование предельных баз нет.
На социальное страхование
Предельная величина базы на соцстрахование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — 966 тыс. руб. Когда облагаемые доходы работника превысят эту сумму, взносы на этот вид страхования до конца года больше не начисляют.
В дальнейшем при расчёте больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребёнком до 1,5 лет учитывают только облагаемый взносами заработок, то есть не более 966 тыс. руб.
На пенсионное страхование
Предельная база по пенсионным взносам — 1 млн 465 тыс. руб.
Если плательщик применяет общий тариф 22 %, то с превышения рассчитывает взносы по ставке 10 %. Если пониженный, то при достижении лимита не начисляет взносы до конца года.
Исключение — организации и ИП из реестра МСП. Для них действует пониженный тариф с зарплаты свыше МРОТ, но при достижении предельной базы они продолжают начислять взносы по льготному тарифу 10 %.
Лимит по взносам на пенсионное страхование не относится к доптарифам за вредность, установленным ст. 428 НК РФ.
Убедитесь лично в функциональных возможностях сервиса
Зарегистрируйтесь прямо сейчас в интернет-бухгалтерии «Моё дело» и оцените все возможности системы в течение бесплатного пробного периода.
Источник: www.moedelo.org