Методы взаимодействия власти и бизнеса

Общественное устройство стран развитой социально-ориентированной рыночной экономики немыслимо без эффективного механизма взаимодействия предпринимательства как ее доминирующего субъекта, обладающего хозяйственной властью, с органами законодательной и исполнительной власти на макро-, мезо- и микро — уровне.

Таким образом, рассматриваемое взаимодействие предопределено, объективной необходимостью нормального функционирования хозяйственной и политической власти. В современной России практика такого рода узаконенного взаимодействия еще не сложилась. Основными содержательными (структурными) элементами любого организационноэкономического механизма являются хозяйствующие субъекты и отношения, которые хозяйствующие субъекты устанавливают и поддерживают между собой. Организационноэкономический механизм частно-государственного взаимодействия — это

самоорганизующаяся система предпринимательских и властных структур с присущими всей системе общественными институтами, регулирующими деятельность названных субъектов.

РБК. Дело. Взаимодействие власти и бизнеса

Народнохозяйственный комплекс России является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста. Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Последнее десятилетие XX столетия ознаменовалось радикальными изменениями, преобразившими социальный, политический и экономический облик России.

В этих условиях особую значимость и актуальность приобретают взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики, как в федеральном центре, так и на местах: в регионах и муниципальных образованиях.

Организационно-экономический механизм является механизмом адаптации системы интеграции предпринимательских структур и государства к изменению внешней среды.

Категорию «адаптация» необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимовлиянии двух ее сторон: «адаптивность» — как свойство системы управления интегрированной структурой и «адаптация» — как процесс приспособления интегрированной структуры к условиям окружающей среды.

Адаптивность — это свойство системы интеграции в виде частно-государственного взаимодействия, определяющее ее способность успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Под адаптацией системы интеграции следует понимать процесс целенаправленного изменения ее параметров, структур и свойств в ответ на воздействия внешних и внутренних факторов для обеспечения эффективного функционирования системы и ее элементов.

Власть и бизнес: взаимодействие ради развития

Для определения вектора взаимодействия предпринимательства и государства, при существующих нормативно-правовых условиях, предлагается выделить концептуальные (рис. 8), финансовые (рис. 9) и информационные (рис. 10) полномочия органов

государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года.

Рисунок 8. Концептуальные полномочия органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Финансовые полномочия органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Рисунок 10. Информационные полномочия органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Приватизация и акционирование не привели к созданию в отечественной промышленности эффективных хозяйствующих структур. Необходимость создания новых конкурентных преимуществ, налаживания хозяйственных связей взамен разрушенным старым обязывает уделять огромное внимание проблемам разработки новых прогрессивных форм организации взаимодействия власти и бизнеса.

Некоторые из таких форм возникли сравнительно недавно, другие существуют более длительное время, однако постоянно видоизменяются и совершенствуются, адаптируясь к экономическим условиям. Одним из необходимых условий адаптации является развитие хозяйственных связей властных и предпринимательских структур. Примеры успешного функционирования интегрированных хозяйственных структур в мировой практике убеждают в существовании и возможностей, и перспектив которые открываются перед предприятиями, входящими в такие структуры. В российских условиях имеется ряд реальных предпосылок, которые могли бы быть использованы при трансформации мирового опыта в отечественные условия.

В то же время необходимо отметить, что применяемые новые формы организации производства по многим направлениям не конкретизированы. Активы многих крупных предприятий перестали использоваться полностью, и появилась возможность задействовать их иным образом, создавая новые очаги деловой активности с участием властных структур.

В современных условиях участие региона в формировании нормативно-правовой базы законодательно ограничено. Функции региональных органов власти уменьшились количественно, и теперь важно более качественно ими распорядиться.

Взаимодействие предпринимателей с органами власти осуществляется в первую очередь на территории муниципальных образований. Фактически это взаимодействие ведет к консолидации общественных сил в вопросах организации бизнеса даже тогда, когда для него возникает отрицательный результат. В этой ситуации бизнес вынужден вступать в отношения с региональной властью и их организационно выстраивать.

Необходимость государственной поддержки для устойчивого развития конкурентоспособных предпринимательских структур путем создания нормативно-правовых основ регулирования предпринимательской деятельности реализуется в деятельности государственных органов, занимающихся государственной поддержкой в системе финансово-кредитной поддержки предпринимательства; в системе налогообложения; в развитии системы поддержки кадров и информационной поддержки, в проведении активной антимонопольной политики. Целостность воспроизводственных процессов, складывающихся в национальной экономике, когерентность их изменений во времени свидетельствует о том, что конкуренция не может рассматриваться как главенствующий способ, определяющий эволюционное развитие экономических субъектов, экономических взаимодействий и институтов. Характер изменений во времени динамических и структурных параметров национальной экономики определяется тем, что в ней противоречиво взаимодействуют силы интеграции и конкуренции.

Рыночные методы хозяйствования как форма институциональной организации рыночного поведения — деятельность, основанная на использовании основных рыночных инструментов и механизмов, способствующих эффективной адаптации экономических агентов к изменяющейся макроэкономической среде. Система рыночных методов хозяйствования в любой стране представляет собой единый пространственно-временной механизм, которому для обеспечения быстрой адаптации к текущей конъюнктуре требуются рыночные отношения, а для развития в долгосрочной перспективе — институциональная организация, совокупность организационных структур (правовых, политических, экономических и т.

п.), которая вносит в воспроизводительный процесс сознательный порядок (планомерность). Назначение системы рыночных методов хозяйствования заключается в создании механизма разрешения основных рыночных противоречий (рис. 11).

Возникла объективная необходимость разрешения рыночных противоречий на паритетных началах между государственной властью и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

В современных условиях формирование эффективных субъектов собственности в значительной мере связано с возникновением и развитием корпораций — ключевого элемента национальной системы предпринимательства во всех промышленно развитых странах.

Важнейшей целью корпорации как ассоциированного собственника капитала становится согласование интересов всех участников корпоративных отношений: собственников (акционеров), менеджеров и работников. Корпоративное управление направлено на гармонизацию интересов как внутри корпорации, так и при ее взаимодействии с внешней средой.

Развитие институциональных основ современной рыночной экономики неразрывно связано с разработкой научно обоснованного механизма взаимодействия предпринимательства с органами государственной власти и управления (табл. 3) [68].

Читайте также:  Мебель как бизнес pdf

Таблица 3 — Экономическое взаимодействие государства и бизнеса

-Обеспечение условий для стратегического планирования предпринимательской деятельности

-Обеспечение режима конкуренции среди потенциальных поставщиков товаров и услуг

Источник: economy-ru.com

Взаимодействие бизнеса и власти

Современная система отношений между властью и бизнес-сообществом основывается на действии механизмов согласия. Это означает, что бизнес и институты власти действуют не только в своих интересах, но и в интересах населения, что позволяет рассматривать такие отношения как социальный диалог.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса
41
2.3 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 45
2.4 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73

Работа состоит из 1 файл

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Орловская региональная академия государственной службы» в г. Брянске

Иванов Иван Иванович

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ

1 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6

2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32

2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32

2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса

2.3 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 45

2.4 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАН ИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73

Актуальность проблемы взаимодействия бизнеса и власти обусловлена необходимостью установления баланса интересов органов власти и бизнеса в целях воспроизводства экономического потенциала территорий, организации защиты социально-экономических интересов жителей, привлечения самих граждан к управлению развитием своей территории и эффективному использованию местных ресурсов. Опыт России показал, что административные и институциональные механизмы управления во многом утратили свою эффективность, а преодолеть экономический дисбаланс, социальную несправедливость и конфликты в одиночку не могут ни власть, ни бизнес.

Современная система отношений между властью и бизнес-сообществом основывается на действии механизмов согласия. Это означает, что бизнес и институты власти действуют не только в своих интересах, но и в интересах населения, что позволяет рассматривать такие отношения как социальный диалог. Однако практика показала, что далеко не всегда такое взаимодействие является безупречным и приносит пользу всем его участникам. В числе негативных проявлений отмечаются «приватизация власти», олигархия, коррупция, лоббирование интересов.

Поэтому в настоящее время весьма острой является проблема поиска путей экономического взаимодействия местных органов власти и бизнеса.

Различные аспекты взаимодействия власти и бизнеса в настоящее время являются предметом многочисленных споров, исследований, научных дискуссий. Данная тема поднимается такими исследователями, как Афанасьев М., Баринова М., Виленский А., Гаман-Голутвина О., Делягин М., Зайнашева З., Курбатова М., Левин С., Михеев В., Михеева Н., Осипов Ю., Перегудов С, Радаев В., Сулакшин С., Туркин С., Флямер М., Фортескью С., Шамхалов Ф., Якимец В. и другими.

Вопросы развития партнерских отношений бизнеса и власти на региональном уровне рассматривались в работах Гапоненко А., Ковалева В., Кротова Д., Корсакова М., Лексина В., Макеев Д., Мельникова А., Николаева В., Толстых П., Швецова А., и других.

Зарубежный опыт организации партнерства власти и бизнеса изучен в работах Артура Б., Дэвида П., Киселева В., Макарти К., Семигина Г., Хороса Г., Саламона Л. и других.

Однако отмеченные авторы в большей степени исследуют методы взаимодействия органов государственного управления и крупных хозяйствующих субъектов. Еще накоплено недостаточно исследований, направленных на поиск эффективных механизмов взаимодействия власти, бизнеса и населения на региональном и муниципальном уровнях управления. Поэтому необходимо создавать механизмы всесторонне эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса, способствующие социально-экономическому развитию регионов, а, следовательно, и страны в целом.

Основная цель дипломного проекта состоит в наиболее полном раскрытии проблемы и выработке рекомендаций по управлению экономическим взаимодействием органов власти и бизнеса, обеспечивающих устойчивое развитие муниципального сообщества.

Для достижения основной цели определены следующие задачи дипломного проекта:

    • определение сущности, принципов и методов управления экономическим взаимодействием власти и бизнеса в рыночной экономике;
    • оценка места и роли органов региональной власти и местного самоуправления в совершенствовании экономического взаимодействия власти и бизнеса;
    • исследование путей эффективного участия бизнеса в устойчивом развитии регионов и государства в целом;
    • раскрытие ситуации и разработка стратегии управления экономическим взаимодействием местных органов власти и бизнеса на примере Брянской области.

    Объектом исследования является совершенствование путей экономического взаимодействия местных органов власти и бизнеса.

    Предметом исследования выступают экономические, социальные и институциональные отношения, возникающие в процессе совершенствования экономического взаимодействия органов власти и бизнеса.

    Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные, нормативно-правовые акты, постановления Правительства РФ, статистические данные, средства массовой информации, материалы Internet и другие источники, относящиеся к теме исследования.

    В работе используются методы экономического и статистического анализа, изучается зарубежный опыт и опыт, накопленный в регионах и муниципальных образованиях по вопросам экономического взаимодействия местных органов власти и бизнеса. В дипломном проекте использованы нормативные документы, статистические данные и аналитические материалы органов местного самоуправления Брянской области по вопросам экономического и социального развития региона.

    На защиту выносятся разработанные рекомендации по совершенствованию механизмов взаимодействия местных органов власти и бизнеса, обеспечивающие устойчивое развитие всего региона.

    Практическая значимость работы заключается в том, что предложены пути управления экономическим взаимодействием местных органов власти и бизнеса Брянской области.

    1 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    Развитие российской экономики напрямую зависит от эффективности взаимодействия бизнеса и власти в стране. Для более полного представления о формах данного взаимодействия необходимо ответить на следующие вопросы:

      • Что тормозит развитие бизнеса и мешает ускорению темпов роста российской экономики?
      • В каком направлении развивается институциональная система, и какая модель рыночной экономики формируется в России?

      При этом в исследовании под «властью» будет пониматься структура, наделенная, во-первых, публичными функциями, что с экономической точки зрения означает выполнение обязанностей гаранта «правил игры» и производителя общественных благ; во-вторых, правом на принятие обязательных для других субъектов хозяйствования решений и легальными полномочиями по контролю за их исполнением. В отечественных условиях «власть» характеризуется реальной нерасчлененностью её представительной и исполнительной «ветвей» при концентрации наиболее значимых функций в руках главы администрации. Последний не только возглавляет «исполнительную вертикаль», но и, как правило, определяет основные направления деятельности соответствующего представительного органа, располагая серьезными рычагами влияния на депутатов. Большинство депутатов при решении принципиальных вопросов следуют за главой администрации, одновременно, выступая, как лоббисты определенных «специальных групп интересов».

      Читайте также:  Инвестиции в бизнес проекте пример

      Под «бизнесом» будет подразумеваться совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-сообществ), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод.

      Следует выделять идеальную теоретическую модель взаимодействия власти и бизнеса, которая дает некий образ данного взаимодействия в условиях «идеального рыночного хозяйства». Она определяет роли субъектов взаимодействия: субъекты, представляющие интересы бизнеса договариваются о правилах игры и поручают контроль над их соблюдением государству как агенту-гаранту. Она фиксирует обязательства сторон: государство гарантирует бизнесу создание благоприятной среды и производство необходимых для его функционирования и развития общественных благ, таких как производственная, социальная и институциональная инфраструктура; бизнес берет на себя обязательства по уплате налогов и воспроизводству используемых экономических ресурсов.

      Идеальной модели противостоит национальная модель взаимодействия власти и бизнеса, которая отражает общие черты данного взаимодействия в определенной национальной модели рыночной экономики (либеральной, социально-корпоративной, корпоративно-патерналистской). В ней находит отражение предшествующая история развития страны, реальная практика государственного строительства и возникновения бизнеса. Так, сложившиеся в ходе исторического развития определенной страны представления о «справедливости» во многом определяют целевые функции экономических субъектов, их отношение к возможным вариантам распределения прав собственности на экономические ресурсы между частными агентами, государством и коммунальными структурами. Все это определенным образом модифицирует роли власти и бизнеса в их взаимодействии, а также объем и характер их взаимных обязательств.

      Наряду с идеальной и национальной моделями можно выделить нормативную модель взаимодействия бизнеса и власти, складывающуюся из установленных в данной стране формальных норм, правил и практик их применения, а также противостоящую ей реальную институциональную модель, как совокупность сложившихся на определенной территории формальных и неформальных норм, правил и практик их взаимодействия.

      Российские реформаторы стремились и стремятся утвердить «рыночный» тип взаимодействия власти и бизнеса наиболее близкий к идеальной модели. Делать это они пытаются путем внедрения формальных норм либерального типа. Однако, как показывает сложившаяся практика, формальная либерализация не привела к реальной либерализации. Представляется, что возникшая ситуация является проявлением зависимости от предшествующего развития, причем на уровне базовых характеристик институциональной системы отечественной экономики. При этом четко прослеживаются оба аспекта, выделяемых последователями П. Дэвида и Б. Артура:

      1. Сохранение на рыночном этапе развития форм и методов взаимодействия власти и бизнеса, характерных для административно-командной экономики.

      2. Преобладание неформальных механизмов выбора в закреплении сложившейся траектории развития, отторжении институциональных инноваций, нацеленных на ее радикальное изменение. В результате реальная хозяйственная практика в настоящее время существенно отличается от нормативной картины хозяйственной жизни страны.

      Сложившаяся к настоящему времени реальная модель отношений власти и бизнеса характеризуется тем, что сформировались три относительно обособленные зоны их взаимодействия: белая, черная и серая. 1

      «Белая зона», охватывает формальные практики, такие как регулирование законодательством налоговых отношений, административного и экономического регулирования бизнеса (регистрации, лицензирования, контроля и принуждения к исполнению установленных норм и т.п.), конкурсы по распределению государственных заказов и т.п.

      «Черная зона» охватывает неформальные криминальные практики, прежде всего, коррупцию, лоббирование интересов.

      «Серая зона» охватывает неформальные практики поборов с бизнеса, непосредственно не связанные с коррупцией и практики его неформального торга с властью относительно условий функционирования конкретного бизнеса.

      «Белая зона» отношений власти и бизнеса основывается на создании единых правил игры для всех предпринимателей и на неизбирательном их принуждении государством к выполнению данных правил в случае допущенных кем-либо нарушений. «Черная» и «серая» зоны, напротив, обслуживают создание и поддержку преференциальных режимов для отдельных предпринимателей и избирательное применение санкций со стороны государства в случае нарушения формальных норм. Они основаны на вложениях бизнеса в «хорошие отношения» с властью.

      Принципиальное различие между «черной» и «серой» зонами состоит в целях и наборе инструментов создания преференциальных режимов. Отношения «черной зоны» основаны на индивидуальных корыстных интересах отдельного чиновника, а инструментом достижения интересов предпринимателя оказывается взятка, вовлечение в бизнес чиновника.

      Приведем пример такого элемента «черной» зоны как лоббирование бизнесом своих интересов при создании законопроектов и поправок к ним. Одной из самых наглядных отраслей российской экономики, в которой как в зеркале отражаются лоббистские усилия различных групп, является табачная отрасль.

      Уникальность табачного лоббизма состоит в том, что крупнейшие мировые производители сигарет борются друг с другом. Рынок фактически поделен на два фронта, каждый из которого стремится к ухудшению условий работы конкурента. На одном из них стоит компания BAT и российские компании, производящие в основном дешевых сигареты, на другом — Philip Morris и JTI — производители дорогих марок.

      За последние десять лет налогообложение табачной отрасли ставилось с ног на голову неоднократно. До 1996 года действовала адвалорная система, выгодная компании BAT, с 1997 года ее изменили на специфическую, выгодную Philip Morris и JTI, с 2003 года начала действовать смешанная система, объединившая как адвалорную, так и специфическую составляющую. С этого времени основное давление лоббистов концентрировалось на увеличении пропорции, выгодной компании, которую они представляли. В этом споре за прошедшие десять лет были задействованы многие влиятельные чиновники, что говорит о размахе «черной» зоны взаимодействия бизнеса и власти.

      Источник: www.freepapers.ru

      Взаимодействие власти и бизнеса

      МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

      МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ( УНИВЕРСИТЕТ)

      МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

      ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

      Кафедра мировых политических процессов

      Особенности взаимодействия власти и бизнеса в КНР.

      Выполнил: Бреев А. В.

      1 курс магистратуры ТНБ

      доцент, научный секретарь Никитина Ю.А.

      1. Ретроспективный анализ отношений власти и бизнеса.

      1.1. Эволюция диалога государства и частного бизнеса в период 1980-2000 –х гг.

      1.2. Современная модель взаимоотношений власти и бизнеса.

      2. Основные проблемы китайской модели власти и бизнеса.

      2.1. Специфика проблем взаимодействия государства и бизнеса.

      2.2. Феномен «гуаньси» как один из ключевых аспектов взаимоотношений власти и бизнеса в Китае.

      Читайте также:  Примеры государственного бизнеса в России

      Мировая практика на примерах различных стран доказывает, что ключевым фактором становления, развития или модернизации национальной рыночной экономики является эффективный механизм взаимодействия между государством и бизнесом. Для Российской Федерации диалог между властью и бизнесом, в последнее время, приобрел особую актуальность, ввиду необходимости поддержки и стимулирования развития бизнеса в условиях глобального финансового кризиса и вступления России во Всемирную Торговую Организацию. В данной работе предпринята попытка осознание эффективности использование зарубежных технологий в российской действительности.

      1. Ретроспективный анализ отношений власти и бизнеса.

      1.1. Эволюция диалога государства и частного бизнеса в период 1980-2000 –х гг.

      Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению заявленной проблематики, необходимо обратить внимание на эволюцию политики Китая в отношении бизнеса в исторической ретроспективе, поскольку нынешние результаты, достигнутые в данной области китайской стороной, напрямую зависят от долгосрочных политико-экономических установок, взятых на вооружение правящей партией еще в середине 1980-х годов. Руководство до сих пор делает важный акцент на присутствие в экономике государственного сектора, не смотря на постоянно увеличивающуюся долю частных предприятий в ее различных отраслях. Сегодняшняя ситуация такова: правительство ведет два отдельных политических курса направленных на взаимодействие с государственным и частным бизнесом. Для нас важно рассмотреть второй вариант, поскольку именно частный бизнес является основой экономического рывка, совершенного страной за последние 20 лет.

      Диалог бизнеса и власти, существующий в форме равного положения частного бизнеса различных форм хозяйствования – сравнительно новое явление появившиеся в результате реформ, проведенных КПК КНР в середине 2000-х. До этого момента частный бизнес не имел необходимой юридическо-правовой базы, которая гарантировала права как индивидуальным предпринимателям малого бизнеса, так и крупным компаниям, вышедшим за пределы национальной экономики. Однако, дискриминационное положение частного бизнеса (которое вытекает из идеологических установок, провозглашаемых самим государством), в результате реформ середины 2000-х гг., было устранено посредством ввода новой законодательной базы, получившей название «36 основных положений». 1 Она представляет собой свод документов, существенно расширивших и регламентировавших сферу доступа частного бизнеса в отрасли экономики, ранее монополизированные госсектором. 2 Постепенно, под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, в русле радикализации рыночных реформ правительство Китая переходит от политики вынужденного допуска частного предпринимательства и его социальной дискриминации к политике поощрения и поддержки бизнеса. 3

      1.2. Современная модель взаимоотношений власти и бизнеса.

      В настоящее время, после целого ряда реформ, Китаю удалось найти способ успешного синтеза традиционных и западных методов, причем не только в экономике, но в политике. Китайскую модель власти-бизнеса можно классифицировать как бюрократическо- плюралистическую.

      В настоящий момент, в Китае активно развивается процесс институализации и легитимизации частного предпринимательства. Связующими звеньями между руководством страны и представителями бизнес-структур являются – «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (The National Development and Reform Commission – NDRC), а также «Департамент малого и среднего предпринимательства» и «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (The China Center for Business Cooperation 关 — тесный, 系 — отношения). «Гуаньси» — система китайских неформальных связей с представителями административного аппарата, позволяющих обходить препятствия, создаваемые государственной бюрократической системой. 6 По мнению специалистов Стокгольмской школы экономики, которые активно исследуют проблемы ведения бизнеса в Китае, “. «гуаньси» имеют некоторое негативное отношение, связанное с взяточничеством и коррупцией”. 7 Однако стоит отметить, что эти отношения отражают ограниченные возможности распределения ресурсов с помощью рыночных цен в Китае.

      Аналогом данного понятия в русском языке является слово «связи» — наличие прямых или косвенных каналов взаимодействия с административным управлением, направленных для достижения частных выгод любого рода. Не смотря на это, «гуаньси» не может рассматриваться как элемент коррумпированности государственного аппарата. Это формальная система норм и правил взаимоотношений между бизнесом и властью, которая имеет глубокие исторические корни, соблюдение которой дает возможность успешно действовать в условиях жестокой конкуренции. Данная система не закреплена законодательно, однако существует в виде неписанного свода норм и правил, основанного на национальном менталитете.

      Вывод: Проблемы взаимоотношений между представителями административного управления и бизнесом превратились в первоочередные. Их решение должно основываться в соответствии с интересами бизнеса, предоставляя ему возможность влиять на власть через каналы обратной связи.

      В результате анализа заявленной темы были сделаны следующие выводы. Описанная выше модель взаимодействия власти и бизнеса, в той или иной мере, близка к зарубежным, прежде всего к восточноазиатским. Она является аналогом модели социального партнерства в развивающихся экономиках.

      В тоже время, данная модель претерпевает значительные изменения, что соответствует новому этапу в социально-экономической стратегии КНР. Главными задачами перед руководством заключается в формировании новых рыночных институтов и правовой базы с учетом национального менталитета. Правильность данного пути доказана способностью смешанной, многоукладной экономической системы Китая противостоять мировому финансово-экономическому кризису. Только при соблюдении данных принципов китайские негосударственные предприятия могут развиваться более эффективно.

      1. Потапов М.А. / Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии / М.А. Потапов // «Международные отношения» Москва 2003. С-121.
      2. Карлусов В., Кудин А., Калашников Д., Анкилов К. Китай в ВТО: уроки поддержки национального бизнеса // Проблемы Дальнего Востока, 2004, № 1.
      3. Буяров Д.В. / Современный Китай: социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология / Д.В. Буяров // М: КРАСАНДР, 2011. – 296 с.
      4. Фокин В.Ю. / Особенности отношений власти и бизнеса в России // Режим доступа: http://www.intertrends.ru/ twenty/012.htm
      5. Хуей Фен. Ускорить трансформацию правительственных полномочий // «Го Цзи Цзинь Жун Бао» («Международная финансовая газета»). 2003. 9 ноября.
      6. Положение о Государственном Совете КНР по вопросам обеспечения устойчивого и здорового развития рынка. 31.08.2003 [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.gov.cn./zwgk/2005- 08/13/content_22259.htm
      7. Капралова К. Б. / Гуаньси как фактор успешного бизнеса в Китае / Проблемы современной экономики №3 (23), 2007 Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=1594

      1 Буяров Д.В. / Современный Китай: социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология / Д.В. Буяров // М: КРАСАНДР, 2011. – 296 с.

      2 Карлусов В., Кудин А., Калашников Д., Анкилов К. Китай в ВТО: уроки поддержки национального бизнеса // Проблемы Дальнего Востока, 2004, № 1.

      3 Потапов М.А. / Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии / М.А. Потапов // «Международные отношения» Москва 2003. С-121.

      4 Положение о Государственном Совете КНР по вопросам обеспечения устойчивого и здорового развития рынка. 31.08.2003 [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.gov.cn./zwgk/2005- 08/13/content_22259.htm

      5 Хуей Фен. Ускорить трансформацию правительственных полномочий // «Го Цзи Цзинь Жун Бао» («Международная финансовая газета»). 2003. 9 ноября.

      Источник: www.yaneuch.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      Бизнес для женщин