Лучший бизнес для провинции

С какого возраста занимаюсь предпринимательством, сказать сложно. Помню, ещё маленьким продавал друзьям жвачку. Уже тогда я понимал, что бизнес – это моё, то самое, что наполняет жизнь развитием, достижениями, победами. Ну и, как следствие, деньгами.

А денег, конечно, всегда не хватало. После школы я поступил в Пермский государственный технический институт по специальности строителя автодорог, но это было всего лишь образование, а не призвание. С друзьями студентами мы уже тогда пробовали самые разные виды деятельности. Опыта настолько не хватало, что некоторые начинания прогорали, едва стартовав. Самое крупное наше предприятие – компания по созданию сайтов, которую мы организовали на троих.

Компания лопнула даже не потому, что у неё было три головы. Мы просто не умели искать и уж тем более сохранять клиента. После этого я намеренно пошёл работать менеджером по продажам – получать те умения, которых мне так не хватало.

Следующей нашей идеей в бизнесе стала продажа грузоподъёмного оборудования. Для этого нужно было оформить новое юрлицо, работающее с НДС. Возник вопрос, что же делать с уже существующей компанией с её «упрощёнкой». Почти случайно на свет появилось то, что сегодня стало группой компаний «Авира».

КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ ИГРОКОМ В ПРОВИНЦИИ? РАЗВИТИЕ БЕЗ ФАРМА И ДОНАТА в MTA Province

Случайно выбрали направление бизнеса

Наверное, мы единственные, кто начал бизнес «с конца» и без всякой концепции.

У нас было юрлицо и желание использовать его. Отбросив те виды деятельности, которые требовали полной отчётности, мы, опять же, почти случайно остановились на детских игровых площадках.

С крохотным для 2010 года стартовым капиталом в 39000 рублей мы с Алексеем Зыковым и Павлом Махнутиным начали работать в этом направлении. И на этот раз опыта хватило. С каждым новым заказом мы понимали, как можем сделать компанию лучше. Это как самообучающаяся система, которая анализирует ситуацию и предугадывает действия.

Монтаж детского лабиринта. Фото: «Авира»

От уличных площадок мы почти сразу перешли к игровым лабиринтам для закрытых помещений, затем – к мягким модулям, батутам и игровым комнатам в целом. В этой сфере нам не пришлось конкурировать с мастодонтами, которые специализируются на госзаказах. Сегодня и уличные горки могут принести прибыль, но в целом их доля в прибыли группы составляет не больше 3%.

Когда бизнес попёр в гору, я признал себе, что совершил главную ошибку

Всего за несколько лет я добился огромного успеха, создав в провинциальной Перми компанию федерального уровня. Как ни банально бы звучало, но успех действительно ослепил меня.

«Я босс! – говорил я себе – Я знаю всё и всё смогу решить сам!». С таким подходом начались провисания, падения объёмов производства, прибыли. В это же время из-за звёздной болезни я потерял нескольких руководителей, замену которым найти оказалось очень сложно.

В бизнесе всё должна решать команда. Сегодня, даже если я хочу уволить кого-то, я уже не могу себе позволить этого без разрешения моего HR-директора.

ТОП 10 Бизнес Идеи для маленького города. Малый бизнес в небольших городах и селах. Бизнес Идеи

Когда пришло время менять самоопределение в бизнесе, я решил больше не работать с наёмными топ-менеджерами – вместо них я стал искать партнёров.

Читайте также:  Характеристика международного бизнеса компании

Развитие компании невозможно без создания новых площадок. Именно для них у нас теперь и готовились руководители. Теперь я знаю, например, что на новом производстве правит не обычный наёмник, а мой потенциальный партнёр, кровно заинтересованный в развитии своего дела. И падение финансовых показателей компании прекратилось.

Как создавался холдинг

В момент спада началось создание холдинговой структуры. Как оказалось, чем меньше зависимость от поставщиков, тем крупнее может стать бизнес. Мы стали отказываться от закупок готовых изделий и заниматься их производством сами.

У Владимира Преснякова и Натальи Подольской установлен лабиринт «Авира»

Так мы приобрели пермский «Промальянс», площадку «Ударник» в Иваново, открыли производство стеклопластиковых изделий. Теперь у нас работает больше 300 сотрудников.

Конечно, такого, чтобы в одночасье купить новый завод, не происходило. Развитие группы компаний походит на естественную эволюцию, где приживается только то, что жизнеспособно.

К примеру, мы отказались от собственного производства поролона – здесь приобретать его у поставщиков выгоднее. С другой стороны, сегодня мы готовим к запуску типографию для печати изображений на изделиях и предприятие по производству роботов-аниматронов.

Такая стратегия себя оправдала. Сегодня, по нашим подсчетам, доля компании на российском рынке составляет порядка 40%.

Что русскому хорошо.

Рост любой компании рано или поздно поднимает вопрос об экспорте продукции. Как и большинство других компаний, мы начинали со стран СНГ. Казахстан, Беларусь, Украина, Узбекистан приняли российское игровое оборудование на ура.

E-Com Heroes: бесплатное закрытое сообщество русскоязычных предпринимателей, которые хотят запустить или развивать зарубежный e-com-бизнес. Подать заявку

Шесть причин вести бизнес в провинции…

Шесть причин вести бизнес в провинции…

Ильнар Сираев, бизнес-омбудсмен в Нижнекамском муниципальном районе, в авторской колонке для «Реального времени» обсуждает аспекты предпринимательской деятельности в нестоличных городах. В чем преимущества ведения дел не в столице, в какие ниши здесь выгодно заходить и в чем могут заключаться неприятные моменты, по сравнению с большим городом?

Шесть главных преимуществ ведения бизнеса в нестоличных городах

Предпринимательская деятельность в малых городах имеет специфические особенности. Среди своих клиентов и учеников я часто вижу желание развиваться сразу же в столице, но всегда советую им начинать работать с небольших населенных пунктов. Особенно если сами они живут здесь. Тому есть несколько причин.

Во-первых, в малых городах ниже конкуренция, практически по всем нишам. Это, конечно, не очень хорошо с точки зрения развития бизнес-среды в целом, и я как бизнес-омбудсмен не могу этого не понимать. Ведь конкуренция несет развитие и улучшение качества продукта. Но если брать отдельно взятого начинающего бизнесмена, то низкое конкурентное давление позволяет ему развиваться быстрее и с меньшими потерями.

Во-вторых, в малых городах фонд оплаты труда меньше, чем в больших, а это автоматически ведет за собой рост маржинальности вашего бизнеса. Особенно это выгодно, если вы продаете товары или услуги на всю страну, не привязываясь конкретно к своему населенному пункту.

Работать на межрегиональном уровне — не так сложно, если ваш город находится близко к федеральной трассы, на пересечении логистических коммуникаций. Приведу пример с производством спецодежды: если вы собираетесь шить халаты для врачей и продавать их в столичные клиники, то лучше открывать пошивочный цех в небольшом городе. Там зарплатные ожидания сотрудников будут меньше. Аналогичная история — в других нишах.

Читайте также:  Saas бизнес модель что это

В-третьих, в малом городе можно получить налоговые льготы и преференции, а еще повышенное внимание администрации. Администрация малых городов, как правило, способствует развитию малого бизнеса, поскольку заинтересована в развитии предпринимательской активности на вверенной ей территории. И я знаю множество таких примеров.

В-четвертых, в небольшом населенном пункте легче и дешевле, чем в столице региона, снимать производственное здание или участок.

В-пятых, здесь есть значительные возможности развиваться в личностном росте и делать эффективные шаги в практическом обучении предпринимательству. К примеру, юридические аспекты предпринимательства одинаковы по всей России, но в небольшом городе познать их на практике и научиться с ними работать — гораздо проще, чем в миллионнике.

В-шестых, в малом городе гораздо проще организовать маркетинговую стратегию. Чтобы оповестить о своем бизнесе жителей столицы, нужно потратить много денег и ресурсов. В том же Нижнекамске или, к примеру, в Агрызе быстрее и дешевле организовать сарафанное радио через нескольких лидеров мнений.

Ниша услуг всегда будет в тренде

Что касается ниши, в которой хорошо работать в малых городах и поселках, — я уверен, что безошибочным выбором будет сфера услуг. Эта ниша всегда будет в тренде. Чем хороши (с точки зрения предпринимателя) маленькие города, так это тем, что здесь сервис, как правило, отстает от столицы страны лет на 10, а от столицы региона — минимум на 5 лет.

Здесь можно постоянно усовершенствоваться, и даже небольшие изменения сразу дадут вам разительное отличие от конкурентов. А в крупном городе нужно придумать что-то совершенно экстраординарное, чтобы хотя бы немного выделиться из десятков и сотен бизнесов в своей нише. При этом улучшение качества сервиса не всегда предполагает большие денежные вложения. Например, ввести правило для обслуживающего персонала встречать клиентов улыбкой — это ничего не стоит, а эффект дает разительный.

Взять наш Нижнекамск: здесь ниша услуг отстает от Москвы лет на 10, а от Казани минимум лет на 5. Это можно и нужно использовать, здесь кроется большой потенциал! Я говорю об услугах во всех сферах — от шиномонтажа до организации свадеб, от стрижки до медицины. К примеру, в Нижнекамске есть только одна клиника, которая предоставляет услугу забора анализов на дому. А для Москвы отсутствие такой услуги уже кажется нонсенсом для большинства частных клиник.

Я бы предложил обратить особенное внимание на сферу экотуризма: сельские предприниматели могут найти в ней золотую жилу. В этой нише пока еще не очень много денег, но я уверен, это тренд ближайших лет. С учетом того, как укрепился внутренний туризм за последние годы и какое внимание уделяет ему государство, он должен «выстрелить» совсем скоро.

А в чем подвох?

Но не все так просто и радужно в этом вопросе. Есть в предпринимательстве в малых городах и подводные камни, и об этих отличиях от столицы я не могу не упомянуть.

Во-первых, про ваши огрехи очень быстро узнает весь пул потенциальных клиентов. Две-три ошибки — и можно закрываться. Тут у тебя меньше права на ошибку, чем если бы ты работал в крупном городе. В столице ротация клиентов не в пример больше, и через несколько недель ты сможешь отработать негатив. В маленьком городе тебя не простят.

Читайте также:  Что можно назвать бизнесом

Во-вторых, в малом городе трафик клиентов небольшой. А значит, открывать бизнес, рассчитанный на большую проходимость, здесь нерентабельно и невыгодно. За полгода через вас пройдет весь город. Например, колесо обозрения в нетуристическом населенном пункте — сомнительная идея. Открывать аквапарк в небольшом городе — это убийство собственного бизнеса, потому что у вас не хватит посетителей, чтобы окупить свои затраты в дальнейшем.

В-третьих, минусы могут крыться в логистике. Не все малые города удобно расположены с этой точки зрения — какие-то стоят в отдалении от федеральных трасс. И в этом случае доставка товара или сырья будет обходиться довольно дорого. К примеру, если для того, чтобы привезти вам товар, надо будет съехать с трассы лишние сорок километров, то такая доставка обойдется для вашего бизнеса куда дороже, чем если бы город стоял прямо на федеральной магистрали. Все эти моменты тоже надо просчитывать.

В-четвертых, маленький город не даст тебе разгуляться в плане ассортимента, как правило, здесь запросы граждан достаточно умеренные.

В-пятых, здесь будет серьезно ограничено и ценообразование. Конечно, город городу рознь: например, жители Нижнекамска в среднем имеют более высокий уровень жизни, чем даже казанцы. Но если взять, к примеру, тот же Агрыз — за полторы тысячи там никто стричься не будет. А для казанского барбершопа это, в общем-то, не самая высокая цена.

В последнее время вложения в малый бизнес — возьмем, например, кафе быстрого питания — это примерно одни и те же деньги. Столы, стулья, оборудование для приготовления той же шаурмы — все это стоит одинаково во всех городах. А вот проходимость будет меньше в малом городе, чем в Казани. И цену придется адаптировать под доходы местных жителей, а не ориентироваться на столичных коллег.

Поэтому прибыль может быть в столице раз в 10 больше, пусть даже вы вложите в бизнес примерно те же деньги, что и ваш столичный коллега. Так что трафик — это ключевое ограничение развития бизнеса в малых городах.

Как же выходить на большие объемы? Я вижу два «рецепта». Первый — открывать сети. К примеру, я это вижу на своих пекарнях. Чтобы выйти на объемы прибыли, которые меня устраивают, мне потребовалось открыть сеть из десяти пекарен.

А в Москве, чтобы заработать те же деньги, хватило бы двух.

Второй путь — диверсифицировать свой бизнес в малом городе, стать так называемым «серийным» предпринимателем. У каждого бизнеса есть свой предел насыщения, норма трафика. К примеру, когда у меня развилась сеть пекарен, я пошел в других направлениях: открыл фитнес-клуб и несколько магазинов.

Резюмирую все вышесказанное: не нужно обязательно стремиться открывать дело в столице. Если у вас немного опыта, есть смысл начать с малых городов. А потом, наработав нужные навыки и хороший капитал, вы сможете вести бизнес хоть в Казани, хоть в Москве, хоть в Дубае!

Источник: realnoevremya.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин