Вот вам, к примеру, нужно вывести на рынок свой товар или взять в аренду землю под строительство торговых центров своей марки. Не идите к депутатам или в советующие комитеты сами. Подобные вопросы так не решаются.
Мой вам совет – идите в «Порто Мальтезе» (тот, что в Гостином дворе). Найдите там тех, кто знает тех, кто вам нужен. И ваш вопрос будет решен.
Ресторан «Порто Мальтезе». ул.Варварка, д. 3, Гостиный двор, Москва
Это место уже давно знакомо тем, кто называет себя «лоббистами». Именно они за ужинами помогут решить ваши «вопросы». Андрей Колядин (экс-сотрудник администрации президента) рассказывает: «Если взять одновременно днем все московские рестораны и записать все разговоры, то 80% из них — это одни «лоббисты» разводят других.
Вся эта публика говорит: я знаю Ивана Ивановича, Иван Иванович знает Петра Петровича, а Петр Петрович знаком с сыном Патрушева. А сын Патрушева все решает. Причем сын Патрушева даже не догадывается, что он все решает».
Как работает ЛОББИЗМ?
Главное в работе лоббиста – уметь выстраивать отношения. Часто ими становятся бывшие чиновники. Решением вопросов занимаются также дети и друзья важных лиц. Если повезет, то ваш лоббист попадет на нужный совет или заседание и замолвит за вас слово. Но председатели советов обязательно спросят, что это за человек такой, от кого он.
И важно, чтобы он был «в теме».
В администрации Президента, в Правительстве всегда находится определенное число людей, «торгующих связями». Есть люди с реальными знакомствами, а есть откровенные мошенники.
Распространённость неформального ведения дел в России приводит к тому, что на предложения липовых «помощников» «покупаются» влиятельные люди. Например, экс-губернатор Самарской области Константин Титов. Он потерял $ 6 млн, отдав их человеку, представившемуся работником администрации Кремля. Титову предлагалось вложить деньги в высокодоходный бизнес.
На «лоббистских ужинах» решаются вопросы любого плана – от избавлений от конкурентов законными способами, до предотвращения уголовных преследований.
Расценки в делах разные. Лицензия на карьер будет стоить вам до 20 руб. за кубических метр разведанных запасов (по данным репортажа Таисии Бекбулатовой о русском лоббизме). По оценке «Коммерсанта», кампания по принятию нужного общефедерального закона стоит — при наличии противников — от $1 млн и выше (сюда входят официальные и неофициальные траты).
Наивно считать, что Дума принимает и решает все важные вопросы. Главное решается теми, кто вхож в администрацию президента, Правительство, кто занимает руководящие посты в нужных ведомствах. Госдума — это лишь часть механизма по принятию решений. «Решения принимаются выше — в Белом доме и на Старой площади», — считает руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых.
Так, например, есть у нас женщина по имени Лариса Брычева. Без ее подписи не будет принят ни один законопроект в РФ.
Лоббизм в современной России, часть 1, Введение.
Лариса Брычева — помощник Президента Российской Федерации — начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации
Кто еще влиятельный «человек» в главаппарате, через которого реализуются многие проекты?
Это Белоусов, Хуснуллин и Голикова. Именно они, по словам политолога Павла Салина, отвечают за капиталоемкие «направления» в России. Глава холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко подтверждает, что все они входят в пятерку самых влиятельных вице-премьеров наряду с Дмитрием Григоренко и Юрием Трутневым. Однако, по его мнению, самым сильным лоббистом в правительстве является Григоренко, поскольку он «самый близкий человек к Мишустину» и «неформально решает много вопросов».
«По потенциалу влияния номер один — Белоусов (он очень близок к Путину), а по степени реализованности влияния — Григоренко, — резюмирует Минченко.
Григоренко Дмитрий — зампредседателя Правительства РФ. Белоусов Андрей – первый зампредседателя Правительства РФ
Лоббизм. Официальный и теневой. Кулуарность… Их влияние на назначения и законы… О приверженности к ним главного лица государства высказалась недавно Нина Останина, комментируя назначение уполномоченным по защите ребенка сенатора Марии Львовой-Беловой:
«Думается мне, что должность Уполномоченного по правам ребенка — должность публичная, которая нуждается не в таком кулуарном назначении, как это любит делать наш президент ».
Источник: dzen.ru
Ничего противозаконного в этом нет: как бизнес использует лоббистов, примеры из США
В России, Беларуси, Украине слово «лоббизм» считается чуть ли не ругательным. Тогда как в других странах это вид услуг, без которых бизнесу иногда трудно обойтись. Как их можно использовать с выгодой для бизнеса, на примере США, где лоббирование деловых интересов весьма распространено, рассказывает Владимир Кукурузин, управляющий юрист международной юридической фирмы COBALT.
— Стратегия выхода на внешние рынки связана, разумеется, не только с экономическими рисками, но также с рисками регуляторного характера. Необходимо прорабатывать механизмы взаимодействия с государственными органами власти, PR-кампании, формируя положительный имидж на рынке и в глазах конечных потребителей.
В зарубежной практике деятельность по взаимодействию с государственными органами власти регулируется в рамках законодательства о лоббировании. Наибольшее распространение она получила в США, где лоббирование является одной из наиболее важных составляющих политической системы.
Расскажем несколько подробностей, которые могут быть интересны предпринимателям.
Исходя из своего опыта, мы можем с уверенностью утверждать, что для большинства компаний термин «лоббирование» ассоциируется как минимум с чем-то подозрительным или незаконным. Вместе с тем, применительно к США лоббирование является не только законным, но и действенным способом достижения целей, поставленных компанией.
Лоббирование — эффективный механизм, он направлен на повышение прибыльности компании, обеспечение устойчивого развития бизнеса. Делается это, как известно, за счет выстраивания долгосрочной, комфортной, предсказуемой системы взаимоотношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами федерального и регионального уровней.
Регулирование
На законодательном уровне лоббизм в США регулируется несколькими законами:
- Первая поправка к Конституции США (в части свободы слова, информации и в части права на петиции)
- Федеральный закон 1995 года о прозрачности лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act)
- Поправки к федеральному закону о прозрачности лоббистской деятельности 1998 года (Lobbying Disclosure Technical Amendments Act)
- Федеральный закон 2006 года о прозрачности и отчетности при осуществлении лоббистской деятельности (Lobbying Transparency and Accountability Act)
- Закон об обязательной регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act — FARA)
Американская модель регулирования лоббизма построена на идее посредничества между властью и бизнесом. Осуществляется она профессиональными лоббистами. Их шаги в значительной степени контролируются государством. При этом законодательство США о лоббизме направлено на то, чтобы:
1. Сделать влияние разных групп интересов на власть максимально прозрачным для общества.
2. Ликвидировать возможности для легального коррумпирования представителей власти.
3. Не допускать прямых деловых контактов между властью и группами интересов — поэтому возникает рынок услуг профессиональных посредников-лоббистов, которые жестко контролируются государством.
4. Вынудить лоббистов и их заказчиков отказаться от банального подкупа и взяток в пользу изощренных методов воздействия, связывающих частные интересы с общественным благом.
В связи с этим к лоббистам предъявляются три главных требования:
- Регистрация в качестве лоббиста в установленном законом порядке
- Полная открытость деятельности лоббиста
- Подробная регулярная отчетность о деятельности лоббиста
Кто такие иностранные агенты
Отдельное внимание уделяется так называемым иностранным агентам. Лоббист приобретет статус иностранного агента в случае, если он представляет интересы иностранного клиента или заказчика, например, иностранной компании.
Вместе с тем, представительство такой компании в США, которое ведет в этой стране легальный бизнес, уже не рассматривается как иностранный клиент. Вопрос, является ли американский лоббист этой организации иностранным агентом, решается в зависимости от того, на кого он в действительности работает: на материнскую компанию, действующую за пределами США, или на местную компанию, пусть и на 100% принадлежащую иностранцам.
В Соединенных Штатах нет каких-либо специфических ограничений на лоббистскую деятельность зарегистрированных иностранных агентов в том случае, если она не противоречит законодательству. Исключением из этого правила является лишь то, что к работе иностранного агента предъявляются гораздо более серьезные и многочисленные требования по обязательной отчетности, чем к обычному американскому лоббисту. И поскольку эти требования более жесткие, то и объем информации, подлежащей регистрации (разглашению), значительно выше по сравнению с обычными лоббистами. А любое раскрытие информации при лоббировании интересов привлечет дополнительное внимание к компании как со стороны общественности, так и со стороны конкурентов.
Также иностранные агенты до начала встреч в интересах своего клиента должны публично информировать о том, что действуют в интересах иностранной компании. Все это вызывает повышенное внимание к клиенту, интересы которого лоббируются в США.
На стоимость услуг регистрация в качестве иностранного агента сказывается незначительно (стоимость самой процедуры регистрации не превышает $ 500).
Как происходит лоббирование интересов
С практической точки зрения, лоббирование интересов является разновидностью оказания услуг. Соответственно, в случае, если белорусская компания намеревается нанять лоббиста для продвижения своих интересов в США, она сможет это сделать на основании договора на оказание услуг по лоббированию. Стоимость данных услуг в значительной степени варьируется в зависимости от целей, которые ставит перед собой компания.
От $ 5000 до $ 15 000 в месяц, если услуги по лоббированию будут сводиться к:
- Простому мониторингу ситуации и информированию клиента о тех или иных значимых для него событиях об активности конкурентов по лоббированию своих интересов
- Законодательной деятельности конгрессменов и сенаторов по вынесению на рассмотрение проектов законов.
Услуги могут стоить и несколько сотен тысяч долларов в случае, если необходимо проводить масштабную кампанию, разрабатывать сложную стратегию, взаимодействовать с различными органами власти на разных уровнях.
Такая комплексная работа включает разработку детальной стратегии взаимодействия на разных уровнях государственной власти США (Сенат, Конгресс, Государственный департамент), активные встречи с конгрессменами, взаимодействие с целевыми общественными организациями (для информирования о компании, производимом продукте и пользе его для конечных потребителей), активная кампания в СМИ.
По данным сайта OpenSecrets.org, зарегистрированные траты на лоббизм в США только в 2016 составили $ 3,15 млрд. Например, компания Boeing с 1998 по 2016 годы потратила на услуги лоббистов более $ 242 млн.
Лоббизм преследует несколько целей:
- Социально-экономические (решение вопросов собственности и прав распоряжения ею)
- Предоставление прав на ведение конкретной деятельности (экспорт сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.)
- Государственные заказы
- Получение квот, лицензий
- Доступ к дотациям, кредитам
- Получение экономических/налоговых льгот
- Финансирование социальных программ.
Каким может быть лоббизм?
Проактивным: можно привести пример СOSCO Shipping Holdings. Согласно данным, опубликованным Министерством юстиции США, в июле этого года она наняла лоббистов для оказания консультационных услуг в связи с предполагаемой сделкой по покупке за $ 6,3 млрд компании Orient Overseas (International) Limited.
Понимая сложности, связанные с одобрением сделки антимонопольными органами США, компания наняла лоббистов для разработки плана мероприятий и осуществления PR-кампании.
«Реактивным»: можно привести пример компании VTB Bank, которая наняла компанию Sidley Austin LLP в качестве лоббиста для разработки стратегии и лоббирования интересов в Конгрессе и правительстве США. Это было сделано после того, как США наложили санкции в отношении аффилированных с Россией банков.
Практика успешного лоббирования интересов в США есть и в Беларуси. В качестве примера можно привести действия Белорусской калийной компании и ОАО «Беларуськалий», направленные на предотвращение принятия законопроекта сенатора от республиканцев Стива Пирса о расширении американских санкций на ОАО «Беларуськалий» и Белорусскую калийную компанию.
Эксперты говорят, что в действиях самого Стива Пирса напрямую усматривается лоббирование интересов конкурента белорусского производителя калийных удобрений — компании Intrepid Potash. В результате оперативных контактов с государственными органами, активных PR-действий, направленных на информирование целевой аудитории и властей США о Беларуси, качестве белорусских удобрений и пользе конкуренции для калийного рынка США, белорусские компании смогли добиться того, что законопроект так и остался проектом «на бумаге».
Стратегия лоббирования интересов отличается в каждой конкретной ситуации. Задача лоббистов состоит в том, чтобы разработать эффективную стратегию действий, направленную на достижение конкретных результатов и целей, которые преследуют их клиенты в США.
- 10 цитат блокчейн-гения Виталика Бутерина, которые объясняют хайп вокруг криптовалют
- Как подготовиться к продаже бизнеса и переговорам о цене: правила Mhttps://probusiness.io/government_regulation/3795-nichego-protivozakonnogo-v-etom-net-kak-biznes-ispolzuet-lobbistov-primery-iz-ssha.html» target=»_blank»]probusiness.io[/mask_link]
Лоббизм (на примере ОАО «Газпром»)
Целью курсовой работы является, рассмотрение особенностей лоббизма в России.
В связи с целью работы ставились и решались следующие задачи:
изучить понятия и виды лоббизма;
выделить основные методы лоббизма;
обратить внимание на инструменты лоббистской деятельности;— на примере деятельности ОАО «Газпром» показать специфику
российского лоббизма.1 Теоретические основы лоббизма как политического института
1.3Инструменты лоббистской деятельности…………………………………..9
2 Особенности лоббизма в России (ОАО «Газпром»)
2.1 Отличительные признаки лоббизма в современной России……………..15
Список используемой литературы……………………………………………..31
Работа содержит 1 файл
Наиболее действенные рычаги при этом — деньги, пресса, голоса из6ирателей переплавляемые во влияние.
Лоббизм представляет собой одну из наиболее распространенных форм представительства интересов. При этом в общественном сознании и политическом дискусе доминирует исключительно негативное отношение к лоббизму, который зачастую воспринимается как синоним коррупции, В лекции раскрывайся понятие лоббизма как разновидности функционального представительства интересов, анализируются как негативные, так и позитивные стороны данного явления. Кроме того, значительное внимание уделяется истории и месту лоббизма в современной политической системе разлитых зарубежных стран, обобщается зарубежный опыт регулирования лоббистской деятельности. На основе проведенного анализа лучшей практики лоббизма и обзора современного состояния лоббизма в России делаются выводы относительно необходимости и возможных форм регулирования лоббизма.
1.3. Инструменты лоббистской деятельности
Методы лоббистской деятельности в политической сфере общества разнообразны. К наиболее распространенным относятся: взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических компаний; организация пропагандистских мероприятий; объединенное лоббирование; несколькими организациями; воздействие на законодателя через влиятельного избирателя, личного друга; денежное вознаграждение; организация досуга и т.д. Таким образом, одной из негативных сторон лоббизма является: склонность его участников к удовлетворению своекорыстных интересов, создание питательной среды для возможных злоупотреблений и коррупции. Поэтому с расширением практики лоббизма растет и арсенал средств его ограничений. К ним относятся, жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований к профессиональной этике государственных служащих, совершенствование механизма лоббирования.
Выделяют три основных формы лоббизма: прямой, косвенный и внутренний. Прямой лоббизм — целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм -организация кампаний с целые оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата. Внутренний лоббизм — деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения. 5
Существуют классические технологии лоббизма. К таким технологиям относятся:
- Внедрение агентов влияния в структуры компаний-конкурентов и
аппарат профильных ведомств. Агенты влияют и могут быть полезны и для
навязывания повестки и регламента рассмотрения лоббируемых вопросов.
Добиться этого можно вхождением в наблюдательные общественные органы
при власти, либо имея в соответствующих органах своих представителей. - Навязывание конкурентам заведомо неэффективных (но внешне
перспективных) объектов лоббистского воздействия. Тем самым вы
заставляете их тратить свои ресурсы и приобретать имидж неэффективных лоббистов. - Перетягивание субъектов политического процесса на свою сторону
не только переговорами, но и силой событий. Соответственно, можно
инспирировать эти события. Необходимо искусственно создавать
локальные кризисы, которые подтолкнут ЛПР (лицо, принимающее решение) выбрать именно Ваш вариант решения проблемы.
4.Кризисные тенденции в отрасли необходимо канализировать на
своих конкурентов. К примеру, если поступает информация, чтоправительство вынуждено увеличить налоговое время на часть (не важно вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов,
5. Необходимо активно сотрудничать с региональными и
общефедеральными ассоциациями, специализирующимися на защите различных интересов в органах государственной власти. В деле
приобретения союзников необходимо продвигать принцип пирамиды; чем шире основание, тем выше верхушка.- Необходимо как минимум знать политических противников тех чиновников, которые работают на ваших конкурентов. Вопрос активной работы с такими контрагентами решается в зависимости от конкретной оперативной потребности, Однако соответствующая база данных должна всегда иметься в портфеле лоббиста.
- Также в портфель лоббиста должен входить известный объём информации о личных слабостях копку рента в и контрагентов. В единичных случаях подобные знания можно употребить весьма эффективно. Ко всему прочему, информированность позволит экономить ресурсы лоббиста, который, подбирая подход к той или иной фигуре, вынужден нести известные материальные и временные затраты.
8.Играй против игрока, а не только против расклада. Составление картотеки контактов всех известных лоббисту контрагентов, а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены и все «грязные дела» конкурентов будут предъявлены тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить лоббистскую деятельность. Таким образом, поле для манёвра лоббистов-конкурентов значительно сужается.
9. Участие в исках и судебных тяжбах. Апеллирование лоббиста в арбитражном суде: является скорее весьма эффективным способом торможения процесса принятия какого-либо решения, переговоров, либо неугодного проекта.
10. Игра на противостоянии депутатов и внепарламентских активистов их партии. Депутаты видят в активистах конкурентов. Лоббист должен поддерживать эти страхи и сотрудничать с обеими сторонами. Протестные кампании уместно устраивать в тех случаях, когда достоверно известно, что ЛПР или его начальство не смогут не учесть данный фактор. Весьма важно работать с командой лоббистов конкурента.
11. Умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не
имеют отношения к лоббируемой вами сфере.12. Необходимо создавать и усиливать противников компании-конкурента в стане чиновников нейтральной стороны. Необходимо создать непреодолимые противоречия между конкурентом и «нейтральными» чиновниками. Это предупредит союз компании-конкурента с нейтральной частью бюрократия, изолирует его, вынудит распылить линию лоббистской обороны, тратить больше сил и средств. При необходимости, одновременно можно работать с той частью кадров в лагере компании-конкурента, которая стремится сохранить союз с «нейтральными» чиновниками. Важно, чтобы эти кадры пользовались широкой поддержкой у себя в лагере.
Наиболее эффективными инструментами лоббистской деятельности являются:
- Рекрутирование своих сотрудников во власть.
- Подкуп должностных лиц.
- Неформальные контакты (в том числе — игра на личных слабостях).
- Участие в работе политических и общественных организаций (в том
числе — профессиональных объединений). - Покровительство чиновников.
- Судебные процедуры (иски, тяжбы, апелляции, аресты)
- СМИ (в том числе печатная пресса, телевидение, интернет). 6
Одним из легальных методов лоббистской деятельности является создание в крупных корпорациях специальных отделов по связям с органами государственной власти — так называемые, GR-отделы (от англ. Government relations), которые специализируются на взаимодействии с представителями государства. Другим методом продвижения интересов может быть создания межорганизационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.
Лоббистская деятельность представляет целый ряд потенциальных
угроз, основная часть которых связана с искажением представительства
общественных интересов (представительство интересов меньшинства в
ущерб большинству), дезинформацией представителей органов
государственной власти, а также закрытостью лоббистской деятельности и
вытекающей из этого коррупции и сращивания государственных и
коммерческих структур (корпоративизм). Однако лоббизм, будучи формой
функционального представительства интересов предоставляет государству и
обществу в целом ряд серьезных преимуществ, связанных с болей
оперативный, нежели при политическом представительстве интересов,
информировании должностных лиц, принимающим решения в системе
управления. В связи с этим во многих странах мира лоббизм является
легальным видом деятельности и существует его специфическое
регулирование. В частности, можно говорить о двух основных моделях
регулирования лоббизма — американской (лоббизм представляет собой
специальную систему представительства интересов граждан, которая
регулируется специализированным законодательством), германской
является легальным видом деятельности, однако специального закона
о лоббизме не существует) и французской (лоббизм является незаконным, однако существует Социально-экономический совет,состоящий из представителей профессиональные групп страны, который выполняет роль своеобразного «лоббистского парламента»).
Источник: www.stud24.ru
- Внедрение агентов влияния в структуры компаний-конкурентов и