14 сентября Госдума в первом чтении приняла законопроект Правительства об упрощении ликвидации нефункционирующих малых и средних предприятий. Данным законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
На сегодняшний день процедура добровольной ликвидации предприятия является довольно продолжительной и сложной, что обусловлено необходимостью выполнения множества действий: принятие корпоративного решения, уведомление налогового органа, публичное объявление в СМИ о начале процедуры ликвидации, внесение сведений в Федресурс, уведомление работников предприятия и контрагентов, составление промежуточного и ликвидационного баланса, отчетность, снятие кассы с учета и другие. Как видно, процедура содержит в себе очень много формальностей, что влияет на её продолжительность. Минимальный срок ликвидации составляет четыре месяца, в реальности же процедура может длиться гораздо дольше – до года, а в некоторых случаях и больше года.
Малый и Средний бизнес. Что Мешает Росту Малого и Среднего Бизнеса?
Необходимо отметить, что подобный сложный порядок ликвидации юридических лиц действует и в ряде зарубежных стран.
Предприниматели, начавшие процедуру ликвидации своей компании, вынуждены нести большие расходы для оплаты услуг квалифицированных юристов. В противном случае предприниматель должен самостоятельно многократно посещать государственные органы, нотариуса, оплачивать дополнительные транспортные расходы. Это значительно затрудняет экономические процессы и часто приводит к ситуации, когда предприниматель «бросает» свое юридическое лицо на произвол судьбы и ожидает его принудительного закрытия налоговым органом. ФНС берет во внимание непредоставление в течение года отчетности и отсутствие операций юридического лица по его банковским счетам.
Такое ожидание влечет для предпринимателя негативные последствия в виде лишения на три года права быть учредителем или участником новых предприятий, а в некоторых случаях возможно даже привлечение к административной ответственности. Если же у юридического лица есть долг относительно социальных взносов, например в Пенсионный Фонд, то его и вовсе не ликвидируют, пока долг не будет погашен. Если же остались неисполненные обязательства перед контрагентами, то даже по прошествии трех лет участники юридического лица и его единоличный исполнительный орган могут нести субсидиарную ответственность по таким обязательствам.
В большинстве случаев «брошенный» бизнес представляет собой предприятие с низкими, а то и вовсе нулевыми доходами. Анализируя статистикуоставления бизнеса, Минэкономразвития еще зимой 2021 – 2022 гг. пришел к необходимости разработкизаконопроекта, который существенным образом упростит для предпринимателей процедуру добровольной ликвидации юридических лиц.
Во-первых, срок проведения процедуры сократится в 3 — 4 раза до максимальных трех с половиной месяцев. Добросовестному предпринимателю будет необходимо только один раз обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением. Дальнейшие действия налоговый орган будет осуществлять уже без участия самого заявителя.
Малый, средний и крупный бизнес: зачем предпринимателю знать разницу
Во-вторых, изменения позволят сделать процедуру ликвидации юридического лица с крайне низкими доходами безболезненной для их владельцев и контролирующих лиц. Расходы предпринимателей будут сведены к самому необходимому минимуму. Владельцам бизнеса не придется привлекать сторонние юридические фирмы и оплачивать их услуги.
При этом стоит обратить внимание, что не каждую компанию можно будет ликвидировать по упрощенной процедуре. Чтобы воспользоваться упрощенной процедурой ликвидации предприятие должно будет отвечать ряду требований: состоять в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства; не являться плательщиком НДС или освобожденным от его уплаты; не иметь недвижимого имущества и транспортных средств, неудовлетворенных требований кредиторов, задолженностей по налоговым и иным обязательствам. В отношении ликвидируемой компании не должно быть записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Не сможет воспользоваться упрощенным порядком и организация, которая на момент подачи заявления будет находиться в процессе ликвидации, реорганизации, уменьшения уставного капитала или банкротства.
Положительные последствия нововведений ожидают и налоговые органы. Число компаний, ликвидируемых по инициативе регистрирующего органа, будет снижено в разы, что позволит ослабить нагрузку на государственный бюджет.
Новые меры могут вступить в силу с 1 июля 2023 года.
Источник: zakon.ru
Малый бизнес живет одним месяцем
Между тем плох тот малый бизнес, который не хочет быть средним, считает председатель совета директоров бизнес-клуба «Деловой Петербург», соучредитель и генеральный директор сети супермаркетов «Лэнд» Дмитрий Чтецов.
По мнению коммерсанта, открывая малый бизнес, следует планировать рост, для чего необходимо иметь план действий и бюджет, как минимум, на год. «Малый бизнес неустойчив, — утверждает Дмитрий Чтецов, — до года доживают примерно 43%, до трех лет – 20%, свыше 5 лет – всего 5%. Между тем, российские предприниматели, как правило, планируют бюджет, в лучшем случае, на месяц, а с такой перспективой расти не получится».
Для того, чтобы бизнес рос и развивался, предприниматель советует уже в самом начале четко представлять себе 5 пунктов будущей компании: идеология (ради чего все затевается), кадры (компетентные), ценность продукта (чем он лучше других), корпоративный менеджмент (команда должна быть обязательно), цифры (что имеете и до чего планируете расти).
«Надо подключать науку и знания, — рекомендует бизнесмен. — Создавая компанию, следует понимать, что она создается не для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы нести в мир ценность своего продукта».
Дмитрий Чтецов также советует работать с трендами, отмечает корреспондент портала «Новости малого бизнеса». «Не управляя трендами, вы никогда не сможете управлять своим бизнесом, — утверждает он. — Всегда нужно включать мозг, чтобы не заблудиться».
- КЭРППиТ: Одним из самых зрелищных мероприятий Форума в Ленэкспо станет выставка «Малый бизнес Санкт-Петербурга»
- Эксперт: Малый бизнес зажат между сетевиками и стихийной торговлей
- Поддержав малый бизнес, государство предотвратит его уход в тень
- «Малый бизнес не социальная подушка, а технологическая площадка»
Источник: novostimb.ru
Малый бизнес не хочет быть средним
Сегодня российские власти уделяют все больше и больше внимания поддержке малого бизнеса, а банки ставят в приоритет развитие именно этого сегмента. О том, что хочет средний и малый бизнес, готов ли уходить в онлайн или по-прежнему предпочитает приходить в офис, на что компании чаще всего берут кредиты в ВТБ и есть ли условия для снижения ставок по ним в интервью РИА Новости рассказал заместитель президента-председателя правления ВТБ Денис Бортников.
— Денис Александрович, в этом году Восточный экономический форум юбилейный, какие у Вас впечатления от участия? Какие соглашения подписаны, на что они нацелены? Есть ли какие-то прорывные встречи, планы и договоренности?
— От года к году мы видим все больший интерес к Форуму, увеличивается количество участников со стороны бизнеса, в том числе, наших клиентов и партнеров. С каждым годом растет количество подписанных нами соглашений на полях ВЭФ, если в прошлом году, например, мы проводили предварительные переговоры с потенциальными партнерами, то в этом мы уже зафиксировали наши договоренности на бумаге.
Большое внимание в рамках Форума мы акцентируем на взаимодействии с региональными администрациями. Мы подписываем рамочные соглашения, которые дают банку возможность достаточно активно участвовать в социальной и экономической жизни регионов, содействовать их развитию. Мы продолжаем дальнейшую работу в этих направлениях, с кем-то из регионов подписываем дополнительные соглашения и дорожные карты. Например, на полях ВЭФ-2019 зафиксировали план мероприятий по поддержке среднего и малого бизнеса с Республикой Бурятия. Общие соглашения о сотрудничестве мы подписали с Амурской и Магаданской областями, Камчатским, Хабаровским краями, Республикой Саха (Якутия).
С Российским экспортным центром мы подписали соглашение, которое дает представителям малого и среднего бизнеса дополнительную возможность для выхода на российский и зарубежный рынки сбыта, развития экспортного потенциала через специальную B2b-платформу ВТБ «Бизнес-коннект». Мы запустили совместно со школой экспорта РЭЦ онлайн-акселератор, который позволит качественно подготовить предпринимателей к расширению географии работы.
В направлении бизнеса по заключенным в прошлом году соглашениям у нас есть серьезные подвижки. Например, компания «Терминал Астафьева» при нашем участии ведет в г. Находке реализацию 2-го этапа проекта по переходу на закрытый тип перевалки угля. Финансировать этот проект мы начали еще в прошлом году, клиентом уже реализовано около 40% объемов работ. Все это позволит «Терминалу Астафьева» выполнить в срок Поручение Президента РФ компаниям угольной промышленности о переходе на закрытую перевалку угля.
Если в прошлом году на ВЭФ у нас было два соглашения о финансовой поддержке среднего и малого бизнеса, то в этом мы подписали уже четыре. Причем три из них направлены на развитие туристического комплекса Дальнего Востока — мы финансируем строительство крупнейшего гостиничного комплекса в Петропавловске-Камчатском и двух отелей на Сахалине.
Интерес к данному региону стабильно растет не только у жителей материковой России, но и со стороны зарубежных туристов — из США, Южной Кореи, Японии, Китая. Здесь прекрасные условия для рыбалки, охоты, а также для занятия горнолыжным спортом. Населению и гостям региона нужна качественная туристическая и социальная инфраструктура: современные отели, спортивные сооружения, торгово-развлекательные комплексы. Мы всячески поддерживаем проекты создания комфортных условий для жизни, работы и отдыха в регионах.
— Вы говорите, что нужно развивать туризм, интересно ли ВТБ финансировать строительство объектов культуры и отдыха: торгово-развлекательных центров, аквапарков, спортивных сооружений и прочего в регионах?
— Банк уже активно в этом участвует. Мы реализуем проекты, которые наши клиенты считают значимыми, востребованными и необходимыми для появления в регионах. Мы работаем, отталкиваясь непосредственно от потребностей клиента. В этом основная наша философия.
Принимая решение, мы оцениваем желание и готовность развивать туристическую инфраструктуру у местного бизнеса, а также коммерческую составляющую. Окупаемость объектов должна измеряться реальными сроками. Например, мы финансируем строительство одного из крупнейших на Дальнем Востоке торгово-развлекательных комплексов с аквапарком. Он возводится в Хабаровске.
Первую очередь мы уже профинансировали, в ближайшей перспективе намерены оказать поддержку второй очереди. Общая площадь объекта составит 60 тысяч квадратных метров, а площадь аквапарка – 5 тысяч квадратных метров.
— В группе ВТБ Вы курируете средний и малый бизнес. Как в целом Вы оцениваете настроение участников и состояние дел на рынке кредитования этого сегмента?
— По нашим оценкам, за 2018 год рост российского рынка корпоративного кредитования составил около 12% , СМБ при этом прибавил более 6%. Кредитование этого сегмента очень чувствительно к общим тенденциям в экономике – в сложных условиях эти предприятия быстрее крупных снижают кредитную активность, а в период экономического подъема показывают более динамичный рост.
Многие кредитные учреждения сегодня называют приоритетным сегментом развития именно малый бизнес. Здесь в принципе очень высокая конкуренция: предложение сейчас гораздо выше спроса.