Структура экономики государства формируется из предприятий, различных по своим размерам, форме собственности, характеру деятельности и т. п. Однако имеется показатель, определяющий отнесение национальной экономики к рыночной — это степень развитости малых форм предприятий, так называемых субъектов малого бизнеса, поскольку доля частной собственности в них является самой высокой, а в странах с развитой рыночной экономикой — практически стопроцентной. Сложившаяся экономическая ситуация в стране позволяет утверждать, что успех проводимых экономических реформ во многом зависит от наиболее массовой, динамичной и гибкой формы деловой жизни — малого предпринимательства.
Отсутствие единого программно-целевого подхода к осуществлению комплексной поддержки малого бизнеса существенно снижает эффективность принимаемых мер стимулирования его развития в России. Особенно острой эта проблема проявляется в Мордовии.
Результаты анализа работы малых предприятий (МП) в республике свидетельствуют о том, что уровень их развития значительно отстает от среднероссийских показателей по объему деятельности и уровню эффективности.
Развитие юниорных компаний как фактор роста региональной геологоразведки
С помощью метода экстраполяции, используя экспоненциальную функцию, спрогнозируем количество малых предприятий Республики Мордовия до 2008 г. (рисунок).
Рисунок доступен в PDF версии журнала.
По прогнозу количество малых предприятий в 2008 г. должно было составить 3,5 тыс. (в 2009 г. — 3,87 тыс.). Эта цифра немного ниже фактической за 2007 г. Однако, учитывая данные за 8 лет и наблюдая значительные скачки в показателях, можно сделать вывод, что прогноз достоверен и в ближайшие годы не планируется резкого спада или подъема.
Применение этого прогноза возможно лишь в комплексе с другими прогнозными мероприятиями, такими как экспертный метод и корреляционно-регрессионный анализ. Кроме того необходимо учитывать как на развитие малого предпринимательства в регионе влияет внутренняя политика государства и республики.
По показателям количества МП, численности занятых на МП, объема производства, работ и услуг, инвестиций проведем корреляционно-регрессионный анализ, чтобы выявить наличие и тесноту связи между ними. Наиболее тесная зависимость существует между количеством малых предприятий и численностью занятых на них. Однако эта зависимость не в пределах 0,9. Этот факт можно объяснить тем, что колебания количества малых предприятий происходят за счет небольших организаций, на которых трудятся 1—10 чел. поэтому их ликвидация и образование новых незначительно сказываются на общей численности занятых.
Несмотря на позитивные показатели деятельности, достигнутые малым бизнесом республики в последние годы, они еще остаются на низком уровне в сравнении с общероссийскими показателями. Так, среди 14 регионов, входящих в ПФО, Республика Мордовия занимает 11-е место по доле занятых в малом предпринимательстве, 14-е — по обороту собственного производства на 1 малое предприятие, по количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей, по среднесписочной численности работающих на МП, а также по производительности труда. Такое положение обусловлено рядом факторов, сдерживающих активность хозяйствующих субъектов и формирующих неблагоприятный предпринимательский климат в регионе, к числу которых относятся неразвитость и нестабильность законодательства, снижение платежеспособности населения, недостаток собственных финансовых средств, чрезмерные совокупные налоговые выплаты, трудности в оспаривании решений налоговых арбитражных органов, сложность получения кредитов, нехватка производственных и служебных помещений, административные барьеры, создаваемые федеральными, региональными и местными органами власти.
Новые факторы развития малого и среднего бизнеса
В результате деятельности малых предприятий можно ожидать положительных сдвигов в социально-экономической ситуации в ближайшие годы. Они помогут снизить социальную напряженность, смягчить негативные социальные последствия структурных изменений. Однако успешное развитие этого сектора экономики возможно только при проведении последовательной государственной политики, направленной на его поддержку.
Источник: regionsar.ru
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РЕГИОНЕ
Данные для цитирования: . МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РЕГИОНЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.
По мере развития общественных отношений, усложнения их структуры возникают и обостряются различные экономические и социальные проблемы. В настоящее время в стране сохраняются такие из них как безработица, снижение уровня и качества жизни населения, что влияет на рост уровня бедности в стране. Поэтому большое внимание уделяется решению и в частности сокращению уровня безработицы, наиболее обострившейся в условиях кризиса и сохраняющейся в настоящее время.
Сложная экономическая ситуация развивающаяся в стране, затронула все сферы деятельности экономики, способствуя сокращению количества рабочих мест тем самым повлияв и на уровень доходов значительной части граждан. Так с начала 2015 г. общая численность уволенных работников возрослана 6%. Возрослачисленность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Данный социальный риск (безработица) является основанием социальной защиты безработных, природа которого обуславливает специфику способов его компенсации. Она предусматривает создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социально-экономическом существовании нуждающимся лицам.
Система социальной защиты, направленная на оказание поддержки безработной категории граждан, в настоящее время, является сферой деятельности государства, которое реализует ее с помощью социальных программ. Одним из направлений решения социальных проблем осуществляемых государством, является поддержка предпринимательской инициативы, способствующая созданию и развитию малого предприятия[1].
Именно малый бизнес является наиболее доступным в качестве сферы деятельности широкого круга людей, который обусловлен тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов [4]. Реализуемые программы содействия самозанятости граждан предусматривают как материальные виды помощи, так и нематериальные. К нематериальной помощи относится (рис. 1).
Рисунок 1. Виды нематериальной помощи
Размер субсидии, предоставляемых желающим открыть собственное дело, равен годовому размеру причитающегося конкретному лицу пособия по безработице. Однако финансовая помощь в рамках программы содействия самозанятости населения не ограничивается субсидиями [5]. Возможно также получение грантов, максимальный размер, которых равен 100 тыс. руб.
Поэтому малый бизнес является одним из факторов влияющего на сокращение уровня безработицы и как следствие позволит сформировать средний класс — социальный фундамент, обеспечивающий стабильное развитие общества. Так, в рамках программы по содействию самозанятостив Алтайском крае стали предпринимателями 128 тыс. чел.
При этом они создали дополнительно 18,2 тыс. рабочих мест, на которые были приняты официально зарегистрированные безработные. А также за первое полугодие 2015 г. еще 11,3 тыс. дополнительных рабочих мест создали граждане, открывшие дело в 2014-2015 гг. Кроме того, социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран [3].
Роль инвестиций в развитии малых предприятий:
— во-первых, колебания в инвестициях оказывают влияние на динамику совокупного спроса, а, следовательно, и на объем производства и занятость населения;
— во-вторых, инвестиции ведут к накоплению капитала, определяют процесс расширенного воспроизводства, причем важно, чтобы денежные средства были инвестированы в новейшие факторы производства и технологии, тогда они могут если не сегодня оказать влияние на рост производства, то хотя бы создать базу для экономического роста в будущем, если же инвестиции направить в устаревшее оборудование, то они могут оказать обратное влияние [6];
— в-третьих, нерациональное использование инвестиций ведет к замораживанию производственных ресурсов, а, следовательно, и к сокращению объемов производства.
Малые предприятия вкладывают средства в инвестиции, когда ожидают, что такое действие принесет им прибыль. Это простое утверждение содержит три элемента, являющихся центральными для понимания инвестиций:
Инвестиции будут приносить малому предприятию дополнительную выручку и это позволит организовывать новые рабочие места [2].
Таким образом, развитие малого бизнеса позволяет безработным гражданам обрести экономическую самостоятельность, а также позволяет увеличить количество необходимых рабочих мест, и как следствие способствует сокращению численности безработных и малоимущих, позволяя им улучшить свое материальное и социальное положение.
Список литературы:
- Гостяева И.Н., Вукович Г.Г. Вопросы формирования кадровой политики промышленного предприятия // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2010. № 4. — С. 112-114.
- Межов С.И. Проблемы формирования и оценки эффективности инновационных стратегий // Экономика устойчивого развития. 2014. № 2 (18). — С. 163-173.
- Строителева Е.В. Конкурентные преимущества развивающихся регионов// Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 2 (34). — С. 78-81.
- Строителева Е.В., Нежинский О.М. Стратегии инвестирования инновационного проекта // Социально-экономическое развитие общества в координатах XXI в.: традиции и инновации. 2014. — С. 43-47.
- Строителева Т.Г. Ключевые проблемы экономической интеграции в бизнес-структурах региона // Социально-экономическое развитие общества в координатах XXI в.: традиции и инновации. 2014. — С. 79-84.
- Строителева Т.Г. Участие работников в распределении прибыли (ОАО «Алтайские коммунальные системы») // Труд и социальные отношения. 2006. № 3. — С. 15-19.[schema type=»book» name=»МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РЕГИОНЕ» description=»В статье показано, что одним из направлений решения социальных проблем осуществляемых государством, является поддержка предпринимательской инициативы, способствующая созданию и развитию малого предприятия. Именно малый бизнес является наиболее доступным в качестве сферы деятельности широкого круга людей, который обусловлен тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.» author=»Усенко Варвара Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Источник: euroasia-science.ru
Презентация на тему МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО как фактор экономического развития региона с
Портрет региона Кузбасс – один из крупнейших индустриальных регионов России. В отраслевой структуре экономики региона преобладают отрасли традиционной индустрии: угледобывающая промышленность, черная металлургия, химическая промышленность.
- Главная
- Разное
- МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО как фактор экономического развития региона с
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО как фактор экономического развития региона с ресурсной специализацией
(на примере Кузбасса)
Выполнила:
Мерзлякова Светлана,
студентка КузГТУ, 3 курс
Слайд 2Портрет региона
Кузбасс – один из крупнейших индустриальных регионов России.
структуре экономики региона преобладают отрасли традиционной индустрии:
угледобывающая промышленность,
черная
металлургия,
химическая промышленность.
Слайд 3Проблема неравномерности отраслевого развития экономики Кузбасса
Быстрый рост
добывающего
сектора
финансирование
из федер.
и регион.
бюджета
Подавление
активности
в обрабатывающем
секторе
Риски
от внешних
экономических
воздействий
Моноструктурная
экономика региона
рост
цен
на сырьевых рынках
Слайд 4Выход из ситуации
Реструктуризация
региональной экономики
Развитие «непрофильных»
секторов экономики
Развитие малого бизнеса
согласно прогнозам
специалистов,
с/х, пищевая промышленность,
биофармацефтика, деревообработка … –
не смогут
стать
«локомотивами» роста ВРП
в ближайшие 10 лет
Слайд 5Условия и последствия развития малого бизнеса в регионе
Содействие
государства
и
региональных властей
устойчивому развитию
действующих
малых предприятий
Создание
благоприятных условий
для появления
новых
субъектов
малого
предпринимательства
Рост малого
бизнеса
Появление новых
рабочих мест
Уход
от моноструктурной
направленности
Создание
конкурентной среды
Слайд 6Участие малого бизнеса в экономике Кузбасса
Слайд 7Эффективность регионального хозяйства
Соотношение среднесписочной численности работников в малом бизнесе и
доли малого предпринимательства в объеме годового ВРП в сфере торговли
и «городских» услуг на 2012 год:
Экономически активное население – 1401 тыс. чел., из них
Занято в оптовой и розничной торговле, а также в сфере «городских» услуг – 51,7 тыс.
ВРП Кемеровской области – 717 млрд. руб., из них
Оборот вышеназванной сферы в объеме ВРП – 173,9 млрд. руб.
Слайд 8Эффективность малого бизнеса в масштабах регионального хозяйства
Соотношение ССЧ в малом
бизнесе и доли МБ в объеме годового ВРП в 2012
Среднее соотношение
по экономике региона
В строительной сфере МБ
В сфере торговли и
«городских» услуг МБ
В сфере обрабатывающих
производств МБ
Слайд 9Приоритетный региональный национальный проект «Малый бизнес»
Цель: повысить потенциал
развития малого предпринимательства в городах и районах Кемеровской области.
Финансирование в 2012 году:
из федерального бюджета -152,7 млн. руб.
из областного бюджета – 67,0 млн. руб.
из местных бюджетов – 103,0 млн. руб.
из внебюджетных источников – 9040,8 млн. руб.
создано 1 947
малых предприятий
создано 5368
новых
рабочих мест
Слайд 10Финансирование за счет средств государства в 2012 году:
из федерального бюджета
-152,7 млн. руб.
из областного бюджета – 67,0 млн. руб.
из местных
Приоритетный региональный национальный проект «Малый бизнес»
Итого из бюджетных источников – 332,7 млн.руб.
из них на 1.01.13 года освоено — 263,3 млн.руб.
Количество малых предприятий на 2012 год – 33500
В расчете на одно малое предприятие :
263,3 млн.руб./ 33500 = 7860 рублей
Слайд 11Способы стимулирования развития МП в экономике региона
снижение налогов;
льготные условия долгосрочного
кредитования;
увеличение объема государственной финансовой поддержки;
совершенствование механизмов правового регулирования;
создание инфраструктуры поддержки
развития малого бизнеса;
предоставление государственных гарантий при кредитовании малого бизнеса коммерческими банками.
Источник: theslide.ru